Образовательные путешествия по городу

Образовательное путешествие
презентация по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
obrazovatelnoe_puteshestvie_kak_pedagogicheskiy_metod_02.04.pptx 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образовательное путешествие как педагогический метод Шейко Наталия Геннадьевна, к.п.н ., доцент кафедры культурологического образования СПбАППО

Городская улица: комплексное освоение Зачем городу нужны улицы? Как устроена улица? Как не потеряться на улице? Жила-была улица… Я иду по улице… Что на улице делать можно, а что нельзя? Все ли городские улицы одинаковы? Необычные улицы. Как попасть в прошлое на улице города? Чему можно научиться на улице?

Достоинства и недостатки освоения городских объектов в их естественной среде Возможность увидеть город по-своему Возможность почувствовать город всеми органами чувств Возможность освоить объекты одновременно в «деталях» и комплексно (в контексте городской среды) Увеличение опасности для жизни и здоровья (в том числе психологического) Необходимость произвольного внимания (обилие отвлекающих моментов)

Методы организации процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга детьми: Экскурсия Учебная прогулка Образовательное путешествие

Образовательное путешествие Путешествие – передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. Образование – это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образовательное путешествие: отличительные особенности Цель – становление и самоопределение личности, происходящее в процессе «диалога» с городом . Носит культурориентированный характер. Объекты городской среды рассматриваются не изолированно друг от друга, а как части целостного культурного пространства, единичные случаи проявления культурных форм. Их исследование связывается единым маршрутом, который диктует «идея» путешествия – то или иное понятие или явление культуры.

Образовательное путешествие: отличительные особенности 3. Исследование Города строится определенным образом: предполагает непосредственное взаимодействие ребенка с объектами культурного наследия, которые становятся основным средством получения информации; идет не от изложения готовых истин к их иллюстрации, а, наоборот, – от личных ощущений и наблюдений к обобщению и формированию новых представлений; основывается на самостоятельной исследовательской и оценочной деятельности участников путешествия; предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования (визуальное, тактильное, моторное восприятие, экспериментирование, общение и пр.); позволяет каждому участнику выдвигать собственные версии, и корректировать их на основе группового обсуждения.

Экскурсия Учебная прогулка Образовательное путешествие Цель, задачи Повышение информированности детей, освоение новых знаний о городе Закрепление знаний, накопление опыта их применения в новой ситуации Освоение культурных смыслов, идей, заложенных в объектах городской и музейной среды; развитие визуальных и коммуникативных умений Источники знаний Педагог (экскурсовод ) — единственный источник знаний об объектах культурного наследия Педагог и объекты культурного наследия Объекты культурного наследия

Экскурсия Учебная прогулка Образовательное путешествие Роль педагога Педагог (экскурсовод) — организатор, руководитель, информатор Педагог руководит осмотром объектов, помогает детям сделать выводы, дает информацию, которую невозможно выявить в ходе рассматривания объекта Педагог выступает в роли наблюдателя и организатора свободного обмена впечатлениями, в ходе которого дети могут осознать возможные пути решения Роль детей Пассивная: слушают, смотрят, запоминают Активная: участвуют в беседе, исследуют объекты Активная: дети являются « перво-открывателями », исследователями окружающего пространства

Шаги по проектированию образовательного путешествия Придумать идею путешествия Отобрать объекты Придумать вопросы и задания детям по исследованию (к каждому объекту) Придумать форму подведения итогов путешествия Придумать название путешествию Составить маршрутный лист Придумать возможную форму предварительной работы

Источник

Образовательное путешествие, как средство освоения городского пространства.
статья по истории (6 класс) на тему

Задача современного образования — раскрывать личностный потенциал учащихся, воспитывать у них интерес к учебе, знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Миссия предмета История и культура Санкт – Петербурга — создать условия для воспитания петербуржца, осознающего уникальность и неповторимость своего города, способного ценить и хранить его наследие, умеющего ориентироваться в пространстве культуры Санкт – Петербурга, владеющего навыками жизни в мегаполисе.

