- § 29. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2013 гг.
- Становление коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы и его кризис
- Общие черты «строительства социализма»
- Кризис коммунистических режимов
- Революции 1989—1991 гг.
- Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)
- Основные направления социально-экономических преобразований
- «Шоковая терапия»
- Социальное расслоение
- Этнические конфликты
- Страны ЦВЕ и Европейский союз
- Проверьте себя
- Подумайте
- Дополнительные материалы
§ 29. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2013 гг.
Становление коммунистических режимов
в странах Центральной и Восточной Европы и его кризис
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, Германская Демократическая Республика, Венгрия, Болгария, Румыния, Чехословакия, Югославия и Албания) многие годы было принято называть странами Восточной Европы.
В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии (Болгария, Венгрия, Румыния).
В результате разгрома немецко-фашистских войск Красной Армией и освобождения Европы от фашизма они оказались в орбите влияния Советского Союза.
Все они входили в группу стран, названную социалистическим лагерем или мировой социалистической системой, к которой в последующие годы подключились ряд стран Азии и Куба.
Общие черты «строительства социализма»
В странах Восточной Европы в 1945—1948 гг. при помощи Советского Союза утвердились у власти коммунистические партии, оттеснившие своих политических противников. Проведённые в эти годы в Восточной Европе, как и во многих европейских странах, преобразования носили демократический характер: осуждение фашизма и наказание военных преступников, восстановление парламентских режимов, принятие демократических конституций, восстановление всеобщего избирательного права, проведение аграрной реформы, национализация собственности активных нацистских преступников и их сообщников. Эти преобразования в восточноевропейских странах называли народно-демократическими революциями, а сами страны — народными демократиями.
Однако позднее высказывались и иные точки зрения, в частности, отрицалась трактовка событий как народно-демократических революций и утверждалось, что имел место насильственный экспорт советской модели социализма. В Болгарии и Югославии считалось, что социалистическая революция началась сразу после освобождения от фашизма.
Утвердившись у рычагов государственного управления, коммунистические партии взяли курс на строительство социализма, приняв исходной моделью социально-экономическую и политическую систему, созданную в Советском Союзе.
Установление единовластия компартий, огосударствление промышленности, банков, коллективизация сельского хозяйства, государственное планирование и распределение трактовались как начало и развитие социалистических революций.
В результате образовалось социалистическое Содружество (социалистический лагерь), включавшее СССР и свыше 10 государств в Европе и Азии, а также Кубу, где революция победила в 1959 г.
В странах социализма были приняты пятилетние экономические планы, создана командно-административная система управления экономикой и обществом. К концу 1950-х гг. в странах Восточной Европы была осуществлена программа построения основ социализма, что означало модернизацию экономики на пути индустриализации, коллективизацию сельского хозяйства и попытки утвердить единомыслие.
В последующие годы провозглашалась цель построения развитого социализма. По ряду направлений экономического развития были достигнуты несомненные успехи. Форсирование индустриализации по модели «индустрии угля и стали», т. е. модели XIX в., экстенсивного типа, модернизировало социально-экономическую структуру этих стран.
Были построены мощные металлургические комбинаты и электростанции в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии. Относительно улучшились материальные условия жизни, особенно по сравнению с СССР.
Широкие народные массы связывали с преобразованиями надежды на создание подлинной демократии, возможностей для духовного развития общества. Между тем положение в Венгрии, Чехословакии, Польше и ГДР по сравнению с капиталистическими соседями — Австрией, ФРГ — было не в пользу социалистических стран. Избранный метод модернизации и курс на самообеспечивающуюся экономику нанесли непоправимый ущерб слабым и малым по своему потенциалу странам и условиям жизни людей. Задача создания общества социальной справедливости оказалась нереализованной.
Кризис коммунистических режимов
Начиная с 1953 г., т. е. со времени принятия планов социалистического строительства в ряде стран, открытые формы приняло недовольство ухудшением условий жизни и контролем над гражданским обществом. Так, в 1953 г. волнения и стачки прокатились по ряду городов ГДР и Польши. Эти выступления были подавлены армейскими частями. В июне 1956 г. прошли стачки в Польше, во время разгона которых погибли 74 человека и сотни были ранены. В октябре 1956 г. в Венгрии началось народное восстание, подавленное советскими танками. Попытки реформирования общества, в частности предпринятые чехословацким руководством в 1968 г. (Пражская весна), также оказались безрезультатными из-за введения в страну войск пяти соседних социалистических государств.
