Одкб страны участники 2020 список стран

Кто входит в ОДКБ – союзники или потенциальные противники России?

Обострение конфликта Армении и Азербайджана обозначило кризис системы коллективной безопасности в СНГ

Об авторе: Владимир Валентинович Попов – доктор исторических наук, ветеран боевых действий, полковник запаса.

Фото сайта odkb-csto.org

Пока на границе Азербайджана и Армении шла перестрелка, много вопросов возникло по поводу того, кто может вмешаться в боевые действия и в случае необходимости развести враждующие стороны. Инструментом умиротворения в этой ситуации могли стать силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), однако ее функционеры так и не выступили с содержательными предложениями. Приходится констатировать: нет примеров, когда ОДКБ участвовала бы в разрешении подобных противоречий. Повторение ситуации в очередной раз поставило вопрос о том, насколько действенна эта структура и кому она нужна.

Сейчас в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Все они считаются союзниками России, которую принято считать силой, заинтересованной в сохранении организации. Что же РФ за это получает? Ни один из членов ОДКБ не признал независимый статус Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Москва. Завис и вопрос о статусе Нагорного Карабаха (НК). Вопрос об этой территории представляет собой как бы квинтэссенцию всех противоречий вокруг Договора о коллективной безопасности. Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан был в этой организации, но практически сразу вышел из нее в 1994 году. Это случилось, видимо, после того как в Баку поняли, что 20% территории, которую удерживает Армения в Карабахе, вряд ли без большой кровопролитной войны отойдет Азербайджану… Конфликт есть, и варианты его разрешения в рамках ОДКБ не намечаются.

Читайте также:  Страны мира список турция

Помнится, в 1990-х годах ходили разговоры, что в Нагорный Карабах введут коллективные миротворческие силы ОДКБ. Более того, нет ни одного примера, чтобы организация участвовала в разрешении подобных противоречий. А конфликтов было немало. Таджикистан – события 2010 года в Ферганской долине. Июнь 2010 года, когда из-за противостояния киргизской и узбекской диаспор, фактически поставившего Киргизию на грань гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Его созвали для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). С этой просьбой к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась глава Киргизии того времени Роза Отунбаева. Но ответ был – нет… Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве – члене ОДКБ резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко. Может быть, именно поэтому 28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года). А ведь после этого были еще противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году, Донбасс 2014 года. Задачей организации названа защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. ОДКБ как единый военно-политический союз все эти задачи выполняет пока виртуально. КСОР ни разу не участвовали в боевых операциях.

При этом мы видим другой пример – действия коллективных сил НАТО, которые проявляют активность и в тех регионах, где у России и ее союзников по ОДКБ есть свои геополитические интересы. Признавая определенные противоречия между странами – членами Североатлантического блока, нельзя отрицать боевую эффективность и слаженность его действий в конфликтных зонах. Бомбежки в 1999 году Югославии, отторжение Косово, а также оккупация в начале 2000-х годов Ирака, а в последующем Афганистана, Сирии – эти примеры говорят о том, что в НАТО верны исповедуемым принципам, как бы мы к ним ни относились.

Читайте также:  Сравнение стран для поступления

Но вернемся к размышлениям о том, кому выгодно существование ОДКБ. Мы видим, что Армения и Казахстан хоть и являются членами организации, но заигрывают с НАТО. Они готовы укреплять военно-политические связи с альянсом и даже подумывают о членстве в блоке. Как это сочетается с сохранением ОДКБ, сказать трудно. Между тем коллективные силы каждый год проводят совместные учения, собираются в штаб-квартире в Москве, чтобы обсудить насущные проблемы. Но, к сожалению, реальной работы по защите интересов входящих в организацию государств, решению конфликтных проблем – минимум.

