- Новости
- Таможенные службы стран ЕАЭС и Вьетнама углубляют взаимодействие по электронному обмену информацией
- ЕАЭС и Китай начали реализацию Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки
- Решение Коллегии ЕЭК от 18.12.2018 № 207 «Об утверждении Правил реализации общего процесса «Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами»»
Новости
Таможенные службы стран ЕАЭС и Вьетнама углубляют взаимодействие по электронному обмену информацией
Речь шла об организации подписания документа, который предполагает внесение изменений в Протокол об обмене информацией о товарах, перемещаемых в рамках торгового оборота между государствами Союза и Вьетнамом.
«Мы стремимся к скорейшей реализации обмена информацией по всем товарам, находящимся в торговом обороте между странами ЕАЭС и Вьетнамом. Такой обмен будет способствовать повышению достоверности декларирования товаров и эффективности таможенного контроля, ускорению совершения таможенных операций», – отметил Олег Панкратов.
Напомним, что между ЕАЭС и Вьетнамом действует соглашение о свободной торговле от 2015 года. Соглашением предусмотрена поэтапная реализация электронного обмена таможенными сведениями на регулярной основе. Для этого при координации Комиссии в 2018 году центральные таможенные органы государств-членов и Вьетнама подписали Протокол об обмене информацией. В соответствии с ним проводится экспериментальный обмен данными по отдельным видам товаров.
Как определено в соглашении, по завершении экспериментального этапа должен быть расширен список товаров, информацией о которых будут обмениваться таможенные службы стран ЕАЭС и Вьетнама. Соответствующие изменения в протокол, а также уточненный состав сведений для обмена зафиксированы в проекте документа, который готовится к подписанию.
Учитывая сохраняющуюся сложную эпидемиологическую обстановку во всех странах мира, участники совещания поддержали предложение о подписании протокола с изменениями в заочном формате.
Источник
ЕАЭС и Китай начали реализацию Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки
Проект Протокола между центральными таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (КНР), который определит порядок обмена информацией на первом этапе реализации Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР, в целом согласован делегациями Союза и КНР в ходе первого раунда переговоров по реализации соглашения в Харбине.
Директор Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Бактыбек Байсеркеев, возглавивший делегацию Союза, отметил, что заключение Протокола об обмене информацией является важнейшим шагом по реализации Соглашения. «Очень важно, что мы приступили к разработке протокола заранее, не дожидаясь вступления соглашения в силу. Заблаговременное начало работы над протоколом позволит качественно проработать все технические аспекты реализации», – подчеркнул Бактыбек Байсеркеев.
Стороны провели презентации платформы обмена таможенной информацией Китайской Народной Республики и интегрированной информационной системы Союза, которые будут использоваться для организации обмена информацией в соответствии с соглашением.
По итогам переговоров в целом согласован проект Протокола об обмене информацией, включая состав сведений. Принято решение завершить его согласование в ходе следующего раунда переговоров, который планируется провести в 2020 году в Российской Федерации.
Стороны пришли к консенсусу по структуре технических условий обмена информацией, достигли взаимопонимания по их смысловому наполнению. После разработки проекта технических условий технические специалисты должны будут его согласовать.
Справка
Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, подписано 6 июня 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума.
В настоящее время в странах Союза завершаются внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления соглашения в силу.
Соглашение предусматривает поэтапную реализацию обмена информацией в соответствии с отдельными протоколами между центральными таможенными органами государств- членов Союза и Главным таможенным управлением КНР. В этих протоколах будут определены объем и состав сведений, а также технические условия обмена информацией. Первый такой протокол должен быть подписан через 18 месяцев с даты вступления в силу соглашения.
Организация регулярного консолидированного обмена информацией о товарах и транспортных средствах в соответствии с соглашением позволит обеспечить:
– ускорение совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории Союза и КНР, а также товаров, перемещаемых транзитом;
– использование полученных данных для повышения эффективности в сфере управления рисками и совершенствования форм таможенного контроля;
– снижение рисков, связанных с ввозом потенциально опасных товаров с уклонением от таможенного контроля, и других рисков в сфере обеспечения безопасности.
Источник
Решение Коллегии ЕЭК от 18.12.2018 № 207 «Об утверждении Правил реализации общего процесса «Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами»»
В соответствии с пунктом 30 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и руководствуясь Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2016 г. N 169, Коллегия Евразийской экономической комиссии РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемые Правила реализации общего процесса «Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами».
