Объединение стран карибского бассейна

Интеграционные объединения в Южной Америке и Карибском бассейне.

Основные интеграционные группировки:

· ЛАИ – Латиноамериканская Ассоциация Интеграция

· ЦАОР – Центральноамериканский Общий Рынок объединяет Гватемалу, Коста-Рику, Никарагуа и Сальвадор. В соответствии с принятыми решениями формально сформирована зона свободной торговли и в каждой из стран была предусмотрена ликвидация пошлин, а также введение ограничительных торговых тарифов в отношении третьих стран.

· МЕРКОСУР – Общий Рынок Стран Южного Конуса, таможенный союз. Полноправные члены Меркосура: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента. В нынешним виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи. Таможенный союз МЕРКОСУР, ставший практически первым таким союзом в Южной Америке, вступил в силу с 1 января 1995 г. Была утверждена таможенная номенклатура, единый внешний тариф, списки исключений, правила происхождения товаров. За годы своего существования объединение превратилось в наиболее влиятельный торгово-экономический союз развивающихся стран, при этом особенно успешно интеграционные процессы развивались в первые годы его деятельности.

· Кариком – Карибское Сообщество и Карибский Общий Рынок создан в1973 г. КАРИКОМ заменил существовавшую с 1968 года Карибскую ассоциацию свободной торговли. Объединяет 14 англоязычных стран Карибского бассейна. Все эти островные государства, бывшие колонии в Великобритании, являются достаточно развитыми странами, ориентирующимися на рынок США и в определенной степени Англии. Они мало связаны между собой экономически. Основная задача –увеличить товарный оборот между странами Сообщества. Основу экспорта по-прежнему составляют в основном потребительские товары и сырье, особенно нефть и нефтепродукты, минеральные полезные ископаемые, продукция сельского и лесного хозяйства. Во многих странах импорт продолжает расти быстрее, чем экспорт.

Читайте также:  Статистика интеллекта по странам

· Андское соглашение. Андское сообщество создано в 1969 годау на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора. С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла. Высший орган — комиссия Картахенского соглашения. Целью достижения более быстрого, более сбалансированного и более автономное развития через интеграцию, содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Долгие годы эта организация практически бездействовала, но теперь наметилась ее оживление. США поддержали эту организацию, подписав с ней соглашение о преференциях, возможно это решение повлияло на возрождение организации.


28. Интеграционные объединения в арабских странах.

Основные интеграционные объединения:

1.Лига Арабских государств (ЛАГ) — международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран.

Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации — Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

2.Союз Арабского МАГРИБА — Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г. Соглашение о создании союза было заключено в 1989 г. Председателем совета поочередно становится каждая страна.

3.Организация Африканского Единства — организация африканских стран. В 2002 году переименована в Африканский союз. Создана на конференции глав правительств освободившихся государств в 1963 году.

Цели: укрепление сотрудничества между странами Африки, урегулирование территориальных конфликтов, споров и разногласий между ними, сотрудничество в социально-экономической и политической сферах жизни. В 1994 году в организацию вступила ЮАР.

Штаб квартира – Эфиопия. В 1991 году был подписан договор о создании единого экономического сообщества в рамках организации. 48 государств.

Источник

СЕЛАК: «перезагрузка»

Сегодня Латинская Америка и страны Карибского бассейна, как и весь остальной мир, столкнулись с пандемией вируса COVID-19. Как крупнейшая региональная организация, объединяющая практически все страны латиноамериканского континента, СЕЛАК активно реагирует на вызовы глобальной пандемии, принимая своевременные действия и находясь в поисках конкретных решений.

С момента появления СЕЛАК Россия всегда заявляла о готовности сотрудничать с этой организацией стран Южной Америки, созданной для проведения самостоятельной внешней и внутренней политики, исключая вмешательство США и Канады. МИД России установил прагматичные связи с Сообществом, развивает с ним конструктивный диалог. Отношения с латино-карибским СЕЛАК постоянно расширяются. Москва поддерживает стремление этих государств к единству и консолидации своих суверенитетов и сохранения идентичности.

