Индустриальное развитие мира в первой половине XX века
На рубеже XIX и XX вв. в промышленности мира наступила эра новых индустриальных производств. Изменения затронули практически все старые производства и вызвали к жизни новые, которых ранее совсем не было. Именно тогда сформировалась т. н. авангардная тройка, определяющая научно-технический прогресс, — электроэнергетика, машиностроение и химия.
Глубочайшие изменения произошли в энергетике и были связаны в первую очередь с началом широкого использования электричества. Еще в 1870 г. в мире практически не было промышленного производства электроэнергии. К началу XX в. мощности электростанций в мире составили уже 3 млн. кВт! Это составляет лишь около половины мощности одной современной Саяно-Шушенской ГЭС. В конце XIX в. были построены первые ГЭС в Германии (на реке Неккар) и в Северной Америке (на Ниагаре). В это же время были введены в практику многочисленные изобретения, связанные с электроэнергией, — динамо-машина, генератор, электромотор, трансформатор, лампа накаливания. С тех пор в передовых странах мира получило развитие одно из важнейших направлений в машиностроении — электротехника.
Настоящий переворот в технике, а позднее и в производстве, вызвало изобретение двигателя внутреннего сгорания и дизельного двигателя. За этим последовало изобретение усовершенствованного мотора и автомобиля. Тем самым был резко увеличен спрос на новое, жидкое, топливо, что в свою очередь стимулировало добычу нефти. Добыча нефти в мире составляла в 1870 году – 0,8 млн. тонн, в 1900 году – 20 и в 1913 году – 54 млн. тонн. Эта ветвь дала толчок к формированию автомобильной и авиационной промышленности, нефтяного комплекса и пр.
Неравномерность экономического развития стран в начале 20 веке
Из истории автомобилизма
В 1886 году немецкий инженер Карл Бенц (вспомните название фирмы «Мерседес Бенц») получил патент на изобретенный им автомобиль и в том же году продемонстрировал публике в городе Мангейме свою «моторизированную карету». Новое транспортное средство пробивалось с большим трудом. Только спустя два года изобретатель получил «временное разрешение» на езду в автомобиле. Это были первые в истории водительские права. На заре автомобильной эры машины направлялись горючим в аптеках, где разлитый в бутылки бензин продавался как чистящее средство. Позже в американском городе Сиэтле открылась первая «бензоколонка» — бак со шлангом. Настоящая заправочная станция с насосом впервые заработала в Берлине в 1922 г.
Развитие различных областей промышленности
Бурно развивалось и химическое производство. До середины XIX века химия была, по существу, подсобным производством, а на рубеже двух веков стала крупной и важной ветвью промышленности. Особенно быстро росло производство минеральных удобрений (для быстро растущего аграрного сектора в развитых странах) и синтетических красителей для сохранявшей свою роль текстильной промышленности. Производство красителей получило наибольшее развитие в Германии, которая в отличие от других крупных стран Европы не имела собственного натурального сырья (колоний у Германии было мало). Также все большее значение приобретало фармацевтическое производство.
К химическим производствам можно условно отнести и выпуск целлюлозы для быстро развивающейся бумажной промышленности, которая пыталась утолить растущий «бумажный голод». Развитие издательского дела, особенно газетный бизнес, требовало все больше бумаги. Развитие потребительского сектора в развитых странах стимулировало расширение производства различного рода практичной и удобной упаковки, для чего нужен был картон и различная упаковочная бумага.
Развитие промышленности было бы невозможно без создания мощностей по выпуску средств производства, т. е. металлообрабатывающих станков. Станкостроение становится одним из важнейших секторов в машиностроении (да и вообще в промышленности). Оно могло получить развитие лишь в самых передовых странах Европы и в США.
Подлинная революция произошла в сфере транспорта и связи. Рубеж двух веков отмечен бумом железнодорожного строительства. В 1869 г. была построена трансамериканская железная дорога от Нью-Йорка до Сан-Франциско, а в 1903 г. Великая Сибирская магистраль до Владивостока. Долгое время главным видом локомотива оставался паровоз, но все большее применение находили электровозы и тепловозы.