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
ПРАВИЛА
реализации общего процесса «Обеспечение реализации
электронного информационного взаимодействия между государствами –
членами Евразийского экономического союза в целях
обмена таможенной информацией с третьими странами»
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со следующими международными договорами и актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее – Союз):
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе);
Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (далее – Таможенный кодекс Союза);
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 200 «О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общих процессов»;
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 января 2015 г. N 5 «Об утверждении Правил электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли»;
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. N 29 «О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 г. N 132»;
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 июня 2015 г. N 63 «О Методике анализа, оптимизации, гармонизации и описания общих процессов в рамках Евразийского экономического союза»;
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2016 г. N 169 «Об утверждении Порядка реализации общих процессов в рамках Евразийского экономического союза»;
международные договоры, заключенные с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями, предусматривающие электронное информационное взаимодействие государств – членов Союза в целях обмена таможенной информацией (далее соответственно – международные договоры с третьей стороной, государства-члены).
2. Настоящие Правила являются основанием для выполнения технологического проектирования и планирования работ по организационно-техническому обеспечению реализации общего процесса «Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами» (далее – общий процесс).
3. Реализация общего процесса предусмотрена пунктом 76 1 перечня общих процессов в рамках Евразийского экономического Союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. N 29.
4. Для целей настоящих Правил используются понятия, которые означают следующее:
«база данных таможенной информации» – база данных, создаваемая на национальном уровне в рамках информационной системы таможенных органов, содержащая структурированные и детализированные сведения из таможенных документов;
«технические условия» – документ, разработка которого предусмотрена в рамках реализации международного договора с третьей стороной и который определяет технические требования, в том числе состав сервисов, электронных сообщений, структуру данных, состав и содержание используемых справочников и классификаторов, а также порядок и регламент электронного обмена информацией между участниками такого обмена;
«технологические документы» – документы, включенные в типовой перечень технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации общего процесса, предусмотренный пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 200;
«третья страна» – государство, не являющееся членом Союза, или международное интеграционное объединение таких государств, являющихся сторонами международного договора Союза, предусматривающего обмен таможенной информацией с государствами-членами;
«центральный таможенный орган государства-члена» – государственный орган государства-члена, уполномоченный в сфере таможенного дела.
Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определенных Договором о Союзе, Таможенным кодексом Союза и актами органов Союза по вопросам создания и развития интегрированной информационной системы Союза (далее – интегрированная система).
5. Целями реализации общего процесса являются упрощение совершения таможенных операций, ускорения выпуска товаров и предотвращения нарушений таможенного законодательства и нарушений нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования.
6. Для достижения целей реализации общего процесса в соответствии с настоящими Правилами необходимо решить следующие задачи:
а) обеспечить электронный обмен таможенной информацией в отношении товаров, вывозимых с территорий государств-членов на территорию третьей страны и вывозимых с территории третьей страны на территории государств-членов, на участке между национальными сегментами интегрированной информационной системы и компонентами интеграционного сегмента Евразийской экономической Комиссии (далее – Комиссия), обеспечивающего взаимодействие с внешними системами;
б) обеспечить в рамках электронного обмена таможенной информацией передачу (получение) центральным таможенным органом государства-члена следующей информации:
сведений из базы данных таможенной информации;
об изменении сведений, ранее представленных из базы данных таможенной информации;
об аннулировании сведений, ранее представленных из базы данных таможенной информации.
7. Участниками общего процесса являются:
а) центральные таможенные органы государств-членов, выступающие в следующих ролях:
б) Комиссия, обеспечивающая общую координацию работ, направленных на реализацию информационного взаимодействия, а также бесперебойное функционирование интеграционного сегмента Комиссии (далее – координатор).
8. Электронное информационное взаимодействие между центральными таможенными органами государств-членов и центральными таможенными органами третьей страны осуществляется с использованием сервисов, предоставляемых подсистемой взаимодействия с внешними системами, входящей в состав интеграционной платформы интегрированной системы, и функционирующих в рамках интеграционного сегмента Комиссии (далее – внешний шлюз).
9. В рамках реализации общего процесса центральные таможенные органы государств-членов обеспечивают:
а) формирование и представление в интеграционный сегмент Комиссии сведений из базы данных таможенной информации (далее – сведения из деклараций на товары);
б) формирование и представление в интеграционный сегмент Комиссии изменений сведений из деклараций на товары, представленных ранее;
в) формирование и представление в интеграционный сегмент Комиссии информации об аннулировании сведений из деклараций на товары, представленных ранее;
г) получение из интеграционного сегмента Комиссии и обработку уведомлений о результатах обработки сведений из деклараций на товары в центральном таможенном органе третьей страны, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании представленных ранее таможенным органом-отправителем сведений из деклараций на товары;
д) получение из интеграционного сегмента Комиссии и обработку сведений из деклараций на товары, представленных от центрального таможенного органа третьей страны;
е) получение из интеграционного сегмента Комиссии и обработку изменений сведений из деклараций на товары, представленных ранее центральным таможенным органом третьей страны;
ж) получение из интеграционного сегмента Комиссии и обработку информации об аннулировании сведений из деклараций на товары, представленных ранее центральным таможенным органом третьей страны;
з) формирование и направление в интеграционный сегмент Комиссии уведомлений о результатах обработки в таможенном органе-получателе сведений из деклараций на товары, представленных центральным таможенным органом третьей страны, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании представленных ранее сведений из деклараций на товары.
10. В рамках реализации общего процесса координатор в автоматическом режиме обеспечивает:
а) получение от таможенного органа-отправителя и направление в центральный таможенный орган третьей страны сведений из деклараций на товары;
б) получение от таможенного органа-отправителя и направление в центральный таможенный орган третьей страны изменений сведений из деклараций на товары, представленных ранее;
в) получение от таможенного органа-отправителя и направление в центральный таможенный орган третьей страны информации об аннулировании представленных ранее сведений из деклараций на товары;
г) направление в таможенный орган-отправитель поступивших в интеграционный сегмент Комиссии уведомлений о результатах обработки в центральном таможенном органе третьей страны сведений из деклараций на товары, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании сведений из деклараций на товары;
д) направление в таможенный орган-получатель сведений из деклараций на товары, поступивших в интеграционный сегмент Комиссии от центрального таможенного органа третьей страны;
е) направление в таможенный орган-получатель изменений сведений из деклараций на товары, поступивших в интеграционный сегмент Комиссии от центрального таможенного органа третьей страны;
ж) направление в таможенный орган-получатель информации об аннулировании представленных ранее сведений из деклараций на товары, поступивших в интеграционный сегмент Комиссии от центрального таможенного органа третьей страны;
з) получение и направление в центральный таможенный орган третьей страны уведомлений о результатах обработки сведений из деклараций на товары в таможенном органе-получателе, поступивших от центрального таможенного органа третьей страны, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании представленных ранее сведений из деклараций на товары.
11. Представление в интеграционный сегмент Комиссии сведений из базы данных таможенной информации выполняется таможенным органом-отправителем в отношении деклараций, содержащих сведения о товарах, которые помещены под таможенную процедуру экспорта и страной назначения которых является третья страна.
12. Представление сведений из деклараций на товары в интеграционный сегмент Комиссии обеспечивается не позднее 4 часов после выпуска экспортируемых товаров, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
13. Представление в интеграционный сегмент Комиссии измененных сведений из декларации на товары выполняется таможенным органом-отправителем в отношении деклараций на товары, сведения из которых были представлены ранее центральному таможенному органу третьей страны и в сведения которых в последующем были внесены изменения. Представление измененных сведений из декларации на товары в интеграционный сегмент Комиссии обеспечивается не позднее 4 часов после внесения изменений в декларацию на товары, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
14. Представление в интеграционный сегмент Комиссии информации об аннулировании сведений из декларации на товары выполняется таможенным органом-отправителем в отношении деклараций на товары, сведения из которых ранее были представлены центральному таможенному органу третьей страны и в отношении которых был разрешен таможенным органом отзыв после выпуска. Представление информации об аннулировании сведений из декларации на товары в интеграционный сегмент Комиссии обеспечивается не позднее 4 часов после отзыва декларации на товары, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
15. Прием и обработка сведений из деклараций на товары, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании сведений из деклараций на товары, представленных центральным таможенным органом третьей страны, обеспечиваются таможенным органом-отправителем не позднее 15 минут после получения указанных сведений из интеграционного сегмента Комиссии, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
16. Прием и обработка уведомлений о результатах обработки в центральном таможенном органе третьей страны сведений из деклараций на товары, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании представленных ранее сведений, обеспечиваются таможенным органом-отправителем не позднее 15 минут после получения указанных уведомлений из интеграционного сегмента Комиссии, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
17. Прием и обработка уведомлений о результатах обработки в центральном таможенном органе третьей страны сведений из деклараций на товары, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании ранее представленных сведений, обеспечиваются таможенным органом-отправителем не позднее 15 минут после получения указанных уведомлений из интеграционного сегмента Комиссии, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
18. Информационное взаимодействие при реализации общего процесса осуществляется по функциональной схеме согласно приложению N 1.
19. Центральные таможенные органы государств-членов обеспечивают формирование и ведение в рамках информационных систем таможенных органов баз данных таможенной информации, а также информационных ресурсов, содержащих сведения из деклараций на товары, представленных центральными таможенными органами третьих стран.
