Общественное устройство зарубежных стран

Основы общественного строя в зарубежных странах. Общая характеристика

В современной конституционно-правовой литературе используются различные термины для обозначения данной категории: “общественный строй”, “общественное устройство”, “государственный строй”, “конституционный строй” и т.п., причем в российской конституционно-правовой науке выкристаллизовались понятия “конституционный строй” и “основы конституционного строя”, что вытекает из текста действующей Конституции РФ (гл. 1). В конституционной практике зарубежных государств большее распространение получил термин “общественный строй”.

Общественный строй, рассматриваемый в конституционно-правовой литературе в широком смысле, отождествляется со всей совокупностью общественных связей и отношений, складывающихся между субъектами социальной системы. В этом смысле общественный строй определяется как организация общества, “обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом”. Вместе с тем данная категория рассматривается и в более узком смысле – как система общественных отношений, определяющих устои общества и государства, его экономическую базу, политические и духовные начала социальной организации, а также основы положения человека в обществе и государстве. Наиболее важная фундаментальная часть этих отношений регулируется непосредственно конституцией. Соответствующие нормы конституции и образуют институт основ общественного строя, который в самом общем виде можно определить как обособленную совокупность конституционных норм, закрепляющих политические, экономические и социально-духовные основы устройства гражданского общества и государства, устанавливающих основные начала организации государственной власти и местного самоуправления и предопределяющих социальный и правовой статус личности.

В конституционных основах общественного строя можно выделить три части: основные начала функционирования политической системы общества, принципы экономической системы и принципы регулирования общественных отношений в социальной и культурно-духовной сферах.

Читайте также:  Ограничение прав граждан зарубежных стран

Источник

Конституционное право зарубежных стран

Определение и структура общественного строя

Общественный строй (или устройство) – это исторически сложившаяся и развивающаяся конкретная система общественных отношений, другими словами – организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.

Что касается указанных факторов, обусловливающих общественный строй, то следует иметь в виду, что между ними и конкретными формами организации общества в той или иной стране зависимость нелинейная. Изменения, например, в производственной сфере отнюдь не всегда немедленно влекут соответствующие изменения в той или иной подсистеме общественного строя.

Обычно проходит какое-то время, изменения накапливаются, становятся устойчивыми, и лишь тогда можно обнаружить, что та или иная подсистема общественного строя стала в чем-то иной. Еще медленнее изменяются общественные традиции, которые подчас препятствуют своевременному изменению общественного строя, порождая противоречия и даже кризисы в общественной жизни. В таких случаях изменение общественного строя происходит лишь после преодоления кризиса.

Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Но государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения. Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.

Эта деятельность исходит из определенным образом понятых общественных потребностей. Таким образом, форма общественного строя во многом определяется государством, следовательно, субъективным фактором. Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо.

Коммунистические эксперименты в ряде стран, в том числе, к сожалению, и в нашей, явственно продемонстрировали, насколько это опасно для соответствующего народа и даже для всего человечества. Во всяком случае влиянием субъективного фактора объясняется то обстоятельство, что при более или менее сходных условиях жизни общества в разных странах мы тем не менее часто наблюдаем заметные различия в общественном строе этих стран.

Мы уже ссылались выше (п. 1 § 1 гл. III) на мысль немецкого профессора К. Хессе, который отмечает, что ныне не существует предпосылок для дуализма, противопоставления государства и общества, что было характерно для либеральной политической мысли до окончания Первой мировой войны. «»Общественная» жизнь», – пишет он, – невозможна более без организующего, планирующего, ответственного формирования государством. Напротив, демократическое «государство» конституируется только в «общественном» взаимодействии. Также и общественная жизнь находится в более или менее тесных взаимосвязях с государственной жизнью в процессе создания политического единства».

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:

  1. экономические отношения,
  2. социальные отношения (в узком смысле слова),
  3. духовно-культурные отношения,
  4. политические отношения.

Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из отношений, отнесенных к другим группам. Но как грубый рабочий инструмент данная классификация может быть использована для характеристики специфики тех или иных отношений в обществе.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

Источник

Тема 3. Общественный строй в зарубежных странах

1. Существующие в мире страны находятся в различных ступенях развития, а потому сильно отличаются друг от друга по уровню сложившихся экономических, политических и социальных отношений. Не все стороны жизнедеятельности общества поддаются правовому регулированию. Наука конституционного права зарубежных стран не занимается детальным изучением проблем общественного строя, ее задачей является освещение лишь некоторых, наиболее важных элементов, составляющих понятие основ общественного строя. Обычно в это понятие включают четыре конституционно-правовых института:

— основы экономических отношений;

— основы социальных отношений;

— основы политических отношений;

— основы духовно-культурных отношений.

Конституционное право закрепляет и регулирует лишь принципиальные общественные отношения, характеризующие то или иное общество.

В большинстве действующих демократических конституций нет комплексных глав, посвященных непосредственно институту основ общественного строя. Отдельные его элементы могут быть разбросаны по всему тексту конституции либо охватывать несколько ее глав (н-р, в Конституции Италии это главы: « Этико-социальные отношения», «Экономические отношения», «Политические отношения», в конституции Бразилии есть главы «Экономический и финансовый строй», «о социальном строе», « образование и культура»).

В социалистических конституциях шире и более детально закрепляется институт основ общественного строя. Так, в действующей конституции КНДР первые три главы называются «Политика», «Экономика», «Культура», в конституции Вьетнама одна глава называется «Политическая система», другая – «Экономическая система». В конституциях всех бывших социалистических стран содержались главы, достаточно подробно закреплявшие основы общественного строя (н-р, Конституция Польши имела две главы «Политический строй» и «Социально-экономический строй»).

В действующих конституциях постсоциалистических государств первая глава обычно именуется: общие положения (Венгрия), основные начала (Болгария), общие принципы (Румыния), основные положения (Чешская рес.). В названных главах закрепляются основные элементы нового общественного строя, возникшего в этих государствах на рубеже 80-90 гг., но положения, относящие к общественному строю, могут содержаться и в других главах этих конституций (схема 25).

2. Конституционные принципы экономической системы зависят от модели экономики, которая используется в данной стране. Различают следующие модели экономического устройства конкретного государства:

рыночная (либеральная) модель с высоким уровнем экономического развития действует в развитых странах (Северной Америки, Западной Европы, Японии, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии);

государственная (плановая) модель действует в социалистических странах (Вьетнам, КНДР, Куба, Китай), которые можно отнести к группе стран со средним уровнем экономического развития;

смешанная модель экономики, в которой сочетаются элементы рыночной и государственной экономики, действует в постсоциалистических государствах (Восточной Европы), которые можно отнести к группе стран со средним уровнем экономического развития. К группе стран со средним уровнем экономического развития относятся также все страны Латинской Америки, многие государства Азии (Индия, Ирак, Пакистан), отдельные государства Северной Африки (Алжир, Египет).

Имеются некоторые особенности конституционного закрепления экономических отношений в экономически отсталых странах (большинство государств Тропической Африки, мелкие государства Океании) (схема 26).

3. Для рыночной модели экономического устройства государства характерно закрепление следующих основных принципов экономических систем:

— свобода и равноправие всех форм собственности (частной, публичной, муниципальной – экономический плюрализм);

— свобода частной инициативы и предпринимательской деятельности;

— свобода (иногда «власть») договора;

— состязательность и конкуренция (запрещение монополизма и недобросовестной конкуренции) (схема 27).

4. При этом следует учесть, что чистой рыночной, нерегулируемой экономики не существует ни в одной стране мира, а вот степень государственного регулирования может быть большей или меньшей (в США – меньше, в Японии — больше).

Государственное регулирование экономической деятельности в первую очередь связано с закреплением в конституциях форм собственности — частной, публичной, муниципальной и др. (Япония – ст.29, ФРГ – ст.14, Италия – ст.42, Испания – ст.33); социальных функций собственности (н-р, пользование собственностью должно одновременно служить общественному благу, — гласит ст.14 Основного закона ФРГ); возможности ее ограничения (ст.42 и ст.43 Конституции Италии устанавливает возможность отчуждения и экспроприации).

Выделяется такой важный элемент экономики, как труд,с помощью которого создается все общественное богатство (ст.1 Конст. Италии, ст.35 Конст. Испании, ст.27 Конст. Японии).

Некоторые конституции закрепляют метод планирования (прогнозирования) экономики (Бразилия, Испания). Перспективные программы на 4-6 лет принимались в Великобритании, Франции, Японии и способствовали ускоренному экономическом развитию.

Составной частью экономических систем являются финансы. Все конституции содержат положения о государственном бюджете и налогах, а в конституции Японии им посвящена целая глава (7 – «Финансы»).

В социалистических конституциях (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба) закрепляется построение социалистической системы хозяйства и государственное руководство экономикой. Если ст.19,30 конституции КНДР фактически устанавливают тоталитарную экономическую систему, поскольку закрепляют только один уклад хозяйства – социалистический. Поправки к китайской конституции 1993г. внесли некоторые коррективы в регулирование экономических отношений. Здесь сказано: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство». Вместе с этим по конституции Китая запрещается нарушение принципов централизованной экономики. Конституция Вьетнама закрепляет многоукладный характер экономики страны с разными формами организации производства и предпринимательства, основанной на общенародной, коллективной, частной собственности, среди которых основной является общенародная и коллективная собственность (ст.15).

Социалистическое планирование в Китае и Вьетнаме соединяется с рыночным регулированием, играющем вспомогательную роль. Кроме того, в этих двух странах существует мелкотоварный уклад хозяйства, основанный на мелкой частной собственности (крестьянские хозяйства, ремесленные мастерские, мелкие промышленные предприятия).

В государствах Восточной Европы и Азии, ставших на путь развития рыночных общественных отношений, нет более глав, закрепляющих общественный строй. В действующих ныне конституциях, как и в демократических государствах, закрепляются в первую очередь формы и объекты собственности, составляющие реальный базис этих государств. Н-р, п.2 ст.17 Конституции Болгарии устанавливает две формы собственности – частную и публичную, при этом подчеркивается, что частная собственность неприкосновенна (п.3 ст.17). Такие же положения содержит и Конституция Румынии (ст.135). В конституции Венгрии устанавливаются положения о равноправии различных форм собственности (п. 1 ст. 9), о разработке и принятии социально-экономических планов развития венгерского общества (п.3 ст.19) (схема 28).

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью