Объекты экскурсий виды экскурсий

Емельянов Б.В. Экскурсоведение

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

1.8. Классификация экскурсий

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения 1 .

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Читайте также:  Все экскурсии по байкалу

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€ их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе — архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

— историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);
— археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
— этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
— военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);
— историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
— экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
— производственно-исторические;
— производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
— производственно-технические;
— профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
— историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);
— историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);
— по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
— по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);
— в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

— литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.);
— историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);
— литературно-художественные — это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»» и др.).

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

— экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
— экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
— экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
— экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
— экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
— экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
— экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

— экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
— экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
— экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
— учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
— пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
— показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
— рекламная экскурсия.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

1. По каким основным признакам классифицируются экскурсии?
2. Как классифицируются экскурсии по содержанию?
3. Что такое обзорная экскурсия? В чем ее особенности?
4. Что такое тематическая экскурсия? На какие группы эти экскурсии подразделяются?
5. На какие группы подразделяются производственные экскурсии?
6. Что такое искусствоведческая экскурсия?
7. Какие виды литературных экскурсий вы знаете?
8. Расскажите об архитектурно-градостроительных экскурсиях.
9. Какова классификация экскурсий по составу участников?
10. Как подразделяются экскурсии по месту проведения и по способу передвижения?
11. В чем значение классификации экскурсий?

Источник

Виды экскурсионных объектов

Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются:

— по целям — учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные;

— по тематике— в соответствии с содержанием объектов;

— по месту расположения объектов — натурные, музейные; по составу участников — для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п.

Экскурсионный метод эффективно применяется в работе по профессиональной ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производственным опытом; при создании учебных кинофильмов, телепередач и т.д.

В развитых странах экскурсии стали составной частью путешествия, одной из его целей, что привело к появлению т. н. познавательного (экскурсионного) туризма. Экскурсия как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно несколько восстановительных функций — познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (например, экскурсионных бюро) кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (специальной модификации автобусов, речных судов и т.п.) и др.

Экскурсионные объекты являются зрительной основой восприятия положений, развиваемых в экскурсиях, дают представления о характерных чертах природы, особенностях определенной эпохи развития общества, хозяйства, науки, искусства.

В качестве объектов могут быть:

— памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства.

— здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

— природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

— экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

— памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

— памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

— по содержанию – одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

— по функциональному назначению — основные, которые служат основой для

раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов

(переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

— по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача — отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

2.2 Экскурсионные объекты Италии

В Италии находится большое количество экскурсионных объектов, архитектурные ансамбли, исторические центры, экспозиции музеев, картинные галереи, места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны. Её история богата различными событиями, и сохранилось немало немых свидетелей этого. Это памятники архитектуры, здания, сооружения, улицы в Италии.

В Италии сосредоточено около 60% культурных ценностей Европы, практически каждый итальянский город представляет собой настоящий музей истории под открытым небом. Кроме бесчисленных памятников культуры и руин древнеримской цивилизации, страна обладает прекрасными природными условиями — белоснежными склонами альпийских гор, прекрасными пляжами Адриатического и средиземноморского побережий и очаровательными озерами севера.

2.2.1 Историко – архитектурные памятники

На территории Италии находится множество историко-архитектурных памятников, формирующих своеобразных облик страны. Архитектурные памятники разных эпох гармонично вписываются в пейзаж. Можно коснуться рукой их стен, ходить по улицам, разглядывать детали зданий, скульптур, фресок. В памятниках нет ничего искусственного, современного. Деловая, суетливая и вечно напевающая Италия — дитя естественного хода событий. Но трудно понять страну, только глядя на архитектурные памятники и живопись.

Вот, например, некоторые из них.

-Колизей. Одно из самых известных зданий римской архитектуры. Расположен он в Италии в центре Рима. Изначально он был известен как амфитеатр Флавиана. Император Веспасиан, основатель династии Флавианов, начал строительство Колизея в 72 году нашей эры. Окончили строительство в 80 году при правлении императора Тито, через год после смерти Веспасиана. Этот большой овальный амфитеатр построили на месте искусственного озера Неро.

-Пизанская башня. Является колокольной башней, частью ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта, а располагается она в городе Пиза (Италия). Башню также называют«Падающей башней». Она всемирно известна благодаря своему сильному наклону, создается впечатление, будто башня

падает. Автор проекта этого известнейшего памятника архитектуры и сегодня

остается не известным. Пизанская башня имеет высоту 55,86 м от земли к самой низкой точке и 56,7 м к самой высокой точке.

