Показатели уровня экономического развития страны
Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей.
Показатели уровня экономического развития страны:
1. ВВП/ВНП на душу населения.
Это ведущий показатель при анализе уровня экономического развития. Он положен в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым индустриальным странам, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции надушу селения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.
В группе развитых стран этот показатель составляет в среднем 25000 долл., для развивающихся стран и стран с переходной экономикой равнялась 1250 долл. (в т.ч. Россия – 4 тыс. долл.).
2. Отраслевая структура национальной экономики.
Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего, учитывается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. В развитых странах преобладает сфера услуг, на которую приходится более 60% ВВП. В развивающихся государствах наибольший удельный вес занимают сельское хозяйство и добывающая промышленность. В переходных экономиках растет доля сферы услуг и снижается доля промышленности и сельского хозяйства.
Важное значение имеет и исследование структуры отдельных отраслей. Так, отраслевой анализ обрабатывающей промышленности показывает, какой удельный вес в ней занимают машиностроение и химия, т.е. отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс. Велика диверсификация ведущих отраслей. Например, количество машиностроительных отраслей и производств индустриально развитых странах мира достигает 150-200 и более, и лишь 10-15 — в странах с относительно низким уровнем экономического развития.
3. Производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей).
Рассматриваются показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.
— Производство электроэнергии на душу населения.
Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства, и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Соотношение по этому показателю в настоящее время между развитыми странами и наименее развитыми составляет 500:1, а иногда и более.
— Выплавку стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон, бумаги и ряда иных товаров.
Выплавка стали в России составляет 408 кг на душу населения (в США – 366 кг; в Японии – 839 кг; в Германии – 566 кг; в Польше – 272 кг), производство химических волокон – 1,1 кг (в США – 17,1 кг; в Японии – 14,3 кг; в Германии – 13 кг; Польше – 2,5 кг), производство автомобилей на 1000 человек составляет – 7,1 шт. (в США – 20,7 шт.; в Японии – 65,9 шт.; в Германии – 66,7 шт.; в Польше – 13,8 шт.). По выплавке стали и чугуна Россия занимает 4 место в мире, по производству автомобилей – 11, бумаги и картона – 14.
— Производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.
Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН — ФАО или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п.
Производство зерна на душу населения составляет в России – 590 кг (в США – 1254 кг; в Японии – 102 кг; в Германии – 559 кг; Польше – 586 кг), картофеля – 242 кг (в США – 163 кг; в Японии – 23 кг; в Германии – 161 кг; Польше – 627 кг), мяса – 31 кг (в США – 113 кг; в Японии – 24 кг; в Германии – 74 кг; Польше – 77 кг). По производству зерна Россия занимает 5 место в мире, мяса – 8, картофеля – 2.[2]
— Производство на душу населения непродовольственных товаров: тканей, одежды, обуви, трикотажа и др.
Производство обуви на душу населения в нашей стране составляет 0,3 пары (в США – 0,4 пары; в Японии – 0,3 пары; в Германии – 0,4 пары; в Польше – 1,3 пары), производство шерстяных тканей – 0,4 м 2 , хлопчатобумажных – 14,5 м 2 (в США – 0,2 и 13,5 м 2 ; в Японии – 1,6 и 6,1 м 2 ; в Германии – 1,0 и 5,8 м 2 ; в Польше – 0,8 и 5,1 м 2 ).[3]
— Производство в стране на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования: (холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.).
Россия значительно уступает по этим показателям развитым государствам. Например, по числу телевизоров на 100 семей (отставание от США в 1,7 раза, от ФРГ – в 1,2 раза). В России на 100 семей приходится 126 телевизоров (в США – 240, Японии – 222, Германии – 140, Польше – 133), 113 холодильников (в США – 124, Японии – 127, Германии – 130, Польше – 124), 27 легковых автомобилей (в США – 85, Японии – 130, Германии – 97, Польше – 33).[4]
4. Уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется следующими показателями:
— Структура ВВП по использованию.
Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны. По оценкам 60% россиян тратят на питание более 50% денежных доходов. Для сравнения население Японии расходует на питание в среднем 15,5%, Германии – 12,4%, Швеции – 11,8%, США – 8,7%.
— Состояние трудовых ресурсов: средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания, уровень квалификации трудовых ресурсов, доля расходов на образование в ВВП и пр.
Ожидаемая продолжительность жизни россиян достигла своего наименьшего значения в 1994 г. – 64 года, в 1997 г. она увеличилась до 66,9 года, в 2001 – снизилась до 65 лет. В странах третьего мира этот показатель–62 года, в развитых–75 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. По данным ООН, такой большой разницы нет ни в одной из развитых стран (в Японии она составляет 6 лет, в США и Испании – 7, в Великобритании, Швеции, Греции – всего 5 лет).
Уровень грамотности среди взрослого населения в России составляет 99,6% и является самым высоким в мире, среднее образование имеет 95% населения. Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в Испании – 30%, в Португалии – меньше 20%.[6] Обобщающим индикатором уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число лет обучения населения. В Северной Америке и Западной Европе этот показатель превышает 11-12 лет, т.е. примерно на 1/3 выше чем в РФ.
