Необыкновенное путешествие серафимы трейлеры

Рецензия на мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Неуклюжий, нарочито пропагандистский и слабо нарисованный мультфильм о девочке, которая в сталинские времена объявляет себя верующей в Бога

Девочка из семьи православного священника Серафима Воскресенская лишилась родителей, когда их арестовал НКВД. Теперь Сима живет в провинциальном детском доме для девочек-подростков, и ее презирают и третируют воспитанницы из семей офицеров, сражающихся на фронте Великой Отечественной. Однажды ночью девочка и ее подружка отправляются посмотреть на привидение, которое якобы бродит по особняку, где располагается детский дом, и во время этого маленького приключения Сима натыкается на икону святого Серафима Саровского. Слушая рассказы старушки-уборщицы о чудесах праведника, девочка вспоминает свою почти забытую веру, и это настраивает против нее почти всех обитателей детского дома, включая директора и воспитательницу.

Кадр из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

К какому жанру принадлежит «Необыкновенное приключение Серафимы», новый российский мультфильм от создателей картины «Звездные собаки: Белка и Стрелка»? Пресс-релизы настаивают, что это «анимационное фэнтези», но заглавная героиня не отправляется с волшебным кольцом в Мордор и не становится королевой Нарнии. Если не считать пары визуально пышных, но коротких сонных видений, в которых девочка посещает рай и встречается там с Серафимом Саровским и своим отцом-священником, действие мультфильма развивается почти исключительно в стенах детского дома, а основной конфликт ленты приземлен и реалистичен. Советская власть отняла у Симы семью, и теперь она хочет, чтобы девочка отказалась от веры, которую та после долгого перерыва вновь начала исповедовать. Подобно святым древнеримской эпохи, Серафима отстаивает не только веру в Бога, но и свое право быть верующей в стране, где православие считается уделом слабоумных старушек, а не юных пионерок.

Читайте также:  Кругосветное путешествие с машей

Кадр из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Где же тут «фэнтези»? Даже если не верить в Бога и числить святых наравне с эльфами, фэнтези в «Путешествии» не разглядеть. На самом деле этот мультфильм относится к популярному среди российских кинорежиссеров жанру «как плохо было при Сталине». «Путешествие» прославляет новомучеников, демонизирует НКВД и напоминает, что советская идеология портила даже приличных людей. Так, директор детского дома в первой половине картины ведет себя как добродушный отец, ограждающий девочек от желчной злобы их учительницы-воспитательницы. Но когда Сима начинает отстаивать свою веру, мужчина выходит из себя и присоединяется к врагам девочки.

Кадр из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Также фильм рассказывает несколько чудесных историй из жизни Серафима Саровского и безо всякого стеснения пропагандирует православие. Тем удивительнее, что пресс-релизы «Путешествия» пытаются представить ленту в совсем ином, нерелигиозном свете. С тем же успехом Новый Завет можно было назвать в аннотации «сборником удивительных историй из древней жизни».

Кадр из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Что еще стоит сказать о «Путешествии»? Что его графика и анимация слабее, чем у многих нынешних видеоигр, и что они не входят ни в какое сравнение не только с картинкой голливудских мультбастеров, но и с графикой и анимацией лент, которые сейчас рисуют в Германии и Китае. Не радует фильм и экшеном – трудно порадовать тем, чего нет. «Путешествие» на 95% разговорная лента, и его драматизм в переживаниях героини, а не в ее приключениях.

Кадр из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Пожалуй, главная беда картины в ее неуклюжем сценарии. Какое отношение к главной героине имеет Серафим Саровский? Да, «Путешествие» появилось на свет благодаря Благотворительному фонду преподобного Серафима Саровского, и представители фонда изначально хотели оплатить экранизацию жития святого. Но по мере эволюции проекта «Путешествие» так далеко отошло от этой затеи, что сейчас участие святого Серафима в действии и пересказ фрагментов его жития кажутся чрезмерным и необоснованным усложнением.

Кадр из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Да, святой – один из самых уважаемых и почитаемых православных деятелей последних столетий. Но его духовные подвиги никак не связаны с тем, через что проходит Серафима. По-хорошему, картину стоило целиком выстроить вокруг отношений девочки с ее расстрелянным отцом, и это сделало бы «Путешествие» универсальной лентой, близкой тем, кто не верит в Бога, но понимает, что такое «верность родителям» (особенно ошельмованным и убитым). Но если картине нужен был знаменитый святой, олицетворяющий православие, то следовало выбрать кого-то из мучеников за веру. Например, Георгия Победоносца. Которого было бы легко увязать с войной, раз уж действие развивается в 1943 году. А сколько в православии святых мучениц – естественных героинь для девочки-подростка… Правда, истории их, как правило, исключительно жестоки и кровавы. Но раз картина начинается с мученичества отца Симы, то, очевидно, авторы фильма считают своих маленьких зрителей достаточно зрелыми, чтобы осмыслить такой мрачный сюжетный поворот.

