- Понятие и основные характеристики налоговых систем
- 3. Общая характеристика налоговой системы рф
- 4.Налоговая политика государства.
- Налоги и налоговое администрирование в организациях
- Лекция — Общая характеристика налоговой системы России
- 1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы.
Понятие и основные характеристики налоговых систем
Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.п.
Налоговая система — это единство составляющих ее элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей), которые находятся во взаимосвязи, т.е. практическое применение каждого из этих элементов не должно нарушать или дублировать действий других элементов. Конкретные налоги, сборы и их взаимосвязь в рамках единой налоговой системы представляют суть налоговых отношений, сложившихся в данном обществе.
В настоящее время в научной литературе преобладает мнение о том, что налоговая система — это система действий, связанных с обязательным изъятием части ВВП в пользу государства и муниципалитетов. Ограниченность этого подхода состоит в отходе от той закономерности, что налоговые отношения представляют собой одну из подсистем экономических отношений. Между тем политико-экономический подход требует анализа именно этого аспекта проблемы, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение, связывая налоговые отношения с экономическими интересами общества.
Налоговые отношения в распределительной фазе процесса воспроизводства воздействуют посредством прямых и обратных связей и на другие фазы данного процесса (производство, обмен и потребление).
Отношения собственности непосредственно связаны с налоговыми отношениями, сущность которых заключается в перераспределении дохода налогоплательщика в процессе перехода права собственности на часть его дохода к властным институтам общества. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что налоговые отношения входят в систему экономических отношений.
Налоговая система может быть рассмотрена как система отношений между государством и плательщиками налогов, проявляющаяся через их действия, которые соотносятся как объективное (уплата налога) и субъективное (установление налога). Это обусловливает особую значимость функций налогов, базирующихся на налоговых отношениях, и реализуемых в данной системе действий.
Таким образом, налоговая система — система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
Мировая практика организации налоговых систем показываем, что существуют следующие варианты их построения:
— разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;
— система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;
— система равных прав налогообложения. Классификационные признаки позволяют дать общую характеристику налоговой системы, действующей в данной стране.
Более подробно налоговую систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, политических факторов.
К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объемами внутренней и внешней торговли.
Полная ставка налогообложения (ПСН) — показатель, разработанный Международным центром сравнительных исследований проблем налогообложения; предназначен для измерения налоговой нагрузки. Рассчитывается ПСН как отношение общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости, полученной обществом в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг.
Расчеты Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения показывают, что размер ПСН в России почти за все годы после внедрения новой налоговой системы превышает уровень «налоговой ловушки» — 40% (когда инвестирование производства становится невыгодным) и колеблется от 50 до 60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в экономически развитых странах.
Налоговое бремя — это показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика при данной налоговой системе. Оно представляет собой отношение общей суммы налоговых платежей к валовому внутреннему продукту (ВВП), которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством государственного бюджета.
Соотношение между прямыми и косвенными налогами. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост, чем механизм взимания и контроля прямых налогов.
Структура налоговых поступлений в России отличается от большинства развитых стран тем, что здесь, как нигде в мире, низка доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях — ниже 40% и высока доля косвенных налогов — более 60%. Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли — другой не менее важный экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина данного показателя в странах ОЭСР составляет 12 : 1, в России — примерно 2:1. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.
Источник
3. Общая характеристика налоговой системы рф
Налоговая система РФ — это основанная на определенных принципах система урегулированного нормами права общественных отношений складывающихся в сфере налогообложения.
Элементы налоговой системы РФ:
1. Система налогов и сборов РФ — это совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, в соответствиями с требованиями законодательства РФ.
2. Система налоговых отношений — это совокупность властнжых отношений по установлению и взиманию налогов и сборов, а так же контроля за полнотой их поступлений.
3. Система участников налоговых отношений — это совокупность налогоплательщиков, а так же контролирующих органов.
4. Нормативно- правовая база в сфере налогообложения
( налоговый кодекс, комментарии, различные федеральные законы, указы президента и т.п.)