Потребление основных продуктов питания на душу населения также является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения. Например, потребления мяса и мясопродуктов в России составляет 43 кг в год на душу населения (США – 120 кг, Япония – 44 кг, Германия – 88 кг, Польша – 61 кг); рыбы и рыбопродуктов – 11 кг (США – 11 кг, Япония – 58 кг, Германия – 14 кг, Польша – 10 кг); фруктов и ягод – 37 кг (США – 106 кг, Япония – 60 кг, Германия – 79 кг, Польша – 119 кг); картофеля – 122 кг (США – 59 кг, Япония – 102 кг, Германия – 73 кг, Польша – 132 кг).[7]
— Развитие сферы услуг: численность населения на 1 врача; численность населения на 1 больничную койку; обеспеченность населения жильем, бытовыми приборами и пр.
В России на 1 врача приходится 212 чел. (в США – 382 чел., Японии – 530 чел., Германии – 286 чел., Польше – 442 чел.); на 1 больничную койку – 87 чел. (в США – 278 чел., Японии – 68 чел., Германии – 120 чел., Польше – 195 чел.).
Комбинированные индексы позволяют представить уровень качества жизни в виде обобщающего показателя. В целях международных сопоставлений используют так называемый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно — индекс человеческого развития (ИЧР) индекс развития человеческого потенциала содержит четыре проблемы и измеряется тремя показателями.
Среди основных показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала выделяют ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный валовой национальный продукт на душу населения. Значение индекса колеблется в пределах от 0 до 1. Считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, если показатель колеблется между 0,5 и 0,8 – средний уровень, если превышает 0,8 – высокий уровень.
В Докладе о развитии человека, изданном ПРООН в 2002 г. приводятся индексы развития человеческого потенциала в 173 странах мира, рассчитанные за 2000 г. Лидирующую позицию занимает Норвегия (ИРЧП составляет 0,942), второе место в рейтинге принадлежит Швеции (0,941), третье – Канаде (0,940); на шестом месте находится США (0,939). Самый низкий показатель ИРЧП имеет Сьерра-Лионе (0,275). Россия, согласно данным ПРООН, находилась в 2000 г. в группе стран со средним ИРЧП и занимала 60-е место в списке (0,781). По данному показателю нашу страну опережают Панама (0,787), Белоруссия (0,788), Мексика (0,796), Уругвай (0,831)
5. Показатели экономической эффективности.
Эта группа показателей в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает – прямо или косвенно – качество, состояние и уровень использования капитала страны, трудовых ресурсов.
Основными показателями экономической эффективности являются:
— Производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производства).
Производительность труда показывает выработку продукции (ВВП) одного работника и рассчитывается как отношение совокупного продукта (ВВП) и количества занятых. Часовая производительность труда в России ниже, чем в Италии в 4 раза, Франции – в 3,8 раза, США – в 3,6 раза, Японии и Германии – в 2,8 раза.[8]
— Капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции.
Капиталоемкость показывает, сколько капитальных ресурсов затрачивается на 1 ден. ед. конечной продукции и рассчитывается как отношение величины, затраченного капитала, к совокупному продукту (ВВП).
— Фондоотдача единицы основных фондов.
Фондоотдача показывает, сколько рублей продукции получено с 1 ден. ед. основных фондов и рассчитывается как отношение стоимости произведенной за год продукции (ВВП) к стоимости основных производственных фондов.
— Материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.
Материалоемкость показывает, сколько сырья и материалов затрачивается на 1 ден. ед. конечной продукции и рассчитывается как отношение затрат сырья и материалов к совокупному продукту (ВВП).
Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей. Несмотря на все попытки сформулировать агрегатный показатель эффективности функционирования национальной экономики, который отражал бы и уровень экономического развития страны, такой показатель не создан в связи с многочисленными трудностями сведения воедино стоимостных и натуральных величин, затрат квалифицированного и неквалифицированного труда и пр.
Источник
Социальные показатели состояния развитых стран мира. Показатели уровня социально-экономического развития, применяемые для международных сопоставлений
Основные вопросы . Какие группы стран выделяются по уровню экономического развития? Какие страны определяют экономическое развитие на Земле?
Основными показателями социально-экономического развития хозяйства стран являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Было также видно, что концепция развития общества не может ограничиваться оперативной и чисто описательной концепцией. Это связано с вызванными гипотезами, кульминацией которых является модель культурных стандартов, которые в конечном итоге становятся странными для обществ, в которых они применяются.
Важно подчеркнуть, что даже в этом случае показатели развития более широкой теоретической сферы должны рассматриваться не только как инструменты для конечного или образного использования, но и как важные элементы для обоснования принятия решений в публичной сфере. Таким образом, выбор индикатора развития для субсидирования правительственных решений может означать принятие имитационной и иногда принудительной модели, которая потенциально может привести ее усыновителей к консолидации иностранных зависимостей в качестве необходимого шага, чтобы извлечь выгоду из международного финансирования развития.
Валовой внутренний продукт – общая стоимость произведенных конечных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год). По значению ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта Норвегия, Бруней, Сингапур, Кипр, Ирландия, Швейцария). В отличие от ВВП, валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.
