ГЛАВА 10 ЭКОНОМИКА СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Практика экономического развития восточноевропейских стран показала, что концентрация в руках государства ресурсов и централизованное принятие экономических решений может быть достаточно эффективным в условиях экстенсивных факторов роста и необходимости создания основных отраслей промышленности-в сжатые сроки. Однако такая система не может обеспечить интенсивный рост на основе научно-технического прогресса и внедрения научно-технических достижений непосредственно в производство, что стало особенно проявляться в 70 — 80-е годы в форме экономического и научно-технического отставания от стран развитой рыночной экономики.
Второй этап социально-экономического развития восточноевропейских стран берет свое начало в конце 80-х — начале 90-х годов, когда все страны региона стали на путь коренных социально-экономических реформ, создания основ рыночной экономики. В отдельных странах региона и ранее предпринимались попытки внедрить рыночные регуляторы в национальные экономики (в Югославии с 50-х годов, Венгрии — с 1968 p., Болгарии — 1979 p., Польше — в 1981 г. и т. д.).
Но все они не вели к решительным изменениям отношений собственности. Современный же этап характеризуется изменениями отношений собственности на основе разгосударствления и приватизации, развитием частного предпринимательства, демонополизацией производства, созданием основ конкуренции, резким ограничением государственного регулирования цен и т.д.
В современном мировом хозяйстве восточноевропейские страны относятся к государствам со средним уровнем экономического развития. В конце 80-х годов национальный доход на душу населения в этих странах примерно в 2,6 раза превышал среднемировой показатель и в девять раз — показатель развивающихся стран и примерно в 2,5 раза был меньше показателя стран развитой рыночной экономики. Среди восточноевропейских стран по уровню экономического развития и производительности труда ведущие позиции имеют: Словения, Эстония, Латвия, Чехия, Словакия, Литва и Хорватия, к менее развитых стран региона относятся: Молдова, Румыния, Босния и Герцеговина, Албания (табл. 1).
Общая структура народного хозяйства дает возможность отнести страны Восточной Европы до индустриальных (Чехия) и индустриально-аграрных стран, в которых ведущие позиции имеет промышленность наряду с существенной ролью сельского хозяйства в формировании национального дохода.
На современном этапе на долю промышленности в общей структуре национального дохода стран региона приходится в среднем от 45 до 60%, в то время как до Второй мировой войны фактически национальные экономики этих стран имели аграрный характер.
Структурные изменения в национальных экономиках стран региона хоть и уступали по своим показателям странам развитой рыночной экономики, однако в целом в послевоенное время были положительными. Наряду с ростом доли промышленности в национальном доходе сблизились темпы роста производства средств производства (группа А) и предметов потребления (группа Б). К концу 80-х годов доля группы А в странах региона колебалась от 64 (Венгрия) до 72%. (Румыния). Постоянно увеличивалась удельный вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Был обеспечен развитие машиностроения как ведущей отрасли промышленности восточноевропейских стран; на эту отрасль приходилось 26-33% всего промышленного производства. Вместе с химической промышленностью эти отрасли начали производить до 40% всего промышленного производства.
Но в условиях экономического кризиса, высокого уровня энерго — и материалоемкости национального дохода, здеформованої ценовой политики в отдельных странах на начало 90-х годов стали наблюдаться и неблагоприятные структурные сдвиги, в том числе рост доли топливно-энергетических отраслей, черной и цветной металлургии в общем объеме производства при резком спаде производства в машиностроительной, легкой и пищевой промышленности. Так, в России удельный вес топливной промышленности возросла в 1992 г. до 13,4% по сравнению с 6,9% в 1991 p., черной металлургии в соответствии с 4,7% до 9,1% от общего объема промышленного производства.
Страны Восточной Европы имеют заметные позиции в мировом хозяйстве. Путем мобилизации экстенсивных факторов роста (сооружение новых предприятий, увеличение числа занятых в народном хозяйстве, вовлечение дополнительных объемов сырья и материалов) восточноевропейские страны сумели, особенно в 50 — 70-е годы, существенно повысить свою долю в мировых экономических показателях. Так, в конце 80-х годов на восточноевропейские страны приходилось более 20% мирового национального дохода, 21% мировой промышленной продукции, более 13% мировой сельскохозяйственной продукции и 5% мирового товарооборота. Однако в последние годы в результате резкого спада темпов экономического роста и даже уменьшение объемов общественного производства в целом эти позиции значительно ухудшились.
