- Нейтральные государства Европы: какова их роль в системе международных отношений?
- Исторический экскурс
- Дистанцирование от альянса
- Фактор НАТО
- Актив для России?
- Нейтральная страна — Neutral country
- СОДЕРЖАНИЕ
- Терминология
- Права и обязанности нейтральной державы
- Признание и кодификация
- Вооруженный нейтралитет
- Лиги вооруженного нейтралитета
- Миротворчество
- Спорные вопросы
- Европейский Союз
- Молдова
- Нейтралитет во время Второй мировой войны
- Список нейтральных стран
Нейтральные государства Европы: какова их роль в системе международных отношений?
В контексте торжеств по поводу 75-летия разгрома фашизма не теряет актуальности вопрос о роли и месте нейтральных государств Европы в системе международных отношений.
Исторический экскурс
В мировой политике под нейтралитетом понимают неучастие государства в войне в военное время и отказ от участия в военных блоках в мирное время. Исторически нейтральные государства не предоставляют собственные вооруженные силы воюющим странам, а свою территорию — для использования другим (для базирования и транзита вооруженных сил, перелета военных самолетов), отказываются от дискриминации какой-либо стороны в вопросах поставки оружия и товаров военного назначения.
В Европе XXI века в условиях постоянного расширения Организации Североатлантического договора (НАТО) число нейтральных государств все время сокращается, но они по-прежнему существуют, что делает современные международные отношения более комплексными. Следует сказать, что нейтралитет — исторически измеряемое понятие. В свое время его придерживались ныне ведущие державы. К примеру, инициированный Россией в конце XVIII века «вооруженный нейтралитет» объективно помог рождению нового государства — Соединенных Штатов. А США в 1792 году, когда разразилась война революционной Франции с европейскими монархиями, объявили о своем нейтралитете. В истории международных отношений бывали случаи, когда нейтральными объявляли водные пространства. Так, после поражения России в Крымской (Восточной) войне режиму «нейтрализации» подверглось Черное море.
В сегодняшней Европе нейтральные государства расположены в разных географических районах — на севере, западе, в центре континента, на Балканах и в Средиземноморье. Классический нейтралитет представлен государствами, многие поколения жителей которых не знали войны. В данном случае речь идет, в частности, о Швейцарии (о международных гарантиях ее нейтралитета было объявлено еще во время Венского конгресса 1815 года!) и Швеции. Результаты Второй мировой войны привели в 1955 году к тому, что четыре державы-победительницы подписали с Австрией государственный договор, закрепивший и гарантировавший ее нейтралитет. Также после войны наш сосед Финляндия заявила о своем нейтралитете, что было подтверждено в советско-финском договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Ирландская Республика, покидая Соединенное Королевство, предупредила другие страны о том, что новое государство будет проводить миролюбивую и нейтральную политику. В 1981 году правительство Мальты утвердило декларацию, в которой утверждалось, что «страна является нейтральным государством и отказывается от участия в военных блоках». Аналогичное решение приняло и еще одно средиземноморское государство — Кипр. Уже в наше время, в 2007 году, скупщина Сербии объявила вооруженный нейтралитет.
Дистанцирование от альянса
Конечно, когда мы рассуждаем о нейтралитете отдельных европейских стран, нужно понимать, что во многих случаях он носит все-таки относительный характер. Тот факт, что почти все ныне нейтральные государства являются членами ЕС, предполагает, в частности, их вовлеченность в европейскую политику безопасности и обороны. Пожалуй, только Швейцария может претендовать на стопроцентный нейтральный статус.
Но все-таки в современных геополитических условиях для стран Старого Света приверженность нейтралитету означает прежде всего дистанцирование от НАТО. И сейчас есть страны, где между ведущими политическими силами существует национальный консенсус по модальностям сохранения традиционной нейтральной политики. К такого рода государствам кроме Швейцарии относятся Ирландия и Кипр. В других же странах в политических кругах ведутся серьезные дискуссии на тему сохранения нейтралитета или его ревизии.
