- Законодательство Евразийского экономического союза
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 13.06.2018) «О мерах нетарифного регулирования»
- Соглашение о перемещении ОРВ и содержащей их продукции и учете ОРВ при осуществлении взаимной торговли государств — членов Евразийского экономического союза от 29.05.2015 (по состоянию на 01.10.2018 не вступило в силу)
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.11.2017 № 162 «О единой форме разрешительного документа, применяемого в соответствии с Соглашением о перемещении ОРВ и содержащей их продукции и учете ОРВ при осуществлении взаимной торговли государств — членов Евразийского экономического союза от 29.05.2015 и Соглашением о перемещении служебного и гражданского оружия между государствами — членами Евразийского экономического союза от 20.05.2016»
- Соглашение О перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств—членов Евразийского экономического союза (Бурабай, 29 мая 2015 года)
- Решение о внесении изменений в раздел 1.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами от 05.03.2013 № 30
- Решение о нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования от 05.03.2013 № 30
- Решение о внесении изменений в разделы 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами от 18.09.2012 № 158
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877 «О принятии технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»»
- Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 г. № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях»
- Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19
- Система правовых актов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)
- Наднациональный уровень
- Национальный уровень
- Что можно сказать в итоге
- Нормативно-правовые акты Европейского Союза
Законодательство Евразийского экономического союза
Евразийский экономический союз объединяет Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию. Страны — участницы союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Регулирующий орган Евразийского экономического союза — Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭК).
Предшественниками ЕАЭС были Таможенный союз и Единое экономическое пространство.
Нормативные акты союза, касающиеся охраны озонового слоя атмосферы и климата Земли, регламентируют трансграничное перемещение ОРВ, а после принятия странами ЕАЭС Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу распространятся и на фторсодержащие парниковые газы.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 13.06.2018) «О мерах нетарифного регулирования»
Документ устанавливает запрет на ввоз всех ОРВ, за исключением ГХФУ, и содержащей их продукции на территорию ЕАЭС и форму отчетности о ввозе, вывозе и использовании ОРВ.
Ввод и вывоз ГХФУ и содержащей их продукции осуществляется на основании лицензий и/или путем применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Соглашение о перемещении ОРВ и содержащей их продукции и учете ОРВ при осуществлении взаимной торговли государств — членов Евразийского экономического союза от 29.05.2015 (по состоянию на 01.10.2018 не вступило в силу)
Соглашение предусматривает обмен информацией между уполномоченными органами о выданных разрешительных документах на перемещение ОРВ, а также отчетность лиц, осуществляющих ввоз и вывоз ОРВ в страны и из стран ЕАЭС, и лиц, производящих эти вещества.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.11.2017 № 162 «О единой форме разрешительного документа, применяемого в соответствии с Соглашением о перемещении ОРВ и содержащей их продукции и учете ОРВ при осуществлении взаимной торговли государств — членов Евразийского экономического союза от 29.05.2015 и Соглашением о перемещении служебного и гражданского оружия между государствами — членами Евразийского экономического союза от 20.05.2016»
Решение устанавливает, что форма заключения, утвержденная Решением Коллегии ЕЭК от 16.05.2012 № 45, является единой формой разрешительного документа, на основании которого осуществляется перемещение ОРВ и содержащей их продукции по таможенной территории ЕАЭС.
Данная норма вступает в силу с даты вступления в силу Соглашения о перемещении ОРВ и содержащей их продукции и учете ОРВ при осуществлении взаимной торговли государств — членов Евразийского экономического союза от 29.05.2015.
Соглашение О перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств—членов Евразийского экономического союза
(Бурабай, 29 мая 2015 года)
Настоящее Соглашение регулирует отношения, связанные с перемещением по таможенной территории Союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, указанных в разделах 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами—членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 „О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования“, а также связанные с учетом озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств Сторон.
Решение о внесении изменений в раздел 1.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами от 05.03.2013 № 30
Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Абзац первый примечания четвертого к разделу 1.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», после слов «подлежит запрету» дополнить словами «, если она содержит озоноразрушающие вещества, включенные в списки A, B, C, E настоящего раздела и в раздел 2.1 настоящего Единого перечня».
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель
В.Б. Христенко
Решение о нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования от 05.03.2013 № 30
Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить:
- Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (приложение N 1);
- Положения о применении ограничений (приложение N 2).
