Номер чудес света пирамиды

Пирамиды Гизы в Египте

Египетские пирамиды – самые известные в мире и самые высокие. Это единственное сохранившееся из древних чудес света. Они вызывали восхищение великих людей и простых смертных. Комплекс пирамид в Гизе, которых охраняет Большой Сфинкс, является частью огромного некрополя этого города.

Они построены во времена египетских фараонов IV династии, которая правила в древнем государстве в 2639-2506 годах до нашей эры. Рядом с огромными сооружениями находятся маленькие храмы и пирамиды, в которых похоронены жёны фараонов, их чиновники и жрецы. Эти захоронения до сих пор изучают ученые.

Тем, кому интересна история Египта, может почитать про храм Абу-Симбел.

До сих пор исследователи продолжают спорить о назначении этих конструкций. Существует традиционная версия, которая гласит, что огромные курганы, которые высятся над бренным миром, являются гробницами фараонов. Их прах в таких захоронениях был ближе к небу и солнцу.

Часть ученых считает, что египетские пирамиды – это храмы, где служители культа Солнца проводили религиозные обряды.

Другие исследователи предполагают, что это были научные лаборатории, созданные для астрономических наблюдений.

Археологи Германии выдвинули ещё одну интересную гипотезу. Они считают, что пирамиды являются природными генераторами энергии земли. Благодаря ей фараоны «заряжались» и омолаживались. Фараоны бывали в пирамидах так же регулярно, как современный человек ходит к психологу или массажисту.

Большинство ученых считает, что пирамиды Гизы находились на Земле ещё до библейского потопа. Поэтому все их тайны предстоит разгадывать еще не одному поколению.

Египетские пирамиды: интересные факты

Великие египетские пирамиды возводились в разное время при нескольких фараонах, создававших себе гробницы и памятники на века. Самая древняя из них – пирамида Джосера. Ее строительство относится к 2670 году. Она расположена в городе Саккаре. Ее высота 62 метра. Известно имя автора этой пирамиды – им был древнеегипетский зодчий Имхотеп. Его очень почитали в Древнем Египте, а позднее он даже в мифах стал главным покровителем ремесел и искусств – сыном бога Птаха.

Вторая по размерам древнеегипетская пирамида построена сыном Хеопса, фараоном Хафра. Она ниже находящейся поблизости усыпальницы Хеопса, ее высота – 136,4 метров, но так как она находится на более высокой точке плато, то достойно конкурирует с великой пирамидой. На ее вершине еще сохранилась базальтовая облицовка белого цвета, которая очень напоминает ледник.Внутренняя структура пирамиды довольно проста – две палаты, два входа, расположенных на северной стороне. Один из них находится на высоте пятнадцать метров, а второй – прямо под ним, у основания строения.

Пирамида Микерина была возведена в 2504 году до нашей эры. Она гораздо меньше двух великих пирамид. Высота – 66 метров. Ученые считают, что небольшие размеры обусловлены тем, что Микерин не был законным наследником престола. Однако когда он все-таки получил власть сооружение стало иметь более монументальный вид. В отличие от пирамид Хеопса и Хефрена, его облицовка была выполнена из огромных глыб розового гранита, который привозили в Гизу из Асуана по Нилу. А ниже по течению был построен Александрийский маяк. Согласно сохранившимся записям современников, несмотря на более скромные размеры, это сооружение считалось самым красивым в Египте.

Пирамида Хеопса в Египте

Гораздо позже в других районах страны строились подобные конструкции, которыми сегодня гордится Египет. Гиза, пирамиды которой известны во всем мире, громкую славу получила благодаря одной из них – Хеопса. Она стала настоящим чудом света, которое можно увидеть и в наше время. Великими египетскими пирамидами по праву считаются три самых высоких строения – пирамиды Хеопса, Микерина и Хефрена. Но не стоит забывать, в этом древнем городе есть множество мелких сооружений, которые хранят не меньше тайн, чем более монументальные.

Пирамида Хеопса в Гизе была построена очень давно. До сих пор точно неизвестно, сколько потребовалось времени для ее возведения. Считается, что эта великая пирамида в Гизе стоит со времен, когда страной правил Хеопс, фараон IV династии. Огромный интерес к истории ее возведения не снижается и сегодня. Мифы о пирамиде Теорий о происхождении этого грандиозного сооружения существует множество. Одни из них основаны на сведениях, полученных от специалистов-египтологов, другие имеют несколько экзотический, сказочный налет. Есть даже версия, что это сооружение возвели инопланетяне или какая-то исчезнувшая цивилизация, которая жила в этих местах еще до появления фараонов. И построили его с использованием неизвестных технических возможностей. Согласно таким теориям, возраст этой пирамиды в Гизе значительно превышает тот, который указывают современные ученые.

Точно замерить параметры пирамиды Хеопса в наше время довольно трудно, так как за свою долгую историю она сильно пострадала. Сегодня, к примеру, уже нет камня, который венчал сооружение, разрушены плиты облицовки. Согласно данным, полученным с помощью современных измерительных приборов, вначале великая пирамида в Гизе имела высоту 146,5 метров. Длина одной стороны – 232,5 метра. Стороны имеют наклон 51 градус 50 минут. Вес – 6400000 тонн. Внутреннее устройство знаменитой пирамиды в Гизе довольно интересно.


Все, вошедшие внутрь этого величественного сооружения, могут посетить четыре просторных помещения. Это палаты короля и королевы, большая галерея и подземная палата. Исследователи внутри пирамиды обнаружили четыре шахты. Сначала появилось предположение, что они необходимы для вентиляции помещений, однако позднее возникла более смелая версия, согласно которой шахты – это каналы к звездам.

Два из них направлены на Полярную звезду, третий – на звезду Сириус, четвертый – на Орион. С глубокой древности люди стремились подняться на вершину пирамиды Хеопса, где находится небольшая площадка размером в десять квадратных метров. Существовало поверье, что там можно соприкоснуться с вечностью. Многие знаменитые россияне побывали в этом таинственном месте. В их числе император Николай Второй. И сегодня в Гизу приезжает множество туристов, которые хотят собственными глазами увидеть это чудо.

Сфинкс – страж пирамид Гизы

Пирамиды Гизы охраняет Большой Сфинкс – древнейшая скульптура, которая сохранилась до наших дней. Это лев, имеющий голову человека. История создания этой фигуры не менее загадочна, чем история пирамид. Версий появления Сфинкса существует множество, но самая распространенная из них говорит о том, что скульптуру построил Хефрен в память о своем отце – фараоне Хеопсе.

Есть мнение, что Сфинкс был создан намного раньше, а при фараоне его откопали из песка при строительстве великой пирамиды. Некоторое несоответствие первой версии в том, что лицо Сфинкса обладает негроидными чертами, в то время как все дошедшие до наших дней изображения Хеопса таковых не имеют.


Множество легенд связано с отсутствием у Сфинкса носа. Самая распространенная теория гласит, что это мифическое животное лишилось носа от пушек Наполеона во время битвы между турками и французами в 1798 году. Но это вымысел, потому как существуют изображения 1737 года, на которых у Сфинкса уже не было носа. Поэтому эта скульптура является большой загадкой для ученых всего мира, которые изучают цивилизацию Древнего Египта. Многие из находок хранятся в Каирском музее.
В наши дни пирамиды в Гизе – это одна из главных мировых достопримечательностей, которая таит в себе великое множество тайн и загадок. Совсем не удивительно, что египетские пирамиды находятся под защитой ЮНЕСКО. Каждый год миллионы туристов приезжают в Египет, чтобы увидеть их и почувствовать необыкновенный дух древних времен.

Источник

Семь чудес света | Египетские пирамиды

Семь чудес света. Египетские пирамиды

Семь чудес света — эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия.Но почему чудес именно семь? Случайно ли выбрано это число? Число «семь» почиталось уже с глубокой древности. С тех пор, как в основу календаря был положен лунный месяц. В течение лунного месяца 28 дней. За этот срок Луна прибывает и убывает, проходя 4 фазы (четверть Луны, половина, полная Луна, новолуние). Эти фазы Луны сменяются через каждые семь дней. Семь небесных светил, включая Солнце и Луну, были связаны с определенными небесными божествами древних вавилонян. В их честь в Вавилоне была сооружена семиярусная башня. Те же вавилоняне считали, что умерший человек проходит через 7 ворот в царстве мертвых. Древние греки также придавали большое значение числу 7. В легендах о Минотавре афиняне обязаны были приносить в жертву 7 юношей и 7 девушек. Семь — это священное число Аполлона. Мудрецов, которых греки почитали, тоже было 7. С числом 7 древние греки связывали представление о чем-то законченном и совершенном.Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • Египетские пирамиды (Египет)
  • Висячие сады Семирамиды (г. Вавилон)
  • Храм Артемиды (г. Эфес)
  • Статую Зевса (г. Олимпия)
  • Мавзолей (г. Геликарнас)
  • Колосс Родосский (о. Родос)
  • Александрийский маяк (г. Александрия) Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    Египетские пирамиды

    (2550 г. до н. э.)
    Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по жёлтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с её зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мёртвой Ливийской пустыни.
    Ещё дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров — от современного города Каира до Фаюмского оазиса.
    Это — египетские пирамиды. Они словно вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.
    Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки — мастабы — и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу — замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи — честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.
    Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый «город мёртвых», окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы — гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.
    Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.
    Самая большая пирамида, была построена фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом), жившим в XXVIII в. до н.э.
    Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды «рукотворными горами».
    Учёные подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2’300’000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.
    Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотёсов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались ещё каменными орудиями. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более лёгким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки.
    Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V в. до н.э., был первым учёным, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал своё путешествие в Египет.
    По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных ещё стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, её ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100’000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали своё дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Всё делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то всё равно приведенные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы.
    Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.

    Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.
    Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.
    «Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.
    В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде — этому «вечному горизонту», за который «зашёл» фараон (о фараоне не говорили, что он умер, — он «заходил» за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм — нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.
    Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали.
    Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения в другое или из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей-павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Учёные назвали их по месту находки «текстами пирамид».
    Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.
    В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона, «воссевшего рядом с Ра», совершались моления и приносились жертвы. В эти дни в «городе мертвых» возле больших пирамид было шумно и оживлённо.
    К пирамиде — освящённому месту упокоения фараона, ставшего божеством, — простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжёлым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда.
    Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор.
    Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.
    Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены ещё в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид.
    Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надёжно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Ещё в древности были разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из тёмного твёрдого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.
    В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.
    В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. А ведь египетские художники работали с помощью довольно грубых кистей, сделанных из кусков волокнистого дерева. С одного конца такой кусок разбивали камнем до тех пор, пока он не размочаливался, образуя грубую бахрому. Вот такими примитивными кистями (несколько кистей с остатками красок на них найдено в гробницах) художники создавали изящные, живописные изображения, украшавшие стены гробниц.
    Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни — жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов. Простые люди, трудолюбивые и талантливые, — такими были египетские труженики, изображенные за своими обычными занятиями.
    И не вельможи — владельцы богатых, украшенных росписями мастаб, которые хвастливо перечисляли свои заслуги перед фараоном, обессмертили себя постройкой этих гробниц, а скромные труженики, имена которых не названы в надписях.
    Они строили оросительные каналы и плотины, они высекали великолепные статуи, воздвигали прекрасные храмы, украшали стены здания замечательными рельефами, полными жизненной правды. И в этих картинах повседневной жизни они увековечили себя, свой незаметный труд, без которого не могла бы существовать вся тысячелетняя культура Египта. Сами того не зная, они сохранили до наших дней на каменных страницах стен рассказы о своей тяжелой трудовой жизни, о подневольном существовании одних и благоденствии других, о своих горестях, забавах и развлечениях.

    Последние оценки: 5 5 5 1 5 3 5 5 5 3

    Источник

    Читайте также:  Путешествие по золотому кольцу россии доклад для
  • Оцените статью