МЕРКОСУР
МЕРКОСУР и его участники
Двадцать шестого марта 1991 года президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали асунсьонский договор о формировании общего рынка стран южного конуса (МЕРКОСУР). Это стало важным шагом на пути к созданию в Южной Америке единого экономического пространства.
Поиск новых экспортных рынков и необходимость создания соответствующих условий для транснациональных товарообменов побудили многие государства подписать соглашения о свободной торговле и создании региональных экономических пространств.
Итоговой целью этих инициатив является устранение барьеров, которые препятствуют обращению товаров за пределами территориальных границ, и закрепление нормативно-правовой базы, которая гарантировала бы равные права странам, ведущим между собой активную торговлю.
За последние десятилетия во многих регионах мира были созданы различные торговые пространства. Среди них выделяются: Европейский союз (ЕС) — самый перспективный проект среди всех, особенно если учесть, что он превратился в настоящее экономическое объединение, — Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В свою очередь, некоторые государства Южного конуса в 1991 году сформировали общий межрегиональный рынок Юга, известный как МЕРКОСУР.
Стремление к интеграции
На протяжении второй половины XX века в Латинской Америке предпринимались разнообразные попытки укрепить экономические связи между странами региона. Можно сказать, что именно они послужили основой для создания МЕРКОСУР. Например, в 1957 году в Буэнос-Айресе состоялась Межамериканская экономическая конференция Организации американских государств (ОАГ). Участники конференции, признав тот факт, что внешняя торговля между странами Латинской Америки едва достигает 10 % от всего товарооборота, заявили о целесообразности создания регионального рынка и последующего укрепления его позиций. Результатом этого заявления стала организация встречи латиноамериканских экономистов в Сантьяго (Чили) под эгидой Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). Перед участниками встречи была поставлена задача проанализировать механизмы содействия формированию единого торгового пространства. Выводы, к которым пришли экономисты, получили отражение в документе ЭКЛА «Основы для создания регионального латиноамериканского рынка», содержащем самые важные принципы формирования в регионе зоны свободной торговли и возможного создания таможенного союза.
МЕРКОСУР — самый значимый международный проект, в котором участвуют Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла.
Чрезвычайно важную роль в создании региональной экономической зоны сыграло заключение 18 февраля 1960 года Договора Монтевидео. Подписанный Аргентиной, Уругваем, Бразилией, Чили, Мексикой, Перу и Парагваем, он заложил фундамент для создания Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которая начала работать 2 ноября того же года. Предполагалось, что в рамках ЛАСТ страны смогут вести переговоры, направленные на снижение таможенных пошлин, пока не будет сформирован настоящий единый рынок. Главной целью соглашения было увеличение и диверсификация товарооборота, а также достижение экономической дополняемости стран-участниц.
Развитие зоны свободной торговли, как было предусмотрено договором, не позволило достичь поставленных целей. В то время подписавшие договор государства не осознавали в полной мере важность региональной интеграции и все выгоды, которые может принести создание крупных торговых блоков. В общем, частные интересы ставились выше общей пользы, что сужало возможности сотрудничества. Применение странами-участницами протекционистских мер по отношению к определенным отраслям национальной промышленности затруднило ведение переговоров и не позволило достигнуть положительных результатов. Несмотря на это, ЛАСТ сыграла важную роль, поскольку заложила основы для заключения тех соглашений, которые сделали возможным основание МЕРКОСУР.
Внутренняя зона
Хотя с момента создания МЕРКОСУР прошло более двадцати лет, на пути к достижению всех целей, поставленных этой организацией, до сих пор остается много препятствий.
МЕРКОСУР обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг и факторов производства (труда и капитала) путем отмены таможенных пошлин и нетарифных ограничений. На фото: плантации сахарного тростника в Бразилии.
Так, страны-участницы не смогли согласовать между собой торговую политику. В некоторых секторах, например на автомобильном или сахарном рынках, товары все еще облагаются пошлиной внутри единого экономического пространства, называемого «внутренней зоной». Кроме того, многочисленные исключения, применяемые к общим внешним тарифам, не позволили создать равные условия для конкуренции экономик различных регионов. Поэтому южноамериканским странам следует усилить интеграционные процессы, чтобы добиться большей конкурентоспособности своих экономик и процветания всего региона.
Создание МЕРКОСУР
В середине 1980-х в Латинской Америке настали трудные времена. Это было вызвано большим внешним долгом многих стран, преимущественно протекционистской политикой в сфере международной торговли и трудностями получения внешних кредитов. При этих обстоятельствах президент Бразилии Жозе Сарней и его аргентинский коллега Рауль Альфонсин осознали необходимость достижения двустороннего соглашения об экономической интеграции, которое нашло свое воплощение в Декларации Фос-ду-Игуасу, подписанной 30 ноября 1985 года.
Однако во второй половине 1980-х годов мировая экономика неуклонно двигалась по пути глобализации торговли и финансов. Поэтому Бразилия и Аргентина пришли к выводу, что их двустороннее соглашение об интеграции должно привести к созданию торгового блока, к которому смогут примкнуть другие страны региона. В 1990 году к процессу интеграции пожелали присоединиться такие страны, как Уругвай и Парагвай. Таким образом, проект создания общего рынка четырьмя сторонами начал приобретать четкую форму. Двадцать шестого марта 1991 года Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай подписали Асунсьонский договор, который утвердил создание МЕРКОСУР. Основной целью новосозданной организации являлось углубление торгово-экономической интеграции стран-участниц. Для этого государства, подписавшие договор, обязались отменить ограничения на перемещение товаров внутри единого экономического пространства, разработать и утвердить стратегию торговли с третьими странами, согласовать свои нормативные акты в соответствующих областях права, а также валютную, налоговую и пошлинную политику.
Штаб-квартира МЕРКОСУР в Монтевидео, столице Уругвая.
Асунсьонский договор предусматривал возможность присоединения к организации и других латиноамериканских стран. В результате 4 июля 2006 года протокол о вступлении в МЕРКОСУР подписала Боливарианская Республика Венесуэла. Тем не менее этот протокол не вступил в силу, поскольку парламент Парагвая отказался его ратифицировать. Не удалось Каракасу присоединиться к блоку и в 2011 году. Только в 2012 году, после приостановления членства Парагвая, союз наконец одобрил присоединение Венесуэлы. Кроме этого, ассоциированными членами МЕРКОСУР являются Боливия, Колумбия, Чили, Эквадор и Перу.
Основные цели МЕРКОСУР
Задачи и цели МЕРКОСУР зафиксированы в Статье 1 Асунсьонского договора, подписанного главами государств и министрами иностранных дел Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая 26 марта 1991 года в столице Парагвая. Так, Общий рынок стран Южного конуса предполагает:
- свободное перемещение товаров, услуг и факторов производства путем отмены таможенных пошлин и нетарифных ограничений экспорта и импорта, а также с помощью других подобных средств;
- установление общего внешнего тарифа и утверждение единой торговой политики в отношении третьих стран или объединений стран, а также согласование своих позиций на торгово-экономических форумах;
- координацию государствами-участниками макроэкономической политики и своих действий в отдельных отраслях — промышленности, сельском хозяйстве, налогообложении, денежной и валютной политике, сфере услуг, внешней торговле, таможенном деле и т. д. — в целях обеспечения условий нормальной конкуренции;
- согласование всеми сторонами договора своих законодательных баз в соответствующих секторах экономики.
Источник
МЕРКОСУР: «Таможенный Союз» Южной Америки
МЕРКОСУР (исп. MERCOSUR — El Mercado Común del Sur, порт. MERCOSUL — Mercado Comum do Sul) — южноамериканский торгово-экономический блок с общим коммерческим и инвестиционным пространством, учрежденный Асунсьонским договором (1991 г) и Протоколом Ору-Прету (1994 г).
