- Формы и названия мероприятий по краеведению
- Исследование по краеведению «Организация туристско-краеведческих экскурсий для школьников на примере природного парка Бажовские места»
- Введение
- 1. Теоретические основы организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках
- 1.1. Цели, методика проведения краеведческих экскурсий
- 1.2. Особенности организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках
- 1.3. Методика разработки новой экскурсии
- 2. Туристско-рекреационный потенциал Свердловской области и природного парка Бажовские места
- 2.1. Туристско-рекреационный потенциал Свердловской области
- 2.2. Физико-географическая характеристика природного парка «Бажовские места»
Формы и названия мероприятий по краеведению
Беседа-диалог«Путешествие по улицам города, или Что в имени тебе моем»
Выставка-презентация«Город мой прекрасный на берегу реки»
Краеведческие посиделки «Родной земли многоголосье» (встреча
с людьми творческих профессий)
Музыкально-поэтический вечер«И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной»
Выставка-фоторепортаж«С Днем рождения, любимый город»
Ретро-путешествие по старым улицам города«Прогулки по улицам
Экскурсия по памятным и историческим местам Йошкар-Олы«Город можно как книгу читать»
Краеведческий вечер-познание«Йошкар-Ола: имена, события,
«Фронтовой блокнот»«Они знают цену своей жизни: ветераны ХХ века – наши земляки»
Вечер-путешествие в историю родного края«Мой край родной – моя история живая»
Урок краелюбия«Что может быть милей бесценного родного края!»
Литературно-краеведческий час«Дыханье Родины храним»
Краеведческий вечер ко Дню города«Ты всех краев дороже мне…»
Вечер доброго общения«Мне по сердцу маленькая Родина, мне по сердцу мой любимый край»
Краеведческий калейдоскоп«Родного края разноцветье»
Час краеведческих знаний«Земля, что дарит вдохновенье»
День литературного краеведения«Край в творчестве… (художников / писателей)»
Краеведческий урок-вернисаж«Таланты родного края»
Краеведческие посиделки«Щедра талантами родная сторона»
Краеведческий урок-знакомство«Этот тихий край мне мил и дорог»
Цикл бесед для юношества«Молодежи о писателях Марий Эл»
Краеведческий вечер славы и признания«Земляки известные
и неизвестные», «Люди, прославившие наш край», «Чтоб жили в памяти герои-земляки»
Краеведческий вечер женской поэзии«Есть поэтессы в марийской глубинке с душою родниковой чистоты…»
Краеведческий литературно-музыкальный вечер«Литературное лицо малой Родины»: обзор творчества писателей и поэтов.
«Краеведческий серпантин»«Мой город – судьбы моей главная
Час виртуального путешествия«В путешествие по родной земле
Краеведческий час-поиск«Имя в летописи края»
Краеведческая библиопанорама«Люблю тебя, мой город!»
Краеведческий альманах«Чем и кем славен наш город»
Праздник поэзии«О малой родине стихами…»
Вечер-встреча с местными художниками«За красоту времен грядущих»
Праздник-открытие«Земли моей минувшие года»
Урок-прославление«Славен город делами, славен город людьми:
Видео-панорама«Помолчим у истории, бронзою ставшей»: памятники Марий Эл »
Литературно-музыкальный вечер«Край любимый сердцу снится…»
Цикл краеведческих бесед«Всему начало здесь, в родном краю», «Мой отчий край ни в чем неповторим»
Краеведческая викторина« Мой край отеческий, моя глубинка»
Праздник «Прими, город в подарок! Встречи для вас» (ко Дню города)
Беседа-диалог«Край родной, навек любимый», «Вернись на родину,
Цикл краеведческих часов«Здесь ты живешь»
Видеосалон«Судьба края в лицах», «Родной земли очарованье»
Краеведческий вечер-посвящение«Любуюсь и горжусь тобой,
Краеведческая программа«Родники живой памяти»
«Краеведческая завалинка»«Вот она какая, сторона родная!»
Краеведческий ретро-вечер«Малая Родина в воспоминаниях
Арт-салон«Дар, предназначенный судьбой»: Творчество местных поэтов, художников, музыкантов.
Краеведческие уроки«Нет милей родного края», «Поэты нашего города», «Слово о земле марийской», «Город, в котором мы живем», «Утро доброе родному краю»
«Краеведческая шкатулка»«Неизвестные страницы истории родного края»
Экспедиция-поиск«Альбом памяти»: (Биографии местных ветеранов войны и тружеников тыла)
Краеведческий калейдоскоп«Глубинкою сильна Россия», «Гимн родной земле», «Молодые таланты – городу»
День краеведческой библиографии«Здесь Родины моей начало»
Библиотечный урок«Литературно-художественные краеведческие журналы для старшеклассников и молодежи»
Час краеведения«Тебе, мой город, посвящаю…»
Литературно-историческое ревю«Здесь Родины моей начало»
(по произведениям местных авторов)
День краеведческого чтения«Большие открытия малого города»
Вечер — литературное путешествие«Земляки на карте города»
(об улицах города, названных в честь земляков)
Историко-литературная экспедиция«Война в судьбе моих родных» (письма с фронта, воспоминания ветеранов-земляков), «Край родной – гордость моя»
Литературно-музыкальный вечер«Край родной в стихах и песнях»
Фотовыставки«Родного города черты», «По родному краю
с фотоаппаратом», «Разноцветная палитра живой природы» (о цветах, насекомых, животных края)
Выставка-демонстрация творческих работ земляков«Красоту творим руками» (рукоделие, поделки, рисунки, резьба по дереву, плетение, вышивка и т.п.)