Председатель
В.Б. Христенко
Решение о внесении изменений в разделы 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами от 18.09.2012 № 158
Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Внести в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», следующие изменения:
- раздел 1.1 изложить в редакции согласно приложению № 1;
- раздел 2.1 изложить в редакции согласно приложению № 2.
2. Настоящее Решение вступает в силу c 1 января 2013 года.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877 «О принятии технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»»
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее Комиссия) решила:
1. Принять технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (прилагается).
…
3. Установить:
3.1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее Технический регламент) вступает в силу с 1 января 2015 года;
…
12. Не допускается в составе кондиционеров, а также холодильного оборудования, применяемых на транспортных средствах, наличие озоноразрушающих веществ и материалов, перечень которых утвержден Комиссией Таможенного союза.
Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 г. № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях»
Комиссия Таможенного союза решила:
В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 и пунктом 2 статьи 313 Таможенного кодекса Таможенного союза:
Установить, что:
1. товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе и указанные в приложении к настоящему Решению, запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях (перечень прилагается);
2. меры нетарифного регулирования не применяются в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19
Утверждён Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Перечень включает в себя озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на территорию Таможенного союза и вывозу с территории Таможенного союза (раздел 1.1) и озоноразрушающие вещества и продукцию, их содержащую, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе (раздел 2.1).
Выполняя обязательства страны – участницы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, Россия не может принять постоянные меры, ограничивающие ввоз ГХФУ, и в одностороннем порядке ежегодно вводит временные ограничения.
Источник
Система правовых актов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)
На сегодняшний день сложилась достаточно уникальная ситуация в российской правовой системе на постсоветском пространстве, когда нормативно-правовые акты регулирующие таможенное законодательство складываются на наднациональном уровне. Речь идет о Евразийском экономическом союзе, в состав которого, наряду с Российской Федерацией, входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
Быстрое развитие интеграционных отношений в Евразийском экономическом сообществе привело к появлению системы международных правовых актов, заменивших национальное таможенное законодательство стран-участниц Евразийского экономического союза.
Исходя из этого, можно выделить два основных уровня таможенного законодательства Евразийского экономического союза: наднациональный уровень, его составляет таможенное законодательство Евразийского экономического союза, и национальный — это национальное законодательство о таможенном деле стран-участниц Евразийского экономического союза. При этом следует отметить, что страны-участницы ЕАЭС перешли к использованию этого двухуровневого механизма регулирования таможенных отношений.
Наднациональный уровень
Первый уровень законодательства, наднациональный, включает в себя Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры стран-участниц ЕАЭС и нормативно-правовые акты, принимаемые Евразийской экономической комиссией. Таможенный кодекс Таможенного союза обладает высшей юридической силой и является базовым актом, регулирующим таможенные отношения в границах ЕАЭС.
Наднациональным регулятором в настоящий момент выступает Евразийская экономическая комиссия. Первоначально в этом же качестве выступала Комиссия Таможенного союза, но была упразднена в 2012 г. В пределах своих полномочий Евразийская экономическая комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для стран-участниц Евразийского экономического союза, и рекомендации, носящие рекомендательный характер.
Ввиду того, что Евразийская экономическая комиссия состоит из Совета и Коллегии, то акты таможенного законодательства ЕАЭС подразделяются на решения, принимаемые Советом Евразийской экономической комиссии, и решения, принимаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии. Ранее принятые многочисленные решения упразднённой Комиссии Таможенного союза также продолжают применяться до тех пор, пока они не будут изменены или отменены Евразийской экономической комиссией. Издаваемые наднациональными органами нормативные правовые акты имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза.
Национальный уровень
Второй уровень нормативно-правовых актов таможенного законодательства Евразийского экономического союза – национальный уровень.
Национальный закон о таможенном регулировании должен соответствовать таможенному законодательству ЕАЭС, не может самостоятельно осуществлять таможенное регулирование и его действие может распространяться только на территорию одной страны. Этот закон является как бы производным от таможенного законодательства Евразийского экономического союза и не может ему противоречить.
Важное значение имеет тот факт, что наднациональное таможенное законодательство Евразийского экономического союза действует на всё пространство единой таможенной территории и обладает по отношению к национальному законодательству о таможенном регулировании приоритетной силой. Национальный закон о таможенном регулировании должен соответствовать таможенному законодательству Евразийского экономического союза и его действие распространяется только на территорию данной страны.
