Система образования в мире: национальные подходы к общей цели
При всем отличии подходов к образованию в мире системы в разных странах во многом похожи. Все развитые страны уделяют большое внимание образованию своей молодежи, понимая, что это и есть основная инвестиция в будущее и гарантия развития экономики, науки и культуры в стране. О том, чем отличаются и чем схожи образовательные системы с точки зрения финансирования отрасли, читайте в статье.
От А до Я
Практически каждое государство обеспечивает гражданам базовый уровень образования — несколько (до 9) лет обучения в начальной и средней школе. В начальную школу обычно принимают всех — даже тех, кто не имеет гражданства страны и находится в ней на птичьих правах. Государство заботится о том, чтобы дети были пристроены в течение дня и получили хотя бы минимальные знания. Правда, постепенно во многих регионах мира появилась тенденция к уменьшению количества обязательных школьных уроков и общему снижению качества образования — государства затягивают пояса, готовясь если не к кризису, то к стагнации. Чтобы получить достойное образование, семье и самому ребенку требуется прикладывать существенные усилия. И чем лучше образование, тем весомее финансовая составляющая усилий как на учебу в частных школах и университетах, так и на многочисленных репетиторов и курсы.
Университетское образование чаще всего платное. Государство лишь контролирует его уровень. Обычно затраты на обучение одного студента или докторанта коррелируют со среднедушевым ВВП. Но все же есть более состоятельные (или ставящие образование во главу угла) страны (в частности, Норвегия, Германия, Австралия), которые дают своим гражданам более высокий уровень образования, например бесплатную учебу в профессиональном училище и (или) университете, отправляя школьников и студентов на учебу и стажировку за рубеж. Доля затрат на высшее образование в общественно-государственных расходах почти во всех странах Евросоюза колеблется между 2 и 3% и составляет в среднем ВВП страны.
Для того чтобы студенты могли выбирать страну учебы, европейские государства подписали Болонскую декларацию (1999 г.), которая гарантирует создание единого европейского пространства высшего образования. К декларации постепенно присоединилось 49 стран, в том числе и не расположенных в Европе. Не вдаваясь в подробности, ее выводы можно обобщить так: студент из любой страны может получить степень бакалавра в одном конце света, магистра — в другом и доктора — в третьем. Требования к стандартам степени будут идентичными (про технические особенности поступления и оплаты учебы в вузе мы сейчас не говорим).
Правда, практически во всем мире особенно одаренные и целеустремленные ученики могут получить образование бесплатно или со значительными скидками за счет стипендий и разных видов помощи, как государственной, так и частной. В странах, где студенты считаются финансово независимыми от родителей (скажем, в Америке), они могут получать гранты и займы для покрытия стоимости обучения и проживания. Там же, где молодые люди (обычно до 23 или 26 лет), продолжающие обучение, рассматриваются как иждивенцы (например, в Израиле), их родители получают пособия или право на налоговые вычеты.
Норвегия: 7,6% ВВП — на образование
Норвегия — один из самых крупных производителей нефти и газа в мире. Население — 4,5 млн человек. ВВП этой небольшой страны составляет 2,9 трлн норвежских крон (500,9 млрд долл.), из которых 7,6% тратится на образование. Высокий процент расходов на образование позволил сделать в стране бесплатными как начальную, так и неполную и среднюю школу, а также бесплатной учебу в государственных университетах.
Образование в Норвегии начинается с шести и продолжается до 16 лет. Школьное образование делится на три этапа: начальная (Barneskole), неполная средняя (Ungdomsskole) и полная средняя школа (Videregående skole). За обучение на двух первых уровнях отвечают местные власти, за третий — региональные. Обучение в полной средней школе (как общей, так и профессиональной) не обязательно, но большинство норвежцев все же предпочитают продолжать образование. В конце последнего года учебы сдают довольно серьезный экзамен, от результатов которого зависит возможность продолжить обучение в вузе, где нет вступительных экзаменов — только конкурс документов.
В начальной школе обучение больше похоже на игру, оценки за успеваемость не ставят. Норвежская образовательная политика основана на принципе всеобщих равных прав для всех независимо от социокультурной принадлежности. Особые условия создаются для учеников, для которых норвежский язык не является родным, а также для детей с особыми потребностями.