Решающее значение приобрел морской транспорт, подвергшийся глубокой модернизации. В 1870 г. 80% тоннажа мирового морского торгового флота приходилось на парусные суда. К 1913 г. их доля уменьшилась в 10 раз. Изменилась и география морских перевозок вследствие сооружения Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов.
Сооружение Панамского канала привело даже к изменению на политической карте Америки. Построенный в основном при участии США, он уже был почти готов, когда правительство Колумбии, проявив несговорчивость стало выторговывать для себя более выгодные условия.
Американцам это не понравилось, и они, не мудрствуя лукаво, организовали в колумбийской провинции Панама переворот. Мятежные власти тотчас же были признаны американской стороной. В политический лексикон вошел термин «панама», означавший аферу, какое-либо авантюристическое дело.
Совершенно другими стали средства связи. Изобретение и практическое применение телефона, телеграфа и радио буквально сблизили самые удаленные уголки земного шара.
Развитие военной промышленности
Развитие научно-технического прогресса в начале XX в. протекало в значительной степени под флагом милитаризации. Подготовка к войне и военные действия ускоряли развитие двух групп промышленных производств, нацеленных на военную сферу. Машиностроение стало производить в массовых количествах технику, которой ранее вообще не было. На суше появились «бронированные чудовища» — танки, впервые примененные англичанами в 1916 г. В воздухе все больше становилось военных самолетов. В начале первой мировой войны их было всего лишь около двух тысяч, а в конце — более 60 тыс. Так возникла авиационная промышленность. На море параллельно с усовершенствованием надводных кораблей шли работы по созданию подводных лодок, лидерами в производстве которых были Германия и Россия.
На военные нужды работала и химия, поставлявшая в огромных количествах взрывчатые и отравляющие вещества.
В период между двумя мировыми войнами шло наращивание промышленного производства, расширялась номенклатура выпускаемой продукции, изменялась структура производства.
Быстро менялась и география горнодобывающей промышленности мира. По сравнению с началом века резко уменьшилась роль Европы. Усилилось значение других регионов мира, особенно по некоторым видам минерального сырья. Так, например, Южная Америка стала крупным производителем меди, бокситов и нефти, а Африка — марганца и меди.
С учетом Советского Союза роль Европы существенно возрастает. Так, СССР обеспечивал в 1937 г. около 1/10 мировой добычи угля и нефти, которая была в основном сосредоточена в его европейской части.
К середине XX в. сформировалась практически современная макроструктура промышленности, в которой на 9/10 преобладали обрабатывающие производства, а машиностроение стало ведущей отраслью. Так же как и в начале века, подавляющий часть индустрии была сосредоточена в Европе и Северной Америке (США и Канада), с той лишь разницей, что Европа утеряла свои лидирующие позиции.
Межвоенный период характеризовался неравномерностью индустриального (и вообще экономического) развития отдельных стран мира. В результате первой мировой войны произошло дальнейшее усиление позиций США и значительное уменьшение (к 1920 г.) промышленного потенциала Германии и Советской России (отрицательную роль сыграла гражданская война и интервенция). Таблица показывает изменения в соотношении индустриальных сил крупнейших государств.
Итак, период развития т. н. старых промышленных производств закончился. Для него было характерно в основном экстенсивное развитие индустрии, сопровождающееся в первую очередь ее количественным ростом, что получило в дальнейшем наименование «примитивного индустриализма». Резко увеличилась занятость населения (см. статью «Население Земли«) в промышленности. Все больше и больше потреблялось различного сырья и материалов, что вызвало обострение экологической ситуации во многих индустриальных районах мира. Промышленность стала постепенно проникать на мировую периферию, за пределы Европы и Северной Америки.
А вот как выглядит список стран — лидеров индустриального развития 20 века:
Cтраны лидеры индустриального развития 20 века
Источник
Какие страны и почему стали в 19 веке лидерами промышленного развития
1)Разделение христианской церкви-1054 2) начало мусульманскокго летоисчисления-622 3)второй крестовой поход-1147-1149 4)разделение Римской империи на Западную и Восточную-395 5)создание Священной Римской империи-1512. И так, 1)разделение Римской империи на Западную и Восточную-395 2)начало мусульманскокго летоисчисления-622 3) второй крестовой поход-1147-1149 4) создание Священной Римской империи-1512.
