Основные характеристики гражданского права зарубежных государств. Основные гражданско-правовые системы современности.
Гражданско-правовая система (семья) представляет собой объединение нескольких государств по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них гражданско-правового регулирования общественных отношений. Обычно выделяются следующие правовые системы романо-германская, или континентальная, англо-саксонская, или система общего права, мусульманская и патриархальная.
Романо-германская (или континентальная) система права является результатом творческого развития римского частного права европейскими учеными.
Характерными чертами являются:
— четкое деление права на частное и публичное;
— основным источником права являются законы и среди них главные акты – Гражданский кодекс и Торговый кодекс;
— прецедентное право отсутствует;
— детально разработана доктрина юридического лица;
— выделяется абстрактная категория «вещных прав», среди которых основным считается право собственности;
— существует весьма развитое обязательственное право.
В основе англосаксонской системы лежит общее право и право справедливости, которые в совокупности образовали прецедентное право. К нему добавилось статутное право, включающее акты, принимаемые парламентом.
Для нее характерно:
— отсутствие кодифицированных актов гражданского законодательства;
— решающее значение имеет судебная практика, принимающая форму прецедентного права, большое внимание уделяется деловым обыкновениям;
— универсальной категории юридического лица не существует: вместо нее закрепляются две основные разновидности юридических лиц – товарищества и компании;
— собственность – одно из ключевых понятий. При этом отсутствует четкое деление прав на свои и чужие вещи. Допускается существование раздельной (двойственной) собственности как в пространстве, так и во времени;
— ключевыми понятиями права являются договор и деликт. Абстрактное понятие обязательства отсутствует.
Мусульманская система права сформировалась и развилась в глубоком средневековье, что объясняет некоторые специфичные его черты: архаический характер ряда институтов, его казуистичность, а также отсутствие систематизации норм. Фундаментальные основы мусульманской системы права остаются постоянными с X в. нашей эры, когда эта правовая система сложилась в Аравии.
Мусульманская система права опирается на четыре источника права:
Коран – священная книга ислама;
Сунна – традиции, связанные с посланцем бога;
Иджма – единое соглашение мусульманского общества;
Кийас – суждение по аналогии.
Особенности мусульманской системы права заключаются в том, что в мусульманских странах действуют писаные нормы – шариат и обычное право – адаты. В последнее время правовое развитие мусульманских стран происходит под воздействием сложившихся правовых систем развитых стран Европы и Запада. В странах мусульманского права сформировалось гражданское и торговое право, где, несмотря на заимствование некоторых институтов из других правовых систем, фундаментом и главной составной частью мусульманского общества будут религиозные установления и предписания, а также связанные с ними нравственные и юридические нормы ислама.
Патриархальная система права в настоящее время сохраняет свое влияние в некоторых государствах Африки, Индокитая и Океании.
Стоит отметить, что основные положения данной системы основываются на исторически сложившихся правилах и в настоящее время изжившихся традициях и обычаях.
Источник
Основные правовые системы зарубежных стран
В настоящее время различают следующие правовые системы:
1) континентальная (романо-германская). К ней следует отнести страны континентальной Европы и их бывшие колонии, Южную Америку и Японию;
2) система общего права (англосаксонская, англоамериканская правовая семья). К ней относят Великобританию и ее бывшие колонии, членов Британского Содружества наций и США;
3) мусульманское право. Это страны, провозгласившие ислам государственной религией;
4) патриархальное право. Это некоторые государства Африки и Юго-Восточной Азии.
В чем состоят основные отличия систем?
Во-первых, системы отличаются по источникам права, их составу и соотношению между собой по значимости.
Во-вторых, по структуре гражданского права, т.е. распределению основных правовых норм по подотраслям и институтам.
В-третьих, по доктрине, т.е. совокупности существующих воззрений на право и практику его применения.
В-четвертых, по правоприменительной практике: судебной, административной, конституционной:
Далее, при анализе отдельных правовых систем, обратим внимание, прежде всего, на особенности источников и институтов гражданского и торгового права зарубежных стран.
Источник
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
электронное учебное пособие
На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение
Краткий конспект лекций по курсу
ЛЕКЦИЯ 9. ПРАВОВЫЕ И СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Понятие и виды правовых систем.
Судебная власть и ее органы.
Судебные системы зарубежных стран.
Силовые структуры в зарубежных странах.
1. Понятие и виды правовых систем
Правовая система — комплекс связей, взаимоотношений между человеком, его объединениями, государством, обществом, порождающих определенные правила, нормы, стандарты этих отношений в конкретном обществе и государстве. Правовая система включает в себя следующие элементы: Система права, ее характеристика. Источники права. Процедура правотворчества. Особенности систематизации, интеграции действующего законодательства. Механизм правового регулирования. Правореализующий и правоприменительный процессы. Система государственного механизма (система отношений между органами государства). Форма и тип государства. Менталитет общества, и др.
В целом разновидности правовых систем исходят из субъективных и объективных причин.
Социалистическая, если принимать во внимание экономико-правовой критерий, как отношение к частной собственности, а именно запрет или существенное ограничение частной собственности, то к странам этого блока можно отнести — Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу, Ливию.
Существуют некоторые политические аспекты выделения правовых систем. Ученый Самюэль Хантингтон выделил восемь политико-правовых систем. При таком делении не используется критерий территориального характера, а используется политический и исторический критерий.
Европейская или западная. (Вся Европа, США, Канада, Латинская Америка)
Славянская (Польша, Чехия, Словакия, Сербия и Черногория, частично Хорватия, Белоруссия, Украина)
Египетская
Индусская
Мусульманская
Синская (Китай, Япония, Сингапур)
Система стран Океании и Австралии
Система африканского типа.
2. Судебная власть и ее органы.
Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решения, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц и т.д. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений — неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.
Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовном процессе, где важна защита прав личности.
К числу общих конституционных принципов относятся:
Осуществление правосудия только судом. Ни какой другой орган государства или должностные лица не вправе присваивать себе функции правосудия.
Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное дело; судьи решают дела на основе закона и личного убеждения.
Свобода доступа к суду. Суд обязан принять к рассмотрению иск (он может отклонить рассмотрение только по причине не подведомственности или неподсудности).
Коллективное отправление правосудия. Единолично мировой, полицейский, иной судья может рассматривать лишь мелкие правонарушения.
Язык судопроизводства. Ведение судебного процесса должно осуществляться на языке понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика.
Гласность, т.е. открытый, публичный суд.
Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизии.
Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.
3. Судебные системы зарубежных стран.
Системы судебных органов могут быть неодинаковыми в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (яркий пример тому судебная система в США). При данной системе федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов — и федеральные законы, и законы своего штата.
В судах первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.) рассматриваются впервые все дела. Следующая инстанция — кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей, но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дела только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе.
В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды, когда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Здесь весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств.
Данная схема системы общих судов в ряде стран имеет свои особенности. Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел отнесенных к их компетенции. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, установленные конституцией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной власти. И во-первых это прокуратура. Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокурора не участвует),осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью.
4. Силовые структуры в зарубежных странах.
Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.
Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности — централизованная и децентрализованная полицейские системы.
Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:
полиция управления — осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;
полиция безопасности — наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран — и охраной государственных границ;
уголовная полиция — борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;
административная полиция — осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; занимается подготовкой разного рода документов, составлением отчетно-статистических материалов, разработкой перспективных планов борьбы с преступностью; подготовка и переподготовка полицейских кадров;
политическая полиция — занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;
военная полиция — (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) — представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.
Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам — организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении «закона и порядка». Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил.