Сказка о волшебной стране
Милая моя девочка, сегодня я расскажу тебе сказку об удивительной и очень красивой Волшебной Стране.
Она находится далеко-далеко. В ту страну не проложены ни автострады, ни железные дороги, туда нет ни морских, ни речных маршрутов, туда не летают самолеты.
В эту удивительную и очень красивую страну вообще нет дорог. И никто из живущих на земле людей никогда не сможет попасть туда.
Но, что интересно — все мы когда-то жили в этой стране, но мы не помним ее и никогда не вспомним.
В Волшебной Стране много лесов, в которых прохладно и легко дышится в жаркий день, много лугов, покрытых сочной зеленой травой и множеством красивых цветов. Там много речек и рек, в которых течет чистая и прозрачная вода, много высоких гор с вершинами, покрытыми снежными шапками. В этой прекрасной стране никогда не бывает зимы и дождей, там всегда светит доброе, ласковое и теплое солнце, а ночью на небе месяц зажигает мириады звездочек, которые горят как маленькие лампочки и подмигивают, будто играясь, живущим в этой прекрасной стране.
А живут в этой удивительной и красивой стране маленькие мальчики и девочки. Их так много, что если бы их поселить на нашей земле, то для них не хватило бы место. Но в Волшебной Стране для них места предостаточно, хотя сама страна совсем не большая, но не зря она называется Волшебной.
Мальчики и девочки Волшебной Страны живут дружно и весело. В лесах они собирают вкусные ягоды, из которых варят вкусное варенье, на лугах собирают красивые цветы и плетут из них красивые венки, в горах они отдыхают и дышат свежим здоровым горным воздухом, в речках купаются и загорают на берегу под нежными лучами теплого солнца. Вечерами жители Волшебной Страны разжигают костры, ведут вокруг них хороводы, поют песни, играют в различные детские игры. А когда месяц зажигает на небе звездочки, мальчики и девочки укладываются спать рядом с догорающими кострами, не боясь простудиться, потому что земля в Волшебной Стране очень теплая, и дети не замерзают.
А утром снова начинаются игры, походы в лес и горы, купания в реках и речках, собирание цветов и плетение из них венков.
Еще в этой Волшебной Стране у подножья самой большой горы стоит Тайный Дом. Это необычный дом, он огромный, разукрашенный разными цветами, без окон, но с одной дверью. Еще этот дом умеет говорить. В последнюю субботу каждого месяца Тайный Дом называет имена мальчиков и девочек, которых приглашает войти в эту дверь. Когда названные мальчики и девочки входят в дверь Тайного Дома, то уже никогда не возвращаются в Волшебную Страну.
Мальчики и девочки знают, почему вызванные Тайным Домом дети уже не возвращаются. Потому что они из этого Дома уходят в другую страну, которая называется Наш Мир, где мы сейчас все и живем. И каждый мальчик, и каждая девочка, попадая в Наш Мир, имеет свой День Рождения — тот день, когда они покинули Волшебную Страну.
Но родившись, ни один мальчик, ни одна девочка, не помнят о Волшебной Стране, о ее красивых лугах и речках, о цветах и кострах, которые они разжигали по вечерам, об играх, в которые они играли. Они даже забывали других мальчиков и девочек, с которыми дружили. Но у каждого мальчика и каждой девочки, пришедших в Наш Мир, все-таки остается очень маленькая Память о Волшебной Стране, потому что там они дружили, и мечтали о том, что в Нашем Мире обязательно найдут друг друга и будут всегда вместе. Поэтому мы и ищем всю жизнь свою половинку, которая была уже там — в той Волшебной Стране. Не всем удается встретиться со своей половинкой, но многие встречаются, и когда встречаются, им кажется, что они были знакомы очень-очень давно, и не представляют, как они могли так долго, пока росли и искали друг друга, друг без друга жить.
Я не буду рассказывать обо всех мальчиках и девочках, живущих в Волшебной Стране, а расскажу только об одном мальчике, которого зовут Освальдом, и об одной девочке, имя которой Белла. Они вместе играли в разные детские игры, вместе ходили купаться в речке, вместе загорали под теплым и нежным солнцем, вместе ходили в лес и собирали вкусные ягоды, вместе по вечерам разжигали костры и, сидя у костра, мечтали о том, как в они встретятся в Нашем Мире и будут всегда рядом, будут любить друг друга и никогда не расстанутся.