20. В рамках реализации общего процесса не предусматривается формирование общих информационных ресурсов.
21. Состав сведений из базы данных таможенной информации, используемый при реализации электронного информационного взаимодействия, определяется международным договором Союза с третьей стороной или соответствующими техническими условиями.
22. Требования к структурам электронных документов (сведений в электронном виде), используемым для реализации электронного информационного взаимодействия, и правилам их заполнения определяются в соответствующих технических условиях с учетом рекомендаций, определенных международными стандартами и общепризнанными инициативами в сфере электронного обмена данными, прежде всего моделью данных Всемирной таможенной организации.
23. Технические схемы структур электронных документов (сведений в электронном виде), используемых для реализации электронного информационного взаимодействия, разрабатываются на основе XML-схем структур базовых информационных пакетов Модели данных Всемирной таможенной организации, с соблюдением соответствующих правил и рекомендаций Всемирной таможенной организации и с учетом состава сведений из базы данных таможенной информации, используемого при реализации электронного
информационного взаимодействия, и являются неотъемлемой частью технических условий.
24. Для целей реализации общего процесса обеспечиваются:
а) в рамках интеграционного сегмента Комиссии интегрированной системы – реализация, доработка, настройка и (или) применение электронных сервисов, обеспечивающих реализацию функций координатора, определенных в пункте 9 настоящих Правил;
б) в национальных сегментах интегрированной системы в рамках информационных систем таможенных органов государств-членов – реализация, доработка, настройка и (или) применение электронных сервисов, обеспечивающих реализацию функций таможенных органов государств-членов, определенных в пункте 8 настоящих Правил.
25. Информационное взаимодействие участников общего процесса осуществляется на регулярной основе в соответствии с требованиями, определенными пунктами 12 – 17 настоящих Правил, с использованием интеграционной платформы интегрированной системы с учетом требований технологических документов, регламентирующих такое взаимодействие.
26. Особенности реализации информационного взаимодействия участников общего процесса в соответствии с Правилами электронного обмена данными определяются согласно приложению N 2.
27. Требования к языку представления текстовой информации, используемой в процессе взаимодействия, определяются международным договором Союза с третьей стороной или соответствующими техническими условиями.
28. Сведения из базы данных таможенной информации, используемые при реализации электронного информационного взаимодействия в рамках общего процесса, рассматриваются как конфиденциальная информация. Общие требования к обеспечению конфиденциальности указанных сведений определяются международным договором Союза с третьей стороной.
29. При передаче информации внутри информационного пространства государства-члена безопасность передачи сведений должна обеспечиваться в соответствии с законодательством государства-члена и техническими требованиями к обеспечению информационной безопасности государства-члена.
30. При передаче информации в рамках интеграционной платформы интегрированной системы безопасность должна обеспечиваться средствами подсистемы информационной безопасности интегрированной системы.
31. При реализации общего процесса и осуществлении информационного взаимодействия не предполагается применение электронной подписи (электронно-цифровой подписи).
32. В целях реализации общего процесса Комиссия в соответствии с настоящими Правилами и с учетом технических условий осуществляет разработку технологических документов, а также доработку и (или) настройку подсистем интегрированной системы в соответствии с требованиями технологических документов и соответствующих технических условий.
33. Таможенные органы государств-членов обеспечивают разработку (доработку) национальных информационных систем с целью выполнения требований технологических документов и соответствующих технических условий.
34. Таможенные органы государств-членов при координации Комиссии обеспечивают выполнение процедуры присоединения и введения в действие общего процесса с учетом положений технологических документов.
35. Сроки выполнения мероприятий по присоединению и введению в действие общего процесса определяются в планах по реализации электронного информационного обмена таможенной информацией между центральными таможенными органами государств-членов и центральными таможенными органами третьих стран в соответствии с международным договором Союза с третьей стороной.
36. Комиссия осуществляет контроль и мониторинг реализации электронного информационного обмена таможенной информацией.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам реализации общего процесса «Обеспечение
реализации электронного информационного взаимодействия
между государствами – членами Евразийского экономического
союза в целях обмена таможенной
информацией с третьими странами»
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Правилам реализации общего процесса «Обеспечение
реализации электронного информационного взаимодействия
между государствами – членами Евразийского экономического
союза в целях обмена таможенной
информацией с третьими странами»
1. Правила заполнения блока заголовков SOAP-конверта должны соответствовать Правилам электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 января 2015 г. N 5, с учетом того, что идентификаторы сегментов должны заполняться в соответствии с перечнем, приведенным в таблице.
2. Пример заполнения блока заголовков SOAP-конверта приведен ниже:
Источник