- Зачем нужен ЕГЭ в России?
- Зачем ввели ЕГЭ?
- Плюсы и минусы ЕГЭ
- Для чего нужен ЕГЭ?
- Нужен ли ЕГЭ для жизни: мнения школьников разделились
- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Общество
- Россия: как ЕГЭ за 10 лет отразился на образовании (Eurasianet, США)
- Контекст
- Milliyet: именно в российских вузах загораются звезды научного мира
- Образование — бездарная трата времени и денег?
- Первые турецкие атомщики получили престижное российское образование
- Iltalehti: в России умеют похвалить и оскорбить одновременно
Зачем нужен ЕГЭ в России?
ЕГЭ – выпускной школьный экзамен, результаты которого используются при поступлении в высшие учебные учреждения. С 2009 года является официальной формой выпускной и одновременно вступительной кампании, позволяет уравнять права и возможности всех участников. Мы расскажем о том, для чего нужен ЕГЭ, что послужило толчком к его созданию. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Зачем ввели ЕГЭ?
ЕГЭ существует почти 20 лет, ведь тестовые экзамены были проведены в далеком 2001 году. Однако ГИА в той форме, к которой мы привыкли, была полноценно внедрена в 2009 году. На сегодняшний день в структуру ГИА входят 15 предметов, результаты экзамена действительны в течение 4-х лет. Стоит обратить внимание на то, что каждый выпускник, который сдал ЕГЭ неудовлетворительно, может оспорить результат через подачу апелляции или пересдачу. Последняя доступна лишь для обязательных предметов – это русский язык, а также базовая или профильная математика. Остальные предметы выпускник выбирает самостоятельно, отталкиваясь от вуза и специальности, на которую он будет поступать.
Введение ЕГЭ изменило подход к системе оценивания знаний выпускников. Во время экзамена за выпускниками следят члены ГЭК, а пункты прохождения ГИА дополнены системами видеонаблюдения. Участники экзамена не могут использовать шпаргалку, у них не получится связаться с кем-то по телефону или вынести экзаменационную работу за пределы аудитории. Благодаря этому были уравнены все выпускники, ведь во время прохождения ЕГЭ они остаются один на один со своими знаниями и экзаменационными заданиями.
Плюсы и минусы ЕГЭ
Эксперты выделяют следующие плюсы ГИА-11:
- минимизация уровня коррупции в вузах и школах, лицеях, гимназиях;
- возможность выбирать уровень математики, что является палочкой-выручалочкой для гуманитариев;
- объективная и честная проверка знаний выпускников, ведь все экзаменационные работы имеют единую структуру и содержат вопросы одинакового уровня сложности;
- выпускники активно занимаются подготовкой к ЕГЭ, что позволяет им получить новые знания и укрепить те, которые были освоены в рамках школьной программы;
- ЕГЭ позволяет поступать в крупные вузы абитуриентам с периферии, которые получили высокий балл;
- есть возможность подать апелляцию в случае несогласия с результатами, пересдать ЕГЭ в текущем или следующем году (зависит от предмета), а также получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения;
- автоматизация всех процессов – от проверки работ до хранения результатов.
Однако существует ряд доводов против ЕГЭ, главный – неравные условия. Дело в том, что не каждый выпускник может хорошо подготовиться к экзамену ввиду отсутствия возможности посещать репетитора или курсы. В этом вопросе все неоднозначно, ведь ЕГЭ охватывает школьную программу по конкретному предмету, поэтому ученики, прилежно обучающиеся в течение 11 лет, без проблем могут выполнить все задания.
Во время экзамена многие ребята испытывают естественное волнение и растерянность, поэтому допускают ошибки. И речь идет не о решении экзаменационных заданий, а о правилах оформления работы. Поэтому в преддверии ЕГЭ школьники вынуждены не только читать учебники и методические материалы, но и учиться оформлять работу, ведь в случае ошибки правильные ответы могут быть не распознаны.