Первый норвежский университет — Университет Осло — был основан в 1811 году. Сегодня в нем учится порядка 33 тыс. человек, из которых около 2 тыс. иностранцы. Всего в Норвегии около 70 вузов. Образование во всех государственных вузах бесплатное не только для самих норвежцев, но и для граждан других стран. Норвежским студентам, которые не имеют права работать во время учебы (будущим бакалаврам это запрещено, а у магистров есть ограничения по часам), выдают ссуды на очень льготных условиях, возвращать которые можно после окончания учебы и получения работы по специальности. Норвегия — одна из немногих стран в мире, где можно бесплатно получить степень МВА (Master of Business Administration).
Америка — самый крупный инвестор в образование
Америка (население чуть более 316 млн человек) тратит на образование около 7,5% ВВП, который составляет 15,811 трлн долл. В США проживает 4% детей и молодежи мира, а на сферу образования приходится 28% мирового бюджета. В настоящий момент Америка — самый крупный инвестор в сферу образования. Вопросы образования не упомянуты в Конституции США, и традиционно ими занимаются местные власти.
Государственная система образования в Америке практически отсутствует. Несмотря на то что начальная и средняя школа финансируются за счет бюджета и в младших классах бесплатны даже канцелярские принадлежности, уровень преподавания в них может разительно отличаться. Грубо говоря, у выпускника негритянской государственной школы значительно меньше шансов попасть в университет, чем у того, кто учился в школе в престижном районе. Школы могут быть государственные, частные, религиозные. Дети с особенностями развития или здоровья могут выбрать и домашнюю форму обучения.
Жизнь в Америке построена вокруг школ. Даже стоимость недвижимости может различаться в разы в зависимости от того, насколько престижна школа, расположенная в районе. Уровень школ узнать очень просто — оценки выпускников и процент тех из них, кто поступил после школы в колледжи и университеты, публикуются на специальных сайтах.
В подготовительный класс при школе дети поступают уже в пять лет. С самого раннего возраста их распределяют по группам в зависимости от успеваемости и способностей — те, кто попадает в самую «высшую» группу, с начальных классов готовятся к поступлению в вуз. Начальные школы — общие для всех, а средние делятся на академические, профессиональные и многопрофильные.
В школах распространена система тестов — их проводят каждый год начиная с третьего класса. От их результатов зависит для школы объем финансирования, которое она получит, а для ребенка — возможность претендовать после окончания школы на стипендию от округа или штата для учебы в колледже. Получить стипендию на учебу могут и ребята, достигшие хороших спортивных результатов. Те, кто не получает помощи ни от официальных структур, ни от родителей, берут ссуды на учебу, отдавать которую им придется долгие годы.
В США нет единой для всех учебной программы. Содержание и объем материала, а также учебники выбирают преподаватели. В результате ученики оканчивают школу с довольно разным уровнем знаний.
Приемных экзаменов в вузы нет. Зачисление в колледж осуществляется по результатам специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT, Scholastic Aptitude Test) и среднему баллу оценок по основным предметам. Кроме того, студент пишет эссе, которое задумано как аналитическая автобиография, призванная дать представление о ценностях и идеалах абитуриента.
В США около 4,3 тыс. колледжей и университетов. Различие между ними в том, что обычно университет намного крупнее, в нем учится большее число студентов и состоит он из нескольких колледжей. Например, в Гарвардский университет входят медицинский и инженерный колледжи, бизнес-школы и т. д.
Существуют колледжи с двухгодичным (junior, или community college) и четырехгодичным обучением. В junior college, как правило, учатся студенты, живущие дома, и часть расходов на их учебу берут на себя местные власти. Поэтому обучение в нем для местного населения дешевле.
Китай — перенаселение даже в школах и вузах
Китай (население — 1,35 млрд человек) тратит на образование около 4% ВВП, который составляет 51,93 трлн китайских юаней или 8,23 трлн долл. Закон КНР об обязательном образовании гласит, что каждый ребенок имеет право на начальное и неполное среднее образование независимо от его пола, а также экономической и социокультурной принадлежности его семьи. Впрочем, это не избавляет среднестатистическую семью от дополнительных трат. Результаты социологических исследований показали, что расходы на образование в китайских семьях составляют почти треть семейного бюджета. Связано это с тем, что общий уровень образования в стране довольно невысок из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов. Но в КНР быстро поняли, какой авторитет на международной арене приносят стране победы школьников, и Китай стал одним из лидеров школьно-олимпийского движения.
Вузы и школы в Китае отличаются повышенным уровнем нагрузки, ведь дополнительно к общим дисциплинам учащиеся должны правильно писать и произносить несколько тысяч иероглифов. Учитывая это, департамент образования в Пекине принял постановление, в соответствии с которым занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день с большим перерывом, во время которого ребенок может поесть и отдохнуть.