Пока идет лишь регулярная подготовка войск. Главный побудительный мотив к этому, конечно, формирует Москва. Начиная с 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях. С 2010 года в РФ стали учиться военнослужащие из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Сейчас их в военных вузах насчитывается несколько тысяч человек. Но есть ли в этом сотрудничестве какой-то смысл и польза для нашей коллективной обороны? Пока отношения между странами складываются так, что непонятно, в каких вооруженных конфликтах окажутся замешанными окончившие российские военные вузы специалисты после выпуска, а главное – на чьей стороне.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Какие страны войдут в ОДКБ?

Здравствуйте. Сегодня хотел бы ответить на вопрос: какие страны могут войти в ОДКБ ( Организация Договора о коллективной безопасности )?

Сейчас ОДКБ является, фактически, единственным военным союзом на территории бывшего СССР, и на сегодняшний день включает в себя шесть стран, а именно: Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Армению. Так какие ещё страны, в будущем могут вступить в ОДКБ?

1. Азербайджан по сути был в составе ОДКБ, точнее подписывал первоначальный договор о коллективной безопасности, ещё до создания самой организации, однако, в 1999 году отказался продлевать договор. Тем не менее, Азербайджан имеет благоприятные отношения с Россией, а её правительство рассматривает вопрос о вступлении в организацию. Главной преградой для этого является до сих пор не решённый вопрос Карабаха, между Арменией и Азербайджаном. Обе страны считают этот регион своим, и не смотря на то, что этот конфликт тянется ещё с 90-ых, до сих пор там происходят военные столкновения.

Так, уже в 2016 году произошла четырёх дневная война между странами. В общем и целом, вопрос присоединения полностью зависит от решения Карабахского конфликта, консенсус которого которого до сих пор не найден.

2. Узбекистан в целом находится в похожей ситуации. Изначально подписал договор о коллективной безопасности в 93, однако в 99 не стал его продлевать. Тем не менее, уже в 2006 году восстановил членство, а спустя шесть лет вышел из организации. Такая неопределённость в отношениях объясняется рядом разных вопросов. Узбекистан не устраивал политического блока по поводу Афганистана, так же были конфликты с другими членами ОДКБ, с той же Киргизией и Казахстаном.

Ряд исследователей полагают, что это так же связано с деятельность США в регионе. Тем не менее, уже недавно зашёл вопрос о статусе «наблюдателя» в организации, что может привести к последующему вступлению обратно в ОДКБ. Это событие связывают с нарастающими проблемами в Афганистане. И кстати, что касается членства в организации, то её имеет право покинуть любой участник, без каких либо для себя издержек и более того, вернуться обратно в организацию.

3. Туркменистан так же может вступить в ОДКБ, с ростом угрозы со стороны Афганистана. Страна имеет продолжительную границу с Афганцами, которую регулярно атакуют. На самом деле, Туркменистан и так сегодня находится в полной зависимости от России, как в экономическом, так и в военном плане.

Россия является главным партёром Туркмении и фактически единственным поставщиком вооружения. Как видим, у Туркменистана большой потенциал вступления в ОДКБ. Два главных фактора которые останавливают страну, это её политика изоляционизма и статус нейтралитета, о котором было провозглашено ещё в 1995 году.

Из постсоветских стран на этом всё, а оставшиеся страны вряд ли будут рассматривать предложения о вступлении в ОДКБ, а часть из них и так находится в другом военном Альянсе. В прочем, есть и другие страны с перспективой вступления в организацию.

4. Например, Сирия. Последние пару лет Сирия стала одной из самых важных точек геополитики России, куда поставлялось вооружение и провизия, а Российские военные также участвовали в конфликте, защищая режим Асада. Возможно, в ближайшие время война в Сирии закончится окончательно, и тогда страна сможет войти в ОДКБ. По сути, Сирия во многом обязана России и серьёзно от неё зависит. Режим Асада был сохранён благодаря Путину.

