Общая характеристика государственно правовых систем стран средневекового востока

Общая характеристика средневекового государства в странах Востока

Восток не представлял собой единого целого: огромная пропасть разделяла кочевые племена и оседлые культуры, различны были исторические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более молодых, появившихся к VI-VIII вв. н. э. (арабской и японской). Их неповторимое своеобразие складывалось под влиянием множества факторов.

Эти общества относились к подтипу восточной деспотии. Данный тип отличается государственной собственностью на землю, которая сочеталась с другой формой собственности — общинной. Государственная собственность в ее узком понимании включала лишь обширное землевладение государственной казны. В широком смысле она не сводилась к собственности монарха, а охватывала и земельные пожалования, проистекающие из государственного фонда, лицам, приближенным к власти, обладающим правом сбора и присвоения ренты-налога с определенной территории. Частная собственность на землю не была так распространена, как государственная.

Во всех средневековых обществах Востока государство охраняло государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой эксплуатации податных крестьян.

Сочетание различных форм собственности на землю как на средство производства, особая контрольно-регулирующая роль государства в экономике находили выражение в особой структуре господствующего класса, во всех восточных средневековых обществах.

Господствующим классом в странах Востока являлось само государство.

Отсутствие хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьяне не были прикреплены к земле отдельных феодалов. Зависимое положение крестьян определялось их связанностью налоговым бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта зависимость скреплялась правом, религией, общинными порядками и системой обычного права. Восточный средневековый город жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный продукт, концентрирующийся в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих, в том числе и военных, кругов. Купеческий капитал выполнял функции своеобразного агента между ними и ремесленниками-производителями.

Читайте также:  Какие страны переживают демографический кризис список

Для восточных обществ не была характерна бурная политическая жизнь с революционными всплесками.

В восточных обществах быстро сложилась абсолютная монархия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти. Они менялись на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств.

Специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти. Религия была инструментом правящих кругов для наведения порядка в обществе и укрепления власти. Право и религия практически сливались воедино, особенно в первый период. Основными источниками права были религиозные писания.

Источник

Общая характеристика государственно-правовых систем стран средневекового Востока

Одним из крупнейших феодальных государств средневековья был Арабский Халифат. Образованный в результате арабских завоеваний, он охватывал огромные территории Ближнего и Среднего Востока, Северную Африку и часть Европы. Особенностью гос-го строя было то, что глава гос-ва —халифобъединял в своих руках духовную(имамат) и светскую (эмират) власть. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право— шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками сталиКоран — священная книга ислама, содержащая предписания, носящие хар-р морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права;иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по ?м, не отраженным в Коране и сунне;фетва – письм. заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных ?в общественной жизни. Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность. В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на: 1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания; 2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания; 3)преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду. Другой системой традиционного права, которое получило широкое признание, былоиндусское право. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на соц. иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Согласно индуизму поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и 3 вида шастр:дхарма — учит людей, как вести себя, чтобы быть угодными Богу;артха — учит, как разбогатеть, и специальному искусству руководить; 3) кама — учит удовольствиям. Развитие средневекового Китая, его гос-ое и правовое устройство в значительной мере определялись господствующей идеологией конфуцианства. Ячейка общества — это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само гос-во должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был отделен от администрации. Попытка преодолеть идеологию Китайские кодексы феод. периода содержали лишь админ. предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции. Развитие гос-ва и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный хар-р, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая. С IX в. в Японии начинает развиватьсясистема сеньории (се) —неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью. Развитие системы сеньории привело к появлению в конце XII в. нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в рукивоенной касты (букэ, самураи). Непосредственное управление осуществлялсегун — представитель наиболее сильного феодального рода. Нормы рицу-ре постепенно перестали применяться, продолжало действовать лишь личное право букэ. В XIV в. была введена единообразная структура населения, основанная на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами. Существовал целый комплекс норм(гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором.

33. Судебно-правовая система средневековой Японии.

В средневековой Японии были распространены нормы обычного права (впервые были записаны в 604 г. в Конституции Сетоку-Тайси и носили хар-р наставления и моральных заветов). Введение в 7 в. строго деления общества на ранги привело к появлению законодательных документов – кодексов, к-рые содержали нормы, регулирующие земельные отношения, Обязанности и привелегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного и административного права. 1ый кодекс «Тайхоре», содержащий нормы Японского традиционного права. В нем отсутствовало деление права на частное и публичное. Вещные, брачносемейные, наследственные отношения приоретают публично правовой хар-р и егулируются нормами уг-го и администр-го права. Источники права – нормотворчество императоров в виде указов, имевших более самостоятельный хар-р, и постановления издаваемых в развитие административ-х и уг-ных законов. Указы объединялись в сборники и в 927 г был создан сборник постановлений годов Энги., вступивших в действие в 957 г. Японский феод.свод «Ста законов» (1742) содежал основные нормы граждан-го уг-го и процесс-го права. Нормы права подчинались идеологии конфуцианства. Не существовало различий между деликтом и преступлением. Уг-ный кодекс Тайхорицуре, начинающийся с перечня наказаний и тяжких преступлений, состоит из 12 разделов. Уг-ное право распространяло свои нормы на представителей буддийской церкви. В состав министрерства юстиции входили 2 упралвения: управление о взыскании, проводящее конфискацию имущества и взыскивающее штрафы в пользу казны, и тюремное управление, осуществляющее надзо за подследственным, за принудительными работами заключенных и за исполнением приговоров. Судеб.дело возбуждалось по месту приписки истца и расследовалось специальноназначенными следователями, к-рым запрещалось высказываться о виновности или невиновноси подследственных. В ранне средневековом Японском праве не было четкого деления вещей на движимое и недвижимое. Не сложилось четкого представления об обязательстве. Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа, зерна, денег, в т.ч. и процентного. В праве были отражены порядки патриархальной семьи, запрещались браки не только между свободными и рабами, «добрыми», «подлыми», но и между отдельными категориями подлых. Действовал своеобразный кастовый принцип. Но японское право проявляло относительную терпимость к незаконно рожденным детям и детям, родители к-рых были неравны по своем соц.статусу.