Что можно сказать в итоге
Таким образом, подчеркивая актуальность рассмотренной классификации структуры нормативно-правовых актов, регулирующих таможенное законодательство в ЕАЭС, выделим ключевые моменты:
1. В настоящий момент применяется двухуровневый механизм регулирования таможенных отношений: наднациональный и национальный уровни.
Соответственно, эти уровни регулируются таможенным законодательством Евразийского экономического союза и национальным законодательством о таможенном деле стран-участниц ЕАЭС.
2. Все нормативные акты образуют единую систему, выстраиваемою вокруг Таможенного кодекса Таможенного союза, который закрепляет правовые основы таможенного регулирования в границах Евразийского экономического союза, обладает по отношению к национальному законодательству приоритетной юридической силой и распространяет свое действие на всю единую таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Источник
Нормативно-правовые акты Европейского Союза
1.2 Нормативно-правовые акты Европейского Союза
Нормативно-правовую базу Европейского Союза составляют следующие договоры:
— Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС 1952г. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Роберт Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастет жизненный уровень населения, поскольку произойдет объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал прекратить долговременное соперничество между Францией и Германией; организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа; подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов. [1.c.1]
Цели ЕОУС: По договору о создании ЕОУС, государства-участники обязались поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа, решения которого становились для них обязательными; пошлины на товары, производимые угледобывающей и металлургической промышленностью шести стран, должны были быть ликвидированы в целях объединения экономических ресурсов участников ЕОУС. Договор нацеливал на создание общего рынка товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, а также реконструкцию двух базовых отраслей экономики для повышения их рентабельности.
Создание ЕОУС наметило поэтапное развитие западноевропейской интеграции от отдельных отраслей ко всему хозяйству, от экономики к политике. Деятельность ЕОУС была весьма успешной, свидетельством чему стал рост добычи угля в государствах-членах до 250 млн. тонн к 1955 г. и производства стали – до 60 млн. тонн в год. Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) является частью Парижского договора 1951г.[1.c.1]
— Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957г. являлось государственно-монополистической организацией, объединяющей 6 западно-европейских стран: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, созданная в целях объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый «Общий рынок». Договор об учреждении ЕЭС подписан в марте 1957 в Риме и вступил в силу 1 января 1958. Образование ЕЭС представляет собой новое явление, возникшее в условиях современного этапа общего кризиса капитализма, и отражает присущую монополистической стадии капитализма объективную тенденцию к интернационализации хозяйственных отношений и капитала, к ликвидации узких национальных границ, на что в своё время указывал В. И. Ленин. Он подчёркивал, что капитализм «. связывает все страны мира в единое хозяйственное целое», ибо «. капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы. местного рынка, области, а затем и государства» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 57). В основе учреждения ЕЭС лежит попытка финансовой олигархии 6 западноевропейских стран, опираясь на эту объективную тенденцию, расширить рынки сбыта и территориальную сферу своей деятельности с целью создания благоприятных условий для быстрого и бескризисного развития производительных сил стран-участниц. Возникновение ЕЭС знаменует собой дальнейшее углубление конфликта между современным уровнем развития производительных сил и производственных отношениями капитализма и стремление правящих кругов стран-участниц разрешить его с помощью межгосударственного объединения. [ 34.c.16]
Создание ЕЭС, помимо экономических, преследует и политические цели — объединение сил западноевропейского капитализма против мирового коммунистического движения, социалистических государств, а также национально-освободительной борьбы колониальных и зависимых стран. В учреждении ЕЭС нашло также отражение стремление определённых монополистических кругов «шестёрки» консолидировать свои силы в конкурентной борьбе с монополиями др. стран, в первую очередь США, за передел рынков сбыта. [1.c.1]
Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путём создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» мыслится такое объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «лиц, капиталов и услуг»; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц. Реализация этих мероприятий должна осуществляться постепенно, в течение т. н. переходного периода в 12 лет.
— Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) — международная организация членов Европейского союза. Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году. Успехи ЕОУС и провал планов создания ЕОС закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 г. министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики. В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П. А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки». Эти переговоры завершились подписанием в марте 1957 г. Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «Общий рынок». Договоры о ЕЭС и Евратоме вступили в силу с 1 января 1958 г. Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и ФРГ. В 1973 г в него вошли Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 г — Греция. 1986 г — Испания и Португалия. 1995 г — Австрия, Швеция и Финляндия.[35.c.22]
Евратом призван был содействовать:
— развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами,
— формированию общей энергетической политики,
— координации принятия решений,
— снижению цен на энергоносители,
— повышению стабильности энергетики,
— обеспечения контроля за атомной энергетикой.