Начальное образование (Primary education) получают в шестилетних общеобразовательных начальных школах (Primary school), затем трехлетнее общее среднее образование первой ступени (Secondary education). На этом обязательные девять лет в школе заканчиваются. Дальше можно (но не обязательно) учиться в средней школе второй ступени (Senior middle school). По окончании учебы китайские подростки сдают ЕГЭ, что дает им возможность претендовать на места в университете.
В Китае более 100 вузов, которые отличаются по степени престижности. Государственное образование бесплатно, но бюджетных мест не так уж много. Конкурс на них иногда составляет человек на место. Остальные студенты учатся за деньги (меньшие, чем в Западной Европе, Америке или даже в России). За учебу каждый студент ежегодно платит Это довольно серьезная сумма для детей, например, крестьян. Если денег в семье недостаточно, есть возможность взять государственный кредит. Причем если студент выбирает востребованную в стране специальность и после окончания работает, скажем, агрономом, то ссуду возвращать не придется.
Великобритания
Великобритания, в которой проживает 62,7 млн человек, тратит на образование более 6% ВВП, который составляет около 2,4 млрд долл. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от пяти до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатный) и частный (платный), но все школы придерживаются единого образовательного минимума.
Распространенный тип школы в Великобритании — школы-пансионы (Boarding School), в которых ученики не только учатся, но и живут. Считается, что подростки независимо от материальной обеспеченности родителей должны получать образование и воспитание вне семьи. Первые такие школы появились в стране еще в эпоху раннего Средневековья в основном при монастырях. Уже около 1000 лет в пансионах воспитывают элиту английского общества. В Англии распространены как школы, где обучаются совместно юноши и девушки, так и школы с раздельным обучением.
По возрасту учеников школы разделены на несколько ступеней, причем переход на следующую ступень возможен только после сдачи довольно серьезных экзаменов. Отличительные черты британских школ: железная дисциплина, классические методики преподавания, налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в деловом мире и обществе.
Школы делятся на младшие (Junior Schools) — для детей от семи до 13 лет и старшие (Senior Schools) — для подростков от 13 до 18 лет. Все государственные и частные школы готовят детей к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Далее подростки лет могут продолжить обучение в школе для подготовки к поступлению в университет (Sixth Form).
Британские вузы принимают студентов с 18 лет. Все они платные, но для одаренных студентов существует система стипендий и грантов, частично или полностью покрывающих расходы на образование. При поступлении или заявке на грант приветствуются не только учебные, но и спортивные успехи.
Всего в Англии 180 вузов, из которых 102 университета. Большая часть университетов являются государственными, их контролируют специальные государственные агентства, которые следят за уровнем преподавания. Обычно вузы делят на два вида: новые и старые. Считается, чем старше университет, тем качественнее полученное в нем образование. Под категорию «старые университеты» попадают вузы, образованные в Остальные относятся к новым. Как правило, в новые вузы поступить легче, требования к абитуриентам не такие строгие, поступить в новый вуз можно и после 30 лет, а в старые — только до 23.
Программы бакалавриата рассчитаны на Однако есть степени, для получения которых необходим еще и опыт практической работы, что увеличивает срок обучения. Мастер-образование, или магистратура, — это последипломное образование, длящееся В рамках этого обучения можно получить степень магистра гуманитарных дисциплин (МА), точных наук (MSc), делового администрирования (МВА), магистра права (LLM). Для поступления в английскую магистратуру нужно иметь диплом бакалавра и рекомендации от преподавателей. Кроме того, необходимо, чтобы результат международного экзамена по английскому языку был не ниже 6,5 балла. А для ряда специальностей (например, математических, финансовых, МВА) необходимо также пройти подготовку и сдать экзамен GMAT. Преимущество английского образования в том, что студенты учатся меньше, но проходят серьезную практику в ведущих британских компаниях. После такого образования они желанные сотрудники на предприятиях в любой стране.
Источник
Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах
Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них являются следующие:
а) Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку». И это понятно. Развитие человека и общества – единый процесс. Интенсивное совершенствование производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями. Под влиянием этого в большинстве стран мира декларирована общедоступность обучения, во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразовательных и профессиональных школ, увеличивается количество университетов, различных институтов и колледжей, которые дают высшее образование.
