Объяснить причины различия занятости населения стран

Объяснить причины различия занятости населения стран

Доля экономически активного населения варьируется по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70 % всех трудовых ресурсов .

Меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах – 45–55 %. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодёжи, вступающей в трудоспособный возраст.

Наиболее многочисленную часть трудоспособного населения планеты составляют крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли. Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.

В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в сфере услуг работает около 40 % экономически активного населения, в США – более 50 %. Если рассмотреть эволюцию структур занятости населения в странах «большой семерки», то даже в середине XX века во многих развитых странах значительная доля рабочей силы была занята в сельском хозяйстве. Общая тенденция вплоть до начала 1970-х гг. была направлена к структуре занятости, которую характеризовал одновременный рост занятости в промышленности и в сфере услуг за счёт сельского хозяйства. Иначе говоря, процесс индустриализации способствовал перераспределению избытка сельскохозяйственного населения между промышленным производством и услугами. В США, Канаде, Японии, Германии, Франции, Италии, Великобритании с 1930 по 1970 гг. происходило увеличение занятости в обрабатывающей промышленности.

Читайте также:  Географическое положение бразилии по плану характеристики страны

Первоначально сдвиг в структуре занятости в пользу сферы услуг и строительства происходил за счёт сельского хозяйства, а не за счёт промышленного производства. Но процесс экономической реструктуризации и технологической трансформации привел к сокращению занятости в промышленности во всех развитых странах. Происходил данный процесс в разных странах неодинаково. Так, некоторые страны (Великобритания, США, Италия), сокращая долю занятых в обрабатывающей промышленности, переживали быструю деиндустриализацию. Япония и Германия сокращали долю промышленной рабочей силы умеренно. Данный процесс продолжается и в настоящее время.

В наиболее развитых странах Запада всё более ярко проявляется неоднородность рабочего класса. Число «синих воротничков» (так принято называть рабочих преимущественно физического труда) сокращается. Их место на предприятиях постепенно занимают более образованные работники умственного труда – «белые» и «золотые воротнички» (к последним относят высококвалифицированных специалистов, создающих и обслуживающих автоматизированную и электронно-вычислительную технику).

Различия между странами в удельном весе экономически активного населения и характере его занятости во многом отражают различный уровень их социально-экономического развития и особенности социальной политики.

Экономически активное население – часть трудовых ресурсов, реально участвующих в материальном производстве или непроизводственной сфере.

Трудовые ресурсы – население трудоспособного возраста и способное работать в хозяйстве страны.

Источник

Система практических работ по географии с 6 по 11 классы (стр. 10 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Экономико — географическое положение страны.

2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.

3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.

4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.

1 вариант — Россия и Китай

2 вариант-Италия и Корея

3 вариант-Швеция и Малайзия

4 вариант-США и Вьетнам

Тема: «Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения стран мира».

1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.

2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран, используя данные таблицы.

3. Объяснить причины различия занятости населения.

4. Сделать общий вывод.

1 вариант-США и Индонезия

2 вариант-Китай и Нигерия

Занятость населения (в%).

Тема: «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира (в виде таблицы)».

Численность населения и районы с большей плотностью.

Численность населения и районы с большей плотностью.

Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.

Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.

Возрастной и половой состав населения.

Возрастной и половой состав населения.

Занятость населения, доля городского и сельского населения.

Занятость населения, доля городского и сельского населения.

Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

1 вариант — Канада и Алжир

2 вариант — Германия и ОАЭ.

Тема: «Объяснение причин миграционных процессов».

1. Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.

2. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.

3. Объяснить причины миграционных потоков.

2 вариант — Северная Америка

3 вариант — Азиатское пространство.

Тема: «Характеристика центров мирового хозяйства».

1. Проведи анализ условиям (климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.

2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.

3. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.

4. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».

1. Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.

2. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

Основные отрасли экономики

3. Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).

4. Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.

1 вариант — страны доиндустриальной экономики

2 вариант — страны индустриальной экономики

3 вариант — страны постидустриальной экономики

Тема: «Составление картосхемы «Угольная промышленность мира».

1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче угля.

2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».

1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.

2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

3. Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.

4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).

5. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.

1. Бычков проектов в современной школе. – М., 2000.

2. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», -1995.-№6.

3. Чечель проектов: субъективная и объективная оценка результатов. – «Директор школы» 1998, № 4.

4. «Проектная деятельность старшеклассников» «География в школе» 1, 2006 г.

5. Чанова урока «Мой город — парк» «География в школе» 6, 2007 г.

6. В. Крылова «Проектная деятельность учащихся по географии» «География» Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

7. «Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы» Фестиваль «Открытый урок»2006/2007

8. «Тесты и практические работы по географии» (под ред. ) М.: «Московский лицей»,2006.

9. , Фролова работы в курсе «География России». М.: «Просвещение», 2005.

10. , «Рабочая тетрадь по географии мира» 7 класс. Запорожье, «Просвещение», 2000.

11. «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс. М.: «Просвещение», 1997.

12. «Современный урок географии». Якутск, 2005.

13. «Методика преподавания географии в дифференцированной школе». Москва, «БЛИК и Ко», 2000.

14. «Современный урок географии». (Часть 2). Москва, «Школа-Пресс», 2001.

15. «Школьный практикум: География материков и океанов». 7 класс. Москва, «Дрофа», 2009.

Источник

Объяснить причины различия занятости населения стран

Трудовыми ресурсами являются люди, достигшие определенного возраста и обладающие необходимым физическим развитием, умственными способностями, дающими возможность принимать участие в общественно полезном труде.

К трудоспособному возрасту относят также работающих подростков до 16 лет и работающих пенсионеров.

Не все люди, находящиеся в трудоспособном возрасте, принимают непосредственное участие в производственном процессе.

Та часть людей, которая в производственном процессе принимает непосредственное участие, получила название экономически активного населения.

Готовые работы на аналогичную тему

К экономически активному населению не будут относиться люди, занятые домашним хозяйством, студенты, школьники, достигшие трудоспособного возраста.

Рисунок 1. Экономически активное население. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Численность трудовых ресурсов больше численности экономически активного населения. Оба понятия широко используются в международной статистике и являются важными для развития как национальных, так и мировой экономики.

В 1990 г. трудовые ресурсы мира составляли 61% тогдашнего населения планеты или 3,2 млрд. человек, причем среди мужского населения – 62%, среди женского – 60%.

В этом же году на долю экономически активного населения приходилось 45% мирового населения или 2360 млн. человек. При этом мужчины составляли 57%, женщины – 33%.

В 2000 г. экономически активное население превысило 3 млрд. человек. Специалисты объясняют этот рост демографическим взрывом в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Надо сказать и о том, что нужно учитывать число полностью безработных в это время, которое приблизилось к 100 млн. человек. Частично безработных было 300 млн. человек.

Международная организация труда к безработным относит лиц старше 15 лет, не имевших работы в рассматриваемый период, но занимавшихся её поиском и готовых к ней приступить.

В промышленно развитых странах уровень безработицы составлял:

  • 4,5% в США,
  • 4,3% в Японии,
  • 6,2% в Великобритании,
  • 10,9% в Германии,
  • 11,8% во Франции,
  • 12,0% в Италии,
  • 18,8% в Испании.

Трудовые ресурсы разных стран имеют различия, и зависят от воспроизводства населения и экономического развития страны. Исходя из этого, различия могут быть очень большими, и это относится, прежде всего, к абсолютным показателям занятости.

Лидерами в этом отношении были Китай – 750 млн. человек, Индия – около 400 млн. человек, Индонезия – 90 млн. человек, Бразилия – 70 млн. человек, Бангладеш – 60 млн. человек.

По абсолютным показателям занятости из развитых в экономическом плане стран в первую пятерку входили:

  • США – боле 140 млн. человек,
  • Япония – 85 млн. человек,
  • Россия – 67 млн. человек,
  • Германия – 38 млн. человек,
  • Великобритания – 27 млн. человек.

Относительные показатели тоже имеют свое значение.

Среди стран выделяется общая закономерность, которая заключается в том, что доля лиц экономически активного населения в развивающихся странах меньше по сравнению с развитыми странами, что объясняется меньшей занятостью женщин особенно для арабо-мусульманских стран.

Наибольшая активность женщин в общественном производстве в развитых странах приходится на возрастную группу 20-24 года. Затем их доля постепенно начинает уменьшаться, в виду того, что у женщин появляются семейные обязанности по воспитанию детей.