Белла была очень красивой девочкой, у нее были красивые изумрудные глаза, пышные белые волосы, она была умной девочкой, очень заботливой и внимательной к Освальду. А Освальд, как и все мальчишки, был очень непослушным, он всегда куда-то исчезал. То убегал в лес, потому что ему надо было обязательно посмотреть, как растут деревья, или поймать какого-нибудь жучка, чтобы хвастаться перед другими мальчиками, что у него есть жучок, которого нет у других. То взбирался на самую вершину самой высокой горы и возвращался весь исцарапанный и в ссадинах, в грязной и рваной одежде. Белла всегда сердилась на него, делала примочки на его ссадины и царапины, приводила в порядок его одежду и брала с Освальда обещание, что он будет всегда послушным мальчиком. Освальд с легкостью давал обещания Белле, что больше никогда ее не будет расстраивать, а на следующий день все повторялось. Белла, хотя и сердилась на Освальда, но нежно к нему относилась, поэтому всегда прощала ему его выходки, и Освальд, хотя и огорчал Беллу, тоже был к ней очень нежен и не сердился, когда Белла его ругала. Он был мальчиком, и не мог выполнять свои обещания быть послушным, потому что это было не под силу его мальчишескому характеру. А еще Освальда очень интересовал Тайный Дом, ему очень хотелось его исследовать, но он никак не мог к нему подойти, потому что Тайный Дом подпускал к себе только тех мальчиков и девочек, которых звал сам. Так устроен мир в этой Волшебной Стране.
Освальд был не только настырным и упрямым мальчиком, но и очень наблюдательным. Он не раз замечал, когда Тайный Дом называл имена мальчиков и девочек, которым пора было покидать Волшебную Страну, были такие мальчики и девочки, которые не хотели уходить в Наш Мир, потому что их подружки и друзья оставались еще в Волшебном Мире, и им грустно было расставаться. Но Тайный Дом не спрашивал желания жителей этой страны, а решал сам, кому и в какое время уходить в Наш Мир.
Однажды в очередную последнюю субботу очередного месяца Тайный Дом назвал имена мальчиков и девочек, которым был назначен День Рождения. Один мальчик очень не хотел покидать Волшебную Страну из-за девочки, которой День Рождения еще не наступил. Однако правила этой страны были таковыми, что не исполнить их было невозможно. Мальчик очень переживал и не знал, что делать, чтобы задержаться в Волшебной Стране. И Освальд предложил мальчику пойти вместо него. Мальчик очень обрадовался, остался со своей подружкой, а Освальд вместо него вошел в единственную дверь Тайного Дома. Конечно же, Освальд уже никогда не вернулся в Волшебную Страну.
Мы можем представить, как себя чувствовала Белла! Она была очень расстроена исчезновением Освальда, она его мысленно, то ругала, то жалела, то сердилась на него. Она проплакала много дней и ночей, ей было очень скучно и неуютно в Волшебной Стране без Освальда, хотя он был непослушным мальчиком, и постоянно доставлял неприятности Белле, но сейчас эти неприятности девочке казались безобидными, и она была готова терпеть мальчишеские выходки Освальда сколько угодно, лишь бы он был рядом.
Когда наступила очередная суббота Дней Рождения, и Тайный Дом стал называть имена мальчиков и девочек, которым пришло время покидать Волшебную Страну, Белла подошла к Тайному Дому и попросила пропустить ее в единственную дверь этого дома, но Тайный Дом ответил, что ее День Рождения еще не наступил.
Белла приходила каждую субботу, но каждую субботу ее имя не называлось, и Тайный Дом не разрешал Белле войти в единственную его дверь. Прошло много месяцев, потом прошло много лет, но Белла так и не добилась своего Дня Рождения.
