Трудовые ресурсы
ВИталии неблагоприятная демографическая картина. В последние годы в этой стране наблюдается самый низкий уровень рождаемости. Италия пользуется репутацией «республики пенсионеров». Здесь вышедших на заслуженный отдых людей больше, чем 15-летних подростков. Только в 2000 году число лиц, перешагнувших 65-летний порог, увеличилось сразу на 17,7%.
По подсчетам департамента ООН по вопросам демографии, Италии, чтобы удержать планку занятости на жизнеспособном для экономики уровне, придется «импортировать» ежегодно до 300 тыс. работников. В этом отношении Республика может уподобиться США, Канаде и Австралии, которые тоже были вынуждены полагаться на иностранную рабочую силу, для чего принимали соответствующие законы.
Последние пять лет показатель естественного прироста коренных итальянцев выражается отрицательным числом, но этот «минус» более чем компенсируется мощной прибавкой пришельцев из различных концов света. Специалисты Национального института статистики подсчитали, что в 1999 году с учетом показателей рождаемости и смертности количество тех, кто мог бы назвать себя «итально веро», сократилось на 44068 человек, а из-за рубежа на постоянное место жительства прибыли 93329 персон.
Прирост населения в различных районах полуострова неравномерен. По данным статистики, на промышленно развитом севере численность коренного населения сокращается более быстрыми темпами, чем на юге. Зато иммигрантов в области Ломбардия, Пьемонт и Тоскана прибывает больше, нежели в Калабрию, Кампанию или Базиликату. В среднем же в каждой подлинно итальянской семье воспитывается 1,21 ребенка, на севере этот показатель меньше, на юге — больше. В этом не последнюю роль играют частые разводы семейных пар, которые в отдельные годы могут достигать 70 тыс.
Проблема с трудовыми ресурсами порождает массовую неконтролируемую иммиграцию в Италию. И помимо того, что она ставит под сомнение способность итальянских властей эффективно бороться с наплывом на Апеннины «непрошеных гостей» с Балкан, из стран Востока и Африки, она затрагивает вопросы выживания самой итальянской нации в «собственном доме» и обеспечения наполняемости трудовыми кадрами итальянской экономики в ближайшие десятилетия. Итальянское правительство, оказавшееся под огнем кри-
тики со стороны партнеров по Европейскому Союзу за излишнюю «мягкость» к многочисленным беженцам, в то же время не может позволить отказать себе в относительно недорогой иностранной рабочей силе. Без притока новых рабочих из числа иммигрантов, в том числе незаконных, уже давно могла бы возникнуть угроза работе многих предприятий и целых отраслей экономики — от сельского хозяйства до торговли. Партнеры Рима даже обвиняют его в том, что он чуть ли не поощряет албанских контрабандистов, «поставляющих» ежедневно в Италию беженцев с Балкан.
Промышленность. Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. К наиболее развитым отраслям промышленности относятся.
Металлургия. Италия — вторая страна в Европе после Германии по выплавке стали. Отрасль работает на привозном сырье и топливе. Крупнейшие центры: Генуя, Неаполь и Таранто.
Машиностроение. Италия специализируется на изготовлении оборудования для легкой промышленности, компьютерной и бытовой техники (холодильников и стиральных машин). Одной из ведущих отраслей этого направления является автомобилестроение, которое во многом определяет общее состояние экономики страны. Италия ежегодно реализует до 2,5 млн. автомобилей.
Крупнейшим производителем этой продукции является компания «Fiat Auto», контролирующая около 100% национального автомобильного производства, а также 11,9% европейского и 7% мирового рынка легковых автомобилей. Прибыли этой гигантской фирмы ежегодно растут и достигают 780 млрд. лир.
Энергетическая отрасль. Энергетические потребности Италии растут и обусловлены увеличением промышленного производства. Доля нефти и нефтепродуктов в структуре источников энергии составляет 54%, газа — 27,3%, твердых видов топлива — 7,4%.
Основными странами-экспортерами нефти и нефтепродуктов в Италию являются страны Африки (41,5 млн. т), Ближнего и Среднего Востока (35 млн. т), Россия поставляет ежегодно около 8 млн. тонн нефти. Собственное производство нефти и нефтепродуктов Италии не превышает 6 млн. т. Импорт природного газа, за счет которого покрывается 2/3 потребностей Италии, составляет около 40 млрд. куб. м в год. Главными поставщиками газа являются Алжир, Россия и Нидерланды.
В январе 1997 г. было подписано долгосрочное соглашение о ежегодных поставках в 2000 — 2005 гг. из Норвегии в Италию 6 млрд. куб. м газа. Норвегия стала четвертым по значимости экспортером природного газа в Италию. В ближайшей перспективе будет реализо-
вано и ливииско-итальянское соглашение, предусматривающее сооружение газопровода по дну Средиземного моря и поставки ливийского газа в Италию.
