Нис страны тенденции развития

Новые индустриальные страны (НИС): стратегии роста и их реализация, проблемы, перспективы

Развитие в современных условиях наиболее передового отряда PC — НИС, часть «первой волны» которых с апреля 1997-го г. была занесена международными экспертами в число стран с развитой экономикой (речь идет о Южной Корее, Сингапуре, Тайване и Гонконге), происходит под воздействием следующих важнейших факторов:

· продолжающихся глубоких внутриполитических преобразований;

· углубляющейся структурной перестройки экономики и приближения ее стандартов и параметров к требованиям, определяемым современной ИР;

· обострения внешнеэкономических противоречий на основе растущей конкуренции с основными внешними партнерами и ужесточения ее условий.

Процессы демократизации, начавшиеся здесь в конце 1980-х — начале 1990-х гг., привели к сужению влияния бюрократии на экономические процессы и к ограничению сферы деятельности госсектора пределами экономической целесообразности, а также — к формированию благоприятной среды для развития науки, включая фундаментальные исследования, и высокотехнологичных производств. Одновременно стали нарастать и социальные конфликты (особенно в Южной Корее). А обострение на мировом рынке конкурентной борьбы привело к усложнению внешнеэкономического положения, в том числе в сфере продукции традиционного сектора экономики, создаваемой в трудоемких отраслях, развитие которых все еще занимает важное место в социально-экономической структуре НИС. Таким образом, с начала 1990-х гг. на первый план для них вышла проблема адаптации к быстро меняющейся внутренней и внешней обстановке, включая углубление структурной перестройки национальных хозяйств в пользу современных передовых и высокотехнологичных отраслей, которые на перспективу и будут определять темпы и характер их экономического роста.

Несмотря на существующие в них проблемы, НИС представляют собой группу стран, которые, как говорится, «успели впрыгнуть в быстро идущий поезд» мирового прогресса и показать возможности (и границы) реализации стратегии экономического прорыва (скачка) в лидирующую группу сегодняшних стран с быстрым типом экономики. При всех расхождениях и национальных особенностях, речь идет о том, что за основу был взят японский подход к ускорению экономического роста (см. I.II.4) и его наиболее общая цель максимизации темпов экономического роста в исторически кратчайшие сроки. Для стратегий роста НИС характерны следующие основные факторы:

Читайте также:  Страной стран древнего мира называли рим

· внешнеэкономическая составляющая ускорения роста в форме инвестиций иностранного капитала по линии ТНК и ТНБ;

· максимальная открытость национального хозяйства (включая технологическую и информационную);

· авторитарная политическая власть, реализующая принцип, гласящий, что до политической демократии сначала следует дорасти, а сделать это можно только экономически — путем экономического развития по законам рынка, которое и порождает силы, способные противостоять государственному произволу и авторитарному политическому режиму.

Важнейшими слагаемыми стратегии экономического рывка НИС специалисты называют:

· приоритет стратегии экспортной ориентации и открытая внешняя торговля;

· благоприятный инвестиционный климат при эффективной финансовой системе и низких налогах;

· стимулирование экономической свободы граждан, всемерное поощрение предпринимательства;

· малый аппарат управления, затраты на содержание которого ниже мировых стандартов;

· поддержание низкого уровня безработицы, близкого к показателям «полной занятости» (2% от экономически активного населения), при гибкой политике государства по регулированию зарплаты, рабочего времени и трудового законодательства в целом.

Все вместе эти слагаемые стратегии роста привели к быстрому увеличению числа рабочих мест, бурному развитию экономики и в результате — к так называемому «экономическому чуду».

Среди всех других видов реализации этой стратегии на национальном уровне следует выделить опыт Республики Кореи, история успехов которой весьма показательна и содержит многие общие закономерности продвижения в исторически кратчайшие сроки к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Эта история успехов напрямую связана с достижением высоких темпов экономического роста (ВНП рос в среднем в год на 8,6% в период 1962-90 гг.). За это время страна из традиционно сельскохозяйственной стала индустриальной, а с 1997 г. международные эксперты зачислили ее в группу стран с быстрой экономикой. Основными факторами стремительного экономического роста выступали:

· ориентированная на внешний мир стратегия максимальной хозяйственной открытости;

· благоприятный международный экономический климат 1960-х — первой половины 1970-х гг. с точки зрения доступности внешних ресурсов, включая финансовые;

· сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств;

· этническая и культурная однородность и конфуцианская традиция, придающая особую ценность таким национальным качествам характера, как трудолюбие, образованность, самосовершенствование, жизненный успех на основе преданности своей нации.

