Новейшее время история стран запада

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М., Пономарева М.В.

М.: Ч.1 — 2005, 463с.; Ч.2 — 2001, 336с.; Ч.3 — 2004, 256с.

Учебник посвящен истории стран Европы и Америки в 1900—2000 гг. В специальных разделах рассматриваются основные тенденции развития западного общества в первой половине XX в. и история международных от ношений. Основное внимание авторы уделили социально-экономической и политической истории отдельных стран и регионов. Учебник является частью учебно-методического комплекса «Новая и новейшая история зарубежных стран».

ЧАСТЬ 1.
Введение 5
Глава 1. Основные тенденции развития стран Европы и Америки в 1900-1945 гг 9
§ 1. Триумф евроцентристского мира 9
§ 2. Основные направления социально-экономического развития 14
§ 3. Новые тенденции в развитии капитализма 18
§ 4. Трансформация капитализма на путях реформизма 23
§ 5. Тоталитарно-авторитарная альтернатива капитализму 30
Глава 2. Международные отношения в первой половине XX в 38
§ 1. Международные отношения в 1900—1914 гг 38
§ 2. Первая мировая война, 54
§ 3. Международные отношения в межвоенный период 72
§ 4. Вторая мировая война 97
Глава 3. Страны Северной Америки в 1900—1945 гг 127
§ 1. Эра прогрессизма. США в начале XX в 127
§ 2. США в период «просперити» 138
§ 3. Эпоха «Нового курса» 144
§ 4. Канада в 1900-1945 гг. 150
Глава 4. Великобритания в 1900—1945 гг 168
§ 1. Великобритания в начале XX в. «Ллойдджорджизм» 168
§ 2. От первого ко второму правительству лейбористов 186
§ 3. Великобритания накануне и в годы второй мировой войны 197
Глава 5. Франция в 1900-1945 гг 212
§ I. Третья республика в начале XX в 212
§ 2. От «Национального блока» к «Национальному единению» 226
§ 3. Народный фронт во Франции 237
§ 4. Крах Третьей Республики 250
Глава 6. Германия в 1900-1945 гг 262
§ 1 Германия в начале XX в 262
§ 2, Веймарская республика 280
§ 3, Третий Рейх 300
Глава 7. Италия в 1900-1945 гг 327
§ 1. Италия в первой четверти XX в 327
§ 2. Приход итальянского фашизма к власти 332
§ 3. Италия в годы фашизма (1922-1943) 334
Глава 8. «Малые страны» Западной и Северной Европы в 1900-1945 гг 340
§ 1. Страны Северной Европы в первой половине XX в 340
§ 2. «Малые страны» Западной Европы в первой половине XX в 348
§ 3. Австрия в межвоенный период 355
Глава 9. Европейская «периферия»: страны Южной и Юго-Восточной Европы в 1900-1945 гг 365
§ 1. Страны Южной Европы в 1900-1945 гг. (Испания, Португалия, Греция) 365
§ 2. Страны и народы Юго-Восточной Европы в начале XX в 392
§ 3. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в 20—30-е гг. и период второй мировой войны 403
Глава 10. Страны Латинской Америки в 1900-1945 гг 425
§ 1. Латинская Америка в начале XX в 425
§ 2. Мексиканская революция 1910—1917 гг 427
§ 3. Латинская Америка в первое послевоенное десятилетие (1918-1929 гг.) 434
§ 4. Латинская Америка в 1929-1945 гг 438
Рекомендуемая литература 452

Читайте также:  Страны которым запрещен ввоз продукции

ЧАСТЬ 2.
Глава 1. Основные тенденции развития стран Европы и Америки в 1945-2000 гг. 5
§ 1. Конфликт идеологий и образование трех миров 5
§ 2. Особенности политического развития 9
§ 3. Основные направления ‘ социально-экономического развития 17
§ 4. Миграционные процессы и проблемы охраны окружающей среды 23
§ 5. Основные итоги развития человечества на пороге XXI столетия 26
Глава 2. Международные отношения во второй половине XX в 31
§ 1. Начало «холодной войны» и эволюция двухполюсного миропорядка в 50-х — первой половине 70-х гг. 31
§ 2. Центростремительные тенденции в мировой политике 39
§ 3. Контуры многополярного мира 48
Глава 3. Страны Северной Америки в 1945 2000 гг. 58
§ 1. США после Второй мировой войны 58
§ 2. США в 70-90-х гг. 66
§ 3. Канада в 1945-2000 гг. 76
Глава 4. Великобритания в 1945—2000 гг. 96
§ 1. Великобритания после Второй мировой войны 96
§ 2. Правление консерваторов: «тринадцать впустую потраченных лет» или «ветры перемен»? 106
§ 3. Великобритания в 60—70-х гг. «Технократическая эра» 124
§ 4. От неоконсерватизма М. Тэтчер к «новому лейборизму» Э. Блэра 154
Глава 5. Франция в 1945-2000 гг 187
§ 1. Франция после Второй мировой войны. Четвертая республика 187
§ 2. Голлизм и образование Пятой республики 214
§ 3. Франция в 1974-2000 гг. 235
Глава 6. Германия в Ш5-2000 гг 269
§ 1. Германия после Второй мировой войны. Образование двух немецких государств 269
§ 2. ФРГ и ГДР в 50-70-х гг 283
§ 3. «Эпоха Коля»: немецкий неоконсерватизм и объединение Германии 313
Рекомендуемая литература 331

Читайте также:  Право страны где учреждено юридическое лицо личный закон

ЧАСТЬ 3.
Глава 1. «Малые страны» Западной Европы и страны Северной Европы в 1945—2000 гг 4
§ 1. «Малые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) 4
§ 2. Страны Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия) 18
Глава 2. Страны Южной Европы в 1945—2000 гг 30
§ З.Италия 30
§ 4. Испания 59
§ 5. Португалия 81
§ 6. Греция 87
Глава 3. Страны Восточной Европы в 1945—2000 гг 96
§ 7. Страны Восточной Европы после Второй мировой войны 96
§ 8. Восточноевропейский социализм: становление общественной модели и попытки ее модификации 111
§ 9. Проблемы постсоциалистического развития стран Восточной Европы 153
Глава 4. Страны Латинской Америки в 1945—2000 гг. 191
§ 10. Латинская Америка в 40—50-е гг. 191
§ 11. Кубинская революция 200
§ 12. Латинская Америка в 60-е гг 212
§ 13. Латинская Америка в 70-е гг 228
§ 14. Латинская Америка в 80—90-е гг. 240
Рекомендованная литература 253

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Татьяна Зеленская — История стран Западной Европы и Америки в новейшее время

Описание книги «История стран Западной Европы и Америки в новейшее время»

Описание и краткое содержание «История стран Западной Европы и Америки в новейшее время» читать бесплатно онлайн.

В учебном пособии представлены основные сюжеты, вопросы и проблемы исторического развития государств Западной Европы и Америки на новейшем этапе мировой истории. В качестве основы для рассмотрения исторического процесса выбрана политическая история, успешно подкрепляемая экономическими и социальными аспектами. Особое внимание уделяется автором характеристике международных отношений, складыванию контуров современной западной цивилизации, ее эволюции от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Учебное пособие адресована преподавателям истории и студентам исторических факультетов, изучающих в соответствии с государственным стандартом и учебным планом курс «Новейшая история зарубежных стран» и всем тем, кто интересуется проблемами исторического развития стран Запада в новейшее время.

История стран Западной Европы и Америки в новейшее время

Новейшее время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории. Это связано с развертыванием судьбоносных для всего человечества событий глобального масштаба, определивших динамику складывания современной цивилизации.

История новейшего времени – одна из основных дисциплин, необходимых для подготовки квалифицированного историка. Она знакомит студентов с основными тенденциями развития общества в новейшее время. Содержание курса новейшей истории стран Европы и Америки ориентировано на комплексное изучение социально-экономических, политических и духовных процессов, определивших развитие западного общества в ХХ веке и в начале нового тысячелетия, а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени. Значительное место отводится проблемам политического строя, формированию партийных систем, их эволюции и роли в жизни общества.

Содержание данного пособия исходит из понимания мирового развития как единого и многообразного процесса, сопровождающегося перманентными изменениями во всех сферах жизни мирового сообщества. В основе этого процесса лежит как история отдельных государств Западной Европы и Америки, так и система их отношений и взаимодействий на протяжении всего XX века.

Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен рассмотрение основных тенденций развития западных стран в первой половине ХХ века и истории международных отношений. Это период наиболее полной и последовательной реализации базовых принципов индустриального общества. Основополагающими событиями данного этапа всемирной истории являлись две мировые войны, обусловившие начало процесса глубоких изменений в западной цивилизации. Второй раздел охватывает хронологический отрезок, начиная с 1945 г. и до настоящего времени: эпоху биполярного мира, сопровождавшуюся противостоянием двух сверхдержав (СССР и США), создавших глобальные системы союзов-государств, а также современный этап развития западного общества, характеризующийся формированием постиндустриальной, информационной цивилизации и новой системы международных отношений.

Предметом изучения курса новейшей истории стран Западной Европы и Америки является ход исторического развития человеческой цивилизации в XX в. и на рубеже нового тысячелетия.

Целевая установка курса предусматривает на основе анализа узловых моментов развития мировой цивилизации в новейшее время представить насколько возможно объективную картину развития человечества в это исключительно бурное столетие с целью осмысления его уроков и понимания того, чего же мы как цивилизация добились и на какой рубеж вышли. При этом немаловажным представляется изучение основных тенденций мирового исторического процесса и специфики развития локальных цивилизаций в XX– начале XXI веков.

Изучение курса новейшей истории предполагает формирование у студентов исторического сознания и мышления, вооружение их современными научными знаниями об основных этапах и важнейших направлениях развития современных исторических общностей в контексте мирового исторического процесса.