Потребление электроэнергии в Италии не превышает 280 млрд. квт-ч, из которых 14% импортируется, а остальная вырабатывается внутри страны: 68% — на ТЭС, 19% — на ГЭС, часть электроэнергии вырабатывается на геотермальных станциях. Используется энергия и возобновляемых источников.
Химическая промышленность. Наиболее развиты нефтехимия, производство пластмасс и химических волокон, шин и фармацевтика (Милан, Неаполь и др.).
Италия — один из крупнейших в мире производителей продукции легкой промышленности (ткани, трикотаж, обувь, одежда) и пищевой (оливковое масло, макароны, вина).
Сельское хозяйство. Главная отрасль — растениеводство (60% продукции). По сбору овощей и фруктов Италия доминирует в Европе, по урожаям цитрусовых и оливок уступает только Испании, занимает одно из ведущих мест по сбору винограда и изготовлению вин.
На формирование производственных показателей аграрного сектора экономики Италии сдерживающее влияние оказывает политика Евросоюза по контингентированию производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции, которое зачастую приводит к их относительному перепроизводству, формированию очагов напряженности вследствие наложения штрафных санкций. Подобные ситуации имеют место не только в Италии, но и в других странах Европейского Союза.
Транспорт. Италия использует все виды современного транспорта. Однако важнейшим средством передвижения является автомобильный транспорт. На его долю приходится 86% пассажирских и 66% грузовых перевозок. Общая протяженность автодорог — 303 тыс. км, в том числе 6 тыс. км — скоростные автодороги, 46 тыс. — дороги государственного значения, 109 тыс. — провинциального и 142 тыс. км — местного значения. Вместе с главной дорогой Италии — «автострадой Солнца», идущей от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Раджо-ди-Калабрия, проходят по стране еще пять международных европейских автомагистралей.
Общая протяженность железных дорог — 20 тыс. км, из которых 10 тыс. электрифицировано. На долю стальных магистралей приходится около 12% перевозок пассажиров и грузов. Наиболее интенсивно перевозки осуществляются на железнодорожных линиях, связывающих порт Геную с Миланом и Турином. Железные дороги Италии — связующее звено между странами Западной Европы и странами Средиземноморского бассейна.
Морской транспорт. Наличие огромнейшей протяженности береговой линии и множество островов обусловили развитие националь-
ного морского транспорта. В результате Италия располагает 144 морскими портами. Главные из них — Генуя, Триест, Венеция, Неаполь, Ливорно и Таранто.
Воздушный транспорт Италии перевозит около 60 млн. пассажиров в год. Национальные авиалинии и аэропорты страны — важнейшие коммуникации, связывающие Европу с другими континентами. Крупнейшие аэропорты — Фьюмичино близ Рима и Мальпенса близ Милана.
Туризм. Индустрия туризма — традиционная отрасль итальянской экономики. Она обусловлена географическим положением: Италия расположена в центре основных международных туристских потоков, включая важнейшие ответвления — французско-испанское и балкано-греческое. Неповторимая живописность страны с теплым морем и мягким климатом, богатой достопримечательностями, историческими и архитектурными памятниками — огромнейшая притягательная сила, поражающая воображение людей всех континентов.
Туристов привлекают всемирно известная итальянская Ривьера с ее местами для развлечения и отдыха, Алассио с чистыми песчаными пляжами, протянувшимися на несколько километров вдоль лазурного побережья Средиземного моря. Летний туризм дополняется зимним, наиболее известными центрами которого являются Трентино-Альто-Адидже, Пьямонт, Балле д’Аоста, Лам-бардия и Венето.
У миллионов туристов весьма популярными являются богатейшие достопримечательности Италии.
В Риме — уникальные архитектурные комплексы различных эпох: руины римских и императорских форумов — Пантеон (27 г. до н.э.); Колизей (80г. до н.э.); Триумфальная арка Тита (81 г. до н.э.); Колонна Траяна (111 — 114 г.); Теремы (бани) Каракаллы; Дворцы Фарнезе и Канчелерия; ансамбль площади Капитолия (1546 г.); собор св. Петра (1506 — 1514 гг.); церкви Тринити-дей-Монти, Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане; Ватиканский музей и галерея; Капитолийский музей и Национальный римский музей.
В Венеции — собор Сан-Марко (9 — 16 вв.); Дворец дождей (9 — 16 вв.); библиотека Сан-Марко (16 в.); дворцы Вендрамин-Калерд-жи (15 в.), Кад Оро (15 в.); церковь и монастырь Сан-Джорджо Маджоре (16 в.); Музей стекла.