Структура занятости населения мира

В отраслевой и профессиональной структуре занятости происходит снижение доли занятых в сельском, лесном хозяйстве, в рыболовстве, а доля занятых в сфере услуг быстро увеличивается.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется в развитых странах мира.

Рисунок 2. Занятость населения по отраслям хозяйства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Доля занятых в промышленном производстве по разным странам колеблется – от 13 до 25% в развитых странах, в новых индустриальных странах доля занятых составляет 20%, в развивающихся странах она несколько ниже, а в самых бедных странах эта доля не превышает 10%.

Что касается профессиональной занятости, то в развитых странах растет доля людей, обладающих знанием современных технологий и, прежде всего, информационных, растет доля менеджеров.

Существенное отличие по странам имеет качество трудовых ресурсов и интенсивность их использования. Промышленно развитые страны, начиная с середины XX века, начали переход к постиндустриальному обществу, который сопровождался структурными изменениями в занятости и качестве трудовых ресурсов.

В производственной сфере происходило высвобождение значительного количества трудовых ресурсов, которые пополняли третичный сектор. Сегодня в развитых странах мира 2/3 экономически активного населения заняты различного рода услугами – торговлей, банковским и страховым делом, государственным управлением, и др.

Сфера услуг требует от человека высокого образовательного и профессионального уровня. Путь периферийных стран – догоняющее развитие, т.е. они, находятся на стадии перехода от аграрной стадии к индустриальной.

На стадии перехода растет доля занятых в промышленном секторе экономики. Китай, например, превратился в мастерскую мира, в Индии идет интенсивная индустриализация.

Целый ряд аграрных государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в конце XX века превратились в центры индустриального развития. Это новые индустриальные страны (НИС) – Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Мексика, Бразилия, Аргентина, Таиланд, Малайзия и др.

Надо сказать, что качество трудовых ресурсов в большинстве развивающихся стран определяется просто уровнем грамотности, а не наличием специалистов с высшим образованием.

Международная трудовая миграция

Проявлением глобализации мирового хозяйства стала международная трудовая миграция.

Причины этой миграции имеют экономический характер, неравномерное развитие экономики стран мира, разная оплата труда.

Потоки трудовых мигрантов направлены в развитые страны мира, среди них США, Канада, Австралия, страны Западной Европы и Израиль, которые являются традиционными центрами миграций.

Самое большое количество трудовых мигрантов, по данным Фонда ООН в области народонаселения, в 2010 г. приняли США – 42,8 млн. человек, Россия – 12,3 млн. человек, Германия – 10,8 млн. человек, Саудовская Аравия – 7,3 млн. и Канада – 7,2 млн. человек.

Самое большое количество эмигрантов дает Китай, Индия, Филиппины, соответственно 35 млн., 20 млн., 7 млн. человек.

За счет иммиграции развитые страны решают проблемы дефицита трудовых ресурсов, а ряд отраслей промышленности Западной Европы не может функционировать без привлечения иностранцев.

Во Франции 70% иммигрантов заняты в сфере коммунального хозяйства, в Бельгии в добывающей промышленности работают 50% иммигрантов, а в Швейцарии 40% занято в строительстве.

Привлекая иностранных специалистов высокой квалификации, развитые страны не только омолаживают трудовые ресурсы, но и экономят на их обучении.

В наше время привлечение иностранных работников характерно и для развивающихся стран – это нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока, НИС, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В Саудовской Аравии на нефтепромыслах трудится 40% иностранцев, в Кувейте – 58%, а в Объединенных Арабских Эмиратах их доля составляет 74%.

Угрозой национальной безопасности для любой страны является «утечка мозгов», от которой последние 30 лет прямые и косвенные потери развивающихся стран оценили в 30 млрд. долларов.

Россия в миграционных процессах принимает участие и как страна донор, и как страна, принимающая рабочую силу. Россия после США находится на втором месте по числу иммигрантов.

Странами поставщиками мигрантов в Россию являются Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Молдова, Таджикистан, Узбекистан – это не квалифицированная рабочая сила и часто не владеющая русским языком.

Российские эмигранты – дипломированные и опытные специалисты выбывают в развитые страны мира. Количество трудовых ресурсов, таким образом, увеличивается, а вот качество трудового потенциала страны ухудшается.

Источник

Оцените статью