Освоение городского пространства, это понятие включает в себя сам город, его топонимы, памятники, здания, библиотеки, музеи. Это многоканальная модель освоения городского пространства, которая создает условия для личностного роста и социальной адаптации учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_seminare.docx 30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное путешествие, как средство освоения городского пространства.

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга гимназии №526

Шокурова Елена Николаевна

Задача современного образования — раскрывать личностный потенциал учащихся, воспитывать у них интерес к учебе, знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Миссия предмета История и культура Санкт – Петербурга — создать условия для воспитания петербуржца, осознающего уникальность и неповторимость своего города, способного ценить и хранить его наследие, умеющего ориентироваться в пространстве культуры Санкт – Петербурга, владеющего навыками жизни в мегаполисе.

Освоение городского пространства, это понятие включает в себя сам город, его топонимы, памятники, здания, библиотеки, музеи. Это многоканальная модель освоения городского пространства, которая создает условия для личностного роста и социальной адаптации учащихся.

1. Работа по образовательным маршрутам.

Работа по образовательному маршруту дает учащимся уникальную возможность почувствовать себя первооткрывателем, путешественником, художником и ученым одновременно. Этот метод развивает у учащихся эстетическое видение городского пространства, познавательную потребность, воспитывает чувство целостного художественного и исторического образа города. У учащихся развивается умение наблюдать и понимать красоту архитектурных памятников, городского пейзажа.

. У ребят развиваются коммуникативные навыки, они учатся выслушивать и принимать мнение других, закрепляются умения работать с картой города, учатся ориентироваться в городском пространстве.

Образовательное путешествие – это исследование, которое ученик проводит сам. Он рассматривает, спрашивает, активно взаимодействует с объектом изучения, в результате получает свои знания. А вот экскурсионная программа, которую очень часто выбирают учителя для расширения кругозора учащихся, является пассивным методом процесса познания. Ребята получают чужие знания. Слушают монологическую речь экскурсовода, который стоит между учеником и объектом изучения.

Исследование, которое ребёнок проводит сам, гораздо интереснее

любой экскурсии. То, что он увидел и освоил сам эффективнее – это своё знание. Поиск информации, без которого невозможно путешествие – это стимул для дальнейшего самостоятельного изучения города.

Вот небольшой отрывок из рабочей тетради с образовательными маршрутами для 3 групп учеников 7 класса.

Перед самостоятельной исследовательской деятельностью проводится предварительная работа, цель которой — дать детям навыки работы с картой, закрепить навыки самостоятельного общения с городским пространством. Вопросы, предложенные на маршруте, предполагают активную и творческую работу детей, закрепление основных понятий – площадь, переулок, бульвар, набережная. На уроках в школе проходит презентация отчетов команд в виде игры — соревнования.

II. Методические рекомендации.

Я предлагаю три маршрута по теме « Мосты и переулки говорят».

Класс делится на три группы по 5 –7 человек. Работа проводится в небольших группах, это дает возможность учащимся проводить исследовательскую работу в спокойной обстановке небольшой группы, позволяет увеличить территорию городского пространства, подлежащего исследованию. И, наконец, этим обеспечивается безопасность учащихся в городе и транспорте. С каждой группой выезжает взрослый сопровождающий, это учитель, родители. Задача взрослых, быть рядом с исследователями, обеспечить их безопасность на маршруте.

Перед выходом на маршрут в школе проводится вводная беседа о задачах, стоящих перед исследователями. Учитель рассказывает и о необходимых правилах безопасного поведения в транспорте и на улицах города. Группы получают свои маршрутные листы, которые состоят их заданий и плана той части города, по которой пройдет маршрут.

Время прохождения маршрута –1,5 – 2 часа.

К следующему уроку группы или каждый ученик группы приносят оформленный отчет о прохождении маршрута с ответами на вопросы, зарисовками, фотографиями, прочерченный на плане маршрут.

Цель итогового занятия – рефлексия, т. е. осмысление, понимание и выражение учащимися и учителем своих переживаний, суждений, эмоций, возникших в процессе работы в городском пространстве. Учащиеся рассказывают о своем путешествии, показывают свой маршрут на настенной карте города. Группы обмениваются впечатлениями о самых сложных или нерешенных вопросах маршрутного листа, о возможных источниках получения информации на вопросы маршрута.

Результатом работы является обобщение, расширение и закрепление знаний по темам.

Все три маршрута продуманы так, что в некоторых точках пути групп пересекаются, например, Манежная площадь, Малая Садовая, Большая Конюшенная улицы. Ребята из разных групп могут сравнить свои впечатления, дополнить знания.

Ты любишь путешествовать? За город, в деревню, к морю? «Конечно!»- скажешь ты. А почему тебе это нравится? Может потому, что тебя ждут в пути необычные открытия, новые знакомства, впечатления о новых местах. Но можно путешествовать и по нашему замечательному городу, открывая его тайны, разговаривая с ним как с живым.

Эти путешествия по улицам нашего города будут необычными.

Тебя не поведет экскурсовод или учитель. Попробуй САМ разгадать тайны города, внимательно всмотрись в лица домов, посмотри на кружево перил мостов, фонарей, обрати внимание на оформление улиц, бульваров, дворов и тогда город, как друг, будет открывать тебе свои тайны.

После прохождения маршрута постарайся ответить на вопросы:

1.От чего зависит оформление улицы или бульвара, площади или набережной?

2.Какие материалы для украшения домов, мостов, спусков, фонарей использовали мастера?

3.Всегда ли удобно и уютно жителям города на улицах своего города? Объясни свое мнение.

4.Прокладывать маршрут тебе помогут карты-планы, на которых написаны не все названия. Часть из них ты узнаешь сам. Напиши их на маршрутном листе.

III. Советы юному путешественнику.

1.Внимательно прочти задания « маршрутного листа», определи, какие здания, памятники или иные городские объекты предстоит осмотреть Вашей группе.

2.Рассмотри план части города, где пройдет твой маршрут, постарайся выбрать наиболее удобный и безопасный маршрут.
3.Не спеши, чтобы не пропустить интересное. Внимательно исследуй здания, сооружения, читай вывески и таблички, мемориальные доски, обращай внимание на отдельные архитектурные детали. Соотнеси современное местоположение здания с исторической застройкой. А если не достаточно собрано информации, обратись к горожанам за помощью.

4. Рисунки, стихи, фотографии дополнят твою работу. Это поможет тебе при подготовке к презентации.

5. «Маршрутный лист», блокнот, ручка и фотоаппарат всегда с тобой.

6. Вежливость всегда тебе поможет.

7. Если работает группа — не отставай, но и не беги вперед. Ваша сила — в единстве группы.

МАРШРУТ « МОСТЫ И ПЕРЕУЛКИ ГОВОРЯТ».

Твой маршрут начинается на Михайловской улице. Где она начинается? Как определить ее начало?

Отметь на карте точку начала твоего путешествия знаком Н.

Пройди не спеша по улице, обрати внимание на оформление фасадов зданий, фонари, мостовую.

Какое здание тебе больше всего понравилось? Объясни свой выбор.

Что, по твоему мнению, еще украшает еще эту улицу? Если хочешь, сделай зарисовки для доказательства.

На какую площадь привела тебя эта улица?

Какое здание играет на этой площади роль солиста? Почему ты так решил?

Есть ли в оформлении площади что – либо необычное? (обрати внимание на форму площади, мостовую, зеленые насаждения….)

Предположи, почему она так оформлена. От чего зависит оформление?

На карте определи, как дойти до ближайшей водной преграды. Начерти направление маршрута и внимательно рассмотри улицу, по которой ты идешь. Увидел ли ты что – то необычное в ее оформлении?

Как ты думаешь, какая улица – Михайловская или эта, более уютная, а какая парадная? Объясни свой выбор.

