Ндфл для гражданина стран еаэс

Разъяснено, как облагаются НДФЛ доходы граждан государств – членов ЕАЭС

IgorVetushko / Depositphotos.com

Если граждане государств – членов ЕАЭС работают по найму в России, то с первого дня работы их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Имеется в виду выполнение обязанностей как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Дело в том, что в соответствии со ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе указанные доходы должны облагаться по ставкам, предусмотренным для физлиц-налоговых резидентов той страны, где работает гражданин государства – члена ЕАЭС (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июня 2018 г. № 03-04-05/40970).

Однако при этом следует учесть, что такие работники могут воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после того, как приобретут статус налогового резидента. А именно, напомним, им нужно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса).

Но при этом если работники из указанных государств не являются налоговыми резидентами, а их доходы не связаны с работой по найму, то применяется налоговая ставка в размере 30% в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ. Речь идет, например, о доходах социального характера, а также о тех, которые не считаются оплатой труда и не зависят от условий выполнения трудовой деятельности (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 мая 2018 г. № 03-04-06/32214).

Читайте также:  Сборные грузы страны снг

Как заполнять поле «Статус налогоплательщика» в справке 2-НДФЛ в отношении иностранных работников – граждан государств – членов ЕАЭС? Узнайте ответ из материала «НДФЛ с доходов работников – граждан ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Соответствующая информация размещена на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России. Напомним, что с 15 апреля этого года действуют измененные правила освобождения от НДФЛ доходов нерезидентов от продажи имущества.

Источник

Граждане ЕАЭС и налогообложение в России — как платить налоги НДФЛ гражданину страны участника договора ЕАЭС

В данной статье мы рассмотрим уточнения Минфина России касательно налогообложения доходов граждан стран – членов ЕАЭС от работы в Российской Федерации и размер НДФЛ, который необходимо уплачивать гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, которые осуществляют трудовую деятельность на территории России и получают за это деньги.

Напомним, 1 января 2015 года вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14, который был заключен между республикой Беларусь, республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позднее к договору присоединились республика Армения и Киргизская республика.

В статье 73 договора о ЕАЭС говорится о том, что доходы граждан стран-участников договора ЕАЭС с первого дня работы по найму облагаются по тем же ставкам, что и доходы физических лиц — налоговых резидентов того государства, на территории которого иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность.

Так как с зарплаты работника, который является налоговым резидентом России, работодатель удерживает НДФЛ по ставке 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ), значит доходы, которые получают граждане стран — участников договора о ЕАЭС от работы в РФ, также облагаются НДФЛ по ставке 13 %.

Таким образом, доходы граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на территории России подлежат налогообложению (НДФЛ ЕАЭС) по ставке 13 % с первого дня работы, вне зависимости от срока пребывания в России.

Однако если по итогам налогового периода сотрудник, являющийся гражданином Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии, не приобрел статус налогового резидента РФ, то такой гражданин страны участника договора о ЕАЭС платит НДФЛ по ставке 30 % с доходов, полученных в этом году, поскольку доходы нерезидентов РФ облагаются НДФЛ в размере 30 %.

Таким образом, если по итогам года работники — граждане стран участников договора АЭЕС, находились в России менее 183 дней, то они не приобрели статус налогового резидента России, а значит их доходы, полученные в этом году, будут облагаться НДФЛ по ставке 30 %.

Проще говоря, доходы граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на территории России подлежат налогообложению (НДФЛ ЕАЭС) по ставке 13 % с первого дня работы, если гражданин имеет статус резидента РФ (находится в России более 183 дней за отчетный год).

Тогда как доходы граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на территории России подлежат налогообложению (НДФЛ ЕАЭС) по ставке 30 % с первого дня работы, если гражданин является нерезидентом РФ (находится в России менее 183 дней за отчетный год).

Таким образом, окончательный налоговый статус физического лица — гражданина страны участника договора о ЕАЭС и налоги (ставка) для оплаты, определяется по итогам налогового периода.

Такая информация была представлена в письме Минфина России от 10.06.16 № 03-04-06/34256.

Источник

НДФЛ с граждан ЕАЭС

В данной статье мы поговорим о том, каким образом Евразийский договор повлиял на порядок исчисления НДФЛ с заработной платы граждан стран ЕАЭС, которые трудятся на территории России

Евразийский договор регулирует достаточно широкий круг отношений, в том числе в сфере налогообложения доходов работников-граждан ЕАЭС. Рассмотрим особенности, на которые следует обратить внимание компании, имеющей в своем штате такой персонал.

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее также Договор о ЕАЭС, Евразийский договор) официально вступил в силу 1 января 2015 года (Заявление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ). Напомним, что данный договор был подписан в Астане 29 мая 2014 года главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Чуть позже к Союзу присоединились Республика Армения (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Минск, 10.10.2014). Для РФ данный договор вступил в силу 02.01.2015 (см. Федеральный закон от 22.12.2014 № 420-ФЗ)) и Кыргызская Республика (Федеральный закон от 13.07.2015 № 219-ФЗ; Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014)).