Еще один минус – наличие дополнительных вступительных испытаний в вузе, что особенно актуально для МГУ им. М. В. Ломоносова и большинства учебных учреждений творческой направленности. Для поступления на направления подготовки, связанные с журналистикой, хореографией, актерским мастерством или литературным творчеством, придется сдавать дополнительное испытание. Иногда его результаты являются решающими во время принятия решения о зачислении абитуриента. Однако такие вузы – исключение из правил, в большинстве случаев прием абитуриентов выполняется исключительно по результатам ГИА-11.
Для чего нужен ЕГЭ?
Рассказывая о том, зачем придумали ЕГЭ, стоит упомянуть о борьбе с коррупцией. ЕГЭ – форма аттестации, которая уравняла права и обязанности российских выпускников. Все данные об участниках и их результатах занесены в единую базу, что нивелирует риск фальсификаций или получения взяток во время выпускных и вступительных кампаний. После введения ЕГЭ двери лучших вузов открылись перед ребятами, получившими во время экзамена высокие баллы. Такой подход сделал хорошее образование доступным для каждого абитуриента, который хочет учиться, проявляет инициативу и демонстрирует высокий уровень подготовки.
Источник
Нужен ли ЕГЭ для жизни: мнения школьников разделились
ЕГЭ пришел в Россию в 2001 году в качестве эксперимента. Участие в нем было добровольным и охватывало пять регионов страны. Но уже к 2008 году ЕГЭ сдало свыше миллиона школьников со всех регионов. экзамен стал обязательным испытанием для выпускников школ, итоговой проверкой знаний перед поступлением в ВУЗы.
Но сейчас на ЕГЭ все чаще смотрят с сомнениями: задания экзамена усложняются, контроль за списыванием усиливается, нервы будущих выпускников напрягаются все больше. Действительно ли так важен ЕГЭ? Помогает ли он выпускнику школы в дальнейшей самореализации в жизни? Вот что ответили на это выпускники челябинских школ 2017 и 2018 учебных годов.
Татьяна, выпускница лицея №88:
– Считаешь ли ты нужным проведение ЕГЭ в дальнейшем?
– Да, потому что это неплохая система оценивания, без нереально сложных заданий. Один стандарт для всех, к которому можно без проблем подготовиться самому и набрать немало баллов.
– Как ты считаешь, поможет ли ЕГЭ тебе реализоваться в дальнейшем в жизни?
– В будущем ЕГЭ никак не поможет мне в жизни. Не факт, что он поможет даже поступить в вуз, ибо на некоторые специальности требования уж очень высоки. Наверное, кроме выпуска из школы ЕГЭ ничего мне не дал.
– ЕГЭ убивает знания или приумножает их?
– Реальных знаний этот экзамен не дает. Подготовка к нему учит школьников шаблонам, но не нестандартному мышлению. Ученикам нужно доводить до автоматизма какие-то свои действия, а если что-то пойдет не так – начинается паника. К примеру, когда ты сталкиваешься с заданием, которое до этого не отрабатывал.
– В чем главная проблема ЕГЭ?
– Главная проблема ЕГЭ в том, что он не учитывает личных качеств и способностей ученика, заставляет делать то, что у тебя, может, не совсем хорошо получается. В заданиях ЕГЭ нет свободы, ты должен делать все точно по критериям. Все ответы должны быть точь-в-точь как у проверяющих, буква в букву. ЕГЭ не учит быть творческим человеком, он подгоняет человека под некие общие шаблоны.
Софья, ученица 11 класса школы №14 (ей предстоит сдавать ЕГЭ через год:
– Многие считают, что ЕГЭ лишь вводит учеников в стрессовую ситуацию и не имеет практической ценности. С этим сложно не согласиться, так как во многих школах запугивают экзаменами. Дети начинают паниковать, едва перейдя в 10-й класс. Но на мой взгляд, ЕГЭ имеет превосходство над любым другим способом проверки знания ученика.