В результате действительно произошло ускорение экономического роста, стремительное увеличение экспорта и развитие рыночной системы в целом.

Воплощение на практике стратегии экономического скачка в южно-корейском варианте имело свою специфику, отразить которую можно через следующие восемь основных особенностей.

1) Особая роль правительства, которое с 1960-х гг. начало концентрировать свои усилия на формировании условий процветания частного предпринимательства, включая финансовую поддержку, а также создание экономической и социальной инфраструктуры. На всех этапах роста правительство придерживалось гибкой хозяйственной политики, направленной на стабилизацию цен и социальную защиту от свободных рыночных сил при либерализации подхода к частному предпринимательству. На сегодняшнем этапе у правительства направляющая функция, а частный бизнес живет по законам ужесточающейся конкуренции.

2) Экономическое планирование и программирование хозяйственного развития осуществлялось на основе пятилетних планов-прогнозов.

3) Финансовое регулирование хозяйства выступало как решающий фактор при распределении ресурсов между конкурентами для решения основной задачи — максимально аккумулировать поступления в бюджет, чтобы ускорить экономический рост и избежать финансовых дефицитов. Поступления от налогов росли и в первой половине 1990-х гг., составляли не менее 20% ВНП, что, однако, по мнению южнокорейских специалистов, недостаточно для финансирования растущих социальных расходов.

Важно отметить, что принцип сбалансированности государственного бюджета закреплен в Республике Корее законом.

4) Денежно-кредитное регулирование проводится через банковскую систему, в основе своей подобную банковским системам других стран с развитой экономикой. Центральный банк выступает в ней как банк банков, предоставляя кредиты правительству, храня золотовалютные запасы государства, выдавая ссуды другим банкам и финансовым учреждениям и регулируя таким образом общие объемы кредитов и денежного обращения. Центральный банк регулирует также инвалютные резервы через операции с другими банками и определяет государственную политику в области валютного курса. Таким образом, банковская система выступает как гарант рационального распределения ресурсов в условиях конкуренции на них. Масштабы государственного контроля за банковской системой расширяются при осуществлении крупномасштабного инвестирования (например, отраслей тяжелой промышленности во второй половине 1970-х гг.), но в целом здесь придерживаются принципа минимального уровня государственного вмешательства.

5) Что касается инфляции, то в периоды кризисов (например, нефтяного шока) правительство вводило ограничения цен, чтобы снизить темпы их роста, хотя и с кратковременным эффектом. Опыт Республики Кореи подтвердил, что для обуздания инфляции правительству нужно восстановить макробаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, ограничивая денежную эмиссию, и только после этого в случае успеха в упорядочении денежного обращения можно проводить либерализацию цен. По южнокорейским стандартам, инфляция не должна выходить за рамки 10% годовых.

6) Торговая политика, в основе которой лежал феноменальный рост экспорта (30% ежегодного прироста в период 1960-1990 гг.), была еще одним важнейшим элементом стратегии скачка. До 1986 г. импорт опережал экспорт, а после поддерживалось активное сальдо внешнеторгового баланса, что дало возможность снизить внешний долг в 1,6 раза. Таким образом, основой торговой политики была максимизация экспортных возможностей при минимизации импорта посредством применения протекционистских мер в целях сокращения внешнего долга. С 1986 г. на основе либерализации внутреннего рынка произошла переориентация политики: были сняты внешнеторговые барьеры, снижены тарифные ставки, либерализованы условия для прямых иностранных инвестиций при открытии для иностранных предпринимателей множества новых отраслей.

7) Иностранный капитал всегда рассматривался как неотъемлемое условие обеспечения экспортных рынков, получения новых технологий, развития управленческих навыков корейских предпринимателей и персонала их компаний. Для реализации этого подхода постоянно проводилась рационализация законодательства по всему спектру: от налоговых льгот до предоставления иностранным компаниям помещений для работы; кроме того, всемерно поощрялось создание свободных экономических зон.

