Норма накоплений по странами

Норма накоплений по странами

>18-20

Германия, США, Швеция, Израиль

Бразилия, Доминиканская Республика, Кения, Кувейт, Малайзия, Парагвай, Уругвай

>20-22

Гонконг (Китай), Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Финляндия, Швейцария

Бурунди, Замбия, Пакистан, Саудовская Аравия, Турция, Уганда

>22- 24

Еврозона, Австрия, Бельгия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Франция, Япония

Венгрия, Венесуэла, ЮАР

>24 — 26

Россия, Аргентина, Чили, Польша, Йемен, Киргизия, Колумбия, Эквадор, Ямайка

>26 — 30

Австралия, Испания, Словакия

Грузия, Индонезия, Литва, Макао (Китай), Маврикий, Македония, Мексика, Перу, Таиланд, Шри Ланка, Украина

>30-35

Южная Корея, Словения, Сингапур

Бахрейн, Ботсвана, Гондурас, Латвия, Ливан, Румыния, Эстония, Хорватия

>35-40

Беларусь, Болгария, Республика Конго, Молдавия, Индия

>40

Ангола, Армения, Вьетнам, Китай, Мадагаскар, Монголия

* Рассчитано по данным IMF International Statistics. Показатель определен как (Инвестиции в основной капитал + Изменения в запасах)/ВВП, % (Gross Fixed Cap. Form.+Сhanges in Inventories)/GDP, %)

Россия имела в ретроспективе крайне низкую норму накопления (таблица 8.3). С 1994 по 1999 гг. она последовательно снижалась с 25,5% ВВП до 15,5% ВВП (1998 – 1999 гг. – воздействие кризиса).

Таблица 8.3. Динамика нормы накопления по Российской Федерации (1994 — 2009 гг.)*

Источник

Норма накоплений по странами

Рассмотрим накопления, величину накоплений, национальную норму накоплений.

Накопления на предприятиях различных форм собственности образуют национальный фонд накопления, и национальный доход распадается на фонд накопления и фонд потребления, они находятся в отношениях обратной зависимости.

Величина национального накопления зависит от пропорций, по которым национальный доход делится на фонд потребления и фонд накопления.

При прочих равных условиях величина накоплений зависит от следующих факторов:

– величины национального дохода. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше накапливается;

– ставки ссудного процента. Существует обратная зависимость: чем выше ставка ссудного процента, тем меньше норма и масса накоплений;

– величины сбережений всех слоев населения;

– нормы прибыли в национальной экономике, которая зависит от уровня цен и издержек производства;

– оснащенности и мощности производства в каждой отрасли;

– величины налогов и налоговой политики государства. Чем меньше налоги, тем больше возможность накопления.

Величина национальных накоплений сильно колеблется из года в год, так что если сопоставить два графика – национальный доход и национальные накопления по годам – то мы увидим, что величина национального дохода изменяется плавно, а величина национальных накоплений имеет большие пики роста и спада.

Национальная норма накопления равняется массе накоплений, деленной на национальный доход, или массе инвестиций, деленной на национальный доход и выражается в процентах.

В экономической литературе выделяют следующие виды норм накопления: минимальную, оптимальную или максимально возможную и сверхмаксимальную норму накоплений.

1. Минимальная национальная норма накопления должна обеспечивать:

– прирост производства не меньше темпов прироста населения;

– рациональную занятость населения, в том числе молодежи. Связь накопления с занятостью сложна. Через занятость накопления влияют не только на рост производства, но и на цены, а через них и на темпы инфляции. Влияние занятости на цены и инфляцию отражает кривая Филлипса, которая объясняет функциональную зависимость между величиной занятости и ростом цен;

– минимальная норма накопления должна учитывать ка-питаловооруженность труда. Если фондовооруженность имеет неизменный уровень, то для подсчета минимальной нормы накопления капиталовооруженность одного работника следует умножить на общее число вступивших в трудоспособный возраст за вычетом ушедших на пенсию. Если капиталовооруженность растет, то размер минимальной нормы накопления должен быть скорректирован; обычно минимальная национальная норма накопления около 4 % национального дохода.

2. Оптимальная или максимально возможная норма накопления – это такая норма накопления, при которой обеспечивается сбалансированный рост национальной экономики, экономическая система в условиях сбалансированности может существовать неограниченно долго, циклы как бы не учитываются.

Задача определения оптимальной нормы накопления связана с ориентацией на максимизацию потребления в долгосрочном периоде и в долгосрочном периоде устанавливается в соответствии с «Золотым правилом».

Источник

Норма накопления и сбережений

Для большинства стран ЕАЭС характерно снижение нормы накопления [60] [61] по сравнению с показателями 2008—2010 гг. (в Армении — почти в 2 раза, в Беларуси, Казахстане и России — на 20—30%) (табл.

Характерно, что норма накопления в 2002—2007 гг. в Армении, Беларуси и Казахстане превышала 30% при темпах роста ВВП около 10% (см. табл. 1.8.), что приближено к показателям стран «экономического чуда» в период модернизации [62] [63] (табл. 1.17).

Таблица 1.17. Норма накопления, %, 2000—2014 гг.

2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Армения 18 18 23 28 34 38 44 34 29 27 23 22 22
Беларусь 27 23 32 27 33 36 39 39 42 39 35 37 35
Казахстан 19 34 26 30 33 36 27 31 26 23 26 27 26
Кыргызстан 20 20 21 22 23 21 20 23 24 24 26 26 27
Россия 19 20 20 19 21 25 24 17 22 24 24 22 20

Источники: показатель «Инвестиции всего, % ВВП» (Total Investments of GDP) — данные IMF WEO.