Во Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре (13 — 15 вв.); баптистерий Сан-Джанни (11 — 13 вв.); церкви Санта-Мария-Новелла с фресками Уччелло и Гирландайо (13 — 14 вв.), Санта-Мария-дель-Кармине с фресками Мазеччо (13 — 15 вв.), Санта-Гроче (13 — 14 вв.), в которой похоронены Микеланджело Буо-нарроти, Николо Макиавелли и Россини; Картинные галереи Уффици и Палатина с богатейшими коллекциями работ итальянских мастеров живописи.
Все эти и другие достопримечательности привлекают до 1/3 иностранцев, посещающих Италию. Число туристов, отдыхающих у моря, не превышает 26%. Всего ежегодное количество туристов в Италии — до 30 млн. человек. Подавляющая их часть прибывает из европейских стран. При этом на граждан ЕС приходится около половины, в том числе французы составляют 16%, немцы — 15, англичане — 3,5 и голландцы — чуть больше 2-х%.
Италия располагает широкой сетью гостиничных и негостиничных предприятий. Негостиничные предприятия образуют сеть так называемых дополнительных средств размещения приезжих иностранных граждан. Это кемпинги, туристские деревни, частные квартиры, занесенные в Регистр занимающихся коммерческой деятельностью.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)
Источник
Что такое Италия: экономика — б. трудовые ресурсы? Значение italiya ekonomika b trudovie resursi, энциклопедия кольера
Значение термина «Италия: экономика — б. трудовые ресурсы» в Энциклопедии Кольера. Что такое италия: экономика — б. трудовые ресурсы? Узнайте, что означает слово italiya-ekonomika-b-trudovie-resursi — толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.
Италия: экономика — б. трудовые ресурсы
Италия: экономика — б. трудовые ресурсы – К статье ИТАЛИЯ: ЭКОНОМИКА
В 1990 в Италии насчитывалось 23,9 млн. занятых, что составляло ок. 41% ее населения. После Второй мировой войны существенно изменилась структура занятости. Например, в 1951 женщины составляли 25%, а в 1990 — 37% занятых (во Франции — 43%, Германии — 40%). В 1954-1979 ок. 4 млн. занятых в сельском хозяйстве покинули землю, и бльшая их часть переместилась в промышленные районы Севера.
В начале 1990-х годов 32% занятых приходилось на долю промышленности, 9% — на долю сельского хозяйства, а остальные 59% — на долю торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности, тогда как в сельском хозяйстве были заняты в 1951 43%, в промышленности — 33% и в сфере услуг, торговле и других видах деятельности — 24%. Произошедшие изменения привели к увеличению объема инвестиций в новые предприятия, большому оттоку населения из сельских местностей в города и переобучению миллионов людей новым профессиям. В Италии заработная плата рабочих в промышленности когда-то была меньше, чем в большинстве стран Западной Европы, а к середине 1970-х годов стала такой же, как во Франции.
Острой проблемой в Италии является безработица. С середины 1950-х годов она сократилась благодаря тому, что индустриализация создала большее число рабочих мест и многие итальянцы нашли работу в других странах, особенно в Западной Германии и Швейцарии. С середины 1970-х годов, когда экономический рост замедлился, число безработных возросло. В 1993 безработные в Италии составляли 11% трудоспособного населения, но сохранялись значительные региональные различия — 7,7% на Севере и в Центре против 18,9% на Юге.
Развитие промышленности. Крупная промышленность в Италии возникла поздно. Однако в период между 1870 и 1914 на Севере был основан ряд крупных промышленных фирм, в том числе заводы резиновых изделий «Пирелли», химические заводы «Монтекатини», металлургические заводы «Терни» и автомобильные заводы «Фиат». Во время Первой мировой войны развитие промышленности приостановилось, но в 1920-1930-е годы произошел некоторый подъем, хотя экономика и была деформирована попыткой достичь экономической самостоятельности, расходами на колониальные авантюры в Африке и большими военными расходами. Бомбардировка и военные действия на территории Италии во время Второй мировой войны обернулись катастрофой для экономики. Однако послевоенное восстановление хозяйства было в целом поразительно быстрым. Оно поощрялось США, которые оказали Италии помощь в размере 2,4 млрд. долл.
После Второй мировой войны государство стимулировало развитие экспортных отраслей промышленности. Это особенно касалось металлургии, машиностроения и химической промышленности. Новое оборудование и повышение эффективности производства содействовали заметному росту производства стали, которое за 1951-1980 возросло более чем в 8 раз. Значительные успехи были достигнуты в машиностроении, электротехнической и автомобильной промышленности (в последней доминировал концерн «Фиат» в Турине). Модернизация химической промышленности повлияла на расширение ассортимента ее продукции — от нефтепродуктов до красителей, синтетических волокон и пластмасс.
