Государство Гуптов
Государство Гуптов санскр. गुप्त gupta хинди गुप्त राजवंश | |||
← | 320е — 600е | ||
---|---|---|---|
Держава Гуптов к концу V века | |||
Столица | Паталипутра | ||
Язык(и) | санскрит | ||
Религия | индуизм, буддизм | ||
Форма правления | монархия | ||
махараджа | |||
— 240е–280е | Шри-Гупта | ||
— 319–335 | Чандрагупта I | ||
— 540–550 | Вишну Гупта |
Государство Гуптов (санскр. गुप्त , gupta, хинди गुप्त राजवंश ) — государство в Индии под началом династии Гупта, существовавшее в IV—VI веках. Время правления Гуптов вошло в историю Индии как своего рода золотой век [1] , когда были выработаны основные каноны национальных литературы, изобразительного искусства, архитектуры и философии.
Содержание
Обзор
Происхождение Гуптов вызывает споры; вероятная их родина — восток Уттар-Прадеша либо область Магадха. Третий представитель династии, Чандрагупта I, принял титул «царя царей» после брака с наследницей могущественного клана Личчхави. Центром его владений была, очевидно, Праяга (современный Аллахабад).
Судя по надписи на колонне Ашоки в Аллахабаде, основными завоеваниями государство Гуптов обязано сыну и наследнику Чандрагупты — Самудрагупте, который перенёс столицу в покорённую им Паталипутру. Самудрагупта не всегда присоединял завоёванные территории, во многих случаях (особенно на юге) он считал разумным сохранять номинальную власть поверженных правителей. Надпись на колонне сообщает, что его верховенство признавали всюду от Непала до Шри-Ланки.
Наследник Самудрагупты — Чандрагупта II — более известен своими достижениями на ниве культуры, чем военными победами, хотя именно он нанёс решающий удар по Западным Кшатрапам из Уджайна. Описание его владений оставил китайский путешественник Фасянь.
Управление державой Гуптов было слабо централизованным. Провинции (деша, бхукти) во главе с родственниками императора либо доверенными военачальниками (кумараматьяс) подразделялись на округа (прадеша, висайя), которыми управлял местный совет из представителей купечества, ремесленников и писцов. Многие должности передавались из поколения в поколение. Значительные ресурсы уходили на постоянное подавление сепаратизма.
Наследникам Чандрагупты II пришлось противостоять новому вторжению кочевых племён с севера — на этот раз белых гуннов (эфталитов). Эту задачу осложняли междоусобные свары между представителями правящей династии. К середине VI века владения Гуптов сократились в разы. Весь север Индии был оккупирован эфталитами.
Значение
Династия Гупта объединила под своим владычеством чуть меньшую часть Индии, чем та, какой владел Чандрагупта Маурья. Миф о золотом веке Индии во времена Гуптов, однако, не выдерживает проверки данными современной исторической науки. Государственное устройство эпохи Гуптов было не столь унифицировано, как властная пирамида Чандрагупты Маурьи. Данные археологии показывают, что более раннее Кушанское царство было богаче Гуптского, а подлинный расцвет индуизма приходится на послегуптский период.
Цари династии Гупта
- Шри-Гупта (275—300) [2]
- Гхатоткача (300—320)
- Чандрагупта I (320—350)
- Самудрагупта (350—376)
- Чандрагупта II (376—415)
- Кумарагупта I (415—455)
- Скандагупта (455—470)
- Кумарагупта II (470—475)
- Будхагупта (475—500)
- Вайньягупта (500—515)
- Нарасимхагупта (515—530)
- Кумарагупта III (530—540)
- Вишнугупта (540—550)
Примечания
Литература
- Majumdar, R.C. (1977). Ancient India, New Delhi:Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-0436-8
- Raychaudhuri, H.C. (1972). Political History of Ancient India, Calcutta: University of Calcutta ISBN 1-4400-5272-7
Государства Древней Индии (средний исторический период) | ||||||||||||
Период: | Север | Юг | Пятиречье | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
(Первое исламское завоевание) (Исламское завоевание Индии) Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Государство Гуптов» в других словарях:Гуптов Государство — индийское государство в 4 6 вв. на территории древней Магадхи. Создателем государства Гуптов считается Чандрагупта I (из династии Гуптов), в 320 г. принявший императорский титул. В начале 5 в. государство Гуптов покорило всю Северную Индию (кроме … Исторический словарь Гуптов государство — индийское государство в IV VI вв. на территории древней Магадхи. Создателем государства Гуптов считается Чандрагупта I (), в 320 г. принявший императорский титул. В начале V в. государство Гуптов покорило всю Северную Индию (), а также Гуджарат.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история» ГУПТОВ ГОСУДАРСТВО — инд. гос во в 4 6 вв. Возникло на терр. Древней Магадхи. Образование гос ва началось при Чандрагупте I (династия Гупта), к рый принял императорский титул (махараджадхираджа) очевидно в 320, т. к. этот год считается исходным для т. н. эры Гуптов.… … Советская историческая энциклопедия ГУПТОВ ГОСУДАРСТВО — древнеиндийская империя, основана Чандрагуптой I (династия Гуптов), видимо, в 320 (с этого года в Индии считается т. н. эра Гуптов). Столица Паталипутра. В период наибольшего могущества (правление Чандрагупты II) включала почти всю Сев. Индию и… … Большой Энциклопедический словарь Гуптов государство — древнеиндийская империя, основана Чандрагуптой I (династия Гуптов), видимо, в 320 (с этого года в Индии считается так называемая эра Гуптов). Столица Паталипутра. В период наибольшего могущества (правление Чандрагупты II) включало почти всю… … Энциклопедический словарь Гуптов государство — инд. госуд. в 4 6 вв. Возникло на терр. Др. Магадхи. Образование госуд. началось при Чандрагупте I (династия Гупта), к рый принял императорский титул (махарад жадхираджа) очевидно в 320, т.к. этот год счит. исходным для т.н. эры Гуптов.… … Древний мир. Энциклопедический словарь Империя Гуптов — Империя Гупта к концу V века Империя Гупта (санскр. गुप्त, gupta, хинди गुप्त राजवंश) государство в Индии под началом династии Гупта, существовавшее в период приблизительно с 320 по 550 годы. Династия Гупта объединила под своим владычеством почти … Википедия 320 — VI в. — Государство Гуптов. Основано Чандрагуптой I (династия Гуптов). В период наибольшего могущества правление Чандрагупты II Викрамадитьи (380 415) включало почти всю Северную Индию и ряд других территорий, имело выход к Аравийскому морю. Распад… … Краткий хронологический справочник Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия ИНДИЯ — Республика Индия, гос во на Ю. Азии, входит в состав Содружества (Commonwealth). Площ. 3281,1 тыс. км2. Нас. 460 млн. чел. (оценка 1963). Осн. национальности: хиндустанцы, бихарцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, раджастханцы,… … Советская историческая энциклопедия Источник Империя Гуптов — культура, быт, традицииКитайский монах и путешественник Сюань-цзан пишет, что в VII в. леса покрывали подножье гор Виндхья и Гатов (http://www.proza.ru/2013/11/26/1020). Вдоль берегов Ганга на много миль тянулись густые джунгли. По всей стране бродили тигры. На западе изобиловали львы. В лесах обитали многочисленные стада диких слонов, тщательно охраняемые царями. 2. Отсталые племена В джунглях жили отсталые племена, практиковавшие человеческие жертвоприношения. Часто они похищали жителей из более цивилизованных селений. Наги Ассама охотились за головами. Большие города к северу от Ганга и Джамны были связаны с магистральной дорогой. Отмеченная путевыми столбами, обеспеченная через равные расстояния колодцами и постоялыми дворами, она была объектом забот правителей Магадхи (http://www.proza.ru/2015/07/30/332). Мостов через большие реки не существовало, но функционировала регулярная паромная служба. В сезон дождей дороги становились практически непроходимы. Переправа через разлившиеся реки была невозможна. Странствующие монахи останавливались на территории храма или жили в пещере близ деревни. Путешественников подстерегали различные опасности, поскольку существовали целые деревни профессиональных грабителей, а в городах — касты профессиональных воров, поднявших воровство до уровня искусства. Не смотря на трудности коммуникаций, торговля процветала. С юга везли пряности, сандаловое дерево, золото и драгоценные камни; из Бенгалии — шелк, муслин; из предгорьев Гималаев — мускус, шафран, хвосты яков. Кроме того шли караваны с металлами и солью. Купцы объединялись в гильдии (шрени). По отношению к своим членам шрени обладали судебными правами. Они опекали вдов и сирот, оказывали помощь больным. Во главе шрени стоял старейшина (это была наследственная должность). Шрени имели собственные знамена. Их несли во время религиозных церемоний. В ходу были золотые каршапаны по 8,04 г. (чеканились и двойные каршапаны), серебряные драммы и медные монеты. На градоначальника возлагался сбор налогов, поддержка законности и порядка. При этом он опирался на службу охраны, тайных агентов и войска. Градоначальник отвечал также за чистоту улиц. В эпоху Гуптов города процветали. Большой городской дом насчитывал несколько этажей (3 этажа – обычное дело; упоминаются 7-этажные дома). Большинство домов строились с полуцилиндрическими сводчатыми крышами. Фронтоны имели заостренный конец и довольно часто – шпиль с украшениями. Покрывали крыши тростником или черепицей. Дома выходили на улицы окнами и балконами. Беленые стены были украшены плоскими и рельефными изображениями, орнаментами. Внутри большого дома находился квадратный двор, окруженный верандой, за которой располагались жилые помещения и банные комнаты (иногда с проточной водой). Индийцы очень любили цветы и деревья. Богатые люди имели сады с беседками. Деревня часто была окружена частоколом. Группа хижин, больших и маленьких располагалась вокруг колодца или пруда, возле которого оставалось небольшое открытое пространство с несколькими деревьями. На равнине земля была изрезана каналами, бравшими начало в больших реках, и усеяна искусственными водоемами. Основные зерновые культуры: пшеница и ячмень, рис и просо. Так же выращивали сахарный тростник, тыкву, кунжут, горох, фасоль, чечевицу. 9. Домашние животные. Скотоводство Важными продуктами питания были молоко и творог, а так же гхи – топленое сливочное масло. Яйца почти не употреблялись в пищу. Рацион пополняло мясо павлинов (имеются сведения о целых деревнях, занимавшихся разведением павлинов). 10. Еда и напитки Мясо и овощи приготовляли в соусе кари и подавали с рисом. Кари и рис ели с лепешками из муки, а запивали водой, молоком или простоквашей. Жарили на топленном масле. Бедняки заменяли его кунжутовым или горчичным. Из алкогольных напитков были известны рисовое пиво, вино из лесных ягод, вино из манго. Виноградное вино так же употреблялось, но оно было не очень распространено. Основным алкогольным напитком был арак (тодди — перебродивший сок пальмиры). Основным налогом был поземельный, который взимался натурой (1/4 – 1/6 часть урожая). Путешествующие купцы платили небольшую подорожную подать. За сбором налогов следили специальные чиновники — антапалы, они же ведали дорогами. В случае убытка, понесенного от воров, купец был вправе ожидать от антапалы возмещения. 12. Царский двор Роскошный царский дворец находился в ведении управляющего, в распоряжении которого было множество слуг обоего пола. Духовную жизнь двора регламентировал царский жрец – пурохита и другие, менее важные, брахманы. Многочисленные астрологи, врачи, поэты, художники, музыканты и ученые жили близ дворца и пользовались царским покровительством. Из других царских приближенных важную роль в жизни дворца играл сута, который объединял в одном лице царского колесничего, вестника, певца и доверенного лица. Так же влиянием пользовался видушака – царский шут. Дворцы и дома богачей были украшены превосходными настенными росписями и небольшими картинами, нарисованными на специальных досках. Многие мужчины и женщины из образованных слоев умели владеть кистью. 14. Музыкальные инструменты Самым распространенным инструментом была вина – вид лютни. Она представляла собой бамбуковый ствол в три локтя длиной с прикрепленными по обоим концам пустотелыми тыквами-резонаторами; вдоль ствола проходила главная струна и шесть других тонких металлических струн, которые своими концами крепились к двум пластинкам из слоновой кости. 15. Искусство танца На высоком уровне находилось искусство танца. Каждое движение мизинца или брови имело свое значение. Позы, жесты, мудры (позиции рук, имеющие определенный смысл) детально классифицировались. С помощью многочисленных возможных комбинаций танцовщик рассказывал целую историю. Одними только руками благодаря значительному и сложному коду можно было передать не только широкую гамму эмоций, но и поведать о богах, животных, людях, пейзажах, событиях и т.д. Спектакли ставились обычно бродячими актерскими группами, кочевавшими из города в город, из села в село. Представления часто давались на открытом воздухе или при храмах; иногда в царских дворцах или богатых домах. В зрительном зале отводились места для высших и низших сословий, сюда допускались даже шудры. Вблизи городов были разбиты рощи, где любили отдыхать горожане. В эпоху Гуптов в Индии существовали профессионалы-затейники, к числу которых относились музыканты, сказители, акробаты, жонглеры, фокусники, заклинатели змей. Сердцем храма была центральная святыня, место обитания главного божества. Часто к храму примыкали водоем или лестница, спускающаяся к реке, поскольку существенной частью религиозного обряда считалось омовение. В храме мог быть большой зал, где для желающих читали эпос, пураны и другую священную литературу. Во многих храмах имелись помещения для отдыха паломников или для других целей. 20. Пуджа (богопочитание) Как такового богослужения не существовало. Верующий делал приношения божеству и уходил. 21. Религиозная оргия тантристов Своеобразной разновидностью пуджи была оргия тантристов. Небольшие группы посвященных собирались по ночам в храме или частном доме, но нередко и на месте кремации среди костей умерших. Присутствующие образовывали круг, садясь по окружности большой магической диаграммы (мандалы), нарисованной на земле. После умилостивления духов и других обрядов группа предавалась, так называемым «пяти М», идущим вразрез с традициями индуистов и нарушающими их запреты: мадья (употребление алкоголя), манса (употребление мяса), матсья (употребление рыбы), мудра (употребление жаренных зерен) и майтхуна (прилюдный половой акт). Шраддха – ритуал поминовения предков. Им приносились особые рисовые клецки – пинды. В 4-5 лет мальчика начинали обучать грамоте. Собственно образование начиналось с усвоения правил выполнения сандхьи, т.е. утренних, полуденных и вечерних обрядов. Основным предметом изучения, поглощавшим массу времени, были веды (http://www.proza.ru/2013/11/26/1460). Наставник-брахман читал наизусть гимн нескольким ученикам, сидевшим перед ним на земле. Они с утра до вечера повторяли стих за стихом до полного запоминания. Кроме того изучались: кальпа (правила выполнения ритуала), шикша (правила произношения); чхандас (метрика и просодия), нирукта (объяснение непонятных слов), вьякарана (грамматика), джьотиша (астрономия). Полный период обучения был рассчитан на 12 лет, хотя можно было прекратить учение, овладев знанием одних вед. Обычным письменным материалом был лист пальмы талипот, высушенный, выглаженный, отмеренный и нарезанный лоскутами. Для того чтобы составить книгу определенное число таких лоскутов связывалась веревочкой, пропущенной через середину листа. Книгу обычно переплетали, т.е. вкладывали между двумя деревянными дощечками, которые часто лакировались и раскрашивались. Писали чернилами из сажи или древесного угля с помощью тростникового пера. Расходы на свадебную церемонию оплачивались семьей невесты, которая также выдавала приданное. Жених в пышном наряде, сопровождаемый свитой друзей и родственников, прибывал в дом невесты, где отец встречал его мадхупаркой – обрядовым напитком из меда и творога. Обычно вся церемония происходила в праздничном шатре. Жених и невеста входили в шатер порознь и усаживались по разные стороны небольшого занавеса. В то время как брахман произносил священные стихи, занавес отодвигался, и молодые люди видели друг друга, часто впервые. Состояла из нижнего одеяния (паридханы, васаны), верхнего одеяния (уттарии) и подвязанного вокруг талии пояса или шнура (мекхалы, рашаны). Нижнее одеяние представляло собой полотнище, перекинутое через плечо, закрепленное поясом или застежками, верхнее – перекинутое через плечи в виде шали. В холодное время сверху в виде плаща набрасывали правару. Нередко нижнее одеяние превращалось в набедренную повязку, но у богатых людей оно доходило до пят. Также распространены были шаровары. Женщин изображают одетыми в жакеты, особые лифы и панталоны. По-видимому, в эпоху Гуптов женщины могли появляться на улицах и в общественных местах с неприкрытой грудью, так как их нередко изображают обнаженными по пояс. Ткани были очень разнообразны — от шерстяных до полупрозрачных шелков и муслинов. Мужчины носили на голове тюрбаны. Женщин изображают либо с непокрытой головой и простой прической в виде короны, либо в покрывале. Брахманы брили голову, оставляя одну прядь на темени, которую никогда не подстригали. Женщины обычно собирали волосы узлом на затылке, украшая их сеткой или нитью с драгоценными камнями. Женщина носила украшения из драгоценных камней на лбу и вдоль пробора. В ходу были тяжелые серьги, ожерелья и широкие пояса из перевитого золота со свисающими нитями жемчуга, браслеты, как ножные (с изящными колокольчиками или полые с бренчащей галькой), так и ручные. У бедняков украшения были из серебра, меди, стекла и цветной керамики. Волосы и уши украшали цветами. Тело расписывали пастой из растертого в порошок сандалового дерева, окрашенного лаком и другими красителями. Ей либо умащали все тело целиком, либо наносили узоры. Употреблялись краски для глаз из растертой в порошок черной сурьмы. Киноварью, лаком и желтым красителем горочана на лоб наносили мушку (тилака). Губы, кончики пальцев на руках и ногах, ладони и подошвы ног нередко окрашивали красным лаком. Неприкасаемые. Им не разрешалось жить в арийском городе или деревне. Они должны были обитать в особых кварталах, за чертой поселения ариев. Главную их обязанность составляли переноска и кремация трупов, они так же исполняли обязанности палачей. Чандала должен одеваться в одежду кремированных им покойников, есть из разбитой посуды и носить только железные украшения. При входе в город они обязаны были извещать о себе деревянной трещоткой, предупреждая ариев о своем оскверняющем приближении. Они не могли входить в храмы. К неприкасаемым относились касты охотников, лудильщиков, изготовителей колесниц и др. Источник |