Целью МЕРКОСУР, как общего рынка стран Южной Америки, является содействие свободной внутренней торговле и беспрепятственному движению товаров, людей и денежных средств. Аналогично ЕС, НАФТА и ЕврАзЭС, главная миссия данного объединения — экономический рост стран-участниц за счет интенсивной и свободной внутризоновой торговли, упрощенного и более эффективного использования инвестиций, а также усиление значимости (конкурентоспособности) стран субрегиона на международной политической и экономической аренах.
Штаб-квартира МЕРКОСУР расположена в уругвайской столице — городе Монтевидео. Официальные языки: португальский, испанский, гуарани.
Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.
Страны-участники МЕРКОСУР
Официальные страны-наблюдатели: Мексика, Новая Зеландия.
* С декабря 2016 г. Боливарианская Республика Венесуэла лишена всех прав и обязанностей, присущих ее статусу государства-участника МЕРКОСУР.
** Ассоциированными государствами являются страны, с которыми МЕРКОСУР подписывает соглашения о свободной торговле.
*** Протокол о присоединении Боливии к полноправным членам МЕРКОСУР уже подписан всеми государствами-участниками в 2015 году и в настоящее время эта страна находится на стадии включения в состав полноправных стран-участников союза.
МЕРКОСУР в цифрах
- Территория: 14869775 км²;
- Общая численность населения: 295 млн чел;
- Молодежь в возрасте от 15 до 17 лет: 10,6 млн.
- ВВП: 4,437 трлн долларов США (5-я по величине экономика в мире);
- Товарооборот: более $100 млрд/год;
- Сумма финансирования инфраструктурных проектов (фонды, институты): $ 824 млн;
История создания
Современный формат МЕРКОСУР (его механизмы, задачи, структура) был утвержден 26 марта 1991 года в соответствии с Асунсьонским договором. Впоследствии он был изменен и обновлен в соответствии с Договором, подписанном в г. Ору-Прету в 1994 г.
Впрочем, идея создания единой свободной торговой зоны в Южной Америке возникла гораздо раньше. После Фолклендской Войны 1982 г, когда Великобритания окончательно отвоевала у Аргентины право владения за Фолклендские (Мальвинские) острова, многие южноамериканские страны, разочарованные спорными действиями англичан и молчанием мирового сообщества, всерьез задумались о создании единого регионального альянса.
Первыми данную инициативу воплотили в жизнь 2 ведущие державы континента: Бразилия и Аргентина. В 1988 году, когда аргентинский и бразильский президенты Рауль Альфонсин (исп. Raúl Alfonsín) и Жозе Сарней (порт. José Sarney) подписали Программу аргентинско-бразильского интеграционного и экономического сотрудничества PICE (исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil). В 1990 г. к данному соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.
В 1996 г. в ряды МЕРКОСУР в роли ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 г. – Чили. Вскоре к ним один за другим присоединились Венесуэла, Колумбия и другие страны Южной Америки.
Вступление и исключение Венесуэлы
В 2006 г. Венесуэла подала запрос о вступлении в союз в качестве его полноценного члена. Данный процесс был заблокирован сенатом Парагвая, который не разделял политику, проводимую тогдашним венесуэльским лидером Уго Чавесом. Лишь в 2013 г. присоединение Венесуэлы в ряды полноценных стран-участниц МЕРКОСУР было одобрено. Стране было отведено 4 года для того, чтобы она полностью адаптировалась к правилам торгового блока и выполнила все задачи и обязательства, поставленные перед ней.
Однако, в декабре 2016 г. Венесуэла была исключена из союза. Причина: тотальное несоблюдение прав человека и принципы острой антидемократии, проповедуемые правительством Николаса Мадуро.
Организационная структура МЕРКОСУР
Совет общего рынка (исп. Consejo del Mercado Común, CMC) — является высшим органом МЕРКОСУР, который отвечает за политическое управление интеграционными процессами и принятие решений для обеспечения соблюдения целей и задач, установленных Асунсьонским договором, а также для достижения окончательного формирования единого рынка. Совет состоит из президентов, министров иностранных дел и министров экономики государств-участников союза, которые минимум раз в год встречаются для обсуждения различных вопросов. Государства-члены председательствуют в CMC в ротационном алфавитном порядке в течение 6 месяцев.