Картинная галерея«Художники города – в дар библиотеке»
Выставки-просмотры«Душа и память земли любимой», «Сердцу милый уголок – наш российский (любимый) городок»
Гурман-вечер любителей поэтического жанра«Поэзия края родного в душе зазвучала вновь…»
Выставка-открытие«Свет малой родины» (экспонаты из музея)
Историко-краеведческая экскурсия«Город мой, ты песня и легенда»
Час размышления«Наш город – нам его беречь»
Краеведческая викторина:«Мой край: настоящее, прошлое, будущее», «Пою мой край – край великих вдохновений», «Поэты родного края», «Тропинками родного края»
Краеведческие чтения«Родной земли многоголосье»
Устный журнал«Расскажу с любовью я о доме…»: Краеведение
Краеведческий урок-путешествие«Прогулки по Йошкар-Оле»: история улиц города»
Урок-панорама«Родная улица моя» (с видеофильмом или слайд-
Краеведческий час памяти«Помни их имена, Йошкар-Ола!»
Краеведческая интеллектуальная игра«Где эта улица, где этот дом?»,«Мой городок – душа России», «Серенада родному краю»
Краеведческая беседа-дайвинг«Легенды и были малой родины»,
«Судьба России и мой край: страницы истории», «Моя родина сегодня» (население, занятия земляков, природа, транспорт, промышленность, знатные люди и т.п.), «Из сокровенной памяти старожилов»
Час краеведения«Помни род свой и песню», «Здесь род мой, истоки мои», «В судьбе малой родины – наша судьба», «Я эту землю родиной зову»,«Я на этой земле родился»
Вечер поэтической магии«Волшебные места, где я живу душой»
Беседа-информация«Мы этой земли продолжение», «Про мир и дом, где мы живем»
«Краеведческий лабиринт»«В краю моем история России», «Родного края облик многоликий»
Литературная беседа«Малая родина в событиях и лицах»
Час памяти и мужества«Фронтовые подвиги наших земляков»
Музыкально-поэтический вечер«Земли моей лицо живое» (встреча с местными поэтами)
Тематический вечер«Живи в памяти людской» (посвящен известным людям)
Арт-встреча«Чудеса народного искусства»
Краеведческий вечер-репортаж«Хроника рождения города»
Краеведческая викторина«Знаешь ли ты свой город?»
Историко-краеведческая ретро-беседа«Есть город на просторах
Краеведческая беседа-откровение«И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам…»
Литературно-краеведческий вечер-встреча (с местными поэтами)«В городе теплых сердец свечи в душах зажглись…»
Вечер творческого общения с интересными людьми города«Я зажег в своем сердце костер…»
Краеведческий вечер-респект«Есть в России уголок, милый сердцу городок…»: творчество местных авторов»
Час занимательной экологии «Загадки природы родного края»
Краеведческое «рандеву»«Судьбой дарованные встречи»: встречи с местными деятелями культуры.
♦ Я эту землю родиной зову
♦ Волшебные места, где я живу душой…
♦ Земли родной талант и вдохновенье (писатели-земляки)
♦ Услышать зов земли, которой ты частица (экология края)
♦ Тихая родина снова меня позовет
♦ Наш земляк – большой художник слова
♦ Жизнь его песни достойна
♦ Пешком в историю (памятники города)
♦ Моей судьбы обычаи и нравы
♦ Литературные прогулки по городу
♦ Йошкар-Ола на старых фотографиях
♦ Взгляд на город, в котором мы живем
♦ Живая старина: история улиц и площадей
♦ Город на Кокшаге
♦ Тебе, наш город, посвящаем…
♦ Живут со мною рядом земляки
♦ Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу
♦ Край мой, исток мой, судьба моя
Желаем вам, уважаемые коллеги, новых достижений, творческих удач и успехов, успешного осуществления всех намеченных замыслов и планов на грядущий 2019 год!
Источник
Исследование по краеведению «Организация туристско-краеведческих экскурсий для школьников на примере природного парка Бажовские места»
Введение
В настоящее время все большую актуальность и востребованность приобретает экскурсионно-краеведческая, туристская деятельность. Туризм во все времена пользовался спросом и популярностью. Сегодня туристы все больше стремятся к участию в интересных, познавательных экскурсиях, которые приоткроют им тайны жизни и творчества известных писателей, поэтов, музыкантов.
Большую популярность приобретают экскурсии, которые прольют свет на самые интересные моменты из жизни этих людей, дадут возможность приобщиться к их жизни и быту, побыть рядом, прочувствовать те места, условия и виды, в которых жил и творил любимый писатель. Такие экскурсии дают возможность не просто отдохнуть, но и расширить свой интеллектуальный кругозор, лучше понять творчество многих выдающихся авторов, разобраться в отдельных нюансах их творчества.
Экскурсионно-краеведческая деятельность направлена не просто на изучение дат и событий, а старается создать яркое, образное впечатление от явлений истории, культурной и политической жизни края, его природных богатств, таланта и творчества его жителей. Объекты природного и культурного наследия региона представляют собой наглядный краеведческий материал, который имеет огромный развивающий и образовательный потенциал.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учебная краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих начал школьников. Новые экскурсии всегда вызывают интерес и необходимость их дальнейшей разработки не вызывает сомнений.