5. Иран , ещё один союзник России в регионе, так же может вступить в ОДКБ или по крайней мере, стать «наблюдателем» в организации. Иран по сути оказался изолирован от всего мира из за санкций, и находится в поиске союзников. Так же, разделяет антиамериканскую риторику России, что объединят страны. Иран и Россия уже находятся в тесном сотрудничестве, в военном плане. Россия является крупнейшим поставщиком вооружения . Более того, учитывая последние события по росту влияния в Сирии и недавнему накалу отношений между Ираном и Западом, вероятность вступления Ирана в ОДКБ только повышается.

6. Сербия не так давно встала на сторону «наблюдателя» в ОДКБ, что может перерасти и в более тесное сотрудничество. Отношение между Сербией и Россией многим известны как дружественные. Россия постоянно оказывает поддержу Сербии, как в политическом, так и в экономическом планах. Конечно вступление Сербии в ОДКБ осложняется, как минимум её территориальным расположением. Сербия находится в окружении стран НАТО и ЕС, что не располагает к вступлению в военный союз во главе с Россией.

7. Афганистан так же стал «наблюдателем» в ОДКБ. Россия заинтересована во включении страны в свою зону влияния. Однако, нестабильность Афганистана вряд ли позволит это сделать в ближайшие время.

Как видим, ОДКБ ещё имеет потенциал к расширению и ряд стран в ближайшие время могут войти в организацию.

Источник

Одкб страны участники 2020 список стран

Расшифровка ОДКБ: Организация Договора о коллективной безопасности. По сути, это международная организация регионального значения, созданная для коллективной защиты международной/региональной безопасности, территориальной целостности и суверенитета стран членов ОДКБ. Основной приоритет в способах достижения этих целей государства члены ОДКБ отдают политическим средствам.

Датой основания считается 15 мая 1992г, когда в Ташкенте (Ташкентский пакт) был подписан Договор о коллективной безопасности между первыми странами участниками РФ, Казахстаном, Арменией, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Уже в 1993г к ним присоединились такие страны, как Белоруссия, Азербайджан и Грузия. На данное время (2015г) Узбекистан, Азербайджан и Грузия вышли из состава организации. Таким образом, на сегодня, состав из шести членов стран участниц ОДКБ такой: Россия, Республика Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Афганистан и Сербия являются странами наблюдателями при Парламентской Ассамблеи организации. Перспективные и возможные государства для вступления: Индия, Египет, Иран, Сирия.

Основные органы ОДКБ по уставу:
— Совет коллективной безопасности (СКБ)
— Совет министров иностранных дел (СМИД)
— Совет министров обороны (СМО)
— Комитет секретарей советов безопасности (КССБ)
— Парламентская Ассамблея
— Постоянный Совет ОДКБ
— Секретариат организации
— Объединённый штаб ОДКБ
— Военный комитет

Генеральным секретарём ОДКБ на сегодня является Н.Бордюжа. Его назначение утверждается решением СКБ.

Официальный сайт организации odkb-csto.org

Ответ на вопрос расшифровка и кто входит в ОДКБ

Источник

Одкб страны участники 2020 список стран

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Содержание

История

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ. (http://www.vz.ru/news/2009/4/3/272081.html)

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

  • Республика Армения (с 15 мая 1992)
  • Республика Беларусь (с 31 декабря 1993)
  • Республика Казахстан (с 15 мая 1992)
  • Киргизская Республика (с 15 мая 1992)
  • Российская Федерация (с 15 мая 1992)
  • Республика Таджикистан (с 15 мая 1992)
  • Республика Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999 и с 16 августа 2006)

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов».

Выступая на пресс-конференции по завершении саммита, российский президент Дмитрий Медведев заявил: «Мы продолжим работу по наращиванию военной составляющей. Среди намеченных направлений деятельности ОДКБ — углубление коалиционного военного строительства. ОДКБ была и останется гарантом суверенитета и территориальной целостности наших стран и невмешательства в их дела… Наша организация молодая, и, чтобы поднять ее авторитет, нам надо развивать военную составляющую. Без известной жесткости и укрепления военной компоненты организация развиваться не может». [1]

Источник

Оцените статью