Объединение инициатив стран балтийского моря

Эстония, Польша, Болгария обсудили в Таллине региональное сотрудничество

В Таллине прошла встреча на высшем уровне «Инициатива трех морей», пишет err.ee. Основной темой мероприятия президент Эстонии Керсти Кальюлайд назвала «мудрые коммуникации».

«Эстония хотела добавить „Инициативе трех морей“ практичности, чтобы платформа обмена мнениями стала более эффективной формой сотрудничества. Мы эти цели выполнили. По инициативе Эстонии сотрудничество на уровне правительств стало более тесным. Существенно выросло число стран, подключившихся к инвестиционному фонду „Инициативы трех морей“. Также был создан секретариат трех морей и комплексная трактовка мудрых коммуникаций, которые позволят найти способы более эффективного использования инфраструктуры», — сказала Кальюлайд.

В первой половине встречи по интернету участвовали главы государств Восточной и Центральной Европы, президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер и госсекретарь США Майкл Помпео. В Таллинн также прибыли президент Польши Анджей Дуда, президент Болгарии Румен Радев и заместитель госсекретаря США по вопросам экономического роста Кейт Крач.

«Инициатива трех морей» представляет собой объединение 12 государств Европейского Союза, расположенных в Центральной и Восточной Европе. Территория стран-участниц имеет выход к Адриатическому, Балтийскому и Черному морям. Целью организации является налаживание регионального диалога по различным вопросам.

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас встретился с президентом Польши Анджеем Дудой, который прибыл в Таллин в связи с саммитом «Инициативы трех морей» и сопутствующим бизнес-форумом. Политики обсудили борьбу с Covid-19, двусторонние отношения, региональные пути и средства сообщения и происходящее в Белоруссии. По словам Ратаса, быстрые и современные транспортные и энергетические коммуникации играют ключевую роль для развития региона.

«Наша цель в том, чтобы отрезок Rail Baltica между Польшей и Литвой был готов в срок. Также важно к 2025 году довести до конца синхронизацию электросистем балтийских стран с Европой. В этом проекте проходящие через территорию Польши коммуникации имеют жизненно важное значение. Очень положительно то, что недавно Европейская комиссия решила выделить проекту средства в размере более 700 миллионов евро, что, помимо прочего, как раз позволит построить новое польско-литовское соединение», — сказал Ратас.

Премьер-министр Эстонии поблагодарил Польшу за присутствие ее войск на территории Прибалтики. «Благодарю польские военно-воздушные силы за то, что в начале этого года они впервые участвовали в миссии по обеспечению безопасности воздушного пространства на базе Эмари. Жаль, что из-за пандемии мне не удалось лично встретиться с ними вместе с моим польским коллегой Матеушем Моравецким. Это настоящие профессионалы, чье возвращение в Эстонию всегда будет приветствоваться», — сказал Ратас.

Читайте также:  Важность культуры для страны

Премьер-министр отметил, что заключенный между Польшей и США договор о расширенном военном присутствии, который президент Дуда подписал 15 октября, «крайне важен». Также он добавил: «Мы должны увеличить поддержку гражданского общества, СМИ и молодежи Белоруссии. На прошлой неделе Эстония решила поддержать белорусские проекты по сотрудничеству в деле развития 500 000 евро»

С Дудой встретилась в понедельник и президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Рассуждая о сотрудничестве в НАТО, Кальюлайд сказала, что рада, что польские военно-воздушные силы находились в эстонском Эмари с января по апрель. Говорили также о сотрудничестве в установлении энергетических и транспортных связей и экономическом взаимодействии. Президент Польши в понедельник также открыл воссозданную Польско-Эстонскую торгово-промышленную палату.

Также в ходе саммита «Инициатива трех морей» Польша и США подписали договор о сотрудничестве в сфере атомной энергетики. Также Соединенные Штаты и Эстония подписали новый договор о науке и технологиях — подписи под документом заместитель главы Госдепартамента США по вопросам экономического роста, энергетики и окружающей среды Кейт Крач и министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу.

Заместитель госсекретаря Кейт Крач подчеркнул значимость подписанного соглашения: «Цифровой экономике Эстонии могут позавидовать во всем мире. Предпринимательский дух страны и ее высококвалифицированные специалисты делают Эстонию идеальным партнером для США в области науки и технологий, особенно в это время стремительных перемен. Сегодняшний договор будет иметь решающее значение не только для решения вызовов, связанных с пандемией, но и множества проблем в области экономики и национальной безопасности».

