Образовательное путешествие что это

Образовательное путешествие как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.
статья на тему

как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.

Скачать:

Вложение Размер
obrazov._putesh._-_kak_metod.docx 255.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Образовательное путешествие — как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.

Воспитатель высшей категории:

Степанова Ольга Ивановна

Что такое образовательное путешествие?

Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека.

Образовательное путешествие ставит своей целью научить странствовать в безграничном мире культуры: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные; читать те культурные послания, которые содержат объекты культурной среды.

Основу образовательного путешествия составляет активное, творческое, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной городской среды. В процессе этой работы ребёнку представляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам; на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, открывать заново и впервые уже хорошо знакомые нам взрослые истины.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Существенное отличие образовательного путешествия от экскурсии заключается в том, что оно ориентировано не столько на приобретение информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества. В ходе путешествия все предметы, окружающие человека, рассматриваются как своеобразные тексты культуры, «расшифровка» которых позволяет установить взаимосвязь между реальными объектами и воплощенными в них идеями. В отличие от экскурсии, определяющей для образовательного путешествия является идея – тот культурный текст, который, как предполагается, освоит ребёнок, и явления культуры, с которыми он познакомится. Эта идея формулируется в виде вопроса, задачи или проблемы, которые «поведут» за собой, соединят все предлагаемые к исследованию объекты, выстроят их в определенный маршрут. Наряду с культурными смыслами обучающийся осваивает разнообразные способы взаимодействия с миром, способы его познания, как научные, так и «ино-научные». Важно также, что это познание основывается на собственных наблюдениях, впечатлениях, размышлениях и требует не созерцательного отношения, а напряженной, активной духовной работы.

И, наконец, образовательное путешествие разворачивается в реальном пространстве, используя в качестве культурных ориентиров разнообразные объекты окружающего мира, что предполагает непосредственное знакомство с ними и приобретение знаний и представлений о них.

Таким образом, образовательное путешествие разворачивается на нескольких содержательных уровнях и решает несколько задач:

= знакомство с разнообразными объектами культурного наследия;

= приобретение опыта исследования подобных объектов;

= получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Обозначенные цели и задачи образовательного путешествия диктуют и принципиально иные, отличные от экскурсионных, формы и способы его реализации. Экскурсия, нацелена на конкретный результат – дать за короткое время значительное количество фактических сведений, проиллюстрировав их.

Метод образовательного путешествия направлен на созидание личности. Поэтому для него сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Именно процесс познания, в основе которого лежит непосредственный диалог человека с миром, и является предметом рассмотрения методики образовательного путешествия.

3. СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И экскурсия, и образовательное путешествие могут быть использованы как для единичного изучения и исследования того или иного объекта культуры, так и для системного освоения целостных и многогранных феноменов культуры.

Таким образом, образовательное путешествие может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры, которая позволяет приобрести представление о культуре в целом при изучении ее отдельных артефактов, осознать единство и хрупкость концептосферы культуры, овладеть способами ориентирования в безграничном пространстве культуры, а также эффективно использовать развивающий потенциал повседневного окружения человека.

В качестве объектов ОП могут выступать разнообразные элементы города – памятники и здания, улицы и площади, вывески и витрины, транспортные средства и мосты, магазины и школы, скверы и парки.

В совокупности идея путешествия позволяют выбрать объекты для предстоящего путешествия и соединить их в образовательный маршрут. При выборе предметов исследования в городской среде рекомендуется учитывать, что объекты, составляющие маршрут, должны:

= быть доступны для осмотра детьми, т.е. находиться на расстоянии, позволяющим их исследовать и рассматривать;

= давать возможность ребёнку развивать различные каналы восприятия мира: визуальные, тактильные, слуховые, вербальные;

= обладать информационным потенциалом, т.е. способностью невербальными средствами рассказывать о себе при внимательном осмотре, находиться друг от друга на небольшом расстоянии;

= обладать привлекательностью, быть безопасным для ребёнка.

Важно отметить, что путешествие, как правило, не предполагает изучение каждого объекта по всем возможным направлениям, мы можем остановить внимание детей только на тех аспектах, которые важны для нас в контексте выбранной идеи путешествия. Важно понимать, что исследовательская работа детей разворачивается в ситуации непредсказуемости. В ходе путешествия ребёнок менее всего слушает педагога, обычно он что-то делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Взрослые не могут точно предугадать ответы детей, выставить подробный алгоритм вопросов и ответов. Вместе с детьми педагог всматривается в изучаемый объект, выдвигает идеи, обсуждает различные мнения. Педагогу необходимо поддерживать желания детей говорить о том, что они видят и переживают. Подробная информация об объекте исследования предоставляется педагогом только в том случае, если об этом просят дети.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Образовательное путешествие, как правило, состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Первый этап. Подготовка к путешествию.

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современного дошкольника, которое способно «повести» его в путешествие. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры (даже предметов), исследование которых позволит справиться с задачей.

Подобрав объекты исследования, необходимо составить образовательный маршрут – определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа.

Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности.

В маршрутном листе — указаны:

= объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определенной педагогом последовательности;

= порядок действий обучающихся при исследовании данных объектов;

= вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать полученную информацию.

Создание образовательного маршрута требует от педагога определенного навыка, предварительного самостоятельного исследования тех объектов, которые будут включены в маршрутный лист. В ходе этой работы уточняется маршрут, определяются ориентиры, выясняется потенциал предметов или явлений, которые были намечены для исследовательской деятельности, определяется круг вопросов и исследовательских заданий.

Другой аспект предварительной работы связан с подготовкой участников путешествия. Путешествие предполагает наличие у детей определенного количества знаний ( в соответствии с возрастной группой), к которому они будут обращаться в поисках ответов на вопросы, возникающие во время прохождения маршрута.

Второй этап. Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа детей на маршруте, который, как уже было сказано, может пролегать и в виртуальном пространстве.

Образовательное путешествие предполагает работу в группах, в детском саду целесообразно разделить детей на 2 группы. Каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично – они могут использовать различные предметы для создания своей постановки, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении.

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут подведены его итоги, возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия, и тех ощущениях, которые они испытали. Детям предлагается ответить на вопросы, обозначенные в маршрутном листе, на основе этого изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия, и аргументировать собственную точку зрения с помощью результатов своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге вырабатывается общая позиция, которая выносится на общую защиту.

Форма проведения образовательного путешествия может быть различной и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т.п.

Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и заключительная работа – составляют единое целое и реализуются последовательно.

ВЫВОД: Таким образом, образовательное путешествие — это особый метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся непосредственно в городском пространстве. Его цель заключается не столько в приобретении фактологических знаний о конкретном городе (в данном случае о Санкт-Петербурге), сколько в освоении определенных закономерностей культуры, в постижении того историко-культурного, социального опыта цивилизации, хранителем которого является мегаполис.

Пример образовательного путешествия:

«Транспорт нашего района».

-) помочь детям приобрести опыт ориентирования близ лежащих к детскому саду улиц (дать названия улиц, которые планируете исследовать);

-) научить детей самостоятельно добывать информацию в городской среде, дорожные знаки, остановки транспорта, карты метрополитена, указатели в метро.

-) беседа о видах транспорта;

-) беседа о дорожных знаках, указателях, обозначениях и других ориентирах, встречающихся на улицах города.

-) работа с картой района, с помощью которой разрабатывается маршрут путешествия от детского сада до ближайшей станции метро;

-) знакомство с картой метрополитена, жетонами, магнитными картами, условными обозначениями, которые встречаются в метро.

-) при выходе из д/сада предлагаем детям проблемную ситуацию: как найти станцию метро (дать название станции), обсуждаем возможные варианты решения: спросить у прохожих, найти по плану или карте;

-) по пути следования к метро детям даётся задание, какие виды транспорта они видят;

-) по ходу движения к метро детям даётся задание – обратить внимание на знакомые дорожные знаки, указатели, и рассказать, что они означают (пешеходный переход, автобусная остановка, осторожно дети), при этом необходимо уточнить, как дети догадались о содержании знака, какую дополнительную информацию несёт указатель (номер автобуса);

-) на перекрёстке с детьми обсуждается, что такое перекрёсток, как на нём регулируется движение, для чего необходим светофор и пешеходный переход, как пользуются переходом люди.

На площади перед метро детям предлагается найти станцию, используя знаки визуальной коммуникации (букву «М»), обилие входящих и выходящих людей. Детям предлагается разобраться, где вход и выход станции.

В вестибюле станции метро, дети обсуждают, как попасть в метро, высказывают версии о том, для чего необходим турникет. Наблюдают, как работает турникет, куда надо опускать жетон, как узнать, можно ли проходить через турникет или нет, где проходят дети. Смотрим, где можно купить жетоны.

