Обзорная экскурсия школьный музей

Экскурсия по школьному музею

Разработка экскурсии по отделам школьной музейной комнаты (Эссе «Я в школьном музее», «Я поведу тебя в музей»)

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_po_muzeynoy_komnate.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АСЯМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

658816, с. Асямовка, ул. Школьная – 37, тел.: 29-3-68

Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асямовская основная общеобразовательная школа»

ФИО: Баженова Яна

  • ЭССЕ «Я в школьном музее»

Музей — какое слово ёмкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет,
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.

Наша школьная музейная комната создана 11 мая 2007 года педагогами, учащимися и жителями села. Это место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда находишься в комнате, то чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя то солдатом Сталинградской войны, то бойцом, водружающим знамя над рейхстагом … . Экскурсия в исторической музейной комнате начинается с пионерской атрибутики: значки октябрёнка, пионера, комсомольца; галстуки пионера и многое другое.

Проходя дальше, можно увидеть экспозицию «Люди, события, факты. Асямовская основная школа». Здесь рассказывается об истории Асямовской школы, об учителях-ветеранах и работающих учителях настоящего времени, которые в своё время работали работают в школе на территории Асямовки. Здесь же хранятся газеты, в которых говорится об успехах учащихся школы, победные кубки, грамоты, почётная книга выпускников, а так же оборудование, которое использовалось в школе.

Большой интерес представляет постоянно действующая экспозиция «Памяти павшим будем достойны». Здесь можно увидеть то, к чему, кажется, не должно было стремиться человечество: орудия, предназначенные для массового убийства. Вторая мировая была, по определению историков, индустриальной войной: в убийственный водоворот были втянуты не только народы, но и все материально-технические ресурсы стран-участниц. В экспозиции можно увидеть экспонаты, рассказывающие о победе во Второй мировой войне, которую одержали войска Советского Союза. Современные экспозиции радуют глаз. Во всем своем многообразии представлены работы фотохудожников, живописцев — всех тех, кого в полной мере можно назвать творцами истории. По крайней мере, той ее части, которая не связана с насилием и смертью.

Мне было очень интересно узнать, каким был наш край в каменном веке. На его территории росли многочисленные вечнозеленые деревья и кустарники: папоротники, плауновые, голосеменные, первые хвойные. Животный мир был представлен земноводными, насекомыми, птицами. Во время наступления ледников здесь появились мамонты, пещерные медведи, шерстистые носороги, олени, о чем свидетельствуют находки наших односельчан в гранитном карьере города Новосибирска. Так, в нашей музейной комнате представлен скелет резца мамонта.

Больше всего меня заинтересовали предметы старинного быта: железная кровать с пастельными принадлежностями, домотканые половики, настенный ковёр, вышитые занавески, прялка и многое другое. От этих предметов быта веет уютом и теплом.

Наше поколение желает продолжать начатую работу, и это очень важно, потому что их идеи и начинания будут жить в них, в их детях, сохраняя историческое и культурное наследие малой родины.

· Изучение истории и культуры родного края

· Формирование чувства любви к Родине и её прошлому

· Воспитания чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, родного края, к истории своего народа.

1. хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и коллекций

2. познакомить с историей края, с русскими национальными традициями и обычаями

3. ввести в мир русской культуры, способствовать принятию или нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие), познакомить учащихся с особенностями крестьянского жилища.

4. восстановить прерванную связь времён;

5. возродить духовные ценности;

6. вернуть утраченную любовь к родной земле;

Возрастная категория слушателей: от 10 лет и старше

Экспозиция музейной комнаты

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили. Для этого в школьной музейной комнате создана экспозиция «Крестьянская изба», об экспонатах которой рассказывается в данной обзорной экскурсии.

«Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи начинается с малого- с любви к своей

семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь эта любовь переходит в

любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»

История Руси полна драматизма. Многочисленные воины и пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно беречь и хранить то, что досталось нам в наследство.

Культуру России можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры и мы по праву можем ими гордиться. Ещё А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал: « Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили

наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили.

Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники поистине бесконечно доброго народного мастерства. Поэтому важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. С этой целью в нашей исторической музейной комнате создана экспозиция «Крестьянская изба». В нём мы познакомимся с крестьянским бытом, прошлым нашего села, народными праздниками. Узнаем много о местных народных умельцах.

Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба).В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Переходим к следующим экспонатам нашего музея. Полотенца играли большую роль в крестьянском быту. Они были не только необходимой частью домашнего обихода, но являлись неотъемлемой частью многих сельских, церковных и семейных праздников. На полотенце подносили «хлеб — соль» дорогим гостям, полотенцем опоясывались сваты, исполняя свои обязанности. Вот и полотенце, переданное внучкой Атлас Надежды , хранит чуть заметный след от каравая. Надежда рассказывала, что на этом полотенце подносили хлеб-соль знатным гостям. А полотенцем вышитым руками Никитенко Валентины Павловны, перевязывали сватов на свадьбе её племянника.

Наряду с лентами, с платками, и другими атрибутами полотенца играли важную роль в свадебных обрядах.

Полотенце дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям жены. Вышитыми полотенцами украшали образа («божницы» в домах). Полотенце обязательная часть приданого. Ими в дни сельскохозяйственных и церковных праздников крестьяне украшали свой дом.

Само название «полотенце» происходит от древнего русского слова « полотно» и указывает на то, что предмет этот появился очень давно. Вышитые полотенца – характерная черта быта всех восточных славян. Мотивы вышивок полотенец отличаются разнообразием, выразительностью и разной техникой исполнения (мелкий крестик, тамбурный шов, гладь и др.)

Различно и цветовое решение: красные тона, красно-черные, многоцветные. Особый интерес представляют сюжеты вышивок на полотенцах. Талантливые русские мастерицы в течение ряда столетий выработали множество приемов украшения праздничных , ритуальных и повседневных полотенец. Украшали их кружевами.

На свадьбе, масленице, при рождении человека, вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Продолжим дальше нашу экскурсию. Правый угол от печи назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Прялка – удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с женским трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было всегда так велико, что еще в глубокой древности, как и ткачество, оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.

Сегодня мы врядли вдумываемся в знакомые пушкинские строки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», а не так уж давно девушки и женщины наших сел и деревень постоянно пряли. Пряли всю зиму, пряли днями и неделями. Трудно представить, какое количество пряжи надо было наготовить, чтобы одеть большую семью. Поэтому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. На се посиделки или «беседы» девушки ходили с прялкой. Причем уходя из дома на «беседу», девушка брала уже не простую прялку, которая служила ежедневно, а самую нарядную, резную, чаще всего подарок отца, брата или своего парня-«вечеровальника».

Собирались не только в своей деревне, но и в соседней. Старушки вспоминают: «Сегодня у одной соберемся, завтра у другой, чередовались. Собираются, прядут, песни поют. Парни с гармошками. Тальянки были, волынки – всякие. Там идет и знакомство. Парень сядет за прялкой – «сесть в серёдки» называлось, — и с той стороны копыла. И разговаривают. А она прядет. Парень облюбует девушку, и сватов может засылать…Ну, а надоест прясть, начинают играть в круги».

Эту прялку в дар музею передала Кобылкина Валентина Григорьевна.

Другой, левый угол от печи, назывался красный, то есть красивый.

Смотрите, как всё продумано в крестьянском хозяйстве, как всё отлично предусмотрено для жизни человека. Большой стол, за который могла усесться вся семья, вдоль стен широкие лавки. На них иногда и спали. В красном углу иконы, украшенные яркими полотенцами. Стол в избе – это не просто необходимая мебель. Только за столом члены семьи ощущают себя единым целым. Порядок за столом отражал не только семейные отношения, но и глубочайшее уважение трудового человека к еде, олицетворяющей весь жизненный процесс. За обеденным столом нельзя было много говорить, вставать из-за стола до окончания трапезы без крайней нужды, заниматься посторонними делами.

Деревянный стол стоит и в нашем музее. Из рассказа его хозяйки Горбанёвой Инессы Ефимовны стало известно, что стол этот сделан в двадцатые годы прошлого века.

Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Основная причина распространения деревянных ложек в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. А ещё любили наши предки очень горячую пищу. Подать на стол чуть ли не кипящие щи было делом чести хозяйки. Деревянная ложка губы не обжигала. Конечно, кипящие щи не ели, но черпали их очень горячими, и остывали они в ложке. Неумелому человеку, обжёгшему губы, говорили, что он забыл о том, что «под носом ветер есть».

К большим праздникам столы и лавки промывали с речным песком, и они имели приятный желтоватый цвет.

Жители села бывают частыми гостями нашей музейной комнаты. Из их рассказов мы узнаёт, как работали теми или иными орудиями труда, как обращаться с ними, истории их изготовления и происхождение.

Поисковая и исследовательская работа продолжается. Музей пополняется новыми экспонатами.

Почему же настолько актуально воспитание на традициях отечественной культуры? Во-первых, мы в большинстве своём – русские. Во-вторых, без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. В-третьих, русская культура позволяет привить нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству.

  1. В.С.Воронов. О крестьянском искусстве.-М.,1972 г.
  2. Украшение крестьянских домов и одежды (историко – этнографический атлас). – М.,1970 г.
  3. Т.М.Разина. Русское народное творчество.- М.,1970 г.
  4. В.П.Аникин. Вступительная статья «Живая вода» (сборник русских народных сказок, пословиц, загадок)-М.,1987 г.
  5. Рассказы старожилов села Асямовки: Милютиной Натальи Фёдоровны, Никитенко Михаила Васильевича, Муравьева Михаила Кузьмича, Сасун Александра Петровича, Гринева Михаила Яковлевича.

Источник

Обзорная экскурсия по школьному музею

Разработка предназаначена для проведения обзорной экскурсии по школьному краеведческому музею для взрослой аудитории, в том числе учеников старших классов

Просмотр содержимого документа
«Обзорная экскурсия по школьному музею»

в школьный краеведческий музей МКОУ «Олинская СОШ» для гостей.

— ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея;

— воспитывать патриотизм, любовь и уважение к школе;

— содействие развитию коммуникативных компетенций.

Продолжительность экскурсии: 25-30 минут.

В школьном коридоре у входа в музей собирается группа экскурсантов.

Вступительное слово учителя: Добрый день, гости дорогие!

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Подготовили для вас!

От волненья и идей

К нам приехал губернатор!

В скромный школьный наш музей

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Лиманский

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!

Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему школьному краеведческому музею. Наш музей состоит из нескольких залов. Сейчас вы находитесь в Информационно – выставочном зале, где регулярно обновляются и оформляются стенды, приуроченные к тем или иным историческим датам.

Сначала мы приглашаем вас в Зал Боевой славы.

(звучит фонограмма песни)

Гости заходят в зал Боевой славы

Представляю историческую справку о школьном музее

(зачитывает историческую справку)

Музей был открыт в 2009 году, но до этого времени с 2002 года в старом здании у нас существовал музейный уголок.

В ходе строительства новой школы в 2008 году встал вопрос о сносе ветхого здания Никольской церкви. По инициативе главы администрации района Я.А. Фенькова и на средства районной администрации здание капитально отремонтировали снаружи.

В том же 2008 году на средства выигранного гранта школы, проводимого нефтяной компанией ЛУКОЙЛ, здание отремонтировали внутри.

С тех пор все экспозиции и собранный материал располагаются в «новом» здании площадью около 200 квадратных метров. Здесь мы Вас и приветствуем, дорогие наши гости!

Краевед 2 Прошедший 2015 год для всей страны стал памятным и важным в связи с 70-летием со дня великой Победы. К этой дате поисковая группа и активисты школьного музея полностью обновили и оформили зал боевой славы. Экспозиции полностью посвящены истории села Оля в годы войны: здесь есть сведения об участниках войны, детях войны.

Собирать и хранить подлинные памятники истории и культуры трудное и ответственное дело.

В музее более 500 экспонатов , документы, фотоматериалы, предметы быта, в том числе военного и др..

Прошу обратить ваше внимание на экспозицию «Земляки, погибшие в 1941-45 –х годах», на которой размещены фамилии олинцев, не вернувшихся с войны. Из нашего села на фронт ушло более 300 человек . Почти половина из них осталась на полях сражений.

Мы начали работу над социальным проектом «Книга памяти с.Оля», где хотим собрать сведения обо всех олинцах, которые были на войне.

Прошу вас обратить внимание на папку-раскладушку « Педагоги Олинской школы-ветераны войны». Сама по себе папка мало что может рассказать. Но нам удалось найти уникальные сведения об этих героических педагогах. Хотя в живых нет уже никого. Каждый из этих учителей достоин отдельного рассказа и наш музей работает над этим. На примере этого экспоната мы кратко хотим рассказать, как ведем свою поисково- музейную работу.

Среди педагогов двое побывали в немецком плену, были ранены. Это учитель химии Богатов Иван Алексеевич и учитель начальных классов Чурзин Константин Александрович. О каждом из них мы собрали интересные сведения и на сайте Министерства обороны нашли документы, подтверждающие имеющиеся у нас сведения о страшном военном плену. (показывают документы).

Интересный материал мы нашли о бывшем директоре школы, учителе истории Володине Павле Михайловиче. Павел Михайлович никогда не рассказывал о войне и всю жизнь проносил в своем теле осколок. Описание его подвигов мы также нашли на сайте «Подвиг народа». Его дочь, проживающая в Астрахани, до сих пор хранит письма и награды своего отца. Мы надеемся, что их копии займут достойное место в экспозиции зала боевой славы. А ребятам предстоит написать серьезную исследовательскую работу.

Прошу вас обратить внимание на эту экспозицию. Для большей наглядности для детей младшего и дошкольного возраста мы в этом году оформили «Военный блиндаж». Обычно младшие школьники с огромным интересом рассматривают военные экспонаты, среди которых можно увидеть солдатскую каску и китель, офицерский планшет, портсигар, фляжку, печку-буржуйку и другое. Самое ценное в них то, что эти вещи принадлежат односельчанам, с которыми эти вещи прошли всю войну.

Внимание на проектор.

Демонстрируется презентация о делах школьников.

Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для дошкольников, учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Кроме этого, в школе все ребята принимают активное участие в различных акциях.

«Вахта памяти» и др.

Оказывают помощь по дому ветеранам и детям войны,

Являются победителями и участниками областных, всероссийских и исследовательских конкурсов.

Просим подойти к экспозиции «Отчизны верные сыны». Продолжая традиции своих земляков, многие выпускники школы с достоинством выполняют свой воинский долг, находясь на военной службе.

Эта сторона зала посвящена односельчанам и выпускникам школы, участникам военных конфликтов 20 века, а также тем, кто воевал и погиб в Чечне.

В 2014 году группа ребят работала над социальным проектом «Чтобы помнить.»

При поддержке одноклассников и родственников выпускников, а также администрации школы на фасаде нового здания мы установили памятные доски в честь выпускников, погибших при исполнении воинского долга на Северном Кавказе: рядовому Сорвакову Андрею и старшему лейтенанту медицинских войск Глотовой Ирине. В музее мы оформили уголок «Ради жизни и будущего».

Краевед 2. Недаром народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”. Мы приглашаем вас в зал старины и быта, который состоит из двух разделов: «История рыболовства в селе Оля» и Казачья изба. Там вас ожидают ребята из казачьего кружка «Веретенце.»

Переход в зал старины и быта

Здравствуйте, гости дорогие! Давно вас ждем – поджидаем, экскурсию без вас не начинаем! Проходите! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило? Как говорили в старину: в тесноте да не в обиде! Мы рады приветствовать вас в зале старины и быта нашего села. В зале оформлены экспозиции:

«Село Оля – рыбацкий край» и «Крестьянский быт».

Краевед 2. Войдя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку набьешь: дверь в избу была низкая, а порог наоборот высокий, чтобы не дуло. Топили в нашей местности камышом, а дрова и уголь появились лишь после войны.

При входе в избу сразу обращаешь внимание на печь. Раньше говорили «Печь – без печи хата не хата». С печью был связан весь быт, вся жизнь крестьянина и рыбака.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами и во многих русских сказках встречается печь. Печь не только отапливала избу, в ней готовили еду, на ней сушили одежду, можно было и поспать.

Рядом с печью всегда стояли приспособления для приготовления пищи: чугуны, ухваты, кочерга и многое другое.

Краевед 3. Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме.

В русской избе на стенах вышивки– расшитые полотенца -рушники, на кроватях кружевные оборки – подзоры.

Многое уходит в прошлое, поэтому многие вещи в современном быту не используются и увидеть их можно только в музеях или прабабушкиных подвалах и чердаках. Это: рубеля, коромысла, прялки, сундуки, самовары, капусторезки, ступки, корыта и многое другое.

Краевед 1. Все эти экспонаты переданы в школьный музей жителями нашего села. Среди экспонатов большинство подлинники, но есть и макеты, выполненные руками местных умельцев: цибор, ветряк, люлька….

Здесь они не только хранятся, с их помощью наши дети знакомятся с бытом сельчан, учатся беречь исторические ценности и гордиться ими.

Ведь кто не знает своего прошлого — недостоин будущего.

Подарок в виде куклы-оберега

Краевед 2. И в заключение нашей экскурсии мы бы хотели Вас пригласить в сердце нашего музея. Комнату, где мы проводим занятия, репетируем, придумываем интересные экскурсии…

(проходят в комнату актива)

Краевед 1: Итак, это Комната актива музея и в тоже время кружковая, где свои занятия и мероприятия проводим мы, активисты музея и ребята из казачьего кружка «Веретенце».

Здесь мы бы хотели подарить Вам на память буклет о нашем музее и посвятить вас в Почетные друзья музея.

Церемония посвящения в друзья школьного музея.

Автограф в книге почетных гостей.

Источник

Читайте также:  Проект по профориентации экскурсии
Оцените статью