Источник

32. Общая характеристика государственно-правовых систем стран средневекового Востока.

Одним из крупнейших феодальных государств средневековья был Арабский Халифат. Образованный в результате арабских завоеваний, он охватывал огромные территории Ближнего и Среднего Востока, Северную Африку и часть Европы. Особенностью гос-го строя было то, что глава гос-ва — халиф объединял в своих руках духовную (имамат)и светскую (эмират) власть. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право — шариат.Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран —священная книга ислама, содержащая предписания, носящие хар-р морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма —решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по ?м, не отраженным в Коране и сунне; фетва– письм. заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных ?в общественной жизни. Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность. В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на: 1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания; 2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания; 3)преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду. Другой системой традиционного права, которое получило широкое признание, было индусское право.Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на соц. иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемыхшастры.Согласно индуизму поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и 3 вида шастр: дхарма —учит людей, как вести себя, чтобы быть угодными Богу; артха —учит, как разбогатеть, и специальному искусству руководить; 3)кама —учит удовольствиям. Развитие средневекового Китая, его гос-ое и правовое устройство в значительной мере определялись господствующей идеологией конфуцианства. Ячейка общества — это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само гос-во должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был отделен от администрации. Попытка преодолеть идеологию Китайские кодексы феод. периода содержали лишь админ. предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции. Развитие гос-ва и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный хар-р, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая. С IX в. в Японии начинает развиваться система сеньории (се) —неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью. Развитие системы сеньории привело к появлению в конце XII в. нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в руки военной касты (букэ, самураи).Непосредственное управление осуществлял сегун —представитель наиболее сильного феодального рода. Нормы рицу-ре постепенно перестали применяться, продолжало действовать лишь личное право букэ. В XIV в. была введена единообразная структура населения, основанная на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами. Существовал целый комплекс норм (гири),регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором.

33. Судебно-правовая система средневековой Японии.

В средневековой Японии были распространены нормы обычного права (впервые были записаны в 604 г. в Конституции Сетоку-Тайси и носили хар-р наставления и моральных заветов). Введение в 7 в. строго деления общества на ранги привело к появлению законодательных документов – кодексов, к-рые содержали нормы, регулирующие земельные отношения, Обязанности и привелегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного и административного права. 1ый кодекс «Тайхоре», содержащий нормы Японского традиционного права. В нем отсутствовало деление права на частное и публичное. Вещные, брачносемейные, наследственные отношения приоретают публично правовой хар-р и егулируются нормами уг-го и администр-го права. Источники права – нормотворчество императоров в виде указов, имевших более самостоятельный хар-р, и постановления издаваемых в развитие административ-х и уг-ных законов. Указы объединялись в сборники и в 927 г был создан сборник постановлений годов Энги., вступивших в действие в 957 г. Японский феод.свод «Ста законов» (1742) содежал основные нормы граждан-го уг-го и процесс-го права. Нормы права подчинались идеологии конфуцианства. Не существовало различий между деликтом и преступлением. Уг-ный кодекс Тайхорицуре, начинающийся с перечня наказаний и тяжких преступлений, состоит из 12 разделов. Уг-ное право распространяло свои нормы на представителей буддийской церкви. В состав министрерства юстиции входили 2 упралвения: управление о взыскании, проводящее конфискацию имущества и взыскивающее штрафы в пользу казны, и тюремное управление, осуществляющее надзо за подследственным, за принудительными работами заключенных и за исполнением приговоров. Судеб.дело возбуждалось по месту приписки истца и расследовалось специальноназначенными следователями, к-рым запрещалось высказываться о виновности или невиновноси подследственных. В ранне средневековом Японском праве не было четкого деления вещей на движимое и недвижимое. Не сложилось четкого представления об обязательстве. Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа, зерна, денег, в т.ч. и процентного. В праве были отражены порядки патриархальной семьи, запрещались браки не только между свободными и рабами, «добрыми», «подлыми», но и между отдельными категориями подлых. Действовал своеобразный кастовый принцип. Но японское право проявляло относительную терпимость к незаконно рожденным детям и детям, родители к-рых были неравны по своем соц.статусу.

Источник

Оцените статью