8) Авторитаризм государственной власти был также среди главных приоритетов до 1988 г., когда впервые были проведены прямые выборы президента и членов Национальной Ассамблеи. По мнению южнокорейских специалистов, степень авторитаризма определяется, в первую очередь, историческими традициями страны и ее политической культурой. В Республике Корее авторитаризм пронизал собой всю политическую сферу при значительной степени свободы в других областях и особенно — в экономике. Важнейшим условием развития демократии и ее неотъемлемой предпосылкой здесь признают достижение определенного уровня благосостояния большинством населения. Другой экономической предпосылкой демократизации выступает функционирование развитой рыночной системы.

Чтобы заложить экономические основы плюрализма, демократии и гражданского общества, Республике Корее понадобилось около тридцати лет.

Опыт развития южнокорейской экономики подтверждает необходимость хорошо известных в экономической истории предпосылок хозяйственного роста и прогресса:

· он может быть обеспечен, если народу предоставляется возможность усердно трудиться и адекватно зарабатывать, делать сбережения и инвестиции;

· он будет также обеспечен, если правительство устойчиво и способно на деле обеспечить развитие социальной инфраструктуры, поощряет внешнюю и внутреннюю торговлю, эффективно регулирует экономику;

· и наконец, если должным образом привлекается и используется иностранный капитал, технология и мировой рынок в целом.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1) Объясните сущность процесса оптимизации общественного устройства. Приведите примеры.

2) Приведите ваши рассуждения на тему о том, какое именно общественное устройство было бы оптимальным для сегодняшней России, исходя из основных характеристик известных вам моделей роста.

3) Как современное государство участвует в процессе оптимизации социальных отношений? Приведите примеры.

4) В чем, на ваш взгляд, заключается сущность американской модели общественного устройства?

5) Охарактеризуйте главные особенности современной американской модели роста.

6) Охарактеризуйте исторические тенденции формирования американской модели.

7) Проанализируйте плюсы и минусы американской модели.

8) Объясните, почему, на ваш взгляд, именно американские стандарты и американская модель в целом определяют в массовом сознании общественные идеалы?

9) Охарактеризуйте роль антимонопольного законодательства в США с точки зрения его основных функций в процессе развития «экономики участия».

10) Каковы отличительные особенности и сущность модели «шведского социализма»?

11) Охарактеризуйте доктрину функционального социализма.

12) Что такое фонды трудящихся и какова их роль в развитии шведской модели?

13) Каковы основные причины, приведшие к кризису модели «шведского социализма»? Что вы думаете о путях его преодоления?

14) Охарактеризуйте основы государственной политики партии крупного бизнеса в Швеции. Каковы ее перспективы?

15) Сопоставьте две модели — американскую и шведскую, выделив черты сходства и различия.

16) Каким вам представляется будущее шведской модели? Обоснуйте свой ответ.

17) Сопоставьте шведскую и японскую модели — какая из них и почему, на ваш взгляд, может считаться оптимальной?

18) Определите сущность японского подхода к ускорению социально-экономического развития страны.

19) В чем вы видите уникальность японской стратегии роста?

20) Сопоставьте достоинства и недостатки (по вашему представлению) японской и американской моделей. Какая из них и почему представляется вам более эффективной?

21) Охарактеризуйте особенности положения стран «третьего мира» в системе МРТ.

22) Объясните особенности вывоза капитала в страны «третьего мира».

23) Проанализируйте фундаментальное противоречие, связанное с положением PС в современном всемирном хозяйстве.

24) Охарактеризуйте основные изменения в положении PС в качестве источников сырья и рынков сбыта в мировом хозяйстве.

25) Охарактеризуйте модели индустриализации в PС и их эволюцию.

26) Объясните общие направления в стратегиях НИС и их особенности.

27) Дайте общую характеристику стратегии Республики Кореи как одной из НИС «первой волны». О чем говорит ее опыт?

28) Сопоставьте модели НИС и японскую стратегию. О чем это вам говорит?

29) В чем вы видите сильные и слабые стороны моделей роста НИС? Чему учит их опыт?