Как правило, в данном отношении существенным фактором является идеологическая ориентация тех или иных партий. К примеру, левые, левоцентристские партии и ориентированные на них социальные организации, в частности профсоюзы, привержены сохранению нейтрального статуса своих стран. Социал-демократия Финляндии, Швеции и Австрии, как и в эпоху холодной войны, исходит из того, что национальным интересам этих государств невыгодно вступление в какой-либо военно-политический блок. Как считает лидер левосоциалистической партии «Шинн Фейн» (после недавних выборов ставшей самой популярной партией в Ирландии) Мэри Лу Макдональд, «было бы глупо сегодня даже размышлять о возможном присоединении Ирландии к НАТО». «Зеленые» партии нейтральных стран, настаивая на более глубоком внешнеполитическом сотрудничестве внутри ЕС, тоже возражают против «североатлантической» опции.
Наоборот, правоцентристы и либералы в нейтральных североевропейских странах, Австрии и на Мальте полагают, что нужен широкий национальный диалог по поводу взаимоотношений этих государств с НАТО. Поскольку многие политики из такого лагеря (прежде всего страны Северной Европы) находятся на достаточно четких антироссийских позициях и не скрывают, что опасаются «угрозы из Москвы», эта пронатовская ориентация правых сил нейтральных стран вполне логична. С другой стороны, именно силы правого центра в нейтральных странах (в отличие от левого фланга) выступают за рост военных расходов и укрепление военно-политических отношений с США. Если в годы холодной войны первенство в пронатовских настроениях в нейтральных странах Европы принадлежало крайне правым партиям, то сегодня эти политические силы стали занимать более взвешенную позицию. Они не против расширения военно-политического измерения в отношении западноевропейских стран, но при этом теперь вполне лояльно относятся к нейтральному статусу своей страны.
Фактор НАТО
Опыт последних лет показывает, что натовский пакт настроен не только на расширение альянса на восток за счет бывших социалистических государств. Одной из задач программы «Партнерство во имя мира», запущенной еще в 1994 году, было и сближение НАТО с традиционными нейтральными странами Старого Света. Почти все они стали участниками этой программы, а затем вступили в Совет евроатлантического партнерства. Не забудем и о том, что, участвуя в ЕС, нейтральные государства разделяют и курс Евросоюза на стратегическое партнерство с НАТО.
Наиболее успешным сегодня представляется демарш альянса на северном направлении. Финляндия и Швеция присоединились к силам быстрого реагирования НАТО, продолжают работу над стандартизацией национальных вооружений с натовскими образцами. На территории двух североевропейских государств время от времени проводятся военные учения с участием военнослужащих альянса. Посол Швеции в НАТО в своих статьях рассуждает о том, что «неприсоединение к военным союзам не означает нейтралитет», хотя такая точка зрения не принимается единодушно в шведской политической элите. Но, так или иначе, в 2016 году был принят правительственный меморандум, направленный на оказание эффективной поддержки военным мероприятиям НАТО на территории королевства. Очевидно, что такой вот «нейтралитет XXI века» в исполнении Финляндии и Швеции весьма трудно назвать дружественным по отношению к России.
Еще одно стратегически важное для Брюсселя направление — Балканы. Большая часть экс-югославских республик уже интегрирована в НАТО. Единственная республика бывшей Югославии, которая до конца отстаивает свой нейтралитет, — это Сербия, находящаяся в окружении государств — членов НАТО. Несмотря на то что США и западноевропейские страны продолжают оказывать давление на Белград, склоняют его к политическим уступкам (хотя бы в том, чтобы натовским военнослужащим на территории Сербии был дарован иммунитет), министр обороны Александр Вулин утверждает: в краткосрочной перспективе вступление Сербии в НАТО исключено. Все-таки натовские бомбардировки 1999 года еще в памяти сербов.
Активен Североатлантический альянс и в отношении других нейтральных стран. Однако Ирландия, Австрия, равно как и средиземноморские островные нейтральные страны, совсем не рвутся сегодня в НАТО. Во многом потому, что их руководители трезво оценивают геополитические реалии и критично смотрят на действия Соединенных Штатов на мировой арене. Как отметил, к примеру, канцлер Австрии Себастьян Курц, «США по-прежнему являются сильнейшим военным и экономическим государством в мире, но для нас они стали более непредсказуемым партнером».
Актив для России?
Естественно, в нынешней достаточно конфронтационной обстановке в Европе будущее взаимоотношений России с рассматриваемыми в статье государствами во многом зависит от того, настроены ли они сохранять реальный нейтралитет в перспективе. Не так давно председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев в этой связи заявил: «Я бы подумал над тем, чтобы нам официально провозгласить в нашей военной доктрине, что страны, которые придерживаются нейтралитета, не входят в военное планирование России».
Мысль вполне здравая, если иметь в виду, что в последние годы отношения по линии РФ — ЕС заметно осложнились, а все страны — члены Евросоюза, включая «нейтралов», присоединились к санкциям по отношению к России, что нанесло ущерб как политическим, так и экономическим аспектам наших взаимоотношений. Более того, на фоне украинского кризиса разговоры о «российской угрозе» стали весьма актуальными в общественном мнении североевропейских стран.
Отрадно, конечно, что в 2018 году внешнеторговый оборот России с большинством нейтральных стран вырос (с Финляндией он достиг почти 15 млрд евро, с Австрией увеличился более чем на 40%). Но внешнеполитические разногласия между РФ и Евросоюзом просто не могут не сказаться на развитии взаимоотношений и с нейтральными государствами. Да, лидеры тех же североевропейских стран предпочитают не обострять ситуацию. Так, президент Финляндии Саули Нийнисте повторяет, что вопрос о вступлении в НАТО для его страны не является сегодня актуальным. Как говорит глава Суоми, «у нас настолько хорошие отношения с Россией, насколько это возможно. учитывая ситуацию с Крымом, Украиной, а также санкции». К слову, одним из «протагонистов» политики санкций внутри ЕС является Швеция. После присоединения Крыма к РФ Стокгольм принял решение отказаться от регулярных контактов с
Москвой по линии различных министерств, а посол России в Швеции заявил о беспрецедентном уровне русофобии в этой стране.
Среди нейтральных государств современной Европы есть страны (Ирландия и Швейцария), уровень политических и экономических отношений с которыми у России, мягко говоря, невысокий. Впрочем, эти республики совсем не стремятся в Североатлантический альянс.
Наоборот, есть и те государства, которые можно было бы занести в актив. Частные инвестиции российского происхождения очень важны для экономического развития Мальты и особенно Кипра. Увеличивается число россиян, владеющих недвижимостью в этих странах. Кипр в разгар глобального финансово-экономического кризиса получил серьезную помощь из Москвы. Как и с Кипром, существуют сильные культурные и духовные связи между нашей страной и Сербией. Недавняя гуманитарная помощь сербам в преодолении проблем, связанных с пандемией коронавируса, подтверждает дружественный характер наших взаимоотношений. Очевидно, что руководство этих государств понимает все риски, с которыми могут столкнуться названные страны в случае «натовского» выбора.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6689) от 29.05.2020 под заголовком «Нейтралитет ХХI века».
Источник
Нейтральная страна — Neutral country
Нейтральная страна является государством , что является нейтральным по отношению к воюющим сторонам в конкретной войне или держит себя как постоянно нейтральным во всех конфликтах в будущем ( в том числе избегать вступления в военные союзы , такие как НАТО ). Как тип статуса некомбатантов , граждане нейтральных стран пользуются защитой в соответствии с правом войны от военных действий в большей степени, чем другие некомбатанты, такие как гражданские лица противника и военнопленные .
