Объединение людей называется страной

Социология

Признаки общества и государства

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство — как искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие «страна» описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Итак, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племена. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Население Земли стало походить на плотно упакованный контейнер. За лучшие территории развернулись настоящие битвы. Из курса истории вы знаете, что причинами первой и второй мировых войн были попытки держав переделить мир. Таким образом, страны — результат территориального раздела мира, который начался несколько веков назад.

Итак, необходимо заключить: понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же. И эти разные стороны изучаются разными науками (какими именно, подумайте самостоятельно).

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество — самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э.Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

Читайте также:  Политика стран по наркомании

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.
1. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на первый взгляд у них есть все необходимые для этого: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.

Итак, сделаем вывод: признаки общества Э.Шилза достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

Взаимосвязь государства и общества

Внимательно присмотревшись к признакам Э.Шилза, мы заметим, что государство — лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно — главный институт этой системы.

Монархия — власть одного, олигархия — власть немногих, республика — власть закона, анархия — безвластие, демократия — власть народа, охлократия — власть черни, аристократия — власть лучших.

Отличительная черта государства — суверенность (верховная власть плюс независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.

Как мы уже выяснили, исторически общество первично, государство — вторично. Оно возникает на определенной стадии развития первого. Возникает для защиты интересов граждан, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.

Иное положение в тоталитарном государстве. Это противоположный полюс континуума типов государства. Личность и гражданское общество подавляются, политические нравы человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящего класса или правителя. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит и подавляется тоталитарным государством. Они — антагонисты. Тоталитарное государство — базисное понятие социологии. Его характеризуют такие черты:

— жесткая цензура и отмена свободы слова,

— диктатура одной политической партии,

— монополия государственной собственности,

— геноцид против собственного народа,

— подавление личности, отчуждение от государства.

На протяжении всей истории человечества, как только появилось государство, характер отношений между ним и обществом постоянно колебался от одного полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократии. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они являлись антагонистами. Восточная деспотия — разновидность тоталитарного государства.

Итак, мы можем обобщить: отношения между обществом и государством строятся по двум линиям — в одном случае второе подавляет первое, тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом — никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе (а вот может ли общество подавлять государство, как вы думаете?).

Источник

Диаспоры: какие группы народов правильно так называть?

Вообще, в социологии диаспорами принято называть группы людей, которые объединены общим этническим происхождением, но при этом живут в другой стране.

К примеру, самая многочисленная диаспора в мире — это китайская. Около 50 млн китайцев живут за рубежом, оставаясь при этом китайцами по менталитету. На втором месте — индийцы . Их за границей проживает около 25 млн человек. Оно понятно: это самые многочисленные народы в мире.

Но самое интересное, что русская диаспора не уступает индийской — их тоже около 25 млн человек. А на третьем месте — поляки , которых за пределами родной страны живёт не менее 21 млн человек.

Слово « диаспора » — древнегреческое, оно означает « рассеяние ». Как известно, в Древний Греции было много городов-государств, так называемых полисов . Так вот диаспорами греки называли группы других греков, которые переселялись в иные родственные города и государства. Причём переселение это могло быть как мирным, так и военным. И, если какая-то часть греков завоевывала другую часть греков, то их называли «диаспора». То есть в настоящее время у этого слова несколько иное значение.

Очень важно понимать, что современная диаспора — это не просто кучка людей-иностранцев, живущих в чужой стране. Это группа людей, которая финансово, культурно, политически и морально поддерживается властями родной страны! Потому что как только эта поддержка исчезает, диаспора перестаёт существовать. Она просто ассимилируется. Вливается в местный этнос. Становится его частью.

Кроме того, на «возраст жизни» диаспоры влияет её количество. Чем больше иностранцев одного народа в другой стране, тем более они живучи как этнос внутри этноса. По сути, они могут существовать в чужом государстве, имея взаимоотношения только с представителями своего народа. Отсюда живучесть!

Вот почему китайские, индийские, русские, польские, украинские, армянские, еврейские, греческие, цыганские, азербайджанские диаспоры продолжают спокойно существовать в чужих странах. С одной стороны, их поддерживают с родины, с другой стороны — они сами льнут друг к другу. Кучкуются. Взаимодействуют. Помогают.

Какая диаспора самая живучая? Та, которая сохраняет свою национальную идентичность, свой язык, свою культуру, свои традиции и праздники. У крепкой диаспоры обязательно есть свои предприятия в стране проживания, свои школы, средства массовой информации, фонды, общественные, правовые и некоммерческие организации и т.д.

Если в стране появляются новые земляки, то члены диаспоры помогают им адаптироваться там. И не просто помогают, а имеют какие-то организации и социальные институты, специально созданные для этого.

Если всё это есть, то диаспора может считаться долговечной.

Источник

Оцените статью