5. Система информационного обеспечения — представляет собой совокупность комментариев, пояснений, ответов на запросы налогоплательщиков и т.п..
Система налогов и сборов в РФ — это совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов ф.р. И м. Бюджеты.
— налог на добавленную стоимость.
— налог на прибыль
— налог на доходы физических лиц
2. Региональные налоги:
— налог на имущество организаций
— налог на имущество физических лиц;
Федеральные налоги устанавливаются и регулируются налоговым кодексом РФ, данные налоги обязательны для уплаты на территории всей страны.
Региональные налоги вводятся законодательными органами субъектов РФ и взимаются по определенным правилам на всей территории субъектов РФ. Данные субъекты имеют право устанавливать налоговые ставки по региональным налогам самостоятельно, но в пределах максимально установленных границ прописанных в налоговом кодексе.
Законодательство в области местного налогообложения разрабатывается органами местного самоуправления.
4.Налоговая политика государства.
Налоговая политика — это система осуществляемая государством организационных и правовых мер по формированию улучшению и развитию существующей налоговой системы, а также повысить эффективность контроля и налогового администрирования в целом.
Налоговая политика строится на исследовании следующих возможностей:
1. Создать новые модели управления налоговой системой.
2. Улучшить ее организацию.
3. Изменить и повысить эффективность действующих налоговых режимов.
Эффективность напрямую зависит от того какие правила и принципы заложены в ее основу (это соотношение прямого и косвенного налогообложения, отсутствие или наличие прогрессивных сторон, характер и цель налоговых льгот,степень эффективности системы защиты прав налогоплательщиков
Выделяют три типа налоговой политики государства:
1. Политика максимальных налогов — данная политика проводится в стране, только в экстренных случаях (либо кризис, либо военные действия).
2. Политика разумных налогов. — данная политика способствует развитию, как физических так и юридических лиц, а также предоставляет определенный объем социальной защиты и социальных гарантий
3. Политика высокого налогообложения — данная политика обоснована, только в том случае, если в стране наблюдается высокая социальная защищенность населения.
Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Основная цель: изменение и развитие налоговой политики — это стремление создать эффективную и стабильную систему налогообложения. Современная система должна в первую очередь быть рациональной. Существующие налоги и сборы не должны ухудшать экономическое состояние налогоплательщиков, а также не должны выступать в качестве фактора затормаживания развития эк.субъектов.
Современная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность частных и обще государственных интересов, а также должна быть направлена на повышение благосостояния граждан.
В идеальной ситуации взвешенная налоговая политика должна удовлетворять интересы не только государства, но и в первую очередь налогоплательщиков.
Посредством налоговой политики происходит реализация назначения налогов и сборов, при этом можно выделить ряд принципов налогообложения:
1. Принцип законности налогообложения — каждый эк.субъект обязан уплачивать, только те налоги и сборы, которые были установлены законодательно. Налоги и сборы должны устанавливаться, только правительством РФ, и органами местного самоуправления. Отношения по уплате каждого налога и сбора должно быть закреплено законодательно (когда возникает налог или изменяются ставки, это все должно быть закреплено законодательством).
2. Принцип равенства и всеобщности налогообложения. Для всех экономических субъектов сущ.единые правила уплаты налогов и сборов, исключения в налоговом кодексе не существует.
3. Принцип эк.обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не должны быть обременительными для налогоплательщиков, а также они должны иметь под собой конкретные эк.обоснования
4. Принцип определенности налоговых обязанностей. Требования относительно исчисления и уплаты налогов и сборов должны быть четкими, лаконичными и понятными для налогоплательщиков.
5. Принцип призункции трактования в пользу налогоплательщикам. Все спорные моменты должны трактоваться в пользу налогоплательщика, а также в налоговом законодательстве не должно быть никаких споров и противоречий.
Исходя из налоговой политики в организации должен быть построен грамотно налоговый учет.
В настоящее время налоговый учет занимает все большую значимую роль в системе функционирования предприятий. Налоговый учет на ряду с бухгалтерским является обязательным для ведения, т.е. любая организация должна вести налоговый учет предварительно разработав налоговую учетную политику.