В течение длительного времени (особенно в 50 — 60-е годы) восточноевропейские страны уверенно занимали лидирующие позиции по темпам экономического роста в мировом хозяйстве. В 1951 — 1983 гг. национальный доход в этих странах вырос на 6,7% за год, промышленное производство — на 8,3%. Однако с конца 70-х годов темпы экономического роста начали резко снижаться, а в некоторых странах (Польша, Венгрия, Чехо-Словакия) стали наблюдаться кризисные явления в национальных экономиках. Темпы ежегодного роста общественного производства стран региона резко упали с 2,9% в 1981 — 1985 гг. до 1,8% в 1989 г. В конце 80-х — начале 90-х годов все восточноевропейские страны оказались в условиях глубокого социально-экономического кризиса. В отчете Экономической комиссии ООН для стран Европы спад экономики в странах Восточной Европы назван затяжной депрессией, которая по продолжительности и глубины острее, чем «Великая депрессия» 1929 — 1933 pp. (табл. 2).
Главными причинами резкого снижения темпов экономического роста, а затем и глубокого экономического кризиса в странах региона стали неэффективность административно-планового развития и использования достижений НТП, нерациональная структура общественного производства, высокая энерго-и материалоемкость национального производства, низкая производительность труда, исчерпание экстенсивных факторов роста, ухудшение внешнеэкономических условий (в том числе условий торговли, рост внешней задолженности, сокращение и разрыв взаимных экономических отношений), а также изменение общественного строя, переход от плановой к рыночной модели развития.
Важной особенностью экономического развития региона является высокий уровень инфляции. В 1977 — 1984 гг. ежегодный уровень инфляции колебался от 5,1% в Чехо-Словакии до 8,9% в Румынии (в Польше до 29,4%), и в 1992 г. в странах Восточной Европы он составлял 769,4%, в бывших республиках Советского Союза — 1296% (табл. 3).
С одной стороны, в современных условиях инфляция в восточноевропейских странах выполняет и функцию выравнивания цен на товары и услуги в результате глубоких структурных диспропорций и их сближение с мировыми ценами и в небольших объемах может способствовать оживлению экономического роста. С другой стороны, ее высокий уровень имеет явно выраженные негативные последствия, которые проявляются в обесценивании экономических стимулов производительного труда и национальной валюты, получении прогрессивных структурных, сдвигов, снижении уровня жизни населения.
Переход к рыночной экономики в восточноевропейских странах сопровождается увеличением безработицы. Его уровень в большинстве стран региона в первой половине 90-х годов превышал 5%-ный показатель, который может быть рассмотрен, как приемлемый для экономики, которая стабильно развивается (табл. 4). Скрытые формы безработицы, которые существовали раньше и были основаны на централизованно регулируемой искусственной занятости населения, постепенно трансформируются В открытые формы. Атомизация национальных экономик стран региона в сфере отношений собственности, процесса производства и управления создает объективные предпосылки возникновения и развития рынка труда. Отказываясь от гарантии занятости, провозглашая принципы свободы занятости и незанятости населения, восточноевропейские страны пытаются смягчить безработицу путем сдерживания банкротств государственных предприятий, предоставление кредитов и субсидий, частичным регулированием цен, а также развитием общественных работ, служб трудоустройства и систем профориентации и переквалификации, выплат пособий по безработице и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАКТИКА РЕФОРМ В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
Резкое ухудшение социально-экономического состояния, кризисные явления в национальных экономиках обусловили приход к власти в странах региона общественных сил, которые стремятся изменить экономическую модель развития, создать социально ориентированную рыночную экономику. На рубеже 80 — 90-х годов в странах Восточной Европы были приняты планы и программы рыночной трансформации, которые определили основные направления, пути, методы и этапы преобразований, например: «программа Анте Маркевича» в СФРЮ (1989 p.); «план Бальцеровича в Польше (1989 p.); «план Клауса» в Чехословакии (1990 p.); «план Кучи» в Венгрии (1990 p.); «Краткое изложение стратегии перехода к рыночной экономике» в Румынии (1990 p.); «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», подготовленный под руководством вице-премьера Есть. Гайдара (1992 г.); «Программы экономических реформ и политики Украины» (1992 г.) и др. Несмотря на существенные расхождения в определении и реализации экономической политики странами региона, для них характерны немало общих черт и особенностей, связанных со сходством задач и целей рыночных реформ.
