Назовите страны имеющие значительные запасы меди заир замбия

План-конспект урока географии в 11 классе по теме «африка» цели

Шептухина Валентина Петровна

План-конспект урока географии в 11 классе по теме:

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме: «Африка»;

способствовать развитию умений и навыков работы с контурными картами, тематическими картами, с компьютерной техникой на уроках географии;

развивать коммуникативную деятельность учащихся;

воспитывать интерес к предмету и к окружающему миру.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: компьютерное оборудование, политическая карта мира, физическая карта мира, глобусы, контурные карты, атласы, учебники.

1. Организационный этап

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим сегодняшним девизом:

Не знаешь — узнай,

Ты сможешь — дерзай,

Не бойся тропы отвесной!

Чтоб жизнь твоя стала песней!

Ребята, мы закончили с вами изучение региона Африка. Что же, по-вашему, нам предстоит сегодня сделать на уроке? Какова цель сегодняшнего занятия?

2. Проверка домашней работы

Да, верно. Мы сегодня обобщим знания по изученной теме. И сделаем мы это, выполняя в течение урока разнообразные задания. Но для начала я бы хотела услышать от вас: а что же такое Африка? Давайте на основе ваших ответов выделим главную проблему региона: по основным показателям экономического и социального развития Африка заметно отстаёт от других крупных регионов.

Попробуем в течение урока доказать это и найти путь решения данной проблемы. Кто может назвать особенности ЭГП Африки?

Оценивание устных ответов учащихся, выставление оценок в карточки

3. Этап обобщения и систематизации знаний

Мы вспомнили особенности ЭГП Африки, а теперь вашему вниманию

представляется презентация о природно-ресурсном потенциале региона Африка. (ученик)

Вопросы по презентации:

Какими ресурсами богата Африка?

Чем представлены водные ресурсы материка?

3. Какими полезными ископаемыми богата Африка?

4. Почему фраза «Вода — это жизнь!» так актуальна для континента? (Оценивание работы ученика)

Другой ученик представляет презентацию о населении Африки. Вопросы по презентации:

Представители каких рас проживают в Африке?

Назовите коренных жителей континента.

Сколько стран находится на материке?

Какое из этих государств является развитым?

(Оценивание работы ученика)

Третий ученик представляет презентацию об экономическом потенциале региона.. Вопросы по презентации:

Какова основная черта современной экономики Африки?

Назовите основные отрасли хозяйства этого региона?

Какие виды транспорта получили развитие в странах Африки?

(Оценивание работы ученика)

Ребята, мы убедились в том, что Африка — это отсталый регион в экономическом и социальном развитии?

А теперь предложите решение этой проблемы. Чтобы скорее преодолеть отсталость, добиться экономической независимости, нужно ликвидировать феодальные отношения, осуществлять государственное регулирование экономики, готовить собственные кадры, как это сделали уже некоторые государства. История не знает другого способа борьбы с экономической отсталостью и слаборазвитостью, чем индустриализация. Развитие сельского хозяйства связано с «зелёной революцией».

4. Этап контроля и самоконтроля

Мы вспомнили основные вопросы, которые изучали на предыдущих уроках. Я думаю, что теперь вам будет легче выполнить тест, который покажет, как вы усвоили пройденный материал.

Выполнение и взаимопроверка тестовых заданий:

1. Какая страна последней обрела суверенитет на Африканском континенте:

2. Назовите страны, имеющие значительные запасы меди:

б) Замбия, Танзания

3. Укажите лишний город:

4. Какое государство самое крупное по площади:

5. Выберите вариант, в котором указаны страны, где находятся крупнейшие в Африке городские агломерации:

в) Кения, Камерун

г) Нигерия, Египет

6. Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн.кв.км и омывается Красным морем:

7. В каких из перечисленных стран Африки не добывается нефть:
а ) Эфиопия

8. Выберите вариант, где верно указаны страны с развитой нефтедобывающей промышленностью:

а) Алжир, Ливия, Египет

б) Ливия, Гана, ЮАР

в) Бенин, Уганда, Эфиопия

г) Египет, Ботсвана, Чад

д) Судан, Мали, Конго

9. Выберите федеративную республику с правильно указанной столицей:

а) Нигерия — Абуджа

б) Эфиопия — Каир

в) Марокко — Рабат

г) Либерия — Фритаун

д) Камерун — Претория

10. Выберите вариант, где правильно указаны страны, экспортирующие цветные металлы:

