Общие черты врачевания стран древнего мира

Общая характеристика медицины Древних цивилизаций

Древний Восток – колыбель человеческой культуры. Народы и племена ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Ускорялся процесс классообразования. Возникло право

и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное неравенство и эксплуатацию человека. У всех народов в период производительного хозяйства существовало рабовладение.

Дело в том, что роль рабского труда была неодинакова. Древний Египет и Месопотамия использовали больше. Культурные и хозяйственные приобретения цивилизаций древнего Востока были достигнуты благодаря эксплуатации свободных общинников. Власть монарха не ограничивалась никакими правовыми нормами. Происходит выделение из других форм жизнедеятельности профессиональной медицины. Ведущей формой была храмовая, жреческая медицина с магическими обрядами и мистическими приемами. Применялись и рациональные методы диагностики и лечения. В государствах древности возникло медицинское образование. Мед. школы создавались при храмах, но имелись государственные и частные. Появились первые лечебные учреждения, мед. санитарные организации в армии и на флоте.

Общие черты развития врачевания в древнем мире:

— изобретение письменности (4 тыс. до н.э.), создание первых текстов медицинского содержания,

— формирование двух направлений врачевания: эмпирического, основанного на

практическом опыте и культового, основанного на религиозных верованиях,

— развитие представлений о происхождении болезней, связанные с природой, религиозно-мистические,

— подготовка врачей (семейная традиция, обучение в школах при храмах),

— создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков,

— формирование основ врачебной этики.

Законодательство многих государств регулировало формы врачебной практики, устанавливало ответственность за незаконное врачевание и врачебные ошибки. Врачи древности оставили богатое литературное наследие. Многие медицинские труда древности на протяжении веков служили основными пособиями для подготовки врачей. На основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений были сформулированы первые общебиологические концепции — гуморальная и пневматическая.

Другие данные о строении и функциях человеческого тела сложились в систему анатомических представлений, которые оставались вплоть до 16 в. Врачами древности были разработаны многие вопросы клинической медицины (внут. болезней, офтальмологии, дерматологии, хирургии). Сильную сторону медицины древности составили некоторые формы гигиенической деятельности (благоустройство, гос.надзор, противоэпидемические мероприятия).

Медицина древнего мира развивалась на основе преемственности. Врачи др. Греции систематизировали, дополнили и развили медицинские представления народов др.Востока. С падением Зап.Рим.империи византийские и арабские врачи дополнили ее рядом новых открытий и передали эстафету врачам Европы, трудами которых на фундаменте наследия врачей древности были заложены знания современной медицины.

Источник

1. Общие черты развития врачевания в государствах древнего мира

Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) в стра­нах Древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой — в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.

Основными чертами развития врачевания в государствах Древнего мира являются следующие:

Изобретение письменности (с конца 4 тысячелетия до н.э.) и создание первых медицинских текстов (с конца 3 тысячелетия до н.э.)

Формирование двух направлений врачевания:

а) народного (эмпирического), основанного на практическом опыте народа;

б) культового (теургического: от греч. «теос»-бог), основанного на религиозных верованиях.

Развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических).

Подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах).

5 Создание древнейших санитарно-технических сооружений. Развитие ги­гиенических навыков.

Классовый подход к врачеванию.

Формирование основ врачебной этики.

Взаимное влияние и преемственность в развитии врачевания в древних цивилизациях.

2. Источники изучений медицины и лекарствоведения древнего мира.

Клинописные тексты на глиняных табличках, предметах из глины, металлов.

Древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц, саркофагах.

Папирусы (в настоящее время известно 10 основных папирусов, которые частично или полностью посвящены врачеванию и лекарствоведению). Наиболее полную информацию о медицине и фармации Древнего Египта дают папирус Г. Эберса и папирус Э. Смита.

Свешенные тексты — веды («иен» — священное учение, откровение).

Китайские тексты (трактаты)

Древние памятник, предметы с изображением сцен из жизни .

Литературные памятники — Эпические поэмы Гомера «Илиада «, «Одиссея » (древняя Греция) , описания историков (Геродот ) и писателей древности (Диодор, Плутарх и др. )

Археологические находки. Изучение египетских мумий , например, дает конкретные сведения о болезнях: заболеваниях суставов и костей (остеосаркома, полиомиелит, подагра и др. ) зубов и челюстей , атеросклероза, оспы, малярии, чумы и др. болезней. При раскопках находят хирургические инст­рументы, храмы.