Главным направлением программ и практики рыночных реформ в восточноевропейских странах является процесс разгосударствления и приватизации. На разгосударствлении в формах арендных отношений, повышении экономической самостоятельности предприятий, роли трудовых коллективов в управлении, которые не вели к изменению характера государственной собственности, делался упор в 80-е годы, и в 90-е годы в большинстве стран региона преимущество стало отдаваться приватизации как таковой, что ведет к установлению новой системы отношений собственности, основанной на ее разнообразия. Такая система начинает функционировать наряду с государственным и на основе частной и смешанной форм собственности. В соответствии с программами приватизации в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии в 1995 — 1996 гг. в негосударственном секторе будет производиться 40 — 50% национального дохода. Основными формами приватизации является выкуп, акціо-ния, безвозмездная передача собственности с применением чеков, ваучеров, специальных приватизационных счетов граждан и др. (табл. 5).
Несмотря на достаточно высокие темпы приватизации, в частности в Польше, Венгрии, Чехии, можно предположить, что в недалеком будущем государственный сектор все еще будет иметь более весомые позиции в национальных экономиках восточноевропейских стран, чем в странах развитой рыночной экономики.
Важным направлением рыночной трансформации экономики стран региона является преодоление монополизма и развитие конкуренции. В начале 90-х годов в Чехословакии 40% объема промышленного производства производилось минимальным количеством производителей — от одного до четырех. В Венгрии почти 30% продукции обрабатывающей промышленности производили монополисты, в Польше эта величина достигала 70% общего объема промышленной продукции. Уровень монополизации национального производства и рынка существенно вырос в новых восточноевропейских странах как следствие распада СССР, СФРЮ и ЧССР.
Демонополизация в сфере производства, отношений собственности и управления способствует развитию конкурентной среды в странах региона. Наряду с этим у них практически сняты ограничения на частное предпринимательство, отраслевой переток капитала, либерализованы условия экономической деятельности, созданы законодательные основы борьбы с недобросовестной конкуренцией, начинает формироваться система контроля за деятельностью монополистов.
Либерализация ценовой политики в восточноевропейских странах на рубеже 70 — 90-х годов протекала в формах «шоковой терапии» (Польша, Болгария, Россия, Украина и др.) и постепенного отпуска цен в течение достаточно длительного времени (Венгрия, Югославия), ее главными особенностями стали: отказ от административного регулирования цен (за исключением небольшой группы товаров и услуг); контроль за злоупотребления монополистов в области ценообразования; сближение мировых и внутренних цен. Глубокая деформация как предложения (структурные диспропорции; высокий уровень монополизации; дефицит многих видов продукции и др.), так и спроса (значительный дефицит госбюджета; все еще существующая система дотаций и льгот отдельным предприятиям; административное распределение продукции, произведенной на основе госзаказа; высокое инфляционное ожидания потребителей и др.) стали причинами высоких темпов роста оптовых и розничных цен в начале 90-х годов во всех странах региона. В этих условиях некоторые восточноевропейские страны пытались усилить прямое и посредственное влияние государства на формирование цен (Сербия, Украина в 1993 p.).
Кардинально меняются денежная и финансово-кредитная политика. Со второй половины 80-х годов в странах региона начала создаваться двухъярусная банковская система, которая включала национальные (центральные) и коммерческие банки. Центральные банки при этом все больше концентрировали свою деятельность на формировании общенациональной финансово-кредитной и эмиссионной политики, регулировании процентной ставки, контроля за деятельностью коммерческих банков. Последние непосредственно занимались обслуживанием юридических и физических лиц. Были созданы рынки: финансовые, кредитные, ценных бумаг, валютный.
В начале 90-х годов во всех восточноевропейских странах государственный бюджет формировался со значительным дефицитом. Попытки сбалансировать госбюджет в странах региона осуществлялись за счет, с одной стороны, сокращение дотаций и субсидий предприятиям, резкого уменьшения государственных капиталовложений в экономику, сокращение военных расходов, ограничение определенных социальных программ и помощи другим странам, с другой стороны — за счет попыток увеличить доходы государства. Наибольшего успеха в этой сфере достигли Чехия, Венгрия, Польша, где и уровень инфляции был значительно ниже, чем в других странах региона.