Объект исследования: организация экскурсионно-краеведческой деятельности школьников в природном парке.
Предмет исследования: методика и программа проведения учебных экскурсий в природном парке «Бажовские места».
Изучить и проанализировать теоретические основы организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках.
Определить теоретические и методологические основы организации экскурсионно-краеведческой и исследовательской деятельности школьников.
Дать характеристику туристско-рекреационному потенциалу Свердловской области.
Проанализировать туристский потенциал природного парка «Бажовские места» для развития экологического туризма
Разработать Программу нового экскурсионного маршрута по территории природного парка «Бажовские места».
Провести исследование результативности разработанной экскурсии.
В работе использованы следующие методы исследования: описательный, картографический, статистический, наблюдений, фенологические методы (описательно-интегральный, индикаторов урожайности, фенологических площадок, ЕФД).
Научная новизна работы состоит в разработке новой экскурсионной программы для школьников в природном парке «Бажовские места» и методики исследования результатов качества знаний после данной экскурсии.
Апробация разработанной методики организации учебных исследований полученных проводилась в МАОУ Гимназии 205.
1. Теоретические основы организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках
1.1. Цели, методика проведения краеведческих экскурсий
В психолого-педагогической и методической литературе краеведение рассматривается как специфическая направленность личности на предметы и явления внешней среды, т.е. своей местности. С другой стороны – это совокупность научных дисциплин по комплексному изучению своего края, составная часть исторической, географической, биологической, этнографической, археологической и других наук. Географическое краеведение – это «изучение взаимосвязанных природных и социальных явлений родного края с научной образовательной, воспитательной и практической целью» [11, c . 45] .
Туристско-краеведческая деятельность определяется как форма освоения школьниками объектов окружающей действительности путём их целенаправленного наблюдения и познания, разностороннего изучения и исследования, разнообразного совершенствования и сохранения памятников культуры. Такая деятельность содействует духовно-нравственному, физическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию учащихся, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы, помогает обеспечить необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в решении современных проблем края. Следует отметить, что использование краеведческого материала в преподавании содействует эффективному усвоению учебных предметов и способствует практическому применению приобретенных знаний.
Общеизвестна мысль, что краеведение без туризма может быть, но туризма без краеведения не бывает. Подобное краеведение имеет свой особый статус, свою форму, которую мы называем туристским краеведением. Развитие туристского краеведения — важная проблема современной педагогики, всего детско-юношеского туризма, дающая возможность решить проблемы обучения, воспитания и развития. Формы краеведения, не свойственные туристскому походу, снижают его педагогическую продуктивность. В настоящее время туристское краеведение начинает завоевывать должное место в ряду традиционных краеведческих исследований со школьниками.
Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, — задача краеведения.
А. С. Барков говорил, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края».
Туристско-краеведческие мероприятия все шире используются как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека, разумному использованию свободного времени.
Краеведческая работа многообразна по формам. Самой комплексной, эффективной формой туристско-краеведческой деятельности является краеведческая экскурсия.
Краеведческая экскурсия способствует формированию и развитию интереса к познанию природы, местности, людей, которые живут здесь, изучению их хозяйственной деятельности.
Суть школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися с учебно-воспитательной целью территории своего края по разным источникам, желательно на основе предыдущих наблюдений.
В связи с вышеизложенным, можем заключить, что цель краеведческой экскурсии состоит в следующем:
изучение географии родного края;
изучение природных богатств;
анализ собранных материалов;
описание, фотографирование, рисунки;
охрана природных богатств;
пропаганда патриотизма и знаний о своем крае.
Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. В общем виде методика проведения экскурсии представлена таким образом [31, c . 41]:
1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).
Анализ содержания проводимых учителями географии экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества [18, c . 53].
Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.
Успешная организация краеведческой экскурсии, а также ее эффективность в учебно-воспитательной работе зависит от нескольких факторов:
теоретической и методической подготовки учителя географии;
практической подготовки к проведениям краеведческой работы и использование краеведческих материалов в процессе изучения географии.
Готовясь к организации краеведческой экскурсии в школе, учитель знакомится с географической литературой. Анализ краеведческих источников по географии считается главным условием в научно-методической работе по школьному краеведению. Он способствует более глубокому изучению природных условий своего окружения, местных отраслей сельского хозяйства и промышленного производства и выявлению их географической специфики; а также созданию по материалам экскурсий и походов экспонатов [23, c . 49].
Формирование краеведческой культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы краеведческого образования школьников и формирования их культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании краеведческой культуры; систематичность и непрерывность изучения материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению родного края; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия проблем в учебном процессе[2].
Междисциплинарный подход требует точного определения места и роли каждого предмета в общей системе краеведческого образования. Такой подход предполагает взаимное согласование содержания, форм и методов образования, единую логику развития ведущих идей и понятий, их последовательное изучение и углубление. Систематичность и непрерывность образования достигаются при условии учета ступеней обучения (начального, неполного среднего, полного общего образования), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал нацеливает целостный педагогический процесс на взаимосвязь изучаемых знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным их восприятием, эстетическим переживанием. Важно в процессе формирования краеведческой культуры раскрывать перед школьниками положительные и отрицательные воздействия человека на природу в масштабе конкретного региона, мира в целом.[13]
Важнейшим институтом формирования краеведческой культуры является система образования, закладывающая базовые принципы и знания, которыми каждый из нас руководствуется в жизни. В сегодняшней ситуации особую актуальность приобретает проблема создания системы непрерывного краеведческого образования, воспитания и просвещения. Требуется новый подход к краеведческому образованию школьников, осознанию его приоритетной роли в формировании общей и краеведческой культуры.
Анализ методических материалов и опыта воспитательной деятельности показывает, что одним из компонентов вариативной системы образования сегодня становятся общественные объединения социокультурной ориентации, сохраняющие преемственность с базовым образованием на основе углубления и расширения его функций через нетрадиционные формы и методы работы со школьниками.
Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.».
Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Давайте уточним значение этих двух понятий, и так, школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Школьные экскурсии имеют два вида:
— урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.
— внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.
Теперь обратимся к понятию внешкольная экскурсия. Каковы её особенности и специфика.
Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.
Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.
Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.
Давайте разберемся в том, как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.
Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии.
Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.
Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.
Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.
В план подготовки экскурсии входит:
1. Определение темы экскурсии.
Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии. Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.
Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.
2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.
Целями экскурсии могут выступать:
● показ достижения населенного пункта в экономике страны;
● показ исторической роли населенного пункта;
● знакомство с особенностями природы края;
3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект , который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.
Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.
Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.
Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.
Определим, что же может являться объектами экскурсии:
● здания и сооружения;
● производственные и промышленные объекты;
● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;
● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,
курганы с захоронениями и т.д.
Заметим, что в экскурсионном деле существует определенная классификация объектов экскурсии:
● по содержанию – одноплановые (произведение живописи, река, дом) и многоплановые (площадь, улица, архитектурный ансамбль);
● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;
● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.
Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.
После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.
И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.
Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.
В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту.
На геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко можно узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п. На производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время.
После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).
Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена учителем в следующем виде:
Содержание практических заданий:
Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
● методика и техника ведения;
● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
● условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.
Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего выше сказанного, следует, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
1.2. Особенности организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках
При подготовке туристско-краеведческой экскурсии для школьников, важно пробудить в них познавательную активность, что достигается, прежде всего, постановкой перед ними творческих заданий, которые могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Лучше, чтобы поручения носили учебно-исследовательский и даже научный характер, были нацелены на создание общественно-полезного интеллектуального продукта [29, c . 81-82].
Организация туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках помогает воспитать у детей интерес к природе. Показать им её красоту можно только через непосредственное общение с ней.
Особое внимание при проведении экскурсии важно уделить организации деятельности самого воспитанника. В большинстве случаев в нашей практике преобладают словесные методы организации познавательной деятельности обучающихся: эвристическая беседа, рассказ, инструктаж. Как правило, педагог ставит детей кружком вокруг себя и ведет с ними беседу: задает вопросы, заслушивает ответы, дает задания для наблюдений и т.д.
Подготовка обучающихся начинается с сообщения педагогом темы, задачи и маршрута экскурсии. Также педагог рекомендует, какие книги полезно прочитать перед экскурсией; сообщает детям, что они будут делать во время экскурсии, на что нужно обратить внимание, что взять с собой, необходимо подготовить удобную обувь и одежду.
1.3. Методика разработки новой экскурсии
Разработка новой экскурсии – это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных,
образовательных и других задач при максимальном развивающем эффекте и полной безопасности участников.
Методика разработки экскурсии представляет собой схема последовательности этапов организации и подготовки с разделением на три основных направления — подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально — техническое обеспечение экскурсии [15. с.576]. Школьная краеведческая экскурсия имеет свои специфические особенности. В первую очередь, необходимо учитывать, что экскурсия должна быть направлена на повышение уровня образованности, воспитанности школьников. Во-вторых, экскурсия должна обеспечивать безопасность каждому школьнику.
Перед каждым маршрутом, а, следовательно, и перед каждой группой, отправляющимся по маршруту, должны быть поставлены определенные, точно сформулированные цели и задачи. Более того, личные цели участников похода обязаны вписываться в общегрупповые. Только при таком положении дел можно успешно решать все образовательные и воспитательные проблемы.
Также необходимо обеспечить реализацию следующих задач:
— краеведческие (ознакомиться с новым районом, его природой, историей и сегодняшним днем);
— исследовательские (изучить новый маршрут, составить его описание, анализ);
— экскурсионные (посетить памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей истории и культуры);
— военно — патриотические (пройти по местам, боевой и трудовой славы);
— общественно-полезные (к примеру, очистить лес от мусора, собрать лекарственные растения).
Сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и является основным элементом образовательной технологии. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев [22, с. 158].
Схема последовательности этапов организации и подготовки экскурсии разделяются на три основных направления — подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально-техническое обеспечение экскурсии, выбор района похода и сроков его проведения. [31, с. 38] .
Конечный результат разработки будет выражен в следующих документах: списке участников; общем описании маршрута с картой — схемой; календарном плане путешествия и графике движения.
Подготовка краеведческой экскурсии начинается с выбора района путешествия. Уже на этом этапе подготовки важнейшими становятся обеспеченность группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом [39. с. 152].
Один из наиболее важных моментов подготовки. Выбор района похода проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. При выборе района проведения любого похода следует, прежде всего, учитывать поставленные перед ним цели и задачи, от круга интересов ее участников.
Как бы разнообразны ни были цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться [56, c . 128].
После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и другой информации, необходимо разработать конкретный маршрут похода (нитку маршрута).
Изучив топографическую карту, и другие информационные материалы, определяют протяженность маршрута (с учетом состава группы и намеченной цели). Для достижения объектов определяют пункты приезда (начало маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.
Группы для проведения экскурсий формируются из учащихся, объединенных на добровольных началах общими интересами [38].
Такие экскурсии имеют важное значение и для педагога, поскольку дают возможность пронаблюдать за особенностями характера воспитанников, составить психологическую характеристику для каждого[50, с. 96]. Это имеет большое значение, так как главным достижением в организации экскурсии является создание группы, способной к самостоятельной совместной деятельности, где принятие коллективного решения происходит с учётом индивидуального мнения каждого [47, с. 157].
Можно выбрать, с учётом склонностей и желания, командира группы, летописца (ведение путевого дневника), фотографа (составление фотоотчёта).
1. ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 26. 06. 2012 N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» Зарегистрировано в Минюсте России 02. 08. 2012 N 25082)
3. Приказ Минобразования РФ от 13. 07. 1992г. №293. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций, и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ — интернатов, студентами педагогических училищ РФ.
1. Приказ о выходе группы на маршрут. В приказе указывается:
— цели и задачи похода (оздоровительная, воспитательная, обучающая): — состав участников, руководителей и заместителей руководителей (согласно инструкции приказа №293 от 13. 07. 1992г. по Минобразованию РФ); — географический район путешествия;
— сроки проведения экскурсии;
— ответственность со стороны руководителя и заместителя за жизнь и здоровье участников.
2. Разработка маршрута, оформление маршрутных документов:
— Комплектование и подготовка группы, выполняется исходя из «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками студентами РФ» – п.3 – «Требования к руководителю, (помощнику) руководителя и участникам туристского похода, экспедиций и экскурсий».
Обеспечение безопасности в походе.
Прямое отношение к профилактике травматизма имеют комплектация группы, изучение района предстоящего путешествия, описаний пути. В подготовительный период руководитель группы обязан: скомплектовать группу, обращая внимание на психологическую совместимость членов группы и сложившиеся отношения между ними. Совместно с членами группы определить район, категорию сложности экскурсии и время ее проведения. Убедиться, что предлагаемый маршрут интересен всем членам группы, что ожидания школьников в связи с планируемым путешествием в целом близки; изучить характер естественных препятствий на маршруте, предусмотреть необходимое для их преодоления снаряжение; изучить предстоящий маршрут, наметить тактику и технику его прохождения; рассказать всем участникам путешествия о намеченной тактике, показать на карте и схеме сложные участки маршрута, рассказать о способе их прохождения, убедиться, что все участники достаточно техничны для преодоления естественных препятствий маршрута в предлагаемом варианте движения.
Ознакомить участников с правилами движения по дорогам, а также проезда на автобусном транспорте.
Ознакомить участников с правилами обеспечения безопасности на маршруте, в том числе с методами профилактики ожогов, травм; ознакомить участников с правилами предупреждения укусов клещей, змей, собак, диких животных; ознакомить участников с правилами поведения на маршруте и в природном парке [48, с. 646].
Профилактика травматизма во время экскурсии.
Контакты с местными жителями. Школьникам при проходе поселка, города стоит больше молчать. В необходимый или неизбежный контакт с местными жителями лучше вступать руководителю группы. При этом всем нужно помнить о вежливости, здороваться там, где это уместно. Не рекомендуется носить на себе или демонстрировать окружающим ювелирные украшения, часы, плееры, мобильные телефоны и другие дорогостоящие предметы личного обихода.
Поведение в транспорте. При переездах так же, как на вокзалах, группе следует держаться как можно кучнее и по возможности не вступать в контакт с посторонними. Если такового контакта не избежать, необходимо поддерживать его из последних сил вежливо, но не активно. Прерывать контакт приемлемой для этого форме должен руководитель.
2. Туристско-рекреационный потенциал Свердловской области и природного парка Бажовские места
2.1. Туристско-рекреационный потенциал Свердловской области
Свердловская область обладает всеми необходимыми ресурсами для организации школьных краеведческих экскурсий, обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом. Это связано с тем, что Свердловская область имеет неиссякаемое геолого-минералогическое и геолого-историческое наследие. На территории области расположены природные парки, которые имеют большой образовательный потенциал и могут использоваться учителем географии при организации краеведческих школьных экскурсий.
Бажовские сказы, зародившиеся на территории Свердловской области и разлетевшиеся по всему миру это еще один фактор уникальности нашей области и ее визитная карточка [11].
На территории Свердловской области находится множество уникальных природных парков. Интерес представляют парки, описанные ниже.
Особо охраняемые природные территории Свердловской области:
ПРИРОДНЫЙ ПАРК «РЕКА ЧУСОВАЯ»
Чусовая – река, известная далеко за пределами России своей неповторимой красотой и географической уникальностью. Это единственная река в мире, протекающая по двум частям света – из Азии в Европу. Она берёт начало на восточном склоне Уральского хребта, в Челябинской области, в верхнем и среднем течении проходит по Свердловской области, «просекая» Уральский хребет, и заканчивает свой бег на западном склоне, в Пермском крае, впадая в Каму.
Русло Чусовой очень извилистое, что делает её похожей на большинство равнинных рек. Ширина реки в горной части колеблется от нескольких десятков до 120-140 м, пологие берега-отмели чередуются с отвесными скалами-бойцами. Именно этим скалам-утёсам, один другого живописнее, разбросанных вдоль её русла по лесистым берегам, Чусовая обязана своей известностью. Почти каждый утёс имеет своё собственное название, обычно отражающее его внешность, историю или какую-нибудь характерную черту.
Кроме общепризнанной красоты, чусовские скалы представляют большой интерес как памятники природы: они сложены осадочными толщами западного склона Урала. Всего в пределах парка отмечено 103 камня со своими названиями, историями и легендами, из них 36 – памятники природы. Наиболее известны – Столбы, Писаный, Дыроватый, Олений, Богатырь, Лебяжий, Омутной, Разбойник.
Самым разработанным, удобным и познавательным туристическим маршрутом является сплав по Чусовой. Однако не меньший интерес представляют и разработанные в последние годы экологические тропы «Озеро Бездонное», «Баронская петля», «Камень Винокуренный», «За уральской платиной». Экологические тропы представляют собой специфическую форму организации познавательного туризма и стали востребованным дополнением к существующим туристическим маршрутам.
МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК «РЕЖЕВСКОЙ»
Самоцветная полоса Урала известна уже более трёхсот лет, здесь находятся самые уникальные, исторически значимые месторождения самоцветов – пегматита, рубина, сапфира, корунда, граната, берилла, волосатика, горного хрусталя, аметиста, змеевика, гелиодора, топаза, агата-переливита, полихромного и цветного турмалина.
Вся самоцветная полоса – Шайтанские копи, Адуйские копи, Липовское месторождение, – сосредоточена в Режевском районе, на сравнительно небольшой территории в 2 тыс.кв.км, которая объединена в Режевской природно-минералогический заказник.
Заказник располагается в бассейне рек Режа и Адуя, где до сих пор сохранились реликты старых хвойных боров, низинные и верховные болота, укрывающие лося и оленя, медведя и волка, боровую и водную дичь.
ПРИРОДНЫЙ ПАРК ОЛЕНЬИ РУЧЬИ
Природный парк Оленьи ручьи расположен в 100 км юго-западнее Екатеринбурга, в одном из самых популярных туристских районов Среднего Урала. Центральная усадьба парка – посёлок Бажуково. Угодья парка раскинулись на 12 тыс. гектаров вдоль невероятно живописной долины реки Серги от города Нижние Серги до деревни Аракаево.
Это удивительные пейзажи древней речной долины, скальные береговые обнажения, лесистые склоны Бардымского хребта с живописными речками и ручьями…Главное богатство парка – леса, хвойные с примесью широколиственных деревьев.
Расположение парка на границе лесостепи и горной тайги способствует особому богатству флоры: здесь насчитывается до 800 видов растений. Животный мир типичен для таёжной и лесостепной зоны: на тропах можно встретить следы жизнедеятельности медведя, кабана, лося, косули, на реке и притоках живут бобры, строящие здесь свои плотины, на скалах гнездится сокол-сапсан, в Серге водятся голавль и хариус.
На территории парка находятся более 130 больших и малых пещер, в том числе самая большая пещера Среднего Урала – Дружба, протяжённостью более полукилометра. На стенах пещеры можно увидеть окаменевшие останки животных, обитавших в древнем Рифейском море более 100 миллионов лет тому назад.
На территории парка находятся множество археологических, исторических и геологических памятников, в том числе стоянки древнего человека и наскальные рисунки (один из древних наскальных рисунков – олень, – стал эмблемой парка).
В Центральной части парка оборудовано несколько туристических маршрутов общей протяженностью более 40 км. Наиболее популярна тропа Бажукова, длиной 15 км, связывающая основные достопримечательности парка: скалистые берега Серги, гроты и пещеры, все основные типы леса.
Большой популярностью пользуется так же водное путешествие по реке Серга протяженностью 42 километра от города Нижние Серги до деревни Аракаево. Со смотровой площадки скалы Утопленник, на которую выходят туристы, открывается великолепный пейзаж на реку вверх по течению.
Поблизости находится скульптура Ангел единой надежды – один из семи ангелов, которые были установлены в 2005 году одновременно в разных частях света, чтобы, обняв планету, защитить её от боли и страха (таков замысел автора проекта, шведской художницы Лены Эдвалл).
ПРИРОДНЫЙ ПАРК «БАЖОВСКИЕ МЕСТА»
Сысертский район на протяжении многих лет является привычной зоной отдыха для жителей г. Екатеринбурга. Изначально район развивался не как промышленный, в результате чего состояние его природных комплексов практически не пострадало, и территория обладает идеальными условиями для отдыха. В погожие солнечные летние дни в окрестностях одного только посёлка Верхняя Сысерть отдыхает до 50 тыс. человек.
Именно здесь, для сохранения природных комплексов и развития экологического и познавательного туризма, был создан Природный парк «Бажовские места». Территория парка богата и разнообразна: здесь сохранились нетронутые естественные ландшафты, обитают редкие представители флоры и фауны, а также имеются уникальные природные объекты, которые подлежат охране и изучению.
Природный парк носит имя знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова – человека, беззаветно любившего свою малую родинуи её природу, в своих сказах воспевшего сильных духом и духовно богатых людей, населяющих уральскую землю. Природный парк «Бажовские места» имеет ряд достопримечательностей. Достопримечательности представлены ниже (рис.1).
