Конституционный статус судей
Конституционные основы статуса судей включают регулирование:
1) независимости судей. При осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом, и никто не вправе давать им какие-либо указания, а тем более оказывать прямое или косвенное давление. Судья не обязан давать кому-либо официальные разъяснения по существу рассмотренного им или находящегося в его производстве дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуществлении им своих полномочий любых должностных лиц может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость судей.
Принцип независимости судьи в сочетании с требованием его беспристрастности обязывает его при рассмотрении дел быть свободным от каких-либо политических, партийных предпочтений и обязательств;
2) несменяемости судей. Судьи занимают свою должность либо пожизненно, либо до достижения пенсионного возраста, либо до тех пор, пока их поведение безупречно. Как правило, устанавливается, что карьера судьи прекращается по достижении определенного возрастного предела. Ее могут прервать физическое состояние судьи, не позволяющее нормально осуществлять судебную деятельность, а также совершение преступления или серьезного дисциплинарного проступка или грубое нарушение этических и моральных норм. Этот принцип практически означает невозможность смещать, временно отстранять от должности, перемещать или заставлять судей раньше установленного срока уходить в отставку;
3) гарантий беспристрастности судей (запрет состоять в политических партиях);
4) несовместимости занятия должности судьи с другой деятельностью (запрет на выполнение другой деятельности за вознаграждение, недопустимость нахождения на другой должности либо совмещение запретов). Данный принцип запрещает судьям и всем относимым к корпусу магистратов занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях и магистратуре содержат специальные разделы или группы статей, говорящие о такой несовместимости;
5) личной неприкосновенности судей – особый порядок привлечения судей к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности;
6) должного материального обеспечения судей. Важной материальной гарантией независимости судей является высокий уровень получаемого ими служебного вознаграждения;
7) назначаемости судей. В процедуре назначения существенна роль Высших советов магистратуры и других органов судебного самоуправления. Данный принцип в большей мере обеспечивает профессионализм судебной деятельности, чем выборность, так как избиратели в своем выборе не столь строго руководствуются профессиональными критериями, характеризующими кандидата. Сам характер судебной деятельности таков, что оптимальный срок ее не может быть менее 10 лет. Выборные же должности по своей природе (в силу периодичности выборов)предполагают более короткие сроки нахождения на посту.
Источник
dvorkin
Личный блог и сайт обо всем на свете
Конституционный статус судей в зарубежных странах.
Конституции зарубежных стран формулируют основополагающие принципы, которые составляют основу правового статуса судей. К этим принципам относятся следующие:
Назначаемость судей. Этот принцип устанавливают большинство действующих конституций.
Альтернативный способ формирования судов существует в социалистических и ряде других стран, например, во многих субъектах федерации в США. Принцип назначаемости судей, по мнению ряда ученых-государствоведов, в большей мере обеспечивает профессионализм судебной деятельности, чем выборность, поскольку избиратели больше учитывают политический фактор, а не профессиональные критерии кандидата. Закон устанавливает, что судья должен отвечать высоким профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и определенный стаж работы на юридических должностях), иметь жизненный опыт (возраст не менее 25-30 лет), обладать высокими моральными качествами.
Во многих странах назначение судей отнесено конституцией к компетенции главы государства. В Италии судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления, так называемым Верховным советом магистратуры, в Великобритании лордом канцлером.
В высших судах назначение происходит, как правило, при участии разных ветвей власти. В США Президент назначает судей с согласия Сената.
Назначаются судьи пожизненно, либо на определенный срок. Судья, назначаемый впервые, назначается обычно на срок 5 лет, а затем пожизненно. При достижении определенного возраста судьи должны подать в отставку (в Японии – 65 лет, в Великобритании – 72 года).
Важнейший конституционный принцип, определяющий правой статус судей, это независимость судей, означающий, что при осуществлении своих полномочий судьи руководствуются только законом и никто не вправе оказывать какое-либо давление на них.
Судья не обязан давать каких-либо разъяснений по существу рассмотренного им дела. Принцип независимости судьи обязывает его не состоять в политических партиях. Конституции и законы предписывают судье отказаться от активной политической деятельности.
Согласно данного принципа, запрещается издавать законы и другие акты, умаляющие независимость судей.