Порядок исчисления НДФЛ с граждан ЕАЭС

Порядок исчисления НДФЛ с граждан ЕАЭС зависит прежде всего от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ (ст. 207 НК РФ).

Напомним, что резидентом является человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Доходы резидентов РФ в основной своей массе облагаются по ставке 13 процентов. В отношении же большинства доходов, получаемых лицами, которые не являются резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30 процентов (пп. 1, 3 ст. 224 НК РФ). То есть в общем случае иностранец, приехавший в Россию с целью трудоустройства, изначально будет платить налог по повышенной ставке, и только через полгода станет возможным применение ставки, по которой уплачивают налог российские граждане.

Для граждан — членов ЕАЭС установлен иной порядок. Так, статьей 73 Евразийского договора закреплено особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках ЕАЭС доходы нерезидентов, получаемые ими в связи с работой по найму, с первого дня должны облагаться НДФЛ по налоговым ставкам, установленным для резидентов. Таким образом, с заработной платы граждан ЕАЭС НДФЛ всегда удерживается по ставке 13 процентов, при этом не имеет значения, сколько дней такой сотрудник находится на территории России. На этот факт обратили внимание налогоплательщиков и официальные органы (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703 (направлено для сведения нижестоящих налоговых органов и использования в работе письмом ФНС России от 10.02.2015 № БС-4-11/1561@)).

Почему в данном случае применяются нормы Евразийского договора, а не Налогового кодекса (далее — Кодекс)? Дело в том, что Конституцией РФ установлен безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Это касается как налоговых правоотношений (ст. 7 НК РФ), так и социального страхования (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ); ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ); ч. 2 ст. 1.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ); ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее — Закон № 326-ФЗ)), а также любых иных отраслей российского права. Другими словами, если международная норма (к примеру, в нашем случае ст. 73 Евразийского договора) противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 Кодекса, то применяться должны именно международные правила.

Налоговые вычеты НДФЛ для граждан ЕАЭС

Итак, с 1 января 2015 года доходы сотрудников — граждан ЕАЭС облагаются НДФЛ по той же ставке, что и доходы граждан РФ, независимо от срока пребывания этих людей в России. Встает вопрос: а как быть с налоговыми вычетами? Может ли, например, гражданин Армении воспользоваться стандартным вычетом на ребенка (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ)? В Евразийском договоре на эту тему ничего не сказано. Однако из пункта 3 статьи 210 Кодекса следует, что на сумму налоговых вычетов могут быть уменьшены доходы налогоплательщика, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса (т.е. 13%). Поэтому, на наш взгляд, ответ положительный. Но Минфин России в своих недавних разъяснениях высказал противоположную точку зрения (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223).

Источник

О ставке НДФЛ с доходов граждан государств — членов ЕАЭС, работающих в РФ по найму

Размер налоговой ставки НДФЛ в отношении доходов граждан государств — членов ЕАЭС, работающих в РФ по найму, определяется с учетом статуса налогового резидента.

На граждан государств — членов ЕАЭС распространяется общий порядок определения резидентства и исчисления НДФЛ.

Доходы физлиц — налоговых резидентов РФ облагаются НДФЛ по ставке 13%, а доходы граждан, не признаваемых российскими налоговыми резидентами, — по ставке 30%.

С первого дня работы по найму на территории России доходы указанных выше граждан облагаются НДФЛ по ставке 13%. По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица, который зависит от времени его нахождения в РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если по итогам налогового периода сотрудники организации находились в России менее 183 дней, то суммы НДФЛ, исчисленные по ставке 13 процентов, подлежат перерасчету по ставке размере 30 процентов.

Изложенный порядок определения налогового статуса и исчисления НДФЛ применяется в отношении физлиц независимо от их гражданства.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 февраля 2020 г. N БС-4-11/3347

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2020 N 03-04-07/11392 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации — граждан государств — членов Евразийского экономического союза.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 февраля 2020 г. N 03-04-07/11392

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации — граждан государств — членов Евразийского экономического союза и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Пунктом 1 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, указанных в пункте 3 статьи 224 Кодекса.

Статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) предусмотрено, что в случае, если одно государство — член Евразийского экономического союза в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств — членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, с учетом положений статьи 73 Договора и пункта 1 статьи 224Кодекса доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13 процентов начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.

Данный вывод не противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 16-П.

Изложенный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства.

Учитывая изложенное, если по итогам налогового периода сотрудники организации — граждане государств — членов Евразийского экономического союза не приобрели статус налоговых резидентов (находились в Российской Федерации менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке в размере 30 процентов.

Источник

Оцените статью