- Счетная палата РФ объявила о падении объемов и доли нефтегазовых доходов бюджета 2020 года
- Нефтегазовая игла
- Справочно
- Минфин подсчитал долю доходов бюджета РФ от нефти и газа в 2020-2022 годах
- Сколько доходов получает государство от продажи нефти?
- Доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ в 1-м квартале 2021 г. опустилась до исторического минимума
Счетная палата РФ объявила о падении объемов и доли нефтегазовых доходов бюджета 2020 года
Стремительное падение нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов не компенсирует относительно небольшой рост ненефтегазовых доходов.
Москва, 25 фев — ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.
Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.
Нефтегазовая игла
Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.
В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. — около 5,235 трлн руб/год.
То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.
Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили — более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. — почти 2,957 трлн руб/год.
Это тоже невосполнимо.
Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:
- от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
- от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
- от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
- от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).
Причины, можно сказать, объективные:
- падение цен на нефть,
- снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК + ,
- снижение объемов экспорта природного газа,
- пандемия коронавируса.
Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).
В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. — 41,4 против 63,9 долл.
США/барр.
Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:
- повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
- введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
- введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.
В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.
Справочно
Базовые показатели бюджета России на 2020 г:
- 42,4 долл США/барр — цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
- 67-68 руб/долл США — прогноз по курсу валюты США;
- 3% — уровень инфляции;
- 112,863 трлн рублей — объем ВВП;
- 20,379 трлн рублей — доход в госбюджете РФ;
- 2,334 трлн. руб — дополнительные нефтегазовые доходы ;
- 19,503 трлн. рублей — расходы в госбюджете;
- 876,052 млрд. рублей — профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
- 64,4 млрд. долл США — уровень внешнего долга;
- 3,323 трлн рублей — секретная часть расходов в госбюджете;
- более 50 руб/л — стоимость бензина с 1 января;
- 12 130 рублей — минимальный размер оплаты труда;
- ≈ 40 тыс руб. — уровень средней заработной платы по РФ.
Источник
Минфин подсчитал долю доходов бюджета РФ от нефти и газа в 2020-2022 годах
МОСКВА, 19 сен — ПРАЙМ. Доля нефтегазовых доходов бюджета РФ продолжит сокращаться в 2020-2022 годах, но даже к концу этого периода на них будет приходиться больше трети поступлений в казну, свидетельствуют опубликованные в четверг материалы Минфина России.
«Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8% в 2019 году до 35% в 2022 году», — говорится в сообщении Минфина в связи с одобрением на заседании правительства проекта федерального бюджета на 2020–2022 годы.
В абсолютных цифрах нефтегазовые доходы ожидаются на уровне 7,472 триллиона рублей в 2020 году, 7,679 триллиона рублей в 2021 году и 7,731 триллиона рублей в 2022 году. К ним Минфин относит поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ, экспортных таможенных пошлин на энергоносители и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях.
В целом же в 2020-2022 годы общие доходы бюджета будут расти — с 20,2 триллиона рублей в 2019 году до 20,4 триллиона рублей в 2020 году, 21,2 триллиона рублей в 2021 году и 22,1 триллиона рублей в 2022 году. При этом по отношению к ВВП общий объем доходов казны будет постепенно сокращаться с 18,5% ВВП в 2019 году и 18% ВВП в 2020 году до 17,7% ВВП в 2021 году и 17,2% ВВП в 2022 году.
«Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2019 году до 6% ВВП к 2022 году большей частью из-за следующих факторов – снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса», — говорится в сообщении.
Ненефтегазовые доходы, как ожидается, увеличатся с 11,2% ВВП в 2019 году до 11,4% в 2020 году благодаря ряду разовых неналоговых поступлений. Затем они снизятся до 11,1% ВВП к 2022 году, преимущественно за счет передачи поступлений от акцизов на нефтепродукты на региональный уровень. В абсолютных цифрах ненефтегазовые доходы прогнозируются в проекте бюджета на уровне 12,891 триллиона рублей в 2020 году, 13,567 триллиона рублей в 2021 году и 14,328 триллиона рублей в 2022 году.