Вопросы к детям:

Кто уже ездил на метро? Куда вы ездили? Что понравилось больше всего? и т. д .

После завершения путешествия обсуждаем с детьми, что им запомнилось и, по желанию, просим зарисовать свои впечатления, или сделать поделки, и рассказать о путешествии родителям.

Источник

Консультация для педагогов «Использование технологии «Образовательное путешествие» в дошкольном образовании»

Олеся Трубникова
Консультация для педагогов «Использование технологии «Образовательное путешествие» в дошкольном образовании»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Улыбка»

Южноуральского городского округа

457040, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Советской Армии 18 В, 4-86-57

Консультация для педагогов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ» В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Воспитатель МДОУ д/с № 19 «Улыбка»

(Слайд)В современном мире образование понимается, как процесс приобщения человека к культуре, его цель воспроизводство человека культуры. Мир культуры безграничен, охватить все его содержание невозможно. Это привело к осознанию того, что на смену знанию о культуре должно прийти умение ориентироваться в культурных пространствах и умение выбирать из культурного наследия то, что пригодится в будущем. Технология образовательного путешествия поможет сориентироваться в безграничности культурно-исторического наследия. Критерием для отбора объектов изучения становится не значимость культурных ценностей, а их культурный потенциал.

Одним из методов изучения культурно-исторического наследия является технология «Образовательное путешествие», разработанная и описана в 2002 году Т. Ковалевой и Н. Рыбалкиной, как модель сетевого обучения, как проект рождения проектов.

(Слайд)Образовательное путешествие – это педагогический метод, который позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности, развивающие все высшие функции человека. Образовательное путешествие способно соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств.

Образовательное путешествие ставит своей целью (Слайд)научить странствовать в безграничном мире культуры: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные оглянуться в прошлое, объяснить настоящее, заглянуть в будущее.

Метод образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры. Образовательное путешествие – это всегда путешествие в культуру, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение историкокультурного опыта человечества. Это, прежде всего, путь к новому, неизведанному. Оно предполагает активную работу по осмыслению различных понятий и явлений культуры, а не просто передвижению в пространстве.

Главная цель путешествия самопознание и самосовершенствование. Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности учащегося, ее самоопределение в культурном пространстве

История научно-познавательных и образовательных путешествий восходит к античности. В средние века в Европе странствуют школяры, переходя от одного университетского кампуса к другому. Начиная с середины XVI века,посещение памятников великих цивилизаций становится одним из условий признания положения молодого человека в обществе: в путешествие, длившееся по 2–3 года, он отправлялся в сопровождении наставника.

(Слайд)В России эта традиция берет начало с петровских времен. В годы царствования Екатерины II в среде придворной аристократии было принято отправлять своих отпрысков «на соискание наук» за границу. По возвращении на родину они, как правило, отличались высокой степенью социальной активности, способствовали становлению передовых научных школ и развитию общественных институтов. Помимо путешествий за границу – особенно для будущих учителей – считались необходимыми и путешествия по России – «для примечания достойного к сведению в своем отечестве»

Технология образовательного путешествияимеет следующую структуру:

(Слайд)Вопрос – ответ -знание образ.

1. Вопрос. Культурное наследие и основные человеческие практики.

2. Ответ. Знаки культуры и типы образовательного поиска.

3. Знание-Образ. Образовательное действие и образовательный продукт.

Технология опирается на три простых постулата, одновременно являющимися и ее технологическими этапами.

Знание человечества становится личностным, если человек

1) сам ставит вопрос– и это путь к личному знанию;

2) сам ищет способ ответа и ответ – путь к образовательной мобильности и культурной грамотности;

3) может представить найденное знание как приращение своего образа – увидеть себя нового в других, как в зеркале.

В результате такого образования человек не просто получает знания «на всякий случай», «авось пригодится», а такое знание, которое не забывается, которое можно впоследствии использовать в жизни.

В 1995–1996 годах небольшой проектной группой (Т. М. Ковалева, М. Е. Кукушкин, Н. В. Рыбалкина) в деятельности Международной Гуманитарной Школы Свободного университета «Эврика» была предпринята попытка объединить в новой технологии две давних традиции: тьюторства и образовательных путешествий.

Технология исходит из положения о том, что самообразование – это не только самостоятельное образование, но самостроительство. Знание, необходимое для этого проекта, становится личностным. Авторы данной технологии образовательных путешествий, предлагают возродить его внутренний смысл, как духовного странствия, путешествия в поисках себя.

Образовательное путешествие это не экскурсия, как может показаться на первый взгляд. Путешествие тем и отличается от обычной экскурсии, что предполагает наличие изначальной проблемы, чтобы получился конечный результат, реальный продукт в виде новых знаний, смыслов. Отправляясь по тому или иному маршруту образовательного путешествия, ребёнок точно (или почти точно) знает цели и задачи своего путешествия (куда, зачем, что получу, как буду добывать, что потом с этим буду делать и т. д.). Поэтому вся полученная информация работает на ребенка, а не проходит мимо.

Технологию образовательного путешествия я вам предлагаю на примере обьекта Ильменский заповедник. (Слайд)_

В чём уникальность, ценность Ильменского заповедника? Почему находится в стадии природоохранного объекта?Животный мир: Кто обитает, какая растительность, реки, озёра, полезные ископаемые.

Этот этап подразумевает способ поиска ответа на свой вопрос.

(Слайд)Ильменский заповедник — государственный природный заповедник. Находится в центральной части Челябинской области около города Миасс. 14 мая 1920 года по декрету В. И. Ленина Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России, сейчас он по своей площади занимает 34-е место среди заповедников страны.

Это природоохранное, научно-исследовательское государственное учреждение со статусом института в составе Уральского отделения Российской Академии наук.

Целью деятельности заповедника является сохранение в естественном состоянии природного комплекса, выполнение фундаментальных научных исследований геолого-минералогического, эколого-биологического профиля, экологическое и естественно-научное просвещение населения. Коллектив учёных и сотрудников заповедника ведёт активную просветительскую работу по популяризации науки и пропаганде бережного отношения к природе и защиты окружающей среды.

(Слайд) ИСТОРИЯ ЗАПОВЕДНИКА

Замечательный по своей красоте и уникальный по разнообразию минералов уголок природы — Ильменские горы — издавна привлекает ученых и любителей камня. История исследования Ильмен началась более 200 лет назад, когда стало известно в России и Европе о богатстве и своеобразии Ильменских гор.

История изучения Ильмен началась более 200 лет назад, и история эта захватывающе интересна и порой напоминает хороший детектив, с головокружительным сюжетом. Здесь искали одно, а находили другое; открывали минералы, которые затем «исчезали» на десятилетия и не всегда «появлялись» вновь; на одном и том же материале создавали взаимоисключающие научные теории.

Территория заповедника представляет собой своеобразный «минералогический музей в природе». Здесь, на площади всего в несколько сот квадратных километров, по прихоти природы сосредоточены чуть ли не все известные геологам горные породы и огромное число самых разнообразных минералов. Минеральные богатства вскрыты здесь горными выработками – копями, как бы кладовыми естественного музея, доступного для наблюдения и изучения. Около 400 копей объединяют более 600 горных выработок.

(Слайд)Общие сведения про заповедник

Площадь заповедника 303.8 кв. км

Длина Ильменского хребта с севера на юг — 41 км

Самая высокая вершина — гора Ильментау — 747.3 м

Гидрологическая сеть заповедника составляет 9 % от его территории

В заповеднике озер — 30

Самое глубокое озеро — Большой Кисегач — 34 м,

Самая длинная речка — Б. Черемшанка — 9 км

Минералы и горные породы

Впервые в мире открыты в Ильменах — 16

Горные породы — свыше 70

Горных выработок (копей) — свыше 400

Славится Ильменский заповедник не только минералами, но и своей природой. С 1935 года в заповеднике стали охранять не только недра, но и все природные богатства. В настоящее время заповедник занимает площадь в 30,3 тыс. гектаров. Большая часть его расположена на территории, административно подчиненной городу Миассу, остальная врезается в соседние районы — Чебаркульский и Аргаяшский, заканчиваясь вблизи села Ново-Андреевка, в 20 км от города Карабаша.

В далеком прошлом климат здесь менялся от тропического до ледникового, что отчасти и обусловило разнообразие животного и особенно растительного мира Южного Урала. На территории заповедника в непосредственной близости можно увидеть хвойные таежные леса и фрагменты разнотравно-злаковых степей, северные сфагновые болота и кустарниковые степи, светлые березовые леса и тенистые уремы, высокотравные горно-ключевые луга, низинные осоковые болота и каменистые россыпи с пятнами лишайников.

Флора весьма богата: более 900 видов плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений встречается здесь.

На территории заповедника выделено около 20 эндемичных видов растений, почти все эндемики относятся к редким, исчезающим видам и нуждаются в охране. Разнообразие почв, микроклимата, рельефа, увлажнения создает в этой природной лаборатории такие условия для жизни растений и животных, что здесь находят для себя благоприятную среду не только представители флоры и фауны лесной зоны, но и степей.

(Слайд) Животный мир

Млекопитающих — 57 видов

Птиц — 173 вида, из которых 125 видов гнездятся в Ильменах

Амфибий — 5 видов

Рептилий — 6 видов

(Слайд) Рыб — 18 видов

Общий объем фауны беспозвоночных 10-12 тыс. видов (экспертная оценка,из них на сегодня известно:

насекомых — 3200 видов

паукообразных — 228 видов

моллюсков — 72 вида

(Слайд)На территории Ильменского заповедника находится около 30 рек,озёр,болот.

(Слайд)На территории заповедника находится известная кунгурская пещера.

(Слайд) Раз земля заповедная, значит, неприкосновенная. На ней нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озерах, собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры и, главное,— добывать минералы. Выполнение природоохранной функции в заповеднике возложено на отдел государственной охраны. Главные задачи, поставленные перед сотрудниками — это охрана заповедных лесов от самовольных рубок леса, борьба с браконьерами и с лесными пожарами.

Естественнонаучный музей входит в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев России и имеет в экспозиции одну из крупнейших биологических диорам страны.

Первые коллекции минералов и горных пород заповедника начали создаваться в 1925 году. В 1936 году было построено первое деревянное здание музея, а с 1990 года музей размещается в трехэтажном здании, где находится шесть залов общей площадью 2050 кв. м. В фондах музея хранятся более 25000 экспонатов. Часть фондов представлена в экспозициях музея. Семь демонстрационных залов музея занимают три этажа.

Музей является крупным региональным центром просвещения в области естественных наук, ежегодно принимая 50 тысяч посетителей.

Игра «Что с собой возьмём в путешествие»

Для этого необходимо проложить маршрут своего образовательного путешествия. Можно использовать карту или схему.

Итак, мы отправляемся.

Карточки с обитателями заповедника.

Вот мы с вами и побывали в путешествии

3 этап. Знание-образ.

Данный этап подразумевает умение видеть свое будущее, использование полученных знаний, получить свой статус личное знание может только после проверки на «образуемость», позволяющую автору проявить свои знания, квалификацию. (Как и где мы можем использовать эти знания,где они нам пригодятся)

Таким образом, последний шаг в индивидуальном образовательном проекте – представление своего опыта познания, использование знания, подтверждающее владение им в различных областях.

В качестве объектов образовательного путешествия могут выступать не только различные страны и города, но и разнообразные элементы своего города – памятники и здания, улицы и площади, вывески и витрины, транспортные средства и мосты, магазины и школы и т. д.

А ещё, у каждого из вас летом воспитанники ездят со своими родителями отдыхать на море, в разные страны. Можно сделать этот отдых полезным. Предложить родителям и детям образовательное путешествие.

Гагара чернозобая Внешность самцов и самок практически одинаковая — брюшко покрыто белыми перьями, а сверху — серовато-бурое или чёрное с белыми проблесками оперение. Гагара чернозобая обладает звучным голосом — в её переливах можно услышать и крики, и стоны. У чернозобой особи крик больше похож на карканье вороны. К сожалению, гагара находится на стадии вымирания, поэтому единственный шанс спасти вид — Красная книга. Звуки чернозобой гагары в брачный период звучат, как «га-га-га-рра», что и дало ей такое название. Среда обитания Следует сразу отметить, что путать гагару с гагой неуместно. Несмотря на то, что названия птиц очень похожи, относятся они к разным отрядам. Да и добывались птицы для совершенно разных нужд — гаги ценились за свой пух, а гагары были ценны «гагарьими шейками» для дамских шапочек. Птица весит около трёх килограмм, поражает и длина лап — как минимум 10,5 сантиметра. Селится европейская чернозобая гагара на крупных озёрах, причём привязывается к месту обитания на долгие годы. Образ жизни Гагары — отличные пловцы. Птице ничего не стоит нырнуть на глубину до 21 метра, оставаясь при этом под водой около двух минут. Крылья при этом птица складывает на спине, а от промокания их защищают кроющие перья. Чернозобая гагара долго разгоняется против ветра, прежде чем оторваться поверхности воды. Продолжительность жизни птицы около 20 лет.

Озеро Большой Кисегач

Благодаря своему происхождению, озеро Большой Кисегач очень глубоководное. Одно из самых крупных и красивых в цепочке горных озёр.Озеро Большой Кисегач является проточным: в него впадает 6 речек. Они питают водоем наравне с осадками и грунтовыми водами. По протоке с южной стороны течет вода из озера Теренкуль, а в северной части вытекает река Исток, впадающая в озеро Малый Кисегач. Еще несколько ручьёв и речек, впадающих в Кисегач в летнее время, обычно пересыхают.

Длина озера (с севера на юг) – 5 километров, ширина от 2 до 5. Максимальная глубина – 34 метра, средняя 12. Берег неровный, много заливов. Площадь озера Большой Кисегач в зависимости от водности года изменяется от 14 до 15 кв. км. и максимальная глубина достигает 33 метра и считается третья в области после Тургояка (34 м) и Увильдов (38 м). Обьем воды от 200 до 268 млн. куб. м. в разные годы. Вода в озере прозрачная и дно видно на глубине до 10 метров. В связи с большой глубиной в летнее время разница температуры воды у дна и на поверхности доходит до 10—13 градусов. Отмечается резкий перепад глубин на западе и юге водоема. Так, на расстоянии 120-150 метров от береговой линии дно резко уходит из-под ног на 20 метров. Самое глубоководное место находится в центре озера между островами — 35,3 метра.

За длительное время своего существования оно неоднократно меняло свои черты: становилось и больше, и меньше, и теплее, и холоднее. Его берега когда-то покрывала тундра, около 9 тысяч лет назад над озером впервые зашумели леса. Березы, сосны, дубы, вязы, липы сменяли друг друга на берегах Кисегача.

Ильменские горы представляют собой уникальный геологический объект, мировую известность которому принесли богатейшая самоцветная и редкометальная минерализация пегматитовых жил и широкое развитие редких для Урала щелочных пород — нефелиновых сиенитов. Вмещающими для них являются различные метаморфические и плутонические породы, в той или иной степени измененные деформационными и метасоматическими процессами. Все многообразие пород Ильменских гор принято объединять понятием «ильменогорский комплекс». В минералогическом отношении ильменогорский комплекс несомненно является уникальным геологическим объектом мирового масштаба. Именно разнообразие минералов в нем послужило основой для создания здесь первого в мире минералогического заповедника в 1920 году.

Косуля — стройное, грациозное, быстрое в движении животное. У нее тонкая длинная шея, высокие тон кие ноги, маленькая голова, черные живые глаза. большие уши, очень короткий хвост. Рога имеют только самцы. По размеру они небольшие, при полном развитии с тремя отростками и с главным стволом, откинутым назад. У крупных самцов длина тела достигает 140 сантиметров, высота в плечах 95 сантиметров. Однако чаще встречаются более мелкие животные. Окраска взрослых косуль зимой серая и серо-бурая, на брюхе более светлая, чем на спине. У молодых животных заметны рыжеватые пятна. Летняя окраска более тусклая. Весенняя линька происходит в марте-апреле. Теплая зимняя шерсть начинает отрастать с августа и заканчивает в октябре.

малахит. Этот камень активно применяется в малахитовом деле. Плотные несоответствия интенсивного цвета с живописным рисунком высоко ценятся и используются для создания ваз, инкрустаций (облицовки шкатулок, полов, кабошонов для включений в небольшие ювелирные поделки и так далее. Колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге покрыты тонкими пластинками, выполненными из зелёного самоцвета. Старинная малахитовая ваза внушительных размеров украшает зал Минералогического музея им. Ферсмана. Из мельчайшей крошки изготавливают краски и минеральный пигмент. А ещё этот минерал используют металлурги. Со времён Древнего Египта они из малахитовой руды получают медь. Ещё малахит знаменит Целебными качествами. Ведуны утверждают, что он является замечательным средством от болезней кожи. Малахитовые браслеты очищают её от аллергических высыпаний и красных пятен. Бусы из зелёного камня, по мнению знахарей, значительно улучшают рост волос. Литотерапевты говорят, что этот самоцвет избавляет от приступов бронхиальной астмы, улучшает зрение, лечит заболевания глаз. Считается, что малахитовые пластинки способны излечить человека от ревматизма (они кладутся на больные места). Этот минерал также влияет на налобную чакру и сердечную.

Источник

Читайте также:  История марафона путешествие героя
Оцените статью