Рис.1. Схема размещения достопримечательностей в природном парке «Бажовские места»
Среди туристских объектов парка – плотина посёлка Верхняя Сысерть и развалины Турчаниновского завода, затопленный железный рудник XVIII века, остатки старинной Иткульской дороги XVII века, месторождение горного хрусталя.
В настоящее время в парке разработаны и успешно функционируют туристические маршруты «Дорогами предков» и «Тайна Земли туманов». В зимнее время любителей активного туризма привлекает первая на Урале снегоходная трасса, протяженностью около 100 километров – она проходит по живописнейшим местам и позволяет посетить интереснейшие природные и исторические объекты.
Природные парки Свердловской области идеально подходят для организации школьных и учебных экскурсий. Экскурсия — коллективное или индивидуальное посещение (осмотр) достопримечательных мест, ознакомление туристов с туристскими ресурсами в учебных, познавательных, культурно-просветительных и иных целях, совершаемое по определенному маршруту под руководством экскурсовода без предоставления услуг по размещению (ночевке).
2.2. Физико-географическая характеристика природного парка «Бажовские места»
Природный парк «Бажовские места» назван так в честь знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова. Это, безусловно, связано с тем, что прошлое, настоящее и будущее Сысертского района связано с именем этого человека, любившего беззаветно свою родину, ее природу. Адрес парка: Россия, Свердловская область, г. Сысерть, ул. Тимирязева, 68а.
1. Географическое положение.
Парк находится в долине реки Сысерть. В основном это возвышенная местность с сопками и низкогорьями высотой от 200 до 400 метров. Геология района разнообразна: большая часть территории парка находится в пределах древнего Сысертского срединного массива, сложенного самыми древними горными породами [38, c . 41].
Природный парк Бажовские места располагается в подзоне южной тайги и граничит с лесостепной зоной.
Рельеф Парка имеет разделение на зоны: сектор континентальный, западно-сибирский подсектор, уральская равнинно-горная страна — зауральский пенеплен, амплитуды — восточные предгорья, лялинско-уфалейский район.
Уральская равнинно-горная страна приурочена к Уральской палеозойской геосинклинали, расположенной на северо-западной периферии Урало-Монгольской геосинклинальной области. Орогенез в Уральской геосинклинали завершился а герцинское время. Горы герцинского Урала были пенепленизированы в мезозое и палеогене. В неогене и антропогене под воздействием неотектонических движений, которые по сравнению с другими горными странами были здесь небольшими по амплитуде (200- 500 м) и слабо дифференцированными, на Урале сформировался низко- и среднегорный рельеф. Впрочем, сохранились и крупные участки пенепленов. Граница проводится по преобладанию в поверхностном залегании пород Уральской геосинклинали, выраженных в рельефе и почвах, а через них так или иначе и в других природных компонентах [39, c . 36] .
Лялинско-Уфалейский южно-таежный макрорайон (округ) низких предгорий несколько выходит на севере за границу средней и южной тайги. Причина: зональная граница носит характер переходной полосы, тогда как северная граница Южного округа низких предгорий, с которым генетически связан макрорайон, более четкая. Оттого ей по принципу «малого» геокомплекса отдается предпочтение. На том же основании и южная граница макрорайона, совмещенная с одноименной границей округа, проведена несколько севернее границы тайги и лесостепи.
Макрорайон приурочен к двум тектоническим структурам первого порядка. Северная часть его (примерно до широты г. Невьянска) и крайне южный участок (у г. Полевского) расположены в пределах Тагило-Магнитогорского прогиба. В то же время среднеюжная часть макрорайона приурочена уже к Восточно-уральскому поднятию. Дело в том, что синклинальные и седловинные структуры западной периферии этого поднятия сходны в геолого-геоморфологическом отношении с центральной полосой Тагильского мегасинклинория и являются как бы продолжением последнего на восток (Геология СССР, 1969). C остав макрорайона входит также территория юго-западной части Верх-Исетского антиклинория Восточно-уральского поднятия, которая существенно отличается от остальных низких восточных предгорий по геологическому строению и рельефу. Однако эта территория недостаточно велика и сложна по ландшафтной структуре, чтобы рассматриваться как особый макрорайон [39, c . 36].
Большая и наиболее типичная часть Лялинско-Уфалейского макрорайона приурочена к центральной, сложно дислоцированной полосе Тагильского мегасинклинория. Она сложена в основном осадочно-вулканогенной толщей верхнего силура — девона. Синклинальные и антиклинальные структуры более низкого порядка чередуются здесь как вкрест их субмеридионального простирания, так и вдоль этого последнего. Соответственно сменяют друг друга различные вулканогенные, терригенные и карбонатные фации. Наряду с пликативными дислокациями, широко развиты и дизъюнктивные. Все это обусловливает большую петрографическую пестроту территории. Однако рельеф ее в целом выравненный, слабо расчлененный. Преобладающие абсолютные высоты 250 — 280 м; мягко- очерченные увалы, гряды, холмы, сопки и кряжи высотой 300-350 м (до 380 м) чередуются с обширными плоскими депрессиями’. Амплитуды высот 40 — 70 м. Местами на грядах, сопках и кряжах встречаются скалы-останцы; часто они сложены диабазами.
