«Необыкновенное путешествие Серафимы»
Рецензии на фильмы >>
Как узнать своих святых
На российские экраны выходит отечественный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», позиционируемый как первый 3D-фильм о святом. Мы попытались разобраться, почему лента преподносится в прессе как прорыв десятилетия, и неожиданно для себя поняли, что православное фэнтези – это дело хорошее.
Следуя первоначальной цели создать ленту о святом человеке и остановившись на кандидатуре Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых на Руси, авторы вовремя одумались и не пошли по пути простого пересказа и драматизации бесстрастного жития преподобного. Призвав в соавторы сценария автора нескольких книг жанра «православное фэнтези» Тимофея Веронина, они сделали главной героиней фильма советскую девочку, которую тоже зовут Серафимой. Дочь расстрелянного священника, она после расставания с родителями воспитывается в доме-интернате и прячет от посторонних глаз нательный крестик – единственную память о прошлом.
Детский дом расположен в бывшей дворянской усадьбе, Серафима там живет с другими девочками, директором-коммунистом, не годным для военной службы из-за контузии, строгой воспитательницей-надзирательницей и доброй пожилой уборщицей тетей Лизой. Нам быстро дают понять, что Елизавета Александровна — бывшая хозяйка усадьбы, и именно из ее уст мы слышим три истории из жизни Серафима Саровского, которыми она тайком обращает воспитанниц интерната. И девочка Сима внимает этим рассказам острее других.
Основные события фильма разворачиваются в апреле 1943 года, за неделю до Пасхи. Серафиме Воскресенской, сохранившей веру в Бога, предстоит за время страстной недели преодолеть полный комплект христианских испытаний: жестокость, лжесвидетельство, общественное порицание, предательство. Девочку будут понуждать прилюдно отречься от Бога и отдать нательный крест. Не желая это делать, прыгнет она с лестницы, с большой высоты, и в состоянии аффекта увидит погибшего отца и небесного покровителя своего Серафима, который повезет ее на воздушной ладье прямо в Небесный Иерусалим. Эти видения, когда девочка придет в себя, прибавят ей уверенности в правоте, а в воскресенье случится Пасха, и история разрешится чудесным образом.
Несмотря на заявленную тематику, это точно не церковно-религиозное кино, скорее светское и к тому же очень живописное. События военных лет переплетаются с довоенными и дореволюционными, а также мостиком через Серафима Саровского связываются с эпизодами из середины XVIII века. Православная литургическая тематика, мистицизм и советская символика вступают в конфликт как в изобразительном, так и в музыкальном пространстве картины. Музыку для фильма написал Иван Урюпин , а голоса главным героям подарили мэтры отечественного кинематографа: Народный артист РФ Александр Михайлов
(Серафим Саровский) и Народная артистка СССР Вера Васильева
(тетя Лиза).
Вообще, одноименная повесть Тимофея Веронина имела целью познакомить детей с основными православными праздниками. Автор написал ее в легкой форме, оживил диалогами святых, наполнил горний мир красками и деталями, апеллируя не к каноническим текстам, а к собственной фантазии, за что не раз подвергся критике особо благочестивых граждан. Героиня книги Фима, погружаясь в мир видений во время болезни, становится свидетельницей евангельских событий и общается со святыми довольно много. В мультфильме от продолжительного путешествия Серафимы остался лишь один небольшой температурный трип в другую реальность. И одна встреча со святым – Серафимом Саровским. И это главная проблема мультфильма: суровой реальности в нем много, а ожидаемого из заявленного в названии «необыкновенного путешествия» слишком мало.
И все-таки кино получилось легкое, ненавязчивое, без морализаторства и надменных ноток, захватывающее, заставляющее эмоционально переживать, проясняющее детской аудитории кое-какие моменты нашей истории и, главное, на отечественном материале. Теперь главная интрига — появятся ли у картины подражатели, способные оживить другие канонические истории русских святых, так, чтобы это было не только полезно, но еще и увлекательно смотреть.
Источник
Необыкновенное путешествие Серафимы
27 августа — первый день широкого проката
1943 год. Дочь репрессированного священника оказывается в детском доме. Здесь ее притесняют взрослые и дети, ведь она «дочь попа». В Страстную седмицу от нее требуют отречься от веры. Девочке предстоит чудесное путешествие в необыкновенный мир и встреча со своим небесным покровителем Серафимом Саровским, который приходит к ней на помощь.
