Объединение страны династией гуптов

Государство Гуптов

Государство Гуптов
санскр. गुप्त
gupta
хинди गुप्त राजवंश

320е — 600е


Держава Гуптов к концу V века
Столица Паталипутра
Язык(и) санскрит
Религия индуизм, буддизм
Форма правления монархия
махараджа
— 240е–280е Шри-Гупта
— 319–335 Чандрагупта I
— 540–550 Вишну Гупта

Государство Гуптов (санскр. गुप्त , gupta, хинди गुप्त राजवंश ) — государство в Индии под началом династии Гупта, существовавшее в IV—VI веках. Время правления Гуптов вошло в историю Индии как своего рода золотой век [1] , когда были выработаны основные каноны национальных литературы, изобразительного искусства, архитектуры и философии.

Содержание

Обзор

Происхождение Гуптов вызывает споры; вероятная их родина — восток Уттар-Прадеша либо область Магадха. Третий представитель династии, Чандрагупта I, принял титул «царя царей» после брака с наследницей могущественного клана Личчхави. Центром его владений была, очевидно, Праяга (современный Аллахабад).

Судя по надписи на колонне Ашоки в Аллахабаде, основными завоеваниями государство Гуптов обязано сыну и наследнику Чандрагупты — Самудрагупте, который перенёс столицу в покорённую им Паталипутру. Самудрагупта не всегда присоединял завоёванные территории, во многих случаях (особенно на юге) он считал разумным сохранять номинальную власть поверженных правителей. Надпись на колонне сообщает, что его верховенство признавали всюду от Непала до Шри-Ланки.

Наследник Самудрагупты — Чандрагупта II — более известен своими достижениями на ниве культуры, чем военными победами, хотя именно он нанёс решающий удар по Западным Кшатрапам из Уджайна. Описание его владений оставил китайский путешественник Фасянь.

Управление державой Гуптов было слабо централизованным. Провинции (деша, бхукти) во главе с родственниками императора либо доверенными военачальниками (кумараматьяс) подразделялись на округа (прадеша, висайя), которыми управлял местный совет из представителей купечества, ремесленников и писцов. Многие должности передавались из поколения в поколение. Значительные ресурсы уходили на постоянное подавление сепаратизма.

Наследникам Чандрагупты II пришлось противостоять новому вторжению кочевых племён с севера — на этот раз белых гуннов (эфталитов). Эту задачу осложняли междоусобные свары между представителями правящей династии. К середине VI века владения Гуптов сократились в разы. Весь север Индии был оккупирован эфталитами.

Значение

Династия Гупта объединила под своим владычеством чуть меньшую часть Индии, чем та, какой владел Чандрагупта Маурья. Миф о золотом веке Индии во времена Гуптов, однако, не выдерживает проверки данными современной исторической науки. Государственное устройство эпохи Гуптов было не столь унифицировано, как властная пирамида Чандрагупты Маурьи. Данные археологии показывают, что более раннее Кушанское царство было богаче Гуптского, а подлинный расцвет индуизма приходится на послегуптский период.

Цари династии Гупта

  • Шри-Гупта (275—300) [2]
  • Гхатоткача (300—320)
  • Чандрагупта I (320—350)
  • Самудрагупта (350—376)
  • Чандрагупта II (376—415)
  • Кумарагупта I (415—455)
  • Скандагупта (455—470)
  • Кумарагупта II (470—475)
  • Будхагупта (475—500)
  • Вайньягупта (500—515)
  • Нарасимхагупта (515—530)
  • Кумарагупта III (530—540)
  • Вишнугупта (540—550)

Примечания

Литература

  • Majumdar, R.C. (1977). Ancient India, New Delhi:Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-0436-8
  • Raychaudhuri, H.C. (1972). Political History of Ancient India, Calcutta: University of Calcutta ISBN 1-4400-5272-7
Государства Древней Индии (средний исторический период)
Период: Север Юг Пятиречье

(Первое исламское завоевание)

(Исламское завоевание Индии)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Государство Гуптов» в других словарях:

Гуптов Государство — индийское государство в 4 6 вв. на территории древней Магадхи. Создателем государства Гуптов считается Чандрагупта I (из династии Гуптов), в 320 г. принявший императорский титул. В начале 5 в. государство Гуптов покорило всю Северную Индию (кроме … Исторический словарь

Гуптов государство — индийское государство в IV VI вв. на территории древней Магадхи. Создателем государства Гуптов считается Чандрагупта I (), в 320 г. принявший императорский титул. В начале V в. государство Гуптов покорило всю Северную Индию (), а также Гуджарат.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