— Пантеон. Это единственное античное сооружение Рима, дошедшее до наших дней не в руинах. Датой его заложения считают 27 г. до н.э., хотя первое здание уничтожил пожар 118 и 125 гг. н.э., и после его заново построили. Первый храм построил полководец Марк Агриппа, зять императора Августа, думая посвятить его Августу. Однако тесть постеснялся стать богом при жизни, и храм посвятили семи небесным богам.

— Мост Вздохов. Мост Вздохов (Ponte dei Sospiri), крытый сверху и состоящий

из двух узких разделенных друг от друга проходов, был построен в 1589 году по указанию дожа Марино Гримани для соединения Трибунала во Дворце дожей с Новыми тюрьмами. Мост не случайно стал одним из самых известных памятников города. По нему после допроса или вынесения приговора вели заключенных в сырые камеры Новых тюрем. У обреченных узников была возможность бросить еще один, возможно последний взгляд на оживленную набережную и искрящуюся водную гладь лагуны. Говорят, что заключенные при этом тяжело вздыхали, поскольку великолепие Венеции только усугубляло их тяжкую участь.

Множество святынь, дорогих христианскому сердцу, находится на территории современной Италии. Множество старинных храмов, построенных еще до отпадения западных христиан от Апостольской Православной Церкви. Древние святыни. Старинные мозаики. Первохристианские катакомбы. Множество святынь, захваченных крестоносцами и увезенных на Запад из Византии и со Святой Земли. Здесь проповедовали святые апостолы Петр и Павел. Италия дала миру множество святых, прежде всего, мучеников.

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы является главным в Милане. Собор поражает своим архитектурным великолепием. Заложен он был в 1386 году, но строился очень долго, и завершен был только в 1813 году. Это третий по величине собор в мире. Здесь покоятся мощи святой первомученицы Феклы. Приложиться к ним нельзя, они высоко за престолом. Также под куполом в светящейся красной точке находится один из гвоздей, которым Спаситель был пригвожден ко Кресту. В соборе также хранится много мощей мучеников. В крипте под главным престолом сохраняются одежды святых мучеников Гервасия и Протасия.

Собор святого апостола Петра. В центре Рима находится самый большой собор христианского мира — собор святого апостола Петра, построенный на месте погребения святого апостола. Первый храм над мощами апостола Петра был поставлен святым императором Константином в 324 году. С того времени храм подвергался многочисленным перестройкам и дополнениям вплоть до 1506 года, когда была осуществлена полная реконструкция собора. После чего он приобрел тот грандиозный вид, который мы видим сейчас. Сама площадь, на которой стоит храм, имеет форму замочной скважины, поскольку святого апостола Петра часто изображают с ключами.

Кафедральный собор Вероны (итал. Duomo di Verona) — католический собор в городе Верона (Италия), местонахождение кафедры епископа города.

Строительство храма в романском стиле было начато в первой половине XII века, освящение состоялось в 1187 году. В середине XV века он был надстроен и расширен в результате чего приобрёл позднеготичекие черты. От первоначального романского облика остался входной портал с портиком на витых колоннах, опирающихся на крылатых грифонов. Он создан мастером Николо, автором входного портала базилики Сан-Дзено Маджоре. Над порталом в люнете находится рельефное изображение Девы Марии в сцене поклонения пастухов и волхвов. Портал украшен скульптурными изображениями ветхозаветных пророков, сценами охоты и фигурами двух рыцарей из каролинского эпоса — Роланда и Оливьера.

В Италии довольно много таких храмов. Они играют не малую роль в жизни страны.

Многие итальянские города, и в первую очередь Рим, Венеция и Флоренция, благодаря находящимся в них всемирно известным шедеврам искусства, уже давно воспринимаются как нечто большее, чем просто города. «Музеи под открытым небом» — так, пожалуй, лучше всего можно описать то, чем являются эти города Италии.

Во Флоренции находится один из самых старых музеев Италии – Галерея Уффици, который был открыт еще в 1560 году. Здесь можно увидеть прекрасные итальянские картины, написанные в период 13 – 18 веков, картины знаменитый художников времен эпохи Возрождения, таких как Рафаэль, Караваджо, Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли и другие итальянские персоны, которые вошли в историю мира как лучшие художники.

Город Неаполь известен всему миру благодаря Национальному археологическому музею Неаполя. Здесь туристы могут увидеть мировые шедевры римских и греческих скульпторов. Здесь выставлены самые знаменитые скульптуры мира, такие как статуя Афины, статуя Афродиты, статуя Дорифор, Фарнезкий Геркулес и Фарнезкий бык и другие. Если перечислять все достопримечательности музея в городе Неаполе, необходимо написать целую книгу.

Город Венеция кроме того что известен миру своим необычным расположением на воде, богат еще множеством дворцов-музеев знаменитые на весь мир. Здесь расположена самая большая коллекция современного искусства – Коллекция Пегги Гугенхейма. Также, необходимо отметить существование не менее известных музеев, такие как Дворец Дожей, Военно-морской музей, Музей Венеции, Галерея Академии, исторический музей Коррер, Базилика Святых Джиованни и Паоло и другие.

