Тема 2. Развитие науки в различных странах мира
Методические основы определения уровня развития науки в различных странах мира
Уровень развития национальных систем «науки и техники» стал на рубеже веков одним их основных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их роль и место в системе мирового хозяйства.
В связи с этим изучение национальных научно-технических систем стран мира, достигнутого уровня их развития во времени и пространстве представляется нам одной из важных задач научного исследования.
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, в свою очередь, особенностями исторического, политического и социально-экономического развития, а также зависит от сложившихся территориальных, культурно-этнических факторов.
Различия находятся в основном в особенностях планирования, организации и управления научной деятельностью, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований.
Если рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же, сколько имеется стран, участвующих в мировой научной деятельности. В этом отношении каждое государство уникально. Тем не менее страны со сходными чертами возможно условно объединить в группы, разделив тем самым всю их совокупность на несколько определенных типов.
Отнесение к тому или иному типу является важнейшей характеристикой научно-технической отрасли государства, способствует объективной оценке места страны в мировой научной системе.
Для определения типа страны необходимы особая методика оценки уровня развития ее науки, определенная система показателей. Однако, к сожалению, измерение параметров науки методологически до сих пор представляется для специалистов очень сложной задачей, что связано с самой природой науки.
В отличие от других сфер деятельности человеческого общества, отраслей экономики научный продукт – «идеи» – невозможно измерить количественно и качественно, выявить их прямую зависимость и уровень взаимосвязей с социально-экономическими факторами.
На сегодняшний день, к нашему сожалению, анализ выполним только на уровне их численных характеристик, отражающих сферу науки как особый вид деятельности человека, отрасль национального хозяйства, а не как совокупность знаний [2].
Рассматривая науку в этом плане как систему, которая характеризуется своими количественными показателями, все существующие научные показатели можно разделить на две группы.
Во-первых, показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение. Это ресурсные или “входные” показатели науки.
Они могут быть, очевидно, выражены как в абсолютных, так и в относительных величинах.
К абсолютным показателям относят, например, общее количество ученых, конструкторов и инженеров, занятых в НИОКР, общий объем финансирования научных исследований и разработок из федерального бюджета и частных, общественных фондов, совокупные финансовые затраты на НИОКР, их распределение по областям знаний, отраслям и видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.
Для иллюстрации приведенных материалов, например, в табл. 1 приведены данные по динамике объемов финансирования научных исследований и разработок с 1965 по 1998 гг. из федерального бюджета США по трем областям знаний, а в табл. 2 сравниваются статьи финансирования фундаментальных исследований за период времени с 1980 по 1998 гг. [1].
Объем финансирования научных исследований и разработок
из федерального бюджета США в текущих ценах в млн долларов
Область научных исследований | Периоды времени, год | ||||
Оборона | 7,3 | 9,7 | 33,7 | 34,4 | 34,1 |
Здравоохранение | 0,9 | 2,2 | 5,4 | 11,7 | 13,3 |
Космические исследования | 4,9 | 2,8 | 2,7 | 9,6 | 9,6 |
Сравнение основных статей финансирования фундаментальных научных исследований из федерального бюджета США в текущих ценах в млн долларов
Область научных исследований | Периоды времени, год |
Оборона | |
Здравоохранение | |
Космические исследования |
Анализ данных табл. 1 и 2 показывает рост объемов финансирования этих трех областей знаний и приоритетной области – здравоохранения.
Во-вторых, показатели, оценивающие основной «выход» научных исследований – производство нового научного знания (фундаментального и прикладного).
Это показатели, позволяющие определить полученный вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной научно-технической области.
Все количественные меры научного выхода могут быть также соответственно отражены в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны таких, например, как общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно количества научных работников или населения всей страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов в разные периоды времени и т.д. Кроме того, эти показатели проявляются в структуре технических и технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации и информатизации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.
Для иллюстрации в табл. 3 приведены некоторые показатели для возможной оценки уровня научной деятельности в отдельных странах мира.
Показатели для оценки уровня развития научной деятельности
в отдельных странах мира в 1996 г*
Число ученых и инженеров (тыс. чел)
Расходы на НИОКР (млрд долл.)
Количество научных публикаций (тыс.)
Число заявок на выдачу патентов (тыс.)
Доля высокотехнологичной продукции в экспорте страны (%)
Число компьютеров на 1 тыс. чел. населения
* Составлено по источникам [5,6,7]
По абсолютным показателям привлеченных в НИОКР ресурсов ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных знаний и открытий.
Высокие абсолютные показатели финансирования и занятого специального кадрового персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных исследований, освоения космоса, фармакологии и других областях знаний.
Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации» общества возможна лишь на основе относительных показателей, характеризующих относительную эффективность научной деятельности в стране.
Использование относительных показателей дает возможность некоторого совместного сопоставления больших и малых стран мира, выявления их характерных классификационных типов по уровню развития науки.
В нашей типологии мы использовали показатели, которые, как уже было сказано выше, относятся к двум группам:
1. Ресурсные показатели науки:
а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения;
б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США);
в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя (долл. США);
г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства (%).
2. Показатели эффективности науки:
а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства;
б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;
в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения;
г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров;
д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения.
Страница: 5 из 16;
Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира
В табл. 4 приведены некоторые выборочные данные из статистического исследования по соотношению коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и результативности исследований по некоторым странам мира в 1990–1997 гг. с указанием интегральных показателей и ранжированием государств по национальному уровню развития науки.
Соотношение ресурсных показателей и результативности науки, приведенных в этой таблице, позволило определить степень эффективности научной деятельности в государствах земного шара, что и явилось основой выделения как групп, так и подгрупп государств в зависимости от этих показателей.
Соотношение коэффициентов уровня развития науки, ресурсов
и результативности исследований по странам мира в 1990-1997 гг
Уровень развития науки
Окончание табл. 4
1 группа. Страны с высоким уровнем развития науки.
В данную группу входят 20 государств. Наиболее крупные из них – это США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция.
Для этих стран характерны: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% мировых затрат), большое количество занятого персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании и проведении исследований, стабильное лидерство в научно-технических достижениях и открытиях.
Несмотря на сходные черты НИОКР в этих странах и близость относительных показателей, в данной группе государств можно выделить три подгруппы:
Подгруппа А. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами и высокой эффективностью науки: Швеция, Швейцария, Япония, США.
США и Япония являются общепризнанными мировыми лидерами в проведении научных исследований и ведущими флагманами в развитии новейших технологий. Их научные системы – самые передовые в мировом сообществе, о чем свидетельствует широта изучаемых проблем, техническая оснащенность, а также статус науки и техники в общественном сознании.
Высокая эффективность науки в этих странах обеспечивается мощным целенаправленным финансированием частным капиталом и государством фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских разработок.
Швеция и Швейцария находятся в группе мировых лидеров благодаря достигнутым в этих странах относительным показателям развития науки. Если рассматривать относительное соотношение их «входных» и «выходных» показателей, то наука этих государств более эффективна, чем в США и Японии. Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн человек населения) они примерно в 2–4 раза превышают показатели США и более чем в 100 раз показатели Японии. Однако, если производить оценку в целом, то итоговый вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чем их соседей по подгруппе и других отдельных стран Европы.
Подгруппа В. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой эффективностью научных исследований, которые характеризуются многократным превышением «расходов» над «доходами». К таким государствам относятся ФРГ, Франция, Израиль.
Наука этих государств исторически является относительно более «фундаментальной», чем во многих других высокоразвитых странах. В этих государствах сильны сложившиеся веками традиции старых университетских научных школ, которые более тяготеют к так называемой «чистой науке».
Например, затраты на теоретические исследования в ФРГ и Франции превышают примерно 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные центры, университеты и лаборатории проводят длительные дорогостоящие эксперименты, результаты которых, возможно, смогут оценить по достоинству только в следующем тысячелетии.
В результате в этих странах наблюдается более низкая отдача от научных исследований в целом, относительное отставание в развитии техники, технологий и др.