Источник

Тема 15. Экономика новых индустриальных стран.

Предпосылки и закономерности выделения группы новых индустриальных стран в мировой экономике. Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в экономике.

Внешнеэкономическая политика стран НИС.

Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако, большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу.

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий — «новых индустриальных стран» (НИС), или «новых индустриальных экономик» (НИЭ). К этим странам принято относить, прежде всего, Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур — четыре «азиатских тигра», а также Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины, Мексику, Бразилию, Аргентину.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.

Еще более высокими темпами развивается экспорт этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых государств.

В 80-х годах влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление мировой торговли ощутимо возросло. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС и на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству.

Основной прирост мирового экспорта обеспечивается за счет динамического увеличения вывоза товаров из НИС, особенно азиатского региона.

Ведущей отраслью хозяйственного развития НИС стала обрабатывающая промышленность. Для НИС характерны в целом более высокие темпы роста производительности труда в этой отрасли. По сравнению с другими освободившимися странами в отдельных НИС темпы роста производительности труда находятся на уровне развитых капиталистических стран или даже превышают его. В НИС начался процесс структурной перестройки экономики, направленный на увеличение доли наукоемкой продукции в промышленном производстве.

Опережающими темпами развиваются внешнеэкономические связи, что привело к росту значения НИС в мировом хозяйстве. О глубокой включенности в международное разделение труда свидетельствуют достаточно высокая экспортная и импортная квота, особенно у азиатских НИС, и доля в мировой торговле. По суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические государства (кроме ФРГ и США). На НИС приходится почти 1/2 всего вывоза из развивающихся государств.

Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары массового потребительского назначения, прежде всего продукция обрабатывающей промышленности. По реализации на мировом рынке таких товаров, как обувь, одежда, текстиль, отдельные виды электронных и электротехнических изделий, НИС обогнали многие развитые капиталистические страны. Главным рынком сбыта готовых изделий для НИС стали индустриально развитые государства.

Продукцию обрабатывающей промышленности НИС на внешнем рынке отличает высокая конкурентоспособность. Этого удалось достичь благодаря эффективному использованию передовой техники и технологии, достижений НТР, современным методам организации производства, что привело к значительному повышению производительности и интенсивности труда. Наиболее развитые из этих стран на отдельных товарных рынках на равных конкурируют с ведущими империалистическими державами, все чаще побеждая в этой борьбе. По синтетическому показателю конкурентоспособности экономического развития НИС занимают ведущие места среди освободившихся стран. Такие успехи НИС, прежде всего, связана с низкими издержками производства, дающими возможность использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Высокое качество экспортной продукции, постоянное обновление ее ассортимента, применение достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал.

Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран.

Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом, образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.

Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономическогоразвития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика.

Появление стран с таким типом экономики — это закономерный результат бурно промышленного развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый — развитие импортозамещающих отраслей, второй — создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий — развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития. В отличие от большинства развивающихся государств, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас по уровню и характеру экономического развития некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели с развивающимися странами.

Динамика экономического роста и изменения в структуре экономики стран НИС.

Экономика стран НИС характеризуется следующими направлениями: неуклонный рост промышленного производства, особенно обрабатывающих и других отраслей промышленности, ориентированных на наукоемкую экспортную продукцию, имеющую достаточный спрос на внешних рынках, открытость экономик, довольно продуктивные аграрные реформы, хорошая осведомленность о конъюнктуре мировых рынков и о потребностях своих деловых партнеров, меры по импортозамещению, неуклонное развитие национального образования, ориентированного на подготовку местных кадров и целый ряд других факторов

Показатели развития Новых Индустриальных Стран:

Q
Индоне зия Синга пур Тайланд Филип пины Южная Корея
Прирост ВВП, %
1996 г., фактически 8.0 6.9 5.6 5.8 7.1
1997 г., оценка 4.6 7.8 -0.4 5.2 5.5
Золотовалютные резервы, млрд.долл. 19.0 62.2 26.6 8.45 46.91
Иностранный долг, млрд. долл. 138.0 3.04 70.3 45.5
По душевой доход по ППС. долл.
Экспорт, млрд. долл. 53.4 119.0 53.3 29.5 132.0

Основными тенденциями структурных преобразований в Новых Индустриальных Странах являются: сокращение доли сельского хозяйства в ВВП и его одновременная модернизация, диверсификация обрабатывающей промышленности, появление новых отраслей, повышение науко- и капиталоемкости производства.

