Нормы токсичности по странам

Euro, Stage, Tier. Перспективные экологические нормы

С. Протасов «Основные Средства» №4/2009

Нормы 2011–2016 гг.

Экологические нормы Eврoсоюза, США и Японии очень близки и в значительной степени гармонизированы по уровням токсичных составляющих и по срокам вступления в действие, но все же различия есть, например, в методиках измерения дымности на режимах разгона двигателя.

Нормы Euro 6 еще окончательно не составлены и не утверждены, но уже можно сказать, что ужесточение требований будет значительным. Следует отметить, что для измерения токсичности отработавших газов (ОГ) при сертификации на Euro 6 вводятся новые циклы (методики) испытаний: вместо ETC (European Transient Cycle), вероятно, будет введен новый цикл WHTC (World Harmonized Transient Cycle). При испытаниях по этому циклу обороты и нагрузки двигателей будут, в общем, меньше, поэтому и температуры ОГ будут ниже. Однако при снижении температуры ОГ уменьшается количество аммиака, образующегося из раствора мочевины, и каталитический нейтрализатор теряет часть своей эффективности. Вследствие этого ограничивается и разложение NOx. Вдобавок цикл WHTC включает в себя «холодный» режим работы в первой части цикла, при котором NOx нейтрализуется еще меньше. В результате уровень NOx в ОГ увеличивается, поскольку вторая, «горячая» часть цикла не может компенсировать этого увеличения токсичных составляющих.

Требования экологических стандартов для внедорожной техники Stage IV, EEV и Tier 4 подобны нормам для магистральных автомобилей Euro 5/6 и US’7, US’10, только сроки вступления в действие первых запаздывают примерно на три года относительно вторых. Ограничения по уровню содержания NOx в ОГ и сажи в «магистральных» и «внедорожных» стандартах не сильно различаются (см. табл. 1, 2 и 3).

Читайте также:  Как определить вид бюджета страны

По новой методике испытаний двигателей на неустановившихся режимах NRTC (ее будут применять параллельно со старым циклом NRSC, состоящим из восьми контрольных режимов, ISO 8178) внедорожные машины должны испытываться дважды – с холодным и горячим пуском. Суммарные выбросы подсчитывают так: 10% берется из собранных при испытаниях с холодным пуском и 90% – из испытаний с горячим пуском.

Источник

Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков

Краткая история вопроса

Нормы токсичности отработавших газов (ОГ) новых малотоннажных коммерческих автомобилей утверждены Директивой 70/220/ЕЕС, которая впоследствии много раз дополнялась. Наиболее важные дополнения:

• Стандарты Euro 1: Директива 93/59/EEC (легковые автомобили и легкие грузовики);

• Стандарты Euro 2 (EC 96): Директивы 94/12/EC и 96/69/ЕС;

• Стандарты Euro 3/4 (2000/2005): Директива 98/69/ЕС с последующими дополнениями в 2002/80/ЕС;

• Стандарты Euro 5/6 (2009/2014): от 20 июня 2007 г. Часть стандартов, в которой описываются методики испытаний, коэффициенты ухудшения и принимаемые каждым государством–членом ЕС индивидуально исправленные нормы содержания твердых частиц РМ, будет окончательно утверждена 2 июля 2008 г.

Топливо. Вместе со стандартами 2000/2005 гг. были введены более строгие нормы по топливу: цетановое число для дизельного топлива должно быть не менее 51 (c 2000 г.); содержание серы в дизельном топливе – не более 350 ррм (с 2000 г.) и 50 ррм (c 2005 г.); содержание серы в бензине – не более 150 ррм (c 2000 г.) и 50 ррм (c 2005 г.). Бессернистое дизтопливо и бензин (10 ррм S) должны быть в продаже с 2005 г. и станут обязательными с 2009 г.

Измерение токсичности ОГ. Токсичность ОГ измеряется по Новому европейскому ездовому циклу на беговых барабанах для шасси NEDC (ECE 15 + EUDC). С 2000 г. (Euro 3) в эту методику внесено изменение: был исключен 40-секундный период прогрева двигателя перед началом отбора пробы ОГ. Эта измененная методика испытаний на холодный пуск получила название NEDC, или MVEG-B. Токсичность ОГ выражается в г/км.

В проект норм Euro 5/6 включена новая методика измерения массового содержания твердых частиц (сажи) в ОГ (подобная методике, предусмотренной в нормах США 2007 г.). В этих стандартах также устанавливаются количественные нормы предельного содержания твердых частиц в ОГ (методика РМР) в дополнение к значениям предельного содержания по массе. Для норм Euro 5/6 добиться соответствия содержания твердых частиц по массе можно только с помощью «закрытых» сажевых фильтров. Введение количественных значений предельного содержания предотвращает возможность разработки в будущем «открытых» фильтров, которые понижают содержание в ОГ твердых частиц по массе, но дают возможность проходить через фильтры большому количеству ультрамелких частиц сажи.

