§ 2.3. Экономическое развитие
Как известно, страны развиваются по-разному, поэтому есть все основания разделить их на группы: развитые страны, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны. Среди развивающихся выделяют группу наименее развитых стран. Разрыв между богатыми и бедными странами очень велик. К началу XXI в. показатель ВВП на душу населения в среднем для развитых стран составлял более 25 тыс. долл. в год, а для наименее развитых стран — чуть более 255 долл. Как видим, разрыв почти в 100 раз.
Существует даже такое утверждение: «Бедные страны остаются бедными по причине своей бедности». Что оно означает? Низкие доходы населения (менее 1 долл. на человека в день) означают не только низкий спрос, но и практически отсутствие сбережений, а значит, отсутствие инвестиций в физический и человеческий капитал и, как следствие этого, низкий уровень производительности труда. Но если далее и наблюдается рост ВВП, это не увеличивает доходы населения, потому что само население растет еще более быстрыми темпами. Данная ситуация получила название «порочный круг бедности».
Поэтому когда мы говорим об экономическом росте и факторах его интенсивного развития, то имеем в виду развитые страны. Для развивающихся стран более приемлем термин «экономическое развитие».
Экономическое развитие — это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики. По большей части в развивающихся странах преобладает сельскохозяйственное производство, почти отсутствует промышленность, подавляющее большинство населения живет в сельской местности. Цели и задачи экономического развития этих стран отличаются от целей экономического роста. Им предстоит создать промышленность, инфраструктуру, города, а самое главное — обучить население, которое в подавляющем большинстве является неграмотным.
Правда, в XXI в. эти народы не одиноки, им помогают международные организации, такие, как Мировой банк, Международный валютный фонд и др., направляя финансовые ресурсы на реализацию целей экономического развития и не допуская их использования в других целях. Как говорит народная мудрость, если хочешь помочь человеку, подари ему удочку, а не рыбу, тогда он не умрет с голода.
Могут ли слаборазвитые страны разорвать порочный круг бедности? Могут, если осознают цели экономического развития страны и будут стремиться к достижению роста доходов, сбережений, инвестиций и производительности труда на основе своих внутренних источников, а не ждать, когда их накормят «богатые дяди».
Источник
Экономическое развитие
Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ [1] .
Основными показателями экономического развития страны считаются качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, ВВП, ВНП, человеческий капитал на душу населения и индекс экономической свободы.
Рост и развитие взаимосвязаны, но первично развитие экономики, которое служит фундаментом для ее роста в долгосрочном периоде. Соответственно взаимосвязаны и дополняют друг друга теории роста и экономического развития.
Главными драйверами роста и развития экономики являются человеческий капитал и порождаемые им инновации.
Содержание
Сущность экономического развития
Основы теории экономического развития создал Йозеф Шумпетер в начале ХХ века [2] . Значительный вклад в нее внесли Саймон Кузнец, Фернан Бродель, Герхард Менш,Теодор Шульц, Гэри Беккер, Майкл Портер, Николай Кондратьев и другие ученые.
В своей фундаментальной книге «Теория экономического развития», изданной в 1911 году, Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, определил сущность инноваций различных видов и классифицировал их.
Отличие между ростом и развитием Йозеф Шумпетер пояснил так: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится».
По Шумпетеру экономический рост — это количественные изменения — увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем.
Экономическое развитие — это положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом — то есть инновации.
Кратко: рост — количественные изменения; развитие — качественные положительные изменения, направленные на рост.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, создание сектора инновационной экономики и венчурного бизнеса, структурные сдвиги в экономике, рост производительности труда и качества жизни населения.
Эффективность процессов развития во многом определяется эффективностью государственного регулирования экономики, эффективностью самого государства и его институтов.
Системное регулирование экономики должно приводить к положительным качественным изменениям во всех видах экономической деятельности, в качестве жизни населения. Должно обеспечивать стабильное и долгосрочное накопление положительных изменений и общий рост экономики, ее эффективности и качества жизни.
Современная концепция управления изменениями Норберта Тома [3] включает следующие составляющие регулирования и управления: экономические (например, рост или снижение налогов, вступление в ВТО, глобализация рынка и т.д.), технологические (модернизация, использование высоких технологий), политико-правовые (положительные изменения в законодательстве), социально-культурные (мораль и нравственность, культура, изменения в системе ценностей, адресная соц. поддержка), физико-экологические (климатические условия, экология).
Саймон Кузнец особо выделяет ведущую роль в процессах развития человеческого капитала. Недостаток накопленного человеческого капитала, его низкое качество не позволяют стране создать следующий конкурентоспособный технологический уклад экономики, как это произошло с СССР при создании микроэлектроники, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии.
Опыт успешных стран показывает, что только системный подход к процессам развития позволяет выйти на устойчивую траекторию роста экономики и качества жизни.
Градация стран мира по уровню экономического развития
Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран) [4] . Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.
Общими для всех стран с растущей и развивающейся экономикой являются рост стоимости и качества человеческого капитала за счет высоких в него инвестиций и эффективного самовоспроизводства, пониженный уровень коррупции, эффективное управление, эффективность инновационной системы, высокая конкурентоспособность экономики, стабильный рост ВВП и ВНД в долгосрочном периоде, повышение качества жизни населения.
С другой стороны для всех успешных стран мира характерно циклическое развитие экономики со спадами, кризисами и долгосрочным ростом.
По типу экономик различают страны [5] :
- с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);
- со смешанными укладами экономик;
- с индустриальной экономикой;
- с постиндустриальной экономикой [6] ;
- страны с экономикой знаний.
По уровню общего развития страны разделяют на следующие группы стран:
Развитые страны — страны с эффективными инновационными экономиками. К ним относятся в основном страны – члены ОЭСР. В их число входят США, Германия, Швеция, Финляндия, Япония, Австралия, Сингапур и другие.
В развитых странах создан значительный сектор экономики знаний и индустрия знаний.
Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором роста и развития индустрии знаний. Его удельный вес составляет до 80% их национального богатства.
Ведущие страны мира с инновационной экономикой создали благоприятные для быстрого воплощения идей ученых и инноваторов в конкурентоспособную продукцию и высокие технологии.
Высокие инвестиции в человеческий капитал обеспечивают им лидерство в науке, образовании, медицине, высоких технологиях и в индустрии знаний.
Развитые страны значительно опережают другие страны по стоимости и качеству накопленного национального человеческого капитала, по уровню и качеству жизни, в основных рейтингах по ВВП и ВНД на душу населения (за исключением небольших нефтедобывающих стран), по конкурентоспособности экономик, индексу экономической свободы и других.
Развивающиеся страны – страны с индустриальным укладом экономики и обществом. В литературе развивающиеся страны, ставящие своей целью догнать по уровню развития и качеству ведущие страны мира, называют странами с догоняющими экономиками.
В их число входят Китай, Бразилия, Мексика, Турция, Малайзия и другие страны. Весомых успехов достигли страны с уже бывшими переходными экономиками — Словения, Чехия, Словакия, Эстония и др. Эти страны уже создали достаточно эффективные рыночные экономики с конкурентными рынками.
Россия в части диверсификации экономики, конкуренции, роста производительности труда и человеческого капитала, повышения качества жизни, снижения коррупции и преступности пока существенно отстает от этих бывших соцстран.
Слаборазвитые страны — это наиболее бедные страны мира (в основном страны Центральной Африки, островные страны и др.).
Показатели уровня экономического развития
Для сравнения стран по уровню развития используют комплекс показателей, который включает:
- ВВП и ВНП на душу населения;
- Качество и уровень жизни населения;
- Конкурентоспособность экономики;
- Производительность труда и другие показатели экономической эффективности;
- Стоимость человеческого капитала на душу населения, его качество и производительность;
- Встроенность в мировую экономику;
- Уровень коррупции;
- Место в ведущих мировых рейтингах;
- Финансовые и экономические рейтинги и оценки ведущих мировых рейтинговых агентств;
- Отраслевая структура экономики, доля сырьевой экономики;
- Производство основных видов продукции на душу населения;
Важнейшими показателями развития страны, определяющими стабильность и устойчивость развития и роста экономики, базой развития служат объемы инвестиций в составляющие человеческого капитала — в воспитание, культуру, образование, медицину, в науку, в качество жизни населения.
Развитые страны инвестируют в человеческий капитал в 2-5 раз больше в долях ВВП и национального бюджета, чем Россия и некоторые другие развивающие страны [7] . Тем самым они наращивают преимущества своего человеческого капитала и экономики. Наращивают отрыв в производительности труда и человеческого капитала, которые близки по величине.
Страны (Финляндия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.), которые в последние десятилетия вошли в число развитых передовых по производству и экспорту высоких технологий,начинали свою модернизацию с модернизации человеческого капитала и роста в него инвестиций, в первую очередь государственных (в образование, науку, медицину, качество жизни).
Их успешный опыт — весьма убедителен и полезен для других стран.
Источник
—>Decadence —>
Образовательный сайт
Общество и экономика – взаимосвязанные понятия, которые стоит рассматривать вместе. Стоит рассмотреть взаимосвязь разных экономических механизмов с политической деятельностью государства и уровнем жизни людей.
Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI века?
Развитие общества немыслимо без экономики. Благодаря экономическим отношениям создаются материальные блага, обеспечивается возможность культурного и научного прогресса.
Экономика напрямую влияет на уровень жизни населения. Низкие доходы негативно сказываются на качестве медицинского обеспечения, условиях проживания и отдыха.
Новая экономика 21 века в России находится на стадии развития. Предпринимательская деятельность затруднена, поскольку антимонопольная политика проводится недостаточно активно.
Вопросы и задания к документу
1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как несовершенный?
Рыночный механизм не может устранить такие проблемы:
- справедливое распределение и применение имеющихся ресурсов;
- обеспечение устойчивости экологической ситуации;
- устранение неоправданного неравенства между людьми.
2. Какие данные подтверждают усугубляющееся в мире социальное неравенство?
Согласно статистике, собранной ООН, абсолютные показатели бедности растут. Т. е. люди в массе своей не приобретают материальные и духовные блага, а теряют. В связи с этим снижается и качество жизни.
3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.
Наиболее эффективный механизм достижения социального согласия – совершенствование социальной политики:
- Увеличение свобод для предпринимательской деятельности. Высокая конкуренция подталкивает компании к улучшению качества выпускаемой продукции.
- Развитие сферы здравоохранения и образования. Более здоровое и образованное население имеет более высокие показатели производительности труда.
- Поддержка малоимущих граждан.
- Регулирование трудовых отношений – экономическая политика должна обеспечивать каждому работнику возможность выбирать вакантные места, а не зависеть от одного работодателя.
- Помощь в переподготовке кадров.
- Введение прогрессивного налога. Сегодня богатые платят меньше, чем бедные, что ведет к обогащению первых и снижению доходов последних. Принцип прогрессивного налога прост – чем больше доход, тем больший процент от него придется отдавать государству.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
Экономика играет решающую роль в развитии общества. Она занимает первое место по значению среди множества сфер общественной жизни по нескольким причинам:
- создает условия для продления человеческого рода;
- поддерживает жизнедеятельность людей;
- обеспечивает саму возможность жизни за счет производства необходимых благ.
2. От чего зависит богатство и процветание страны?
Эти показатели зависят от уровня экономики государства. Только при высоком уровне экономики возможно эффективное использование природных и производственных ресурсов. Основные показатели богатства и процветания страны:
- повышение продолжительности жизни населения;
- увеличение прожиточного минимума;
- равномерность распределения доходов между гражданами;
- доступность культуры;
- состояние окружающей среды.
3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
Основные экономические механизмы:
- торговля – каждый продукт имеет ценность, выражаемую в денежном эквиваленте;
- специализация – все работники распределены на группы, работающие над производством определенных продуктов;
- распределение труда – разделение труда на ряд операций, выполняемых разными людьми.
Если сравнивать страны Африки (с натуральным хозяйством) и страны Европы (с торговыми отношениями), станет ясно, что торговля – более эффективный механизм, чем натуральное хозяйство.
Перечисленные выше механизмы экономики позволяют повысить производительность труда каждого работника. Благодаря этим механизмам производители могут выгодно обмениваться продуктами своего труда.
4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
Социальный мир возможен только в том случае, когда рыночная экономика будет корректироваться при помощи социальной политики:
- Поддержка малообеспеченных граждан.
- Обеспечение доступности образования.
- Трудоустройство незанятого населения. При этом важно создавать привлекательные вакансии с достойной з/п.
Роль экономики в жизни общества требует внимательного изучения – это позволит сделать выводы о дальнейшем развитии страны.
5. Нужна ли демократия рыночной экономике?
Нужна, потому что при отсутствии конкуренции (при существовании монополий) качество производимых товаров не улучшается, а зачастую становится хуже. Люди вынуждены покупать то, что есть, потому что больше ничего не предлагается. Кроме того, свобода предпринимательской деятельности – один из факторов обогащения общества в целом.
6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
Правильно выбранная государственная политика способна направить рыночную экономику на поддержку демократии и правового государства, в котором каждый член общества может выбирать место работы и не попасть под власть безответственного работодателя.
На экономическую жизнь общества влияет деятельность политических партий и объединений. Цели государственной политики, обеспечивающие развитие экономики:
- охрана окружающей среды;
- справедливое распределение доходов;
- обеспечение условий для полной занятости населения.
Такие меры позволят сделать экономические механизмы более эффективными.
7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?
В России наметилась проблема с регулированием антимонопольной деятельности. Это означает, что для крупных компаний создается больше условий для развития, чем для мелких предприятий. Такая ситуация характеризует рыночную экономику России как «развивающуюся».
Задания
1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни.
Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте свой ответ.
Я считаю, что повышение качества жизни каждого члена общества ведет к общей удовлетворенности людей своим положением. Это положительно сказывается на производительности труда и заинтересованности населения в развитии прогресса, развитии страны в целом.
2. Численность населения Земли постоянно растет… Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества.
В развитых странах двигателем прогресса является производство, а рынок труда постоянно совершенствуется, благодаря чему большинство людей имеют хорошо оплачиваемую работу.
В бедных странах еще не сформировался механизм рыночной экономики, который бы смог обеспечить население рабочими местами. При этом плохо организованная образовательная политика ведет к тому, что люди не стремятся делать карьеру или заниматься интеллектуальным трудом, а живут по традиционным для этого общества принципам. Рождаемость в таких странах очень высокая, что обеспечивает перенаселение и уменьшение доходов каждого гражданина.
Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такое показатели как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.
Поскольку в бедных странах быстро увеличивается число населения, ресурсов страны не хватает, чтобы обеспечить каждого достойным доходом. Рыночная экономика не сформирована, ресурсов не становится больше, они, наоборот, иссякают. В результате ухудшается качество жизни каждого конкретного человека. Низкий уровень жизни приводит к падению производительности труда и снижению темпов развития производства, страны в целом.
В развитых странах население подходит к воспитанию детей более рационально – семейные пары решаются завести ребенка только после обеспечения себе достойного уровня проживания – после покупки недвижимости, устройства на высокооплачиваемую работу.
3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду?
Поскольку доходы разных групп населения сильно различаются, работники с низкой зарплатой оказываются обделенными материальными и духовными благами. Они понимают, что при нынешней работе им не добиться желаемого уровня жизни. Это приводит к тому, что работники начинают негативно относиться к своей работе, профессии и труду в целом.
Если при увеличении объема усилий и времени, затрачиваемого на работу, доходы увеличиваются, работник положительно относится к труду.
Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.
К положительным сторонам социально-экономической дифференциации можно отнести:
- Повышение интереса к получению профессионального образования и повышению его качества. Однако не каждый член общества имеет возможность получить образование, которое ему интересно (в некоторых регионах не востребованы определенные профессии, а возможности переехать нет).
- Улучшение развитие конкуренции среди профессионалов. Чтобы добиться более высокого дохода, приходится конкурировать со множеством таких же специалистов.
- Поскольку дифференциация не останавливается, а только усиливается, богатые богатеют, а бедные беднеют, что провоцирует дальнейшее расслоение общества.
Экономика жизни общества представляет особый интерес для современных граждан, которые стремятся улучшить свой доход и качество жизни.
Источник