Это, в свою очередь, является самой противоположностью развития и таким образом может препятствовать структурным преобразованиям многих экономик и их обществ. Таким образом, индексы и системные индикаторы предписывают нормы и процедуры для того, что считается нормальным маршрутом развития. Поэтому делается вывод о необходимости критического, любознательного и междисциплинарного подхода к изучению и инструментализации развития с помощью синтетических показателей. В свою очередь, эта парадигма требует построения аналитических категорий, которые объединяют вклады из разных областей знаний.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – один из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономическое развитие различных стран. В число главных составляющих индекса входят показатели: ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения страны, уровень образованности населения и душевой валовой внутренний продукт (ВВП). Взятые вместе, они отражают три основных качества развития страны: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойный человека материальный достаток. Значения ИРЧП изменяется от 1 до 0.
Наконец, были получены некоторые доказательства того, что построение индикатора хорошего развития редко бывает легко понято: для того, чтобы описать сложность этого явления, он, по-видимому, требует соответственно высокого уровня внутренней сложности. Необходимо, чтобы ученые из социальных, экономических и экологических областей, поддерживаемые технологической инфраструктурой, широко доступной в соответствующих областях знаний, взяли на себя ответственность за подготовку явных конструкций. Они должны быть одновременно более эклектичными и строгими с точки зрения их методологической базы, и следует также уделять больше внимания использованию и передаче результатов, полученных с помощью существующих показателей.
По индексу человеческого развития все страны подразделяются на три группы (рис. 13.2). В первую группу входят страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП 0,8 – 1,0). В эту группу входит 57 стран, включая все развитые страны и некоторые развивающихся. Вторую группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП 0,5 – 0,799). Это самая многочисленная группа (88 стран, включая Россию). В третью группу входят беднейшие государства (ИРЧП изменяется от 0 до 0,5).
Точка перегиба кривой роста для адаптации к естественным законам или плану Бога. Руссо прославляет ценности естественной жизни и нападает на пороки гражданского общества. Хороший дикий миф связан с идеей о большей совершенности и чистоте своего естественного государства, в противовес ложности и искусственности цивилизованного человека.
Термин «цивилизация» использовался до первой мировой войны, чтобы представлять процесс вестернизации, в основном продвигаемый европейскими странами. Проблема заключается в том, что она должна быть ограничена. Беккер. Ограниченный доступ: необходимо для удобства.
По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские государства и к 1990 году занимала 40-е место среди 174 стран мира. После спада за переходный период Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны начала 1990-х гг. Социально-экономическая ситуация в стране постепенно стабилизируется, а по ИРЧП поднялась до 53 места в списке 174 стран мира и относится к группе среднеразвитых стран.
Сантьяго де Чили, Чили: Автор. Сан-Франциско: переопределение прогресса. Чикаго: Чикагский университет. Йоханнесбург: Фонд свободного рынка. Подходы к отчетности о благосостоянии людей. Бакстер. Пути к устойчивости: оценка нашего прогресса. Вашингтон: Фонд «Наследие».
Миранда. Значение и измерение бедности. Борьба с бедностью. Что могут сделать экономисты для борьбы с природными ресурсами? Исследование социальных показателей: социальный мониторинг и социальная отчетность. Мохлер. Тенденции и перспективы в эмпирических социальных исследованиях.
В конце ХХ в. после распада мировой социалистической системы сложились и новые типы стран мира. В качестве основных критериев для экономической типизации стран мира используются показатели: размер валового внутреннего (национального) продукта, доля в нем продукции сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, объем промышленной продукции, золотовалютные резервы страны, продолжительность и качество жизни и др. По этим показателям а также по особенностям социально-экономического и политического развития, выделяют три группы стран мира.
Исследования и тренинги в области охраны окружающей среды и развития: нов квадрос де пенсаменто, новас авалиаса. Оценка лайнов бедности и бедности: методологические варианты, а не Бразилия. Энрикес. Принципы политической экономии. Устойчивость текущего развития.
Нью-Хейвен: пресс-конференция Йельского университета. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета. С.: Автор, Колумбийский университет. Корреспондент: Яир Соареш младший, заместитель начальника Управления по делам беженцев, Федеральный резерв Баия, Ав.
Индекс развития человеческого потенциала был разработан Организацией Объединенных Наций как показатель для оценки социально-экономического развития стран. Четыре основных области экспертизы используются для ранжирования стран: средние годы обучения, ожидаемые годы обучения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении и валовой национальный доход на душу населения. Этот показатель позволяет следить за изменениями уровней развития с течением времени и сравнивать уровни развития в разных странах.
Главные капиталистические страны – это страны «большой шестерки»: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия), на долю которых приходится 2/3 мирового ВВП. В эту группу входят экономически высокоразвитые страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия и др., а также страны «переселенческого» капитализма: Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.
Образование измеряется на двух уровнях: средние годы обучения для жителей страны и ожидаемые годы обучения, которые ребенок имеет в среднем возрасте для начала учебы. В знак признания этих фактов в Докладе о развитии человеческого потенциала содержатся дополнительные составные индексы для оценки других аспектов жизни, включая такие проблемы неравенства, как гендерное неравенство или расовое неравенство.
Показатели развития, установленные характеристики, которые в исследованиях в области развития пытаются определить состояние развития страны, с тем чтобы сделать репрезентативные и международно сопоставимые заявления о процветании и бедности. Показатели развития — это переменные, которые являются репрезентативными для определенных под-аспектов развития. Они указывают факты, которые непосредственно не наблюдаются. Например, уровень грамотности является показателем уровня образования, средней продолжительности жизни в качестве показателя состояния медицинской помощи и питания.
Вторую группу образуют страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) страны Центральной и Восточной Европы (включая все республики бывшего СССР) и Монголия. В группу входят также социалистические страны – Куба, Китай, Вьетнам и КНДР.
Развивающиеся страны – самая многочисленная и разнообразная группа (150 стран). В основном бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки к югу от Сахары, Афганистан, Бангладеш и др. Они очень сильно отстают от развитого мира по всем основным социально-экономическим показателям. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши и почти 80 % населения. Большинство из них получили независимость после второй мировой войны (около 100 стран) и назывались до 1990 года странами третьего мира .
Какие показатели развития выбраны, чтобы делать заявления о состоянии развития, а процесс развития зависит от базовой концепции развития. Доход на душу населения является ключевым показателем уровня развития страны в Докладе о мировом экономическом развитии Всемирного банка, и ежегодный темп роста служит мерой развития. Согласно этим данным, в ежегодном Докладе о мировом развитии представлен рейтинг стран мира, классифицированных по категориям «высокий доход», «средний доход», «средний доход», «страны с низким доходом».
Кристиан Мартин Дипломированный географ. Специалисты Координаторы и редакторы: Проф. Эрнст Брунотте Профессор Ханс Гебхардт Проф. Манфред Меуор Проф. Петр Меусбургер Проф. Патрик Армстронг, Перт Курт Балденгофер, Фридрихсхафен Профессор Йорам Бар-Гал, Хайфа Профессор Карл Бееркунлейн, Росток Проф. Маркус Бергер, Брансуик Проф. Ханс Хейнрих Блотвогель, Дуйсбург Дипл. -Геогр. Ханс Юрген Бёмер, Мюнхен Хайнц Питер Броджато, Лейпциг Проф. Олаф Бубенцер, Кельн Дипл. -Геогр. Тильманн Бутчардт, Карлсруэ Томас Кристиансен, литье Райнер Дуттманн, Ганновер, дипломированный специалист.
Страны лидеры группы: Индия, Бразилия, Аргентина и Мексика. Вместе с тем выделяются и так называемые «новые индустриальные страны»: Сингапур, Тайвань и Республика Корея, а также новые индустриальные страны «второй волны» — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Их экономические показатели в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, но имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам. Небольшую группу образуют стран-экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, др.). 42 государства мира отнесены к наименее развитым странам (Бангладеш, Непал, др.).
Юрген Элерс, Гамбург Дипломированный геолог. Мартина Отхолд-Эйсебит, Зайберсдорф. Вернер Гамерит, Гейдельберг Профессор Ханс Гебхардт, Гейдельберг Профессор Рюдигер Глейзер, Гейдельберг Проф. Конрад Гросс, Лейпциг Марио Гюнтер, Гейдельберг Профессор Юрген Хагедорн, Гёттинген Вернер Артур Ханагарт, Карлсруэ Мартин Хартенштейн, Карлсруэ Проф. Ингрид Хеммер, Эйхштадт Проф. Рейнхард Хенкель, Гейдельберг Дипл. -Геогр. Ханс Хопфингер, Эйхштетт Майкл Хойлер, Гейдельберг Дипломант-Геогр. Торстен Хюльсманн, Бонн Ина Иббен, Кельн Проф.
Юкундус Якобит, Вюрцбург Дипл. -Геогр. Экхард Джедике, Бад-Арольсен Хьюберт Иофф, Мюнхен Дипл. -Геогр. Андреас Кагермейер, Падерборн Франц-Йозеф Кемпер, Берлин Фарид Эль-Холи, Берлин Ханс-Юрген Клинк, профессор Бохума Франц Келер, Гота Дипломант-Геогр. Бернхард Кёппен, Хемниц Дипл. -Геогр. Кристоф Коттмайер, Карлсруэ Кэролайн Крамер, Гейдельберг Вильгельм Каттлер, Эссен Дипломант-Геогр. Хартмут Лихтенталер, Карлсруэ, дипломированный геолог. Кристоф Магер, Гейдельберг Дипл. -Геогр. Йорг Матчулла, Фрайберг Профессор Алоис Майр, Лейпцигский диплом-географ.
Экономически высоко развитые государства отличаются большой ролью в мировой политике и экономике. Они обладают мощным научно-техническим потенциалом, отличаются друг от друга масштабами и уровнем развития экономики, численностью населения.
1.Назовите основные показатели уровня развития хозяйства стран. *2. Объясните с помощью примеров, в чем различие понятий «валовой внутренний продукт» и «валовой национальный продукт». **3.Назовите три основных показателя, применяемые в расчетах ИРЧП..Ответ обоснуйте.