Подгруппа С. Объединяет страны с высокой эффективностью научных исследований, но с относительно невысокими ресурсными показателями науки.
К этому типу относятся преимущественно небольшие развитые государства Европы (Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Норвегия), а также Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и Сингапур.
Для этих стран характерно преобладание частного капитала над государственным в структуре финансирования и выполнения научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Например, в Республике Корея доля частного капитала в финансировании научных исследований является самой большой среди государств земного шара и составляет 82%, а также явно выраженная концентрация научного поиска в конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях знаний, включая прикладные исследования. И, как следствие, относительно высокий уровень эффективности исследований.
II группа. Страны со средним уровнем развития науки.
В данную группу входит подавляющее большинство государств земного шара, по которым проведен анализ. Это развитые страны как Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Греция), так и Восточной Европы, большинство государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америки.
Большинство из них имеют относительно молодую систему организации научных исследований, находящуюся в стадии формирования национальных научных школ.
Недостаток финансовых средств в этих странах ограничивает возможности научного поиска, удлиняет процессы и стадии НИОКР, сдерживает развитие науки.
Финансирование со стороны государства полностью превалирует над частным. Его высокая доля объясняется более поздней стадией развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этих странах, а также общей структурой национальной экономики, поскольку в ней присутствует относительно низкая доля наукоемких производств.
Основными органами выполнения НИОКР в этих странах являются государственные научные центры и лаборатории, академические институты и университеты.
Во второй группе также можно выделить относительно большие три специфические подгруппы стран по среднему уровню развития науки.
Подгруппа А. Объединяет страны с приблизительно одинаковыми показателями затрат и эффективностью науки.
К этому типу можно отнести 11 государств: Чехия, Греция, Испания, Словения, ЮАР, Румыния, Болгария, Беларусь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция.
В структуре научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ большинства этих стран преобладают исследования в областях так называемой «классической науки» (например природно-ориентированные исследования, не требующие больших финансовых затрат). К ним относятся ботаника, зоология, фармакология, экология, геонауки и т.д. В данной сфере здесь можно ожидать дальнейшего прогресса.
Подгруппа В. Объединяет страны со средними показателями затрат, но относительно низкой эффективностью науки. К этому типу государств относятся Россия, Польша, Хорватия, Украина.
В настоящее время они переживают не лучшее время для развития науки, поскольку присутствует низкое финансирование, сокращение научно-технического потенциала, «утечка мозгов» в более благоприятные регионы земного шара.
Подгруппа С. Объединяет страны со средними и низкими показателями затрат и относительно высокой эффективностью науки и НИОКР. К этому типу государств относятся 4 страны: Венгрия, Словакия, Таиланд и Филиппины, которые явно выделяются в два подтипа по уровню развития науки.
К первому подтипу (страны со средними показателями затрат и высокой эффективностью науки) эксперты относят Венгрию и Словакию. По степени развития науки эти государства наиболее близко стоят к высокоразвитым в научном плане странам.
Ко второму подтипу (страны с низкими показателями затрат и относительно высокой эффективностью науки) относят Таиланд и Филиппины.
Особенность оценки уровня здесь заключается в крайне низких показателях ресурсного обеспечения науки, способного поддержать только научные исследования описательного характера.
Как правило, такие работы не требуют больших финансовых затрат, а эффективность науки, выраженная в количестве и качестве публикаций, может быть весьма высокой.
Поэтому относительные соотношения в системе «затраты / продукция» в этих государствах резко склоняются в пользу «продукции», что и оказало непосредственное влияние на место этих стран в мировой научной системе.
III группа. Страны с низким уровнем развития науки.
К данному типу относятся те 12 стран мира, по которым оказалось возможным провести анализ: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.
Подавляющее их большинство являются наиболее бедными государствами земного шара. Среди них явно можно выделить две подгруппы.
Подгруппа А. Объединяет занятые в научном производстве страны с высокими абсолютными показателями финансирования, но низкими относительными показателями. К этому типу государств относятся в настоящее время Китай и Индия.