Крымская война дала толчок развитию вооружённых сил, военного и военно-морского искусства европейских государств. Во многих странах начался переход от гладкоствольного оружия к нарезному, от парусного деревянного флота к паровому броненосному [63], было положено начало использованию телеграфa в военных целях.
В сухопутных войсках повысилась роль стрелкового оружия и, соответственно, огневой подготовки атаки.
В Крымской войне зародились позиционные формы ведения войны, появился новый боевой порядок — стрелковая цепь, что также было результатом резко возросших возможностей стрелкового оружия. Со временем она полностью заменила колонны и рассыпной строй.
Опыт Крымской войны частично лёг в основу военных реформ 1860—1870-х годов в России. вот держи если чё обращайся
Источник
Назовите страны ставшие лидерами промышленного развития
Вопрос по истории:
Какие страны и почему стали в 19веке лидерами промышленного развития
Ответы и объяснения 1
Великобритания, именно в этой стране нашли применение результаты промышленных переворотов, основанных на научных достижениях того времени. Из европейских стран стремятся в то время Франция и Германия. Начинает набирать силу США.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.
Источник
Европа во II пол. 19 в. Возникновение новых индустриальных держав.
Читайте также:
S: Перечислите, какие вы знаете разновидности новых религиозных движений.
Анализ условий безубыточности при освоении новых продуктов
Английский парламент в XIII—XIV вв. Возникновение сословной монархии.
Анемии, развивающиеся в результате нарушения синтеза глобиновых ДНК, как правило,— гиперхромные макроцитарные с мегалобластным типом кроветворения.
Арабский Халифат: возникновение, гос строй.
Билет 9. «Великая смута» конца XVI-начала XVII вв. в России. Борьба русского народа против польских и шведских интервентов. Воцарение династии Романовых.
Больная 48 лет находилась на лечении в стационаре по поводу алкогольной полиневропатии нижних конечностей.
В горизонтальных, биполярных и амокриновых клетках переработка сигнала происходит путем медленных изменений мембраны потенциалов(тонический ответ). ПД не генерируется.
Взаимосвязь нарушений функций иммунной системы с возникновением и ростом опухолей. Основные причины и проявления иммуносупрессии при раке.
Взаимосвязь нарушений функций нервной и эндокринной систем с возникновением и развитием опухолей. Гормонально-зависимые опухоли.
Вторая половина XIX века ознаменовалась быстрым развитием промышленного производства в большинстве стран Европы. Начались изменения в характере социальных отношений, возникли новые противоречия.
Рост промышленного производства
Развитию промышленного производства содействовали достижения научно-технического прогресса, которые, в первую очередь, нашли свое применение в Англии. Совершенствование станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Сложилась система стандартов, обеспечивающая взаимозаменяемость узлов и деталей станков различных производителей.
Стали возникать новые, высокотехнологичные отрасли. Так, в химической промышленности, выпускавшей взрывчатые вещества, красители, кислоты, щелочи, медикаменты, удобрения, производство сочеталось с исследовательской деятельностью. На предприятиях создавались лаборатории, обеспечивавшие сближение науки и техники.
Технический переворот затронул и сферу сельского хозяйства. Немецкий химик Ю. Либих (1803—1873) предложил применение химических удобрений при обработке полей. Началось производство и внедрение первых сельскохозяйственных машин, работающих на энергии пара, — тракторов, паровых молотилок, жаток.
Огромное значение имел промышленный переворот на транспорте. В 1807 г. Р. Фултон (1765—1815), американский изобретатель, создал первый пароход. Это позволило значительно улучшить технику мореплавания, создать суда, не зависящие от капризов ветра. В 1819 г. пароход «Саванна» проделал путь через Атлантику от Нью-Йорка до Ливерпуля всего за 20 дней. Паровой флот вытеснял парусный довольно медленно, даже в 1870 г. он составлял менее пятой части всех находящихся в эксплуатации судов. Тем не менее его создание способствовало развитию международной торговли, углублению международного разделения труда.
Наибольшее влияние на ускорение темпов промышленного переворота имело появление железнодорожного транспорта. С изобретением паровоза Д. Стефенсона (1781—1848) в 1830 г. в Англии вошла в строй первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая Манчестер и Ливерпуль. Уже в 1860 г. длина железнодорожной сети в мире составила 110 тыс. км (на Россию приходилось лишь около 1,5 тыс. км).
