Социология: конспект лекций.
1. Понятие общества.
Системный подход к анализу общества.
Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.
На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.
Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:
1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
2) браки заключаются между представителями данной общности;
3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
4) оно имеет свою территорию;
5) у него есть самоназвание и своя история;
6) оно обладает своей системой управления;
7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.
Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).
Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.
Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.
Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:
2) социальные связи и взаимодействия;
3) социальные институты, социальные страты;
4) социальные нормы и ценности.
Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.
Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.
Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.
На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).
Источник
Общество
Понятие
Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.
Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.
В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора, т. е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.
Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.
Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.
Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера, общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Признаки
Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:
- оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данной общности;
- оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
- оно имеет свою территорию;
- у него есть самоназвание и своя история;
- оно обладает своей системой управления;
- оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Общество как система
Многие ученые, рассматривая общество как сложное образование, используют системный подход. В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, внутри которой выделяют элементы и устанавливают структурные связи между ними.
Общество — сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, имеющая многоуровневый и иерархический характер. Оно состоит из подсистем, которые обладают относительной самостоятельностью и включают в себя свои собственные подсистемы.
В качестве универсального элемента общества и его подсистем выступает человек, без активной деятельности которого невозможен никакой процесс в обществе.
Структурой общества являются общественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь между элементами системы. Причем общественные отношения влияют на функционирование элементов (индивидуумов), которые подчиняются этим отношениям.
Важнейшим свойством общества как целого является его самодостаточность, то есть способность общества своей собственной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
Сферы
Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.
Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.
Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.
Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.
Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.
Источник
Социология
Лекция № 4
ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
1.Понятие общества, его элементы.
2.Современная деятельность людей как основа общества.
3.Структура деятельности, сфере деятельности.
4.Основные свойства общества как целого.
5.Развитие общества и его проблемы.
1
Общество можно определить как совокупность людей и их взаимоотношений. Надо сказать, что многие ученые придерживаются различных подходов к обществу. Одни из них выделяют компоненты вещного, процессуального, духовного и человеческого характера. Другие называют человека, материальные и духовные средства его жизнедеятельности; третьи — субъект, деятельность, отношения, четвертые — социальные субъекты, общественные потребности, человеческую деятельность, общественные отношения, культуру, социальные связи, социальные общности, социальные процессы; шестые предлагают разграничить фундаментальные актуальные, постоянные и переменные структуры деятельности. Перечень можно было бы продолжить, но необходимости в этом нет. Вернемся к исходному определению общества как совокупность людей и взаимоотношений.
С позиции социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидуумы, а общественных связей, общества не существует.
С точки зрения воинствующего коллективизма, напротив, существует только общество, а отдельные люди – всего лишь частицы, «моменты» его как широкого целого.
Если позиция при последовательном следовании ей ведет к анархизму, отрицающему существование объективных общественных связей и значение общественных организаций, то вторая позиция ведет к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личности полностью.
Будучи совокупностью множества взаимодействующих частей и элементов, общество, в отличие от других природных систем, являет собой особую сложность.
Поэтому для описания общества ныне широко используются общенаучные понятия как «элемент», «структура», «система», «организация», «отношение», так и специфические социально-философские понятия — «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.
«Элемент» или «часть» — это мельчайшая частица системы или их совокупность. В качестве элементов общества выступают субъекты, институты, отношения, обозначающие нечто относительно пустое, более элементарное, чем система. Связь, зависимость между субъектами, составляющими общество, есть отношение. Отношения, будучи устойчивыми по своей природе, сплачивают людей и общество. Устойчивые, повторяющиеся отношения ведут к формированию социальных групп, институтов, организаций, образующих социальную структуру.
Под «структурой» понимается некая форма устойчивых связей, отношений, совокупность групп и институтов, обеспечивающих целостность общества. Иначе: структура — это форма организации общества, согласованность взаимоотношений различных его частей.
Теперь о понятиях «субъект» и «объект» в социальной жизни. Субъект означает активное социальное начало, направленное на другое, пассивное начало, выступающее в качестве объекта. Наконец, обобщающими свойствами обладает понятие «социальная система», охватывающее всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Для социальной системы характерны множественность и взаимосвязь составляющих общество элементов, структур, их функций и их разнокачественность, когда наряду с материальными существуют явления духовные, идеальные.
Социальные системы можно классифицировать по типу социальных связей на:
1)социальные группы;
2)социальные институты;
3)социальный контроль;
4)социальные организации.
Социальные группы — это объединения людей по общности социально значимого признака. Они характеризуются способами взаимодействия членов групп: нация, класс, трудовой коллектив т.д. Это одна из основополагающих категорий социологии.
Социальные институты (государство, партии, экономические институты, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, культурно-воспитательные учреждения, семья и т.д.) выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.
Социальный контроль дает возможность обществу обеспечить соблюдение норм, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Действие социального контроля сводится к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, и к одобрению желательного поведения.
Социальная организация — это группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее зафиксированной цели, реализации которой требует совместных действий. Люди объединяются ради такой цели, которая не может быть достигнута никем из них порознь, хотя и важна для каждого из них. Организация имеет тройственную природу. В одно и то же время она может быть: а) общественным инструментом; б) формальной системой; в) социальной общностью. Ключевой ее характеристикой является цель, поскольку для ее достижения организация и существует.
Наряду с социальными системами различают системы социетальные. Под ними понимаются экономические, социальные, политические, идеологические подсистемы общества. Каждая из них обладает определенной структурой. Социетальные системы общества образуют определенную иерархию, в которой экономическая подсистема в конечном счете определяет социальную, политическую и идеологическую подсистемы.
С точки зрения ведущей, определяющей причинно-следственной связи, социетальные системы выстраиваются в такой последовательности: экономическая, социальная, политическая, идеологическая. Каждая последующая система определяется предыдущей и в то же время оказывает на нее обратное воздействие.
Социальный детерминизм отличается от экономического тем, что он учитывает влияние не только экономической подсистемы, которая является «конечной причиной» всех социальных явлений и процессов, но и остальных. Взаимное воздействие социетальных структур, следствием которого является их взаимное изменение, носит диалектический характер. Обратное воздействие каждой последующей структуры в социальной системе на все предыдущие выполняет функцию укрепления и сохранения стабильности, состояния относительного равновесия всех предшествующих систем.
Важнейшую специфику социальной системе придает ее ключевой элемент — человек, обладающий возможностью свободного выбора форм и способов деятельности, поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности и непредсказуемости. Причем число степеней свободы завязывать внутрисистемные отношения не стереотипно, а может меняться в зависимости от многих факторов. Человек обладает соответствующим социальным статусом и социальной ролью. Социальный статус (позиция) обозначает конкретное место, занимаемое индивидом в системе связей данной социальной организации. Различают предписанные обществом индивиду позиции, вне зависимости от усилий и услуг, и позиции достигаемые — их замещение зависит от самого человека. Соотношение между ними — существенная характеристика социальной организации.
Теперь о социальной роли. Это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данную социальную позицию в организации. Социальная роль — важнейший аспект взаимодействия индивида с обществом. В совокупности социальных ролей, выполняемых людьми, персонифицируются господствующие в обществе отношения. Социальная роль рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает отношений тождества. Но тенденция к достижению этого тождества является постоянным элементом социального развития, включенным в общую систему взаимодействия личности и общества.
Человек в своей деятельности руководствуется определенными нормами и ценностями. Нормами называются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей, осуществляемого для достижения стоящих перед организацией целей. Социальная норма является мерой поведения индивида и мерой оценки этого поведения обществом. Они воплощают определенную модель взаимодействия людей, позволяющих им предвидеть действия других участников общественных отношений и соответствующим образом строить свое поведение. В поведении людей воплощаются и определенные социальные ценности. Это общепринятая в данной социальной системе совокупность образцов, при помощи которых систематизируется социальный опыт. Оценка ситуации человеком в значительной степени обусловлена его системой ценностей. Нормы, запреты, веления, ценности лишь тогда выполняют свою регулятивную функцию поведения индивидов, когда они превращаются в обязательные образцы поведения. А это, в свою очередь, случается тогда, когда они признаны и социализированными группами и индивидами. Подводя некоторый итог рассмотренному, нужно подчеркнуть, что мы вели речь о категориях (понятиях), используемых в социологии. Под социальными категориями понимаются наиболее общие, фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные социальные связи и социальные отношения реальной действительности познания. Категории являются узловыми пунктами социологического знания, ступеньками, моментами проникновения и в сущность социальной действительности.
Социальные категории связаны между собой, представляют систему. Каждая категория может быть осмыслена лишь как элемент все6й системы социальных категорий. Важнейшие категории социологии – «социальное», «социальная структура», «социальные отношения», «социальные институты», «социальные общности», «социальные нормы и ценности» (культура), «социальные законы» и т.д.
2
Длительное время социологическая мысль отыскивала то общее основание, на котором выстраивается все здание общественной жизни людей. Наконец, в XIX в. многие ученые остановились на феномене совместной деятельности людей, определяющей все многообразие явлений общественной деятельности. Об этом писали О.Конт, К.Маркс, затем М.Вебер и Т.Порсонс. Общим для всех них было утверждение: все многообразие общественных явлений в сущности своей есть не что иное, как тот или иной вид деятельности. Деятельность — первооснова, субстанция всего социального. Тем не менее социальная деятельность людей при всей своей функциональной роли в обществе не является единственным основанием человеческой жизни. Во-первых, она сама обусловливается социальными нормами, ценностями, мотивами. Во-вторых, социальная деятельность нередко порождает чуждые и враждебные человеку вещи, социальные институты и отношения, политические и идеологические явления.
Таким образом, можно утверждать, что социальная жизнь, основываясь на человеческой деятельности, к ней, тем не менее, не сводится.
Она (социальная жизнь) может быть понята и иначе, скажем, как структура социальных групп и их организаций. В частности, как структура таких социальных общностей, как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п. Как правило, рассматривается структура связей, зависимостей и отношений между людьми в экономической, политической, собственно социальной, духовной, нравственной, эстетической сферах жизни общества.
В рамках структурного подхода к обществу возможен анализ множества социальных институтов, включая производственные предприятия, институты культурной сферы, системы образования здравоохранения, органы власти и т.д., т.е. всю сеть экономических, политических и культурных учреждений и организаций, удовлетворяющих различные потребности человека.
Наряду с названным, используется универсальный (синтетический) подход к рассмотрению структуры общества. В данном случае общество составлено из отдельных личностей, коллективов, малых групп или же: из больших групп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и организаций. При таком подходе каждый элемент структуры находится в системе сложных взаимосвязей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.
Из всего многообразия элементов социальной системы более подробно остановимся на ее субстанциональной основе, т.е. на совместной социальной деятельности людей.
3
Под деятельностью понимается специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление и изменение данного мира.
Деятельность структурируется, основными элементами ее являются: человек, средства производства, символы и связи. Первый элемент всякого действия человек — субъект, деятельность которого направлена на те или иные объекты: людей, вещи, орудия производства. Речь идет о тех орудиях производства, с помощью которых человек изменяет окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям.
К средствам, необходимым для осуществления человеческой деятельности, относятся также язык жестов, звуковая и письменная речь, информация (магнитные ленты, дискеты, картины, книги т.д.) Все это вместе называется символами или знаками. Если физические вещи помогают непосредственному приспособлению человека к окружающей среде, то символы (знаки) призваны облегчить решение этой задачи.
Для всякого социального действия необходимы еще связи, отношения между указанными основными факторами. Просто набор людей, вещей и символов еще не образует никакого социального действия. Необходима связь, взаимодействие между ними.
Постоянное воспроизводство людей, вещей, символов и связей между ними порождает основные типы общественной деятельности, составляющие базовую структуру в социальной системе.
Соответственно четырем основным элементам любого социального действия выделяются и четыре сферы общественной деятельности: материальная, духовная, регулятивная (управленческая), деятельность обслуживания (гуманитарная, социальная).
Возникает вопрос о специфике и функциях каждой из четырех сфер деятельности.
Сфера материального производства. Здесь заняты люди физического и умственного труда. Их трудом создается все необходимые для удовлетворения собственных производственных нужд, для материального оснащения образования, науки, медицины, политики, а также все необходимое для повседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда, пища и т.п. Сюда же относится сфера физического рождения человека, ибо прежде чем есть, пить, надо, как минимум, быть. Сфера материального производства является первичной, определяющей по отношению к другим сферам. Тем не менее к ней не может быть сведено все многообразие человеческой деятельности. Спецификой материального производства во все времена было то, что социальные отношения здесь отличались высокой степенью напряженности, приводившей к революциям. Проблема преодоления конфликтов и сегодня остается актуальной теоретической и практической задачей.
Сфера духовного производства. Здесь создаются идеи, образы, научные и художественные ценности, которые затем материализуются в книгах, картинах, скульптурах, нотах и т.д. Тем не менее главное в них — их духовное содержание, идеи, образы, чувства. В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, формирует систему ценностей. С помощью знаний совершенствуются все формы деятельности человека, который шире и глубже познает себя, свой духовный мир. Все основные достижения современности являются результатом развития науки, искусства, религии, духовного производства в целом. Поэтому-то труд ученого, художника, композитора высоко ценится в обществе.
Наряду с материальным и духовными производствами (деятельностью), особо выделяется управленческая (регулятивная) деятельность администраторов, политиков и т.д. Задача этой сферы установление связей между людьми, регулирование их деятельности общественных отношений. Для сохранения необходимых социальных связей создаются особые виды управленческой деятельности и соответствующие им организации. Организации призваны согласовывать, упорядочивать различные сферы жизни общества.
Различается управление людьми и управление вещами. Само управление может осуществляться на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Наряду с позитивной ролью управления в обществе, весьма часты случаи злоупотребления методами принуждения, репрессий. Кроме того, управленческая деятельность сопровождается бюрократизацией, ростом чиновничьего аппарата, казнокрадством и взяточничеством. Иными словами, история человеческого общества демонстрирует примеры не только положительного свойства, но и случаи немалого вреда, наносимого управленческой деятельностью. Высшей формой управления является политическая деятельность, призванная обеспечить безопасность и благосостояние страны в целом. Поскольку политическая деятельность связана с судьбой миллионов людей, то цена ошибок здесь может быть особенно велика. Так, сегодня говорят об особенно большой цене для общества революционных преобразований.
Управленческая вертикаль современного общества может быть представлена в следующем виде:
формальная властная подструктура;
поддерживающая околовластная подструктура;
средний класс;
управляемая масса.
В обществе западного типа ведущей социальной силой является группа, сосредоточившая в своих руках экономическую и политическую власть. В околовластные структуры этого общества входят чиновничество, высшие чины армии и полиции, интеллигенция, включенная в официальные идеологические структуры, магнаты промышленности.
Что касается России, то социальная группа предпринимателей, которая, по мысли реформаторов, должна стать социальной опорой режима, образовать устойчивую околовластную подструктуру находится еще в самом начале пути к этой структурной нише,
В развитых рыночных экономиках средний класс представляет собой становой хребет, рабочую лошадь, везущую всю тяжесть черновой организационной работы в материальном производстве (средние и мелкие предприниматели, менеджеры, ИТР, директора некрупных компаний, торговцы и их управляющий аппарат и пр.), в сфере управления (государственные служащие, работники средств связи и коммуникации, служащие банков), работники других непроизводственных отраслей (образования, здравоохранения, науки и культуры). Постсоциалистическому обществу еще только предстоит его создать в материальной, управленческой и духовной жизни общества. Управляемая масса, или нижние слои общества, представлены подавляющей массой населения страны. Социальное влияние их в нормальных условиях невелико, оно возрастает лишь в их социальной напряженности и кризиса. Тем не менее роль этих слоев игнорировать нельзя по причине, во-первых, их массовости, во-вторых, исполнения им основных «рабочих» функций в социальной системе в качестве производителя материальных благ и потребителя. Особую важность в связи с этим приобретает проблема адаптации управляемой массы к существующей структуре и управления1.
Несколько особняком стоит еще один вид деятельности — социальная деятельность людей, или деятельность по обслуживанию людей. Ее задача — создание предпосылок для жизни, воспроизводства, активности людей. Сюда относится деятельность врача, учителя, вузовского преподавателя, артиста, работника сферы обслуживания и т.д. При всей значимости самопроизводства, самообразования и т.п. общество не может полностью доверить обслуживание человека отдельным людям, семье. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, систему здравоохранения, спорт, культурный отдых и т.д.
4
Таким образом, основу общественной структуры составляют четыре важнейших вида деятельности, находящиеся в единстве и взаимосвязи и создающие общество как единую систему, особый организм. Этот организм как целое обладает не только свойствами отдельных его частей, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из его составных частей. Целое «больше» суммы входящих в него частей.
В марксистской социологии выделяется три уровня целостности.
Первый уровень определяется через взаимосвязи основных сфер общества: материально-производственной, социальной, политической и духовной. Момент целостности отражается в каждой из сфер опосредованно. Эта целостность называется суммативной целостностью.
Второй уровень выделяется через взаимосвязи общих сторон, аспектов общественной жизни. Это уровень общих законов структуры, законов развития и функционирования. Момент целостности общества выражен здесь более непосредственно, ибо полем действия каждого из названных законов является вся общественная жизнь. Эта целостность называется органической целостностью.
Третий уровень целостности носит теоретический, непосредственный характер. Речь идет о присущих обществу отношениях «общество — природа», «общество — культура», «общество — цивилизация», развивающихся не рядоположенно, а во взаимосвязи. Чтобы понять общество как качественно иное, целое, нужно изучите только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.
Какими общими свойствами характеризуется человеческое сообщество? Прежде всего, в сравнении с другими биологическими популяциями, человеческое сообщество чрезвычайно устойчиво. Оно не распадается по сезонам, не прекращает существование с гибелью какого-то числа своих членов. Во-вторых, человеческое сообщество обладает свойством накоплять и передавать знания, которые в ходе исторического процесса непрерывно усиливали способность социально-этнических сообществ адаптироваться к меняющимся условиям, вырабатывали устойчивость к экстремальным ситуациям, давали средство для создания благоприятных условий жизни. Накопление и передача знаний, по существу, стали, наряду с функцией выживания, ее второй функцией. В-третьих, важное отличие человеческого сообщества — его гетерогенность, т.е. сосуществование в нем самых различных элементов, взаимодополняющих друг друга, противоборствующих и меняющихся местами.
Как правило, выделяются и рассматриваются и такие основные свойства общества как целого, как:
— самодеятельность;
— самоорганизация;
— саморазвитие (самодетерминация);
— самодостаточность.
Если самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие — суть свойства общества в целом, так и его отдельных частей, то самодостаточность как способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия для существования, производить все нужное для коллективной жизни, составляет главное отличие общества от его составных частей. Общество как самодостаточная социальная система является продуктом совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования.
Общество, будучи относительно устойчивой, стабильной структурой, тем не менее находится в состоянии постоянного изменения. Поэтому рассмотрение общества в статике, с точки зрения ее структуры и организации, должно быть дополнено анализом его динамики, развития.
5
При анализе проблем развития общества широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факты развития», «эволюция», «революция», и др. Рассмотрим содержание этих понятий.
Процесс — это единая серия изменений в социальных системах, т.е. группах, институтах, других элементах социальной системы. Можно говорить, например, о процессе самообразования человека в процессе взаимоотношения двух индивидов; об изменениях, происходящих внутри общности, между общностями, о процессах изменений, охватывающих структуру и организацию общества в целом. Возможен и другой подход к классификации типов социальных процессов. Так, выделяются процессы объединяющие, сближающие людей, и процессы разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.
Элементарным процессом является функционирование общества, а под «изменением» понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях, носящий качественный характер.
Следующее понятие — «развитие», понимаемое как частный случай изменений, как необратимое качественное изменение в обществе.
Разновидностью развития является «прогресс», проявляющийся в увеличении приспособления системы в изменяющихся условиях ее существования, в усложнении системной организации. В понятии «регресс», противоположном прогрессу, фиксируется сужение возможностей системы к саморазвитию и приспособлению к окружающей среде, упрощение и разрушение системы.
Рассмотрение общества с точки зрения его развития включает себя следующие проблемы:
направленность изменений;
источники или факторы развития;
формы, в которых совершается развитие.
Существование направленных изменений в обществе признается далеко не всеми учеными. Так называемые детерминисты ( Гегель, Маркс) признают направленность развития от низших форм к высшим. Представители индетерминизма (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), напротив, отрицают направленность, а вместе с ней и закономерность развития. Сторонники детерминизма указывают на преимущественно прогрессивный характер общественного развития, когда новые фазы социального развития по необходимости являются и более совершенными. Иными словами, общество в своем прогрессивном восхождении становится все лучше. Мало кто из ученых сомневается в прогрессе в сферах экономики, науки, политики. А вот прогресс в сфере морали оспаривается многими по причине отсутствия четких критериев морального совершенствования.
Сам факт изменений в обществе, сопровождаемый обогащением социальной структуры и отношений между людьми, признается большинством ученых-исследователей по той простой причине, что трудно отрицать развитие техники, науки, расширение возможностей удовлетворения потребностей человека.
По вопросу об источниках, факторах или причинах общественных изменений отметим следующее. Повседневное функционирование общества, деятельность людей по удовлетворению своих потребностей медленно, но неуклонно приводит к изменениям в структуре и организации общества. Стало быть, это и является одной из причин общественных изменений.
Но существуют более мощные, коренные изменения, происходящие под воздействием революционных и реформистских движений. Об этом чуть позже. Сейчас же отметим, что определенное влияние на развитие общества оказывают природные, экономические и культурные факторы, действующие в тесном взаимодействии. К примеру, увеличение рождаемости (фактор природный) лишь при условии развития производства, образования, культуры способствует развитию общества.
Большую роль играют технические изобретения. Так, паровая машина в XVII в. привела к промышленной революции, вызвала к жизни индустриальный тип развития общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. В целом же развитие техники, науки изменяет все сферы жизни общества, структуру различных общностей людей, их культуру и способ удовлетворения потребностей.
Примером позитивного воздействия культуры, в частности, науки, на общественное развитие может служить Япония в XX в., когда перенесенные на почву Японии достижения науки из Западной Европы и США в короткий срок превратили ее в одну из самых высокоразвитых стран в мире. Истории известны и другие примеры, когда сопротивление новым идеям и теориям (дарвинизму, генетике, кибернетике), техническим изобретениям (компьютерам), новым культурным ценностям вело к застою общества, отставанию в развитии.
Накопление социальных и природных факторов (например, ритмы этногенеза Л.Гумилева), в конечном счете, порождает и стимулирует реформистские и революционные движения, которые, в свою очередь, сопровождаются глубокими социальными переметами.
Реформаторские движения действуют в рамках установленного социального порядка, стремятся к достижению своих целей через частичные изменения, например, законодательства. Таковыми являются просветительские, профессиональные, пацифистские и национальные движения (отчасти). Они носят легальный, мирный характер, но тем не менее могут приводить к глубоким изменениям в обществе.
Революционные движения охватывают широкие массы людей, целые классы, затрагивая коренные жизненные потребностей людей. Революционеры преследуются властями. Цель их — насильственное ниспровержение существующего социально-политического строя. Этим объясняется необходимость больших масштабов и массовости действий, наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической власти. Победа революций сопровождается коренным изменением строя общества, введением в жизнь новых порядков, социальных институтов, изменением системы ценностей, обычаев, культуры в целом. Наиболее глубокие изменения в обществе вызываются революциями, в которых участвуют целые классы, народы. Таковыми были революции во Франции (1789), России (1917), Китае (1949). Глубокими общественными изменениями сопровождались национально-освободительные революции XX в., свершившиеся в Азии, Африке и Латинской Америке после второй мировой войны. Революции и необходимы, и морально оправданы, если они направлены против отживших порядков тиранических режимов. Но есть у них один существенный недостаток: они дорого обходятся обществу, сопровождаясь гибелью и страданиями людей.
Такова в целом характеристика общества как социальной системы.
Источник