Источник
Сколько доходов получает государство от продажи нефти?
Многие задаются вопросом – сколько доходов бюджет России получает от нефтяной отрасли. Существует множество мифов и домыслов, которые необходимо развеять и доказать на цифрах.
- Бюджет России – сумма налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов регионов РФ (за исключением межбюджетных трансфертов и страховых взносов)
- Доходы бюджета России от нефтяной отрасли – сумма всех налогов и сборов, которые платят в бюджет нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Тут не учитываются: налоги и сборы от газовой отрасли, НДС от продажи нефтепродуктов в розницу (на АЗС) и мелким оптом, дивиденды и доходы от приватизации нефтяных компаний с государственным участием
Государство взимает с нефтяной отрасли как стандартные налоги: НДС, налог на прибыль и имущество, налог на доходы физических лиц (НДФЛ за сотрудников) и т.п., так и специальные отраслевые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизы на нефтепродукты (включая демпфер с 2019 г.), доходы от соглашений о разделе продукции (СРП), налоги на дополнительный доход (с 2019 г.), а также экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.
В 2018 году доходы бюджета от нефтяной отрасли составили 9,3 триллиона рублей. Это 31% бюджета России или 9% ВВП. В структуре налогов и сборов преобладает НДПИ и экспортная пошлина на нефть.
За последние годы доля нефтяных доходов в бюджете России сильно колебалась – от 22% (в 2016 году) до 35% (в 2014 году).
Поступления от нефтяной отрасли в бюджет зависят от 3 основных факторов:
- Цены нефти в рублях (цена нефти Urals * курс доллара). Динамика нефтяных доходов бюджета повторяет колебания цены нефти. Коэффициент корреляции близок к 1 (0,98). При резком снижении цены нефти в долларах происходит девальвация рубля, которая частично компенсирует падение нефтяных котировок. Яркие примеры – 2008 г., 2014 г. и 2020 г. Если наблюдается обратная ситуация – рост цены нефти, то происходит умеренное укрепление рубля, однако этот эффект ограничен разницей (обычно не в пользу России) в накопленной инфляцией между Россией и иностранными торговыми партнерами.
- Объема добыча нефти (и производства нефтепродуктов и направления их поставок: внутри страны или на экспорт). За период 2005-2018 гг. наблюдался непрерывный рост добычи нефти, что так же позволило увеличить бюджетные доходы от нефтяной отрасли. Вклад роста добычи в изменение бюджетных доходов составляет не более 10% (90% – влияние цены на нефть)
- Налоговой системы – с какой базы и с помощью каких инструментов взимаются налоги и сборы. В России постоянно проходят «налоговые маневры», влияющие на формат и размер поступлений в бюджет. В последние годы – увеличение ставок НДПИ при снижении экспортных пошлин, введение демпфера и налога на дополнительный доход.
Да, намного больше. Бюджетные доходы от нефтяной отрасли больше, чем от обрабатывающей промышленности, банковской и финансовой сферы, торговли, транспорта и строительства вместе взятых.
Это связано с двумя причинами: большая рыночная стоимость произведённых товаров (нефти и нефтепродуктов) и дополнительное отраслевое налогообложение (влияет на налоговую нагрузку — доля налогов и сборов в выручке).
Нефтяная промышленность имеет самую высокую налоговую нагрузку в России — 52%, при средней по экономике — 11% (данные за 2018 год). При цене барреля нефти Urals 70 долларов (в 2018 г.), 36 долларов составили налоги и сборы. Если бы нефтяные компании имели среднеотраслевую налоговую нагрузку, то весь бюджет России снизился на 25% (в 2018 г.)
Роль нефтяного комплекса в наполнении бюджета высока и не ограничивается только наполнением бюджета — в поставку оборудования и оказание услуг для нефтяной отрасли вовлечено большое количество компаний других сфер деятельности. При существующей экономической модели с опорой на ресурсную ренту долгосрочное падение нефтяных цен приводит к негативному эффекту: девальвации, росту инфляции и снижению доходов населения.
В данной статье не рассмотрены данные за 2019-2020 гг., для этого будет отдельный материал.
Источник
Доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ в 1-м квартале 2021 г. опустилась до исторического минимума
Власти пытаются увеличить экспорт несырьевых неэнергетических товаров, но соскочить с нефтегазовой иглы непросто
Москва, 20 апр — ИА Neftegaz.RU. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме поступлений в федеральный бюджет РФ в 1 м квартале 2021 г. составила 30%, что стало рекордно низким показателем за всю историю наблюдений с 2011 г.
Об этом пишут Известия со ссылкой на расчеты НИУ ВШЭ.
Согласно данным Минфина РФ, в 1 м квартале 2021 г:
- доходы федерального бюджета достигли 5,3 трлн руб., что на 12% больше, чем за аналогичный период 2020 г. QoQ.
- нефтегазовые доходы от продажи энергоресурсов — 1,6 трлн руб., сократившись почти на 10% по сравнению с 1 м кварталом 2020 г.
Таким образом, доля нефтегазовых доходов в бюджетных поступлениях составила 30%, что стало абсолютным минимумом в квартальном исчислении.
Предыдущий минимальный показатель за 1 й квартал был достигнут в 2016 г., когда доля поступлений от продажи энергоресурсов составила 34%.
- основной российский экспортный сорт нефти Urals в среднем стоил 60,2 долл. США/барр., что примерно соответствует уровню января и февраля 2020 г.
- в марте 2020 г. произошел обвал нефтяных цен после признания ВОЗ ситуации с COVID-19 пандемией и срывом продления предыдущей версии Венского соглашения о сокращении добычи нефти ОПЕК + .
- в апреле 2020 г. цена на нефть сорта Urals достигла исторического минимума — 16,3 долл. США/барр.
По мере стабилизации ситуации с распространением коронавируса, снятием ограничений и реализации нового соглашения ОПЕК + с гораздо более жестким сокращением добычи, рынок начал приближаться к балансировке, а цены на нефть — восстанавливаться.
- Ненефтегазовые доходы в 1 м квартале 2021 г:
- выросли на 25% и приблизились к 3,7 трлн руб:
- сильнее всего увеличились поступления от НДС — как внутренние, так и ввозные — примерно на 27%, до 2,2 трлн руб,
- это связано с ослаблением рубля в 1 м квартале на 2021 г. 12% в годовом сравнении, повышением товарного импорта в январе-феврале на 8%, улучшением собираемости налога и усилением контроля по его возврату.
- Расходы бюджета в 1 м квартале 2021 г. увеличились на 10%, до 5,1 трлн руб,
- Баланс бюджета положительный — 200 млрд руб.
Это обусловлено существенным профицитом в марте 2021 г. в размере 741 млрд руб., тогда как в январе-феврале был зафиксирован дефицит.
На март 2021 г. пришлись дополнительные поступления от ЦБ в счет продажи акций Сбербанка — регулятор перечислил в бюджет оставшиеся 200 млрд руб.
Также увеличились доходы от продажи энергоресурсов в связи с улучшением конъюнктуры на нефтяном рынке.
В 2020 г. В. Путин в ряде своих выступлений говаривал о необходимости снижении зависимости экономики России от нефтегазовых доходов:
- в ходе Всероссийского открытого онлайн-урока 1 сентября 2020 г. говорил:
- Россия не является страной-бензоколонкой,
- имеет выраженные технологические возможности, которые позволили достойно встретить вызовы внезапно возникшей пандемии.
- на большой пресс-конференции в декабре 2020 г. повторил эту мысль, сделав упор на постепенном структурном изменении российской экономики:
- уже 70% российского бюджета формируется не за счет нефтегазовых доходов,
- за 2 года зависимость от нефтегаза удалось снизить на 10%.
Согласно данным Счетной палаты РФ, доля нефтегазовых доходов бюджета РФ в 2020 г. сократилась до 28% по сравнению с 39,3% в 2019 г.
В абсолютном выражении нефтегазовые доходы в 2020 г. составили 5,235 трлн руб., сократились на 33,9% по сравнению с 2019 г. (суммарный объем доходов федерального бюджета в 2020 г. составил 18,722 трлн руб.).
Источник