Важным шагом на пути укрепления сотрудничества России с СЕЛАК стала встреча С.В.Лаврова с главами МИД расширенного «квартета» СЕЛАК в Сочи 14-15 ноября 2016 года. По итогам мероприятия была принята «Дорожная карта» практического взаимодействия, предусматривающая дальнейшее развитие сотрудничества в торгово-экономической, политической и гуманитарной сферах.

Диалог по линии Россия — СЕЛАК продолжился в ходе традиционной встречи С.В.Лаврова с министрами иностранных дел расширенного «квартета» Сообщества «на полях» 72-й сессии ГА ООН (20 сентября 2017 г.). В рамках переговоров были подведены итоги проделанной работы по реализации упомянутой «Дорожной карты», обозначены направления дальнейшего взаимодействия по линии Россия — СЕЛАК.

В настоящее время ведется проработка вопроса организации встречи Россия — СЕЛАК или ЕАЭС — СЕЛАК. Данная тема была затронута в ходе встречи С.В.Лаврова с его мексиканским коллегой М.Эбрардом в феврале этого года.

Полагаем, что развитие СЕЛАК осуществляется в русле процессов формирования полицентричности современного мира и укрепления роли регионов в системе глобального управления, что отвечает интересам всего мирового сообщества.

Не можем не согласится с директором Латиноамериканского департамента МИД России Александром Щетининым, отметившим, что «Россия придает большое значение сотрудничеству с СЕЛАК — наиболее авторитетной и представительной интеграционной структурой, объединяющей все страны Латиноамериканского региона. Нас сближает с ними общее понимание необходимости формирования справедливого многополярного мироустройства, основанного на верховенстве международного права, центральной, координирующей роли ООН, недопустимости любых попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В современном глобальном мире мы решаем во многом схожие задачи» 1 .

На фоне пандемии коронавируса и кризиса на мировом энергетическом рынке СЕЛАК переживает один из самых непростых периодов в своей деятельности. Продолжает, к сожалению, сохраняться раскол между латиноамериканцами в отношении Венесуэлы. Учитывая тот факт, что решения по ключевым темам в СЕЛАК принимаются консенсусом, подобные расхождения привели к замедлению темпов работы объединения, а также существенно осложнили взаимодействие с его внерегиональными партнерами.

Свидетельством существующих в Сообществе сложностей стало решение Бразилии о приостановке своего членства в организации (январь 2020 г.). На этот счет министр иностранных дел страны Э.Араужо заявил, что СЕЛАК «не приносил результатов в деле защиты демократии и других областях», а, напротив, «предоставлял трибуну недемократическим режимам Венесуэлы, Кубы, Никарагуа» 2 .

Мексика, на правах нового ротационного председателя СЕЛАК, взяла курс на активизацию интеграционного объединения, укрепление его самостоятельной роли, включая институализацию механизмов сотрудничества с третьими странами. При этом ставится цель превратить данное многостороннее объединение в важнейшую латиноамериканскую интеграционную площадку. Акцент — на поиск точек соприкосновения в продвижении неконфронтационной, позитивной объединительной повестки дня с упором на сотрудничество в здравоохранении, научно-технической и природоохранной сферах, а также в вопросах региональной безопасности.

В марте-апреле этого года в формате видеоконференций прошли совещание министров здравоохранения и иностранных дел государств — участников СЕЛАК, а также экспертная встреча по тематике COVID-19.

На совещании, прошедшем 27 апреля 2020 года в формате online, исполнительный директор фонда «ЕС — Латинская Америка и Карибский бассейн» (EU-LAC) Паола Амадей, представитель временного мексиканского председательства в СЕЛАК, посол Маурисио Эсканеро и руководитель аппарата Генерального секретариата ЦАИС Олинда Сальгуэро подробно обсудили региональный план действий в чрезвычайных ситуациях, подготовленный рабочими группами ЦАИС 3 .

26 марта 2020 года страны — члены ЦАИС утвердили региональный план действий в чрезвычайных ситуациях в отношении коронавируса на сумму почти 2 млрд. долларов 4 .

Региональный план состоит из пяти основных направлений:

1) Здравоохранение и управление рисками;

2) Торговля и финансы;

3) Безопасность, правосудие и миграция;

4) Стратегические коммуникации;

5) Управление международным сотрудничеством.

Кроме того, в него включены важные соображения, касающиеся продовольственной безопасности и безопасности питания, защиты прав женщин.

Среди основных пунктов регионального плана действий в чрезвычайных ситуациях:

— совместные переговоры Совета министров здравоохранения стран Центральной Америки и Доминиканской Республики (COMISCA) в рамках ЦАИС о закупке лекарств и предметов медицинского назначения;

— постоянный мониторинг ситуации в регионе с помощью информационной и координационной платформы «SICA COVID-19»;

— свободный транзит товаров через страны — члены ЦАИС для гарантии поставок;

— активизация механизма гуманитарной помощи в регионе;

— разработка системы региональных экономических показателей для предварительной оценки влияния COVID-19 на страны;

— систематизация и распространение информации в режиме реального времени, используя SICABot на WhatsApp и др.;

— выделение более 150 тыс. тестовых наборов COVID-19 для стран — участниц ЦАИС.

В настоящее время последствия пандемии коронавируса, вне всяких сомнений, требуют оперативной реакции государств и принятия совместных мер в области здравоохранения, экономики и социальной сферы. Однако для того, чтобы эти усилия были эффективными и своевременными, необходимо выработать стратегии по координации и сближению стран на многостороннем и региональном уровнях, отбросив сиюминутные обиды и противоречия, ради общего блага. Уверены, что весомую роль в этом может сыграть именно СЕЛАК.

Источник

Геополитика малых стран Карибского бассейна

На сегодняшний день не существует единого определения термина «малое государство». Его пытаются идентифицировать по многим признакам: небольшая площадь страны, нехватка ресурсов, малый военный потенциал и низкое ВВП, а также в сравнении с другими региональными государствами. Обращают внимание также и на численность населения. Однако здесь тоже нет единого мнения. Согласно американскому специалисту по истории дипломатии Э. Плишке, численность населения «малых стран» не должна превышать 5 млн. Содружество Наций предлагает определять «малое государство» как государство с количеством населения в 1,5 миллиона человек и менее. По данным Всемирного банка, в Карибском бассейне таких государств одиннадцать: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка[1]. Все эти страны – бывшие колонии Британской Империи. Кроме того, к «малым государствам» Карибского бассейна можно отнести такие страны как Гваделупа, Мартиника (заморские департаменты Франции), Аруба, Нидерландские Антиллы (Кюрасао и Синт-Мартен; колонии Нидерландов), Пуэрто-Рико (территория, свободно ассоциированная с США). Все семнадцать государств входят в Ассоциацию государств Карибского бассейна.

Главными особенностями данной группы стран являются «сравнительно узкие внутренние рынки, небольшой производственно-экономический потенциал, во многих случаях и по сей день представленный прежде всего сельскохозяйственным производством при довольной узкой его экспортной специализации[2]». Поэтому малые страны остаются открытыми для внешней торговли и международного рынка, даже если ввиду географических причин это приводит к более высоким экономическим и административным издержкам.

Утверждается, что у малых государств немного возможностей изменить свое положение в более широкой мировой системе и, следовательно, природой системы им предопределено действовать на периферии в мировой арене. Проблема слабости и потенциала малых островов Карибских государств в отношении их развития и международных отношений является ключевой проблемой для этих государств. Проблемы, связанные с их небольшими размерами, включают также и экологию, открытую экономику, слабый институциональный потенциал и ограниченные возможности[3]. Это приводит к их зависимости от более сильных стран региона или ввиду исторических причин от бывших метрополий (таких как Великобритания, Франция, Испания и др.). В политической системе такая зависимость сочетается с уязвимостью к внешнему давлению и манипуляциям. Согласно отчету Консультативной группы Содружества: «Малые государства не имеют военной или экономической мощи; они вынуждены полагаться на дипломатические средства, чтобы донести до других стран характер своих национальных интересов в различных областях международных отношений, которые имеют жизненно важное значение для их выживания[4]».

Кроме того, островные малые государства Карибского бассейна политически устойчивы, в них сохраняются традиционные политические системы.

Так, например, Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка – унитарные парламентские и конституциональные монархии, в основе политических устройств которых лежит Вестминстерская модель. Главой государства является королева Великобритании, а на местах ее представляет генерал-губернатор. Гваделупа и Мартиника являются заморскими территориями Франции. Президент назначает префекта, который осуществляет управление департаментом. Государства Аруба, Нидерландские Антиллы (Кюрасао и Синт-Мартен) являются бывшими территориями Нидерландов, сейчас это самоуправляемые государства со значительной автономией, однако Нидерланды осуществляют оборону и внешнюю политику этих государств.

Для малых государств Карибского бассейна, обычно входящих в число самых слабых государств международной системы, дипломатия играет центральную роль в их международных отношениях. Эти государства обычно мало прибегают к огромной военной или экономической мощи, и поэтому дипломатия остается единственным эффективным средством, с помощью которого такие государства могут пытаться воздействовать на международную систему и взаимодействовать с ней в своих интересах[5].

Среди крупных островных государств Карибского моря нет регионального лидера, на который могут ориентироваться более слабые страны. «Хотя Куба и Доминиканская Республика по геополитическому потенциалу и соответствуют званию претендента на региональное лидерство, у них отсутствуют необходимые для этого лидерства материальные ресурсы[6]». Поэтому малые страны Карибского бассейна попадают в зависимость от внешних игроков, которые проводят здесь общую региональную политику. На данный момент существует три возможных внерегиональных лидера:

  1. США. Американское правительство считает, что события в Карибском регионе непосредственно влияют на внутреннюю безопасность Соединенных Штатов. По мнению Дж. Буша, карибские страны являются «жизненно важными партнерами в вопросах безопасности, торговли, здравоохранения, окружающей среды, образования, региональной демократии и других вопросов[7]». Отношения между Соединенными Штатами и странами Карибского бассейна характеризуются обширными экономическими связями, сотрудничеством в области безопасности, а также большой программой внешней помощи со стороны США.
  2. Венесуэла. Главный инструмент интеграции – это венесуэльская нефть. Программа «Petrocaribe» действует с 2005 года, Венесуэла поставляла свою нефть ряду стран Карибского региона. Кроме того, данная программа была направлена на преодоление ориентации малых стран Карибского бассейна на США. Летом 2020 г. Венесуэла заявила о намерении реанимировать программу «Petrocaribe» в целях взаимной интеграции латиноамериканских стран[8].
  3. Бразилия является региональным лидером всей Латинской Америки, но при этом имеет устойчивые отношения с малыми государствами Карибского бассейна, о чем свидетельствуют высокие показатели торгово-экономического взаимодействия. Однако в интеграции Бразилия уступает двум первым возможным внерегиональным лидерам ввиду отсутствия региональных проектов со странами Карибского бассейна.

В настоящее время одним из векторов внешней политики малых стран Карибского бассейна является сотрудничество со странами ЕС. К основным направлениям деятельности относятся демократия, в частности, права человека, безопасность, торговля, инвестиции, инновации, образование, а также изменение климата. Для Карибского бассейна ЕС является ключевым инвестиционным и торговым партнером.

ЕС стремится укреплять здесь свои позиции и влияние ввиду возрастающей роли данного региона на мировой арене и его экономических перспектив.

Сотрудничество с Китаем также является одним из приоритетных внешнеполитических направлений стран Карибского бассейна. Существует 6 направлений развития кооперации по программе «1+3+6» Си Цзиньпина, они связаны с экономическими интересами, это энергоресурсы, инфраструктура, сельское хозяйство, промышленность, научно-технические инновации и информационные технологии. Карибские государства ввиду своего потенциального экономического развития привлекательны для иностранных инвестиций, чаще всего в индустрию туризма и портовой инфраструктуры. Кроме того, развивается и дипломатическая сфера. «Так, например, в июле 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин побывал на Кубе, в июне 2013 г. — Тринидаде-и-Тобаго, а в июле 2011 г. и феврале 2009 г. он, будучи тогда еще заместителем председателя КНР, посетил Кубу и Ямайку соответственно[9]».

Таким образом, малые страны Карибского бассейна имеют высокий экономический потенциал для иностранных инвесторов, поэтому этот регион является привлекательным для многих «больших государств» и объединений: США, Китай, ЕС, а также для Венесуэлы и Бразилии.

Список источников и литературы:

Источник

Оцените статью