27 августа в прокат выходит полнометражный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», снятый по мотивам книги Тимофея Веронина. О том, как появилась история девочки Симы и как шла работа над проектом — от пробных эскизов до подбора музыки и голосов, о сложностях и о собственных открытиях рассказывают создатели мультфильма.
Тимофей Веронин, автор сценария, писатель, доцент кафедры истории и теории литературы филологического факультета Свято-Тихоновского православного университета
Образ преподобного Серафима вошел в мое сердце с первых шагов к вере лет двадцать назад. Помню свои первые неумелые молитвы перед крохотным образком преподобного, а крещение мое происходило бок о бок с большой, в человеческий рост, иконой старца. Светлая радость, исходящая от Серафимова лика, была так нужна моей иссохшей от советского атеизма душе. Через него она начинала узнавать милостивый и кроткий образ Спасителя, нежное тепло Святого Духа.
А потом случилось так, что в издательстве Московской Патриархии мне заказали книгу о православных праздниках. Я помню то блаженное лето 2007 года, которое мы с семьей проводили в далекой деревне, среди цветущих полей, пропитанных ласковым северным солнцем. Я все думал, как поживее написать эту книгу, и вот однажды, когда жена моя со старшими детьми ушла гулять, а я остался со спящим двухлетним сыночком, вдруг написалась первая фраза: «Фимка плакала. » И меня пронзил образ девочки Серафимы, дочки репрессированного священника, которая живет в послевоенные годы в детском доме, ничего не знает о христианской вере и тоскует по потерянным родителям, а потом заболевает и тут, на грани жизни и смерти, ей является преподобный Серафим и несет на Небеса.
И странное дело, работая над книгой, я почему-то думал, что по ней может быть снят мультфильм. И вот в один прекрасный день (причем, это были именины того самого моего сыночка) мне позвонил один из продюсеров будущего мультфильма и предложил работать над сценарием. Я, конечно, воспринял это, как незаслуженный дар преподобного Серафима. Занимаясь этим делом, я счастлив был снова и снова вглядываться в дивный лик старца. А еще за годы создания фильма у нас родилась чудная дочка по имени, конечно, Серафима. Так что хочется посвятить эту работу ей.
Игорь Мещан, продюсер, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского
Сначала мы думали снять художественный фильм. И тогда возник ряд вопросов: кто сыграет батюшку Серафима? Как сыграет? Ведь играть святого очень непросто, особенно такого, которого знают и почитают во всем мире. Так мы пришли к идее мультфильма, потому что он позволяет не связывать образ преподобного Серафима с конкретным актером.
Съемочная группа посетила места, где жил преподобный, — Дивеево, Саров, изучила практически всю иконографию святого, литографии, которые в свое время выпускали в Дивеевском монастыре. Естественно, всегда советовались с председателем правления фонда Серафима Саровского — митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием, и с игуменьей Сергией, настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря, потому что нам было очень важно их мнение.
Кадр из фильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»
В самом начале работы над проектом митрополит Георгий сказал нам: «Не хочется, чтобы в таком мультфильме “микки маусов” нарисовали». И действительно, с первых эскизов мы поняли, что сделать образ Серафима условным (что типично для мультфильма) мы не можем. Серафим Саровский — фигура серьезная и великая настолько, что невозможно «вписать» ее в формат обычного мультика. Поэтому мы старались найти реалистическую стилистику, которая находится на грани мультфильма и настоящего кино. Это крайне непростая работа, но она позволяет максимально точно воссоздать образ батюшки Серафима, показать Преподобного именно таким, каким его представляют люди.
В поисках образа главной героини — Серафимы
Перед нами стояла еще одна непростая задача: нужно было решить, какой голос должен быть у батюшки Серафима. Ведь он родился больше 250 лет назад, и об этом нет никаких сведений. Нам представлялось, что голос батюшки должен быть богатым — насыщенным, красивым, глубоким, серьезным. Было понятно, что, с одной стороны, озвучивать должен талантливый и опытный актер, а с другой стороны, голос не должен быть узнаваемым до такой степени, чтобы «перебивать» образ батюшки Серафима. Бывают ярко окрашенные голоса, например, как у Алексея Баталова, у Сергея Безрукова, и если вы их услышите, то узнаете с первых слов. Мы долго искали, слушали множество разных голосов — и, наконец, нашли подходящую кандидатуру — замечательного актера Александра Михайлова.
