- Путешествие по Сахаре. Как мы пешком прошли пустыню
- Мы братья-близнецы, и у нас одинаковая страсть – путешествовать в самых разных уголках планеты. На нашем счету — множество переходов, восхождений, плаваний и марафонов, в том числе покорение семи великих пустынь мира
- Про первые неприятности
- Это был плохой знак. И действительно — уже через сутки произошел первый серьезный инцидент
- Как мы шли через пустыню
- В пик жары Сахара начинает дурачить, водить человека за нос так, что сомневаешься в своём благоразумии
- Как мы пили чай с повстанцами
- На одном из сидений джипа лежал автомат Калашникова, замотанный в грязную тряпку. В регионе уже несколько лет длится перемирие и многие повстанцы, оставшись без дела, промышляют в пустыне чем могут
- Что в пустыне главное
- Пункт невозврата мы пропустили: впереди было 50 километров, а в наших канистрах оставалась всего 14 литров
- Как мы лишились коляски
- Как закончилось наше путешествие
- Здесь наш трекер показал: пройдена тысяча километров. По такому поводу впервые за полтора месяца мы позволили себе выпить немного виски, который принесли французы
- Путешествие по пустыне Гоби и Алтаю совершил пензенский турист
- Алтай – Монголия (путешествие по пустыне Гоби)
- Уникальный артист
- Как попасть в Монголию
- Быт аборигенов Монголии
- Путешествие по пустыне. Экзотика
- Памятники природы и истории
Путешествие по Сахаре.
Как мы пешком прошли пустыню
Александр и Сергей Синельники
заслуженные путешественники России
Мы братья-близнецы, и у нас одинаковая страсть – путешествовать в самых разных уголках планеты. На нашем счету — множество переходов, восхождений, плаваний и марафонов, в том числе покорение семи великих пустынь мира
Одна экспедиция — с севера на юг Западной Сахары*, которая состоялась зимой 2010 года, — особая. Потому что мы прошли по маршруту пешком без какого-либо сопровождения через зону с особым режимом, напичканную минами.
Про первые неприятности
Первоначально мы планировали свой маршрут через самый центр территории, где почти нет жителей, кроме редких кочевников, передвигаясь от колодца к колодцу до военного городка Бир-Арзаран, и уже оттуда свернуть на запад к побережью Атлантического океана. Однако жизнь и местные реалии — минные поля и ограничения военного режима — кардинально изменили эти планы, наш путь сместился западнее и прямая линия маршрута превратилась в зигзаги и углы.
Из административного центра Западной Сахары, городка Эль-Аюн, мы вышли ближе к вечеру, потому что еще до старта пришлось переоборудовать тележку, на которой мы везли по пустыне воду, продукты и оснащение.
Дело в том, что в самолете у нас украли часть багажа — алюминиевые элементы телеги. Замены им не было, поэтому пришлось восстанавливать на месте, используя стальные и тяжелые аналоги.
Это был плохой знак. И действительно — уже через сутки произошел первый серьезный инцидент
Мы подошли к самому длинному в мире ленточному транспортеру* , который тянется 98 километров от фосфоритовых рудников в городке Бу-Кра до порта в Эль-Аюне.
Обойти это сооружение не реально, но можно пересечь, подлезая под опоры. Если, конечно, охрана не поймает. Нас поймала.
Допрашивали пять с лишним часов, правда, беседа велась корректно. Полицейские на пальцах, жестами и ужасной мимикой объяснили нам, что сами они вглубь пустыни никогда не ездят, потому что она вся заминирована, идти можно только по старым колеям, а по территории шныряют шайки разных бандитов.
Потом нас посадили в полицейский джип и отвезли обратно, почти в исходную точку, настоятельно посоветовав выбрать другой маршрут.
Как мы шли через пустыню
Мы продолжили движение на юг вдоль единственной асфальтированной дороги, которая гордо называется Трассой №1. Сходить с нее строго запрещено. Однако нам нужна была пустыня, а не «дорога жизни», и мы шли зигзагами по пустынным просторам — от оазиса к оазису, от колодца к колодцу.
В день проходили по 30–35 километров. По утрам кипятили воду на портативной горелке. Пили крепкий арабский кофе и завтракали сублимированными кашами и омлетом. Шутя спорили, кто из нас первый начнет кукарекать.
Жара в пустыне стоит неимоверная: днем плюс 45. Ночью прохладнее, самая низкая температура была +8 С. Ветер слабый, совсем не охлаждает тело. Несколько раз бывало, что мы почти теряли сознание и падали прямо в песках от усталости, жары и перенапряжения. А еще мириады мух, которые лезут в рот и глаза, залезают в уши, не дают пить и готовить еду.
В пик жары Сахара начинает дурачить, водить человека за нос так, что сомневаешься в своём благоразумии
Вещи и предметы приобретают весьма странные и абстрактные формы. На горизонте расползаются озёра. А древние бастионы и минареты превращаются при приближении в кучку сбившихся кустарников или прогнившую и заржавелую бочку из-под солярки.
Как мы пили чай с повстанцами
Километрах в пятидесяти от Бождура, примерно на полпути к колодцу Аридаль, нам повстречались на двух видавших виды лендроверах четверо арабов-сахарави – это местное племя, считающее Западную Сахару своей землей. Один, вооружённый острым тесаком, предложил попить чаю.
Но приглашение на чай было лишь предлогом: своей провизии у арабов не оказалось, они нацелились на наши скудные припасы. Мы достали сухой хлеб и финики, чем вызвали явное недовольство.
На одном из сидений джипа лежал автомат Калашникова, замотанный в грязную тряпку. В регионе уже несколько лет длится перемирие и многие повстанцы, оставшись без дела, промышляют в пустыне чем могут
Один из кочевников в грязной засаленной одежде, закутанный в берберский платок, не сводил глаз с золотого обручального кольца на руке Сергея. Однако все обошлось, попив чая с повстанцами, мы спешно удалились.
Что в пустыне главное
Если в среднем в день проходить 25 км, то требуется 5–7 литров воды в сутки. Если очень жарко, то уходит и 10 литров из-за большого потоотделения. Мы несли с собой по 36 литров на каждого.
Рассчитывать на редкие колодцы, указанные на карте, не стоит – многие из них оказываются высохшими или вода в них непригодна для питья.
Когда мы вышли из прибрежного поселка Эль-Дахля, где немного восстановили силы и пополнили припасы, и направились вглубь страны, в головах вертелась одна мысль: не пропустить «Точку Принятия Решения». То есть момент, после которого еще можно вернуться обратно, потому что воды до цели не хватит.
Пункт невозврата мы пропустили: впереди было 50 километров, а в наших канистрах оставалась всего 14 литров
На свое счастье, мы встретили берберов-скотоводов, и кочевники пополнили наши запасы воды. А мы оказали одному из них медицинскую помощь, обработав осколочные ранения руки, полученные от разрыва боевого снаряда.
Как мы лишились коляски
В Бир–Арзаране, базе марокканских военных, генерал долго проверял наши документы, а на следующее утро выгнал из капониров на воздух десятки танков. Похоже, скучающий в этой пустынной глуши генерал хотел похвастаться перед нами мощью марокканской армии.
Возвращались к океану по расчищенному бульдозерами треку, который используют бензовозы, доставляющие топливо для военной техники базы Бир-Арзарана.
На этом этапе нас совершенно замучили проколы колес тележки. Резина оказалась очень слабой и протыкалась любой колючкой, которых в пустыне на каждом шагу. Приходилось заклеивать.
Наконец, на полпути от Бир-Арзарана к океану коляска развалилась окончательно, выдержав 850 километров.
Как закончилось наше путешествие
Пустыня кажется бескрайней, мы в ней совсем затерялись. Но все заканчивается, в том числе и «долина безмолвия» — так мы назвали путь от Бир-Арзарана до поселка Эль-Аргуб на перекрёстке трансокеанской «дороги жизни».
С этого момента мы двигались строго на юг вдоль берега океана — по асфальтированной трассе, ведущей в Бир Гандуз, город на границе с Мавританией. Заминированные еще в семидесятые годы прошлого столетия поля больше не позволяли нам углубляться в пустыню.
По дороге натолкнулись на автокемпинг с трейлерами пожилых французов, которые здесь проводят зиму под охраной марокканских солдат.
Здесь наш трекер показал: пройдена тысяча километров. По такому поводу впервые за полтора месяца мы позволили себе выпить немного виски, который принесли французы
Финиш был через пару десятков километров у поста Гергерат на границе с Мавританией, где мы, наконец, выдохнули: Сахара пройдена!
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео: из личного архива братьев Синельников
*По этому конвейеру, построенному в 70‑х годах прошлого века немецкой фирмой «Крупп», фосфоросодержащая руда из пустыни доставляется прямо на борт специальных судов. Те везут ее в Европу, где из руды делают удобрения
Западная Сахара — спорная территория в Северной Африке, 80% которой оккупировано Марокко, а оставшаяся часть, наименее заселенная и не обладающая никакими природными ресурсами, представляет собой так называемую «свободную зону». Там базируются отряды фронта ПОЛИСАРИО — организации, ведущей партизанскую войну за независимость с марокканскими войсками и провозгласившей непризнанную Сахарскую Арабскую Демократическую Республику.
Для защиты от атак повстанцев марокканцы вдоль всей границы со «свободной зоной» возвели несколько оборонительных стен, точнее, цепь валов и насыпей общей длиной 2700 км, на которых располагаются военные гарнизоны, установили множество противопехотных мин на подходах и оборудовали пулеметные гнезда на вершинах.
Источник
Путешествие по пустыне Гоби и Алтаю совершил пензенский турист
Путешествие по пустыне совершил пензенский турист и путешественник Владимир Ошкин, известный своими экзотическими походами. В 2017 году он снова удивил пензенскую туристскую общественность, совершив путешествие «Алтай-Монголия». Многие пензенские туристы путешествовали по Горному Алтаю, но в пустыне Гоби Владимир Ошкин был первопроходцем — среди пензенских туристов. На одной из «Субботних встреч» Владимир показал слайд-фильм о своем путешествии, а также рассказал о своих впечатлениях и ответил на вопросы зрителей. Наибольший интерес у пензенских туристов вызвало «покорение» пустыни Гоби.
Алтай – Монголия (путешествие по пустыне Гоби)
35 лет тому назад я был на Алтае, и вот захотелось снова там побывать — решил вспомнить молодость. Телецкое озеро, Чуйский тракт – это великолепные по своей красоте места. Потом по Монголии сделали кольцо — проехали вдоль Гобийского Алтая, совершили путешествие по пустыне Гоби, потом вернулись тем же путем, и по Чуйскому тракту снова попали в Горноалтайск.
Нас было 12 человек. За 12 дней проехали 5 тысяч километров, в довольно жестких услових. Компания состояла из трех отчаянных алтайских парней, на трех «Буханках». Ребята этим занимаются – организуют путешествия. Хорошо оборудованные внутри машины. Мы везли с собой газ, воду, дрова, еду, палатки. Прочий народ – это вездесущие москвички.
Добираться до Алтая сложновато. Был переезд на поезде до Москвы, потом перелет тяжелый, ночной, потом машина, потом корабль – по Телецкому озеру.
Приехали на стоянку в долину Чалышман — долина сама по себе прекрасная, красивая такая, живописная. Там лагерь разбили, сварили ужин, собрались спать.
Уникальный артист
И тут подъезжает эдакий местный ковбой в кирзовых сапогах и говорит, что он крутой артист, обладатель уникального горлового голоса. Я говорю: «Да не надо, я уже такого насмотрелся и наслушался». А москвички все как в один голос: «Давай, мы хотим послушать». Этот абориген съездил домой, переоделся – нарядился в шапку из табаргана, приодел халат расписной и приехал. Я, говорит, спою свой национальный эпос, который длится три с половиной часа. И это будет стоить столько-то. Мы немного заволновались, когда он сумму назвал. Скинулись, дали ему несколько денег.
Стал петь. Было темно, поставили фонарик. Он рассказал, что был в Амстердаме, в Японии, на разных фестивалях, что он обладатель всяческих Гран-при и везде он был победителем и лауреатом. Где-нибудь в Амстердаме, в ночном клубе, забив косячка, такая психоделическая музыка, может быть и хорошо воспринимается мозгами. Но уж больно она своеобразная – их национальная культура, не каждый переварит эту экзотику.
Я снял трехминутный ролик, больше не выдержал. Если вы обратили внимание, этот музыкальный инструмент имеет две струны. Когда я его спрашивал, о чем эта песня, он сказал – о любви, о природе, о конях. А также про то, что реки Алтая – наше богатство.
Успешно спел, собрал с нас энное количество денег и удалился. А у меня потом эта музыка долго в ушах звучала.
Как попасть в Монголию
-Как попасть в Монголию? Нужна ли виза?
Границу переходить очень просто. Нужен только загранпаспорт, а виза не нужна. Все служащие на границе такие добрые, к россиянам доброжелательно относятся, никаких сборов нет. Пришел монгольский чиновник, дал команду – рюкзаки не досматривать, ничего не смотреть.
Существовала одна проблема – в Монголии летом была зафиксирована вспышка чумы. Мол, казахи местные и монголы ловят сусликов, едят …
На границе таможенник, санитарный врач — уговаривают нас туда не ездить. Но мы же русские люди. Как не ездить, если за все уплачено? Конечно, едем.