Хайди Мегерле, Шлайтдорф Андреас Мегерле, Тюбинген, дипломированный геолог. Клаус Менсинг, Гамбург Дипл. -Геогр. Мартина Нойбургер, Тюбинген, дипломированный геолог. Карл-Хайнц Пфеффер, Тюбинген Дипломант-Геогр. Майкл Платтнер, Марбург Дипломант-Геогр. Карл-Хайнц Пёрте, Гёттинген Проф. Пол Реубер, Мюнстер Дипл. -Библ. Отто Рихтер, Брансуик Проф. Вольф-Дитрих Сахр, Куритиба Хайнц Сандер, Кельн Дипломант-Геогр. Бруно Шеххаас, Лейпцигский диплом-географ. Арнольд Шейербрандт, Гейдельберг Дипл. -Геогр.
Хейко Шмид, Гейдельберг Проф. Конрад Шмидт, Гейдельберг Профессор Элизабет Шмитт, Гиссен Проф. Юрген Шмуд, Регенсбург Проф. Рита Шнайдер-Слива, Базель Карл-Фридрих Шрайбер, Мюнстер Дипломант-Геогр. Томас Шван, Гейдельберг Проф. Барбара Спонхольц, Вюрцбург Проф. Альбрехт Штайнеке, Падерборн Проф. Вильгельм Стерингру, Грайфсвальд Ингрид Стенгель, Вюрцбург Дипл. -Геогр. Диберт Таннейзер, Гамбург Профессор Йоахим Воссен, Регенсбург Бернд Юрген Варкенен, Тюбинген, дипломированный геолог. Рейнхольд Вайнманн, Гейдельберг Проф.
В сентябре 2000 г. мировые лидеры на так называемом Саммите тысячелетия приняли Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций. Руководители богатых и бедных государств (участвовали представители 189 стран) приняли обязательство объединить усилия для достижения конкретных целей в области развития и уменьшения нищеты не позднее, чем к 2015 г. Данные обязательства, подтвержденные в марте 2002 г. на Конференции ООН по финансированию развития (г. Монтеррей, Мексика), а также в сентябре 2002 г. на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам устойчивого развития (г. Йоханнесбург) – объединены в восемь целей и восемнадцать задач,
Наиболее важные показатели состояния развития стран — презентация
Графика: Матиас Нимейер Ульрике Лохофф-Эрленбах Стефан Майер. Наиболее важные показатели состояния развития стран. Одним из наиболее важных показателей развития является естественный прирост населения в год. Так что не миграция или то же самое. Поэтому учитываются только «местные жители». Здесь различаются аграрные общества, промышленные общества и сервисные компании. В развивающихся странах темпы роста обычно выше 2%. Но есть и страны, в которых около 1, 5%. Эти общества зависят от их детей. Пожилые люди не могут так долго заботиться о себе.
Цели и задачи в области развития до 2015 года,
Сформулированные в декларации тысячелетия ООН (2000 г.)
1. Ликвидация крайней нищеты и голода
1. Сократить вдвое за период с 1990 по 2015 гг. долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день
Потому что обычно нет страховых компаний для обеспечения их будущей пенсии. Во Вьетнаме, например, есть также война, в результате которой экономика там страдает больше обычного, но рождаемость остается очень высокой. Поэтому бедные страны не могут быть остановлены тем, сколько детей они получают. Это ее страхование жизни для нее. Если темп роста отрицательный, это сервисная экономика. В этих странах обычно бывает, что семьи не готовы начать семью. Потому что обычно бывает так, что у пар нет времени, потому что они проводят весь день в офисе.
Более того, женщины все чаще выбирают карьеру. То, что раньше было нормальным, а именно большая семья, сегодня стало довольно редким видом. Женщины также хотят проникнуть в профессиональный мир, и это не так хорошо, если у вас есть дети. Вот почему все больше и больше пар все чаще предпочитают не иметь детей. Рождаемость на одну женщину составляет 1, 3 ребенка. Однако это относится только к Германии и варьируется. Таким образом, вы можете видеть, что рождаемость резко снизилась. Но это также объясняется тем, что мало кто не следит за детьми.
2. Сократить вдвое за период с 1990 по 2015 гг. долю населения, страдающего от голода
2. Обеспечение всеобщего начального образования
3. Обеспечить доступ к начальному школьному образованию детям всего мира
3. Поощрение равенства между мужчинами и женщинами и расширение прав и возможностей женщин
4. Ликвидировать гендерные различия на всех уровнях образования
4. Сокращение детской смертности
5. Добиться за период с 1990 по 2015 гг. снижения смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети
5. Улучшение охраны материнства
6. Добиться за период с 1990 по 2015 гг. снижения материнской смертности на три четверти
6. Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями
7. Остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению его масштабов
8. Остановить распространение малярии и других видов болезней и положить начало тенденции к сокращению их масштабов
7. Обеспечение экологической устойчивости
9. Обеспечить учет принципов устойчивого развития в рамках национальных стратегий и программ, обратить вспять процесс утраты экологических ресурсов
10. Сократить вдвое долю населения земного шара, не имеющего устойчивого доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств
11. К 2020 г. обеспечить существенное улучшение жизни для, как минимум, 100 миллионов обитателей трущоб
8. Формирование глобального партнерства в целях развития
12. Продолжить формирование открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы
13. Содействовать удовлетворению особых потребностей наименее развитых стран (включая обеспечение беспошлинного и неквотируемого доступа экспортных товаров на рынки и т.д.)
14. Решать проблему особых развивающихся стран, не имеющих выхода к морю и малых островных развивающихся государств
15. Всеобъемлющим образом урегулировать проблемы задолженности развивающихся стран на основе принятия национальных и международных мер, направленных на выведение их задолженности на приемлемый уровень в долгосрочной перспективе
16. В сотрудничестве с развивающимися странами разработать и осуществить стратегии, дающие молодым людям реальный шанс находить достойную работу
17. В сотрудничестве с фармацевтической промышленностью обеспечить распространение доступных по стоимости основных лекарств в развивающихся странах
18. В сотрудничестве с частным сектором принять меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационных и коммуникационных
Не все из этих целей являются актуальными для Республики Беларусь, являющейся государством с относительно высоким уровнем ВВП на душу населения (7620 долларов США с учетом паритета покупательной способности в 2001 г.). Но цели с четвертой по восьмую непосредственно касаются Беларуси в связи с серьезной демографической ситуацией и другими проблемами.
Названные цели определили состав, структуру и методику расчета специальных синтетических показателей, позволяющих судить о том, в какой мере выполняются установки Декларации тысячелетия в разных странах.
Ниже показано, как рассчитываются пять индексов развития человека, их схожие черты и отличия.
Индекс развития человеческого потенциала
Средняя продолжительность жизни
Доля грамотного взрослого населения
Совокупная общая доля учащихся
ВВП на душу населения
Индекс грамотности взрослого населения
ИНДЕКС ПО ЭЛЕМЕНТУ
Индекс средней продолжительности жизни
Индекс нищеты населения для развивающихся стран
Доля населения, которая, как ожидается, не доживет до 40 лет
Для неграмотного взрослого
Доля населения, не имеющее устойчивого доступа к улучшенным источникам воды
Доля детей с пониженной для своего возраста массой тела
Обездоленность с точки зрения достойного уровня жизни
Индекс нищеты населения для стран – членов ОЭСР0
Доля населения, которая, как ожидается, не доживет до 60 лет
Доля функционально неграмотного взрослого населения
Доля населения, живущего ниже черты бедности по доходам
Уровень застойной безработицы
Индекс развития с учетом гендерного фактора
Средняя продолжительность жизни женщин
Средняя продолжительность жизни мужчин
Доля грамотного взрослого населения для женщин
СОДУ для женщин
Доля грамотного взрослого населения для мужчин
СОДУ для мужчин
Расчетный показатель заработанного дохода для женщин
Расчетный показатель заработанного дохода для мужчин
ИНДЕКС ПО ЭЛЕМЕНТУ
Индекс средней продолжительности жизни женщин
Индекс средней продолжительности жизни мужчин
Индекс образования для женщин
Индекс образования для мужчин
Индекс дохода для женщин
Индекс дохода для мужчин
РАВНОМЕРНО РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНДЕКС
Равномерно распределенный индекс средней продолжительности жизни
Равномерно распределенный индекс дохода
Подробнее рассмотрим методику расчета ИРЧП, отметив, что его компоненты полностью соответствуют целям, провозглашаемым Декларацией тысячелетия, табл. 2.2.
Соотношение компонентов ИРЧП и целей в области развития Декларации тысячелетия
Долгая и здоровая жизнь
Цели 4,5 и 6: сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства и борьба с тяжелыми заболеваниями
Цели 2 и 3: обеспечение все-
Общего начального образования, расширение прав и возможностей женщин в сфере образования
Достойный уровень жизни
Цель 1: сокращение масштабов нищеты и голода
Условия развития человеческого потенциала
Экологически устойчивый рост
Цель 7: обеспечение экологически устойчивого роста
Равноправие, особенно равноправие полов
Цель 3: поощрение равенства полов, расширение прав и возможностей женщин
Благоприятные глобальные экономические условия
Цель 8: укрепление партнерских отношений между богатыми и бедными странами
ИРЧП – это сводный показатель развития человеческого потенциала. Он измеряет средний уровень достижений данной страны в трех важнейших элементах развития человеческого потенциала:
долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем средней продолжительности жизни; знаниях, измеряемых долей грамотного взрослого населения (вес в две трети) и совокупной общей долей учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (вес в одну треть); достойном уровне жизни, измеряемом показателем ВВП на душу населения (ППС в долл. США).
Прежде чем рассчитывать сам ИРЧП, необходимо рассчитать индексы для каждого из этих элементов. Для расчета этих индексов для элементов – индексов продолжительности жизни, образования и ВВП – для каждого из используемых показателей устанавливаются минимальное и максимальное значения (предельные значения).
Достижения по каждому элементу выражаются от 0 до 1, которая рассчитывается по следующей общей формуле:
После этого рассчитывается ИРЧП, как среднее арифметическое индексов по элементам.
Проиллюстрируем построение ИРЧП, использовав данные по Республике Беларусь, приведенные в «Докладе о развитии человека за 2003 год» .
1. Расчет индекса продолжительности жизни.
Индекс продолжительности жизни измеряет достигнутый страной относительный прогресс в увеличении средней продолжительности жизни. Для Беларуси средняя продолжительность жизни в 2001 году составляла 69,6 лет, индекс продолжительности жизни равен 0,74:
2. Расчет индекса образования.
