Обрабатывающая промышленность африки страны

Ойкумена

Материки Земли

You are here

Промышленность стран Африки

В подавляющем большинстве стран Африки в настоящее время сохраняется отсталая структура хозяйства со слабой обрабатывающей промышленностью и низкопродуктивным сельским хозяйством. Развитие в основном сырьевых отраслей экономики определяет высокую зависимость от мирового рынка, куда направляется ограниченный ассортимент преимущественно необработанных товаров. Экспортные отрасли, являются одним из главных источников валютных поступлений. В связи с этим колебания спроса и цен на мировом рынке тяжело сказываются на экономике африканских стран.

Развитые страны получают из Африки 90 % потребляемых ими алмазов, 80 % кобальта и золота, треть фосфатов, четверть меди.

Горнодобывающей промышленности принадлежит ведущее место в экономике Африки. Главными видами продукции являются: нефть (60 %); уголь (10 %); золото (10 %); алмазы, медь, газ, фосфориты (3-5 %); железная руда, уран, бокситы, марганец, хромиты (1-3 %). Добыча железных руд принадлежит к числу особенно быстро развивающихся отраслей горнодобывающей промышленности.

В ЮАР и Зимбабве важное значение имеет добыча хромитовых руд, на эти страны приходится до 40 % добычи во всем мире. Месторождения меди концентрируются в районе медного пояса. Особую роль играет добыча алмазов, драгоценных и редкоземельных металлов (ЮАР, Гана, Заир, Зимбабве, Танзании). Кобальт, вольфрам, ванадий добываются в Заире, ЮАР, Замбии.

Энергетика стран Африки остается узким местом хозяйства, несмотря на значительное развитие, которое отрасль получила в последние 20-30 лет.

Обрабатывающая промышленность развита слабо. Важнейшие отросли — текстильная и швейная. В текстильной промышленности ведущая роль принадлежит хлопчатобумажной. Значительно уступает текстильной, кожевенно-обувная промышленность.

Читайте также:  Страны после распада ссср список

В последние годы в отдельных странах развивается нефтеперерабатывающая и химическая отросли промышленности. Постепенно увеличивается производство минеральных удобрений. Нефтеперерабатывающие заводы работают на ввозном сырье, расположены в портовых городах.

Машиностроение относительно развито в ЮАР (производство транспорта и горного оборудования, военной техники).

Особенности хозяйства стран Африки находят отражение в их внешних экономических связях. В современной системе международного разделения труда Африка выступает в основном как поставщик энергетического, минерального и сельскохозяйственного сырья и как потребитель промышленного оборудования, машин, продовольствия и многих промышленных товаров.

Источник

Экономика Африки

Общая характеристика

Для хозяйства Африки типичными есть такие особенности: а) многопрофильность; б) низкий уровень экономического развития; в) аграрный характер экономики большинства стран; г) резкое размежевание в сельском хозяйстве товарно-экспортного производства, натурального и мелкотоварного хозяйства, которое обслуживает местные нужды; ґ) распространение монокультуры в сельском хозяйстве; д) преобладание в промышленном производстве горнодобывающей промышленности; есть) сохранение колониального характера во внешней торговле.

Важными особенностями размещения хозяйства большинства стран Африки есть сосредоточения экономической деятельности в нескольких центрах и значительный разрыв в уровнях заселения и экономического развития отдельных территорий и стран.

Сравнительно экономически развитыми в Африке есть территории, которые прилегают к столицам — мост, которые стали важными экономическими центрами еще в колониальный период, а также к портам, из-за которых экспортируют сырье и где частично перерабатывают ее (район Касабланки в Марокко, Лагосу в Нигерии, Александрии в Египте, Момбаси в Кении и др.). Значительные промышленные и экономические центры возникли в зонах добывания минерального сырья (центры «медного пояса» в Замбии и Демократической Республике Конго, промышленные центры, связанные с районами нефти и газа в Алжире и Ливии, промышленные районы ПАР).

Сельское хозяйство

Африка — мировой поставщик многих видов тропического растениеводческого сырья: какао, арахиса, пальмового масла, пряностей и т.п.. Вместе с тем сельское хозяйство стран, которые развиваются, не обеспечивает местное население продовольствием вследствие отставания в большинстве стран производства основных продовольственных культур от темпов роста населения. В сельском хозяйстве Африки используется свыше 1/3 площадей материка. Под пахотными землями и многолетними насаждениями занято около 7%, под пастбищами — 24% площади континента.

Основными зерновыми культурами в Африке есть просо, сорго, кукуруза, рис, пшеница, ячмень; коренеплодами — маниок, батат, ямс, тара; плодовыми — бананы (экваториальная и субэкваториальная зоны), финиковая (оазисы пустынь) и масляная пальмы (тропики), маслина (субтропики). Плантационное хозяйство в Африке довольно развито, но меньше, чем в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. В тропической зоне возникли только отдельные разрозненные ареалы плантаций.

На территории Африки сосредоточенная значительная часть мирового поголовья скота и вьючных животных. На континенте около 192 млн глав большого рогатого скота, 210 млн овец, 176 млн коз, 14 млн верблюдов. Ведущее место за поголовьем скота принадлежит странам Восточной Африки. Однако животноводство как область хозяйства имеет очень низкие показатели выхода продукции.

На севера Африки основная частица сельскохозяйственной продукции производится в субтропической зоне Средиземноморья и в долинах Нила. В Марокко, Алжире, Судане значительные площади занимают пастбища. Наиболее распаханной частью Африки есть зона саванн и экваториальных лесов в Западной Африке. В Центральной Африке условия сельскохозяйственной деятельности довольно разнообразные: в основных зонах экваториальных лесов земель имело, а в саванах есть значительные пастбища, которые можно эффективно использовать только там, где нет мухи цеце. Восточная Африка имеет значительную базу для развития животноводства: здесь находится более как 1/4 пастбищ материка, почти во всех странах региона под выпас используется 40-50% территории.

В Западной Африке основными экспортными культурами есть какао, арахис, кофе, бананы, пальмовое масло, каучук; в Центральной Африке — пальмовое масло, кофе, хлопок; в Восточной Африке — хлопок, чай, кофе, сизаль, ваниль и орех кешью; в Северной Африке — оливковое масло, цитрусу, вино. В Египте и Судане — главным образом хлопок.

Основная причина отставания животноводства — низкий уровень зоотехники и низкая товарность производства, которое в значительной мере объясняется особенностями обычаев скотоводческих племен.

Промышленность Африки

Частица Африки в промышленном производстве стран мира составляет близко 2%. В Африке приобрели развитие горнодобывающая и лесная промышленность, области первичной переработки сырья (минеральной и растительной). В последнее время появились предприятия машиностроения, химической промышленности, черной металлургии, промышленность строительных материалов. Важное место в экономике африканских стран занимает иностранный капитал. В большей части хозяйств валовая продукция иностранных и общих предприятий представляет близко половине валового национального продукта (Ботсвана, Габон, Гана Гвинея, Египет, Демократическая Республика Конго, Зимбабве Кения и т.п.).

Горнодобывающая и горно-металлургическая промышленность наиболее развиты в области промышленности Африки. У производств меди значительное место занимают Замбия и Демократическая Республик Конго, где рудники сосредоточены в «медном поясе». Кроме меди, этом поясе добывают руды других металлов, обогащают цинк, свинец, кобальт, золото, серебро, уран. В цілом горнодобывающая промышленность развитая в 1/4 части молоди: стран континента, но основная часть продукции и добывание важнейших видов горнодобывающего сырья приходится н ПАР, Замбию, Демократическую Республику Конго.

Энергетика Африки развитая слабо. В Африке сосредоточенно 1/10 запасе нефти и 1/5 гидроресурсов мира. Есть большие отложения угля. Главным топливным ресурсом в странах Африки является нефть, отложения которой сосредоточены в Нигерии, Ливии, Алжире, Египте т шельфе Западной Африки. Реки бассейнов Конго, Замбези, Нигер имеют значительный энергетический потенциал, но он используется недостаточно. Наибольшие с действующих ГЭС — Асуанская на Ниле Карибу на Замбези, Куинджи на Нигере.

Обрабатывающая промышленность в странах Африки не приобрела особого развития. Существует три формы производственной деятельности: 1) первинки, переработка экспортного сельскохозяйственного сырья (очищении хлопка, переработка кофе, какао, производство масла, сахара, вина соков) характерная для стран, которые экспортируют продукцию сельского хозяйства; 2) производство товаров широкого потребления; для местных нужд (кустарное изготовление тканей, предмете: домашнего употребления, местных пищевых полуфабрикатов, напитков и продукции современных предприятий легкой и пищевой промышленности. К сравнительно развитым областям принадлежит текстильные промышленность (ПАР, Египет, Алжир, Марокко, Тунис); 3) трудные промышленность (кроме горно-металлургической) развитая слабо Наиболее распространенные нефтеперерабатывающие и цементные заводы. Большие предприятия горно-металлургической промышленности сосредоточенные и ПАР, Демократической Республике Конго, Замбии, Египте.

Внешнеэкономиская деятельность

Ведущая роль во внешнеэкономических связях стран Африки принадлежит внешней торговле. В экспорте преобладает угольное и сельскохозяйственное сырье, в импорте — готовая продукция. Нефть вывозят Алжир, Нигерия, Ливия, железные руды — Либерия, Мавритания, алмазы и золото — ПАР, медь — Замбия, Демократическая Республика Конго, ПАР, фосфаты — Марокко, уран — Нигер, Габон, хлопок — Египет, Судан, Танзания, кофе — Эфиопия, Кения, Уганда, Ангола и прочие, арахис — Сенегал, Судан, оливковое масло — Тунис, Марокко.

Источник

Африка. Экономический очерк. Промышленность. Машиностроение и металлообработка

Отрасли, связанные с обработкой металлов, в большинстве африканских стран находятся на начальных стадиях развития, удовлетворяя незначительную часть национальных потребностей в металлоизделиях, инструментах и машинах, в основном несложных по техническому уровню. ЮАР — единственная африканская страна, в которой машиностроение и металлообработка, включая современные отрасли военной промышленности, интенсивно развиваются. Доля развивающихся стран Африки в мировом производстве продукции машиностроения и металлообработки в начале 1980-х гг. менее 1%. В создании металлообработки и машиностроения в африканских странах ведущую роль играет государственный капитал (например, в Алжире его доля около 80%). Среди иностранных монополий наибольшую активность проявляют автомобилестроительные компании «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат» (Италия), «Бритиш Лейленд» (Великобритания), «Рено» (Франция), а на юге континента — «Дженерал моторе», «Форд моторе», «Крайслер» (США). Крупнейшие судостроительные компании — «Баренс шипбилдинг энд энджиниринг», «Джеймс Браун энд Хаммер», «Мартинсен Л. Х.» и др.

В развивающихся странах Африки металлообработка осуществляется в основном в кузнечных и ремонтно-механических мастерских кустарного и полукустарного типа, где наряду с обслуживанием транспортных средств и сельскохозяйственного оборудования налажено производство некоторых видов металлических запасных частей и деталей. Распространены мелкие металлообрабатывающие предприятия, изготовляющие сельскохозяйственные орудия и инвентарь, металлоизделия бытового назначения. По уровню развития металлообрабатывающей промышленности среди развивающихся стран Африки выделяется Египет, располагающий значительной металлургической базой. Крупнейшими центрами металлообрабатывающего производства являются гг. Хелуан и Каир с пригородами. Современная металлообрабатывающая промышленность представлена и в других странах Северной Африки: в Алжире: основные центры — гг. Константина, Алжир, Оран; в Тунисе — г. Мензель-Бургиба, в Марокко — г. Касабланка. К созданию современной металлообрабатывающей промышленности приступила Нигерия.

В большинстве африканских стран собственно машиностроение практически отсутствует. Широко представлены предприятия, осуществляющие сборку автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин, мотоциклов, велосипедов, небольших судов, электротехнических изделий, радиоприёмников, телевизоров и бытовых приборов. Машины и оборудование производств, назначения сравнительно широкой номенклатуры производят лишь в ЮАР и Египте. Единичные машиностроительные заводы (в Алжире, Тунисе, Марокко, Нигерии) выпускают несложное железнодорожное оборудование, насосы, дизельные двигатели, котлы, швейные машины и т. д. До середины 1970-х гг. предприятия машиностроения ориентировались главным образом на удовлетворение внутреннего спроса. Во 2-й половине 70-х гг. в ряде стран (Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Нигерии, Заире, Гане, Сенегале, БСК, Замбии, Лесото и Ботсване) иностранные монополии стали создавать предприятия, производящие полуфабрикаты (узлы и детали для автомобильной и электротехнической промышленности, интегральные схемы, полупроводники и т. д.) для экспорта, в том числе в промышленно развитые страны.

Электротехническая промышленность начала развиваться в развивающихся странах Африки в конце 1960-х гг. В номенклатуре выпускаемых изделий — электромоторы, трансформаторы, электролампы и др. Большинство предприятий сконцентрировано в странах Северной Африки — Египте, Алжире, Тунисе, Марокко. Выпуск сухих электрических батарей, автомобильных аккумуляторов, а также радиотелеаппаратуры и изделий потребительского назначения освоен многими африканскими странами. Почти все материалы и детали импортируются. Значительное развитие электротехническая промышленность получила в ЮАР, где предприятия специализируются на выпуске электромоторов, трансформаторов, кабелей почти всех типов. Среди развивающихся стран Африки выделяется Египет, где широко представлено производство телевизоров, радиоприёмников, магнитофонов, электропроигрывателей, бытовых электроприборов длительного пользования и т. п. Главный центр электротехнической промышленности — Каир с городами-спутниками.

Автосборочная промышленность в1970—80-е гг. расширилась за счёт ввода в строй новых предприятий. Тем не менее доля Африки в производстве автомобилей (как грузовых, так и легковых) среди стран несоциалистического мира в начале 80-х гг. не превышала 2%. В 1980 в Африке было собрано 403 тыс. легковых и 129,5 тыс. грузовых автомобилей, около 1 тыс. тракторов (из них более 1 / 2 собирается в ЮАР). Автосборочные предприятия развивающихся стран в основном сосредоточены на севере и западе Африки (главным образом в Египте, Марокко и Нигерии). Имеются хорошо оборудованные заводы, проектная мощность которых достигает или превышает 10 тыс. автомобилей в год, например 2 завода в районе Каира, завод в Касабланке, заводы в гг. Лагос и Кадуна. Многочисленные небольшие автосборочные предприятия выпускают несколько сотен автомашин в год и одновременно производят ремонтно-механические работы. Большинство автосборочных заводов являются смешанными предприятиями (доля государства от 25 до 60% капиталовложений). В середине 70-х гг. в Египте, Марокко и Алжире наметилась тенденция к постепенному переходу от простого монтажа к частичному производству несложных комплектующих деталей; производство механических частей автомобилей (двигателей, коробок передач, мостов) только начинает развиваться.

Правительства развивающихся стран Африки поощряют создание предприятий по сборке сельскохозяйственного оборудования. Наиболее крупные тракторосборочные заводы действуют в Египте, Алжире, Ливии.

Большинство африканских стран имеет выход к морю, однако судостроительная промышленность на континенте развита слабо: доля Африки в общем числе судостроительных предприятий и стапелей несоциалистического мира составляет менее 1%. В 9 развивающихся странах Африки строятся стальные и деревянные суда грузоподъёмностью до 100 рег. бр.-т, в остальных — мелкие деревянные суда и лодки местных типов. Современные судостроительные верфи имеются лишь в ЮАР, Марокко и Египте. Судоверфь «Александрия шипъярд» в порту Александрия построена при техническом содействии СССР. С начала 1980-х гг. осуществляется реконструкция и модернизация судоверфей в Порт-Саиде. В крупных портах Нигерии и Сенегала (Лагос, Дакар) имеются судоремонтные мастерские, занятые текущим и навигационным ремонтом судов, однако современным оборудованием оснащены немногие из них. Основная часть современных мастерских сосредоточена на Атлантическом и Средиземноморском побережье Африки — в Касабланке и Танжере (Марокко), в Алжире и Марс-эль-Кебире (Алжир), Бизерте (Тунис), Порт-Саиде и Исмаилии (Египет), а также на побережье Индийского около — в Джибути, Порт-Луи (Маврикий), в Дурбане и Порт-Элизабете (ЮАР).

Станкостроение развито лишь в ЮАР, где выпускаются различные типы станков, в том числе с программным управлением, автоматические линии. В Египте эта отрасль представлена небольшими заводами по выпуску металлорежущих станков.

Энциклопедический справочник «Африка». — М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .

Источник

Оцените статью