Требования к подготовке и проведению экскурсии
К организации экскурсиипредъявляются определенные дидактические требования(по Л.Ф. Мельчакову, Е.И.Тихеевой).
1. Экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. Следует выдерживать тему экскурсии, не отвлекаться случайными вопросами. Педагог должен заранее подготовиться к проведению экскурсии, составить ее план.
2. Перед экскурсией продумывается подбор объектов: их число, важность для наблюдателей, соответствие теме наблюдения. Размер поля наблюдения должен соответствовать возрастным особенностям. Посторонние объекты не должны отвлекать внимание детей от главного.
3. Определяя маршрут экскурсии, следует исходить из того, чтобы на нем были представлены разнообразные объекты природы, характерные для данного природного комплекса и раскрывающие тему экскурсии. Рекомендуется выбирать самые живописные уголки (в лесу, на лугу, у озера) и продумать, как наиболее красочно и точно их описать, чтобы вызвать у детей глубокие эстетические переживания и желание оберегать увиденную красоту природы.
Место проведения экскурсии заранее изучается педагогом с точки зрения безопасности нахождения детей. Нельзя ставить детей на обрыв над рекой, уступ скалы и в другие опасные для жизни места.
4. Подбирая оборудование, необходимо ограничиться самым необходимым. Кроме того, что понадобится для исследовательской работы (лупа, метровая лента), следует взять походную аптечку, блокноты и карандаши для записи наиболее интересных фактов, пакеты для собранных образцов.
5. Содержание экскурсии должно соответствовать интересам детей. При любом восприятии необходимо учитывать психологическое состояние субъекта в момент восприятия. Точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу. Выбор содержания и времени экскурсии должен быть обусловлен интересами детей (возрастными и индивидуальными), степенью их развития.
6. В экскурсии должно участвовать ограниченное число детей, так как каждый ребенок требует личного внимания. Он хочет задать вопрос и получить ответ, хочет быть активным, приблизиться к наблюдаемому объекту, познакомиться с ним посредством всех анализаторов, что невозможно сделать в большой группе. Дети хотят поделиться своими впечатлениями со сверстниками. С другой стороны, необходимы и совместные наблюдения, ведь дети по-разному воспринимают объекты, и общность их переживаний вызывает эмоциональный подъем.
7. Учитель должен как можно чаще задавать детям вопросы. Это направляет их восприятие. Вопросы должны побуждать учащихся откликаться на происходящее. Педагог не должен оставаться равнодушными к наблюдениям учащихся и их замечаниям. Если он будет искренне выслушивать ребят, это воодушевит их продолжить активные наблюдения, вовлечет в процесс обучения, заставит слушать друг друга.
8. Экскурсия должна проводиться живо, увлекательно, не должна носить характер учения. Следует избегать длинных объяснений. Учитель рассказывает только о том, что можно показать. Не стоит загружать детей многими названиями: они их скоро забудут.
9. Необходимо организовать условия для поисковой деятельности, открытий. Учитель побуждает ребят останавливаться, наблюдать, слушать, чувствовать запахи, делать свои собственные открытия. Дети должны не только созерцать, но и двигаться, экспериментировать, играть. Это позволит лучше усвоить факты, более осознанно их анализировать.
Для непосредственного общения детей с природой, для усиления эмоционального воздействия и более глубокого восприятия обязательно дается время на самостоятельное наблюдение за объектами.
10. Закрепление полученных представлений требует времени. Необходима внутренняя переработка впечатлений. Не следует в конце экскурсии устраивать длительную проверку знаний, полученных во время наблюдений.
Источник
Методические требования к проведению экскурсий
Методические требования были
сформулированы Б.Е. Райковым и М.Н. Римским-Корсако-
вым в книге.«Зоологические экскурсии». Основные требования
:
1. Экскурсия должна быть предварительно подготов-
лена.
2. На экскурсии учитель должен говорить только о том,
что может показать и не превращать ее в лекцию под откры-
тым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося
изучением объектов следует избегать.
3. Изучаемый объект должен быть, по возможности, не
только в руках у учителя, но и у каждого участника экс-
курсии.
4. Учитель обязан обеспечить активность участников экс-
курсии. Ученики должны выполнить ряд самостоятельных
заданий, а не пассивно следовать за руководителеv и слушать
его объяснения.
5. Материал экскурсии должен быть закреплен в памяти
учащихся последующей его проработкой. В противном случае
экскурсия остается незавершенной.
Структура экскурсии:
1. Предварительная подготовка учителя:
· постановка цели и задач экскурсии;
· выбор маршрута и его посещение;
· подбор объектов для наблюдений и исследований;
· разработка заданий для работы учебных бригад;
· определение формы отчетности;
· составление конспекта проведения экскурсии;
· предварительная подготовка учащихся.
2. Проведение экскурсии:
· вводная часть (перед выходом из школы):
– постановка цели и задач экскурсии перед учащимися;
– раздача учебного оборудования и заданий бригадам;
– инструктаж учащихся – обсуждение правил поведения
в природе;
· основная часть (на месте экскурсии):
– самостоятельная работа бригад;
– отчет о работе на местах;
– обобщающая беседа. Подведение итогов;
· заключительная часть (в классе):
– обработка собранного материала;
– запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов
наблюдений;
– закрепление материала экскурсии.
Подготовка к экскурсииначинается примерно за неделю
до ее проведения.
Учитель определяет тему, цели и посещает место для
проведения экскурсии, где выбирает природные объекты
для наблюдений и исследований. Составляются задания для
самостоятельной работы учащихся, пишется конспект.
С темой экскурсии и заданиями детей следует познакомить
заранее.
Класс разбивается на бригады по 5 – 6 человек, с ними
проводится подробный инструктаж, рассматриваются ри-
сунки и читаются описания природных объектов, с которыми дети могут встретиться на экскурсии (они помещены в
атласе-определителе по природоведению и экологии для
начальной школы «От земли до неба» А.А. Плешакова).
Подбирается экскурсионное оборудование, атласы-опреде-
лители. Учитель продумывает, как будет отчитываться
каждая бригада.
Проведение экскурсии. Перед выходом из школы учитель
напоминает тему и цели экскурсии, раздает бригадам учебное
оборудование. Учащимся запоминаются правила поведения
в природе. Если экскурсия проводится в лес или парк, то
правила могут быть следующими:
· Не шумите. Шум пугает лесных обитателей и вы рис-
куете большинства из них не увидеть.
· Ходите только по тропинкам. Вытаптывая лесную под-
стилку, вы уничтожаете травянистые растения, всходы
деревьев и кустарников, мелких животных.
· Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Если увиде-
ли сломанную ветку, замажьте рану специальной за-
мазкой.
· Не подходите близко к гнездам птиц. Испуганные птицы могут покинуть гнезда, и кладка яиц погиб-
нет. Наблюдение за птицами проводите в полной
тишине.
· При изучении насекомых действуйте аккуратно. По-
местив насекомого в баночку и внимательно рассмотрев,
обязательно выпустите его обратно.
Если до места экскурсии приходится добираться общест-
венным транспортом, то нужно повторить правила поведения
в транспорте и на улице.
На месте экскурсии не следует сразу начинать беседу.
Попросите детей послушать звуки природы. Любую экскур-
сию следует начать образным описанием общего вида при-
родного ландшафта, создающего у учащихся определенный
эмоциональный настрой.
После вступительной беседы учитель разводит бригады по
местам их самостоятельной работы. В каждой группе следу-
ет выбрать «бригадира», ответственного за выполнение зада-
ний, и «секретаря», ведущего записи результатов наблюде
ний. Обычно записи на экскурсии ведутся в блокнотах ка-
рандашами. Рассмотренные объекты зарисовываются или
фотографируются. Природный материал собирается в огра-
ниченном количестве и только тот, который необходим для
работы на последующих уроках. Гербарии дикорастущих растений, коллекции насекомых и других животных соби-
рать запрещено. Учитель по очереди контролирует работу
каждой бригады.
По окончании работы каждая группа на месте отчитыва-
ется о результатах проведенных наблюдений. Затем орга-
низуется обобщающая беседа, на которой подводятся ито-
ги проделанной работы. При этом делаются выводы о по-
ложительном и отрицательном влиянии человека на окру-
жающую природу, намечаются меры по ее охране, доступ-
ные для выполнения младшими школьниками. Закончить
работу можно подвижными играми, связанными с темой
экскурсии.
Обработка результатов экскурсии проводится по воз-
вращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются
в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный
природный материал систематизируется.
Очень важно провести закрепление материала экскурсии.
Учитель должен восстановить в памяти участников весь ход
экскурсии, более подробно разъясняя все виденное, допол-
няя и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом
частные детали складываются в одно целое. При таком проведении экскурсий у младших школьников
вырабатываются первоначальные умения, необходимые для
изучения естественных наук в более старших классах.
Источник
Правила поведения туристов во время экскурсии
«Правила поведения туристов во время экскурсии»
1. Общие правила поведения
- Туристы (Экскурсанты) должны вовремя прибывать к месту начала экскурсии, а также к местам сбора и отправки группы во время экскурсии. Экскурсовод (сопровождающий) не обязан ожидать опаздывающего экскурсанта.
- Туристы обязуются соблюдать и выполнять правила техники безопасности, общественного поведения, в том числе рекомендации и правила распорядка мест временного пребывания, мест проведения экскурсий, музеев, транспортных средств и т.д., а также выполнять распоряжения и рекомендации экскурсоводов, сопровождающих, вожатых.
- Туристы обязуются своим поведением, намеренными или небрежными действиями не причинять беспокойства и не нарушать права организаторов и других участников экскурсии, третьих лиц.
- Туристы (законные представители туристов) несут полную ответственность за ущерб (вред), причиненный третьим лицам, а так же все риски и всю тяжесть последствий, которые могут возникнуть в результате деяний Туристов.
- Туристы обязуются самостоятельно не предпринимать каких-либо действий, направленных на отклонение от маршрута проведения экскурсии, отставание от экскурсионной группы и т.д.
- В течение всего времени нахождения на экскурсии запрещается распивать спиртные напитки (в том числе слабоалкогольные, пиво), курить, сорить, нецензурно выражаться и т.д.
- При движении по тротуарам, по дорогам не оборудованным тротуарами, переходе через проезжую часть с движущимся автотранспортом и т.д., соблюдать правила дорожного движения.
- При групповой автобусной (автомобильной), железнодорожной перевозке туристы обязуются соблюдать правила соответствующей перевозки, а также выполнять требования экипажа автомобильного транспортного средства, контролеров-кондукторов, проводников и иных сопровождающих лиц
2. Правила поведения туристов в автобусе во время проведения экскурсии
- Туристы обязаны бережно обращаться с имеющимся оборудованием салона автобуса (транспортного средства).
- Запрещается отвлекать водителя (иного члена экипажа) во время движения автотранспортного средства.
- Посадка в автобус производится по приглашению экскурсовода и (или) сопровождающего лица.
- Ручная кладь туристов располагается в специально отведенном месте (под сиденьем, на верхней полке и др.). Запрещается располагать сумки или иные вещи туристов в проходах. В целях безопасности проход должен быть свободным.
- Перед началом движения автобуса экскурсант обязуется пристегнуться ремнями безопасности и не расстегивать их до полной остановки автобуса или разрешения сопровождающего лица (экскурсовода).
- Во время движения автобуса не разрешается стоять или ходить по салону. Нельзя высовываться из окна или выставлять руки в окно, а также выкидывать в окно посторонние предметы (мусор). Не разрешается открытие окон в салоне автотранспортного средства без предварительного согласования с сопровождающими лицами.
- При резком торможении необходимо держаться за поручни (подлокотники кресел).
- Во время движения автобуса запрещается распивать любые напитки и кушать.
- В случае появления признаков укачивания или тошноты необходимо сразу сообщить сопровождающему лицу или экскурсоводу.
- Вставать с посадочных мест можно только после полной остановки автобуса или по разрешению сопровождающего лица либо экскурсовода.
- Первыми салон автотранспортного средства покидает экскурсовод (сопровождающий, вожатый, руководитель группы). При выходе из салона автотранспортного средства не следует толпиться, выходить аккуратно по одному.
- Выход из салона автотранспортного средства производится через переднюю дверь либо через дверь, указанную сопровождающими лицами. После выхода из автобуса не разбредаться, собраться в указанном месте и следовать указаниям экскурсовода (сопровождающего лица).
- При переходе через проезжую часть соблюдать правила дорожного движения, четко выполняя указания сопровождающего лица (экскурсовода). Нельзя самостоятельно выходить на проезжую часть и перебегать улицу.
3.Правила поведения во время пешеходных прогулок, экскурсий.
- К пешеходным экскурсиям допускаются Туристы в соответствующей форме одежды (в зависимости от погодных условий и места проведения экскурсии): закрытая удобная обувь, головной убор, при необходимости длинные брюки и рубашки (кофты) с длинными рукавами, солнцезащитные очки, крем от солнца, крем от укуса насекомых, зонт и/или плащ-дождевик и т.д.