3. Медицина и лекарствоведение древнего египта (3-1 тысячелетие до н.Э.)

Представление о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии (полагают, что слово «химия» произошло ст древнего назва­ния Египта — «Кемет», или «Кхемет» что означает «Черная земля»).

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно вы­сокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями индийцев, с той лишь оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н.э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Эдвина Смита (составлен ок. 1550 г. до н.э. и пред­ставляет собой трактат по хирургии), в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью». Древние египтяне заметили, что по­вреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (на­пример, паралич конечностей), и, таким образом, положили начало естест­веннонаучным представлениям о мозге.

Причины болезней египтяне связывали как с естественными влияниями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъ­естественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три раза подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в Древнем Египте содержит большей медицинский папирус Георга Эберса (16 в. до н.э.) обнаруженный в 1872 г. и названный по имени изучавшего его ученого. Папирус представляющий собой медицинский трактат «Книга приготовления лекарств да всех частей тела «, содержит около 900 прописей лекарств для лечения различных заболеваний. Пи изготовлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус) , минеральные вещества ( сурьма, сера, селитра, железо, сода, алебастр, глина ) и части тела многих животных. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих.

В тех случаях, когда болезнь объяснялась воздействием сверхъестествен­ных причин, использовались и устрашающие методы лечения. Считалось, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ле­карств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т.д. Прием по­добных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

Врачебная этика Египта требовала, чтобы врач, осмотрев больного, от­крыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:

«это болезнь, которую я могу вылечить»;

«это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»;

«это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Для обозначения пациентов в древнеегипетской языке существовало спе­циальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широкой смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи и «без ножа».

В Древнем Египте существовала профессия врачевателя зубов — «он, ко­торый заботится о зубах». Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания. В результате были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов.

Большое значение в Древнем Египте придавалось соблюдению традици­онно установленных гигиенических требований. Традиции предписывали опрятность в быту и умеренность в пище. Греческий историк Геродот, посе­тивший Египет в V в. до н.э., писал: «Египтяне . пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно . Платье носят полотняное, всегда све­жевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса . Моются они два раза в день и два раза в ночь». Не случайно греки считали египтян «изобретателями» медицины и в особенности медицины предупредительной.

Подготовка врачей в Древнем Египте осуществлялась в специальных школах при храмах — так называемых «Домах жизни». За 600 лет до н.э. двери врачебных школ открылись для всех желающих лиц мужского пола, в том числе и для иностранцев, способных внести плату за обучение и достаточно грамотных, чтобы изучать медицину. Это явилось своеобразной революцией в медицинском образовании, ибо до этого ремеслу врачевания на Востоке обучались в семейных школах, причем в основном родственники.

Вся деятельность врачей в Древнем Египте подчинялась строгим прави­лам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе ле­чения. Нарушение правил каралось вплоть до смертной казни.

Развита была специализация врачей: одни лечили глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок и т.д.

Источник

Общие черты врачевания в странах древнего мира.

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций *, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.

Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки: в Индии-—в середине III тысячелетия до н. э., в Китае — II тысячелетии до н. э., у народов Восточного Средиземноморья— III—II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе— I тысячелетии до н. э., в Америке— в I тысячелетии н. э.

Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) >ъ странах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой -— в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие:

— изобретение письменности (c IV тысячалетия до н.э.) и создание (с конца III тысячалетия до н.э.) первых текстов медицинского содержания.

-формирование двух направлений врачевания: эмпирического, основанного на практическом опытк народа, и культового, основанного на религиозных верованиях,

— развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических),

— подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах),

— создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков,

— развитие классового подхода к врачеванию,

— формирование основ врачебной этики,

— развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

Врачевание в Шумере.

С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи — племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.

Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность — клинопись.

В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие месопотамские тексты (2900—2500 гг. до н. э.) почти без исключения написаны на шумерском языке. К концу III —началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык стал «мертвым» языком ученых текстов, однако его не прекращали изучать до I в. н. э.

Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они -.назывались «домами табличек» — э-дубба (аккад. e-dub-da). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах в настоящее время не имеется.

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества.

Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.

Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:

Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

Одна из месопотамских табличек сохранила оттиск печати шумерского врачевателя Ур-лугаль-эдинне*, жившего.в г. Лагаш в XXIV в. до н. э. На ней изображены инструменты для врачевания и сосуды для лекарств.

Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона.

Источник

Читайте также:  Снг это список стран
Оцените статью