Конечно, мы не хотим сказать, что обязательно надо было показать пытки, которым римляне во II веке подвергли Веру, Надежду и Любовь – ровесниц Серафимы. Но намекнуть на них можно было. Плюс интересной была бы идейная рифма с пионерами-героями… А так картина разрывается между воспеванием святого Серафима и историей Симы, и эти две составляющие фильма явно не стыкуются.

Источник

«Необыкновенное путешествие Серафимы»: радость и разочарование

Разбор плюсов и минусов мультфильма. Мнение автора отражает его субъективные впечатления и не претендует на абсолютную истину.

Несколько лет назад — 27 августа 2015 года в прокат вышел полнометражный православный мультфильм “Необыкновенное путешествие Серафимы”.

Красивый трейлер, поддержка Минкульта и фонда преподобного Серафима Саровского, активное продвижение в православных СМИ – всё подогревало интерес зрителей к этому проекту.

И действительно, вышедшие в последние годы мультфильмы православной тематики можно пересчитать по пальцам: “Братья” 2013 года, посвящённые святым страстотерпцам Борису и Глебу, “Пересвет и Ослябя” 2008 года о Куликовской битве, “Это мой выбор” 2012 года – вот пожалуй и всё, что можно назвать навскидку, в то время как общественный запрос на произведения с традиционными христианскими ценностями весьма велик.

Изначально ваш покорный слуга был покорён демонстрационным роликом и с энтузиазмом ожидал выхода мультипликационной картины, однако посмотрев “Необыкновенное путешествие Серафимы” был как обрадован, так и весьма разочарован им.

Понятно, что создатели мультфильма сделали большое дело, старались и вкладывали сюда душу, как и то, что критиковать всегда проще, чем строить, но строить-то надо со всем тщанием!

Взвесив все за и против, автор обзора не станет рекомендовать этот мультик детям, у которых критическое мышление ещё не сформировано. Но обо всём по порядку…

Начнём с плюсов, коих много:

1. Если вы приглядитесь к листкам календаря, то увидите, что действие мультфильма в детском доме происходит в дни Страстной седмицы 1943 года (с 18 по 24 апреля) и заканчивается Светлым Христовым Воскресением (25 апреля), когда и для самой Серафимы, и для многих других обитателей детдома случается чудо, как и положено в такой праздник.

2. Ещё один плюс – это очень красиво нарисованные райские обители, видения главной героини, великолепный образ лестницы к престолу Всевышнего, хороводов ангелов и предстояния перед Богом в молитве на Его ладонях…

3. Мультфильм сделан по современной 3D технологии.

4. Детально и довольно правдоподобно воссозданы декорации – обстановка детского дома, примусы, факсимиле, бюсты и портреты вождей, лозунги и флаги, карта боевых действий на стене, также детально и очень красиво сделаны фрески в закрытом храме, иконы, портреты и прочая обстановка в комнате уборщицы и в других локациях.

5. Пятый положительный момент – красиво и достоверно воссозданные фрагменты из жития преподобного Серафима Саровского. Это один из самых почитаемых на Руси святых и увидеть на экране его молитвенный подвиг и пастырскую заботу о людях, то, как он менял их души – дорогого стоит!

6. Интересно показан промысел Божий – когда доносы учительницы на смиренную уборщицу пропадают из почтового ящика, потому что Маргарите нужно рисовать свои “путешествия в Озёрную страну с феей”.

А теперь о минусах, коих ещё больше:

1. Постоянные “скачки во времени”:

На дворе 1943 год (по календарю), а Серафима родилась в 1931-м (по её личному делу, которое в мультике дважды показывается крупным планом), на вид же ей лет восемь-девять, как и всем девочкам…

С её “подружкой” Ритой всё ещё хуже. В её личном деле сказано, что в детдом она поступила на год раньше чем родилась , а её мать вообще умерла за три года до рождения дочери… Ах да, на момент основных событий ей ещё и тринадцать лет!

Местами прекраснейшая, в других местах она сильно “проседает” – лица героев становятся “пластмассовыми”, а движения – заторможенными и угловатыми, на уровне малобюджетных игр середины 2000-х.

3. Игнорирование истории:

Если действие происходит в апреле 1943 года, то Красная Армия никак не может “наступать по всем фронтам, а кое-где уже пересечь границу Советского Союза”, о чём дважды упоминает директор детдома и один раз Катя Волкова. Стратегическое наступление по всем фронтам начнётся только в 1944-м.

Если же наши действительно уже гонят немца, то насмарку вся история с календарём и Пасхой, как и мотив “религиозных гонений” на Серафиму ибо, как мы помним, 4 сентября 1943 года Сталин встретился с тремя православными иерархами и разрешил им всё: и семинарии и храмы и богослужения, и из лагерей распорядился выживших вернуть. В таком случае, кто такая Ольга Семёновна (злая учительница), чтобы оспаривать новую политику партии.