Нормы токсичности ОГ. Нормы содержания токсичных составляющих в ОГ легких коммерческих автомобилей представлены в табл. 1. Начиная с Euro 2 вводятся различные нормы токсичности для дизельных и бензиновых автомобилей. Для дизельных устанавливаются более жесткие нормы на содержание СО, но может быть более высоким содержание NOx. У бензиновых автомобилей не ограничивается содержание сажи до норм Euro 4 включительно. В Euro 5/6 устанавливаются нормы содержания по массе твердых частиц в ОГ бензиновых автомобилей. Количественные значения равны для автомобилей с дизельными двигателями и с бензиновыми с непосредственным впрыском.

Все даты, указанные в таблицах, относятся к Новым одобрениям типа транспортного средства. В Директивах ЕС также указывается вторая дата – на один год позже (если не указано иное), которая относится к первой регистрации (ввод в эксплуатацию) существующих транспортных средств, получивших Одобрение типа ранее.

Числовые значения содержания твердых частиц (сажи) в ОГ. В проекте будущих норм числовые значения содержания твердых частиц устанавливаются на уровне 5·1011 км -1 (методика РМР, Новый европейский ездовой цикл NEDC) и вступают в действие с нормами Euro 5/6 для всех категорий автомобилей с дизельными двигателями (N1, N2). Количественные нормы содержания твердых частиц (сажи) в ОГ должны выполняться наряду с нормами содержания твердых частиц по массе, приведенными в табл. 1.

Для автомобилей с бензиновыми двигателями количественные нормы содержания твердых частиц не устанавливаются.

Таблица 1. Стандарты Евросоюза по токсичности ОГ легких грузовых автомобилей, г/км

Категория* Нормы токсичности Дата введения СО СН СН+NOx NOx Твердые частицы (сажа)
Дизельные
N1, Класс I, ≤1305 кг Euro 1 окт. 1994 2,72 0,97 0,14
Euro 2, IDI янв. 1998 1,0 0,70 0,08
Euro 2, DI янв. a 1998 1,0 0,90 0,10
Euro 3 янв. 2000 0,64 0,56 0,50 0,05
Euro 4 янв. 2005 0,50 0,30 0,25 0,025
Euro 5 сент. б 2009 0,50 0,23 0,18 0,005 д
Euro 6 сент. 2014 0,50 0,17 0,08 0,005 д
Euro 1 окт. 1994 5,17 1,40 0,19
Euro 2, IDI янв. 1998 1,25 1,0 0,12
Euro 2, DI янв. a 1998 1,25 1,30 0,14
N1, Класс II, 1305…1760 кг Euro 3 янв. 2001 0,80 0,72 0,65 0,07
Euro 4 янв. 2006 0,63 0,39 0,33 0,04
Euro 5 сент. в 2010 0,63 0,295 0,235 0,005 д
Euro 6 сент. 2015 0,63 0,195 0,105 0,005 д
Euro 1 окт. 1994 6,90 1,70 0,25
Euro 2, IDI янв. 1998 1,5 1,20 0,17
Euro 2, DI янв. a 1998 1,5 1,6 0,20
N1, Класс III >1760 кг Euro 3 янв. 2001 0,95 0,86 0,78 0,10
Euro 4 янв. 2006 0,74 0,46 0,39 0,06
Euro 5 сент. в 2010 0,74 0,350 0,280 0,005 д
Euro 6 сент. 2015 0,74 0,215 0,125 0,005 д
Бензиновые
N1, Класс I, ≤1305 кг Euro 1 окт. 1994 2,72 0,97
Euro 2 янв. 1998 2,2 0,50
Euro 3 янв. 2000 2,3 0,20 0,15
Euro 4 янв. 2005 1,0 0,1 0,08
Euro 5 сент. б 2009 1,0 0,10 е 0,06 0,005 г, д
Euro 6 сент. 2014 1,0 0,10 е 0,06 0,005 г, д
Euro 1 окт. 1994 5,17 1,40
Euro 2 янв. 1998 4,0 0,65
N1, Класс II, 1305…1760 кг Euro 3 янв. 2001 4,17 0,25 0,18
Euro 4 янв. 2006 1,81 0,13 0,10
Euro 5 сент. в 2010 1,81 0,13 ж 0,075 0,005 г, д
Euro 6 сент. 2015 1,81 0,13 ж 0,075 0,005 г, д
Euro 1 окт. 1994 6,90 1,70
Euro 2 янв. 1998 5,0 0,80
N1, Класс III >1760 кг Euro 3 янв. 2001 5,22 0,29 0,21
Euro 4 янв. 2006 2,27 0,16 0,11
Euro 5 сент. в 2010 2,27 0,16 з 0,082 0,005 г, д
Euro 6 сент. 2015 2,27 0,16 з 0,082 0,005 г, д

DI – двигатели с непосредственным впрыском; IDI – предкамерные двигатели.
а – до 30 сентября 1999 г. (после этой даты двигатели с непосредственным впрыском (DI) должны будут соответствовать нормам для предкамерных двигателей (IDI); б – январь 2011 г. для всех моделей; в – январь 2012 г. для всех моделей; г – применимо только к автомобилям с двигателями с непосредственным впрыском; д – предлагается изменить на 0,003 г/км, используя методику испытаний РМР; е – и методику NMHC=0,068 г/км; ж – и методику NMHC=0,090 г/км; з – и методику NMHC=0,108 г/км.
* Для Euro 1/2 классы по массе, соответствующие категории N1: Класс I ≤1250 кг, Класс II 1250…1700 кг, Класс III >1700 кг.

Надежность сохранения уровня токсичности ОГ. Сроки эксплуатации автомобилей, в течение которых должен сохраняться уровень токсичности ОГ, составляют:

  • Euro 3 – 80 000 км пробега, или 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше); вместо фактического испытательного пробега производители могут использовать следующие коэффициенты ухудшения: 1,2 для СО, СН, NOx (бензин) или 1,1 для СО, NOx, СН+ NOx и 1,2 для твердых частиц (дизель);
  • Euro 4 – 100 000 км, или 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше);
  • Euro 5/6 – при соответствующих условиях эксплуатации: 100000 км или 5 лет; проверка надежности сохранения качества работы устройств снижения токсичности ОГ для Одобрения типа транспортного средства: 160 000 км, или 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше).

Прочие условия. В нормах содержится ряд дополнительных условий:

  • государства Евросоюза могут вводить налоговые льготы за досрочный ввод в эксплуатацию автомобилей, соответствующих будущим экологическим нормам;
  • нормы токсичности ОГ для холодного пуска (–7 °С) автомобилей с бензиновыми двигателями введены с 2002 г. (Директива 2001/100/ЕС), для легковых автомобилей норма составляет 15 г/км СО и 1,8 г/км СН; токсичность измеряется только на городских режимах ездового цикла;
  • системы контроля токсичности ОГ должны диагностироваться бортовой системой автомобиля.

Требования по бортовой диагностике автомобиля. Начиная с норм Euro 3 автомобили должны оборудоваться бортовыми диагностическими системами для контроля токсичности ОГ. Водитель должен быть извещен в случае неисправности или ухудшения работы системы контроля токсичности ОГ, которое может вызвать повышение токсичности ОГ выше допустимого предела, указанного в табл. 2 (нормы для Euro-4 – предлагаются). Допустимые величины основаны на ездовом цикле NEDC (холодный пуск ЕСЕ+EUDC). Чтобы отличить эти требования от требований по бортовой диагностике США (US OBD), они называются EOBD – Европейские требования по бортовой диагностике.

Таблица 2. Европейские требования по бортовой диагностике. Нормы токсичности ОГ, г/км
Категория Класс Нормы токсичности Дата введения СО СН NOx Твердые частицы (сажа)
Дизельные
N1 I EU 3 2005 г. 3,20 0,40 1,20 0,18
EU 4 2005 г. 3,20 0,40 1,20 0,18
II EU 3 2006 г. 4,00 0,50 1,60 0,23
EU 4 2006 г. 4,00 0,50 1,60 0,23
III EU 3 2006 г. 4,80 0,60 1,90 0,28
EU 4 2006 г. 4,80 0,60 1,90 0,28
Бензиновые
N1 I EU 3 2000 г. 3,20 0,40 0,60
EU 4 2005 г. 1,90 0,30 0,53
II EU 3 2001 г. 5,80 0,50 0,70
EU 4 2005 г. 3,44 0,38 0,62
III EU 3 2001 г. 7,30 0,60 0,80
EU 4 2005 г. 4,35 0,47 0,70

Примечание. Ряд требований по бортовой диагностике разъяснены в Директиве 1999/102/ЕС. Даты введения в действие требований по бортовой диагностике для автомобилей с двигателями на газе (сжиженном или натуральном) приведены в Директиве 2001/1/ЕС.

Источник

Оцените статью