а) Алжир, Габон, Нигерия

б) Ливия, Гана, Кения

в) Бенин, Уганда, Эфиопия

г) Гвинея, Замбия, ЮАР

д) Судан, Сомали, Чад

11. Какая из указанных стран не является очагом межэтнических конфликтов:

12. Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн.кв.км и омывается Средиземным морем:

13. Какие черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства названы верно:

а) преобладание высокотоварного сельского хозяйства

б) отсутствие монокультурной специализации

в) преобладание торговли и услуг в непроизводственной сфере

г) большая густота автомобильных дорог

д) слабое развитие обрабатывающей промышленности

14. К какой стране относится описание: преобладает арабское население, развито производство фосфорных удобрений, выращиваются цитрусовые, столица не является самым большим городом страны:

15. Какому региону Африки соответствует данное описание:

«Здесь расположены крупнейшие по численности населения Африканское государство и крошечная островная страна. Регион многонационален. Главная роль в экономике принадлежит сельскому

хозяйству. Страны производят какао-бобы, арахис, ядра пальмовых орехов и пальмовое масло. Среди минерального сырья ведущая роль принадлежит добыче железной руды, бокситов, урану, нефти. Создаются чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Развивается транспорт»

а) Северная Африка

б) Западная Африка

в) Восточная Африка

г) Экваториальная Африка

1-6, 2-а, 3-г, 4-6, 5-г, 6-г, 7-а,ж, 8-а, 9-а, 10-г, 11-в, 12-д, 13-в,д, 14-а, 15-б

Верны ли следующие утверждения:

Большинство стран Африки добились независимости во второй половине 20 века (да)

Африка — район самой высокой рождаемости и самой высокой смертности (да)

З. Для стран Африки характерны самые высокие темпы урбанизации (да, хотя сам уровень урбанизации самый низкий в мире)

Главное полезное ископаемое Нигерии — железная руда (нет, алмазы)

Для вывоза промышленной продукции из медного пояса используется река Конго (нет, она порожиста)

Монокультурная специализация — это .

Самый большой город Африки — .

Отличительные черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства: .

Страны Африки можно объединить в такие регионы, как: .

Одна из главных задач стран континента — это .

5. Этап коррекции знаний и способов действий

Работа в контурных картах:

1. Нанесите на контурную карту Африки по памяти следующие страны:
Ливия, Алжир, Судан, Конго, Мадагаскар, Ангола, ЮАР, Мозамбик

2. Обозначить береговую линию континента

3. Обозначьте страны, в которых ведётся добыча нефти, железной руды, каменного угля, алмазов, золота.

6. Этап информации о домашнем задании

Повторить тему «Африка»

Каким образом изменится специализация сельского хозяйства острова

Мадагаскар, если его переместить на 40 ° севернее и на 70 ° западнее?

7. Этап подведения итогов занятия

Скажите, помог ли вам сегодняшний урок систематизировать знания предыдущих занятий, повторить их, закрепить?

8. Этап рефлексии

Можете ли вы сказать, что на каком-то этапе урока вы сегодня словно летали? Или может быть, наоборот, чувствовали себя неуверенно?

За часом час уходит прочь, Мелькает свет и тень. Звезда над речкой — значит, ночь. А солнце — значит, день. (Н.Рубцов)

Шептухина Валентина Петровна

План-конспект урока географии в 7 классе по теме: «Страны и народы Евразии»

— организовать работу по изучению населения и политической карты Евразии; — способствовать развитию умений и навыков в работе с политической картой, картой плотности населения;

— развивать интеллектуальные умения учащихся: сравнивать, анализировать, делать выводы;

— воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интерес к предмету.

Политическая карта мира, физическая карта мира, атласы, контурные карты, карточки с изображением лиц представителей различных рас, мультимедиа учебник «География. 7 класс»

урок изучения нового материала.

I . Организационный этап

Добрый день, друзья! Я рада вас всех видеть сегодня и очень хочу поскорее начать работу с вами! Хорошего вам настроения!

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Учитель раздаёт детям разрезанные карточки с изображением лиц представителей различных рас (разрезается на четыре полосы — волосы, глаза, нос, рот). Из составных частей соберите карточки. Что же у вас получилось? (портреты представителей разных рас)

— А кто из вас помнит, что такое раса? – Раса — это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и др.)

