Общие черты налоговых систем стран
Введение
Налоги играют большую роль в жизни общества. Они являются основным источником доходов государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Данную тему можно считать актуальной, так как налоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Однако многие из них имеют и общие черты функционирования, так как страны постоянно совершенствуют свою налоговую систему, во многом ориентируясь на опыт зарубежных стран.
Цель данной аналитической работы — рассмотрение существующих налоговых систем в России и Франции, выявление общих и отличительных черт этих налоговых систем.
Доминирующими налогами в налоговых системах России и Франции являются косвенные налоги, в частности НДС и акцизы (данный налог в 2010 году обеспечил 11,6% всех доходов федерального бюджета Франции и 17,77% доходов федерального бюджета России). Преобладание косвенных налогов может как положительно, так и отрицательно сказываться на состоянии экономик стран. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. Из прямых налогов преобладают налог на прибыль (данный налог в 2010 году обеспечил 10,6 % всех доходов федерального бюджета во Франции и 9,4 % доходов федерального бюджета России) и налог на доходы физических лиц (данный налог в 2010 году обеспечил 18,1 % всех доходов федерального бюджета во Франции и 3,64 % доходов федерального бюджета России).
В России и Франции подоходным налогом облагаются доходы как резидентов, так и нерезидентов (лиц, пребывающих на территории страны более чем 183 дня). Данным налогом облагается годовой доход. Также существуют различные вычеты, уменьшающие облагаемый доход.
В Российской Федерации и Франции земельный налог относится к местным поимущественным налогам и взимается по факту владения или пользования, и не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Налог на имущество физических лиц в России и налог на жилье во Франции также относятся к местным налогам. Плательщиками данных налогов, признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Ставки этих налогов прогрессивные и устанавливаются местными органами власти.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Особенности налоговых систем развитых стран мира
В развитых странах доля налогов достигает более 90 % доходной части бюджета. Одновременно налоги широко используются для вмешательства государства в хозяйственное развитие.
В каждой стране в соответствии с налоговым законодательством ставятся конкретные задачи, например:
• в США — поддержание конкурсной среды, защиты интересов среднего класса и справедливого распределения НД для большинства американцев, стимулирование развития среднего и малого бизнеса;
• в Великобритании — поощрение занятости, содействие накоплениям и долгосрочным инвестициям.
Основным показателем экономической роли налогов, а также налогового бремени на макроуровне стал удельный вес налоговых поступлений в ВВП. Он колеблется от 28,4 в Японии до 45,7 % во Франции (1996 г.).
В налоговой системе, представляющей собой совокупность налогов, а также форм и принципов их построения, исчисления и взимания, четко выделяются налоги на доходы (прибыль) юридических лиц и доходы физических лиц; налоги на доходы от капитала в виде процентов; налоги на собственность (имущество); косвенные налоги: акцизы, НДС, налоги с продаж, таможенные пошлины.
Взносы в фонды социального страхования, являясь по существу целевыми налогами, поступают в бюджет (США) или социальные внебюджетные фонды (Великобритания, ФРГ).
В таких странах, как США, Канада, Япония и некоторых других, преобладают прямые, во многих других — косвенные (Франция) налоги. В Великобритании, Италии, ФРГ косвенные и прямые налоги примерно одинаковы.
В годы высоких темпов инфляции во всех странах наблюдается рост темпов прямых налогов в ВВП за счет косвенных.
В прямом обложении ведущую роль играют налог на прибыль (доход) с юридических лиц и подоходный налог. Во всех странах предпочтение отдано налогу на доходы физических лиц в ущерб юридическим. Особенно высока его доля в ВВП у США (10,7 %), Канаде (13,9 %), Италии (10,8 %). Система построения его в отдельных странах очень сложная. Во многих странах действует минимальный необлагаемый минимум, который соответствует минимальному прожиточному минимуму.
Взносы в фонд соцстраха в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развитию (ОЭСР) по объему поступлений практически достигли подоходного налога, а в ряде стран: Франции, Германии, Италии, Японии — превысили его.
Налог на доходы юридических лиц относительно невысок, и его удельный вес колеблется от 1,4 % ВВП у ФРГ до 4,7 % у Японии. Незначительная роль этого налога в доходах бюджета связана с целенаправленной политикой государства, которая предполагает оставить большую часть прибыли в распоряжении предприятий для самофинансирования.
Главные косвенные налоги:
• «налоги на потребление», в том числе НДС (налагающиеся на каждую стадию производства и обращения в процентах к добавленной стоимости), налог на продажи на конечной стадии в процентах к продажной цене, налог с оборота на каждой стадии производства (в процентах к товарной продукции); *
• акцизы в виде высокой надбавки к цене специально отобранной группы товаров; таможенные пошлины;
• взносы предпринимателей на соцстрах, они включаются в издержки производства.
Наличие разветвленности бюджетной системы в государстве объясняет необходимость распределения налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Проблема налогового федерализма свойственна всем. При ее решении используют разные методы:
• закрепление определенных налогов за соответствующим бюджетом (пример, в США подоходный налог — за федеральным, поимущественные налоги — за региональными бюджетами, поземельный налог — за местными);
• установление постоянных норм распределения из вышестоящего в нижестоящие бюджеты (например, в Германии налог на прибыль делится поровну между федеральным бюджетом и землями);
• определение трансфертных платежей в пользу слабых нижестоящих бюджетов.