Формирование описанного рельефа, связано, во-первых, с небольшой интенсивностью неотектонических поднятий. Если для края в целом их амплитуда оценивается в 150-200 м, то здесь, в приосевой части мега- синклинория, она, вероятно, была меньше 150 м. Кроме того, неотектонические движения были недифференцированными или очень слабо дифференцированными. Во-вторых, породы, слагающие территорию, при всем их петрографическом разнообразии, довольно близки друг к другу по прочности: чаще всего они легко разрушаемые. Это справедливо и по отношению к ряду пород интрузий, которые изредка встречаются в цент Структурно-петрографические особенности рассматриваемой территории ведут к тому, что скальные коренные породы часто перекрыты на ней мелкоземистыми элювиальными, делювиальными и аллювиальными отложениями. Среди них нередки образования мезозойской и в меньшей мере олигоценовой коры выветривания. Наиболее значительные межувальные депрессии территории — Баранчинско-Тагильская и Туринская, в которых располагаются субмеридиональные отрезки названных рек, представляют собой фрагменты крупных эрозионно-тектонических депрессий мезозойского возраста — Туринско- Богословской и Ивдельско-Тагильской.
Описанные типичные черты геологического строения и рельефа макрорайона в общем прослеживаются и в тех его частях, которые приурочены к седловинным и синклинальным структурам Восточноуральского поднятия. Особенно справедливо это по отношению к Невьянской седловинной структуре. В меньшей -мере сказанное относится к Свердловскому синклинорию, который как бы сливается с Полевской мегасинклиналью Тагильского мегасинклинория. Для этих синклинальных структур характерны узкие и прерывистые, субмеридионально вытянутые интрузии перид- отитовой магмы. К интрузиям, породы которых обычно сильно серпентизированы, приурочены увалы, гряды, холмы и сопки с абсолютными высотами 330- * 450 м и относительными 40-70, реже — 80-100 м. — Серпентинитовые гряды и сопки, иногда четко очерченные, разнообразят в общем выположенный увалистый рельеф и этой части макрорайона. Невьянска эти породы, которые связаны с Серовско-Маукским глубинным разломом, образуют непрерывную полосу. Она окаймляется, особенно с ее западной стороны, интрузиями габбро, диоритов, а иногда и плагиогранитов [39, c . 49-52].
Район южной тайги имеет специфическую особенность ведущего климатического фактора-компонента — избыточное увлажнение при продолжительном лете. Показатель увлажнения — радиационный индекс сухости колеблется от 0,56 у северной границы попы до 0,85 у южной.
Продолжительность безморозного периода 70-100 ‘ дней, средняя температура июля 15-18 , сумма температур воздуха за период со средними температурами более 10° — от 1200 до 1800°, годовая сумма осадков мм.
Наиболее чутким и физиономичным индикатором указанных гидротермических условий служит зональный тип растительности бореальных хвойных лесов Умеренного пояса. По преобладанию этих лесов на плакорных местообитаниях и строятся границы таежной зоны. Вторым важнейшим компонентом-индикатором таежных гидротермических условий, роль которого существенно возрастает при сильных антропогенных изменениях растительности зоны, являются ее подзолистые почвы.
Лесостепной зоне свойственно оптимальное и слабо недостаточное увлажнение: индекс сухости — 0,9-1,3, что связано с более с теплым и продолжительным летом и меньшим количеством осадков, чем в тайге. Специфической особенностью зоны является неустойчивость увлажнения по отдельным годам. Продолжительность безморозного периода 100-115 дней, средняя температура июля 17-19°, сумма температур более 10 — 1800-2000. Годовая сумма осадков — 400 — 450 мм. Для растительного покрова характерно сочетание лиственных лесов и луговых степей (или остепненных лугов) на серых лесных и черноземных почвах.
Уральские горы существенно обостряют постепенные изменения в континентальности климата в горном секторе Парка. Климатическая дифференциация макросклонов Урала ведет к тому, что таежный тип растительности представлен на нем двумя барьерными вариантами: темнохвойным и светлохвойным. Лучшее и более устойчивое увлажнение почв на западном макросклоне, в частности, из-за менее значительных и резких колебаний относительной влажности воздуха, обусловило преобладание здесь темнохвойных лесов [39, c . 112] .
Местами распространены брекчиевидные известняки. С ними, и в особенности с небольшими линзами гипса, иногда встречающимися в низах здешнего кунгура, связаны карстовые формы рельефа. В целом карст развит слабо и на небольших участках. Он представлен воронками, часть которых занята озерками. Известны и недавние карстовые провалы.
Наиболее четко очерченными формами рельефа являются известняковые сопки, которые представляют собой мшанковые рифы, отпрепарированные денудацией. Основная климатогенная особенность природы Уральской страны, обусловленная ее рельефом, — это высотная поясность. Правда, на низкогорных участках страны она либо не проявляется, либо проявляется слабо.
Из других климатических особенностей страны отметим уже упоминавшиеся термические инверсии. Они обусловлены скоплением и застаиванием холодного воздуха, особенно значительным в типичных для Урала субмеридиональных депрессиях, которые плохо проветриваются западными воздушными потоками [39, c . 52].
Таблица 1 — Климатические условия района [39, c . 120]
Высота над уровнем моря ( м)
Средняя месячная температура
Сумма средних суточных температур воздуха выше 10°
Средняя продолжительность безморозного периода (дни)
Средняя относительная влажность воздуха (%)
Среднее количество осадков (мм)
Средняя наибольшая высота снежного покрова (см)
Источник