— Ребята, а какая легенда о происхождении рас вам уже известна? Давайте вспомним её сегодня.

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели золотистый оттенок — это были монголоиды. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

— Да, интересная легенда. Но что же всё-таки способствовало образованию рас на самом деле?

Расы начали формироваться в период позднего палеолита (30-40 тыс. лет назад). К этому времени человек жил уже во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

— Охарактеризуйте негроидную расу.

Отличительные признаки негроидной расы являются курчавые чёрные волосы, тёмно-коричневая кожа и карие глаза. Темнокожесть представителей негроидной расы обусловила и её название (от лат. — нигер -чёрный). Кроме того, для негроидов характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы, крепкие зубы, умеренно выступающие скулы, слабый или средний рост волос на лице и теле. Нижние

и верхние челюсти выдвинуты вперёд.

— Что вы знаете о европеоидной расе?

Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза — светло-карие, жёлтые, зелёные, серые или голубые. Конечно, встречаются черноволосые, темноглазые и довольно смуглые представители европеоидов, особенно на юге. Для этой расы характерны широко открытые, ровно поставленные глаза. Тонкий прямой, сильно выступающий нос, иногда с горбинкой. Губы у европеоидов тонкие или средней толщины. Типичные черты у мужчин — густые усы и борода. Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную — со смуглой кожей, тёмными волосами и карими глазами и северную — со светлой кожей, серыми и голубыми глазами, русыми и белокурыми волосами.

— Расскажите о монголоидной расе.

Волосы у них прямые, иссиня-чёрные, толстые и жёсткие. Широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими, чаще всего расплющенными носами, чёрные или тёмно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах — редкие усы и борода. Особенно необычно и своеобразно строение глаз монголоидов: они узкие, и внутренние углы их расположены ниже внешних, что создаёт впечатление раскосости. Верхнее веко тяжёлое и набухшее. Не менее своеобразны у монголоидов зубы. Передние резцы — широкие.

— А как вы думаете, почему мы сегодня вспоминаем расы? О чём на уроке будет идти речь? Так как мы закончили изучение физико-географического обзора Евразии, конечно же, настало время поговорить о тех народы, которые населяют этот материк, ну и, естественно, о странах, расположенных на нём. Итак, тема урока: «Население и политическая карта Евразии». (Учащиеся записывают тему в тетради)

— Ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Что мы должны будем сделать сегодня на уроке? Мы познакомимся с народами Евразии и

поговорим о разнообразии стран континента.

-Скажите, а что нам может помочь в изучении стран Евразии? (карты атласа — политическая, физическая, карта народов и плотности населения, глобус)

3. Этап усвоения новых знаний

Ребята, я хочу вам предложить сравнить сегодня две карты — физическую и политическую, которые всегда находятся в кабинете и являются верными помощниками в изучении географии.

— Какая площадь территории изображена на этих картах? (весь мир)

— Каков масштаб карт? Отличается он?

— А содержание? (карты различаются по содержанию: на физической карте показаны особенности рельефа, на политической — страны)

— Каким способом изображаются формы рельефа по физической карте? (послойной окраской)

— Как показываются страны на политической карте мира? (цветом)

— А что вы можете сказать о политической карте Евразии? Откройте эту карту в атласах. Да, она необычайно пестра. О чём этот говорит?

Ученик выступает с презентацией «Народы и страны Евразии» (учащиеся по ходу презентации выполняют записи в виде схем у себя в тетрадях) Во время презентации учитель показывает названные страны на политической карте мира.

Учитель обращает внимание учащихся на выставку коллекции национальных костюмов народов Евразии, выполненную из природного материала — глины. Это жилища народов Евразии.

Из презентации учащиеся узнали о разнообразии стран и народов Евразии. Разбирают материал о карликовых государствах. ( Сообщения учащихся)

Площадь — 0,44 кв.км. население -2,5 тыс. человек. Официальные языки -латинский и итальянский. Ватикан — это крошечное, но могущественное государство в пределах Рима, столицы Италии. Руководит этим государством Папа Римский — духовный глава всех католиков мира. Кроме папского дворца здесь находится главный католический собор мира — собор Святого Петра. На службе одновременно в нём могут присутствовать несколько тысяч человек. А первое, что видят приезжающие в Ватикан -великолепный фонтан на площади перед собором святого Петра .Однако государство славится не только своими культовыми сооружениями. Здесь со времён эпохи возрождения собирались произведения древнего и античного искусства и создан крупнейший в мире Ватиканский музей.