Методы и приемы налогового учета должны базироваться в первую очередь на нормах установленных налоговым кодексом. Выбранная методика налогового учета не должна противоречить законодательству РФ. Учетная политика для целей налогообложения составляемая на текущий календарный год должна содержать в себе все изменения, которые произошли в области законодательства.
Цель любой организации в области налогообложения — это выстроить такую налоговую политику, которая в будущем привела бы к сокращению и оптимизации уплачиваемых налогов. Любая политика государства в области налогообложения должна быть выстроена, таким образом, чтобы стимулировать эк.субъекты к отказу от сокрытия своего имущества и дохода, при этом правительству необходимо помнить, что все эк. Процессы и эк. Субъекты взаимосвязаны друг с другом и ущемление одной отрасли может привести к оттоку средств в др.отраслях.
Исходя из указанного выше, все производимые изменения в области налогов должны быть тщательно проанализированны и рассмотрены с теоретической точки зрения. Первоначально все предложения и разработки должны быть рассмотрены со всех сторон.
Источник
Налоги и налоговое администрирование в организациях
Лекция — Общая характеристика налоговой системы России
1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы.
Развитие российской экономики характеризуется существенными преобразованиями практически всех институциональных основ функционирования общества, в том числе и налоговой системы.
Налоговая система — это прежде всего совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.
Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей, регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая — двумя годами позже. Особенностью НK РФ можно считать поэтапный ввод глав и перманентную работу законодателя в ходе проводимой налоговой реформы.
Принципы построения российской налоговой системы сформулированы в части первой НК РФ, ст. 3 которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Общепризнанны следующие две функции налогов:
• фискальная, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;
• регулирующая, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность.
Несмотря на то что на протяжении веков единственной, а с течением времени основной функцией налогов была фискальная, на сегодняшний день степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Проводимая государством налоговая политика является частью финансовой политики государства и представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий в сфере налоговых отношений, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в целях обеспечения финансовых потребностей государства и развития экономики страны.
Посредством налоговой политики осуществляется взаимодействие бюджетов всех уровней, обеспечивается единство бюджетной системы государства. Бюджет является фундаментом финансовой системы страны и выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Бюджет — это основной государственный план доходов и расходов: первые служат финансовой базой деятельности государства и местного самоуправления, вторые — определяют конкретное направление этой деятельности.
Главным источником доходов бюджета служит валовой внутренний продукт (ВВП), до 35% которого перераспределяется через бюджетную систему страны.
«В налогах, — как отмечал Карл Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства. ».
Сфера воздействия государства на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, гораздо шире, чем сфера государственных финансов, так как государственное воздействие не сводится только к получению доходов и их распределению. В современных условиях путем выбора различных приоритетов финансовой и налоговой политики государство может и должно воздействовать на экономические и политические процессы, происходящие в обществе. Такое регулирование может, в частности, проявляться:
— в создании правовой базы функционирования экономики и контроля за выполнением законов. Государство может регулировать уровень цен на некоторые товары, вводить и отменять налоги и сборы в зависимости от экономической конъюнктуры, устанавливать ставки налогов, таможенных пошлин, штрафов за различные виды нарушений законодательства и т.д. Такая деятельность государства в значительной степени влияет на объем получаемых им финансовых ресурсов и в целом очень важна для функционирования финансовой системы;
— борьбе с монополизмом и поощрении свободной конкуренции;
— надежном обеспечении всех участников хозяйственной деятельности объективной информацией, необходимой для принятия решений;
— стимулировании развития новых отраслей и технологий;
— защите отечественного производителя;
— предоставлении общественных благ, производство которых может быть невыгодным для частного производителя;
— защите окружающей среды;
— поддержке развития фундаментальной науки.
Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном счете перекладывается па потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новые технологии, совершенствование производства.
Высокие налоги сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается.
Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.
Критерии качества налоговой системы:
• сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы предполагает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
• эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
• стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен;
• эффективность социальной политики. Обеспечивается при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
• полнота и своевременность уплаты налогов. Могут быть обеспечены за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Источник