Освоение всего круга проблем и составных компонентов теоретического курса истории новейшего времени стран Западной Европы и Америки, представленного в пособии, должно способствовать формированию у студента соответствующих знаний, умений, навыков и представлений.

Студенты должны знать: географическое расположение изучаемых стран, основные народы их населяющие; событийную канву новейшего этапа исторического развития отдельных стран Западной Европы и Америки; хронологические периоды, основные даты исторических событий, основополагающие понятия, термины и категории исторической науки относительно истории зарубежных стран новейшего времени; имена исторических деятелей и географические объекты в рамках дисциплины; основные модели социально-экономического развития стран Западной Европы и Америки; этапы становления международных отношений в начале ХХ века, в ходе первой мировой войны, межвоенный и послевоенный периоды («холодная война»); тенденции внутреннего развития западных стран, связанные с партийно-политической борьбой и эволюцией политических систем; конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендуемой учебной литературе.

Студенты должны уметь: излагать общий ход исторических событий в том или ином регионе западного мира; выявлять причинно-следственные связи наиболее важных событий новейшей истории; самостоятельно работать с источниками и литературой; связно и грамотно излагать материал перед аудиторией; анализировать и обобщать собранный и изученный материал; выработать и отстаивать свою точку зрения на спорные исторические проблемы; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому народов зарубежной Европы и Америки; объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства зарубежных государств на различных этапах новейшего времени; выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа современного политического процесса; ориентироваться в перспективах развития мирового сообщества на основе осмысления исторического опыта генезиса мировых цивилизаций.

Студенты должны владеть навыками: самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками и литературой; сравнительного анализа исторических фактов, событий и явлений общественной жизни на основе исторического материала; ведения дискуссии по основным проблемам изучаемого курса.

Студенты должны иметь представления: об основных проблемах мирового исторического процесса в XX–начале XXI века (в экономической, политической, духовной сферах, области международных отношений); об основных эпохах в новейшей истории зарубежных стран и их хронологии; об основополагающих теоретических концепциях и моделях общественного развития западной цивилизации; о состоянии развития современной исторической науки; о наиболее актуальных проблемах новейшей истории стран Западной Европы и Америки; об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

Изучение данного курса приобретает особое значение именно сегодня, когда человечеству предстоит вновь выбирать столбовую дорогу своего дальнейшего движения вперед. При этом практическая значимость курса истории новейшего времени заключается в подготовке нового поколения к пониманию современных реальностей во всей их сложности и противоречивости.

Задачи изучения дисциплины:

– сформировать у студентов целостное представление о развитии ведущих стран Западной Европы и Америки в новейшее время;

– рассмотреть основные тенденции политического и социально-экономического развития стран зарубежной Европы и Америки, выявить специфику исторического развития макрорегионов Запада;

– осветить проблему поиска моделей общественного развития в различных странах Европы и Америки;

– актуализировать вариативность моделей общественного развития у народов зарубежной Европы и Америки на новейшем этапе истории;

– рассмотреть процесс становления, кризиса и трансформации социалистической модели модернизации в странах Восточной Европы;

– выделить возможные тенденции развития современных государств Запада;

– исследовать основные этапы эволюции системы международных отношений.

Новейшая история стран Западной Европы и Америки (1900–1945 гг.)

Введение в курс Новейшей истории зарубежных стран. Основные тенденции развития стран Европы и Америки в первой половине XX века

§ 1. Современная трактовка понятия «новейшая история». Проблемы периодизации новейшей истории (основные принципы, критерии и хронологические рамки)

Начиная изучение последнего временного отрезка развития человеческой цивилизации, завершающий период изучения которого приходится на начало XXI столетия, современниками которого мы являемся, следует определиться с трактовкой самого понятия «новейшей истории» в исторической науке сегодняшнего дня.

Долгое время и у нас, и на Западе точкой отсчета новейшей истории считались события 1917— 1918 гг. (период европейских революций и окончания Первой мировой войны.). Однако в последнее десятилетие XX века произошел пересмотр этого устоявшегося представления о начале новейшего периода исторического развития мировой цивилизации.

В основе этого переосмысления лежало понимание того, что события, избранные в качестве начальной точки отсчета, возникли не на пустом месте. Они были подготовлены теми крупномасштабными процессами, которые разворачивались и на международной арене, и внутри отдельных государственных образований начиная с рубежа XIX–XX вв. В это время классическое буржуазное общество, сложившееся к середине XIX в., вступило в полосу длительной, многомерной перестройки с наличием многих альтернативных вариантов. Эта поливариантность обусловила острейшие противоречия между различными социально-политическими силами, отстаивающими собственные представления о векторах развития человеческой цивилизации. Столкновения этих интересов и определяли динамику развития мира в XX в. Они формировали ту единую канву событий, из которой сплеталось сложное, многоцветное полотно, называемое «новейшей историей».

Источник

Оцените статью