Объясните смысл названия путешествия вокруг маршака

Открытый урок по литературному чтению «Вокруг С.Я. Маршака»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Они выражены в ключевых словах, которые легко вычленить, определив суть абзаца. Структура научного текста определяется его содержанием и размером: он может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой. Научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_v_4_klasse.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

Учитель начальных классов:

Рослякова Екатерина Григорьевна

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

  • — закрепить полученные знания на уроках литературы;
  • — развивать кругозор учащихся с помощью дополнительного внеклассного чтения;
  • — воспитывать умение работать в коллективе;
  • — прививать интерес к книгам и тем, кто их пишет.
  • -компьютер;
  • -проектор;
  • -демонстрационный экран;
  • -презентация;
  • -учебник “В океане света” Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 4 кл., ч. 2, “Баласс”
  • -выставка книг детских писателей и поэтов 30-х годов XX века
  • — заготовка для стенгазеты.
  • Вид урока: деловая игра «Заседание редакционного совета газеты»

I. Организационный момент

— Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми. Сегодня необычный урок, сегодня мои ребята выступят в роли корреспондентов, которые готовят к выпуску номер газеты. Каждый из ребят отвечает за определённый отдел и одну определённую рубрику. Мы начинаем заседание редакционного совета.

II. Постановка темы урока

— Помните, как называлось наше последнее путешествие в мир детской литературы? (“Вокруг Маршака”)

— Объясните, почему авторы выбрали такое название.

(Они хотели рассказать, как Маршаку удалось “превратить” взрослых писателей в детских и как эти писатели обогатили, развили литературу для детей)

— Как мы можем назвать нашу газету? (Вестник детской литературы) (слайд 1) “Вокруг Маршака”.

III. Беседа о С.Я. Маршаке (слайд 2)

— Посмотрите на экран. Чей это портрет? (Это портрет Самуила Яковлевича Маршака)

— Вспомним фамилии писателей, которых объединил С.Я. Маршак.

(Н. Олейников, В. Бианки, Ю. Олеша, Е. Чарушин, Б. Житков, А. Толстой,

Е. Шварц, Л. Кассиль, М. Пришвин)

— Вспомните, как работал Маршак, будучи редактором детского издательства. Каков был стиль его работы? Расскажите.

(Дети рассказывают об атмосфере, царящей в редакции, об отношении Маршака к молодым литераторам).

— Докажите свои слова чтением отрывка из статьи С. Сивоконя “Уроки детских классиков”. (“Работа в редакции, руководимой С.Я. Маршаком, была напряженная. Правда, она была и очень интересная, радостная и протекала весело”)

— Что говорили о Маршаке-редакторе?

(Он стремился всех превратить в детских писателей)

(Дети рассказывают эпизоды с Б. Житковым, А. Толстым)

— Вспомните, что говорил Маршак писателю Л. Кассилю. (слайд 3)

(“Вы можете писать для детей! Я чувствую, вы их, верно, любите. Так добивайтесь взаимности. Это же такое редкое счастье”)

— Ребята, выберите из этих слов Маршака эпиграф к нашему номеру газеты.

(Писать для детей — это же такое редкое счастье)

— Как вы считаете, работа над детскими книгами нравилась писателям? Почему?

(Да, она приносила счастье, радость, даже способствовала выздоровлению одного из писателей)

— Кого именно? Расскажите об этом. (слайд 4)

(Дети рассказывают, как А. Толстой писал “Буратино”)

— А теперь откройте учебники на с. 92 и в статье Б. Галанова “Пишу на ту же тему по-своему” найдите строки, подтверждающие эти мысли. (слайд 5)

(“Буратино писался весело, охотно, щедро, от всей души. . Толстой как бы лечился этой книгой”)

— Я продолжу вашу мысль. “Толстой взялся за работу с большим аппетитом. Он как бы играл с читателем в какую-то веселую игру, доставлявшую удовольствие прежде всего ему самому”)

— Докажите, что автор жил книгой.

(“. Через много лет после того, как “Буратино” был написан, издан, поставлен в театре и снят в кино, Толстой в часы отдыха нередко возвращался к “Буратино”, объявляя, что решил привести на страницы книги еще какого-то нового зверька, для которого припас очень смешное дело”)

— Ну что же, я думаю, вам было интересно узнать, как создавалась одна из самых любимых детьми книга про Буратино.

— А сейчас мы с вами вспомним еще одну сказку. А помогут нам в этом вот эти рисунки. К какой сказке эти рисунки?

(Это сказка Е. Шварца “Два брата”)

— Давайте вспомним эту увлекательную историю и найдем подходящие подписи к предложенным иллюстрациям. (слайды 7, 8, 9)

(Поиск и чтение подписей)

— Ребята, у Шварца сказка начинается сразу с волшебства?

(Нет, она начинается как самый обычный рассказ)

— А где же осуществляется переход в сказку? Как Шварц соединил сказку и реальность?

(Волшебный промерзший лес разделяет реальную жизнь и волшебство)

— Каждая сказка нас чему-то учит. Чему же научила вас эта сказка?

(Быть внимательными к родным, чуткими, понимать их, ценить то, что у нас есть семья)

— Молодцы. Вы верно поняли содержание сказки. А теперь вспомните, разве только одни сказки сочиняли в тридцатые годы для детей писатели, объединенные С. Маршаком?

(Таким писателем является М. Пришвин, который писал о природе, о лесе, о животных) (слайд 10)

— Да, Пришвин стал писать для детей по совету Маршака, который высоко ценил его талант и написал о творчестве Пришвина статью “Сила жизни”. Откройте учебники на с. 111. В чем же проявилась “сила жизни” писателя? Расскажите о форме и языке Пришвина.

(Дети рассказывают о форме и языке Пришвина).

— А теперь послушаем, как звучит язык Пришвина. Откройте с. 107 и начнем читать выразительно.

(выразительное чтение рассказа М. Пришвина “Изобретатель”)

— Давайте подумаем, как здесь выражается “пришвинская” форма — сплав смелого воображения и точных наблюдений? Что здесь может быть выдумкой?

(Эпизод, в котором описывается, как утиные яйца высиживает курица, а вылупившиеся утята убежали от своей мамы-курицы на пруд).

— Почему вы считаете, что этот эпизод мог быть выдумкой?

(Странно, что курица высиживала утиные яйца и не догадалась, что у нее вылупились не цыплята, а утята)

— А как вы считаете, этот эпизод мог быть в действительности?

(Мог быть, ведь Пришвин создавал произведения на основе своих наблюдений за миром природы)

— Молодцы. Я рада, что вы познакомились с творчеством таких интересных, непохожих друг на друга писателей.

— А сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать отрывки из произведений, а ваша задача вспомнить автора и название. (слайд 12)

  • “Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества золотых одуванчиков. Это было очень красиво” (М. Пришвин “Золотой луг”)
  1. “Девочка с голубыми волосами ждала в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой” (А. Толстой “Золотой ключик”) (слайд 14)
  • “Сел он утром на кровать,
    Стал рубашку надевать,
    В рукава просунул руки —
    Оказалось, это брюки”
    (С. Маршак “Вот какой рассеянный”) (слайд 15)
  • “С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но все-таки бывает” (Е. Шварц “Два брата”)
  • “Если бы можно было ходить пешком по дну, хотя бы в водолазной одежде, то чего бы человек не увидел” (Б. Житков “Николай Исаич Пушкин”) (слайд 17)
  • “Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло, и пошло. ” (М. Пришвин “Изобретатель”) (слайд 18)
  • “В детской за сундуком лежал медведюшка, — его туда закинули, он и жил”

(А. Толстой “Прожорливый башмак”) (слайд 19)

Выгляни в окошко,
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, Кошка,
Покорми немножко”
(С. Маршак “Кошкин дом”)

— Молодцы, вы все хорошо помните. Ну, а тем, кому сегодня не повезло, я советую не огорчаться. Вот здесь, на столике выставка книг писателей, о которых мы с вами сегодня говорили. (слайд 20) Прочитайте их, и вам будут не страшны любые вопросы.

— А сейчас, пока я буду оформлять нашу газету, предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

V. Подведение итогов

— Подводя итог этого урока, ответим на вопрос, поставленный авторами учебника: почему историки литературы называют 30-е годы XX века очень важным периодом в развитии русской детской литературы?

(В это время появилось много новых писателей, которые писали специально для детей. Появлялись новые книги, новые имена, которые обогатили и развили литературу для детей)

VI. Домашнее задание

— Дома вы еще раз перечитаете наиболее понравившиеся вам произведения из этого раздела.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией для 2 класса.Учебник Лазаревой(Занковская программа).

Знакомство с произведением С. Маршака, с творчеством поэта, развитие умения выразительно читать. Развитие памяти, мышления, восп.

Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

Разработка по внеклассному чтению 2-3 класс «С.Я. Маршака».

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной», 3 класс.

Источник

Как ты понимаешь выражение «вокруг С.Маршака?

Легендарний античний поет Гомер створив дві поеми – «Іліаду» та «Одисею». Ці твори є не тільки взірцями героїчного міфологічного епосу, в них також присутня картина життя античних греків. Епос Гомера давно став одним з джерел вивчення історії, побуту та традицій Стародавньої Греції.

В «Іліаді» та «Одисеї» згадуються побутові заняття греків: праця вівчарів, женців на полях, виноградарів, що збирають щедрий врожай на родючий південній землі. Також згадуються ремісники: чинбарі, ковалі та інші. Дуже детально Гомер описує щит героя Ахілла, який був зроблений для нього, змальовує процес його виготовлення, а також оздоблення прикрасами. Описані картини, вимальовані майстром на щиті.

З поем Гомера можна також почерпнути знання з військової та морської справи греків, їхньої тактики облоги, оборони. Поеми також небагато, але точно, розповідають про життя в містах та селах, суспільні відносини греків, зокрема, громадян полісів, їхні інтереси, звичаї. Наприклад, згаданий звичай громадянам збиратися на головному майдані полісу.

Поет розповів також про народні звичаї греків, обряди, розваги: танці, весілля. Багато уваги в «Іліаді», наприклад, приділено обряду поховання, і віруванням, які були пов`язані з ним. Коли Ахілл вбиває Гектора, то батько Гектора, троянський цар Пріам, просить тіло для поховання. Не поховати людину для стародавніх греків було блюзнірством, тому що вони вірили, що такий небіжчик не знайде собі місця. Лишити людину непохованою було найвищою карою, навіть більше за смерть. Дуже детально описані обряди самого поховання, похоронного вогнища та інше.

Моральні установи та світосприйняття стародавніх греків відображені в поемах. Ці люди вірили у втручання богів в їхнє життя, дотримувалися вірності своєму полісу та понад усе цінували звитягу та мужність.

Источник

Как вы понимаете выражение вокруг Маршака Очень надо!

— Вы можете, вы должны, голубчик, писать для детей! — несколько раз повторил Маршак. — Я чувствую, вы их, верно, любите. Так добивайтесь взаимности. Это же такое редкое счастье!».

1)На поднебесном утесе, где бури
Свищут в слепящей лазури, —
Дикий, зловонный орлиный приют.

Пью, как студеную воду,
Горную бурю, свободу,

Вечность, летящую тут.

2)В полночь выхожу один из дома,
Мерзло по земле шаги стучат,
Звездами осыпан черный сад
И на крышах — белая солома:
Трауры полночные лежат.

3)Порой среди забот и жизненного шума
Внезапно набежит мучительная дума
И гонит образ твой из горестной души,
Но только лишь останусь я в тиши,
Спокойной мыслью ничем не возмутимый,
Твой отражаю лик, желанный и любимый.

4)В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый.
Смиренные, родимые черты!

5)Под небом мертвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Источник

Объясните смысл названия путешествия вокруг маршака

Вопросы по тетради проверочная работа №6

1 :. Как ты понимаешь выражение «Вокруг С. Маршака»?

2 :. Вспомни и запиши фамилии писателей, объединенных С. Маршаком

3 : Запиши фамилии писателей в хронологическом порядке. Подчеркни фамилии писателей ХХ века .

вот писатели: А.С.Пушкин, С .Полоцкий, К.И.Чуковский, С.Т. Аксаков, Г.В. Сапрыгин..

4. Какова главная мысль размышлений Б.Галанова «Пишу на ту же тему по-своему?» выбери ответ:

1) Работа над книгой может исцелить, доставить радость и удовольствие, если в нее вложить частичку самого себя.

2) Книга А.Н. Толстого может многому научить.

3) Книга А.Н.Толсого похожа и не похожа на книгу К.Коллоди.

5: Сгруппируй героев по текстам ( из каждого текста — пять героев). Укажи авторов.

Лена, Зина, Мороз, Никита, Нянька, мальчик, кондуктор, цыпленок, белки, мать, Толя, маляр, учитель, отец, Бавария.

1) ____________ 2) ______________ 3) _____________

_______________ ________________

_____________ _______________ ____________

Источник

Читайте также:  Германия франция италия путешествие
Оцените статью