Налоговые реформы в странах региона были направлены как на стимулирование экономической заинтересованности предпринимателей, несмотря на формы собственности, в развитии производства, так и рост доходов государственного бюджета и решения на этой основе общенациональных задач. Главными видами налогов становятся налоги на добавленную стоимость, налог на прибыль (доход), акцизный сбор. При этом некоторые страны Восточной Европы (прежде всего Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Хорватия) осуществляют политику сближения национальных налоговых систем с системой, действующей с 01.01.1993 г. в ЕС, имея в виду унифицировать их до момента своего вступления в эту организацию. Более дифференцированными становятся и налоги с населения (табл. 6).
Существенно меняется и политика в восточноевропейских странах. Создается новая система социальной защиты, основанная на свободе экономической деятельности, социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Государство гарантирует лишь минимальный уровень социальной защиты и Все чаще на адресной основе (семьи с детьми, инвалиды, молодежь, пенсионеры, малообеспеченные). Повышение уровня реального социального обеспечения выше минимального осуществляется преимущественно за счет самих граждан. Наравне с сохранением системы бесплатного образования и медицинского обслуживания, предоставления жилья, условий для отдыха значительная часть этих услуг предоставляется за счет личных доходов граждан. Такие изменения в социальной политике образуют дополнительные стимулы для высокопроизводительной и качественной работы.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАН РЕГИОНА
До Второй мировой войны важной особенностью внешнеэкономических отношений стран Центральной и Юго-Восточной Европы была ориентация на ведущие капиталистические государства, на которые приходилось 80% их внешней торговли. В общем объеме торговли Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии тогдашний Советский Союз занимал около 1%, а их взаимная торговля составила не более 15%. Ведущие позиции во внешнеэкономической деятельности этих стран, кроме Советского Союза, имел частный сектор, государство практиковала в основном экономические меры управления внешнеэкономической деятельностью.
После Второй мировой войны, в частности, в результате создания в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи, внешнеэкономическая политика восточноевропейских стран существенно меняется, ее основой становится стратегия усиления взаимного регионального сотрудничества (удельный вес взаимной торговли от 1950 г. до конца 80-х годов с небольшим отклонением равнялась почти 60%), развитие планово-административной модели сотрудничества и координации народнохозяйственных планов восточноевропейских стран и доведение их обязательных показателей до непосредственных производителей. Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность стала основой проведения активной политики протекционизма в странах региона. Координация народнохозяйственных планов, которая отражала во внешнеэкономической сфере господства общенародной собственности во всех странах, плановое распределение на государственном уровне импортной продукции, особая система расчетов на основе переводных рублей закрывали, по сути, рынок этих стран для производителей других государств, способствовали их автаркійному развитию. Это в конечном итоге повлекло отставание экономического развития, снизило конкурентоспособность национальных экономик восточноевропейских стран, привело к уменьшению их участия в мировой торговле (табл. 7).
Современное развитие внешнеэкономических отношений восточноевропейских стран берет начало в конце 80-х — начале 90-х годов, когда эти страны приступили к коренных рыночных реформ национальных экономик. Смена модели социально-экономического развития, существенное преобразование отношений собственности, решительный поворот к формированию рыночных основ народных хозяйств обусловили кардинальную трансформацию внешнеэкономической политики стран региона. Первой и главной особенностью современного этапа развития внешнеэкономических отношений восточноевропейских государств есть отказ от государственной монополии на внешнеэкономические связи, демонтаж планово-административной, жестко централизованной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Это нашло и находит обнаружения в:
демонополизации и внешнеэкономических предприятий и организаций;
предоставлении права внешнеэкономической деятельности юридическим и физическим лицам;
стимулировании образования коммерческих посреднических внешнеэкономических фирм;
отказе от ответственности государства за операции и их последствия любых участников внешнеэкономической деятельности;
переходе к размещению государственных экспортных заказов на конкурсной и добровольной основе.
Демонополизация внешнеэкономической деятельности создает принципиально новые возможности для производителей в выборе партнеров, форм, мероприятий и сфер внешнеэкономического сотрудничества, главным критерием которого становится экономическая эффективность, соотношение доходов и затрат производителей и потребителей материальных благ и услуг.
Второй характерной чертой внешнеэкономических отношений стран региона на современном этапе является переход от планово-административных форм протекционизма к либерализации внешнеэкономической деятельности.
Основными направлениями данной деятельности стран Восточной Европы является:
отказ или существенное уменьшение количественных ограничений во внешней торговле и переход к преимущественно экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности;
сближение структур и уровней внутренних и мировых цен на основе свободного ценообразования практически на все виды продукции и услуг;
последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение унифицированного импортного тарифа (табл. 8);
переход к конвертируемости национальных валют для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а впоследствии и по капитальным операциям, установление единого курса национальной валюты;
поддержка экспорта и расширение рынков сбыта отечественной продукции;
поощрение импорта капитала, создания совместных предприятий, участия иностранного капитала в процессе приватизации (табл. 9).