Хлопчатобумажная и шерстяная промышленность играла ведущую роль в начале 20 в., но после 1950 испытала спад по сравнению с основными, быстро растущими отраслями промышленности. С начала 1950-х годов быстро расширялось производство одежды. Обувь и одежда из Италии хлынули на иностранные рынки, итальянские дома моды успешно завоевывали рынки зарубежных стран.
Обрабатывающая промышленность — важнейший сектор экономики Италии. На ее долю приходится почти 25% национального дохода и основная часть поступлений от экспорта. В этом секторе сосредоточена пятая часть всех рабочих мест в стране.
Главной отраслью обрабатывающей промышленности является машиностроение. В Италии производятся офисное оборудование (калькуляторы, пишущие машинки и проч.), сельскохозяйственные машины (трактора), ткацкие станки, швейные машины, электронагревательное оборудование. Электромашиностроение включает производство телекоммуникационной аппаратуры, холодильников, стиральных машин и другой бытовой электротехники. Продукция машиностроения производится главным образом на Севере, в районе Милана, Турина, Генуи, Бергамо, Брешии и Флоренции. После Второй мировой войны ряд машиностроительных заводов был построен в окрестностях Неаполя и Бари.
Важное значение имеет автомобилестроение, выпускающее легковые и грузовые автомашины и мотороллеры. Предприятия отрасли сосредоточены в районе Турина, Милана, Брешии и Дезио. По производству легковых автомобилей (1627 тыс.) Италия в 1991 занимала шестое место в мире. В том же году было выпущено ок. 260 тыс. грузовых машин и автобусов.
В начале 1970-х годов Италия была крупным судостроителем. В 1974 судоверфи Италии спустили на воду торговые суда водоизмещением 1028 тыс. брутто-регистровых тонн. К концу того же десятилетия судостроение в Италии и многих других странах резко сократило объем производства. В период 1978-1980 итальянские верфи спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 499 тыс. брутто-регистровых тонн (всего 166 тыс. т в год). В 1986-1992 были спущены на воду торговые суда общим водоизмещением 4438 тыс. брутто-регистровых тонн (в среднем по 634 тыс. т в год). Судостроение сосредоточено на северо-западном побережье страны, в основном в Генуе.
В структуре обрабатывающей промышленности Италии второе место по значению занимает текстильная и швейная промышленность, уступая только машиностроению (вместе с автомобилестроением и судостроением). Хлопчатобумажные ткани выпускаются в Галларате, Бусто-Арсицио, Леньяно, Бергамо и Брешии; шерстяные — в Бьелла, Виченца и Прато; шелковые — в Брешии, Тревизо и Комо. Льняное полотно производится в южной части Ломбардии и Кампании. Одежду шьют во Флоренции, Турине и Риме. Широко развито производство обуви.
Химическая промышленность, включая нефтехимию и производство синтетических волокон, дает ок. 1/7 общего объема продукции обрабатывающей промышленности. Эта отрасль значительно увеличила объем производства после открытия в Италии в конце 1940-х годов месторождений природного газа и нефти. К началу 1970-х годов Италия была одним из самых крупных производителей синтетических волокон и серной кислоты. Среди других важных видов химической продукции — искусственный аммиак, красители, фармацевтические препараты, фотоматериалы, пластмассы, синтетический каучук, удобрения и нефтехимические продукты. Они производятся в Генуе, Венеции, Милане, Равенне, Бриндизи, Феррандине и Джеле.
Металлургия — относительно новая отрасль промышленности Италии. Испытывая нехватку запасов угля и железной руды, Италия стала развивать металлургическую промышленность только после создания в 1952 Европейского объединения угля и стали. За период с 1959 по 1980 производство стали в Италии выросло на 292% (во Франции — на 56%, в Западной Германии — на 49%). По выплавке стали (28 млн. т) в 1992 Италия занимала шестое место в мире, опережая Канаду и Бразилию. Она также выпускает значительное количество алюминия, цинка, свинца, ртути и магния.
Предприятия пищевой промышленности, специализирующиеся, например, на производстве макарон (спагетти), продукции из томатов и производстве напитков, рассредоточены по всей территории страны. Мебель производится в Брианце, возле Милана. Бумагу и бумажные изделия выпускают в Ломбардии и Пьемонте. Всемирно известная кинопромышленность размещена в Риме. Объем производства цемента, имеющего большое значение для строительной индустрии Италии, составил 40,8 тыс. т в 1990.
Строительство стало быстро развиваться после Второй мировой войны. В 1990 в этой отрасли было занято 1,9 млн. человек. Были построены электростанции, автомобильные дороги и другие объекты (особенно на Юге). Итальянские строительные фирмы активно действовали за границей, в развивающихся странах; уже в 1960-х годах итальянские фирмы построили пять крупнейших плотин в Африке.
Источник