Италия это самая богатая страна в мире в плане культуры и искусства. Еще с давних времен здесь создавался фундамент культуры, которая в наши дни известна всему миру. Именно Италия является родиной знаменитых личностей

эпохи Возрождения. Такой богатой культуры нет ни в одной стране мира. Италия это родина культуры и искусств, здесь расположены самые известные музеи мира, и именно здесь находятся места, которые притягивают как магнитом туристов, которые понимают и ценят по достоинству итальянские произведения искусства.

2.2.4 Природные достопримечательности Италии

Бывшая опора Великой Римской империи, родина современной западной цивилизации сегодня — туристическая мекка.

Но не только предания старины глубокой влекут на эту благословенную землю миллионы туристов.

Причудливая средиземноморская природа всегда найдет, чем удивить внимательный взгляд и чуткую душу.
Национальные парки и заповедники страны немногочисленны, но очень ухожены и красивы. Самый старый из них — Национальный парк Гран — Парадизо (72 тыс. га) — единственное место, где обитают горные козлы и серны, а также сурки, горностаи, лисы и орлы. Самый большой в Италии парк — Национальный парк в Стельвио (135 тыс. га), расположенный среди фантастически красивых горных хребтов недалеко от границы с Швейцарией. Здесь в изобилии встречаются олени, серны, косули, суслики и фазаны, можно заняться альпинизмом, прокатиться на ездовых собаках, посетить фольклорные праздники и фестивали, музыкальные концерты и народные праздники. Национальный заповедник в Абруцци (30 тыс. га) расположен в одном из самых высоких районов Апеннин, где можно встретить последних в Италии бурых абруцких медведей. Можно совершить незабываемые пешие путешествия любой протяженности и степени сложности по живописнейшим местам с ночевкой со всеми удобствами и посещением музеев. Региональный парк Оробие-Вальтеллинези находится около курорта Априка, и является известным местом отдыха как в зимний, так и в летний период.

Также к достопримечательностям относятся озера, вулканы, горы, пещеры, реки и др.

Озеро Комо. Это озеро еще называют Ларио и разделяется оно на 3 почти ровные части – рукава Лекко, Комо и Колико. Ширина озера около 4,3 км, а длина 50 км.Находится оно в укромном уголке страны и на протяжении веков

привлекает к себе туристов, которые желают погулять среди красочных холмов,

прокатиться на лодке, просто отдохнуть или воодушевится. Прибрежная зона озера известна своими уютными средневековыми деревнями и неисчислимыми древними замками. Со всех сторон береговой линии этого озера открывается изумительный вид на горы и города, которые расположены вдоль озера. Основными достопримечательностями озера являются вилла Карлотта (XVIII ст.), которая известна благодаря коллекции скульптур и парку редкостных растений, вилла Дель Бальбьянелло, о. Камачина (1169 г.), являющийся старинным фортом и парк виллы под названием Д`Эсте. Лучше всего сюда приезжать в мае-сентябре.

Везувий (итал. Vesuvio) — действующий вулкан на юге Италии возле Неаполя. И хотя его высота более чем в два раза меньше высоты Этны — всего 1277 метров, а диаметр кратера равен примерно 750 метрам, именно он считается самым знаменитым вулканом. Известно более 80 значительных извержений этого вулкана, последнее из которых произошло в 1944 году. Поскольку вулкан нельзя считать безопасным, недалеко от Везувия расположена лаборатория, которая следит за активностью этого прекрасного природного памятника.

Мармолада. Мармолада составлена из нескольких вершин, убавляющих высоту с запада к востоку. С южной стороны пики Мармолады обрываются вниз совершенно отвесной скалой. Высота обрыва около 900 метров, издали он кажется гладким как зеркало. Тем не менее альпинисты проложили по южному склону Мармолады немало маршрутов, один другого экстремальней.

Пока альпинисты штурмуют южный склон Мармолады, северный облюбовали лыжники. Ледник Мармолады – единственный в Доломитах. Он славится круглогодичным идеальным снегом и живописными видами, равных которым мало. Еще одна достопримечательность Мармолады – подъемник. Он состоит из трех линий, и первая проходит очень высоко над землею.

На Мармоладе, на высоте 2950 метров расположился и музей, самый, наверное, высокогорный в мире. Причем это музей боевой славы. По самому хребту Мармолады до Первой мировой войны проходила граница между Италией и Австрией, и в ходе войны этим живописным склонам пришлось служить полями сражений.