Это был системный кризис режимов советского типа, ибо неоднократные попытки их реформирования, демократизации заканчивались возвратом к старым методам управления обществом.
«Реальный социализм» оказался тупиковой ветвью развития, и его крушение было лишь вопросом времени. Особенно это стало очевидным, когда после кризисов 1970-х и 1980-х гг. страны Восточной Европы и СССР оказались невосприимчивыми к новым экономическим требованиям и к новой технологической революции из-за ориентации на устаревшие модели развития и консерватизм командно-административной системы, лишавшей людей творческой инициативы и свободы выбора.
Приближение развязки политического кризиса в восточноевропейских странах было ускорено перестройкой в Советском Союзе, утверждением гласности, а также новой внешней политикой СССР. Отношение к соседям как к равноправным партнёрам, отказ от «доктрины Брежнева» (идея ограниченного суверенитета социалистических стран) открыли возможность для развёртывания демократической борьбы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.
Революции 1989—1991 гг.
В 1988 г. в Польше прошли забастовки, организованные профсоюзом «Солидарность», в котором состояли миллионы рабочих. Это объединение стало массовым общественно-политическим движением.
С лета 1989 г. в ГДР начались демонстрации и стачки в крупных городах. В октябре в Берлине манифестации привели к смене правительства и руководства СЕПГ, а 8 ноября 1989 г. пала Берлинская стена, открылись Бранденбургские ворота и Восточная Германия начала путь к объединению с ФРГ.
В других странах революции начинались с попыток властей сменить вывеску, провозгласить реформы (Польша, Венгрия, Болгария, Албания). Но это заканчивалось уходом с политической арены коммунистических правительств и выдвижением новых лидеров и новых партий. Бывший электрик и лидер «Солидарности» Лех Валенса в Польше, драматург и правозащитник Вацлав Гавел в Чехословакии, университетский профессор Желе Желев в Болгарии приходят к государственному руководству.
Эти процессы смены власти, представлявшие по своему значению революции, проходили в мирных формах. Только в Румынии диктатор Чаушеску пытался потопить в крови народное восстание.
Во всех странах бывшего социалистического лагеря в Восточной Европе была восстановлена многопартийность, проведены выборы новых органов власти и либерализация режимов, начали осуществляться реформы.
Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)
Революции 1989—1991 гг. определили общий вектор политического и социально-экономического развития.
Отстранение коммунистических партий от власти проходило в результате активных действий широких демократических движений, которые первоначально оформлялись в аморфные политические объединения (чаще всего в форумы).
Левые политические силы, прежде всего бывшие коммунистические партии, не исчезли с политической сцены. Потеряв властные позиции, они тем не менее сохранили значительное влияние. Это позволило реформистскому крылу этих партий участвовать в политической борьбе под новыми вывесками и программами.
Польская объединённая рабочая партия объявила о самороспуске, но в стране возродилась социалистическая партия.
В Болгарии образовалась Демократическая партия левых сил, в Венгрии — Венгерская социалистическая партия и несколько других социалистических партий и т. д. Общая тенденция перестройки политических сил левого фланга состояла в переходе новых лидеров левых сил на социал-демократические позиции.
В большинстве бывших социалистических стран были проведены с большей или меньшей степенью радикализма либерализация, приватизация и рыночные реформы.
Основные направления социально-экономических преобразований
При всём различии положения в странах ЦВЕ определились общие линии реформ:
- либерализация экономической жизни и восстановление регулирующей роли рынка и полноценных товарно-денежных отношений, включая обоснованное ценообразование, прибыль;
- осуществление антиинфляционных мер и курс на обеспечение конвертируемости валют;
- изменение отношения к формам собственности, признание частной собственности, её защита, включая реституцию (возвращение собственности, конфискованной в годы социалистических преобразований);
- демонтаж командно-административной системы и сведение до минимума внеэкономических методов управления, а также ликвидация привилегий и неоправданных льгот.
Все эти преобразования и реформы означали полный разрыв и отказ от советской модели социализма, возвращение к идеям и моделям либеральной демократии и рыночной экономики.
«Шоковая терапия»
Названные «шоковой терапией», эти реформы имели негативные последствия в виде инфляции, роста дороговизны, безработицы. В ряде случаев произошла ломка того механизма социального обеспечения, который многими расценивался как позитивная черта социалистической системы. В результате в обществе усилилось социальное расслоение и в то же время произошло размежевание интересов социальных групп.
В итоге распались те форумы, которые определили победу политической оппозиции. Разочарование населения привело в ряде стран на выборах 1994 г. к власти социал-демократические партии, т. е. фактически бывших коммунистов. Однако вскоре и эти политические силы показали свою беспомощность. Поэтому в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии и ряде других стран в 1996—1997 гг. социал-демократические группировки вновь оттесняются и у власти оказываются новые политические силы.
Последствия «шоковой терапии», т. е. либерализация экономики, переход к рыночным отношениям, определялись различными факторами. Главное противоречие послереволюционной эпохи — это противоречие между завышенными ожиданиями улучшения жизни и реальными проблемами перехода к рыночным отношениям. Важно было, по мнению ряда экономистов, провести реформы быстро, использовать революционный подъём людей. Таким путём пошли в Польше (план Л. Бальцеровича). В других странах реформы были менее радикальными, но быстрыми и последовательными (Чехия, Венгрия, Словения).
Начатые значительно раньше (в 1980-е гг.), реформы в Польше и Венгрии позволили ослабить тяжёлые удары «шоковой терапии» и ускорить переход к стабилизации. В Польше в 1995 г. резко снизилась инфляция (до 20 %), и страна вышла на наивысший в Европе уровень прироста ВВП (6,5%). Вместе с тем в стране оставалась высокой безработица (15%), сохранялась социальная напряжённость. На выборах президента Польши в 1996 г. победил представитель левых сил, а на парламентских выборах 1997 г. — правые партии.
В отличие от Польши, для других восточноевропейских стран в эти кризисные годы характерен менее радикальный путь приватизации и либерализации.
В Болгарии, где в 1990-е гг. правительство возглавляли социалисты, произошло торможение реформ и социально-экономическое положение оказалось критическим. Стране угрожали голод и финансовое банкротство (к тому же внешний долг превысил 10 млрд долларов). В это время вновь произошла смена власти. В 1997 г. президентом был избран представитель правой оппозиции и состоялись досрочные выборы парламента.
Поздний переход Албании к реформам и «шоковая терапия», низкий уровень политической культуры, отсутствие демократических традиций, коррупция во властных структурах вызвали в 1997 г. в стране глубокий политический кризис, который перерос в восстание, и «власть толпы» разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос.
Аграрный сектор в восточноевропейских странах подвергся наиболее болезненной ломке в период «социалистических преобразований».
Создание новой системы власти в сельской местности проходило в различных странах неодинаково. Однако общим явлением было стремление возвратиться к системам местного самоуправления, исторически сложившимся до коммунистического правления.
Местные новые власти старались привить населению новое понимание идентичности национального и гражданского самосознания через восстановление исторической памяти, обычаев, традиций, фольклора, народных и религиозных празднеств. Таким образом шёл процесс воссоздания гражданского общества и освобождения от последствий тоталитаризма.
В Польше и Югославии кооперирование сельского хозяйства не имело столь большого распространения, как в ряде других стран ЦВЕ, и поэтому экономические отношения на селе не претерпели большой ломки. Что касается других стран, то там были приняты законы о роспуске кооперативов и возвращении земли крестьянам. Они становились фермерами, возникали новые проблемы. Ситуация сложная: нет капитала, нет рабочей силы, малоземелье, не установились новые каналы сбыта продукции, отсутствие источников получения кредита и сельскохозяйственного инвентаря, отстаёт развитие мелкого и среднего бизнеса на селе.
Польша, Венгрия, Чехия, Словения сумели быстрее, чем другие страны, побороть инфляцию, остановить рост безработицы, выйти на высокий уровень роста экономики. Эти страны приблизились к главным развитым странам мира по основным показателям (ВВП на душу населения и др.).
Социальное расслоение
Общая болезненная проблема для всех стран бывшего социалистического лагеря — это растущая социальная дифференциация. Бедные и богатые — эти контрасты всё больше заметны и в городе, и на селе. Исследователь аграрного вопроса в Польше писал: «Польские фермеры не приняли реальный социализм, но они не принимают и новый польский капитализм».
Этнические конфликты
Не обошли стороной этот европейский регион этнические конфликты и вспышки национализма. Чехословакия в 1993 г. распалась на свои исходные части — Чехию и Словакию.
Революционные процессы в Югославии 1990-х гг. ушли в сторону этнических (и отчасти религиозных) конфликтов. Прежняя Югославия распалась на несколько государств. Образовались суверенные Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия. В 2006 г. вышла из Югославии Черногория. В Боснии, где сложный религиозный состав населения (католики, мусульмане, православные) и этническая пестрота (боснийцы, сербы, хорваты и др.), шла война в 1992—1995 гг. Она была прекращена в результате вооружённого вмешательства НАТО.
В 1998 г. вновь обострилась проблема Косово и сепаратистского движения в этом районе, что породило новую фазу этнического конфликта в Югославии и вмешательство в эти конфликты НАТО. В 2008 г. албанские власти Косово в одностороннем порядке провозгласили независимость вопреки решениям ООН и протестам Сербии и России.
Страны ЦВЕ и Европейский союз
«Назад в Европу!» — таким стал общенациональный лозунг большинства стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Евросоюз не стремился к столь масштабному расширению, но, увидев трудности реформ, опасаясь дестабилизации в регионе, решил форсировать приём новых членов. С этого времени вся внутренняя политика стран ЦВЕ была направлена на выполнение огромного числа требований по демократизации и экономическому реформированию. В законы были внесены поправки. В 2004 г. членами Евросоюза стали Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, в 2007 г. — Болгария и Румыния, в 2013 г. — Хорватия.
Проверьте себя
- Выделите главные направления «социалистических преобразований» в странах Восточной Европы после войны. Подумайте, в чём их сходство и отличие от аналогичных преобразований в СССР в 1930-е гг.
- Каковы основные проявления кризиса коммунистических режимов в восточноевропейских странах?
- Попробуйте классифицировать по значимости причины революций 1989—1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы: а) недовольство широких масс населения; б) неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоявшие перед обществом; в) ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю.
- Назовите главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.
- Каким образом на характере реформ в разных странах отразилась смена власти?
- Какие трудности встают при проведении аграрной политики в восточноевропейских странах после революций? Способно ли решить проблемы села возвращение к традициям?
Подумайте
- Подготовьте и проведите диспут на тему «Реальный социализм» и его место в истории». Выскажите своё мнение и обоснуйте его.
- Проведите исследование на тему «Шоковая терапия»: за и против». С помощью аргументов и примеров обоснуйте позиции сторонников и противников реформ такого типа. Сравните ход реформ и последствия «шоковой терапии» в странах Центральной и Восточной Европы и в 1992-1998 гг. в России, используя материалы из отечественной истории, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
- Обсудите вопрос: можно ли решить этнические проблемы, обострившиеся на Балканах в 1990-е гг., с помощью военной силы?
Дополнительные материалы
Из книги Л. Бальцеровича «Социализм, капитализм, трансформация: очерки на рубеже эпох». 1997 г.
Польша добилась в 1990-1993 гг. лучших, чем другие страны, результатов в борьбе с инфляцией и за экономический рост. Выявление причин этого успеха требует дальнейших исследований. Здесь я ограничиваюсь лишь констатацией: их нельзя сводить ни к менее чувствительным внешним потрясениям (хотя различия здесь и играли определённую роль), ни к лучшим стартовым экономическим условиям. Основу польских достижений следует искать в сфере экономической политики.
Всё это подводит к выводу ещё более общего характера. Стратегия, принятая в Польше, оправдала себя в том смысле, что иные стратегии, со всей очевидностью отличающиеся от польской, в тех же исходных условиях и внешних обстоятельствах дали бы значительно худшие результаты. С этой точки зрения польская экономическая программа была успехом. И я хочу выделить три главные причины. Во-первых, именно из-за своего радикализма и комплексности программа смогла переломить инерционность и структуру старой экономической системы, смогла учесть связи и взаимоподдержку различных процессов экономической реформы, а также использовать политический капитал, порождённый великим политическим переломом 1989 г. Во-вторых, программа последовательно проводилась в жизнь как единое целое, несмотря на усиливающуюся критику и давление, особенно в 1991 г. В-третьих, одно из ключевых правил, обязательных как на стадии разработки программы, так и на стадии её реализации в 1990-1991 гг., — недопустимость дифференциации политики по отношению к отдельным отраслям или, что ещё хуже, к отдельным предприятиям. Введение новых, обязательных для всех правил стало основой создания чётких правовых рамок, повышения эффективности и предотвращения усиления давления со стороны различных групп интересов.
Я убеждён, что именно этими двумя последними чертами польская экономическая реформа 1990-1991 гг. больше всего и отличается от вариантов реформ, реализуемых в Румынии, России и большинстве других постсоветских республик.
Источник