За основу мультфильма мы решили взять книгу Тимофея Веронина и попросили автора написать для нас сценарий. В итоге получилась трогательная история о том, как преподобный Серафим помогает девочке в трудной жизненной ситуации, с неожиданным, но очень хорошим и радостным финалом — доброе семейное кино, которое будет интересно взрослым и детям, церковным и нецерковным людям.
Сергей Антонов, режиссер-постановщик
Как-то раз я шел по парку Царицыно и увидел на скамейке кем-то оставленную книгу под названием «Необыкновенное путешествие Серафимы» — большую, красивую, с изображением девочки и Серафима Саровского на обложке. Чтобы она не пропала, я решил взять ее и подарить своему коллеге, потому что вся его семья очень любит и почитает Преподобного. И спустя время, когда фонд Серафима Саровского обратился в нашу компанию, мой коллега как раз и предложил написать сценарий для фильма по этой книге. А когда автор книги пришел знакомиться с одним из продюсеров, оказалось, что они знают друг друга, ходят в один храм, общаются, просто никогда не разговаривали о том, чем занимаются по жизни. С таких вот неслучайных случайностей началась для меня работа над мультфильмом.
Наша студия уже работала с духовной тематикой — мы снимали четырехсерийный мультфильм «Библейские притчи».
Созданная по эскизам трехмерная модель Серафимы в разработке
На одном фестивале мне удалось увидеть реакцию детей: в зале было около 400 школьников, уставших от просмотров, шумных, раздраженных; экран уже не привлекал их внимание, но как только начался наш мультфильм, наступила полная тишина. И это меня приятно удивило. Мне кажется, дело в том, что духовная тема в кино призывает зрителя к некому соучастию, и она не может не притягивать внимание. Может быть, она не производит большого резонанса, но своего зрителя все-таки находит. Поэтому я с большой радостью взялся за работу над мультфильмом про Серафима Саровского. К тому же практически вся наша команда состояла из церковных людей — и автор книги, и художники, и другие, — поэтому во время работы царило полное взаимопонимание.
Движения актрисы переносятся на модель персонажа (в данном случае — Серафимы)
Иван Урюпин, кинокомпозитор, дирижер
Музыка звучит в мультфильме большую часть времени, мы записали множество совершенно разных по стилю фрагментов, но все они объединены лейтмотивом — темой Серафима. Когда-то Шуман сказал великую фразу: «Музыка — это контрасты». На фоне музыкальных фрагментов, иллюстрирующих мирские страсти, войну, репрессии, темные мистические фантазии, тема Серафима звучит призывом к умиротворению, примирению, покаянию.
Работая над музыкой, я параллельно глубоко изучал житие Серафима Саровского. Я был поражен: сколько в нем было сочувствия к страдающим и сомневающимся — и мне кажется, это то самое чувство, с которого может начинаться все положительное в человеке.
Художник-постановщик Юрий Пронин работает над образом преподобного Серафима Саровского
Духовная музыка интересовала меня всегда, в юности я даже пел в церковном хоре. А так как современный мир семимильными шагами движется к культурной агрессии, искусство все больше стремится шокировать, «оглушить» человека, я стал чаще размышлять о том, какими средствами можно воздействовать на слушателя альтернативно. И как раз во время работы над «Необыкновенным путешествием Серафимы» я понял, что современные кинокомпозиторы совершенно напрасно обходят вниманием литургическую, духовную музыку. Мне хотелось бы реанимировать в памяти слушателя наши музыкальные богатства — те выразительные средства, которые были открыты в XIX веке и впоследствии незаслуженно забыты, привлечь великое наследие наших композиторов, которые трудились на ниве духовной музыки, — Рахманинова, Голованова, Чеснокова, Кастальского, Гречанинова. Главное, что эти средства абсолютно кинематографичны, и фильм про преподобного Серафима — отличная возможность вновь ввести их в широкий культурный обиход.
Этапы работы над персонажами (родители Серафимы)
Вся музыка в мультфильме — живая, а не компьютерная. Я это делал принципиально: мне кажется, именно музыка, записанная оркестром, «живой звук», лучше воспринимается слушателем. Поэтому мы пригласили для записи симфонический оркестр и хор — это 73 человека из Большого театра и Российского национального оркестра, а также Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова.
Эскизы к фильму (преподобный Серафим Саровский)
Эскиз к эпизоду — преподобный Серафим ведет Симу в Царствие Небесное
Материалы предоставлены анимационной студией «КиноАтис»
Источник