А в это время Освальд стал уже взрослым юношей, окончил школу, получил профессию, которая позволила ему объездить весь Наш Мир. И что было странным и необычным, Освальд, в отличие от остальных людей, помнил о Волшебной Стране и о своей подружке Белле, с которой они когда-то мечтали встретиться в Нашем Мире, чтобы быть всегда вместе. Он очень сожалел о своем опрометчивом поступке, но уже вернуть ничего не мог. Освальд не терял надежды, он объездил весь мир и искал свою Беллу, но найти так и не сумел, даже, когда ему было и двадцать лет, и тридцать, и тридцать пять. Он стал уже терять надежду, что найдет Беллу, он думал, что Белла еще не покинула Волшебную Страну, что, возможно, ее День Рождения будет через много-много лет, когда Освальда уже не будет и в Нашем Мире. Когда Освальду исполнилось тридцать семь лет, он встретил красивую и хорошую женщину, с которой создал семью, но продолжал помнить Волшебную Страну и свою Беллу, которую так и не нашел.
А в Волшебной Стране, когда после ухода Освальда прошло двадцать пять лет, Тайный Дом назвал имя Беллы, которой надо было входить в ту самую единственную дверь этого дома, в котором она получит свой День Рождения. Белла очень волновалась, она была рада, что, наконец-то, она придет в Наш Мир и найдет своего Освальда. Когда она вошла в белую и просторную комнату Тайного Дома, она спросила:
— Тайный Дом, скажи, Освальд помнит обо мне?
— Не знаю, — ответил Тайный Дом.
— Скажи, а я встречу Освальда?
— Не знаю.
— Ну, почему ты отвечаешь «Не знаю»?
— Потому что, придя в Наш Мир, ты забудешь о Волшебной Стране и об Освальде, — ответил Тайный Дом.
— Почему я забуду об Освальде? – спросила Белла.
— Потому что это закон, — ответил Тайный Дом.
— Но я не хочу забывать Освальда, — сказала девочка.
— Ты все равно забудешь о нем, — сказал Тайный Дом, — и это будет даже лучше, потому что Освальд уже взрослый молодой человек. А ты, когда получишь свой День Рождения, будешь совсем маленькой девочкой, ты еще будешь расти, и когда вырастешь, Освальд будет совсем взрослым мужчиной, у него будет своя семья, и ваша встреча ничего не изменит. Ты даже не узнаешь в нем того Освальда, которого знала в Волшебной Стране. А теперь пора, ты должна идти в Наш Мир.
И Белла пришла в Наш Мир. Конечно, она забыла и о Волшебной Стране, о ее лесах и реках, лугах и горах, и об Освальде тоже забыла…
Прошло двадцать пять лет с того дня, когда Белла получила свой День Рождения, и Освальд встретил ее. Он сразу ее узнал, он был счастлив, что встретил Беллу, но очень несчастлив, что когда-то он совершил опрометчивый поступок, раньше времени покинув Волшебную Страну. Освальд понимал, что Белла не помнит ни Волшебной Страны, ни его. Он осторожно напоминал Белле, что когда-то они знали друг друга, рассказывал ей разные истории из своей жизни и из жизни своих друзей, рассказывал ей добрые счастливые и грустные сказки. Вел с ней длинные и короткие беседы. Но Белла так и не могла вспомнить о нем.
Освальд всегда был настойчивым человеком.
Он не терял надежды, что Белла вспомнит о Волшебной стране.
Вспомнит о речке, в которой они вместе купались.
Вспомнит, как они вместе гуляли по красивым лугам и собирали красивые цветы, из которых плели красивые венки.
Вспомнит, как они вместе ходили в лес, в котором было свежо и прохладно даже в самый жаркий день.
Вспомнит, как вместе собирали вкусные ягоды и готовили вкусное варенье.
Вспомнит о высоких горах, вершины которых всегда покрыты белыми снежными шапками.
Вспомнит о Тайном Доме, который дарит Дни Рождения…
Источник
Создание Сказочной Страны»
Круг.
Что ожидаете от семинара?
На семинаре я покажу некоторые приемы работы со сказкой. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки – уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.
Цели сказкотерапии: развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция — вот основные возможности сказкотерапии. Использование сказкотерапевтических технологий дает педагогу возможность помочь детям справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию, процессу активизации ресурсов, потенциала личности.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, стихи наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Участники сидят в кругу. К кому относится данное высказывание меняются местами.
— поменяйтесь местами те, кто всегда выполняет правила;
— кто верит, что чудеса существуют;
— кто до сих пор ждет принца;
— кто боится Бабы-Яги;
— кто верит в свои силы;
— кто любит сочинять сказки.