- Старшим во время проведения экскурсии является экскурсовод (вожатый, сопровождающий). Необходимо строго выполнять указания экскурсовода, а также сопровождающих лиц. При проведении пешеходной экскурсии движение осуществляется организованной компактной колонной, при движении запрещается мешать другим участникам движения (пешеходам).
- Во время экскурсии следует находиться со своей экскурсионной группой, не разбредаться. Не разрешается отходить от маршрута (тропы, дорожки), подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, обрывов и т.д.
- Необходимо своевременно сообщить сопровождающему лицу (экскурсоводу) об ухудшении состояния здоровья или травмах.
- Не разрешается бегать по музеям, перегибаться через перила и иные ограждения, трогать руками экспонаты, играть в подвижные игры, открывать двери служебных помещений.
- В некоторых музеях запрещено трогать экспонаты руками. Фото и видео съемка в музеях и местах, представляющих историческую и культурную ценность, осуществляется согласно правилам, установленным в каждом конкретном случае.
- Следует уважительно относиться к местным традициям и обычаям, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры. По окончании экскурсии собраться в указанном месте и после объявления окончания экскурсии следовать указаниям своего сопровождающего лица.
- Туристам рекомендовано не оставлять свои вещи без присмотра на экскурсиях, в точках питания, в музеях, театрах и т.п. После окончания экскурсии не забывать свои вещи в автобусе. Ответственность за сохранность личных вещей несет турист самостоятельно.
- Соблюдать и исполнять иные правила общественного поведения, техники безопасности, требования и инструкции сопровождающих лиц, экскурсоводов, водителей транспортных средств.
- Грубо нарушающий вышеназванные правила поведения и (или) находящийся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного опьянения Турист может быть не допущен к дальнейшему участию в экскурсии, при этом Турист или его законный представитель не будут иметь права на возврат стоимости экскурсионного обслуживания. Турист или его законный представитель оплачивают все дополнительные расходы, возникающие по причине противоправного поведения Туриста.
4. Условия приобретения экскурсии.
- Экскурсионное обслуживание (экскурсия) может быть приобретено в офисах (точках) продаж ГАУК «МОСГОРТУР», либо путем обращения к сотруднику (руководителю группы, сопровождающему, вожатому и т.д.) ГАУК «МОСГОРТУР», либо путем бронирования через интернет-сайт www.mosgortur.ru. Экскурсионное обслуживание производится в соответствие с настоящими Правилами, а также условиями конкретной экскурсионной программы.
- Предоставление экскурсионного обслуживания возможно только в случае наличия свободных мест, предварительного бронирования и оплаты услуг туристом.
- В случае наличия возможности предоставления экскурсионных услуг и их предварительной оплаты, туристу выдается Лист бронирования (ваучер) либо путевка, подтверждающие право туриста на получение забронированной и оплаченной услуги.
5. Условия аннуляции экскурсионных услуг.
5.1. Экскурсионное обслуживание может быть аннулировано по решению ГАУК «МОСГОРТУР» в случае:
— недобора экскурсионной группы;
— неблагоприятных погодных, метеорологических условий, неблагоприятной дорожной обстановки, угрожающих безопасности экскурсантов (туристов).
5.2. В случае аннуляции экскурсионного обслуживания по причинам, указанным в п. 5.1. настоящих Правил, экскурсионное обслуживание переносится либо на более поздний срок, либо отменяется совсем. В случае принятия решения об отмене экскурсионного обслуживания, туристам возвращаются ранее оплаченные денежные средства.
5.3. Турист вправе отказаться от забронированного и оплаченного экскурсионного обслуживания, предварительно уведомив представителей ГАУК «МОСГОРТУР» об отказе от услуги. При этом стоимость экскурсионного обслуживания подлежит возврату туристу за минусом фактически понесенных расходов ГАУК «МОСГОРТУР» и стоимости сервисного сбора. Сервисный сбор – денежные средства, взимаемые в безусловном порядке с туриста при реализации ему услуги экскурсионного обслуживания за оказание информационной поддержки посредством устных и/или письменных консультаций, посредством сайта ГАУК «МОСГОРТУР», а равно по иным каналам связи, услуги по бронированию, оформлению, внесению изменений (модификаций) бронирования и реализации услуги. Величина сервисного сбора – 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого забронированного туриста.
5.3.1. В случае отказа от экскурсионного обслуживания более чем за 36 часов до момента проведения экскурсии, туристу возвращаются денежные средства, за минусом сервисного сбора, а также фактически понесенных расходов в размере комиссии банка за осуществление оплаты стоимости экскурсии (в случае, если оплата производилась через терминалы Сбербанка – комиссия 1,6% от суммы платежа, он-лайн оплата на сайте www.mosgortur.ru – комиссия 1,8%).
5.3.2. В случае отказа от экскурсионного обслуживания менее чем за 36 часов до момента начала экскурсии в случае заболевания (нахождения в стационаре, изоляторе), при условии подтверждения указанных обстоятельств соответствующими медицинскими документами, туристу возвращаются денежные средства, за минусом сервисного сбора, а также фактически понесенных расходов в размере комиссии банка за осуществление оплаты стоимости экскурсии (в случае, если оплата производилась через терминалы Сбербанка – комиссия 1,6% от суммы платежа, он-лайн оплата на сайте www.mosgortur.ru – комиссия 1,8%).
5.3.3. В случае если на экскурсию предполагался выезд родителя (законного представителя) и сопровождаемого им ребенка, родитель (законный представитель) несовершеннолетнего туриста вправе отказаться от экскурсионного обслуживания в случае своего заболевания либо заболевания сопровождаемого им несовершеннолетнего ребенка. В данном случае, туристу возвращаются денежные средства, за минусом сервисного сбора, а также фактически понесенных расходов в размере комиссии банка за осуществление оплаты стоимости экскурсии (в случае, если оплата производилась через терминалы Сбербанка – комиссия 1,6% от суммы платежа, он-лайн оплата на сайте www.mosgortur.ru – комиссия 1,8%). Также, в случае заболевания совершеннолетнего родителя (законного представителя), сопровождающего, несовершеннолетний турист вправе воспользоваться услугой экскурсионного обслуживания при условии дополнительного согласования с представителями ГАУК «МОСГОРТУР».
5.3.4. В случае отказа от экскурсионного обслуживания менее чем за 36 часов до момента начала экскурсии без уважительной причины, туристу возвращаются денежные средства, за минусом сервисного сбора, а также фактически понесенных расходов, включающих в себя в том числе комиссию банка за осуществление оплаты стоимости экскурсии (в случае, если оплата производилась через терминалы Сбербанка – комиссия 1,6% от суммы платежа, он-лайн оплата на сайте www.mosgortur.ru – комиссия 1,8%).
6. Иные условия.
6.1. В зависимости от длительности экскурсионного обслуживания, длительности переезда (трансфера) к месту проведения экскурсии, туристам может предоставляться питание (ланч-бокс с сухим пайком). Длительность экскурсии, переезда указывается в описании конкретной экскурсионной программы. Во время предоставления экскурсионного обслуживания несовершеннолетние экскурсанты вправе приобретать напитки и продукты питания только после предварительного согласования с руководителем группы (экскурсоводом, сопровождающим, вожатым).
6.2. При групповых экскурсиях возможны различного рода задержки, в том числе из-за санитарных остановок, остановок для питания и проч. Чем больше экскурсионная группа, тем больше продолжительность задержек в каждом пункте маршрута следования, что может повлиять на продолжительность как переезда (трансфера) так и на продолжительность непосредственно экскурсии. Темп экскурсии диктуется сопровождающими лицами (экскурсоводом, руководителем группы и т.д.), в связи с этим, туристы обязаны подчиняться их указаниям, уважать остальных участников экскурсии и предпринимать максимум усилий во избежание задержек.
6.3. Участник экскурсии, отставший от группы или потерявшийся, должен немедленно связаться с руководителем группы (сопровождающими лицами) или другим участником экскурсии, если не удается связаться, обратиться в государственное учреждение: музей, полицию, ближайшее образовательное учреждение или позвонить с мобильного телефона по тел.112 (тел.112 является номером, который можно набрать с мобильного телефона в случае чрезвычайной ситуации).
6.4. Продолжительность времени прохождения экскурсионного маршрута зависит от различных факторов: погодных условий, времени года, строительных и дорожных работ, проведения праздников и фестивалей, дорожно-транспортных происшествий, темпов передвижения участников группы, непредвиденных задержек во время экскурсий и т.д. Представители ГАУК «МОСГОРТУР» будут прикладывать максимум усилий для того, чтобы расписание, маршрут, программа экскурсии исполнялись в максимально приближенные к запланированным сроки.
Источник