Создание быстрой, надежной и относительно недорогой сети коммуникаций, связавшей города, промышленные центры с сельской местностью, с центрами добычи угля и железа, содействовало росту целостности национальных экономик. Исчезали сохранявшиеся очаги натурального хозяйства, ускорялось формирование единых внутренних рынков. Рост спроса на чугун и железо вел к быстрому развитию черной металлургии и тяжелой промышленности.
Наиболее высокими темпами технические нововведения внедрялись в Великобритании. К 1850 г. на ее долю приходилась примерно половина мировой добычи каменного угля, выплавки чугуна, переработки хлопка. С отменой ограничений на вывоз машин и оборудования в 1842 г. они стали важнейшей статьей английского экспорта.
Постепенно набирало темпы промышленное развитие в США, особенно в северо-восточных штатах. Как и в Англии, промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. В 1820-х гг. появились первые фабрики с механическими станками. В 1830—1850-е гг. в США развернулось железнодорожное строительство, при этом протяженность сети железных дорог превысили созданную в Англии.
Во Франции еще в XVIII веке существовало развитое мануфактурное производство, в годы континентальной блокады монополизировавшее большую часть рынков Европы. Однако промышленный переворот в полном объеме осуществился после революции 1830 г. Начался он также в легкой промышленности. Стали развиваться железнодорожное строительство и металлургия.
Отдельные промышленные центры возникли и в других государствах Европы, в частности на территории Германского союза (в Рейнской области, Силезии, Саксонии, Рурской области), в Австрии.
В то же время сохраняющаяся раздробленность Германии и Италии ограничивала емкость и возможности развития внутреннего рынка.
В середине XIX века Европа начала принимать новый облик, характерный для индустриальной цивилизации. Важнейшей ее чертой был быстрый рост городов — центров промышленности, транспорта, коммерческой деятельности, культурной жизни. В Великобритании численность горожан достигла 50% населения, во Франции — 38%, Австрии и Пруссии — 25%, в России — 8%.
Формировалась особая городская культура, в которой ассимилировались, размывались местные, локальные диалекты, традиции. На смену размеренному, неспешному укладу сельской жизни приходил гораздо более динамичный — городской.
Промышленный переворот изменил не только городской ландшафт, неотъемлемой частью которого стали трубы заводских котельных, рабочие кварталы, но и характер социальной структуры и социальных отношений в обществе.
Социальные противоречия раннего индустриального общества
Основным итогом промышленного переворота стало изменение социальной структуры общества, ее значительное усложнение. Сформировался новый слой наемных работников, пролетариев. В отличие от ремесленников и надомных работников, пользующихся собственными станками, инструментами, они не располагали никакой собственностью. Их не защищали цеховые привилегии прошлого. Они не имели, как крестьяне, занимающиеся отхожим промыслом или нанимавшиеся на мануфактуры в качестве сезонных рабочих, своего хозяйства.
Пролетарии жили исключительно за счет продажи собственной рабочей силы, полностью зависели от экономической конъюнктуры. При спадах производства, росте резервной армии труда, увеличении числа безработных, желающих и способных трудиться, условия найма рабочей силы резко ухудшались.
Особые черты социально-психологическому облику фабричных рабочих придавали условия их труда и быта. Система разделения труда на крупных предприятиях требовала четкой организации рабочего процесса, дисциплинированности работников, согласования их действий. Одинаковые условия найма, жизни работы у больших масс людей, занятых на крупных заводах, содействовали формированию у фабричных рабочих осознания общности своих интересов, способности к коллективным действиям в их защиту.
Численность фабричных рабочих в середине XIX века была еще не очень велика. Даже в Англии к их числу относилось не более 1/3 всех наемных работников, занятых в производстве. Во Франции на промышленных предприятиях с числом работников более 10 было занято около 1 млн. человек. Примерно такой же была и численность германского пролетариата. В США к 1860 г. насчитывалось около 1,3 млн. промышленных и 0,8 млн. сельскохозяйственных рабочих.
Тем не менее уже в первые десятилетия XIX столетия рабочий класс начал проявлять себя как самостоятельная сила, имеющая и осознающая собственные интересы.
Великобритания первой стала ареной подъема массового движения рабочих, получившего название чартизм. Его развитию предшествовало проведение в 1832 г. избирательной реформы. Были ликвидированы «гнилые местечки» — малонаселенные сельские избирательные округа, контролирующиеся земельной аристократией. Право голоса получили все собственники домов и арендаторы, имеющие годовой доход не менее 10 фунтов стерлингов. Это расширило возможности собственников и предпринимателей города влиять на состав и политику парламента.
В результате реформы число избирателей возросло с 220 тыс. до 670 тыс. (при населении страны свыше 14 млн. человек). Это вызвало разочарование у наемных работников. Они поддержали требования о проведении реформы в надежде на учет их собственных интересов. В 1836 г. была создана Лондонская ассоциация рабочих. Ее лидеры считали необходимым просвещение трудящихся, распространение на них избирательного права.
В 1838 г. была опубликована Народная хартия — проект закона об избирательной реформе. Он предусматривал предоставление права голоса всем взрослым мужчинам, дальнейшее изменение границ избирательных округов, с тем, чтобы обеспечить в парламенте равное представительство всех слоев населения. Хартию поддержали профсоюзы (тред-юнионы), создание которых было разрешено еще в 1829 г. На митингах в поддержку Хартии подчеркивалось, что ее принятие позволит отстаивать законы, улучшающие условия найма, труда и быта рабочих.
К 1839 г. в пользу Хартии было собрано 1,2 млн. подписей, однако палата общин отклонила ее. Несмотря на это, чартистское движение продолжало развиваться. В 1840 г. была образована Национальная чартистская организация, создавшая 400 отделений по всей Англии, насчитывавшая около 40 тыс. членов. В 1842 г. в парламент был подан новый вариант Хартии, подписанный 3,2 млн. человек. Он содержал уже более широкие требования — отмену помещичьего землевладения и предоставление независимости Ирландии. Очередной отказ палаты общин от рассмотрения Хартии вызвал волну стачек и забастовок по всей Англии.
Следующий подъем движения чартистов пришелся на 1848 г., дополнительный импульс ему придали революционные события на континенте. Парламент, однако, отказался принять Хартию. Начавшийся в ее поддержку грандиозный митинг в Лондоне был разогнан, лидеры чартистов арестованы. Это ознаменовало временный спад чартистского движения, однако оно не прошло бесследно. Само возникновение чартизма свидетельствовало о появлении на арене политической жизни Англии новой силы — осознающего свои интересы рабочего движения. В значительной мере под влиянием чартизма палата общин приняла ряд законов, улучшающих положение наемных работников. Был установлен 10-часовой рабочий день.
Во Франции с развитием промышленного производства возникли движения, подобные луддитскому в Англии. Однако временем зарождения самостоятельного рабочего движения принято считать 1831 г., когда в ответ на снижение расценок и локаут (увольнение всех занятых), объявленный предпринимателями Лиона, ткачи подняли восстание и овладели городом. Восстание было подавлено войсками, но в 1834 г. в ответ на новое снижение зарплаты и судебное запрещение рабочих союзов в городе вновь возникли баррикады. Волна солидарных выступлений прокатилась по Парижу, Марселю, Греноблю. Они были беспощадно подавлены.
В Германии одним из первых самостоятельных выступлений рабочего класса стало восстание ткачей Силезии в 1844 г. В ходе него были разгромлены предприятия, склады сырья и продукции.
Несмотря на рост рабочего движения, в революциях 1848—1849 гг. в Европе оно не выдвигало особых, самостоятельных лозунгов и
требований. Тем не менее многие мыслители середины XIX века обратили внимание на то, что на арене политической жизни развитых стран появляется новая сила.
Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав
Основной проблемой стран Центральной и Южной Европы стало их отставание по уровню промышленного развития, освоению достижений науки и техники от Англии и Франции. Наиболее болезненным это отставание было для тех народов, которые обладали большим потенциалом развития, но не могли его реализовать из-за политического наследия Средневековья, раздробленности на мелкие государства и владения, отсутствия ресурсов для модернизации. Прежде всего это относилось к Италии и Германии.
Италия вступила во вторую половину XIX века в условиях, когда значительная часть страны входила в состав австрийской империи Габсбургов.
Наиболее развитым из собственно итальянских государств было королевство Пьемонт (Сардиния), где утвердился режим конституционной монархии, сложилась металлургическая и машиностроительная промышленность, строились железные дороги. Премьер-министр Сардинии граф К. Кавур (1810—1861), придерживающийся либеральных взглядов, считал, что для объединения страны под эгидой Пьемонта складываются благоприятные условия. При этом либералы поддерживали связи с подпольными националистическими, революционными организациями, действующими на всей ее территории и выступающими за объединение Италии.
Во время Крымской войны Сардиния выступила на стороне Англии и Франции, послав войска в Крым. За эту помощь Кавур надеялся на содействие Франции в воссоединении Италии. Кроме того, в 1858 г. был заключен договор о передаче Франции Ниццы и Савойи в обмен на участие в войне против Австрии, которая контролировала большую часть Северной Италии.
В начавшейся в 1859 г. войне французские и сардинские войска нанесли поражение австрийцам. Восставшие жители Тосканы, Романы, Пармы создали Учредительные собрания, принявшие решение об объединении с Сардинией.
Угроза вступления в войну на стороне Австрии сильной в военном отношении Пруссии и других государств Германии вынудила Наполеона III заключить мир с Австрией. Ломбардия перешла к Сардинии, Франция получила Ниццу и Савойю, но Венеция (с прилегающими землями), ранее обещанная Сардинии, осталась в составе Австрии.
Предательство Франции, обязавшейся не заключать мира с Австрией до полного освобождения итальянских земель, не остановило патриотического подъема в Италии. В 1860 г. в Сицилии (Неаполитанское королевство) началось восстание. Добровольческий корпус во главе с Д. Гарибальди, участвовавший в войне на стороне Пьемонта, выступил против Бурбонов, властвовавших на юге страны. Эта династия была свергнута, на юг страны вступили сардинские войска. В 1861 г. первый общеитальянский парламент провозгласил воссоединение страны и создание королевства Италия, во главе которого стал король Пьемонта Виктор-Эммануил (1849—1878).
В состав нового королевства не вошли Венеция и Римская область, остававшаяся церковным государством под властью папы римского и оккупированная французскими властями. Попытка Гарибальди освободить Рим завершилась неудачей. Завершение воссоединения Италии оказалось тесно связано с борьбой Пруссии за объединение Германии.
Роль Пруссии в объединении Германии
Пруссии с наибольшей выгодой удалось использовать революционные события 1848—1849 гг. Подавив революционные движения в малых германских государствах, Пруссия в глазах их монархов выступила главным гарантом стабильности в Германии. Благодаря таможенному союзу с германскими государствами Пруссия обеспечила широкий рынок сбыта своей продукции. Темпы ее экономического развития сильно возросли.
Большое значение имели реформы в сфере аграрных отношений. Их следствием стало разорение малопроизводительных хозяйств беднейшего крестьянства и выталкивание рабочей силы в города, что способствовало развитию промышленности. В то же время часть помещиков, преуспевающие крестьяне перешли на использование наемной рабочей силы, выращивание товарной продукции, наиболее передовые приемы обработки земли.
Вопрос о дальнейшем развитии Германии являлся одним из главных в политической жизни Пруссии. В 1862 г. премьер-министром страны стал Отто фон Бисмарк (1815—1898), сторонник объединения Германии любой ценой, в том числе «железом и кровью».
Бисмарк стремился обеспечить поддержку идеи германского единства всеми слоями населения. Он наладил диалог с частью лидеров зарождающегося в Пруссии рабочего движения, один из руководителей которого Ф. Лассаль (1825—1864) считал исторически прогрессивным создание единой Германии.
В 1864 г. Пруссия, заручившись поддержкой Австрии, совместно с нею объявила войну Дании. Предлогом послужило ущемление прав немцев в принадлежавших Дании провинциях Шлезвиг и Гольштейн. Ни одно из государств Европы не вмешалось в относительно малозначимый конфликт, и Дания вынуждена была признать свое поражение.
Вопрос раздела завоеванных провинций стал предлогом для войны 1866 г. Пруссии, поддержанной Италией, против Австрии. Итальянцы потерпели поражение, флот Италии был разбит на море. Однако благодаря победам Пруссии, разгромившей австрийскую армию, Италия получила Венецию.