Индекс образования измеряет достигнутый страной относительный прогресс как в повышении грамотности среди взрослого населения, так и в увеличении совокупной общей доли долей учащихся начальных, средних и высших учебных заведений. Сначала рассчитывается индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной общей доли учащихся. Затем эти два индекса сводятся в единый индекс образования, причем вес в две трети придается грамотности среди взрослого населения и вес в одну треть — совокупной общей доле учащихся. Для Беларуси, где уровень грамотности взрослого населения составлял в 2001 году 99,7 процента, а совокупная общая доля учащихся в 2000/01 учебном году – 86 процентов, индекс образования равен 0,95:
Индекс образования = 2/3 (индекс грамотности взрослого населения) + 1/3 (индекс общей доли учащихся) =
2/3 (0,997) + 1/3 (0,86) = 0,95
3. Расчет индекса ВВП.
Индекс ВВП рассчитывается с использованием скорректированного показателя ВВП на душу населения (в долл. ППС). В ИРЧП все аспекты развития человеческого потенциала, не нашедшие отражения в показателях долгой и здоровой жизни и знаний, выражаются через суррогатный показатель дохода. Показатель дохода корректируется, т.к. для достижения достойного уровня развития человеческого потенциала не требуется неограниченного дохода. Поэтому используется логарифмическая шкала дохода. Для Беларуси, где показатель ВВП на душу населения в 2001 году равнялся 7620 долл. США (ППС в долл. США), индекс ВВП равен 0,72:
После установления значений индексов по элементам расчет ИРЧП весьма прост. Он представляет собой среднее арифметическое трех индексов по элементам.
ИРЧП = 1/3 (индекс продолжительности жизни) + 1/3 (индекс образования) + 1/3 (индекс ВВП) = 1/3 (0,74) + 1/3 (0,95) + 1/3 (0,72) = 0,804
Ниже рассмотрим место Беларуси по ИРЧП среди стран мирового сообщества.
Место Беларуси среди стран мирового сообщества.
Рассмотрим динамику рейтинга Республики Беларусь по ИРЧП в сравнении с другими странами. В статистике ООН данные по Беларуси и другим странам СНГ фигурируют с 1990 г. На протяжении всего периода Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. По данным за 2001 г. (это последние развернутые доступные нам данные в источнике ООН ) Беларусь является единственной из стран СНГ, находящейся в группе стран с высоким уровнем ИРЧП
(53 место из 175 стран, ИРЧП=0,804 (максимальное значение имеет Норвегия (0,944), минимальное значение – Сьерра-Леоне (0,275)), табл. 2.3. Все остальные страны СНГ попали в группу стран со средним уровнем ИРЧП.
Место Беларуси по ИРЧП среди стран СНГ и ее ближайших соседей (2001 г.),
Индекс уровня образования
Индекс ВВП на душу населения
Среди стран СНГ Беларусь отличается высоким уровнем душевого ВВП: на 7% превосходит РФ, на 17% Казахстан, на 75% Украину, а некоторые страны превосходит в 2-3 раза (Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Кыргызстан, Молдова). Беларусь также превосходит все страны СНГ по уровню образования населения. Уступает Республика Беларусь по ожидаемой продолжительности жизни странам кавказского региона, где она превосходит 71 год.
Своим ближайшим соседям (Польше и странам Балтии) Беларусь уступает как по ожидаемой продолжительности жизни, так и по уровню душевого ВВП. Так, от Эстонии по последнему параметру Беларусь отстает на 33%, от Польши – на 24%. Разница обусловлена тем, что экономика этих стран интенсивно интегрируется в ЕС, тем более, что с мая 2004 г. они стали членами Союза.
Достижение уровня жизни стран Балтии и Польши для Беларуси является первостепенной задачей, независимо от того декларируется она или нет. Если взять душевой уровень ВВП, то достижение нынешнего уровня Польши и Балтии представляется реальным в течение 3–5 лет при сложившихся темпах его прироста. Но если учесть, что эти страны не будут стоять на месте и строить свою экономику в рамках объединенной Европы, то Беларусь, как малая страна с открытой экономикой, должна также более интенсивно интегрироваться в мировую экономику, чтобы достичь уровня этих стран или хотя бы снизить отставание.
Что же касается увеличения ожидаемой продолжительности жизни, то Беларусь имеет много трудностей объективного характера в связи с катастрофой на ЧАЭС. Поэтому, очень похоже, что в обозримом будущем отставание по данному параметру не будет преодолено, что, конечно не исключает необходимость проведения активной демографической политики.
Если сравнивать значения показателей ИРЧП для Беларуси с усредненными значениями для всего мира, табл. 2.4, то видно, что республика имеет существенное преимущество только по одному их них – уровню образования (0,95 по отношению к 0,75). По всем другим показателям Беларусь находится на среднемировом уровне.
Развивающиеся страны в целом уступают Беларуси по всем позициям, усредненный объем душевого ВВП по этим странам составляет всего 50% от белорусского. Но по ожидаемой продолжительности жизни республика превосходит развивающийся мир всего на 5 лет (69,6 лет против 64,4).
Страны региона ЦВЕ и СНГ имеют в среднем более низкие составляющие ИРЧП, чем Республика Беларусь. Но это отставание не столь велико, кроме душевого уровня ВВП. Беларусь превосходит страны региона по данному показателю на 15%.