Европейское экономическое сообщество 1957г. и Европейское сообщество по атомной энергии 1957г. были созданы в рамках Римского договора 1957г.
Римский договор 1957г. знаменует собой появление европейского права. Сам характер этого договора декларативный, поскольку в нем отмечено:
— солидарность с бывшими колониальными странами;
— призыв к участию в европейской интеграции. [15.c.50]
— Люксембургская сессия министров иностранных дел 1970г.
Знаменовала о появление соглашения о первом сотрудничестве в Европе. Основные положения сессии:
— улучшение взаимопонимания между членами ЕС;
— согласование их точек зрения;
— выработка согласования подхода к решению международных проблем.
В 1970 году, на Люксембургской сессии министров иностранных дел государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении полномочий между национальными правительствами и руководящими органами Сообщества. [6.c.27]
— Маастрихтский договор 1992г. — договор об экономическом и валютном союзе (ЕВС), заключенный в 1992 г. в голландском городе Маастрихте государствами — членами Европейского Союза (ЕС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия. Процесс валютно-экономической интеграции был разбит на три этапа. Их выполнение постепенно, по мере создания необходимых институтов и процедур, подготовило экономические и валютные системы этих стран к введению единой европейской валюты евро и созданию Европейского Центрального банка.
В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жесткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфляции в этих странах не должен был превышать 2,6%, дефицит государственного бюджета — 3%, а общего государственного долга — 60% валового внутреннего продукта (ВВП). Зафиксированы также допустимые пределы колебаний долгосрочных ставок процента и валютных курсов. Трудный процесс адаптации к маастрихтским критериям конвергенции сопровождался во всех странах Европы, и в особенности в странах, вошедших в ЕВС, ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться (ниже 10%), что свидетельствовало о том, что адаптация в значительной мере произошла.
Основные положения Маастрихтского договора в 1992г.:
— структурирование общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ);
— защита общих интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами и уставом ООН;
— развитие международного сотрудничества.[3.c.1]
— Амстердамский договор 1997 г. Самым важным шагом в развитии Европейского права за последние годы является подписание Амстердамского договора в октябре 1997 года. Изменения, введенные Амстердамским договором, усилили позицию Европейского Парламента. Амстердамский Договор в целом заменил процедуру сотрудничества, а также, до определенной степени, консультативную процедуру и согласительную процедуру процедурой совместного принятия решений. Амстердамский договор осознал параллельность между голосованием квалифицированным большинством и процедурой совместного принятия решений. Процедура совместного принятия решений становится общим правилом для всех вопросов, решающихся квалифицированным большинством, а иногда она предусмотрена для вопросов, решающихся Советом единогласно.
Амстердамский договор усилил роль Европейского Парламента в назначении председателя Комиссии. Амстердамский договор несколько изменил полномочия Суда. Амстердамский договор знаменует важный шаг в процессе европейской интеграции.
В целом, Амстердамский договор 1997г. расширил и конкретизировал механизмы осуществления общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем:
— определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;
— принятия решений по общей стратегии;
— усиления систематического сотрудничества между государствами-
членами в проведении их политики.
Механизм ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).
Для принятия решений о совместных действиях и общих позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип квалифицированного большинства. Это повысило действенность данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.
В процессе осуществления ОВПБ проявились ряд негативных факторов:
— Отсутствие политической воли у членов ЕС;
— Трудности с налаживанием механизма принятия решений;
— Скудные бюджетные ресурсы на внешнюю политику (1%).[4.c.1]
— Ниццский договор (2000г.) Ниццский договор 2000г. стал стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:
– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.
Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001г.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000г. распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического сектора с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия. (Смотрите Приложение № 1) [5.c.1]
Таким образом, нормативно-правовую базу Европейского Союза составляют: Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), является частью Парижского договора 1951г.,Европейское экономическое сообщество 1957г. и Европейское сообщество по атомной энергии 1957г. были созданы в рамках Римского договора 1957г., Люксембургская сессия министров иностранных дел 1970г., знаменовала о появлении соглашения о первом сотрудничестве в Европе, Маастрихтский договор 1992г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццский договор 2000г.
Источник