Сдвиги между отдельными секторами экономики происходят параллельно с изменениями внутри секторов в сторону более сложных технологий, требующих высокой квалификации рабочей силы. Так, Тайвань в немалой степени благодаря экспортоориентации стал первым среди новых индустриальных стран нетто-экспортером капитала.

Проблема, с которой все больше сталкиваются новые индустриальные страны, -соотношение структурных преобразований с либерализацией в области финансов, внешней торговли, инвестиций.

Особое место занимает проблема «человеческого капитала». Современное осознание этого повлияло, например, на политику Тайваня в области образования. На цели развития образования, науки, и культуры идет от 15 до 20% всех государственных расходов страны, или 3-5% ВНП. По охвату населения начальным и средним образованием Тайвань сравнялся с развитыми странами, а по уровню высшего образования относится к лидерам развивающегося мира.

Масштабы участия государства в организации и управлении производством, так же как и обоснование необходимости госсектора в 50-90-е гг., изменились в азиатских странах в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. В одних государствах изначально большая роль госсектора постепенно сокращалась, в других, наоборот, незначительный вклад государственных предприятий в производство со временем возрастал.

Например, на Тайване в начале индустриализации доля госсектора в промышленности составила почти 5 7%. Однако уже в первой половине 50-х гг. государство начало передавать в частную собственность такие крупные образования как корпорации по производству цемента, угля, бумаги, корпорации в сельском хозяйстве и лесной промышленности. Поскольку у частных предпринимателей почти всегда не хватало капиталов, доходность приватизированных предприятий была низкой, и государство испытывало трудности с поиском покупателей. В течение последующих 20 лет быстрый рост частного сектора привел к существенному сокращению доли государственных предприятий — до 30% в 1972 г. В результате осуществления «седьмого плана» (1976-1981 гг.) на Тайване произошел небольшой рост доли госсектора за счет создания нового сталелитейного завода, главного тайванского порта в г. Каочун, нефтехимических производств. В 80-е годы вновь ускорилось развитие частного сектора.

Примером обратной тенденции может служить рубеж 70-80-х гг. на Филиппинах, где за десять лет число государственных предприятий возросло почти в 10 раз в основном путем приобретения активов убыточных предприятий. В настоящее время в государственном секторе Филиппин в основном сосредоточены добыча угля, судостроение, производство стали, текстиля, бумаги, сахара, строительство, гостиничное дело.

В Сингапуре государственный сектор вырос со 180 предприятий в 1974 г. до 450 в 1983 г. На этих предприятиях занято 5% рабочей силы. Такие предприятия доминируют в воздушном и морском транспорте, коммунальных услугах, жилищном строительстве. Особенностью Сингапура является высокая доля средств государственных предприятий в валовых сбережениях.

Значительные изменения потерпел госсектор Индонезии, где в 1957 г. было всего два предприятия государственного сектора: цементный завод и прядильная фабрика.

До середины 60-х гг. были национализированы голландские предприятия, появились новые государственные предприятия в тяжелой промышленности.

Кризисные явления не только в Индонезии, но и в других азиатских странах показали, что государственный сектор все больше требовал влияния финансовых ресурсов в форме привлечения заемных средств непосредственно от государства или под его гарантии. Все это заставило правительства многих стран региона критически пересмотреть не только роль государственного сектора, но и целесообразность сохранения созданных в его рамках отраслей. Центр тяжести государственного вмешательства сместился в сторону участия в структурной перестройке, перепрофилировании, санации и ликвидации избыточных мощностей предприятий, утративших свои сравнительные преимущества в конкуренции.

Интересный подход был разработан в 80- начале 90-х гг. в Республике Корея, когда там впервые пришлось столкнуться с необходимостью свертыванию в некоторых отраслях избыточных производственных мощностей. Для этого создавались так называемые депрессивные картели (в электротехнической промышленности, в производстве минеральных удобрений и некоторых других отраслях). Картели при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении выпуска и сохранении на предприятиях только самых эффективных подразделений, о продаже или перепрофилировании избыточных мощностей. Финансирование деятельности депрессивных картелей производили коммерческие банки под гарантии правительства. При ликвидации избыточных мощностей источником новых рабочих мест для уволенного персонала оказался малый бизнес.