Важнейшим принципом, гарантирующим независимость судей, является их несменяемость. В соответствии с этим принципом, судью нельзя без его согласия отстранить, уволить, перевести на другую должность, в том числе вышестоящую. Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение. Судейский импичмент осуществляется в сложной процедуре органами судейского самоуправления или при их участии.
Принцип несовместимости, который вытекает из принципа разделения властей. Он заключается в установлении конституциями и законами запрета судьям занимать одновременно иные государственные и общественные должности.
Судебный иммунитет. Данный принцип статуса судей означает, что судья обладает личной неприкосновенностью, он не может подвергнуться допросу, задержанию, обыску, аресту, привлечению к следствию и суду, кроме как в особом порядке, предусмотренном законом. Судья не может быть привлечен к ответственности за свои решения по конкретным делам, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Источник
Конституционный статус судей в зарубежных странах
Основу конституционного статуса судей составляет ряд основополагающих принципов: назначаемость, несменяемость, независимость судей, судейская несовместимость.
Несменяемость — важнейший фактор, обеспечивающий независимость судьи.
Характерно, что Конституция Франции 1958 г., раздел которой о судебной власти более
лаконичен, чем соответствующие разделы конституций других стран, не сказав
практически ничего об основах правосудия, тем не менее отметила этот принцип краткой
формулой: «Судьи несменяемы». Это означает, что назначенного на должность судью нельзя без его согласия не только уволить или отстранить (кроме как по особым основаниям, оговоренным законом),
но и перевести на другую должность — ни на более низкую, ни на более высокую. Этот принцип практически означает невозможность смещать, временно отстранять от должности, перемещать или заставлять судей раньше установленного срока уходить в отставку. Особенно четко и последовательно принцип несменяемости закреплен в Основном Законе ФРГ, ст. 97 которого устанавливает, что судьи «могут быть против их желания до истечения срока полномочий уволены, временно или окончательно
отстранены от должности, или переведены на другое место, или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основаниям и в форме, которые предусмотрены законом». Единственное исключение из названного правила — изменение судебной организации или судебных округов: в этих случаях судьи могут быть переведены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания. В отличие от ФРГ, где вопросы несменяемости решаются судом (кроме приведенного исключения), в тех странах, где действуют высшие советы судебной власти,
эти вопросы отнесены к их компетенции. Независимость — пожалуй, самый фундаментальный из всех конституционных принципов, определяющих правовой статус судей и тесно взаимосвязанных друг с другом. В той или иной форме (по большей части прямо) он провозглашен почти всеми
конституциями. Наиболее известна формула: «Судьи независимы и подчиняются только
закону». Независимость судей означает, что при осуществлении своих полномочий они
руководствуются только законом и никто не вправе давать им какие-либо советы и
указания, а тем более оказывать прямое давление. Судья не обязан давать кому-либо
официальные разъяснения по существу рассмотренного им или находящегося в его
производстве дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуществлении им своих
полномочий любых должностных лиц может повлечь за собой ответственность этих лиц
вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость
судей. Немаловажной гарантией независимости судей является высокий уровень
получаемого ими служебного вознаграждения. Разумеется, сами конституции размеры
этого вознаграждения не устанавливают, но симптоматично то, что о самом факте
вознаграждения они говорят, подчеркивая тем самым важность данного обстоятельства:
«Доходы судей должны соответствовать выполняемым им функциям» (Конституция
Греции, ст. 88 (3)). Согласно Конституции США судьи в установленные сроки получают
за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они находятся в
должности (ст. III). Известно, что судейские должности в тех же США и других странах с
развитой демократией — одни из наиболее высокооплачиваемых. Принцип независимости судьи в сочетании с требованием беспристрастности обязывает его при рассмотрении дел быть свободным от каких-либо политических, партийных предпочтений и обязательств. Отсюда запрет судьям состоять в политических партиях: «. находящиеся на службе судьи и магистраты, а также прокуроры не могут
занимать другие публичные должности или состоять в политических партиях или
профсоюзах» (Конституция Испании, ст. 127). Повсеместно в той или иной форме, если не
в конституции, то в законах о магистратуре судье предписывается отказаться от активного
политического и партийного участия. Закон о судьях ФРГ 1961 г. требует от судьи такого
поведения во время исполнения служебных обязанностей и вне службы, включая
политическую деятельность, чтобы не подрывалась уверенность в его независимости. В
отношении судей действует правило неизбираемости: они не могут быть кандидатами на
выборные должности, оставаясь на судейских должностях. Принцип независимости распространяется не только на фигуру самого судьи, но в определенной степени и на судебные органы как таковые.