До какой водной преграды ты дошел? Каким способом можно это узнать?

Поможет тебе выйти на другой берег небольшой мостик. Посмотри на него.

Как в его оформлении отразилось его название? Если можешь, сделай зарисовки или фотографии.

На Малую Конюшенную улицу тебя приведет маленький переулок. Отличается ли оформление переулка от тех улиц, по которым ты шел? Чем ты это можешь объяснить?

Твой маршрут начинается на Малой Садовой улице со стороны Невского проспекта.

Найди и отметь на карте начало маршрута знаком Н.

Пройди не спеша по улице. Зарисуй или сфотографируй то, что тебе особенно понравилось в оформлении улицы. Как ты думаешь, какое назначение этой улицы? Удобно ли по ней гулять? Почему?

Ты выйдешь на площадь. Узнай ее название и попробуй объяснить. Есть ли необычные по оформлению здания на площади? Чем они тебя привлекли?

Как ты думаешь, какое назначение у этой площади? Объясни свое решение.

По Кленовой аллее ты подойдешь к зданию, которое называют Михайловским замком. Почему его называют замком? Справа от тебя за деревьями ты увидишь водную преграду, попробуй узнать, как она называется. Предложи возможные пути поиска ответа.

Продолжи обход замка, и ты подойдёшь к самому маленькому памятнику города. Узнай, как он называется и где расположен на плане. Отметь его на маршрутном листе.

Дополнительное задание на дом:

Почему для этого памятника выбрано именно это место?

С места, где ты стоишь, видно несколько мостов. В их оформлении есть общая тема. Если ты внимательно осмотришь решётки мостов, их фонари, то сможешь назвать эту тему.

Молодец, путешественник, ты прошёл самый нелёгкий маршрут, разгадывая загадки города. Дома просмотри свои записи. При необходимости используй для ответов дополнительную литературу (по списку учителя), дополни свой отчёт зарисовками или фотографиями.

Узнай, как удобнее дойти до ближайшей станции метро и проложи свой маршрут на плане.

  1. Маршрут начинается на площади Островского.
  2. Какие два больших здания (серого и жёлтого цвета) выходят на площадь? Как украшена площадь? Кому установлен памятник в центре площади? Мешают ли высокие деревья на площади?
  3. С помощью скульптуры на большом жёлтом здании докажите что это театр. Обойдите его. За ним начинается улица Росси – автора театра и улицы. Чем она необычна?
  4. Вновь вернитесь к Невскому проспекту, поверните направо и идите до водной преграды. Как называется эта река? К какому мосту вы вышли? Что необычного в оформлении моста, кто автор оформления?
  5. По плану выйдите на караванную улицу. Как она украшена (фонари, мостовая, скульптура)? Что понравилось? Сделайте зарисовки.
  6. Начертите ваш маршрут. Как быстрее дойти до метро?

Окончание маршрутного задания для всех групп.

Молодец, путешественник! Ты прошел нелегкий маршрут, разгадывая загадки города. Дома просмотри свои записи, при необходимости используй для ответов дополнительную литературу, дополни отчет фотографиями и зарисовками.

А теперь проложи этот путь на карте.

Образовательное путешествие — это живая форма работы, которая подходит современному ребенку.

Метод образовательного путешествия соотносится с концепцией образования и способствует развитию ребенка, создает условия для формирования новой личности петербуржца 21 века, человека с активной жизненной позицией, способного жить в постоянно меняющемся мире, обладающего навыками жизни в социуме, умеющего любить свой город и ценить его культурное наследие.

  1. Ермолаева Л.К., Кораблина Ю.А., Мельниченко О.О., Шейко Н.Г. История и культура Санкт-Петербурга: контуры современного урока. Методические рекомендации в помощь учителю – СПб.: СПбАППО, 2007.
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. — 2006, №1.
  3. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
  5. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.

Источник

Читайте также:  Отдых частных пансионатах крыма
Оцените статью