Но мы побаивались сусликов. Не только не ели, но и старались так выбирать места ночевок, чтобы их рядом не было.
-Владимир, есть ли в пустыне дороги?
Где-то идет одна дорога, где-то одновременно двадцать дорог. На пограничном переходе два пропускных пункта – для грузовых и для легковых машин. Из России везут бензин, сразу выезжают двадцать бензовозов – а потом они наперегонки по десяти – двадцати дорогам, чтобы пыли меньше было от впереди идущей машины.
Путешествие по пустыне совершают туристы из разных стран. Едут туристы из Европы, совершают длительные переходы. Одного человека встретили – он едет из Праги через Россию, через Монголию – в Магадан. Сентябрь месяц, не знаю, доехал ли, может быть замерз по дороге. А ехал, кстати, на мотоцикле. Чех был под впечатлением от России. Встретили одного велосипедиста – парень такой типа меня, лет шестидесяти.
Быт аборигенов Монголии
Очень интересно знакомиться с жизнью и бытом местных аборигенов. В Монголии очень много кочевников. Они животноводы и живут в юртах.
Порой удивляешься, как на этих пустынных землях пасутся стада верблюдов, лошадей, яков.Растительность довольно скудная, а в пустынях вообще почти ничего не растет.
Путешествие по пустыне. Экзотика
-По пустыне как ехали? Проваливались?
Однажды забуксовали очень опасно. Пески – они имеют свойство течь. Колеса крутятся – машина закапывается, «садится на брюхо». Но у ребят с собой приспособления всякие были – сетки, доски, все прочее. Двойной тягой все-таки вытащили.
Еще была поломка не очень серьезная – проткнули колесо на камнях. Гоби – это одна из крупнейших пустынь в мире, третья по площади после Сахары и Аравийской пустыни – полтора миллиона квадратных километров. Абсолютно безжизненное пространство. Насколько хватает глаз – можно смотреть в бесконечность.
В пустыне тишина давит на уши. Даже самолеты через это пространство не летают. А если поднимается ветер, то песок бьет по борту машины так, что даже краску сдирает.
Еще запомнилось такое интересное явление – это миражи, впечатляющее и красочное зрелище. Смотришь – вода плещется, подъезжаешь – нет ни фига, все пропадает.
-А как погуляли по пескам?
Мы просто машины оставляли, и совершали радиальные однодневные походы.
Температура в сентябре была от плюс трех до плюс сорока двух днем, а ночью все покрывалось инеем – до минус трех была температура.
Ориентировались с навигатором – одновременно 12 спутников ловили.
Пустыня – удивительное место. Дует ветер, может какой-нибудь камень, или палочка лежит, и сразу образуется бархан. И он прямо на глазах растет. Я бы сказал так — если представить сущность человеческую – что мы представляем из себя? Человек – это такая песчинка по сравнению с барханом, то есть с величием природы. Вот я мотался по тайге 40 дней – такое ощущение чистоты, порядочности, взаимопонимания. И пустыня так же – пространство, чистота, очищение.
-А какие там ночи? Правда, что от звезд радиация идет?
У одного парня с собой был дозиметр. Вот он щелкал. Где горы, где скалы – 22-26 млрг/час, а не 12-16. И все. Закаты – яркие, контрастные, и Млечный Путь вырисовывается ярко, а небо черное-черное.
Памятники природы и истории
-А по Алтаю вы ехали, или пешие маршруты тоже совершали?
Конечно — машины оставляли, и тоже на день, на два уходили на маршрут. В долине Чалышмана, в ущелье Карасу, побывали в урочище «Каменные грибы».
Посмотрели водопад Учанур – водопад очень мощный, самый высокий на Алтае (в переводе с алтайского «Неприступный»).
Познакомились с историей Алтая. Скифо – сибирский мир, это 6-3 века до нашей эры. Во времена Скифского государства были не только скифы Причерноморья, но и скифы Алтая. Захоронения – скифские курганы, следы остались, все золото давно разграблено. Основные экспедиции были в 1929 и 1946 – 47 годах. Алтайцы чем недовольны? С тех пор, как раскопали мумию принцессы Укок (она сейчас в Новосибирске, ученые изучают), алтайцы считают, что на них навалились бедствия – потоп был, потом землетрясение. Подогревают эту версию шаманы.
Впечатления от путешествия самые разнообразные и запоминающиеся, и поэтому всем советую побывать на таком маршруте. А путешествие по пустыне — это настоящая экзотика.
Рассказ Владимира Ошкина записал Игнатьев Александр
Источник