Название этой страны означает поселение община

Что означают названия азиатских государств?

Монголия – «дьявол», Китай – от названия племени киданей, а Япония – «восход солнца»

Знаменитый онлайн-журнал «Вокруг света» выпустил серию публикаций про названия государств мира: как они появились и что означают. Здесь представлены названия азиатских государств.

Азербайджан

«Собирающий огонь». В регионе был распространен зороастризм. Последователей учения называли «огнепоклонниками», так как зримым образом бога в физическом мире считался свет, в том числе и от огня. По-авестийски «огонь» — «атар», на среднеперсидском — «аадур». Персидские географы звали регион «Адурбадаган», что трансформировалось в «Азербайджан».

Армения


Фото: devisu.ru

Возможно, от названия области Арми на Армянском нагорье. Впервые в форме «Армина» упоминается в Бехистунской надписи царя Дария Первого, высеченной на скале в 521 году до н. э. близ иранского города Керманшах. Перечисляя 23 принадлежащие ему страны, царь Дарий упоминает и Армению. Самоназвание армян, народ «хай», восходит к имени легендарного основателя страны — великана Айка.

Казахстан

«Страна казахов». От названия народа, которое, по одной из версий, означает «свободный». Несколько племен в середине XV века откололись от Узбекского ханства, а в конце XVI создали Казахское ханство.

Грузия

«Земля, где живут грузины». В книге XIV века русского путешественника, вернувшегося из Палестины, упоминается народ гурзи. После перестановки звуков получились «грузины». Грузинское название страны — Сакартвело, а самоназвание народа — картвелы (аффиксы «СА — О», обрамляющие корень, — обозначение места).

Читайте также:  Страны плантационного хозяйства африка

Ливан


Фото: tmn1.sletat.ru

От названия хребта Ливан, происходящего от древнесемитского «лабан» — «белый». Вершины зимой покрыты снегом.

Иордания

До 1946 года — зависимое от Великобритании княжество Трансиордания. С 1949 года — Иорданское Хашимитское Королевство. Страна находится на берегах реки Иордан, а ее правители — из династии Хашимитов.

Сирия

В форме Сири название страны упоминается еще в вавилонских клинописных табличках. Значение слова неизвестно. Если у священного камня Каабы обратиться лицом на восток, то Сирия окажется слева — на севере (Эш-Шам). Поэтому арабы часто называют страну — Эш-Шам.

Турция

Образовано от названия народности тюрки. Когда-то так назывались все кочевые и полукочевые племена Центральной Азии.

Израиль

После образования государства в 1948 году рассматривались варианты названия — Сион, Иудея. Выбрали Исраэль — по имени, которое праотец Иаков получил после борьбы с Богом. По одной из версий, оно происходит от «сарар» — «управлять».

Туркмения


Фото: gazeta.ru

«Страна туркменов». По-разным версиям, туркмен — «похожий на тюрка», либо «настоящий тюрк». Так назывались кочевые племена Центральной Азии.

Узбекистан

«Страна узбеков». Возможно, происходит от имени золотоордынского хана Узбека.

Таджикистан

«Страна таджиков». От персидского «тадзик» — так персы называли арабов. Впоследствии этим словом стали называться и поселившиеся в Средней Азии ираноязычные земледельцы, исповедовавшие ислам. Эти земледельцы-мусульмане и стали основой таджикского этноса.

Киргизия

«Страна киргизов». «Кырк» в переводе с киргизского значит «сорок». Название символизирует 40 племен, которые объединил герой местного эпоса богатырь Манас.

Афганистан

«Страна афганцев». Этноним известен с III века до н. э. В персидском языке «стан» — «место, страна». Сами афганцы называют себя «пуштунами». По всей видимости, слово происходит от индоевропейского pasto — «пасти» (наше слово «пастухи» — от этого же корня).

Монголия


Фото: nnm.me

От этнонима «монголы», происходящего, возможно, от «монг» — «храбрый». Упоминание «монгу» («мэнью», мэнву») встречается в китайских хрониках эпохи Тан (VII–X веках н. э.). Для китайцев название было созвучно с «могуй» — «дьявол». Монголы были крайне опасными соседями.

КНДР, или Северная Корея

Распространенное в европейских языках название произошло от имени правившей в X веке династии Корё (от названия княжества Когурё — родины основателя династии). Самоназвание страны — Демократическая Народная Республика Чосон. Народ чосон упоминался в письменных источниках еще в 1-м тысячелетии. Слово «чосон» имеет и поэтическую трактовку — «утренняя свежесть».