Либерализация внешнеэкономической деятельности является важным направлением экономической политики восточноевропейских стран в целом, так как обеспечивает улучшение их платежного баланса, положения в системе международного разделения труда, способствует открытости национальных экономик, приспосабливает их к условиям конкуренции, которые действуют на мировом рынке. Это напрямую стимулирует развитие и внедрение достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство. Либерализация внешнеэкономической деятельности неразрывно связана с отказом от государственной монополии в этой сфере.
Следующая характерная особенность современных внешнеэкономических отношений восточноевропейских стран заключается в изменении приоритетов развития внешнеэкономических связей, резком уменьшении роли и значения взаимной торговли и существенном увеличении внешнеторгового обмена, прежде всего, с развитыми странами Запада. В начале 90-х годов удельный вес взаимной торговли во внешнеторговом обороте восточноевропейских стран сократилась почти с 60% до менее 20%. Изменение географической структуры внешнеэкономических связей восточноевропейских стран обусловлена логикой преобразований, которые происходят там. В условиях становления конкурентной рыночной среды в странах региона производители и потребители начинают непосредственно определять товарную и географическую структуру динамику внешнеэкономического обмена, развитие новых форм внешнеэкономической деятельности, исходя из соотношения своих доходов и затрат.
Тенденция диверсификации внешнеэкономических связей поддерживается политикой восточноевропейских стран, некоторые из них, прежде всего Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, ставят перед собой цель вступить до конца 90-х годов в ЕС. Этой же цели способствует субрегиональное экономическое сотрудничество на основе дву — и многосторонних соглашений. Расширению участия восточноевропейских стран в международном разделении труда, усилению открытости национальных экономик способствует их вступление и активное участие в деятельности международных экономических организаций: Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Генеральном соглашении по торговле и тарифах, Европейском банке реконструкции и развития и др.
Рыночные реформы в странах региона, либерализация внешнеэкономической деятельности, переход к взаимным расчетам в свободно конвертируемой валюте способствовали изменению товарной структуры их внешней торговли. Низкая конкурентоспособность продукции стран региона в условиях открытости национальных экономик была главной причиной резкого сокращения доли промышленных товаров во взаимной торговле. При этом в условиях сокращения объемов взаимной торговли возрос удельный вес сельскохозяйственной и химической продукции, сырья. Так, доля машин и оборудования в польском экспорте в Венгрию снизилась с 53 — 55% в 1988 — 1989 гг. до менее 10% в первой половине 1992 г.; за это время соответствующая доля в венгерском экспорте в Польшу упала с 56 — 58% до 27%.
В экспорте восточноевропейских стран в развитые государства сырье и топливо продолжали занимать значительное место: в 1991 г. в экспорте без учета бывших СССР и СФРЮ-34,2%, в экспорте бывшего СССР — 75,6%. Наряду с этим все большее значение начинает приобретать готовая продукция: 1991 г. в экспорте без учета бывших СССР и СФРЮ-65%, в экспорте бывшего СССР — 17%. В импорте преобладала машиностроительная продукция: в 1991 г. почти 44%.
Новые черты приобретают внешнеэкономические отношения стран региона в условиях возникновения новых восточноевропейских стран: Беларуси, России, Украины, Хорватии и др. Прекращение существования в начале 90-х годов как единых государств СССР, СФРЮ, Чехословакии, с одной стороны, усиливает международную государственную конкуренцию производителей разных стран, с другой — ставит новые восточноевропейские страны перед необходимостью согласовывать и координировать внешнеэкономическую политику. В этих условиях формирование национальной внешнеэкономической политики суверенных государств тесно переплетается с интенсификацией интеграции восточноевропейских стран в международное разделение труда.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные особенности современного социально-экономического развития восточноевропейских стран.
2. В чем заключаются причины кризисных явлений в экономике стран региона в первой половине 90-х годов?
3. Какие главные направления национальных программ и практики рыночных реформ в странах Восточной Европы на современном этапе?
4. Назовите основные направления либерализации внешнеэкономических связей восточноевропейских стран.
5. Как менялись в послевоенный период товарная и географическая структуры внешнеэкономических связей стран региона?
Источник