Развитие малого бизнеса стало системообразующим фактором рыночной экономики в странах региона. К этому сектору здесь относят малые и средние предприятия с численностью занятых не более 100 человек.

В специфических условиях Тайваня к малым и средним предприятиям относят ремесленные предприятия и предприятия обрабатывающей, перерабатывающей промышленности, собственный капитал которых не превышает 40 млн., а совокупные активы -120млн. тайваньских долл.

Активную политику поощрения развития малого бизнеса тайваньское государство начало проводить с середины 60-х гг. Это было связано с общим курсом на рост тайваньского экспорта. На протяжении всего периода 60-90-х гг. удельный вес малых и средних предприятий был почти на уровне 98%, а иногда поднимался до 99% от общего объема ВВП.

Примерно около 60% экспорта промышленной продукции на Тайване осуществляется малыми и средними предприятиями, которые получают от экспорта около 70% своей выручки.

Секрет высокой рентабельности экспортоориентированных малых и средних предприятий Тайваня кроется в их способности проводить гибкую рыночную политику, своевременно адаптироваться к изменяющейся рыночной конъюнктуре, сотрудничать с посредническими компаниями и зарубежными импортерами.

Среди мер государственного содействия малому бизнесу на Тайване особого внимания заслуживают меры помощи начинающим молодым бизнесменам. Создана специальная молодежная комиссия. В ее задачу входит организация содействия молодым людям при основании ими малого бизнеса в сфере производства или торговли, например техническая и руководящая помощь, помощь в получении дешевых кредитов, подготовка специалистов по менеджменту. Эффективными оказываются и такие формы государственной помощи мелкому бизнесу как слияние нерентабельных мелких предприятий.

Несомненный интерес представляет функционирующая на Тайване система предоставления малым и средним предприятиям финансовой помощи. Так, Банк малого бизнеса, основанный в 1976 г., к исходу 80-х гг. стал основным кредитором (почти 80% общей суммы кредитов) тайваньских мелких и средних предприятий. На весьма льготных условиях они получают кредиты для приобретения земельных участков и производственных помещений, специальные кредиты на создание экологически чистых производств и кредиты начинающим бизнесменам.

Наряду с огромным и своеобразным миром малых и средних предприятий одновременно и параллельно продолжает развиваться крупное производство.

Эволюция крупных предприятий показательна в республике Южная Корея.

Особенностью стран региона является участие государства в формировании социально-экономической структуры промышленности, поддержка не только мелких и средних фирм, но и предприятий, возникающих в крупномасштабном секторе экономики. При этом политика поощрения крупных предприятий , например в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах путем предоставления государственных кредитов, тарифных скидок, лицензирования импорта нередко мешает выходу на рынок новых мелких и средних предприятий.

Начавшаяся в мире на рубеже 70-80-х гг. волна де регулирования не могла не затронуть и регион Юго-Восточной Азии.

В частности, это нашло отражение в сокращении и изменении характера государственного вмешательства в экономику, развертывании программ приватизации предприятий госсектора.

В азиатских странах в процессе приватизации применяется целый ряд льгот и приемов, например, платежи в рассрочку, налоговые скидки, льготное кредитование частных инвесторов, обмен долговых обязательств государственных предприятий на долю в акционерном капитале, разрешение не банковским учреждениям вкладывать средства в акции государственных предприятий, создание государственных холдингов и взаимных инвестиционных фондов, уменьшающих риск инвестиций за счет диверсификации портфеля, использование кредитов Азиатского банка развития и др.

Немаловажное значение имеет гибкость политики привлечения иностранного капитала к участию в приватизации. Например, в Малайзии выявилось, что было невыгодным напрямую ограничивать приобретение иностранными инвесторами контрольного пакета акций приватизированных предприятий, и признано более продуктивным разрешать покупку контрольного пакета акций тех компаний, которые работают на экспорт, используя передовую технологию.

Источник

Оцените статью