Пакистан

Образован в 1947 году, но название в форме «Пакстан» было предложено еще в 1933 году. Это аббревиатура от названий пяти регионов, причем не только официальных, но и оккупированных: П — Пенджаб, А — Афгания, К — Кашмир (официально находится в составе Индии), С — Синд, ТАН — последние буквы в названии провинции Белуджистан. На языке урду «пак» — «чистый, безупречный, добродетельный», «стан» — «страна». Так что название «Пакистан» означает «страна добродетельных, чистых людей».

Кувейт


Фото: gooper.ru

От названия столицы Эль-Кувейт, что в переводе с арабского означает «городок», «маленькая крепость».

С арабского — «берег», «побережье». Страна находится на берегах Тигра и Евфрата. Название появилось в VII–VIII веках н. э., во время арабского завоевания территорий по берегам этих рек.

Китай

Русское название произошло от племени киданей. К тому моменту, когда оно закрепилось в русском языке, империя киданей уже рухнула. В европейских языках распространены названия с корнем сhin-, по-видимому, восходящее к санскритскому сinas, «китайский» (возникло, возможно, от названия династии Цинь). Китайцы называют свою страну Чжунго — «Срединная империя» («чжун» — «центр, середина» и «го» — «страна, государство»).

Республика Корея

Официальное название на корейском звучит как «Тэхан мингук» — «Великоханьская республика» («хан» по-корейски — «великий, лидер»). Однако в разговорной речи сами корейцы называют страну либо «Хангук», либо «Тэхан».

Япония

Название «Ниппон» появилось в VII веке н. э. (до этого — Ямато). Записанное китайскими иероглифами читается «жи бэнь» и переводится как «восход Солнца» (что географически верно, поскольку Япония находится восточнее Китая). В разных европейских языках «жи бэнь»трансформировалось в «джапан», «жапон», «япония» и т. п.

Название принято в 1935 году (до этого Персия) и происходит от названия этноса — древние индоиранцы называли себя ариями. Это слово, по-видимому, восходит к древнеиндийскому «господин, хозяин дома».

Саудовская Аравия

В существующих границах королевство образовалось в 1926 году. Название принято в 1932-м. Отражает географическое положение (страна занимает две трети территории Аравийского полуострова, в арабском — Джезира-эль-Араб, «полуостров арабов») и имя правящей династии Саудидов.

Бахрейн


Фото: wat.ua

Государство занимает более 20 островов в Персидском заливе и носит название самого крупного из них. С арабского «бахр» — «море», «бахари» — «морской». Иногда название острова переводят как «место слияния двух морей», что по факту не верно. Здесь морская вода смешивается с пресной — на дне есть пресные источники.

Катар

По названию полуострова Катар. А он, возможно, от имени поселения Кадар, существовавшего здесь в древности. Арабы поэтично называют страну «Арус-эль-Халидж», то есть «Невеста залива».

Непал

В переводе с санскрита — «У подножия гор». Возможно, от тибетского «ниампал» — «святая земля», поскольку здесь родился Будда.

Индия

От санскритского названия реки Инд — Синдху. Сейчас в конституции Индии закреплено другое название страны — Бхарат (по имени Бхаратов — героев древнеиндийского эпоса «Махабхарата»).

Йемен


Фото: snovadoma.ru

От арабского «йамин» — «правый». Согласно древней системе ориентирования, если у священного камня Каабы стоять лицом к востоку, то Йемен окажется справа — на юге (в отличие от европейцев, которые ориентируются по сторонам света, стоя лицом на север, и у которых справа оказывается восток).

В 1971 году шесть эмиратов Договорного Омана (Абу-Даби, Аджман, Дубай, Умм-эль-Кавайн, Эль-Фуджайра и Шарджа) объявили о создании федерации. Через год к ним присоединился еще один эмират — Рас-эль-Хайма.

Шри-Ланка

С санскрита — «славная благословенная земля». До 1972 года страна (так же, как и остров) называлась Цейлон. Это измененное санскритское название Синхала (от этнонима «сингалы», который переводится как «львиные»).

Бутан


Фото: travelbloggers.ru

Можно перевести, как «окраина Тибета». Название образовалось в результате сложения двух тибетских слов — «Бод» (собственно Тибет) и «анта» — «конец, окраина». Cамоназвание — Друк-Юл — «страна грозового дракона».

О существовании торгового города Оман упоминает еще Птолемей во II веке н. э. Предположительно, название происходит от имени основателя города — Омана бен-Ибрагима

Мальдивы

Столица республики — город Мале. Его название происходит от санскритского «мала» — «череда» и «двипа» — «остров». В самой стране более популярна другая версия, здесь Мальдивы называют «острова-дворцы» (от санскритского «махалая» — «большой дом, дворец»).