Я считаю, что ЕГЭ позволяет оценить знания объективно и увидеть их в разных областях науки. Сдача этого экзамена стимулирует ученика хорошо учиться и раньше определиться со своей будущей профессией. Конечно, каждый школьник переживает перед экзаменами. Ведь это не только проверка накопленных за 11 лет знаний, это еще и подготовка к взрослой жизни. Сейчас, к сожалению, при поступлении в ВУЗы смотрят лишь на баллы ЕГЭ, а на аттестат не обращают внимания, если только он не красный. Это порождает ситуации, когда школьник-отлични, из-за волнения сдавший ЕГЭ не очень хорошо, имеет меньше шансов поступить в ВУЗ, чем школьник, который буквально спал на последней парте все 11 лет, но каким-то чудом списал на экзамене. И в результате получил много баллов. Иногда проверка знаний все же несправедлива. На мой взгляд, главная проблема ЕГЭ – страх большинства детей. И еще — это больше проверка уровня учителей, преподающих материал школьникам, а не самих школьников.
Студентка ЮУГМУ Оксана, успешно сдавшая ЕГЭ в 2017 году:
– ЕГЭ не помог мне ни в учебе, ни в самореализации. Это даже не проверка знаний. Тебя просто учат решать однотипные задания. Ты как робот уже подсознательно их решаешь. Больше здесь важны не сами знания, а память. Большинство заданий запоминаются и всплывают в памяти на самом экзамене. Главная проблема ЕГЭ – психоэмоциональное состояние учеников. Экзаменом пугают всю старшую школу, вводят учеников в депрессию. Неокрепшая психика может не выдержать такого давления. Нужно относиться к ЕГЭ проще как ученикам, так и преподавателям.
От себя добавлю, что знания на ЕГЭ проверяются не всегда по школьной программе, ведь многие задания требуют углубленного и самостоятельного изучения тем. Спустя год после сдачи великого и ужасного экзамена я решил заглянуть в задания, дабы узнать: остались ли у меня в памяти хоть какие-то знани, или же весь автоматизм пропал? Многие задания, конечно, сейчас выглядят смешно. Но без многолетнего заучивания все навыки сдачи ЕГЭ пропадают очень быстро.
Подготовил материал Виталий Карпенко
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Россия: как ЕГЭ за 10 лет отразился на образовании (Eurasianet, США)
Единый государственный экзамен не решил проблем образования, а лишь добавил новые, утверждают специалисты.
По факту ЕГЭ привел к кризису: качество образования ухудшилось, вузы наводняют студенты, не знающие элементарных вещей, а сфера коррупции сместилась на уровень олимпиад, считают эксперты.
Качество образования ухудшилось
Многие работники сферы образования и большинство населения убеждены в негативном влиянии ЕГЭ на качество образования. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в июле 2018 года, 77% считают, что учащихся натаскивают только на прохождении тестов, в результате чего ухудшается качество знаний (в 2014 году так считали 64%).
Кроме того, ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности школьников (77%), а проверка знаний после введения ЕГЭ стала формальной и поверхностной. При этом 57% убеждены, что одаренные дети из регионов получили возможность учиться в престижных вузах.
С годами проведения ЕГЭ общеобразовательные школы перестали быть общеобразовательными, убеждены некоторые преподаватели. «Человек заканчивает школу со знанием русского и математики и двух предметов [по которым он сдает ЕГЭ]. Остальных предметов он не знает вообще», — заявил в эфире телеканала «Саратов» доцент кафедры отечественной истории и историографии Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского госуниверситета Владимир Хасин.
Во многих случаях проблемы наблюдаются с обязательными для ЕГЭ русским языком и математикой. Яркий пример — грамотность первокурсников журфака МГУ. Набравшие максимальное число балов на ЕГЭ по русскому языку делают массу глупейших ошибок на первом же проверочном диктанте, рассказала осенью 2018 года «Первому каналу» доцент кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасия Николаева. В частности, в 2009 году меньше восьми ошибок в письменном тексте делали 18%, а в 2016 — только 4%, и их количество сокращается, утверждает она.