В 1957 и 1961 гг. на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ускорения космических исследований и развития образования. По указанию президента д. Буша в 1990 г. была разработана программа «Стратегия в сфере образования для Америки 2000 года», в которой предусматривается, чтобы США были «первыми в мире» по овладению математикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи. Президент США Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: «. Нет ни одной сферы деятельности, значащей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени зависят от уровня образования»[189].
б) Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ являются государственными[190]. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения. Развитие сети государственных учебных заведений характерно для большинства стран мира. В республиках бывшего СССР все учебно-воспитательные заведения были государственными, общедоступными и бесплатными.
в) Продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. долл. в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных университетах она достигает 17-20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое обучение и содержание.
В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы частично платная, причем рост численности школ второй ступени наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка общества. В префектуре Иватэ, например, на тысячу с лишним школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступени. В Токио же их более 60%, в Иокогаме и Осаке – около 40%. Во многих случаях это крупные учебные заведения насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высокой платой за обучение.
Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некоторые условия для определенного неравенства в образовании, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.
г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.
д) Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 12% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% – правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность[191].
Нас не могут не заставлять задуматься такие цифры. По данным за 1988 г., в СССР стоимость оборудования в школе на одного ученика составляла в среднем 60 руб., а в наиболее оборудованных школах – до 300 руб. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 долл. США. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента составляла в среднем 2300 руб., в лучших вузах типа Московского авиационного института – 10 000 руб.
е) Расширение принципа муниципального руководства школой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и не контролирует их деятельность. Не делают этого и правительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют местные общеобразовательные советы штатов, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание молодежи.
ж) Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и естественно-научным предметам. Вторым типом являются экономические реальные гимназии, которые на общеобразовательной основе дают основательное специально-экономическое образование. Наконец, третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков.
В Австрии довольно широко распространены полные и неполные школы профессионального образования, в которых обучается около 48% всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают в этих школах различными практическими профессиями средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства.
Значительное место занимает сектор католических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственного воспитания. Как видим, австрийские учащиеся имеют довольно широкий выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со своими интересами и способностями, а также местными требованиями. Сами же гимназии включают в себя так называемую основную школу-четырехлетку, затем идут ее старшие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.
В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы – до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые различаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной Школы, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней школы, где проходят обучение учащиеся 14-18 лет.
Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых Начальная школа охватывает детей 6-12 лет, неполно-средняя – 12-15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15-18 лет.
Третий тип школы также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6-10 лет, в неполно-средней – 10-14 и в средней – от 14 до 18 лет. I Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10-11-летний срок обучения.
з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX–XII классах в качестве обязательных являются два предмета – английский язык и физическое воспитание. Так, в школе «Ньютон Норе» на выбор учащихся предлагается около 90 предметов по следующим циклам:
— физическое воспитание, кроме общей физической подготовки, – аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.;
— родной язык – факультативные курсы: мифология, научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.;
— иностранные языки – французский, испанский, русский, немецкий, итальянский, латинский, китайский;
— общественные науки – мировая история, Европа с 1450 г. до настоящего времени, Европа XX в., Древняя Греция, закон и общество, проблемы современного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.;
— домоводство – продукты и питание, искусство кулинарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.
Для того чтобы окончить среднюю школу, учащемуся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 – по английскому языку, 5 – по биологии, 5 – по физике, 15 – по общественным наукам, 10 – по математике, 5 – по музыке, изобразительному искусству и т.д.
В других школах этот выбор охватывает до 300 предметов, обязательными же считаются только два – английский язык и математика. Понятно, что в частных школах количество обязательных предметов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.
и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышеназванной школе «Ньютон Норе» учебные занятия в неделю составляют 22 часа (по субботам занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1-2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углублять свои знания.
к) Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии и компьютеризации производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов.
Поскольку требования общества к повышению уровня образования и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться.
Литература для самостоятельной работы
Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. – 1990. – № 8.
Андреев В.И. Система образования в ФРГ. – Минск, 1993.
Вулъфсон Б.Л., Малъкова З.А. Сравнительная педагогика. – М.-Воронеж, 1996.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М., 1997.
Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество образования в США // Сов. педагогика. – 1989. – № 9.
Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке // Педагогика. – 1992. – № 3-4.
Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. – 1989. – № 6.
Коган О. А. Школа ФРГ и требования ее реформы // Сов. педагогика. – 1959. – № 10.
Малъкова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., – 1983.
Миртов В.Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Сов. педагогика. – 1990. – № 2.
Судзуки С. Реформа образования в Японии // Педагогика. – 1992. – № 3-4.
Федеральный закон «Об образовании». – М., 1996.
Источник