Бангладеш

«Страна бенгальцев». На языке бенгали «бангла» — «бенгальская», «деш» — «страна».

Мьянма


Фото: ginfor.ru

Британские колонисты называли страну Бирмой — от названия народа бирманцы (самоназвание — бама). «Мьянма», по-видимому, была литературной формой произношения слова «бама».

От этнонима «лао» — самого многочисленного народа в стране.

Таиланд

До 1939 года — Сиам. Нынешнее название часто переводят как «страна свободных людей». Происходит от этнонима «таи». Это слово означает, по-видимому, просто «люди». Финальное «ланд» — наследие британской колонизации.

Камбоджа

По одной из версий, восходит к имени основателя царской династии Камбу.

Вьетнам

«Страна южных вьетов». От этнонима «вьеты», а «нам» — в переводе «юг».

Филиппины

От наименования островов, на которых расположена страна. Магеллан открыл их в 1521 году в день святого Лазаря, поэтому и назвал Сан-Лазаро. Однако спустя 20 лет командир испанской экспедиции Руй Лопес Вильялобос переименовал острова в честь наследного принца Испании — Филиппа.

Бруней


Фото: stranyplanety.ru

Полное название Бруней-Даруссалам — «Бруней, пребывающий в мире». Название Бруней (в формах Бурни, Берунай) известно с XVI века, однако этимология его до сих пор не определена.

Индонезия

«Индийские острова», или «островная Индия». Название стало популярным с середины XIX века. Его придумали европейцы, соединив слова «Индия» и «несос» (с греческого — «остров»).

Малайзия

От названия народа мелаю. Получив независимость в 1957 году, страна, расположенная тогда только на Малайском полуострове (Малакка), приняла название Малайская Федерация. Малайзией она стала в 1963 году после присоединения штатов Сингапур, Сабах и Саравак (северная часть острова Калимантан).

Сингапур

По преданию, название дал в XIV веке малайский принц Шри Три Буана. Высадившись на острове, он увидел похожее на льва огромное животное. На санскрите «синха» — «лев», «пура» — «город». Так что Сингапур — «город льва». Хотя львы здесь не водятся.

Восточный Тимор


Фото: planetofhotels.com

В переводе с малайского «тимор» значит «восточный». Остров лежит на восточной оконечности Малых Зондских островов. Его западная часть входит в состав Индонезии, а восточная в 2002 году после 27-летней индонезийской оккупации добилась независимости.

Источник

Община (традиционная)

Общи́на — традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение. В дореволюционной России община (сельское общество) была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 г. — собственником земли). В ходе столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. В 1990-е гг. общины коренных малочисленных народов и традиционная казачья община вновь получили признание в законодательстве некоторых субъектов РФ, в том числе как особый субъект права (Общины малочисленных народов).

Содержание

Община в Западной Европе

Судя по законам Уэльса и Ирландии, а также по сведениям, относящимся к Испании и германским племенам, в основании первобытных форм общежития, господствовавших некогда в Центральной, Западной и Северной Европе, лежала кровная связь, вытекавшая из происхождения данной группы лиц от одного действительного или воображаемого предка.

Такими группами, связанными узами родства, были сначала племена, затем, в силу нарастания племени — входившие в его состав роды и кланы. Обыкновенно племя — или ветвь его — занимало определенную территорию, все пастбища, леса и земли которой служили предметом совместного, нераздельного пользования всего племени.

Ежегодно племя определяло, какие земли должны подлежать обработке; продукты обработки делились между всеми членами племени. Самая обработка производилась совместно. Если у некоторых племен можно заметить возникновение чего-то вроде земельной родовой собственности, то она имела скорее характер временного владения: землю держал известный род, пока обрабатывал её.

С размножением племени сознание кровной связи между отдельными его родами все более и более слабеет. Самостоятельные группы, подгруппы и т. д., расселяющиеся по всей территории племени, удерживают ещё совместное пользование угодьями, но обособляются в отношении пользования пашней, переходящею в исключительное пользование данного рода или клана. Заимка теряет характер временной и обращается в постоянную; земля передается по наследству в данном роде, селящемся дворами, дворищами или хуторами (Hofsystem).

Так было в долинах Пиренеев, Тироля и Швейцарии, а также в Ирландии, в эпоху великого переселения, и в Германии. Ещё в Χ и посл. веках в долинах Пиренеев система эта удерживалась в полной силе. Род жил в echotza (бревенчатой хате), стоявшей отдельно и окруженной пашней (земледельческое население в Бискайе и теперь живёт в отдельных caserias, то есть хуторах, рассеянных по всей стране).

