Общество социальная организация страны с определенной политической системой

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

группами и классами. 1. Формирует приемлемые способы удовлетворения потребностей членов об-ва, дифференцируя понятия желаемого и допустимого по соц.-классовым и иным признакам и категориям. 2. Снабжает членов об-ва допустимыми методами и способами решения конфликтных проблем с целью удержать конфликты в пределах соц. организации данного типа. Специфич. соц. структурами, осуществляющими указанные функции, являются соц. ин-ты, соц. позиции и роли, ценности и нормы, регулятивный аспект к-рых охватывается понятием соц. контроля. Лит.: Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Кистяковский Б.А. В защиту прав//Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 101-131; Покровский И.А. Перуново заклятье//Из глубины. Сборник статей о русской революции. М., 1991. С. 259-277; Смелзер Н. Социология. М., 1994. A.M. Яковлев

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ» в других словарях:

Политическая организация общества — система политических учреждений государственно организованного общества. Политический характер организация общества приобретает с возникновением Классов и появлением государства. В ходе истории П. о. о. усложняется и в развитом обществе… … Большая советская энциклопедия

Территориальная организация общества — пространственная организация (территориальная структура) жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально экономического развития; включает размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование,… … Политология. Словарь.

Политическая система — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия

политическая география — географическая дисциплина, изучающая взаимосвязи между политической деятельностью людей и географическим пространством, в котором она протекает. Политическая география изучает как управляемые территориально политические системы, которые… … Географическая энциклопедия

Читайте также:  Примеры стран с унитарной формой административно территориального устройства

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА — область науч. знания, изучающая политику, политич. отношения, политич. системы. С точки зрения предмета и объёма включаемых в неё знаний П. н. эволюционировала от универсализма ан тич. социаньно политич. мысли, когда политика была… … Философская энциклопедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Юридическая энциклопедия

Политическая партия — У этого термина существуют и другие значения, см. Партия (значения). Политическая партия (греч. Πολιτική «искусство управления государством»; лат. pars «часть») особая общественная организация (объединение), непосредственно … Википедия

Социально-политическое и идейное единство общества — качественное состояние общества, характеризующееся единством классов, социальных групп и слоев, общей заинтересованностью всех трудящихся в построении развитого социализма и коммунизма. Основоположники марксизма ленинизма предвидели, что на смену … Научный коммунизм: Словарь

Политическая борьба вокруг русского языка на Украине — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Политическая борьба вокруг русского языка на Украине комплекс действий различных общественных и политических сил Украины, связанный со статусом … Википедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник

Общество и социальная система, общество и государство.

Со времени возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Социальная система общества может рассматриваться в четырех аспектах:как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Государство возникает на определенной стадии развития общества для защиты интересов граждан. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались и складываются непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения. Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот.

Если обобщить, то отношения между обществом и государством строятся по двум линиям — в одном случае второе подавляет первое (т.е. государство подавляет общество), тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом — никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе.

14) Понятие социального института. Типология, функции социального института.

Социальные институты(insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Социа́льный институ́т — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Типология. Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Выделяют несколько основных: 1.Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения. 2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности. 3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении духовной жизни.

Функции. Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества. * Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества. * Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. * Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

*Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров.

Отдельные функции: Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества, Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения, Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию, Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов, Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем. Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей.

15) Понятие социальной организации. Социологический анализ её структуры и функций.

Социальная организация общества (от позднелат. organizio — «формирую», «сообщаю стройный вид»

Источник

Раздел 8. Общество и социальные институты

Страна– часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство– политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуры правления (правительство, парламент).

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Страны появились в результате территориального разделения мира. Было время, когда не существовало четких границ, отделяющих одну страну от другой. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было ни стран, ни государств. Стало быть, понятие “общество” применительно к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей.

Многие социологи, в частности Коэн (1950 г.), Парсонс (1966 г.) и Марш (1967 г.), пытались определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом.

Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Эдвард Шилз.

Это объединение должно отвечать следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данного объединения.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Эти признаки достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровнородственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

За историю существования человечества выдвигалось множество гипотез происхождения общества, в частности божественная концепция.

В то же время сложился ряднаучных теорий:

  • Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда – инструменты. Повысилось благосостояние, что привело к разделению труда, функциональному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми, живущими в общине.

· Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины.

· Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства, в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин.

· Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющих подсистем. Личные качества человека (ум, сила, изобретательность и т.п.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации.

· Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с их координацией, разделением и комбинированием функций индивидов. Возникает необходимость предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка.Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей.В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.

Общество включает в себя четыре главные сферы, которые тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Это экономическая, политическая, духовная, социальная.

  • Экономическая– включает в себя предприятия, банки, рынки и т.д., то, что позволяет обществу запустить в производство ресурсы и создать необходимое количество товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей. В этой сфере четыре вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление;
  • политическая – это президент и аппарат президента, правительство и парламент (Федеральное собрание), местные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы – все это составляет государство. Целью государства является обеспечение социального порядка в обществе. Основной вопрос политической сферы: узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой;
  • духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты, театры, музеи, НИИ, журналы, газеты, культурные памятники, религиозные общины. Основные задачи этой сферы: открытие новых знаний (наука); передача этих знаний последующим поколениям (образование); создание вненаучных, т.е. художественных ценностей (культура); рассуждение о смысле человеческой жизни и определение норм морали (религия);
  • социальная сфера – охватывает классы, социальные слои, нации, их взаимодействие друг с другом.

Социальная сфера понимается в двух смыслах:

В широком значении – это совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом значении она охватывает почти все слои и классы – от богатых и средних до бедных.

В узком значении – это только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, многодетные, инвалиды, безработные и органы социальной защиты и социального обеспечения. И в этом значении социальная сфера это лишь часть населения – как правило, беднейшие слои.

Существует множество критериев, положенных в основу классификации обществ:

· по господствующей в них религии;

· по способу производства.

Братья Ленски предложили в 1970 году свою классификацию общества: в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию.

· Общества, живущие охотой и собирательством (бушмеры Юго-Западной Африки, аборигены центральной Австралии). Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе обычно стоит старейшина или вождь.

· Огороднические общества (появились 4 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке, в наше время сохранились в Африке и на юге Сахары). В этих обществах не производят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политическая структура имеет от двух до четырех социальных слоев. Индивиды ведут кочевой образ жизни, используют самые примитивные орудия труда. Система родственных связей является основой социальной структуры, но здесь она усложняется; иногда общество состоит из нескольких кланов.

· Аграрные общества (возникли в Древнем Египте). Для них характерно усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. В связи с появлением прибавочного сельскохозяйственного продукта сложились благоприятные условия для возникновения городов, развития ремесел. В обществе аграрного типа появилась письменность, первые денежные системы, расширилась торговля,возникло государство, которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию. Политическая организация в этих обществах имеет более сложную форму: система родственных связей перестает быть основной.

· Промышленные общества (возникли в конце 18 в.). Промышленное производство связано с применением научных знаний. Возникают большие города. Складывается высокоразвитая система государственного управления, бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Дальнейшему ослаблению роли семьи способствует индустриализация.

В современной литературе, очень часто встречается понятие постиндустриальное общество. Впервые это понятие было предложено Д.Беллом в 1962г. Он говорил о том, что в обществах модерна теоретическое знание становится “осевым принципом” общества и является источником инновации и формирования политики. В 1973г. Дэниель Белл отметил появление постиндустриального общества.

Согласно Беллу постиндустриальное общество имеет новый тип экономики и включает в себя следующие характеристики:

· широкие торговые отношения между странами;

· большой излишек товаров;

· сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих;

· широкое разнообразие и количество товаров доступных среднему человеку;

· “глобальная деревня” (т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации).

В 18 веке Фергюсон определял “гражданское общество” как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Понятие “гражданское общество” в социологии появилось, благодаря работам Гегеля и Маркса.

В современной социологии это понятие используют в двух смыслах: социологическом и идеологическом.

В первом социологическом – гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений.

Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом.

Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству.

Во-втором идеологическом понятии “гражданское общество”, это то, куда устремлены прогрессивно мыслящие люди. Это идеал или лозунг, который олицетворяет собой общество свободных, суверенных личностей, имеющих гражданские и политические права, участвующих в управлении государством. В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей (только 5 – 6 тыс. лет назад возникло государство). Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом – идеалом только в одном случае, когда устанавливается правовое государство. Исходя из признаков общества (по Э. Шилзу), государство является лишь одним из признаков общества (система управления). Оно главный институт политической системы. Основными атрибутами государства являются: население, территория, публичная власть. Исторически общество первично, а государство вторично.

Социальная структура общества – это совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат:

· общественное разделение труда – обуславливает разделение общества на социальные группы (классы, профессиональные группы, люди города и деревни, представители умственного и физического труда);

· отношение к собственности на средства производства – экономически закрепляет складывающуюся структуру общества.

Основные элементы структуры общества:

· классы, занимающие различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;

· люди города и деревни;

· представители умственного и физического труда;

Эти группы неоднородны по составу, делятся на отдельные слои, имеющие свои собственные интересы.

В зависимости от уровня развития разделения труда и социально — экономических отношений, исторически складывались различные типы социальных структур:

· структура рабовладельческого общества (ее составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, свободные крестьяне, философы, жрецы);

· структура феодального общества (основные классы: феодалы и крепостные крестьяне, а также сословия и различные группы интеллигенции);

· структура капиталистического общества (это взаимодействие различных групп буржуазии и рабочих, кроме того, классы земельных собственников и крестьян, а также интеллигенция);

  • структура социалистического общества (основные элементы рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, в некоторых странах (Польша, Китай) – частные предприниматели).

Задания к разделу 8

1. Опишите теорию происхождения общества, наиболее близкую вам. Ответ обоснуйте ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 9. Социальные институты

Термин “институт” от латинского institutum означает установление или устройство. Используются в двух значениях:

· в узком техническом – название учебных и научных учреждений;

· в широком социальном – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и преобразующих их в систему ролей и статусов.

В социологию этот термин пришел из права и обогатился новыми социологическими деталями.

Одним из первых социальные институты стал изучать Т. Веблен. В своей работе “Теория праздного класса” (1899г.), он подчеркивает, что эволюция общества — это процесс естественного отбора социальных институтов.

Известный социолог Н. Смелзер дает такое определение этому понятию:

социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности.

По мнению ученых, самый ранний социальный институт – семья. Он возник вследствие формирования первых социальных норм, регулирующих сексуальные отношения внутри общины.

Для возникновения и развития социального института необходимые условия:

· в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность в становлении нового института;

· должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности;

· институт для выполнения своей миссии должен быть наделен необходимыми ресурсами (финансовыми, трудовыми, организационными, материальными), которые общество должно стабильно пополнять;

· для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Социальный институт – есть приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулирующее его жизнедеятельность.

Каждый институт наделен множеством функций.

Функция – т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).

Если институт помимо пользы наносит вред обществу – это дисфункция.

Американский ученый Р. Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

· Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.

· Латентныефункции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.

К основным институтам общества принято относить семью, религию, экономическую, политическую и образовательную системы (табл. № 9).

Источник

Оцените статью