Группа общего рынка (исп. Grupo Mercado Común, GMC) — является исполнительным органом МЕРКОСУР. Он состоит из 5 постоянных членов и 5 заместителей от каждой страны-участницы. Как правило, в состав членов и их заместителей входят представители министерств иностранных дел, министерств экономики (или аналогичных учреждений) и центральных банков стран-участниц. В состав группы общего рынка входят такие подразделения, как Парламент (ПАРЛАСУР), Секретариат МЕРКОСУР (SM), Постоянный контрольный Суд (TPR), Рабочая подгруппа и т.д. Обычные совещания GMC проводятся не реже одного раза в 3 месяца, где обсуждаются вопросы, касаемо таких тем, как:
- коммерческие и таможенные вопросы;
- вопросы технических стандартов;
- проблемы наземного и морского транспортов;
- вопросы промышленной, технологической, энергетических и с/х политик;
- налоговая и денежно-кредитная политика, связанная с торговлей;
- координация макроэкономической политики;
- трудовая занятость и вопросы социального обеспечения;
- и т.п.
Торговая комиссия МЕРКОСУР (исп. Comisión de Comercio del MERCOSUR, CCM) — орган, отвечающий за оказание помощи Группе общего рынка. Обеспечивает применение общих инструментов коммерческой политики, согласованных государствами-участниками, для функционирования таможенного союза. Также торговая комиссия отвечает за мониторинг и анализ вопросов, связанных с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри МЕРКОСУР или с третьими странами. Комиссия состоит из 4 постоянных членов и 4 заместителей от каждой страны-участницы и координируется Министерствами иностранных дел. CCM собирается не реже 1 раза в месяц.
Любые спорные вопросы, возникающие внутри торговой комиссии, передаются на обсуждение в Группу общего рынка. При наличии споров и там, такие вопросы передается дальше. Т.е. на рассмотрение высшего органа торгового блока – Совета общего рынка.
Эмблема
Утвержденная в 2002 году эмблема/логотип МЕРКОСУР содержит 4 звезды созвездия Крус-дель-Сур над изогнутой зеленой линией, символизирующей горизонт. Южный Крест был и остается главным ориентирующим элементом Южного полушария. Он символизирует оптимистичный курс этого регионального интеграционного альянса.
Интересные факты
- C 2004 г. МЕРКОСУР и Андское сообщество (исп. Сomunidad andina, CAN)(содружество Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу — прим. ред) провели переговоры о создании нового объединения УНАСУР (UNASUR — Unión de Naciones Suramericanas, Союз южноамериканских наций);
- 18 декабря 2007 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о свободной торговле с Израилем. Забавно, но 20 декабря 2011 г. аналогичное соглашение было подписано с Палестиной;
- В 2012 г., когда Парагвай был временно исключен из МЕРКОСУР за нарушение демократических ценностей в ходе импичмента Фернандо Луго и прихода к власти временного правительства во главе с Федерико Франко. В 2013 г. с приходом нового президента Орасио Картеса, статус Парагвая в торговом блоке был восстановлен.
- Совсем недавно, в начале 2019 г. южноамериканский торговый блок и Канада ратифицировали свое намерение заключить соглашение о свободной торговле в самое ближайшее время;
- Как и Россия в ЕврАзЭС, в МЕРКОСУР также есть безоговорочный лидер – Бразилия;
- За последние 10 лет товарооборот внутри торгового блока увеличился более чем в 10 раз;
- Аналог МЕРКОСУР в Северной Америке — НАФТА, по численности населения и площади территории опережает своих визави с юга всего в 2 раза, при этом их ВВП выше примерно в 8 раз, а товарооборот почти в 25 раз. Поэтому можно сказать с уверенностью, что МЕРКОСУРу есть к чему стремиться…
Источник