«Мы высоко ценим готовность США развивать с нами научно-техническое сотрудничество. Такое эстоно-американское сотрудничество имеет большой потенциал, но оно еще не было полностью раскрыто в наших двусторонних отношениях. Включение таких тем цифрового мира как кибербезопасность, искусственный интеллект, финансовые технологии и цифровое управление в область нашего сотрудничества позволит нам активизировать совместную деятельность. Наш опыт и исследования в области развития цифрового общества позволяет Эстонии поделиться своими знаниями; в то же время США являются одним из мировых лидеров в области науки и технологий», — сказал министр иностранных дел Урмас Рейнсалу.

Новый договор будет продолжать поддерживать партнерство между ведущими учеными, государственными и частными исследовательскими учреждениями и предприятиями. Некоторые примеры продолжающегося сотрудничества:

  • Проект «Исследование изменения климата в странах Балтии» в рамках партнерства между Университетом Иллинойса, Тритон колледжем, общественным колледжем Уобонси и Таллиннским университетом, финансируемый за счет гранта в размере $ 300 000 Управлением научных исследования и разработок Национального научного фонда США;
  • Сотрудничество между Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе и Тартуским университетом, финансируемое грантом Национальных институтов здравоохранения США в размере 10 000 долларов США для исследования полногеномного анализа фенотипов здоровья и благополучия в 2020—2024 гг. ;
  • Партнерство на 2018−2024 гг. между Военно-медицинским университетом США и Тартуским университетом в рамках Совместной сети европейских клинических исследований детских болезней (Conect4children), финансируемое Европейским союзом и Совместной инициативой по инновационной медицине.

Источник

«Инициатива трёх морей»: экономика или политика?

В польском научном и геополитическом дискурсе существует концепция различения стран, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Черным морями.

Кто изобрел Междуморье?

Польские политики любят добавлять к этому проекту (рожденному на волне распада Российской империи) целые века предположительно естественных интеграционных процессов, происходящих от Скандинавии до Балкан, конечно, с особым вниманием к усилиям некоторых польских монархов (особенно из династии Ягеллонов), вождей (Адам Ежи, князь Чарторыйский и Юзеф Пилсудский) и писателей (Ежи Гедройц, Роумунд Пилсудский, Юлюш Мирошевский).

Между ними только эти последние, активисты и мыслители 20-го века, были настоящими сторонниками, а на самом деле также создателями и продолжателями польской версии известной немецкой теории и практики гегемонии и эксплуатации немецко-русских пограничных областей в первой половине 20-го века. Любое предшествующее обоснование, данное этой идее, является чисто историческим анахронизмом.

Авторство, а значит и «естественное лидерство» проекта, охотно приписывают полякам… ложь. Между тем нет никаких сомнений в том, что, несмотря на разные названия (Интермариум, Три Моря), «Инициатива трех морей» является лишь повторением концепции Фридриха Наумана (прежде всего экономической). Точно так же сегодня полякам легче обратиться к маршалу Пилсудскому и Е. Гедройцу, чем подтвердить, например, вдохновляющую и эффективную роль таких американских политиков, как Збигнев Бжезинский.

Для кого Mitteleuropa?

Тем не менее занижение остается самой важной слабостью всех этих идей. Как сейчас, так и в прошлом нельзя было указать на какой-либо общий интерес, безусловно и безоговорочно соединяющий и объединяющий государства Центральной и Восточной Европы, не только те, которые находятся далеко друг от друга, такие как Финляндия и Греция, но даже такие, которые кажутся близкими и по соседству, как Польша и Литва.

Более того, единственные общие цели в этой области до сих пор были сформулированы только извне, с точки зрения некой глобальной державы, по разным причинам желающей преследовать свои интересы в Центральной Европе. Так было с имперской Германией, Советским Союзом, а теперь и с Соединенными Штатами.

И в этом последнем, наиболее актуальном смысле (в связи с «Инициативой трех морей») четко видно, что это не интеграция, а программа отчуждения, предназначенная для исключения приобретенных стран из других инициатив (прежде всего, основной Европейский союз), чтобы заменить их суверенные геополитические взгляды и интересы. И это также сходство американского видения организации Центральной Европы с ее немецким оригиналом Кайзера (не говоря уже об идентичной цели обоих: экономической и эксплуатационной).

Кто нас разделяет? Что нас связывает?

Конечно же, это не единственные барьеры и ограничения для сотрудничества в Центральной Европе. Следует подчеркнуть, что зачастую те же самые силы, которые формально поддерживают единство и интеграцию, фактически имитируют поляризационные инстинкты и инициативы, возглавляемые этнонационализмом.