Родовая форма общежития и землепользования в чистом её виде сохранялась недолго; под влиянием умножения родичей она подвергалась дальнейшему процессу разложения и распадения на новые подгруппы. Каждая из них получала свой надел, где вела самостоятельное хозяйство с сохранением иногда совместного пользования угодьями.

Процесс разложения создавал в одних случаях так называемые семейные общины (задруги, марковые общины), в других — общины все менее и менее родовые, все более и более территориальные. Путем создания новых дворов по соседству с старинным получала начало обыкновенная сельская община. Троякого рода причины делали неизбежным переход к соседским формам отношений.

Во-первых, с размножением рода сознание кровной связи все более и более ослабевало; в прежней общинной родовой территории расселялись и приходили в соприкосновение все более и более отдаленные родичи. Во-вторых, кровная связь утрачивала свое значение вследствие нередкого выселения членов родовой группы за пределы родовой территории и основания новых семей. Наконец, покупка и обмен земель постепенно вводили в данную территорию чужеродные элементы (в Германии, напр., были виллы с населением, состоявшим из франков и саксов).

Параллельно с этим названия членов поселений, указывающие на кровную связь (напр. genealogia и т. п.), уступают место новым, основанным на факте простого сожительства на данной территории: socii, vicini (vesius, besis и т. д.), pagenses, cives и т. д. Вместе с тем право выкупа и право выдачи разрешений на отчуждение земли переходит все более и более от рода к общине, право родовой мести заменяется судом и пенями, а родовая круговая ответственность обращается в территориальную круговую ответственность и поруку — явление, резко бросающееся в глаза в истории пиренейских общин.

Как и при родовом строе в общем нераздельном пользовании П. общины находятся леса, пастбища, луга и др. угодья; пашня долго не подвергается переделу; о равномерности участков долго не встречается известий. Земли, принадлежавшие П. общинам, были значительны; обработка их происходила тем же путем заимок, разработок, какой существовал и раньше. Для каждой новообразующейся группы можно было свободно завести особую пашню посредством расчистки леса. Отсюда в документах VIII, IX и последующих веков ряд терминов вроде bifang, assarum, purpressura, odemprevium и т. д., означавших собой и факт пользования общинной землей, и право общинника присвоить себе для пашни тот или иной участок, получавший (напр. в Эльзасе) название по фамилии данного лица.

Стеснений деятельности членов общины со стороны самой общины или марки почти не существовало. Сколько кому надобность укажет (tantum exartent, quantum potent in eorum compendio et ad eorum opus qui ibi manunt) — таков был основной принцип. Только мало-помалу (впервые — в VIII в. в Германии) попадаются сначала неопределенные постановления полицейского характера, пытающиеся регулировать пользование, а затем, уже гораздо позже, вырабатывающиеся в целую систему и находящие выражение в coutumes, weisth ü mer и т. п.

Размножение населения, уменьшение количества свободной общинной земли и т. п. причины заставляли регулировать пользование — и здесь-то, на этой почве, в зависимости от ряда местных условий, не всегда поддающихся точному исследованию, создавались различные формы общинного пользования и пашней, и другими угодьями. В одних случаях право свободной заимки было ограничено, и общины устанавливали порядок уравнительного пользования пашней путем периодических переделов; в других — ранние заимки обратились в собственность отдельных семей, но с обязанностью подчиняться общинному выпасу по снятии жатвы, а более поздние подвергнуты периодическому переделу; в третьих — пашня (особенно в гористых местностях) превратилась в семейную собственность, пастбища и сенокосы или подвергаемы были переделам, или оставались в безразличном, свободном пользовании, определенном общинными полицейскими постановлениями (количество выпускаемого скота, размеры рубки и т. п.).

Во всяком случае, все члены общины пользовались в весьма широких размерах общинными угодьями — пастбищами, лугами, лесом и т. п., составлявшими неизбежный атрибут общины и обеспечивавшими земледельческое население. Совершавшийся в Зап. Европе параллельно разложению племенного и родового строя и в значительной мере в связи с ним процесс феодализации оказал весьма слабое влияние на формы и существование П. общины: ни способы обработки общинных земель, ни порядки пользования общинными угодьями не изменились от действия феодального режима. Власть сеньора и его право верховной собственности покрыли сверху общину, не разрушая внутренних её порядков. Доля, принадлежавшая сеньору в общинных угодьях, далеко не была значительна; всю остальную землю он предоставлял общинникам.

Источник

Оцените статью