Бисмарк настоял на скорейшем заключении мира с Австрией. Пруссия ограничилась минимальными требованиями, добившись отказа Австрии от дальнейшего вмешательства в дела Германии. Это позволило Бисмарку создать новое государственное образование — Северогерманский союз, который возглавил король Пруссии, ставший также Верховным главнокомандующим вооруженными силами союза.
Был создан общегерманский парламент (рейхстаг) право голоса при выборах которого предоставлялось всем мужчинам старше 21 года. Тем самым обязательства Бисмарка перед рабочим движением были выполнены. Другой вопрос, что рейхстаг не имел реальной власти, она сконцентрировалась в руках правительства Пруссии.
Франко-прусская война 1870—1871 гг.
Первые полтора десятилетия после повторного в XIX веке провозглашения империи во Франции Наполеон III стремился выступать в роли отца всех французов. Создав роскошный двор, приблизив к себе аристократию, промышленников, обогащавшихся на военных за-казах, племянник Бонапарта обеспечил себе поддержку знати и имущих слоев населения. Введение всеобщего избирательного права для мужчин старше 21 года, отмена законов, запрещавших стачки, разрешение создавать рабочие организации, повышение зарплаты на государственных предприятиях были с удовлетворением встречены населением.
Политика Наполеона III породила такой термин, как «бонапартизм», под которым понимался курс, основанный на уступках требованиям всем слоям общества, в том числе и с противостоящими интересами. Это позволяло без репрессий и террора увеличить влияние и авторитет власти. Проведение такой поли тики требовало значительных ресурсов, которые могла обеспечить либо преуспевающая экономика, либо постоянные внешние завоевания.
Экономический кризис конца 1860-х гг. привел к обострению положения в стране. Участились забастовки, на очередных выборах в Законодательный корпус расширилось представительство сторонников республиканской формы правления.
Внутренние сложности сочетались с ухудшением международного положения Франции.
Амбициозные планы Наполеона III по возвращению Франции роли первой державы Европы не устраивали ведущие страны мира. К Франции враждебно относилась Россия, не простившая ей поражения в Крымской войне. Италия, вынужденная уступить Франции Ниццу и Савойю за весьма ограниченную поддержку во время войны 1859 г., также не питала к своей соседке добрых чувств. Кроме того, французские войска, занимающие Рим, препятствовали окончательному объединению страны. Австрия, лишившаяся в войне с Францией своих итальянских владений, не склонна была к проявлению с ней солидарности. Влияние Франции в Египте, позволившее ей в 1869 г. построить Суэцкий канал, встревожило правящие круги Англии. Они увидели в контроле Франции над кратчайшим путем из Европы в Азию угрозу своим владениям в Индии.
Дипломатическая изоляция Франции была использована Пруссией, где влияние Франции на южно-немецкие государства (Баварию, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт) рассматривалось как помеха завершению объединения германских земель.
Поводом для войны стал вопрос о престолонаследии в Испании. Предложение короля Пруссии Вильгельма I о занятии вакантного престола в Мадриде принцем из дома Гогенцоллернов было отвергнуто Наполеоном III. Тот в ультимативной форме потребовал готов короля Пруссии от его претензий. Вильгельм I был склонен уступить, однако Бисмарк так отредактировал ответ короля, что он приобрел оскорбительный для императора Франции характер.
14 июля 1870 г. Наполеон III объявил Пруссии войну. Тем самым Бисмарк добился своей цели: в глазах других держав Франция выглядела нападающей стороной. Наполеон III рассчитывал, что война с Пруссией консолидирует нацию, позволит восстановить престиж Франции и раздвинуть ее границы. Однако Пруссия значительно лучше подготовилась к войне, ее армия действовала по четкому плану, разработанному начальником генштаба фон Мольтке (1800-1891).
Прусской армии удалось с самого начала военных действий захватить инициативу и нанести значительный урон французским войскам, которые беспорядочно отступили по всему фронту. 2 сентября 1870 г. более 100 тыс. французских солдат и офицеров, окруженных в районе Седана, сдались, в плен попал и император Наполеон III. 16 сентября немецкие войска подошли к Парижу.
Весть о пленении императора положила конец Второй империи. В Париже было сформировано Временное правительство национальной обороны и назначены выборы в Учредительное собрание. Парижане вооружались, в огромном городе с населением более 1,5 млн. человек была создана национальная гвардия, помешавшая пруссакам захватить Париж.
Тем не менее переломить ход войны было уже невозможно. 27 октября капитулировала французская армия, окруженная в крепости Мец. Париж держался в осаде более четырех месяцев, несмотря на бомбардировки, голод и нехватку продовольствия.
Бессилие правительства вызывало растущее недовольство парижан, росли подозрения в измене. Неоднократно вспыхивавшие в городе волнения встревожили власти. Опасения установления диктатуры типа якобинской подтолкнули правительство к заключению 28 января 1871 г. перемирия на условиях, продиктованных Пруссией, — сопротивление прекращалось, Париж уплачивал контрибуцию, его форты и артиллерия передаются прусским войскам. В то же время им не удалось разоружить национальную гвардию.
В Национальном собрании большинство на выборах получили монархисты. Однако депутаты высказались за сохранение республики, от имени которой был заключен мир. Франция обязалась уплатить Германии контрибуцию в 5 млрд. франков золотом, уступала богатые железной рудой Эльзас и Лотарингию. Эти условия заложили основу длительного противоборства между Францией, не смирившейся с утратой части территории, и Германской империей, создание которой было декларировано 18 января 1871 г.
Вступление в силу мирного договора и вывод немецких войск с территории Франции были отсрочены восстанием, начавшимся в Париже 18 марта 1871 г. Предлогом к нему явилась попытка правительственных войск отобрать у национальной гвардии артиллерию. Восставшие гвардейцы овладели городом. Правительство бежало в бывшую королевскую резиденцию — Версаль. В Париже был избран орган самоуправления, объединивший исполнительную и законодательную власть, — Коммуна. Восстания прокатились и по другим городам Франции — Бордо, Лиону, Марселю, Тулузе и другим, однако созданным в них Коммунам не удалось утвердиться более чем на несколько дней.
Парижская коммуна держалась 72 дня и привлекла к себе внимание и правительств, и революционных демократов Европы. На стороне коммунаров против версальских войск сражались польские и бельгийские революционеры. Опыт Коммуны впоследствии рассматривался марксистами, лидерами революционных движений как прообраз будущего рабочего правительства.
Между тем Коммуна более напоминала дискуссионный клуб, чем дееспособное правительство. С самого начала ее лидеры утратили военную инициативу, воздержавшись от удара по Версалю. В их рядах не было единогласия по вопросу о том, следует ли считать Коммуну правительством только Парижа или всей Франции. Меры, предпринятые Коммуной, носили ограниченный характер, сведясь к установлению рабочего контроля над предприятиями, брошенными владельцами, и вселением в опустевшие квартиры аристократов и буржуа бедных семей из рабочих кварталов.
В Версаль стягивались верные правительству войска. Прусская армия, продолжавшая блокировать Париж, пропустила их к городу через свои позиции. Ворвавшись в город после упорных боев, версальцы добились победы. Защитников Коммуны расстреливали без суда и следствия. 28 мая 1871 г. бои в Париже завершились.
Вопросы и задания
1. Объясните, какие обстоятельства препятствовали объединению Италии и Германии. Какова при этом была роль внешнего фактора?
2. Выделите основные этапы объединения Италии. Какие социальные слои и политические силы были заинтересованы в создании национального государства? Какова была роль революционного фактора в объединении Италии?
3. Почему Пруссия стала лидером в объединительном процессе германских земель?
4. Расскажите о франко-прусской войне. Каковы были ее последствия для Франции и для Германии?
5. Какое значение имело создание Парижской коммуны? В чем состоял ее опыт?
6. Укажите особенности промышленного развития отдельных регионов Европы.
7. Назовите страны, ставшие лидерами промышленного развития.
8. Какие противоречия в обществе углубила промышленная эпоха? Каковы были социальные последствия второй промышленной революции?
9. Охарактеризуйте положение рабочего класса промышленных стран. Выявите особенности рабочего движения Англии и Франции и Германии.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 155 ; Нарушение авторских прав