Судья обладает личной неприкосновенностью: он не может быть подвергнут обыску, допросу, задержан и арестован, привлечен к следствию и суду, кроме как в порядке особой процедуры, предусмотренной законом, которая, как правило, достаточно сложна. Принцип неприкосновенности распространяется на уголовную и административную ответственность судей. Что касается дисциплинарной ответственности судей, то вопрос о ней решается органами самой судебной власти, главным образом высшими советами
судебной власти. Однако судья не может быть привлечен к дисциплинарной (и тем более уголовной и административной) ответственности за свои решения по конкретным делам, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он не отвечает также за материальный ущерб, возникший вследствие его неправильных действий или упущений при осуществлении судебных функций: «Ущерб, причиненный
судебной ошибкой, а также тот, который является следствием неправильных действий при
отправлении правосудия, дает право на возмещение убытков за счет государства согласно
закону» (Конституция Испании, ст. 121). Правовой статус судьи характеризуется также принципом несовместимости, т.е. запретом судьям занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях содержат специальные разделы или группы статей, говорящие о несовместимости.
Конституция Португалии (ст. 222) устанавливает, что судьи, находясь при исполнении своих служебных обязанностей, не могут одновременно выполнять за вознаграждение какие-либо другие функции в государственных или частных организациях, а также назначаться без разрешения Высшего совета магистратуры в какие-либо комиссии, не имеющие отношения к судебной деятельности. Конституция Греции (т. 89) предусмотрела двойной запрет: запрещается предоставлять судьям всякую иную
оплачиваемую должность, а самим судьям — заниматься иной деятельностью (кроме
преподавания в высших учебных заведениях).
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .
Источник
Конституционный статус судей в зарубежных странах
К числу основополагающих принципов, которые составляют
Основу правового статуса судей, относятся: назначаемость, несменяемость и независимость судей, судейская несовместимость.
В конституциях и законодательных нормах о правовом статусе судей чаще всего не указывается, на какой срок производится назначение. В сочетании с принципом несменяемости такая формула понимается как бессрочное или пожизненное назначение. Однако «пожизненность» не следует понимать буквально. Как правило, устанавливается, что карьера судьи прекращается по достижении определенного возрастного предела. Ее может прервать физическое состояние судьи, не позволяющее нормально осуществлять судебную деятельность, а также совершение преступления или серьезного дисциплинарного проступка или грубое нарушение этических и моральных норм.
В соответствии с принципом несменяемости, подтвержденным всеми действующими конституциями, лицо, назначенное на судебную должность, нельзя без его согласия не только отстранить или уволить, но и перевести на другую должность, ни на более низкую, ни на более высокую. Этот принцип практически означает невозможность смещать, временно отстранять от должности, перемещать или заставлять судей раньше установленного срока уходить в отставку.
Независимость, пожалуй, самый широкий из всех конституционных принципов, определяющих правовой статус судей и тесно взаимосвязанных друг с другом. В той или иной форме — по большей части прямо — он провозглашен почти всеми конституциями. В сущности, и пожизненное назначение, и несменяемость подчинены задаче обеспечения независимости суда и высокого профессионального уровня судей.
Независимость судей означает, что при осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом и никто не вправе давать им какие-либо указания, а тем более оказывать прямое или косвенное давление. Судья не обязан давать кому-либо официальные разъяснения по существу рассмотренного им или находящегося в его производстве дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуществлении им своих полномочий любых должностных лиц может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость судей.
Еще одним конституционным принципом, характеризующим правовой статус судьи, является принцип несовместимости. Это запрет судьям, а точнее, всем относимым к корпусу магистратов занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях и магистратуре содержат специальные разделы или группы статей, говорящие о несовместимости.
Судебный иммунитет означает, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной и тем более уголовной ответственности за свои решения по конкретным делам, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Источник