Одкб какие страны могут войти
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.
Содержание
История
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.
На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.
4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ. (http://www.vz.ru/news/2009/4/3/272081.html)
Перспективы развития
Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.
В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.
Цели и задачи
Члены ОДКБ
Республика Армения (с 15 мая 1992)
Республика Беларусь (с 31 декабря 1993)
Республика Казахстан (с 15 мая 1992)
Киргизская Республика (с 15 мая 1992)
Российская Федерация (с 15 мая 1992)
Республика Таджикистан (с 15 мая 1992)
Республика Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999 и с 16 августа 2006)
Структура ОДКБ
Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.
Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.
Саммит ОДКБ в сентябре 2008
5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.
Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов».
Выступая на пресс-конференции по завершении саммита, российский президент Дмитрий Медведев заявил: «Мы продолжим работу по наращиванию военной составляющей. Среди намеченных направлений деятельности ОДКБ — углубление коалиционного военного строительства. ОДКБ была и останется гарантом суверенитета и территориальной целостности наших стран и невмешательства в их дела… Наша организация молодая, и, чтобы поднять ее авторитет, нам надо развивать военную составляющую. Без известной жесткости и укрепления военной компоненты организация развиваться не может». [1]
Источник
Россия приглашает дружественные страны на мероприятия под эгидой ОДКБ
Россия предлагает приглашать представителей Узбекистана, Сербии, Монголии и других дружественных стран на мероприятия, которые проводятся под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Об этом сегодня, 28 апреля, заявил заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Фомин.
С таким предложением обратился к коллегам глава военного ведомства России Сергей Шойгу на состоявшемся в Душанбе заседании глав военных ведомств государств ОДКБ.
«Министр предложил по линии рабочих органов Организации приступить к формированию необходимой для этого нормативной правовой базы», — сообщил Фомин.
Он привел слова Шойгу о том, что Россия со своей стороны продолжит практику привлечения подразделений и наблюдателей из других стран, в первую очередь из ОДКБ, ШОС и СНГ, к ежегодным стратегическим учениям Вооруженных сил РФ.
«В текущем году это — стратегическое учение „Запад“. Кроме того, необходимо наращивать совместную работу в сфере безопасности с Шанхайской организацией сотрудничества», — уточнил Фомин.
«Министр обороны России уверен, что реализация данных направлений послужит нашему общему делу — сохранению мира и стабильности на пространстве ОДКБ», — продолжил замглавы военного ведомства.
Он отметил, что министр обороны РФ предложил коллегам выступить с единой позицией на Московской конференции по международной безопасности.
«В июне проводим IX Московскую конференцию по международной безопасности. Министром обороны России предложено выступить на этой международной площадке с единых позиций и продемонстрировать общность наших подходов к обеспечению коллективной безопасности», — пояснил Фомин.
Коллегам по ОДКБ также рекомендовано сосредоточиться «на развитии военной составляющей Организации».
EADaily напоминает: в настоящий момент в ОДКБ входят стран-членов — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Источник
Какие страны войдут в ОДКБ?
Здравствуйте. Сегодня хотел бы ответить на вопрос: какие страны могут войти в ОДКБ ( Организация Договора о коллективной безопасности )?
Сейчас ОДКБ является, фактически, единственным военным союзом на территории бывшего СССР, и на сегодняшний день включает в себя шесть стран, а именно: Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Армению. Так какие ещё страны, в будущем могут вступить в ОДКБ?
1. Азербайджан по сути был в составе ОДКБ, точнее подписывал первоначальный договор о коллективной безопасности, ещё до создания самой организации, однако, в 1999 году отказался продлевать договор. Тем не менее, Азербайджан имеет благоприятные отношения с Россией, а её правительство рассматривает вопрос о вступлении в организацию. Главной преградой для этого является до сих пор не решённый вопрос Карабаха, между Арменией и Азербайджаном. Обе страны считают этот регион своим, и не смотря на то, что этот конфликт тянется ещё с 90-ых, до сих пор там происходят военные столкновения.
Так, уже в 2016 году произошла четырёх дневная война между странами. В общем и целом, вопрос присоединения полностью зависит от решения Карабахского конфликта, консенсус которого которого до сих пор не найден.
2. Узбекистан в целом находится в похожей ситуации. Изначально подписал договор о коллективной безопасности в 93, однако в 99 не стал его продлевать. Тем не менее, уже в 2006 году восстановил членство, а спустя шесть лет вышел из организации. Такая неопределённость в отношениях объясняется рядом разных вопросов. Узбекистан не устраивал политического блока по поводу Афганистана, так же были конфликты с другими членами ОДКБ, с той же Киргизией и Казахстаном.
Ряд исследователей полагают, что это так же связано с деятельность США в регионе. Тем не менее, уже недавно зашёл вопрос о статусе «наблюдателя» в организации, что может привести к последующему вступлению обратно в ОДКБ. Это событие связывают с нарастающими проблемами в Афганистане. И кстати, что касается членства в организации, то её имеет право покинуть любой участник, без каких либо для себя издержек и более того, вернуться обратно в организацию.
3. Туркменистан так же может вступить в ОДКБ, с ростом угрозы со стороны Афганистана. Страна имеет продолжительную границу с Афганцами, которую регулярно атакуют. На самом деле, Туркменистан и так сегодня находится в полной зависимости от России, как в экономическом, так и в военном плане.
Россия является главным партёром Туркмении и фактически единственным поставщиком вооружения. Как видим, у Туркменистана большой потенциал вступления в ОДКБ. Два главных фактора которые останавливают страну, это её политика изоляционизма и статус нейтралитета, о котором было провозглашено ещё в 1995 году.
Из постсоветских стран на этом всё, а оставшиеся страны вряд ли будут рассматривать предложения о вступлении в ОДКБ, а часть из них и так находится в другом военном Альянсе. В прочем, есть и другие страны с перспективой вступления в организацию.
4. Например, Сирия. Последние пару лет Сирия стала одной из самых важных точек геополитики России, куда поставлялось вооружение и провизия, а Российские военные также участвовали в конфликте, защищая режим Асада. Возможно, в ближайшие время война в Сирии закончится окончательно, и тогда страна сможет войти в ОДКБ. По сути, Сирия во многом обязана России и серьёзно от неё зависит. Режим Асада был сохранён благодаря Путину.
5. Иран , ещё один союзник России в регионе, так же может вступить в ОДКБ или по крайней мере, стать «наблюдателем» в организации. Иран по сути оказался изолирован от всего мира из за санкций, и находится в поиске союзников. Так же, разделяет антиамериканскую риторику России, что объединят страны. Иран и Россия уже находятся в тесном сотрудничестве, в военном плане. Россия является крупнейшим поставщиком вооружения . Более того, учитывая последние события по росту влияния в Сирии и недавнему накалу отношений между Ираном и Западом, вероятность вступления Ирана в ОДКБ только повышается.
6. Сербия не так давно встала на сторону «наблюдателя» в ОДКБ, что может перерасти и в более тесное сотрудничество. Отношение между Сербией и Россией многим известны как дружественные. Россия постоянно оказывает поддержу Сербии, как в политическом, так и в экономическом планах. Конечно вступление Сербии в ОДКБ осложняется, как минимум её территориальным расположением. Сербия находится в окружении стран НАТО и ЕС, что не располагает к вступлению в военный союз во главе с Россией.
7. Афганистан так же стал «наблюдателем» в ОДКБ. Россия заинтересована во включении страны в свою зону влияния. Однако, нестабильность Афганистана вряд ли позволит это сделать в ближайшие время.
Как видим, ОДКБ ещё имеет потенциал к расширению и ряд стран в ближайшие время могут войти в организацию.
Источник