ГУПТОВ ГОСУДАРСТВО — инд. гос во в 4 6 вв. Возникло на терр. Древней Магадхи. Образование гос ва началось при Чандрагупте I (династия Гупта), к рый принял императорский титул (махараджадхираджа) очевидно в 320, т. к. этот год считается исходным для т. н. эры Гуптов.… … Советская историческая энциклопедия

ГУПТОВ ГОСУДАРСТВО — древнеиндийская империя, основана Чандрагуптой I (династия Гуптов), видимо, в 320 (с этого года в Индии считается т. н. эра Гуптов). Столица Паталипутра. В период наибольшего могущества (правление Чандрагупты II) включала почти всю Сев. Индию и… … Большой Энциклопедический словарь

Гуптов государство — древнеиндийская империя, основана Чандрагуптой I (династия Гуптов), видимо, в 320 (с этого года в Индии считается так называемая эра Гуптов). Столица Паталипутра. В период наибольшего могущества (правление Чандрагупты II) включало почти всю… … Энциклопедический словарь

Гуптов государство — инд. госуд. в 4 6 вв. Возникло на терр. Др. Магадхи. Образование госуд. началось при Чандрагупте I (династия Гупта), к рый принял императорский титул (махарад жадхираджа) очевидно в 320, т.к. этот год счит. исходным для т.н. эры Гуптов.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Империя Гуптов — Империя Гупта к концу V века Империя Гупта (санскр. गुप्त, gupta, хинди गुप्त राजवंश) государство в Индии под началом династии Гупта, существовавшее в период приблизительно с 320 по 550 годы. Династия Гупта объединила под своим владычеством почти … Википедия

320 — VI в. — Государство Гуптов. Основано Чандрагуптой I (династия Гуптов). В период наибольшего могущества правление Чандрагупты II Викрамадитьи (380 415) включало почти всю Северную Индию и ряд других территорий, имело выход к Аравийскому морю. Распад… … Краткий хронологический справочник

Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

ИНДИЯ — Республика Индия, гос во на Ю. Азии, входит в состав Содружества (Commonwealth). Площ. 3281,1 тыс. км2. Нас. 460 млн. чел. (оценка 1963). Осн. национальности: хиндустанцы, бихарцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, раджастханцы,… … Советская историческая энциклопедия

Источник

Империя Гуптов — культура, быт, традиции

Китайский монах и путешественник Сюань-цзан пишет, что в VII в. леса покрывали подножье гор Виндхья и Гатов (http://www.proza.ru/2013/11/26/1020). Вдоль берегов Ганга на много миль тянулись густые джунгли. По всей стране бродили тигры. На западе изобиловали львы. В лесах обитали многочисленные стада диких слонов, тщательно охраняемые царями.

2. Отсталые племена

В джунглях жили отсталые племена, практиковавшие человеческие жертвоприношения. Часто они похищали жителей из более цивилизованных селений. Наги Ассама охотились за головами.

Большие города к северу от Ганга и Джамны были связаны с магистральной дорогой. Отмеченная путевыми столбами, обеспеченная через равные расстояния колодцами и постоялыми дворами, она была объектом забот правителей Магадхи (http://www.proza.ru/2015/07/30/332). Мостов через большие реки не существовало, но функционировала регулярная паромная служба. В сезон дождей дороги становились практически непроходимы. Переправа через разлившиеся реки была невозможна. Странствующие монахи останавливались на территории храма или жили в пещере близ деревни. Путешественников подстерегали различные опасности, поскольку существовали целые деревни профессиональных грабителей, а в городах — касты профессиональных воров, поднявших воровство до уровня искусства.
Безопасности угрожали дикие звери и змеи.
Главной водной артерией был Ганг.

Не смотря на трудности коммуникаций, торговля процветала. С юга везли пряности, сандаловое дерево, золото и драгоценные камни; из Бенгалии — шелк, муслин; из предгорьев Гималаев — мускус, шафран, хвосты яков. Кроме того шли караваны с металлами и солью. Купцы объединялись в гильдии (шрени). По отношению к своим членам шрени обладали судебными правами. Они опекали вдов и сирот, оказывали помощь больным. Во главе шрени стоял старейшина (это была наследственная должность). Шрени имели собственные знамена. Их несли во время религиозных церемоний.

В ходу были золотые каршапаны по 8,04 г. (чеканились и двойные каршапаны), серебряные драммы и медные монеты.

На градоначальника возлагался сбор налогов, поддержка законности и порядка. При этом он опирался на службу охраны, тайных агентов и войска. Градоначальник отвечал также за чистоту улиц.

В эпоху Гуптов города процветали. Большой городской дом насчитывал несколько этажей (3 этажа – обычное дело; упоминаются 7-этажные дома). Большинство домов строились с полуцилиндрическими сводчатыми крышами. Фронтоны имели заостренный конец и довольно часто – шпиль с украшениями. Покрывали крыши тростником или черепицей. Дома выходили на улицы окнами и балконами. Беленые стены были украшены плоскими и рельефными изображениями, орнаментами. Внутри большого дома находился квадратный двор, окруженный верандой, за которой располагались жилые помещения и банные комнаты (иногда с проточной водой). Индийцы очень любили цветы и деревья. Богатые люди имели сады с беседками.
Бедняки жили в лачугах из досок, тростника или саманного кирпича с соломенной или тростниковой крышей.

Деревня часто была окружена частоколом. Группа хижин, больших и маленьких располагалась вокруг колодца или пруда, возле которого оставалось небольшое открытое пространство с несколькими деревьями.
В деревне власть принадлежала старосте. Должность эта передавалась по наследству и, как правило, исполнялась зажиточными крестьянами. Иногда староста превращался в маленького местного тирана.

На равнине земля была изрезана каналами, бравшими начало в больших реках, и усеяна искусственными водоемами. Основные зерновые культуры: пшеница и ячмень, рис и просо. Так же выращивали сахарный тростник, тыкву, кунжут, горох, фасоль, чечевицу.
Снимали по два урожая в год. На равнинах летний урожай риса выращивали во время муссонов, а второй (поливной) – в сухой сезон. Пахали на быках. Жали серпами. Молотили с помощью быков. Веяли на ветру.
На юге выращивали перец, кардамон, имбирь, корицу.
В садах росли манго, бананы, миндаль, грецкий орех, виноград.
Из технических культур основной был хлопок.
В прибрежных районах выращивали пальмы пальмира и талипот, из которых, помимо прочего, добывали пальмовую водку (арак) – любимый алкогольный напиток.
Мякоть орехов арековой пальмы, обладавших наркотическими свойствами, в измельченном виде смешивалась с известью и другими ингредиентами и завертывалась в лист бетеля. Таким образом, получалась жвачка – тамбула.
Кислые плоды тамаринда широко применялись в качестве приправы.
Сандал давал ценную, ароматную древесину.

9. Домашние животные. Скотоводство

Важными продуктами питания были молоко и творог, а так же гхи – топленое сливочное масло. Яйца почти не употреблялись в пищу. Рацион пополняло мясо павлинов (имеются сведения о целых деревнях, занимавшихся разведением павлинов).
Широко были распространены буйволы козы, овцы, мулы, ослы, в засушливых районах – верблюды. В Синде разводили лошадей, но роскошь всегда была роскошью – их держали только представители военного сословия. Остальные ездили на быках. По религиозным соображениям животных не убивали, поэтому существовали целые стада старого, больного и бесплодного скота.
В городах и деревнях жило множество полудиких и прирученных собак, домашних кошек. Попугаи были распространены в качестве домашних любимцев. Состоятельные женщины посвящали целые часы обучению говорящих птиц.
Разводили шелковичных и лаковых червей
Особо следует сказать о прирученных слонах. Поскольку в неволе они почти не размножаются, постоянно шел отлов диких животных. Большие участки леса объявлялись слоновьими заповедниками. Нередко слоны выходили из джунглей и совершали нападения на крестьянские участки.

10. Еда и напитки

Мясо и овощи приготовляли в соусе кари и подавали с рисом. Кари и рис ели с лепешками из муки, а запивали водой, молоком или простоквашей. Жарили на топленном масле. Бедняки заменяли его кунжутовым или горчичным. Из алкогольных напитков были известны рисовое пиво, вино из лесных ягод, вино из манго. Виноградное вино так же употреблялось, но оно было не очень распространено. Основным алкогольным напитком был арак (тодди — перебродивший сок пальмиры).

Основным налогом был поземельный, который взимался натурой (1/4 – 1/6 часть урожая). Путешествующие купцы платили небольшую подорожную подать. За сбором налогов следили специальные чиновники — антапалы, они же ведали дорогами. В случае убытка, понесенного от воров, купец был вправе ожидать от антапалы возмещения.