Площадь — около 2 кв.км. население — 32 тыс. человек. Официальный язык — французский. По площади государство Монако самое крошечное после Ватикана. Теснота — главный стимул развития страны. Одно время эту проблему пытались решить, осушая морское мелководье. Так получили 40 гектар искусственной суши, пригодной для строительства домов на сваях. Однако дальнейшее наступление на море пришлось прекратить — слишком близко к берегу подходят 30-40 метровые глубины. Тогда появился проект подводного поселения. Другой путь — строительство небоскрёбов. Дома-башни высотой 50-110 метров совершенно изменили облик княжества, заслонив его поданным и многочисленным туристам вид на море и горы. Одна из достопримечательностей Монако — Океанографический музей. Он был основан в 1899 году. Сейчас это страна туризма, фестивалей, научных конференций.

Вопросы по презентации:

— найдите на глобусе и покажите самые большие страны по площади; (Россия, Китай, Индия)

— покажите «карликовые» государства; (Ватикан, Сингапур, Андорра, Мальта, Сан-Марино)

— перечислите развитые государства; (Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания)

— покажите страны наименее развитые (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Лаос, Мьянма)

Ребята, а теперь давайте обозначим названные нами страны на контурных картах.

А как же размещены народы по территории материка? Что поможет нам ответить на этот вопрос? Это карта народов из нашего атласа. Давайте откроем её и проанализируем.

— Какая территория нанесена на этой карте?

— Каков масштаб карты?

— Какие уловные знаки использованы на карте народов?

— Нас интересует сегодня материк Евразия. Скажите, какие народы населяют центральные части материка?

— Скажите, а где на материке самая высокая плотность населения?

— Где находятся районы с низкой плотностью населения?

— Какой вывод вы можете сделать о размещении населения на материке Евразия?

— Предположите, что повлияло на такое размещение населения?

Действительно, на огромной и разнообразной территории материка население размещено крайне неравномерно. В Евразии есть места с самой высокой плотностью населения в мире — на острове Ява, в долине реки Ганг. Одна из причин высокой плотности населения — давность заселения. Так, в далёком прошлом интенсивно заселялись Восточная и Южная Азия. Плотность сельского населения здесь порой достигает 1,5 тыс. человек на 1 кв.км. в Западной Европе наиболее заселена прибрежная часть Атлантического океана. Важная особенность этой части Евразии — большое количество городского населения. В то же время значительная часть материка заселена очень редко. Почти совсем безлюдны Тибет и Гоби в

Центральной Азии, выжженные солнцем пустыни Аравийского полуострова. Невелика численность населения на севере Азии.

Давайте обратимся с вами к политической карте Евразии. Из презентации вы узнали, что она очень пестра. Это говорит о большом количестве стран на материке. Скажите, а какие древние государства Евразии из уроков истории вы знаете? Да, это такие страны, как: Древняя Греция, Древний Рим, Вавилон. В Средневековье государств становилось всё больше, так как велись междоусобные войны, которые заканчивались переделом территории. Но новые государства создаются и в наши дни. Так на месте СССР образовалось 15 независимых государств — Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Армения, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и Россия.

Ученик совершил уже путешествие по просторам нашей Родины, поэтому сейчас он приглашает вместе с собой и нас. Он расскажет нам о народах России. Презентация «Народы России»

Вопросы по презентации:

— Россия — какое государство по количеству наций?

— Назовите запомнившиеся вам народы России.

— А сколько всего народов проживает в нашей стране?

Ребята, давайте теперь вернёмся к политической карте Евразии. Страны отличаются между собой культурой, географическим положением. Мы будем изучать в дальнейшем страны Европы и страны Азии. Откройте учебник на с.303 — карта Европы.

— На какие регионы принято делить Европу? На с.304 — карта Азии.

— Назовите регионы зарубежной Азии.

Из этих карт видно, что все страны отличаются по географическому положению. Они делятся на островные, материковые, полуостровные. Давайте в тетрадях выполним схему, в которой приведём примеры таких государств. Первая группа запишет материковые страны, вторая — островные, третья — полуостровные (по 6 примеров)

Проверка схемы в тетради — работа по карте у доски. Дополнение схемы в тетрадях.

Источник

Читайте также:  Классный час горжусь своей страной
Оцените статью