Ухо Дионисия – это известняковая пещера в городе Сиракузы на острове Сицилия. Название пещеры происходит оттого, что по форме она похожа на человеческое ухо – а еще потому что в ней фиксировался уникальный звуковой эффект: благодаря своеобразной акустической организации пространства, тихий звук, сказанный в одной (строго определенной части) пещеры, можно было совершенно свободно услышать в другом, очень отдаленном месте (ближе к выходу). Собственно, благодаря этому пещера и прославилась на весь мир, и сегодня считается одним из природных чудес. Пещера достигает 23 метров в высоту и простирается на 65 метров в длину, вглубь утеса. Так или иначе, со временем пещера разрушается – ведь известняк крайне неустойчив к условиям внешней среды. И сегодня потрясающий акустический феномен уже нельзя услышать – место «фокуса» больше недоступно для прохода человека.

Подземная река. У этой речки два названия: Рекой называют ее в Словении, в Италии она – Тимаво. А пересекает границу Река под землею. Начавшись в Словении, Река спускается по склону Снеговой горы, через несколько километров образует живописный водопад, достигает грота св. Канциана и – уходит под землю. Из 51 километра общей длины Река-Тимаво 43 протекает под землею, в просторном гроте. Этот грот – редкое карстовое явление, а пещера св. Канциана включена в список наследия ЮНЕСКО. Река считается самой длинной подземной рекой в мире. Она вынырнет снова уже в Италии, неподалеку от Триеста, чтобы всего через 2 километра слиться с водами Адриатического моря. Подземный поток, поднявшись на поверхность, сразу разливается шириной 60 метров, и дальше очень тихо, неспешно движет свои неглубокие, всего около 2 метров, воды. Место, где Тимаво возникает из-под земли, впечатляло древних римлян и было культовым. Его посвящали Геркулесу, Сатурну, Темавусу – богу темной воды, известному только на севере Италии. В IV веке с развитием христианства у «истока» Тимаво выстроили первую часовню. Позже, преобразованная, она стала базиликой Сан Джованни – еще одной достопримечательностью странной речки.

Памятников природы в Италии большое количество. И каждая достопримечательность по – своему уникальна.

Есть на земле места, которые будоражат воображение и пробуждают в человеке непреодолимое желание побывать там.

Италия – одно из таких привлекательных мест.

Наличие богатого природно-рекреационного, культурно-исторического, научного потенциала, развитого промышленного и сельскохозяйственного комплексов, близость к транспортным магистралям — все это факторы, способствующие развитию межрегиональных и международных связей, в том числе туризма.

Восхитительные уголки природы — живописные речки и озера, уникальные памятники архитектуры и археологии, красивейшие соборы, разнообразные музей и театры, памятные места и многие другие достопримечательности Италии не оставят гостей так же, как и жителей страны равнодушными.

В данной работе были выявлены основные факторы привлекательности Италии, такие как:

· высокая концентрация памятников историко-архитектурного наследия в стране и т.д.

Самыми привлекательными для туристов городами Италии являются Рим, Милан, Венеция, Неаполь, Флоренция, Верона, Пиза и Сиена.

В последние годы Россия занимает первое место по прибытиям в Италию с целью туризма, и, по прогнозам специалистов, популярность отдыха в Италии в нашей стране в дальнейшем будет только расти.

1. Абашин, С. Современная школьная энциклопедия. Страны мира. / С. Абашин. – М.: Росмэн – Пресс, 2008.

2. Афонькин, С. Знакомьтесь : Европа. / С. Афонькин. – М.: Тимошка, 2009.

3. Багрова, Л.А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа. / Л.А. Багрова. – М.: Издательская группа АСТ, 2000.

4. Брук, К. Население мира: этно-демографический справочник. / К. Брук. — М.: Наука, 1999.

5. Большая Советская Энциклопедия, 1969 – 1978.

6. Галкина, Т.А. Италия. Серия «У карты мира». / Т.А. Галкина, Н.А. Красновская. — М.: Мысль,1995 Ежегодник БСЭ – 1990.

7. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. / Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2002.

8. Зарубежная Европа. Серия «Страны и народы». — М.: Мысль, 1998.

9. Ионина, Н.А. 100 великих музеев мира. / Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000.

10. Некипелов, А. Новая Российская энциклопедия. / А. Некипелов. – М.: Энциклопедия, 2010.

11. Седова, Н.А. Культурно – просветительный туризм. / Н.А. Седова. – М.: Советский спорт, 2003.

12. Смирнова, А.А. Разбушевавшаяся стихия. По материкам и странам: книга для чтения по географии материков. / А.А. Смирнова, Шибанова. — М.: Просвещение, 1996.

13. Прохоров, А.М. Популярный энциклопедический словарь. / А.М. Прохоров. – М., 2002.

14. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь. / А.М. Прохоров. – С-П.: Норинт, 1999.

15. Шишкин, О. Страны мира. Факты и цыфры. / О. Шишкин, Г. Ерусалимский. – С-П.: Норинт, 2001.

Источник

Оцените статью