12. Царский двор

Роскошный царский дворец находился в ведении управляющего, в распоряжении которого было множество слуг обоего пола. Духовную жизнь двора регламентировал царский жрец – пурохита и другие, менее важные, брахманы. Многочисленные астрологи, врачи, поэты, художники, музыканты и ученые жили близ дворца и пользовались царским покровительством. Из других царских приближенных важную роль в жизни дворца играл сута, который объединял в одном лице царского колесничего, вестника, певца и доверенного лица. Так же влиянием пользовался видушака – царский шут.
Многие цари почти все время проводили в пути, объезжая свои владения в сопровождении многочисленного войска, свиты, жен, наложниц и слуг. В таких поездках деловые обязанности совмещались с развлечениями, наказаниями вассалов, охотой и посещением святых мест.
Часто цари придавались азартным играм. В уединении гарема они пьянствовали с женами и наложницами. Гарем находился в ведении канчукина. Обычно это был не евнух, а старик – благожелательный и по-отцовски преданный друг царя и его жен. Главная царица обладала большой властью над гаремом. Жены и наложницы побаивались ее.

Дворцы и дома богачей были украшены превосходными настенными росписями и небольшими картинами, нарисованными на специальных досках. Многие мужчины и женщины из образованных слоев умели владеть кистью.

14. Музыкальные инструменты

Самым распространенным инструментом была вина – вид лютни. Она представляла собой бамбуковый ствол в три локтя длиной с прикрепленными по обоим концам пустотелыми тыквами-резонаторами; вдоль ствола проходила главная струна и шесть других тонких металлических струн, которые своими концами крепились к двум пластинкам из слоновой кости.
Среди прочих инструментов часто упоминается флейты. Трубы использовались в основном военными. Очень разнообразными были ударные инструменты (барабаны, тарелки, гонги, колокола).

15. Искусство танца

На высоком уровне находилось искусство танца. Каждое движение мизинца или брови имело свое значение. Позы, жесты, мудры (позиции рук, имеющие определенный смысл) детально классифицировались. С помощью многочисленных возможных комбинаций танцовщик рассказывал целую историю. Одними только руками благодаря значительному и сложному коду можно было передать не только широкую гамму эмоций, но и поведать о богах, животных, людях, пейзажах, событиях и т.д.

Спектакли ставились обычно бродячими актерскими группами, кочевавшими из города в город, из села в село. Представления часто давались на открытом воздухе или при храмах; иногда в царских дворцах или богатых домах. В зрительном зале отводились места для высших и низших сословий, сюда допускались даже шудры.
Сцена обычно делилась на две половины; на задней, возвышенной, части сцены перед началом представления совершался обряд умилостивления богов. По обе стороны тянулись веранды, на которых, возможно, помещался оркестр.
Занавес позади сцены назывался яваника. Он отделял сцену от закулисного помещения. Из-за нее появлялись актеры. Между сценой и зрителями занавеса не было. Пьеса разыгрывалась без декораций, с минимумом реквизита. Самым распространенным жанром была мелодрама. Особенностью индийского театра был хорошо разработанный, чрезвычайно тонкий мимический язык.
Цари и дамы гарема часто ставили любительские спектакли. Но театром увлекались и в частных домах.

Вблизи городов были разбиты рощи, где любили отдыхать горожане.
Царские дворцы окружали прекрасные парки. Они орошались каналами, которые отводились от главного водоема к деревьям и цветочным клумбам. Здесь было много искусственных озер и прудов, часто с фонтанами и ступенями, ведущими с берега вниз, к воде. Цари развлекались играми в воде со своими женами и возлюбленными. Упоминаются также подземные помещения, примыкавшие к бассейнам для купания. В них утомленные купальщики отдыхали во время дневной жары. Обязательной принадлежностью сада были качели.
В парках и садах росло много цветущих деревьев. В их числе часто упоминается ашока (с красивыми алыми цветами); шириша (с бледно-розовыми цветами); кадамба (с оранжевыми цветами), кандали (разновидность декоративного банана); киншука (с красными цветами); чампака (с чрезвычайно ароматными желтыми цветами) и гибискус. Из кустарников были популярны жасмин и белая атимукта. Самым популярным цветком считался лотос. Роза в эту эпоху в Индии была неизвестна.

В эпоху Гуптов в Индии существовали профессионалы-затейники, к числу которых относились музыканты, сказители, акробаты, жонглеры, фокусники, заклинатели змей.
Были распространены следующие игры:
Акша. Игроки по очереди вынимали из чаши горсти твердых игральных орешков «вибхидака». Выигравшим считался тот, у кого число их было кратно четырем.
Кости. Во дворцах устраивалось специальное помещение для игры в кости. В городах существовали государственные игорные дома, в которых игрокам запрещалось пользоваться своими костями.
Чатуранга. Прообраз шахмат. Одновременно на одном поле играло четыре человека. У каждого был одинаковый набор фигур (король, конь, слон, колесница (ферзь) и четыре пехотинца.) Очередность ходов определялась бросанием кости.
Очень популярными были различные виды боёв с участием перепелов, петухов, баранов, быков, буйволов и даже слонов.

Сердцем храма была центральная святыня, место обитания главного божества. Часто к храму примыкали водоем или лестница, спускающаяся к реке, поскольку существенной частью религиозного обряда считалось омовение. В храме мог быть большой зал, где для желающих читали эпос, пураны и другую священную литературу. Во многих храмах имелись помещения для отдыха паломников или для других целей.
Крупные храмы обслуживались множеством людей (жрецами, музыкантами, слугами, танцовщицами, писцами, счетоводами, ремесленниками, работниками). Часто храм содержал школы, а так же приюты для больных людей и бродячих животных.

20. Пуджа (богопочитание)

Как такового богослужения не существовало. Верующий делал приношения божеству и уходил.
Вся жизнь храма вращалась вокруг изображения бога. Ему, как почетному гостю, предлагали воду для омовения ног, цветы, бетель для жевания. По утрам его будили, совершая обряды, музыкой, колокольчиками и звуками ударяемых друг о друга раковин. Затем изображение омывали, вытирали и одевали. Его чествовали гирляндами цветов, благовониями, кормили рисом и фруктами. Считалось, что бог съедает лишь наиболее нежную пищу, оставляя грубую своим почитателям и бедным. Во многих храмах ночью изображение бога относили в его спальню, где он пребывал со своей женой или женами. В больших храмах слуги овевали его опахалами, а танцовщицы развлекали танцами. По праздникам изображение бога объезжало город в роскошной повозке, которую зачастую тянули его почитатели. Процессию сопровождали второстепенные боги в их повозках, музыканты, танцоры, прислужники, несущие метелочки из хвостов яков, зонты, опахала.

21. Религиозная оргия тантристов

Своеобразной разновидностью пуджи была оргия тантристов. Небольшие группы посвященных собирались по ночам в храме или частном доме, но нередко и на месте кремации среди костей умерших. Присутствующие образовывали круг, садясь по окружности большой магической диаграммы (мандалы), нарисованной на земле. После умилостивления духов и других обрядов группа предавалась, так называемым «пяти М», идущим вразрез с традициями индуистов и нарушающими их запреты: мадья (употребление алкоголя), манса (употребление мяса), матсья (употребление рыбы), мудра (употребление жаренных зерен) и майтхуна (прилюдный половой акт).

Шраддха – ритуал поминовения предков. Им приносились особые рисовые клецки – пинды.
Санскары – специальные обряды, сопровождавшие жизнь благочестивого индуса. В их число входили джаткарма – церемония рождения (новорожденному нашептывали на ухо мантры, в рот ему вкладывали смесь меда и топленного масла, нарекали тайным именем; после этого перерезали пуповину; через 10 дней новорожденному давали имя для повседневного употребления); аннапрашна – первое кормление твердой пищей (в возрасте шести месяцев); гудакарма (когда исполнялось 3 года) – ритуальное обритие головы, во время которого оставляли только пучок волос на макушке.
Самым важным ритуалом считалась упанаяна (второе рождение). Брахманы проходили ее в 8 лет, кшатрии – в 11, вайшьи – в 12. Мальчику, облаченному в одеяния аскета и держащему в руках посох, вручали священный шнур (яджнопавита), который он надевал через левое плечо, пропуская под правую руку, и должен был носить постоянно. Шнур сплетался из трех веревок, каждая из которых состояла из девяти витых прядей хлопка, конопли или шерсти для брахмана, кшатрия или вайшьи соответственно. С этой минуты дваждырожденные считались принятыми в арийское общество.

В 4-5 лет мальчика начинали обучать грамоте. Собственно образование начиналось с усвоения правил выполнения сандхьи, т.е. утренних, полуденных и вечерних обрядов. Основным предметом изучения, поглощавшим массу времени, были веды (http://www.proza.ru/2013/11/26/1460). Наставник-брахман читал наизусть гимн нескольким ученикам, сидевшим перед ним на земле. Они с утра до вечера повторяли стих за стихом до полного запоминания. Кроме того изучались: кальпа (правила выполнения ритуала), шикша (правила произношения); чхандас (метрика и просодия), нирукта (объяснение непонятных слов), вьякарана (грамматика), джьотиша (астрономия). Полный период обучения был рассчитан на 12 лет, хотя можно было прекратить учение, овладев знанием одних вед.
В 20 лет, завершив свое образование, молодой человек возвращался домой. Совершив ритуал омовения и вознаградив учителя, он становился снатакой («омывшимся») и мог позволить себе все земные радости, в том числе, носить нарядную одежду и украшения.

Обычным письменным материалом был лист пальмы талипот, высушенный, выглаженный, отмеренный и нарезанный лоскутами. Для того чтобы составить книгу определенное число таких лоскутов связывалась веревочкой, пропущенной через середину листа. Книгу обычно переплетали, т.е. вкладывали между двумя деревянными дощечками, которые часто лакировались и раскрашивались. Писали чернилами из сажи или древесного угля с помощью тростникового пера.

Расходы на свадебную церемонию оплачивались семьей невесты, которая также выдавала приданное. Жених в пышном наряде, сопровождаемый свитой друзей и родственников, прибывал в дом невесты, где отец встречал его мадхупаркой – обрядовым напитком из меда и творога. Обычно вся церемония происходила в праздничном шатре. Жених и невеста входили в шатер порознь и усаживались по разные стороны небольшого занавеса. В то время как брахман произносил священные стихи, занавес отодвигался, и молодые люди видели друг друга, часто впервые.
Сваямвара – особый вид гандхарвы, когда невеста сама, не советуясь с родителями, избирала себе мужа.

Состояла из нижнего одеяния (паридханы, васаны), верхнего одеяния (уттарии) и подвязанного вокруг талии пояса или шнура (мекхалы, рашаны). Нижнее одеяние представляло собой полотнище, перекинутое через плечо, закрепленное поясом или застежками, верхнее – перекинутое через плечи в виде шали. В холодное время сверху в виде плаща набрасывали правару. Нередко нижнее одеяние превращалось в набедренную повязку, но у богатых людей оно доходило до пят. Также распространены были шаровары. Женщин изображают одетыми в жакеты, особые лифы и панталоны. По-видимому, в эпоху Гуптов женщины могли появляться на улицах и в общественных местах с неприкрытой грудью, так как их нередко изображают обнаженными по пояс. Ткани были очень разнообразны — от шерстяных до полупрозрачных шелков и муслинов. Мужчины носили на голове тюрбаны. Женщин изображают либо с непокрытой головой и простой прической в виде короны, либо в покрывале.

Брахманы брили голову, оставляя одну прядь на темени, которую никогда не подстригали. Женщины обычно собирали волосы узлом на затылке, украшая их сеткой или нитью с драгоценными камнями.

Женщина носила украшения из драгоценных камней на лбу и вдоль пробора. В ходу были тяжелые серьги, ожерелья и широкие пояса из перевитого золота со свисающими нитями жемчуга, браслеты, как ножные (с изящными колокольчиками или полые с бренчащей галькой), так и ручные. У бедняков украшения были из серебра, меди, стекла и цветной керамики. Волосы и уши украшали цветами. Тело расписывали пастой из растертого в порошок сандалового дерева, окрашенного лаком и другими красителями. Ей либо умащали все тело целиком, либо наносили узоры. Употреблялись краски для глаз из растертой в порошок черной сурьмы. Киноварью, лаком и желтым красителем горочана на лоб наносили мушку (тилака). Губы, кончики пальцев на руках и ногах, ладони и подошвы ног нередко окрашивали красным лаком.

Неприкасаемые. Им не разрешалось жить в арийском городе или деревне. Они должны были обитать в особых кварталах, за чертой поселения ариев. Главную их обязанность составляли переноска и кремация трупов, они так же исполняли обязанности палачей. Чандала должен одеваться в одежду кремированных им покойников, есть из разбитой посуды и носить только железные украшения. При входе в город они обязаны были извещать о себе деревянной трещоткой, предупреждая ариев о своем оскверняющем приближении. Они не могли входить в храмы. К неприкасаемым относились касты охотников, лудильщиков, изготовителей колесниц и др.

Источник

Читайте также:  Мир это состояние страны
Оцените статью