Достаточно упомянуть, что совсем недавно, всего 105 лет назад, Центральная и Восточная Европа уже была подвержена далеко идущей интеграции — в рамках многоэтнических империй — Российской, Австро-Венгерской и Османской/Турецкой. И как оказалось, тогдашний интерес к глобализации приказывал не только побудить народы к строительству государств (например, поляков и чехов), но и просто создавать новые нации, что в конечном итоге привело к раздробленности и конфликту в этой части мира (конечно, вопросы современного этногенеза и создания наций очень деликатны, потому что никто не любит признавать, что его нация была искусственно придумана для чужих интересов…).

Такой процесс был продолжен и интенсифицирован 30 лет назад, во время распада Югославии и Советского Союза. Именно так значительная часть политических границ, разделяющих наш мир, была отмечена до сегодняшнего дня — и что еще более важно, рождались (или, по мнению других, были выявлены) барьеры в национальном сознании иногда в экстремальных, даже патологических формах. Также стоит помнить, что те, кто сегодня призывает к ускоренной политической и в основном искусственной интеграции, зачастую те же, кто когда-то разделял нас.

С геополитической точки зрения: это исторически британская политика и германская практика играли такую роль в Центрально-Европейском регионе — как сегодня гегемонистские интересы Соединенных Штатов.

Мы видим игру этнонационалистического фактора, особенно в Прибалтике, а недавно на Украине (Бандера — Донцов — Шухевич) и даже в… России, где несколько лет назад попытки «яркой оппозиции» со стороны либеральных лозунгов плавно превратились в элементы ксенофобии. Таким образом, мы имеем дело с интересным парадоксом (на самом деле, однако, довольно очевидным). В то же время:

— деятельность по дезинтеграции для диверсификации формально функционирующего Европейского сообщества — двусторонняя: от Брюсселя, Парижа и Берлина до Европы с двумя скоростями (большая часть еврозоны и остальные) и от Вашингтона, чтобы создать «более американскую Европу», то есть «Три Моря»;

— те же самые мощности поддерживают шовинистический этнонационализм в этих центральноевропейских странах, что, естественно, препятствует реальному региональному сотрудничеству.

Все эти тактики переплетаются и дополняют друг друга, что позволяет нам понять, что их реальной целью является не интеграция, включая создание какой-либо отдельной ценности (неважно, истинной или мнимой) в форме организации района Междуморя; и тем не менее реально восстановление национального принципа в мировых отношениях.

Таким образом, независимо от того, хотим ли мы увеличить фактор сотрудничества и интеграции или признаем ли мы приоритет национального фактора — концепция «Трех морей» радикально противоречит им и должна быть отвергнута. И это должно связать нас всех — от Хельсинки, через Вильнюс, Варшаву, Будапешт и Бухарест, до Скопье и Афин.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

В Москве заподозрили страны «Инициативы трех морей» в попытке изоляции России

Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU — Посол России в Эстонии Александр Петров опасается, что предстоящий в июне 2020 года в Таллине саммит государств международного объединения «Инициатива трех морей» может попытаться способствовать изоляции Москвы.

«Мы готовы к взаимодействию со всеми нашими европейскими соседями, если их усилия не направлены на изоляцию России, создание своего рода некоего, как раньше был такой термин, «санитарного кордона», — сказал Петров «Интерфаксу», отметив, что «здесь важно видеть направленность этой инициативы», в частности, будущего саммита.

Он подчеркнул, что Москва готова к сотрудничеству и ждет того же от европейских партнеров.

«Инициатива трех морей» является неформальной платформой сотрудничества 12 стран Центральной Европы. Она была предложена в 2015 году Польшей и Хорватией.

Основным приоритетом работы «Инициативы» названо формирование инфраструктурного и экономического единства на оси «Север — Юг». В ряде СМИ высказывались мнения о том, что проект призван переориентировать энергетические рынки Восточной Европы, а затем и других стран, которые расположены между Адриатикой, Балтикой и Черным морем, с российского газа на сырье, в том числе, американских компаний.

Участниками «Инициативы трех морей» являются 12 стран, расположенных между Балтийским, Черным и Адриатическим морями (Польша, Хорватия, Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, Румыния, Болгария и Австрия).

Эстония проведет в 2020 году саммит государств — участников Инициативы. В СМИ Эстонии ранее сообщили, что принять участие в работе саммита может и президент США Дональд Трамп, который уже участвовал в подобной встрече на высшем уровне в июле 2017 года в Варшаве. В 2018 году его не было на встрече представителей Инициативы в Бухаресте, но он направил приветствие ее участникам.

Источник

Совет государств Балтийского моря

Совет государств Балтийского моря — был учрежден 5-6 марта 1992 года в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Комиссия европейских сообществ. С 1995 года в состав Совета государств Балтийского моря вошла Исландия.

Содержание

Общие принципы работы

СГБМ раз в два года (до 2003 г. ежегодно) проводит сессию на уровне министров иностранных дел, которая созывается в стране государстве, являющемся на данный момент председателем Совета. По итогам сессии принимается совместное коммюнике. Текущими вопросами деятельности СГБМ и подготовкой сессий Совета занимается рабочий орган — Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), который проводит регулярные (примерно раз в месяц) заседания. По решению саммитов в Висбю и Колдинге (3-я встреча глав правительств государств Балтийского моря, состоялась в Дании 12-13 апреля 2000 г.) созданы специальные группы личных представителей премьер-министров стран Балтийского моря соответственно по борьбе с организованной преступностью и по борьбе с инфекционными заболеваниями.

Совет и КСДЛ могут образовывать рабочие или целевые группы. Решения во всех этих органах принимаются на основе консенсуса. В настоящее время существуют такие группы по содействию демократическим институтам, экономическому сотрудничеству, радиационной и ядерной безопасности, по молодёжной политике. Например, рабочая группа по молодёжной политике проводит свои заседания два раза в год (весной и осенью). Последняя такая встреча проходила в октябре 2007 года в Риге (Латвия).

Состав совета

В совет входит 12 членов:

  • Дания
  • Эстония
  • Финляндия
  • Германия
  • Исландия (с 1995 года)
  • Латвия
  • Литва
  • Норвегия
  • Польша
  • Россия
  • Швеция
  • Европейская комиссия

7 государств имеют статус наблюдателей:

Россия в Совете

Россия председательствовала в СГБМ в 2001—2002 гг. XI сессия (на которой было отмечен 10-летний юбилей Совета) на уровне министров иностранных дел, приуроченная к десятилетию создания Совета, состоялась в Светлогорске (Калининградская область) 5-6 марта 2002 г. 3-4 мая 1996 г. в Висбю (Швеция) впервые проведена встреча глав правительств государств Балтийского моря. В 2003 г. принято решение, что они будут проводиться каждый второй год, чередуясь с министерскими сессиями. 10 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялась четвертая встреча глав правительств государств Балтийского моря. В ее работе принял участие Президент Российской Федерации В. В. Путин и Председатель Правительства Российской Федерации М. М. Касьянов. С 1993 по 2005 г. в Латвии, Литве и Эстонии Советом реализовывалась программа «Еврофакультет» (подготовка специалистов в области экономики, администрации и права). С сентября 2000 г. эта программа действует также на базе Калининградского государственного университета. Планируется ее распространение на Псков.

См. также

Ссылки

  • www.cbss.org (англ.)
Постсоветское пространство
Государства-члены ООН Азербайджан • Армения • Белоруссия • Грузия • Казахстан • Киргизия • Латвия • Литва • Молдавия • Россия • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина • Эстония
Непризнанные и частично
признанные государства
Абхазия • Нагорно-Карабахская Республика • Приднестровская Молдавская Республика • Южная Осетия
Международные организации СГРБ • СНГ (ЗСТ) • ЕАС • СНГ-2 • ЗДПН • ОДКБ • ЕврАзЭС (Таможенный союз) • ЕЭП • ЦАС • Евразийский экономический союз • ГУАМ • БА
С другими странами: ВТО • ШОС • СДВ • СГБМ • ОЧЭС • Тюркский совет • ЦЕАСТ • ЧБТР • Союз непризнанных государств (организация прекратила существование)
С другими странами, основаны до распада СССР: ЕС (Восточное партнёрство) • ОЭС • СЕ • НАТО (ПРМ • СЕАП) • ОБСЕ • ОИС • ДН • ООН • АТЭС • ОЭСР • ЕБРР • ЦЕИ • ЛС • Франкофония

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Совет государств Балтийского моря» в других словарях:

СОВЕТ ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ — основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании в качестве координирующего органа Балтийского региона. Целями СГБМ являются содействие региональному сотрудничеству стран, прилегающих к Балтийскому морю, в самых различных областях (политика,… … Юридическая энциклопедия

СОВЕТ ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ — основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании в качестве координирующего органа Балтийского региона. Целями С.г.Б.м. являются содействие региональному сотрудничеству стран, прилегающих к Балтийскому морю, в самых различных областях (политика,… … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ СОВЕТ — СОВЕТ ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ … Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ СОВЕТ — (см. СОВЕТ ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ — учреждён по решению Потсдамской конференции 1945 (см.); состоит из министров иностранных дел СССР, США, Англии, Франции и Китая и имеет своей целью необходимую подготовительную работу по мирному урегулированию . В частности, в качестве… … Дипломатический словарь

СГБМ — Совет государств Балтийского моря … Словарь сокращений русского языка

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора

Европа — У этого термина существуют и другие значения, см. Европа (значения). Политическая карта Европы … Википедия

Источник

Оцените статью