2. Введение в сказку:
Жила-была волшебница. Она каждую ночь отправлялась к людям, в их волшебные сны. Летала она на своей золотой колеснице. Добрых людей она одаривала разными талантами. В эту ночь она побывала у вас. Кто видел ее? Она побывала и у тех, кто ее не видел. И всех вас она одарила талантом сочинять сказки».
Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОЖДЕНИЯ в Волшебную страну.
Цель ритуала вхождения на внимательное слушание и активное участие.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.
Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.
Задание: каждая группа придумывает свой ритуал. Это может быть сказка, стихи, легенда и др.
Сейчас каждый может высказать свои мысли по поводу происходящего.
Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.
«А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.
Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам».
Обсуждение.
Создание Сказочной Страны»
Сейчас я предлагаю вам взять все хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать каждой группе свою Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.
1. Группа создает страну на плакате.
Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы.
Группа создать «Сказочную Страну» на песке.
2. Группа создает «Сказочную Страну» в пространстве.
Для создания страны участникам дается 20 минут. И предлагаю придумать название нашей Сказочной Страны. Для этого можно сложить начальные буквы своих имен и создать одно новое имя. Это и будет имя вашей Сказочной Страны.
«Какие чудесные страны у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души.
«Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь. Только в ней нет еще сказочных жителей, поэтому созданием сказочных жителей мы сейчас займемся.
3 Выбор сказочных героев:
Игра «Ассоциации»
Каждый участник предлагает три ассоциации: говорит, с кем из известных сказочных героев ассоциируется он сам, а с кем – двое его ближайших соседей по кругу. Ассоциацию желательно обосновать.
1 Группа. Каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
2 Группа. Каждый участник по кругу произносит свое имя, а затем называет какой-нибудь волшебный предмет из сказки на последнюю букву своего имени.
3 Группа. Я вас просила принести предметы или игрушки как любимые, так и не любимые. Только нужно вдохнуть в них как можно больше любви, чуть-чуть фантазии и приложить полную чашу терпения. И тогда они станут по-настоящему волшебными. Это будут ваши герои.
· Основная тема линии героев: мотивы их поступков определим, если ответим на вопросы: «Почему герой совершает поступок?», «Зачем?» , «Как он связан с поступками других героев?», способы преодоления трудностей открывает в результате вопросов: «Как герой решает проблему и каким способом?» , Отношение к окружающему миру, к себе предлагает вопросы: «Что приносят поступки героя окружающим?» В каких он — созидатель, а в каких- разрушитель?
· Темы сказок: основная тема является выражением задачи или урока, который заключен в сказке. Поиск темы сосредоточивается вокруг вопросов: «Чему учит эта сказка?», «Как мы будем использовать полученные знания?»
1. Трудности общения со сверстниками, с родителями,
2. Чувство неполноценности, Агрессивное поведение (чувствует себя слабым, ненужным.)
3. Страхи, тревоги
4. Возрастные особенности
6. Школьные трудности
8. Утверждение себя как личности
Алгоритм психо-коррекционной сказки:
1. Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру).
2. Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.
3. Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.
4. Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.
5. Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.
Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.
Итак, попробуем сочинить свои психотерапевтические сказки.
• Как вы выбирали роли?
• Кто первый предложил что-то использовать?
• Как создавался сюжет?
3. Круг. Рефлексия:
Насколько оправдались ваши ожидания?
«Анонимный подарок» (рисование)
«А сейчас возьмите, пожалуйста, листы бумаги и попробуйте изобразить те чувства, которые вы сейчас испытываете. Все, что вам может понадобиться, вы можете найти на столе».
Включается запись спокойной музыки, участники группы выполняют работу на тему «Мои чувства». Каждый участник должен быть занят только своей работой. Каждый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок. После этого участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут их на работы, которые им приглянулись. Если чья-то работа осталась без подарка, группа для этого участника делает коллективный подарок.
«Посмотрите, какие чудесные творения у вас получились. И пусть все то, что вы здесь создали, в повседневной жизни помогает вам лучше понимать себя, напоминает о наших встречах».
Обсуждение.Проводится итоговое обсуждение встречи
• Что запомнилось больше всего?
• Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.
• Какие вы можете высказать пожелания относительно нашей работы в следующем учебном году?
Источник