Разные страны по-разному интерпретируют свой нейтралитет: некоторые, например Коста-Рика , демилитаризовались , в то время как Швейцария придерживается «вооруженного нейтралитета», чтобы сдерживать агрессию с помощью значительных вооруженных сил, при этом не допуская иностранного развертывания. Однако не все нейтральные страны избегают любого иностранного развертывания или союзов, поскольку Австрия , Ирландия , Финляндия и Швеция имеют активные миротворческие силы ООН и политический альянс в Европейском союзе . Традиционная политика Швеции — не участвовать в военных союзах с намерением оставаться нейтральным в случае войны. Непосредственно перед Второй мировой войной страны Северной Европы заявили о своем нейтралитете, но в начале Зимней войны Швеция изменила свою позицию на позицию невоюющих .
За последние столетия в толковании нейтрального поведения произошли значительные изменения. Во время холодной войны другая европейская страна, Югославия, требовала военного и идеологического нейтралитета, и его продолжила ее преемница, Сербия.
СОДЕРЖАНИЕ
Терминология
- Нейтральная страна в той или иной войне , является суверенным государством , которое воздерживается от присоединения по обе стороны конфликта и прилипает к принципу закона о нейтралитете по международному праву . Хотя страны исторически часто объявляли себя нейтральными в начале войны, они не обязаны это делать. Права и обязанности нейтральной державы определены в разделах 5 и 13 Гаагской конвенции 1907 года .
- Постоянно нейтральная власть является суверенным государством , которое связано международным договором , или на основании собственного заявления, чтобы быть нейтральным по отношению к воюющим сторонам всех будущих войн. Примером постоянно нейтральной державы является Швейцария. Концепция нейтралитета в войне имеет узкое определение и накладывает определенные ограничения на нейтральную сторону в обмен на международно признанное право оставаться нейтральным.
- Нейтрализм или «нейтралистская политика» — это внешнеполитическая позиция, при которой государство намеревается оставаться нейтральным в будущих войнах. Суверенное государство, которое оставляет за собой право стать воюющим в случае нападения со стороны стороны войны, находится в состоянии вооруженного нейтралитета .
- Невоюющее государство один , что косвенно участвует в войне, политически и / или существенно помочь одной из сторон конфликта и , следовательно , не участвует в военном отношении . Например, он может позволить использовать свою территорию для военных действий. Вопреки нейтралитету, этот термин не определяется международным правом .
Права и обязанности нейтральной державы
Воюющие стороны не могут вторгаться на нейтральную территорию, и сопротивление нейтральной державы любой такой попытке не ставит под угрозу ее нейтралитет.
Нейтральная держава должна интернировать воюющие войска, которые достигают ее территории, но не сбегают от военнопленных . Воюющие армии не могут вербовать нейтральных граждан, но они могут уехать за границу для вербовки. Личный состав и боеприпасы воинственных армий нельзя перевозить через нейтральную территорию, но могут перемещаться раненые. Нейтральная держава может поставлять средства связи воюющим сторонам, но не военную технику, хотя она не должна препятствовать экспорту такой техники.
Военно- морские суда воюющих могут использовать нейтральные порты максимум на 24 часа, хотя нейтральные могут наложить другие ограничения. Исключения составляют ремонтные работы — только минимальный необходимый для возврата в море — или если судно противостоящей воюющей стороны уже находится в порту, и в этом случае у него должна быть 24-часовая фору. Приз судно захвачена воюющим в территориальных водах нейтральных властей должно быть сдано в воюющем к нейтральному, который должен стажеру его экипаж.
Признание и кодификация
Нейтралитет признавался по-разному, и иногда с участием официального гаранта. Например, нейтралитет Австрии гарантирован четырьмя бывшими оккупационными державами, Швейцарией, подписавшей Венский конгресс, и Финляндией — Советским Союзом во время холодной войны . Форма признания варьируется, часто в зависимости от двустороннего договора (Финляндия), многостороннего договора (Австрия) или декларации ООН (Туркменистан). В некоторых случаях эти договоры могут быть навязаны стране (на нейтралитете Австрии настаивал Советский Союз), но в других случаях это активная политика соответствующей страны, направленная на реагирование на геополитическую ситуацию ( Ирландия во время Второй мировой войны ).
Для соответствующей страны политика обычно кодифицируется не только в самом договоре. Австрия и Япония кодифицируют свой нейтралитет в своих конституциях, но делают это с разной степенью детализации. Некоторые детали нейтралитета оставлены на усмотрение правительства, в то время как другие прямо указаны, например, Австрия не может размещать какие-либо иностранные базы, а Япония не может участвовать в зарубежных войнах. Тем не менее, Швеция, не имея формальной кодификации, во время Второй мировой войны была более гибкой, позволяя войскам проходить через свою территорию.
Вооруженный нейтралитет
Вооруженный нейтралитет — это позиция государства или группы государств, которые не имеют союза ни с одной из сторон войны, но заявляют, что будут защищаться от вторжений любой стороны. Это может включать:
- Военная готовность без обязательств, особенно как выраженная политика нейтральной нации в военное время, и готовность противостоять силой вторжению в права любой воюющей державы.
- Вооруженный нейтралитет — это термин, используемый в международной политике для обозначения позиции государства или группы государств, которые не вступают в союз ни с одной из сторон в войне. Условие нейтральной державы во время войны — быть готовой к силовому сопротивлению любой агрессии любой из воюющих сторон.
- Вооруженный нейтралитет заставляет кажущееся нейтральным государство взяться за оружие для защиты, чтобы сохранить свой нейтралитет.
Термин происходит от исторической морской нейтральности Первой Лиги вооруженного нейтралитета из Северных стран и России под руководством Екатерин Великий , который был изобретен в конце 18 -го века , но с тех пор использовались только для обозначения нейтральностей стран. Швеция и Швейцария независимо друг от друга славятся своим вооруженным нейтралитетом, который они поддерживали как на протяжении Первой, так и Второй мировой войн . У швейцарцев и шведов есть долгая история нейтралитета: они не находились в состоянии войны на международном уровне с 1815 и 1814 годов соответственно. Однако они проводят активную внешнюю политику и часто участвуют в процессах миростроительства во всем мире. По словам Эдвина Райшауэра , «чтобы оставаться нейтральным, вы должны быть готовы к высокой милитаризации, как Швейцария или Швеция».
Напротив, другие нейтральные государства могут отказаться от военной мощи (примеры государств, делающих это, включают Коста-Рику и Лихтенштейн ) или уменьшить ее, но, скорее, используют ее для конкретной цели защиты дома и поддержания своего нейтралитета. Но отсутствие вооруженных сил не приводит к нейтралитету, поскольку такие страны, как Исландия, заменили постоянные вооруженные силы на военную гарантию от более сильной державы.
Лиги вооруженного нейтралитета
- Первая лига вооруженного нейтралитета был союз мелких морских держав , организованных в 1780 году Екатерина II России защитить нейтральную перевозку груза в войне американской независимости . Учреждение Первой лиги вооруженного нейтралитета было воспринято американцами как знак российской дружбы и симпатии. Эта лига оказала длительное влияние на российско-американские отношения и отношения этих двух держав и Великобритании. Это также было основой международного морского права , которое действует до сих пор. В области политологии это первый исторический пример вооруженного нейтралитета, однако такие ученые, как доктор Карл Кульсруд, утверждают, что концепция вооруженного нейтралитета была введена еще раньше. За 90 лет до создания Первой лиги вооруженного нейтралитета нейтральные державы объединяли свои силы не менее трех раз. Еще в 1613 году Любек и Голландия объединили свои силы, чтобы продолжить морские исследования, не участвуя в военных действиях на море.
- Вооружённый нейтралитет была предпринята попытка возродить это во время французских революционных войн . Это был союз с Данией-Норвегией , Пруссией , Швецией и Россией . Это произошло в течение 1800 и 1801 годов. Идея этой второй лиги заключалась в защите нейтрального судоходства от британского королевского флота . Однако Британия восприняла это как союз, вступающий на сторону Франции, и напала на Данию, что привело к битве при Копенгагене (1801 г.) и взятию Копенгагена британцами. Альянс был вынужден выйти из лиги.
- Потенциальная Третья лига вооруженного нейтралитета обсуждалась во время Гражданской войны в США , но так и не была реализована.
Миротворчество
Для многих государств, таких как Ирландия и Швеция, нейтралитет не означает отсутствие какого-либо иностранного интервенционизма. Считается, что миротворческие миссии Организации Объединенных Наций переплетаются с ней. Швейцарский электорат отклонил предложение 1994 года присоединиться к миротворческим операциям ООН. Несмотря на это, 23 швейцарских наблюдателя и полицейских были задействованы в проектах ООН по всему миру.
Спорные вопросы
Легитимность того, являются ли некоторые государства такими же нейтральными, как они утверждают, подвергалась сомнению в некоторых кругах, хотя это во многом зависит от интерпретации государством своей формы нейтралитета.
Европейский Союз
Пять членов Европейского Союза до сих пор в той или иной форме называют себя нейтральной страной: Австрия , Ирландия , Финляндия , Мальта и Швеция . С развитием Общей политики безопасности и обороны ЕС , вопрос о том, в какой степени они являются или должны быть нейтральными, обсуждается. Например, бывший премьер — министр Финляндии , Матти Ванханен , 5 июля 2006 года, заявил , что Финляндия уже не нейтрально:
« Г-н Пфлюгер охарактеризовал Финляндию как нейтральную. Я должен его поправить: Финляндия является членом ЕС. Когда-то мы были политически нейтральной страной, во времена« железного занавеса ». Теперь мы являемся членом Союза, часть этого сообщества ценностей, имеющего общую политику и, более того, общую внешнюю политику ».
Однако 5 декабря 2017 года премьер-министр Финляндии Юха Сипиля по-прежнему охарактеризовал страну как «неприсоединившуюся в военном отношении», и она должна оставаться таковой. Ирландия, которая добивалась гарантий своего нейтралитета в договорах ЕС, утверждает, что ее нейтралитет не означает, что Ирландия должна избегать участия в международных делах, таких как операции по поддержанию мира.
С момента вступления в силу Лиссабонского договора , члены ЕС связаны положениями статьи 42.7 TEU, которая обязывает государства оказывать помощь другому члену, ставшему жертвой вооруженной агрессии. Он устанавливает «обязательство оказывать помощь и содействие всеми средствами, находящимися во власти [других государств-членов]», но «не наносит ущерба специфическому характеру политики безопасности и обороны определенных государств-членов» (нейтральная политика), позволяя членам реагировать с невоенной помощью.
С запуском в конце 2017 года Постоянного структурированного сотрудничества (ПЕСКО) в сфере обороны активность ЕС в военных вопросах возросла. Политика была разработана таким образом, чтобы она была всеобъемлющей и позволяла государствам выбирать или отказываться от конкретных форм военного сотрудничества. Это позволило большинству нейтральных государств участвовать, но мнения по-прежнему расходятся. Некоторые члены ирландского парламента посчитали присоединение Ирландии к PESCO отказом от нейтралитета. Он был принят, когда правительство утверждало, что его выборный характер позволил Ирландии «присоединиться к элементам PESCO, которые были полезны, таким как борьба с терроризмом, кибербезопасность и поддержание мира . мы не собираемся покупать авианосцы и истребители. струи ». Мальта, по состоянию на декабрь 2017 года, является единственным нейтральным государством, не участвующим в PESCO. Правительство Мальты заявило, что подождет и посмотрит, как будет развиваться PESCO, чтобы увидеть, не поставит ли это под угрозу нейтралитет Мальты.
Молдова
По словам Иона Марандичи, Молдова выбрала нейтралитет, чтобы избежать российских схем безопасности и российского военного присутствия на своей территории. Даже если страна конституционно нейтральна, некоторые исследователи утверждают, что де-факто эта бывшая советская республика никогда не была нейтральной, потому что части 14-й российской армии находятся в Бендерах , территории, де-факто не контролируемой правительством Молдовы. Тот же автор предлагает, чтобы одним из решений, позволяющих избежать ненужных противоречий и в то же время углубить отношения с НАТО, было бы «гибкое толкование концепции постоянного нейтралитета». Нейтралитет — постоянная тема во внутренней политике Молдовы.
Нейтралитет во время Второй мировой войны
«Нейтралитет — это негативное слово. Оно не выражает того, что Америка должна чувствовать. Мы не пытаемся избежать неприятностей; мы пытаемся сохранить основы, на которых можно восстановить мир». |
— Вудро Вильсон |
Многие страны заявили о нейтралитете во время Второй мировой войны . Однако из наиболее близких к войне европейских государств только Андорра , Ирландия , Португалия , Испания , Швеция , Швейцария (с Лихтенштейном ) и Ватикан ( Святой Престол ) до конца оставались нейтральными.
Их выполнение правил нейтралитета было поставлено под сомнение: Ирландия предоставила союзникам важную секретную информацию ; например, дата дня « Д» была определена на основе поступающей информации о погоде в Атлантике , часть которой была предоставлена Ирландией, но не была получена из Германии. Пилоты стран Оси и союзников, совершившие аварийную посадку в Ирландии, были интернированы.
Швеция и Швейцария, окруженные владениями и союзниками нацистской Германии, также пошли на уступки как нацистским запросам, так и к просьбам союзников. Швеция также участвовала в разведывательных операциях с союзниками, включая станции прослушивания в Швеции и шпионаж в Германии. Испания предложила присоединиться к войне на стороне нацистской Германии в 1940 году, позволила кораблям и подводным лодкам Оси использовать свои порты, импортировала военные материалы для Германии и направила испанскую добровольческую боевую дивизию для помощи нацистским военным усилиям. Португалия официально оставалась нейтральной, но активно поддерживала как союзников, предоставляя зарубежные военно-морские базы, так и Германию, продавая вольфрам .
Первоначально Соединенные Штаты были нейтральными и в соответствии с Законом о нейтралитете 1936 года обязывались не продавать военные материалы воюющим сторонам. Когда разразилась война, президент США Франклин Делано Рузвельт убедил Конгресс заменить этот закон программой Cash and Carry, которая позволила США оказывать военную помощь союзникам, несмотря на сопротивление со стороны не интервенционистов. Программа «Cash and Carry» была заменена в марте 1941 года ленд-лизом , что фактически положило конец претензиям США на нейтралитет.
Швеция также пошла на уступки Германскому Рейху во время войны, чтобы сохранить нейтралитет, самая большая уступка заключалась в том, что 163-я немецкая пехотная дивизия была переброшена из Норвегии в Финляндию шведскими поездами для помощи финнам в войне-продолжении . Это решение вызвало политический « кризис летнего солнцестояния » 1941 года по поводу нейтралитета Швеции .
Точно так же Ватикан сделал различные дипломатические уступки как державам оси, так и союзным державам, продолжая при этом соблюдать нормы закона нейтралитета . Святой Престол подвергался критике — но в значительной степени оправдан позже — за его молчание по моральным вопросам войны.
Список нейтральных стран
Некоторые страны могут иногда заявлять о своей «нейтральности», но не соблюдают международно согласованное определение нейтралитета, как указано выше.
Источник