Подгруппа В. Объединяет все остальные государства с очень низким финансированием науки, недостаточным количеством научно-технического персонала, неразвитостью научной инфраструктуры.
Как правило, в этих странах отсутствуют или созданы относительно недавно органы управления наукой, разрабатываются правительственные программы по научно-техническому развитию.
Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок в этих странах осуществляется в основном либо за счет государственного бюджета, либо с помощью иностранных спонсоров.
Небольшие инвестиции идут в основном на финансирование исследовательских программ в области сельского хозяйства, горнорудного дела. Преобладание однопрофильного характера научных исследований влияет на характер научных публикаций, поскольку в среднем более 70% всех научных статей имеют сельскохозяйственное направление.
Представленная типология не может рассматриваться в настоящее время как нечто законченное и неизменное. Система науки стран мира очень динамична во времени и пространстве. Ей свойственны циклические периоды прогресса и регресса, отражающиеся на изменении научного статуса государства в мировом сообществе.
Например, в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ в последнее десятилетие происходило свертывание некоторого ряда научных направлений, наблюдалось сокращение научно-технического потенциала.
В других странах наблюдаются противоположные процессы. Резкое повышение уровня развития науки за последнее десятилетие в Республике Корея, Сингапуре, на острове Тайвань является ярким тому подтверждением.
В то же время к 2002 году, например в России, стали проявлять интерес к науке и ее продуктам представители определенных кругов и сфер бизнеса.
Причем, если три года назад перспективными для инвестиций считались исключительно информационные технологии, то теперь в область интереса бизнеса попадает не только Интернет, но и все, что с ним связано.
В первую очередь инвесторы ищут изобретения, которые можно довести до состояния товарного продукта и продать простому потребителю. Они готовы заниматься не только прикладной наукой, но даже фундаментальными исследованиями. В частности, сейчас очень подробно изучают опыт, накопленный российскими учеными в области водородных технологий, способных заменить традиционные виды топлива в двигателях. Речь идет о потенциальных инвестициях до 100 млн долларов.
Среди того, что представляет особый интерес для бизнеса, находятся и разработки российских ученых в области нанотехнологии – работа с материалами на уровне атомов. Применение этих технологий возможно в биологии, в изготовлении микрочипов, сверхточных бесконтактных измерительных приборов, самомоющихся стекол и т.д.
В то же время стремительное развитие Интернета раздвинуло границы между государствами и в области проведения научных исследований.
Например, совсем недавно в Сети появился научный сайт www.innocentive.com, в котором крупные организации, корпорации, фирмы, заводы, столкнувшиеся при разработке новых товарных продуктов с серьезными научными проблемами, не решаемыми собственными силами на данных предприятиях, размещают свои объявления для ученых с указанием конечной цены научной разработки.
Уже в 2002 году с этим сайтом сотрудничали более 13 тысяч ученых из 100 стран мира. Самыми ходовыми научными направлениями являются химия, биология и все, что связано с этими отраслями науки. Оплата производится по конечному результату, например, за выведение нужной формулы вещества можно заработать от 10 до 15 тысяч долларов, а при экспериментировании в лаборатории с соответствующим оборудованием до 150 тысяч.
Поэтому разграничить государства по уровню развития науки становится значительно труднее, поскольку затраты несут предприятия одних стран, а научных результатов добиваются ученые из других государств.
Страница: 6 из 16;
1. Тенденции развития инновационной сферы. Экономика и управление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати). Информационный бюллетень. № 5. 2000 г. С. 41–46.
2. Заварухин В.П. Технологическая политика США на пороге нового столетия // США. Канада: экономика, политика, культура. – 1999. № 9. С. 48–65.
3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. – М.: Логос, 2000. – 319 с.
4. Комаров Е. НИОКР в Японии // Управление персоналом. 1999 г. № 9. С. 45–49.
5. Тенденции развития инновационной сферы // Экономика и управление в зарубежных странах. 2000. № 5. С. 41–46.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.073 сек.)
Источник