ИРЧП и его составляющие по основным группам стран
и Республике Беларусь в 2001 г.
Ожидаемая продолжительность жизни
ВВП на душу населения (ППС в USD)
Индекс ожидаемой продолжительности жизни
Индекс уровня образования
Индекс ВВП на душу населения
Страны ЦВЕ и СНГ
Страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала (55 стран)
Страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (86 стран)
Страны с низким уровнем развития человеческого потенциала (34 страны)
Беларусь (53 место)
Страны ОЭСР уступают Беларуси по усредненному индексу образования, но по остальным значительно превосходят уровень, достигнутый республикой. Так, душевой уровень ВВП Беларуси составляет лишь третью часть от среднего значения по рассматриваемой группе стран (7620 тыс. долл./чел. по сравнению с 23363). По ожидаемой продолжительности жизни отставание Беларуси также является весьма значительным (69,6 года по сравнению с 77,0).
Если сравнивать показатели ИРЧП для Беларуси с аналогичными показателями для стран, распределенных на три группы по индексу ИРЧП (0,908 – для стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; 0,684 – для стран со средним уровнем и 0,44 – с низким уровнем), то, разумеется, республика превосходит во всем статьям показатели двух нижних групп. Но странам с высоким уровнем ИРЧП уступает так же, как и странам ОЭСР, по ожидаемой продолжительности жизни и душевому уровню ВВП.
В заключение целесообразно поставить вопрос о перспективах Беларуси по достижению усредненного уровня ИРЧП более развитых стран, например, ОЭСР, куда входят и страны ЕС.
Нам представляется, что самой трудной задачей является увеличение ожидаемой продолжительности жизни коренного населения. Здесь очень заметным был бы прогресс в 1 год за 2–3 года. Следовательно, трудно ожидать, чтобы нынешний уровень продолжительности предстоящей жизни западных стран был бы достигнут в Беларуси быстрее, чем за 10–15 лет. Правда, многое зависит от миграционной политики в рамках экономического и политического сообщения с Россией и другими странами СНГ. Относительно благоустроенная Беларусь может привлечь внимание населения многих бывших республик СССР. Правда, это стабилизирует только численность населения. Но что касается средней продолжительности жизни, то здесь главным фактором является активная демографическая политика, которая требует немалых затрат.
Что касается достижения уровня западных стран по объему ВВП на душу населения, то, как показывают наши расчеты на основе экстраполяции сложившихся темпов прироста данного показателя (взят прирост в размере 9% в год), а также на основе функции Кобба-Дугласа (см. ниже), к 2015 г. вполне допустимо достижение нынешнего уровня стран ОЭСР. Но это только результаты эконометрических оценок, которые, кстати, совпадают с оценками Минэкономики.
Процесс развития требует решения многих сложнейших организационно-экономических проблем. Среди них проблемы:
привлечения иностранных инвестиций; обеспечения народного хозяйства топливно-энергетическими ресурсами; структурной перестройки экономики; сбыта готовой продукции; сохранения и развития трудового потенциала.
Для малой страны с открытой экономикой, которой является Беларусь, перспективная ситуация почти по каждой из названных проблем является непредсказуемой.
а) определение перспективных отраслей и предприятий с точки зрения структурной перестройки и производства экспортных конкурентоспособных товаров, дифференцированная помощь им;
б) отказ от практики государственной помощи убыточным и неперспективным производствам только по соображениям поддержания полной занятости на них, постепенный вывод скрытой безработицы на открытый рынок труда;
в) оказание помощи частному производительному капиталу (наряду с развитием частного торгового и ссудного капиталов);
г) пересмотр ориентиров инвестиционной политики, что означает расширение системы выдачи кредитов, ссуд, налоговых льгот частным лицам для развития частного предпринимательства;
д) стимулирование подвижности рабочей силы (географической и профессиональной), развитие гибких форм занятости, контрактного найма;
е) развитие внутреннего рынка труда, что включает:
перенос акцента в оказании социальной помощи с государственного уровня на уровень конкретных предприятий, в зависимости от возможностей последних; развитие системы внутрифирменной подготовки, обучения и переобучения работников, непосредственной связи предприятий с учебными центрами в вопросах обеспечения кадрами; дифференциация в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных работников, формирование квалифицированного «ядра» предприятия; отказ государства от решения проблем сохранения занятости на предприятиях, оставив за собой функции регулирования общих правил приема и увольнения.
С момента появления вертолетов сфера их эксплуатации стала весьма обширной. Они отлично подходят для доставки различного рода грузов или эвакуации раненых, а также для нанесения точных и молниеносных ударов по врагу. В нашем обзоре представлены 19 самых л
POV ГолубьСегодня я хочу рассказать вам, дорогие мои друзья, как я провожу свой день. Начнем с того момента, как я вылупился из яйца. Тогда я был уродом: перьев нет, только в некоторых местах пучками был пушок, и выглядело это так, как будто мне выщипали
Сварочные работы относятся к разряду особо опасных для здоровья. В зону повышенного риска получения производственной травмы попадает зрение. Для его защиты применяются сварочные маски.Они служат барьером для оптического излучения, расплавленных частиц мет
Источник