Что касается математики, с 2012 по 2016 год доля школьников, которые, сдав ЕГЭ по математике, ничего не вынесли из школьного курса математики, увеличилась с 14% до 30-50%, писал в 2016 году в своем исследовании доктор физико-математических наук Юрий Неретин. Более поздних исследований не проводилось. В 2019 году, по прогнозу Неретина, доля таких школьников должна увеличиться. Свой вывод он основывал на проводимой в 2016 году оценке знаний семиклассников, которые в 2019 году стали выпускниками.
Исследование Тюменского государственного университета о зависимости баллов ЕГЭ от успеваемости в вузе выявило практически полное отсутствие этой зависимости. «Честно говоря, настолько слабой корреляции между баллами ЕГЭ и успехами в учебе студентов мало кто ожидал. Фактически, только совсем низкий балл… надежно предсказывает плохую успеваемость. Но после преодоления этого порога балл ЕГЭ, похоже, почти ни о чем не говорит — во всяком случае, для формата свободного образования», — считают авторы исследования.
ЕГЭ не сочетается со школьной программой
Содержание единого экзамена оторвано от школьного курса. Об этом говорят и некоторые ученики. «Наша школа направлена на общее образование. Но ЕГЭ требует узкоспециализированной направленности. Наши учителя отдаются своему делу, они хотят преподавать нам свой предмет. Но мне некогда на него откликаться [из-за необходимости готовиться к ЕГЭ]», — говорит учащийся саратовской Гимназии №2.
«Подготовка к ЕГЭ невозможна на базе школьной программы по русскому языку на основе школьных учебников, поскольку задания часто обращены к столь частным случаям, что без специальной литературы и справочников… приобретения дополнительных пособий не обойтись», — говорится в петиции школьных учителей и преподавателей вузов, опубликованной в мае 2019 года на сайте «Новой газеты».
Контекст
Milliyet: именно в российских вузах загораются звезды научного мира
Образование — бездарная трата времени и денег?
Первые турецкие атомщики получили престижное российское образование
Iltalehti: в России умеют похвалить и оскорбить одновременно
По свидетельству учителей, с которыми пообщался Eurasianet.org, то же самое относится к другим предметам. А в случае с историей, химией и биологией ситуация еще сложнее, потому что во многих школах они преподаются не более одного-двух часов в неделю. О разрыве между школьным образованием и требованиями ЕГЭ в сентябре 2018 года заявил председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Михаил Погосян.
Правда, также есть вопросы к профессионализму учителей. Всероссийские исследования Рособрнадзора, проводившиеся с 2015 по 2018 год, показали, что с заданиями по своему предмету не справилась почти половина учителей математики и информатики, четверть филологов, историков и экономистов, пишет «Газета.ру».
«Исследование является некорректным от начала и до конца», — заявила в декабре 2018 года министр просвещения РФ Ольга Васильева в ответ на исследование Рособрнадзора, не вдаваясь в подробности.
Равенство абитуриентов под сомнением
Одной из идей ЕГЭ было создать равные условия для поступления в вузы для выпускников разных, в том числе региональных школ. По оценке министра просвещения Ольги Васильевой, иногородние студенты сегодня занимают 70% бюджетных (оплачиваемых государством) мест в вузах Москвы и Петербурга, в то время как до введения ЕГЭ их доля составляла 30%. «ЕГЭ стал социальным лифтом, который позволяет школьникам из всех регионов поступать в ведущие столичные вузы», — считает Васильева.
Однако Владимир Хасин убежден, что процент иногородних студентов в московских вузах в последние годы сокращается. Многие вузы ввели дополнительные вступительные испытания, и теперь даже высокий балл не гарантирует поступление в МГУ или МГИМО, утверждает он.