Развитие налоговых систем в послевоенный период шло неравномерно.
До конца 70-х годов для них была характерна политика высокого налогообложения, отвечающая требованиям кейнсианства:
• действовали высокие ставки налога на прибыль (они часто превышали 50 %) при широко распространенных налоговых льготах для стимулирования нового предпринимательства в отдельных отраслях или регионах;
• высокопрогрессивный подоходный налог: в некоторых странах ставка достигала высокого предела (в Великобритании — 91 %); одновременно предусматривались низкие ставки для малых доходов;
• косвенные налоги сохраняли свое фискальное назначение.
С 80-х годов страны, пережившие высокие темпы инфляции,
отходят от кейнсианства. Экономическая наука разрабатывает новую модель развития — «экономика предложений». Она требовала ограничения налогообложения, введения низких налогов, стимулирующих производство, прибыль, а следовательно, и новый приток налогов в казну государства.
Новые идеи «экономики предложений» нашли практическое применение в развитых странах.
В 80-е годы прокатилась волна налоговых реформ, основными целями которых было:
• стимулирование экономического роста;
• создание благоприятного налогового климата для предпринимательской деятельности, для увеличения потребительского спроса, роста сбережений у населения;
• упрощение налоговой структуры;
• установление более справедливых принципов налогообложения;
• уменьшение возможности уклонения от уплаты налогов и увеличение поступлений в бюджет.
Реформы проводились поэтапно и растянулись на десятилетие.
Налоговые системы стран с высокоразвитыми рыночными отношениями характеризовались в 80—90-е годы следующими чертами:
1. Сокращение прямого налогообложения в результате:
• ослабления прогрессивной шкалы обложения подоходного налога;
• снижения ставок корпорационного налога;
• сближения обложения доходов от различных источников (трудовых доходов, дивидендов, процентов) по более низким ставкам;
• введения минимальных и максимальных налоговых обязательств для лиц с высокими доходами. Для предотвращения уклонения от уплаты налога лиц с большими доходами, пользующихся разнообразными скидками, вводились минимальные ставки.
Одновременно расширялась налоговая база за счет отмены ряда льгот и скидок. Таким образом, включались в обложение ранее свободные доходы.
2. Расширение стимулирования отдельных отраслей и регионов. В первую очередь налоговое регулированию коснулось инвестиций в НИОКР, переподготовку кадров малых предприятий, реорганизацию предприятий в депрессивных районах. Широко применяется инвестиционный налоговый кредит, который устанавливается в процентах к стоимости капитальных активов и вычитается из рассчитанной суммы налога на прибыль.
4. Увеличение роли косвенных налогов, и особенно НДС, который обеспечил компенсацию потерь в результате снижения прямых налогов. НДС распространился на все европейские страны. Только США, Япония, Канада и Австралия его не используют. Появление экологических налогов, которые нацелены стимулировать осуществление профилактических мер по охране окружающей среды. В ряде стран вводятся налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ (Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия). В Германии принятый налог на автомобили зависит от двух факторов: объема цилиндра, т.е. мощности двигателя, и наличия (отсутствия) катализатора. Без катализатора — этот налог возрастает в 2 раза, а владельцы мощных машин с катализатором полностью освобождаются от налога на автомобили.
5. Введение новых мер защиты своего рынка на международной арене в форме нетарифных барьеров (квотирование поставок, лицензирование импорта, введение налогов с протекционистскими целями — акцизы, НДС). Хотя продолжали действовать ограничения торговых барьеров в рамках ГАТТ (1947 г.), а с 1996 г. Всемирной торговой организации — ВТО.
6. Усиление процесса гармонизации налогов. Страны — члены Европейского союза достигли наибольших успехов в сфере гармонизации косвенных налогов, и прежде всего НДС. С 1977 г. этот налог взимается по единой схеме, что важно при отчислении от НДС в совместный бюджет.
Гармонизация прямого обложения также началась с середины 70-х годов.
Это связано с освобождением от налогов движения капитала между странами. Начался процесс уравнения обложения процентных доходов. С 1998 г. страны — члены ЕС договорились, что нерезиденты должны облагаться у источника минимально 20-процентной ставкой, а резиденты могут выбирать между обложением процентов у источников или системой контрольного уведомления, т.е. страна — источник дохода передает сведения о сумме процентов государству-получателю.
7. Создание в рамках стран — членов ОЭСР протекционистских налоговых режимов для привлечения иностранного капитала, получивших название «Налоговой конкуренции», осуществлялось путем предоставления особых льгот нерезидентам по сравнению с национальными юридическими лицами.
8. Создание странами «большой семерки» в конце 90-х годов «Международных сил по борьбе с финансовыми преступлениями» (FATF) в связи с расширением на международном уровне незаконного ухода от налогов. Для уклонения применяются налоговые Убежища, трансфертное ценообразование, инвестиции, дочерние предприятия.
9. Обострение проблемы налогового федерализма в федеративных государствах. Распределение на справедливой основе налоговых поступлений между разными уровнями власти становится все более острой. В Германии выравнивание налоговых доходом отличается большей демократичностью. Цель — подтянуть отсталые районы и обеспечить примерно равный объем налоговых доходов по всей стране. Наиболее крупные налоги являются совместными: подоходный налог с физических лиц делится: 42,5 % — федерации, 42,5 % — землям и 15 % — местным органам. |
Налог на прибыль, налог на доход от капитала распределяется на постоянной основе между федерацией и землями (50:50). НДС также распределяется на долговременной основе исходя из принципа равных прав федерации и земель и выравнивания уровня жизни на всей территории (соотношение федерации, земель и общин: 52,01 %; 45,91 % и 2,08 %). Кроме того, наряду с вертикальным выравниванием действует и горизонтальное, когда НДС передается от «сильных» в финансовом отношении —«слабым». Несмотря на относительно разработанные методы распределения германская система выравнивания имеет недостаток (экономически сильные земли не заинтересованы в передаче средств слабым). Поэтому и в Германии осуществляется с трудом реформа межбюджетных отношений.
17.2. Налоговая система развитых стран
Налоговая система США характеризуется широкой разветвленностью. Она включает федеральные, региональные (штатные) | и местные налоги. Эти налоги являются не только важным доходом бюджетов страны, но и занимают центральное место в реализации экономической политики американского правительства.
Наиболее крупные и стабильные поступления дают федеральные налоги. Они составляют примерно 70 % от всех налоговых доходов.
Среди федеральных налогов преобладают прямые налоги. Ha первом месте по объему поступлений стоит подоходный налог, который обеспечивает около половины налоговых поступлений федеральному правительству. Подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый минимум и три налоговые ставки. Облагается этим налогом либо отдельное лицо, либо семья в целом. Расчет суммы подоходного налога осуществляется следующим образом. Подсчитываются все полученные валовые доходы (заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия, доход от ценных бумаг и т.д.). Из суммированного валового дохода вычитаются деловые издержки на его получение, в том числе затраты, связанные с предпринимательской деятельностью, расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание и т.д. Полученный чистый доход сокращается на сумму индивидуальных налоговых льгот. Всеобщий льготой является необлагаемый минимум. Далее вычитаются взносы в благотворительные фонды, налоги штатов и местные, проценты по ценным бумагам правительства штатов и местных органов самоуправления, расходы на медицинское обслуживание (но не более 15 % облагаемой суммы) и т.п. В результате получается налогооблагаемый доход, с которого взимается соответствующая действующая ставка (15 %, 28 % или 33 % в зависимости от величины налогооблагаемого дохода и вида субъекта: супружеская пара с совместными доходами, супружеская пара с раздельными доходами, одинокий человек).
Далее по величине поступлений стоят отчисления на соцстрахование, которое выплачивает как предприниматель, так и работник. Установленная ставка делится пополам. Причем объектом для предпринимателя выступает не весь фонд заработной платы, а только первая установленная сумма в год в расчете на каждого занятого. Для работника налогооблагаемой базой служит та же, что и при подоходном налоге. Отчисления носят строго целевое назначение.
Налог на доходы корпорации приносят в федеральный бюджет не более 10 %. Ставки налога прогрессивны (ставок три, причем с высокой прибыли взимается дополнительный сбор в размере 5 %, т.е. максимальная ставка налога 34 % фактически возрастает до 39 %).
Корпорационный налог действует не только на федеральном, но на уровне штата, где ставка пропорциональная. По данному налогу действует большое количество налоговых льгот, в том числе вычитаются 70—80 % дивидендов, проценты по ценным бумагам Центральных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды, штатные и местные налоги на доходы, скидки на истощение недр и др. Предприятия имеют право на ускоренную амортизацию. В исключительных случаях вводится налог на сверхприбыль.
В федеральном бюджете косвенные налоги занимают скромное место, к ним относятся: акцизы на алкогольную и табачнуюпродукцию и услуги (на дороги) и налог с продаж. В целом он обеспечивают около 8 % всех налоговых доходов федерального бюджета. Таможенные пошлины поступают полностью в федеральную казну.
Налоги штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпорации и налоге с продаж. Большая сложность возникает при взимании двух первых налогов. Наибольшее фискальное значение для местных органов управления имеет налогу с продаж. Он обеспечивает 1/3 всех налоговых поступлений местных бюджетов. Объектом обложения этого налога является валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, а также оборот по оказанию услуг по ставке 3—7 %.
Вторым важным налогом местных властей выступает поимущественный налог, базой для его взимания является оценочная стоимость имущества. Ставка устанавливается местными властями, ограничивается 3 %. На местах имеют право вводить новые налоги и сборы, изменять ставки, устанавливать налоговые льготы, если это не противоречит политике государства в целом. С расширением расходов местных бюджетов местные налоги опережают по темпам роста федеральные и региональные.
В отличие от федеральных и региональных налогов местное обложение отличается множественностью и регрессивностью. В целом местные налоги нередко составляют 2/3 местного муниципального бюджета.
Источник