Высокая норма накопления в Беларуси частично может объясняться большой долей инвестиций государства (в 2014 г. — 37% валового накопления основного капитала [64] ). Хотя доля частных инвестиций в основной капитал постепенно растет, роль финансовой системы Беларуси в финансировании частного сектора остается ограниченной. В 2012—2014 гг. объем кредитов, предоставленных государственному сектору, рос быстрее, чем кредиты частному сектору [65] .

Для всех стран ЕАЭС также характерен невысокий уровень сбережений (табл. 1.18), не всегда превышающий норму накопления (табл. 1.19). В мировой практике у развивающихся экономик, достигших быстрых темпов роста, уровень сбережения был выше (в среднем — 32% ВВП, в том числе для азиатских экономик — 43%) 1 , что расширяло возможности финансирования инвестиций.

Таблица 1.18. Валовые национальные сбережения, % ВВП, 2000—2014 гг.

2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Армения 2 12 21 26 30 30 26 16 15 16 12 14 13
Беларусь 24 21 27 28 30 29 31 26 27 31 32 27 29
Казахстан 19 34 26 28 31 28 32 27 27 29 26 28 27
Кыргызстан 16 16 26 24 19 15 5 21 18 14 11 11 13
Россия 37 28 30 31 30 31 30 21 26 30 27 23 23

Источники: показатель «Gross National Savings,% of GDP» — данные IMF WEO.

Источник

Норма накопления и границы ее изменения

Важнейшая воспроизводственная пропорция, определяющая динамику валового национального продукта, — соотношение между тем, какая его часть может потребляться в текущем периоде, и тем, какая должна сохраняться для использования в будущем. Поскольку при равновесии национального рынка сбережения равны инвестициям, они определяют объем производства, которым страна сможет располагать в будущем. В этом контексте необходим поиск взаимосвязи накопления с процессом экономического роста.

Ключевая категория в этом контексте — норма накопления, определяемая как отношение сбережений или инвестиций к величине валового национального продукта. В математическом выражении

,

где S’ — норма накопления;

Y — валовой национальный продукт.

Факторами экономического роста выступают капитал и труд, описываемые производственной функцией. Поэтому именно через ее параметры прежде всего целесообразно выразить норму накопления, предопределяющую динамику капитала. В качестве опорной зависимости выступает производственная функция вида

Y=AK m L 1- m e l t ,

где А — коэффициент масштаба;

m — коэффициент эластичности выпуска продукции по капиталу;

1-m — коэффициент эластичности выпуска продукции по труду;

е — основание натуральных логарифмов;

l — темп прироста совокупной эффективности факторов производства;

Накопление капитала (при отсутствии выбытия последнего) выражается через производственную функцию K = I = S’ AK m L 1- m e l t . Отсюда вытекает, что . Предельный продукт капитала, исходя из производственной функции, будет таков: Сопоставление же предельного продукта капитала с темпом его прироста дает следующий результат: . Отсюда .

Выявление взаимосвязи нормы накопления с параметрами производственной функции позволяет определить границы изменения S’. Поскольку в валовой национальный продукт наряду с инвестициями (сбережениями) входят потребление, государственные расходы и чистый экспорт (экспорт минус импорт), ясно, что норма накопления должна быть меньше единицы. Правомерно ли задать границы ее изменения? Нет, ибо здесь существует более низкий диапазон, предопределяемый факторами, связанными с ростом населения и поддержанием занятости его трудоспособной части. Демографические факторы лежат в основе определения как нижней, так и верхней границ нормы накопления.

В основе поиска нижней границы нормы накопления лежит условие поддержания полной занятости трудоспособного населения. Если в результате прироста последнего растет занятость, инвестиции должны увеличиваться еще быстрее; в противном случае не будет повышаться фондовооруженность труда и, следовательно, будут отсутствовать материальные условия для роста технического уровня производства.

Граничным случаем является поддержание неизменной фондовооруженности труда. В этих условиях норма накопления определяется необходимостью поддержания полной занятости трудоспособного населения.

Так, из К (t -1) = В (t — 1) L (t -1) и К (t) = В (t) = В (t) L (t) при В =const (где В — фондовооруженность труда), вытекает, что DK (t) =I(t) = B (t-1) D L (t). Соответственно, нижняя граница нормы накопления определяется следующим образом: . А поскольку
Y(t) = Y(t-1)(1+y), то , где l темп прироста численности занятых.

Верхняя граница нормы накопления предопределяется динамикой населения. Так, при росте его численности (N) потребление должно возрастать в еще большей степени, иначе не будет повышаться уровень народного благосостояния. Граничным условием является поддержание неизменного объема ресурсов для потребления на душу населения ( ). В этом случае норма накопления также определяется демографическими факторами. Действительно, из равенства при = const следует, что C(t) = =C(t-1)(1+n), где n — темп прироста численности населения.

Таким образом, верхняя граница формы накопления (S’ max) выражается следующей величиной: , где — доля государственных расходов и чистого экспорта, принимаемая в этом случае как постоянная.

Поскольку Y(t) = Y(t-1)(1+y), где y — темп прироста валового национального продукта, постольку .

Итак, по социально-экономическим критериям норма накопления может изменяться в интервале от S’min до S’max. К примеру, в экономике Советского Союза с 1960 по 1990 г. минимальная граница нормы накопления колебалась от 2,5 до 4,5 %, а верхняя ее граница — от 25 до 32 %; иными словами, диапазон изменения нормы накопления был весьма значительным. И это отнюдь не является отечественной особенностью. Для всех стран, завершивших индустриализацию, характерен существенный разрыв между минимальной и максимальной границами нормы накопления. Внутри диапазона от S’min до S’max существует много значений нормы накоплений, удовлетворяющих социально-экономическим критериям развития на том или ином отрезке времени.

Источник

Читайте также:  Список крупнейших стран мира с столицами
Оцените статью