4. Персонажи в мультике периодически немеют.

5. Многочисленные логические прорехи и странная мотивация персонажей:

В храме, а потом в своей келии преподобный Серафим объясняет дочери священника , что такое Пасха.

Отец Серафимы, священник Павел – был расстрелян за исповедание православной веры (см. личное дело), т.е. он святой новомученик, предстоящий перед Богом в Царствии Небесном (что дополнительно показано в видении Серафимы), однако помогает девочке почему-то её небесный покровитель преподобный Серафим, а не родной отец (такой же святой), который ещё и отстраняется от дочери: “слушайся батюшку Серафима”.

Директор детдома – решительнейший боевой офицер не однажды раненый, потерявший на войне руку и часто рисковавший жизнью, в детдоме боится учительницы . Являясь начальником, он не может поставить на место зарвавшуюся подчинённую и, сам будучи верующим (о чём косвенно говорит его поведение в начале мультфильма), не только стыдится честно высказаться на эту тему, но и ребёнка чуть не клюкой избивает, вырывая отречение.

Дочери советских офицеров отбирают хлеб, очки и всячески гнобят более слабых детей в детском доме, а также регулярно наушничают и хвастаются. Две моих бабушки, как раз из поколения “детей войны” были дочерьми майора артиллерии и в их доме, почему-то , не было большего греха, чем соврать или обидеть слабого.

Всё предопределено. Есть дети богоизбранные, есть обычные, а есть бесноватые – которые с малолетства видят фей и сжигают крестики, несмотря на доброе к ним отношение.

Чекисты в начале мультфильма вносили в храм три здоровенных ящика со взрывчаткой. В результате взрыва даже колокольня упала. Когда Серафима возвращается в заброшенную церковь, она не только цела, но и фрески внутри мало испортились.

У профессионального педагога в коллективе есть любимчики и постоянный объект третирования – Серафима, настолько нелюбимый, что она может устроить за ней безобразную погоню с опрокидыванием вещей даже в кабинете директора. Учительница явно занимает не своё место… Ей бы в СС!

На стене в кабинете директора висит карта боевых действий в районе Туапсе и Новороссийска. Именно там, по мнению одного боевого офицера и дочери другого находится граница Советского Союза…

Живший в XIX веке преподобный Серафим, держа на ладони звёзды орденов святого Георгия Победоносца и святого равноапостольного князя Владимира, почему-то именует их “медальками”.

Дети совершенно нелогичны – то отбирают хлеб, то вдруг отдают обратно, то врут директору, чтобы избежать наказания, то сообщают Серафиме, что “с неё за это причитается”, а бедную Тараскину (девочка в очках) вообще все гонят из своей компании – и офицерские дочки и Сима с Ритой, но в конце, конечно, дарят яичко.

Ночью дети видят призрака женщины, поднимающейся наверх по лестнице. Если имелась в виду уборщица – то непонятно, почему она не окликнула детей, когда их видела и почему светилась в темноте, а если призрак, то почему не раскрывается его история.

В детском доме почему-то всего 8 детей.

Будучи советскими детьми военного поколения и приветствуя офицера, Катя с подругой неожиданно забывают, что “к пустой голове руку не прикладывают”.

Серафима впала в беспамятство, спрыгнув на деревянную лестницу с высоты всего в два метра… Бурный опыт моего детства свидетельствует о её крайней хрупкости.

Девочки и директор активно помогали учительнице упечь Серафиму в колонию. Но перед её отправкой они резко “не виноваты” и дружно жалеют девочку: “ты там их бей первой”.

Абсолютно никого в детском доме не изумило маленькое чудо с крестиком, у которого в печи не сгорела верёвочка.

Если девятилетний ребёнок носит крестик и говорит о Боге – злые коммунисты конечно же отправят его из детдома в колонию. Но если за ним приехала мама – то колония заменяется на… счастливую семейную жизнь дома.

Милиционер на мотоцикле не знает, что Серафима сбежала из детдома, сотовых же ещё не изобрели, однако непонятно зачем он начинает гнаться за первой же встречной девочкой.

Мультик красивый, но уж слишком “антикоммунистический”. Беда в том, что тень в нём ложится не столько на большевистскую идеологию, сколько на простых людей (в том числе военных), живших и сражавшихся в годы войны.

Посмотрите “В бой идут одни старики”! Вы верите, что герой Леонида Быкова мог бы струсить обнаружить свою веру или кого-то принуждать отрекаться от Христа перед боем? А в то, что учительница из “Весны на Заречной улице” стала бы срывать с людей крестики, писать доносы и сажать своих учеников в колонию?

Люди, в большинстве своём, были другими – светлее и чище нынешних.

В общем, “Необыкновенное путешествие Серафимы” больше разочарует, чем обрадует. Есть более приличные православные мультики и хорошие фильмы вроде “Притч”, которые можно показать детям.

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!

Источник

Оцените статью