Иногда выпускникам, получившим высокие баллы, не остается мест в вузе из-за победителей и призеров олимпиад. В 2017 году, например, «олимпиадники» заняли все бюджетные места на факультете международной журналистики в МГИМО. В 2018 году число зачисленных в вузы «олимпиадников» выросло на 21%, а их доля в первой десятке вузов среди всех зачисленных составила от 13% до 47% в зависимости от вуза.
Кроме того, наблюдаются большие различия в результатах сдачи ЕГЭ школьниками из разных регионов, говорится в исследовании ВШЭ, основанном на анализе первых восьми лет существования ЕГЭ (2009-2017 годы). «У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны… Неравенство [образовательных] ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое», — говорится в нем.
Подготовка к ЕГЭ увеличила расходы населения
Те, кто хочет получить высокий балл на ЕГЭ и поступить в хороший вуз, вынуждены готовиться за деньги — на специальных курсах или у репетиторов, поскольку базовое образование не справляется с подготовкой к экзамену. Так, по данным Общественной палаты РФ, считают 92% опрошенных. К платным услугам прибегают 61,7% учащихся, тратя на это до 6 тысяч рублей в месяц.
В 2016 году образовательные курсы, репетиторы и преподаватели заработали 130,3 миллиарда рублей, подсчитали авторы исследования, проведенного при участии ВШЭ, и предположили, что этот рынок будет ежегодно расти на 2-3%. К 2021 году, про прогнозу исследователей, рынок может вырасти до 149,2 миллиарда рублей.
Между тем, согласно выводам исследования BusinesStat, в 2018 году рынок дополнительного образования составил 103,8 миллиарда рублей, причем на средства населения пришлось лишь 22% этой суммы, а остальные средства предоставлялись организациями и из бюджета.
По мнению профессора кафедры математического анализа РГПУ имени Герцена Сергея Рукшина, одна из идей ЕГЭ состояла в том, чтобы избавить сферу образования от коррупции приемных комиссий. И с этой задачей ЕГЭ справился, переместив расходы родителей на рынок репетиторов, который на этом фоне пережил «невиданное удорожание», а коррупционную составляющую — в сферу олимпиад, утверждает он. По его данным, есть факты, когда школьников за деньги готовят к олимпиадам преподаватели вузов, которые являются организаторами этих олимпиад.
Последствия для экономики
Отбор студентов, который происходит с помощью ЕГЭ, к сожалению, не ориентирован на то, чтобы выискивать творческих личностей, сказал президент Российской академии наук Александр Сергеев в интервью изданию «Научная Россия». Этот экзамен, по его мнению, должен «оценивать ассоциативное мышление, возможность решения каких-то ситуаций и так далее». В этом экзамене должно быть «раскрепощение творческого начала», без которого Россия не преодолеет научно-техническое и научно-технологическое отставание, считает он.
Те, кто плохо учился в школе, как правило, не наверстывают упущенное в ходе дальнейшего образования, и в итоге оказываются неуспешными на рынке труда и не могут работать с достаточной производительностью, считают авторы доклада Центра стратегических разработок и ВШЭ.
«Речь идет о сотнях тысяч детей, которым школа не смогла обеспечить необходимую поддержку и индивидуальное сопровождение образовательной траектории. Эти дети не только не смогут внести вклад в экономический рост, но сами будут обречены на существенно более низкое качество жизни. Как следствие, не удастся сократить расходы в социальной сфере… поскольку недостаточным окажется уровень функциональной грамотности у значительной части нового поколения», — говорится в докладе.
В этом, по мнению авторов доклада, главная угроза социальной устойчивости и сплоченности российского общества в ближайшие годы. «Снижение школьной неуспешности в два раза соответствует на 10-летнем горизонте росту ВВП страны на 2%, на 20-летнем — на 5-6%, а на 30-летнем — свыше 10%», — считают они.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник